Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
pdf

Студенческий документ № 060885 из ГИТИС

1. Цели освоения дисциплины

Цель курса.

Цель курса - ознакомить студентов с эволюцией систем и принципов организации театрального дела в России в ХХ веке, объяснить логику смены различных моделей театральной инфраструктуры в зависимости от базовых идей конкретного социального времени.

Множество форм организации театрального дела и составляющих его элементов нуждается в своем методологическом обосновании. Без теоретико-концептуального осмысления пройденного российским театром в ХХ веке исторического пути студенты рискуют оказаться погребенным под гигантской грудой "сырых" фактов.

Задачи курса:

- обосновать методологический подход к рассмотрению истории театрального дела в России в ХХ веке как логическую смену множества систем театральной инфраструктуры в зависимости от идей конкретного социального времени;

- аргументировать совокупность механизмов, регулирующих поведение указанных систем;

- обосновать историческую периодизацию смены систем театральной инфраструктуры;

- проанализировать ? в контексте предложенной периодизации ? специфику каждой выделенной системы театрального дела.

Студентам необходимо уяснить, что именно юридический механизм устанавливает границы правового пространства для театральной деятельности. При этом очень важно понимать разницу между декларируемыми в законах (правовых документах) и реально реализованными на практике нормами.

2.Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.

Выпускник по направлению подготовки "Продюсерство" с квалификацией "продюсер исполнительских искусств" должен обладать следующими компетенциями:

ПК-12 - способностью применять для решения творческих замыслов знания общих основ теории искусств, закономерности развития и специфику выразительных средств различных видов искусств;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

- историю театрального дела в России, деятельность выдающихся продюсеров в театрально-концертной деятельности;

- принципы организации театрального дела в каждый выделенный исторический период

уметь: - актуализировать исторический опыт в области театрального дела в целях повышения уровня современного продюсерства в области исполнительских искусств;

- объяснять органическую взаимосвязь всех составляющих системы театрального дела с общественно-политическими, экономическими и культурными факторами;

владеть:

- навыками научно-исследовательской деятельности в сфере истории театрального дела.

3.Структура и содержание дисциплины.

Распределение часов курса по темам и видам работ Общая трудоемкость дисциплины составляет 92 часа.

Наименование тем и разделов ВСЕГО

(часов) Аудиторные занятия (час.) Самостоятельная работа студентов В том числе: Теоретич. Практич. Раздел 1. Театральное дело в СССР в годы "военного коммунизма" (1917 - 1921). Тема 1 2 Тема 2 2 6 Тема 3 2 4 Раздел 2. Театральное дело в СССР в годы НЭПа (1922 - 1927 гг.) Тема 4 4 6 Тема 5 2 4 Раздел 3. Театральное дело в СССР в 1928 - 1954 гг. Тема 6 4 4 Тема 7 2 8 Тема 8 2 2 Тема 9 4 4 Раздел 4. Театральное дело в СССР в 1955 - 1985 гг. Тема 10 2 6 Тема 11 2 4 Раздел 5. Театральное дело в СССР в годы перестройки: 1985-1991 гг. Тема 12 2 4 4 Раздел 6. Театральное дело в РФ в посткоммунистическую эпоху. Тема 13 2 4 Итого 92 32 56 4

Содержание

Раздел 1. Театральное дело в СССР в годы "военного коммунизма" (1917 - 1921).

Тема 1. Театральное дело в России от Февраля к Октябрю 1917 г.

Тема 2. Театральнее дело в России в годы военного коммунизма: ноябрь 1917 г. - Тема 3. Театральное дело в России в годы военного коммунизма (продолжение): август 1919-1921 гг.

Раздел 2. Театральное дело в СССР в годы НЭПа (1922 - 1927).

Тема 4. Театральное дело СССР в годы НЭПа: 1922-1924 гг.

Тема 5. Театральное дело в СССР в годы НЭПа (продолжение): 1925- 1927 гг.

Раздел 3. Театральное дело в СССР в 1928 - 1954 гг.

Тема 6. Театральное делю в СССР в 1928- 1935 т: от Главискусства к ВКИ при СНК СССР.

Тема 7. Театральное дело в СССР в предвоенные годы: 1936 - 1941 гг.

Тема 8. Театральное дело в СССР в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Тема 9. Театральное дело в СССР в 1946-1954 гг.

Раздел 4. Театральное дело в СССР в 1955 - 1985 гг.

Тема 10. Театральное дело в СССР после XX съезда КПСС: 1955-1968 гг.

Тема 11. Театральное дело в СшРв эпоху "развитого социализма": 1968-1984 гг.

Раздел 5. Театральное дело в СССР в годы перестройки: 1985-1991 гг.

Начало театральных реформ, Ее этапы.

Тема 12. Театральное дело в СССР в годы перестройки: 1985 - 1991 гг.

Раздел 6. Театральное дело в современной России (1991 - 2010).

Тема 13. Театральное дело в России в посткоммунистическую эпоху: август 1991 г. и далее.

Темы и краткое содержание курса

Раздел 1. Театральное дело в СССР в годы "военного коммунизма" (1917 - 1921).

Декрет "Об объединении театрального дела" (август 1919) ? первая, неудачная попытка "огосударствления" искусства. "Сверхтеатральное время" (Б.Алперс) Тема 1. Театральное дело в России от Февраля к Октябрю 1917 г.

Социально-экономическая и политическая ситуация в стране: паралич власти, инфляция, военные неудачи, дезертирство, голод. Люмпенизация общества и митинговый анархизм. Бурный рост профсоюзов. Политизация масс. Двоевластие в стране.

Развал империи и расширение процесса муниципализации театров.

Идеи сценических деятелей о принципах организации театрального дела: Министерство изящных искусств или Всероссийское художественное вече. Проект А.Р. Кугеля о национальных театрах.

Деятельность "комиссии Горького", его преобразование в "Особое совещание по делам искусств'". "Совет по делам искусств" при комиссаре Ф.А. Головине. Организация "Союза деятелей искусств" (СДИ), его борьба с "государственниками".

Децентрализация управления культурным процессом: проект В. Денисова и реакция общественности. Проект В. Градова и А. Таирова о государственной экспроприации частных театров и передаче права распоряжения ими Всероссийскому союзу русских актеров.

Противостояние новых профессиональных театральных союзов РТО. Бойкот антрепренеров.

Театральный налог и ценообразование. Новые ставки авторского права и протест театров. Расцвет фарсово-репертуарных театров, их политический репертуар в марте - августе. Порнография и требование части театральной общественности восстановить цензуру. Новая специфическая публика: "Хам пришел". Снижение посещаемости "серьезных" театров. Бумажный, топливный и транспортный кризисы. Начало исхода артистов из государственных театров.

Первые мероприятия Временного правительства по театральному делу. Отмена цензуры и репертуар театров. Требование автономии артистами государственных театров. "Временное положение" (май 1917). Результаты: внутритеатральные конфликты. Забастовки в частных театрах.

Сентябрьская комиссия по реорганизации государственные театров: Ф.Д. Батюшков, В.Д. Набоков и А.В. Луначарский. Передача театров в ведение Министерства народного просвещения (сентябрь 1917).

Организация и деятельность культурных комиссий СР и СД. I Петроградская конференция пролетарских культурно-просветительных организаций 16-19 октября 1917 г. - организационное оформление Пролеткульта.

Тема 2. Театральнее дело в России в годы военного коммунизма: ноябрь 1917 г. - август 1919 г.

Социально-экономическая и политическая ситуация в стране: дальнейший развал государственности и экономики. Смута и грабежи. Начало гражданской войны (сентябрь 1918).

"Кавалерийская атака" на капитализм. Экономическая политика новой власти: "непосредственный переход старой русской экономики к государственному производству и распределению на коммунистических началах" (Ленин. В.И. ПСС, т.44, с. 156). Огосударствление экономики: национализация отраслей народного хозяйства. Организация ВСНХ (декабрь 1917). Областные управления народным хозяйством - совнархозы (июнь 1918). Запрещение товарно-денежных отношений в стране. Отмена денег: они (совзнаки) сохраняются как учетная категория. Декрет СНК "О спекуляции": борьба с торговцем-частником (июнь 1918). "Черный рынок" и создание заградительных отрядов (ЧОНы).

Переход к распределительным отношениям. Система пайков для трудящихся (ноябрь 1918 г.). Приход на службу в театр выдающихся деятелей российского искусства - объективное условие превращения театра в годы военного коммунизма в родовой вид искусства.

С П. Муравьев - Временный комиссар по театру в составе первого Временного советского правительства. Бойкот новой власти: "театральная машина остановилась".

Отказ СДИ от сотрудничества с новей властью. Политика Советской власти - "осторожное завоевывание государственных театров" (А.В. Луначарский).

Введение цензуры (трибуналов печати, октябрь 1917); она имеет "временный характер и будет отменена по наступлении нормальных условий общественной жизни". Создание при трибуналах печати Следственных комиссий с правом на обыск и арест (январь 1918).

Декрет ВЦИК и СНК "Об учреждении Государственной 'комиссии

по просвещению" (9 ноября 1917). Организация при ней отдела искусств (29 января 1918).

Декларация А.В. Луначарского о политике новой власти в области искусства.

Организация Театрального совета (январь) и ТЕО Наркомпроса (июнь 1918) и его подотделов на местах. Экономические методы регулирования театрального дела. Попытка первого "огосударствления" искусства. Декрет "Об объединении всего театрального деда и постановке зрелищ в пределах Северной области и передаче в ведение Комиссариата по народному просвещению Союза коммун Северной области РСФСР" (октябрь 1918), "Очередь за Москвой" (П. М., Керженцев). Идея Пролеткульта, что "театр как коммерческое предприятие должен быть уничтожен", и эта "политика должна быть проведена путем принуждения",

Ориентация руководства ТЕО на национализацию театров - принцип прямого управления. Запрет на заключение контрактов с артистами без предварительного разрешения ТЕО (март 1919). Временные "Правила финансирования местных учреждений по театральному делу" О.Д. Каменевой (март 1918): ТЕО предполагает перевести театры РСФСР на бюджет при условии разработки годовых планов. Попытки реализации этой идеи на местах. Дискуссия о "финансировании" (переводе на бюджет) и "субсидировании" (дотировании) театров. Позиция Пролеткульта.

Рост и расширение сети театров. Всероссийский съезд театральных предпринимателей (октябрь 1918). Запрещение показа спектаклей частным предпринимателям без разрешения органов Наркомпроса (ноябрь1918). Сокращение числа частных театров - не более 20 к концу 1918 г. Распоряжение Наркомпроса о запрете "всякой частной инициативы в театральном деле" (май 1919).

Инициатива наркома социального призрения А.М., Коллонтай: государственный сбор с публичных зрелищ и увеселений (январь 1918) и его отмена (сентябрь 1919).

Пустующие залы театров в сезоне 1917/1918 гг. Начало показа бесплатных (народных) спектаклей.

Репертуар: поиск революционных пьес. Актерская безработица.

Первая волна студийного движения, Энергичный рост самодеятельных театров.

Деятельность профсоюзов. Организация посещений театра рабочими, красноармейцами и солдатскими вдовами. Разработка нового нормального договора и тарифных ставок за разовые выступления. Перевод актерской биржи в Наркомат труда (апрель 1919).

I Всероссийская конференция пролетарских культурно-просветительных организаций (15 - 20 сентября 1918) - заявка Пролеткульта на культурную монополию в стране. Е? резолюции: независимость от государства; притязания на руководящую роль в культурном процессе; отказ от прошлой культуры как "буржуазной"; обещание построить новую великую пролетарскую культуру, достойную "самого передового класса в истории". Условие взлета пролетарской культуры - организованное коллективное творчество масс во всех видах искусства.

Тема 3. Театральное дело в России в годы военного коммунизма (продолжение):

август 1919-1921 гг.

Общественно-политическая ситуация в стране, Завершение гражданской войны. Упразднение Народного (Государственного) банка РСФСР "за ненадобностью" (январь 1920). Попытки конструирования "трудовой единицы"- "треда" (1921), Введение всеобщей трудовой повинности (1920).

Восстание в Кронштадте (февраль 1921). Голод в Поволжье и организация ПОМГОЛа (лето 1921 ). "Хозяйственный фронт выдвигается перед нами как самый главный и как основной" (В. И, Ленин); декреты СНК и ВЦИК об учреждении Госбанка РСФСР (октябрь 1921); Восстановление с августа 1921 г. обязательной платы за товары. Декреты СНК (август, сентябрь и декабрь 1921) о праве местных Советов на применение местных налогов. Создание уездных, городских и волостных бюджетов.

Декрет "О рабочих факультетах" (1920. Декрет СНК об организации Института красной профессуры (1921).

"Военный коммунизм" - "эпоха проектов райской жизни на земле" (И. Г. Эренбург). Театр как средство пропаганды революционных идей в годы гражданской войны. Театральное дело в Красной Армии: 1200 профессиональных театров и около 900 театкружков. "Нелояльная конкуренция" '(А.В. Луначарский) художественного отдела ПУР РККА с ТЕО Наркомпроса по поводу красноармейских пайков..

Топливный кризис и положение театров. Дискуссия по проекту национализации театров. "Круговая оборона" творческих деятелей театра.

Централизация управления театральным процессом. Первая, ленинская, попытка огосударствления искусства: декрет СНК "Об объединении театрального дела" (август 1919). Объявление "национальным имуществом" театральных зданий и реквизита, представляющего "культурную ценность". Деятельность Центротеатра. Государственные субсидии театрам, "признаваемым полезными и художественными".

Дифференциация театров по подчиненности и принципам управления. Автономные (самоуправляемые) и неавтономные театры. Борьба Пролеткульта против автономии. Позиция А. В. Луначарского. Огосударствление РТО: "ввиду того, что задачи и цели РТО совпадают с задачами Театрального отдела - РТО переходит в ведение ТЕО Наркомпроса" (1919)..

Дискуссия о новом театре. (декабрь 1919). В. Э. Мейерхольд - заведующий ТЕО Наркомпроса. "Театральный Октябрь" (1920) и борьба новых "революционных" театров с академическими. Организация Московской ассоциации народных театров в составе Большого, Малого и Художественного театров.

Механизмы регуляции культурного процесса. Организация в 1920 г. при ЦК РКП(б) "для руководства всей политико-просветительной работой в РСФСР" Отдела агитации и пропаганды(Агитпропа). Ориентация на политико-идеологические метода регулирования театрального процесса в преддверии НЭПа: учреждение при Наркомпросе Главного политико-просветительного комитета - Главполитпросвета (ноябрь 1920) и его отделов на местах, призванных проводить идеи партии в "политико-просветительной работе республики".

I Всероссийская конференция заведующих губернскими подотделами искусств.

Реорганизация Наркомпроса (февраль 1921) и ее цель. Резолюция I I Всероссийского съезда политпросветов.

Предложение Г. Мясникова об отмене цензуры в связи с окончанием гражданской войны. В.И. Ленин: "Мы самоубийством кончать не желаем и потому этого не сделаем". (1921, Ленин В.И. ПСС, т. 44, с. 79).

Расширение деятельности Пролеткульта: к 1920 г. около 300 местных отделений, актив - св. 500000 тыс. человек. Борьба В.И. Ленина против самостоятельности Пролеткульта.

"Сверхтеатральное время" (Б.В. Алперс). Взрыв самодеятельного театра - св. 1000 теакружков на фабриках и заводах. "Психоз театрализации" (В. Э. Мейерхольд) в РСФСР и его причины. Публика театра: "первобытный в отношении искусства зритель" (К.С. Станиславский).

Дотационный принцип финансирования: "получение субсидий не лишает театр права пользоваться кассовой выручкой" (январь 1920). Дальнейший рост расходов Наркомпроса на культурную деятельность до 20% годового бюджета республики. Переход к бюджетному финансированию.

Голод и переманивание столичных артистов в провинциальные театры: "контрактовая горячка". "Неслыханное" падение дисциплины в театрах: "вакханалия халтуры" (А.И. Южин-Сумбатов).

Театральный авангард и репертуарный "эстетизм" театров.

Создание в 1919 г. Всероссийского профессионального союза работников искусств (Всерабис). Деятельность профсоюзов по защите прав актеров: первая и вторая "тарифные кампании". Основной тариф Всерабиса и нормирование труда актеров в зависимости от группы театра (3 группы), амплуа (5 видов) и разряда. Установление "охранной нормы" выступлений.

Введение обшей нормы занятости на репетициях для артистов всех категорий. Индивидуальная, групповая и коллективная нормы выработки.

Кампания за "единоличное управление в театре".

Развитие науки о театре. Бурный рост социологических исследований: Г.В. Плеханов, А.В. Луначарский, В.М. Фриче, И.И. Иоффе, Ф.И. Шмит,

А.А. Гвоздев.

Социально-культурные итоги первой попытки "огосударствления" искусства. Присвоение театрам звания "академический" (декабрь 1919). Установление звания народного артиста республики.

Тенденция роста посещаемости театра в 1919-1920 гг. и ее причины. Постановление Центротеатра об установлении единообразной расценки мест для всех театров РСФСР (март 1920) и ее введение (октябрь 1920). Объявление зрелищ бесплатными (январь 1921).

Сеть, виды и подчиненность театров: в ведении Наркомпроса в 1920 г. - 1574 театра, кружков и студий; октябрь 1921 - 936. Конфликт Президиума Моссовета с Наркомпросом из-за московских театров (октябрь 1919- январь 1920).

Раздел 2. Театральное дело в СССР в годы НЭПа (1922 - 1927). Механизмы выживаемости театров в условиях самоокупаемости и роста налогов. Поиск форм организации зрителя. Социально-культурные последствия работы театров в условиях самоокупаемости.

Тема 4. Театральное дело СССР в годы НЭПа: 1922-1924 гг.

Общественно-политическая ситуация в стране. Резолюция XI съезда РКП(б) (март-апрель 1922) "О финансовой политике": Введение платы за обучение в вузах.

Формирование системы идеологического и организационного руководства искусством. Высылка из страны ученых-гуманитариев и писателей (1922). Постановление Оргбюро ЦК ВКП(б) о подчинении Пролеткульта ВЦСПС (июнь 1922). Закрытие Вольных философских академий (1924). Первая Конституция СССР (1924).

Ликвидация автономии театров (май 1923). Сдача местными органами театров в аренду. Антрепренер - "реставрируемый варяг". Попытка реанимации идеи национализации искусства: "План монополизации государством предприятий искусства и огосударствления всех видов художественного труда", поддержанный IV Всероссийским съездом профсоюзов.

Усиление политико-идеологического контроля в культурном процессе.

Циркуляр Главполитпросвета "О контроле над частными художественными предприятиями" (июль 1923): " Органы политпросветов по сдаче театров, цирков и т.д. в аренду как организациям, так и частным лицам, вступают с ними в договорные отношения, регламентируя в договорах не только моменты коммерческих отношений, но и вопросы художественной работы но существу". Установление процедуры утверждения репертуара академических театров (февраль 1924).

Решение коллегии Наркомпроса о ликвидации (июнь 1922) и восстановлении

(февраль 1923) при Главполитпросвете Художественного отдела и ТЕО. Организация в 1923-1924 гг. в системе политпросветов Управлений зрелищных предприятий (УЗП) и их функции.

Сеть, виды и подчиненность театров: в ведении Наркомпроса в октябре 1922- 567 театров. Переход к дотационному принципу финансирования государственных театров. Введение цен на театральные билеты (январь 1922).

Изменение структуры сети и репертуара театров: "отчаянное нащупывание рынка". "Многоукладная" экономика в театральной сфере. Формирование кооперативных актерских коллективов (трудколлективы; с 1923 г. - трудовые производственные коллективы). Льготы трудколлективам: первые 6 месяцев работа без налогов; пониженные расценки аренды; льготы по оплате коммунальных услуг; с 1924 г, - выдана ОНО (или биржей, или исполкомом) средств на создание коллектива и передача зданий в безвозмездную аренду. Возрождение антрепренерского театра и системы оплаты труда по маркам в негосударственных театрах.

Шквал театральных налогов. Декрет ВЦИК и СНК "О6 установлении местного налога с публичных зрелищ и увеселений" (июнь 1922). Дифференцированные ставки этого налога. Виды налогов.

Декрет СНК об освобождения от налогов и сборов государственных академических театров (декабрь 1924),

Зарождение принципа единоначалия в государственном театре (1923). Должность директора и его функции.

Рост цен на билеты. Декрет СНК о снижении расходов театров при одновременном снижении цен на билеты. "Кризис посещаемости" московских театров в 1924 г.: средняя заполняемостъ - 60%. Новый зритель и репертуарная линия театров. Поиск новых форм организации рабочего зрителя. Установка на "организованное потребление".

Сокращение сета театров.

Помощь профсоюзов в экономическом выживании театров и трудоустройстве безработных артистов, установление ставок сверхурочных работ, разработка правил внутреннего трудового распорядка. Появление секций искусств на биржах труда и их преобразование в 1924 г. в Посреднические бюро по найму и распределению (трудоустройству) актеров к других работников театра (Посредрабисы). Признание индивидуального контракта (договора) юридическим документом.

Деятельность профсоюзов по переводу трудколлективов на гарантийную систему оплаты труда Установление 17-разрядной тарифной сетки с соотношением крайних разрядов 1: 5 (в других отраслях- 1: 8).

Обследование финансового положения театров Рабоче-Крестьянской инспекцией (Рабкрин) в сезоне 1923/1924 и 1924/1925 гг.

Тема 5. Театральное дело в СССР в годы НЭПа (продолжение): 1925- 1927 гг.

Общественно-политическая ситуация в стране. Курс на индустриализацию страны.

Рост бюджетных ассигнований "на дело народного образования" (1925). Отмена "сухого закона" (1925). Постановление ЦИК и СНК СССР "О режиме экономии" (1926). "Перемотаем доходы от водки на доходы от кино и радио" (И. Сталин, 1927). Переход на 7-часовой рабочий день (1927).

Резолюция ЦК РКП(б) "О политике партии в области художественной литературы"

(1925):

Усиление идеологического контроля: распоряжение Главполитпросвета "О контроле за репертуаром" (1925), цензурирование репертуара концертных выступлений артистов актеатров, кроме заслуженных и народных (апрель 1925).

Новая советская драматургия. Репертуар театров к X годовщине Октября:

осмысление революции 1917 г. и гражданской войны.

Институт "красных директоров" (1927).

Театральные налоги и сборы.

Первый Всесоюзный съезд директоров театров (1927) о проблемах финансирования, ценообразования и нейтрализации театрального дела.

Сеть государственных театров: в 1925 г. - 11. Начало перехода товариществ на государственную службу (сезон 1925/26 г.). Передвижные деревенские театры.

Появление ТРАМов (1925).

Структура сети театров в 1925 г.

Социально-культурные последствия перевода театров на самоокупаемость.

Декрет СНК РСФСР "О присвоении звания заслуженного работника искусства"

(август 1926).

Раздел 3. Театральное дело в СССР в 1928 - 1954 гг. Второе "огосударствление" искусства. Перенос принципов производственного планирования в сферу театральной деятельности. Утверждение системы государственной системы организации и управления театральным процессом. "Омхачивание" (1937) и стационирование (1938) театров. Временные хозрасчетные коллективы как элемент самоорганизации в годы войны. Сокращение дотации (1948) и рост числа спектаклей.

Тема 6. Театральное делю в СССР в 1928- 1935 т: от Главискусства к ВКИ при СНК СССР.

"Великий перелом" 1928 г.: переход к тоталитарному государству;

Восстановление системы централизованного государственного управления экономикой.

Коллективизация сельского хозяйства и крестьянские бунты. Роль культуры и искусства в строительстве советского образа жизни и воспитании "нового советского человека".

Утверждение ЦИК и СНК СССР "Основ авторского права" (1928).

Постановление ЦК ВКП(б) "О перестройке литературно-художественных организаций" (1932). Первое Всесоюзное партийное кино-совещание при ЦК ВКП(б) (март 1928). Постановление ВЦИК и СНК РСФСР "О музейном строительстве в РСФСР" (август 1928), Постановление ЦК ВКП(б) "О6 обслуживании книгой массового читателя" (декабрь 1928).

Создание при Наркомпросе Главного управления по делам литературы и искусства - Главискусство (апрель 1928).

Введение дополнительной цензуры (литеровка пьес) в театрах (1928): рекомендуемые (А); разрешенные (Б), развлекательные, идеологически безвредные (В) и агитационные (Г) пьесы. Упразднение Главискусства. Постановление ВЦИК и СНК РСФСР о создании Совета по делам художественной литературы и искусства (сентябрь 1929).

Первая Всесоюзная театральная Олимпиада народов СССР (июнь-июль 1930 г. Организатор - Совнарком СССР, субсидия- 125 тыс. руб.) как альтернатива Конгрессу театральных деятелей (Вена) и Конгрессу артистов (Гамбург).

Реорганизация Наркомпроса. Преобразование Совета по делам художественной литературы и искусства в Сектор искусства и культуры (июнь 1930). Циркуляр Наркомпроса и ЦК Рабис "О6 организации теаобъединений" (август 1930): "в целях ликвидации множественности руководства (...) и организаций на местах управлений театральными предприятиями, действующих на правах трестов".

Очередная реорганизация Наркомпроса и создание Управления театральнозрелищными предприятиями (УТЗП) в 1933 г. Формирование местных УТЗП в составе краевых (областных) отделов народного образования.

Всесоюзное совещание по планированию искусства (1930).

"Нормальный устав" государственного театра (1928). Перевод театров на непрерывную 5-дневную рабочую неделю (1930) и непрерывную годовую работу (1931).

Переход театров к ежедневному показу спектаклей, кроме выходного дня, и годовому театральному сезону с одним месячным отпуском.

Деятельность профсоюзов: I I I пленум ЦК Рабис и категоризация драмтеатров на 5 групп в зависимости от их "экономической мощности и художественной ценности". Ликвидация безработицы: в 1930 г, - св. 4000 безработных актеров, в 1931 г. - 450. Начало стационирования театров: отказ от контрактной (договорной) системы в столичных (1929) и крупных областных театрах (1930-е годы). I

Начало дискуссии о "бездефицитной работе театров". Освобождение театров от уплаты государственного подоходного и промыслового налога (1928), отмена налога с афиш и курортного сбора (1930), налога со строений и земельной ренты (1931), изменение ставок налога с посетителей: обычная и льготная.

Утверждение единоначалия в театре.

Репертуарные линии театров.

Рост цен на билеты: с 1928 по 1935 гг. в 4- 4,5 раза. Стабильность цен после 1935 г. Новое в формах организации зрителя - продажа билетов по перечислению в кредит, культпоходы. Посещаемость.

Постановление ВЦИК и СНК РСФСР "О порядке присвоения звания народного артиста и заслуженного деятеля искусства" (1931).

Тема 7. Театральное дело в СССР в предвоенные годы: 1936 - 1941 гг.

Общественно-политическая ситуация в стране. Отмена карточной системы на продовольственные (1935) и все прочие виды товаров (1936). Принятие Конституции. Участие советских добровольцев в гражданской войне в Испании (1936-1939). Внешняя политика СССР в 1939 г.: пакт о ненападении с Германией (1939). "Незнаменитая" война с Финляндией (1940). Расширение западных границ СССР (1939 - 1940).

Институционализация художественного творчества. Декады культуры и искусства национальных республик, "СССР - страна талантов" ("Правда", 1938). 30-е годы - годы "укрощения искусства" (Ю.Б, Елагин) в СССР.

Организация Всесоюзного комитета по делам искусств - ВКИ при СНК СССР (январь 1936). Управлений по делам искусств при СНК союзных и автономных республик.

Репертуар театров - переориентация на современную драматургию: пьесы А. Афиногенова, А. Арбузова, Вс. Вишневского, А. Корнейчука, Н. Погодина, К. Симонова и др. Ленинская тема на сцене и приказ ВКИ "О работе над пьесами с образами вождей партии" (1939).

Реорганизация и слияние Московских театров (1937-1938 гг.) Закрытие МХАТ-2 (1936) Московского драмтеатра (х/р - В.С. Смышляев) и ГосТИМа (1938). Прекращение студийного движения в театральном процессе. Приказа ВКИ "О запрещении выезда театров на гастроли за пределы республики, края или области без разрешения ВКИ при СНК СССР" (1938) и "О порядке открытия и ликвидации учреждений и предприятий культуры" (1940).

Освобождение театров от всех видов налогов (1938). Постановление СНК СССР № 1528 от 22 сентября 1939 т. "Об упорядочении оплаты труда работников театральнозрелищных предприятий и театров республиканского и местного подчинения": введение квалификационно-должностных характеристик для всех специалистов и обязательных месячных норм выступлений для артистов. Подразделение артистов на 6 категорий: высшую, первую, вторую, третью, четвертую и вспомогательный состав. Оплата труда работников художественно-руководящего состава зависела от должностного оклада и группы театра. Введение в действие типовых штатных расписаний (1939).

Постановление ЦИК СССР "Об установлении звания народного артиста СССР"

(1936).

Тема 8. Театральное дело в СССР в годы Великой Отечественной войны 1941-

1945 гг. Общественно-политическая ситуация в стране: все на борьбу с врагом. Перевод экономики страны на военные рельсы. Введение карточной системы (1941). Организация трудфронта. Продолжение репрессий: геноцид и массовая ссылка целых народов в Казахстан и Сибирь (1944). Атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки (август 1945).

Армейская художественная самодеятельность, 435 режиссерских инструкторских бригад для работа с ними.

Постановление Президиума ВТО (3 июля 1941) об организации: оборонного и антифашистского репертуара малых форм; актерских бригад по обслуживанию частей действующей Армии; курсов по подготовке актрис-медсестер. Совместная деятельность ВКИ при СНК СССР и ВТО РСФСР по организации фронтовых театров (св.25) и фронтовых -филиалов столичных театров: Малого, МХАТа, им. Е. Вахтангова, ГИТИСа, Музыкальных театров ВТО и других. Создание военно-шефский комиссии ЦК Рабис и дирекции фронтовых театров при ВКИ (1942).

Эвакуация театров. Сокращение сети и расходов театров.

Творческо-производственная деятельность фронтовых театрально-концертных бригад: принцип "актерской взаимовыручки" (П.П. Гайдебуров). Приказ ВКИ при СНК СССР "Временное положение о театральных в музыкальных хозрасчетных коллективов" (июль 1941): возврат к актерским трудколлективам и работе по "паям". Постановление ВКИ "О порядке включения хозрасчетных коллективов в государственную сеть" (июнь 1942). Дифференцированный налог со зрелищ (1942).

Репертуар театров в годы войны: реабилитация историко-патриотической темы, русская и мировая классика. Постановки пьес А.Н. Островского на сценах театров СССР: 1943 г. - 296, 1944 г. - 423. Зрительские предпочтения комедий и оперетт.

Организация в союзных республиках крупных хоров, хоровых капелл, ансамблей народной песни и танца (с 1943 г.).

Тема 9. Театральное дело в СССР в 1946-1954 гг.

Общественно-политическая ситуация в стране. Восстановление народного хозяйства. Преобразование СНК СССР, союзных и автономных республик в Советы Министров соответствующего уровня (1946).

Денежная реформа и отмена карточной системы снабжения продовольственными и промышленными товарами (декабрь 1947). Постановление Совмина СССР об отмене госдотаций ряду промышленных отраслей (июль 1948). Создание СЭВ (1949). Начало освоения целины (1954).

Речь У. Черчилля в Фултоне (США) и начало "холодной войны" (1946). Испытание советской атомной (1949) и водородной бомб (1953). Опасения нового "декабризма": организованная властями послевоенная "охота на ведьм": борьба с "безродным космополитизмом" и "низкопоклонством перед Западом" (1949-1953). Послевоенное "кровопускание": "Ленинградское дело" и "Дело врачей" (1951-1953).

Усиление идеологического контроля: постановления ЦК ВКП(б) "О журналах "Звезда" и "Ленинград" (август 1946); "О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению" (сентябрь 1946), "О кинофильме "Болшая жизнь" (сентябрь 1946); "О6 опере "Великая дружба" В. Мурадели (февраль 1948); "Об одной антипартийной группе театральных критиков" (январь 1949).

Репертуарное единообразие театров, "Железный занавес" и исключение из репертуара театров западной классики в современных западных пьес. Теория бесконфликтности в советской драматургии: борьба "хорошего" с "лучшим". Преобладание в репертуаре пьес А. Корнейчука, Н. Вирты, А. Софронова, Г. Мдивани, А. Сурова и др.

Снижение посещаемости театров. Дискуссия о последствиях стационирования. Запрет ВКИ при СМ СССР на продажу "абонементов в ТЗП за безналичный расчет" (1948).

Отмена института худруков (1949) и передала их функций гл. режиссерам театров. Унификация и регламентация хозяйственной деятельности театров - "Инструкция по составлению производственно-финансовых планов театров" (август 1946).

Раздел 4. Театральное дело в СССР в 1955 - 1985 гг. Совершенствование принципов театрального дела: восстановление дотации (1956), трудового права (1956), поиск методов обновления труппы (1961). Карибский кризис и сокращение дотации театрам. Малые сцены (1972). Конкурсная система формирования труппы (1977).

Тема 10. Театральное дело в СССР после XX съезда КПСС: 1955-1968 гг.

Общественно-политическая ситуация в стране: "оттепель". Разоблачение на XX и XXII съездах КПСС "культа личности" Сталина. Отмена судебной ответственности за прогул и самовольный уход рабочих и служащих с предприятий и учреждений (1956). Ввод советских войск и подавление революции в Венгрии (1956). Начало освоения космоса (1957). Полет Ю А. Гагарина (1961). Расстрел демонстрации в Новочеркасске (1962). Карибский кризис (1962) и повышение закупочных и розничных цен на мясо-молочную продукцию.

Переход от административно-отраслевой к территориальной системе управления народным хозяйством: возрождение совнархозов и расширение прав Совмина союзных республик в вопросах хозяйственного и культурного строительства (1957). Образование СНХ (1962) и ВСНХ СССР (1963). Постепенный переход на 7-часовой рабочий день

(1957 - 1962).

Октябрьский пленум ЦК КПСС 1964 г.: дворцовый партийно-государственный переворот. Возвращение к территориально-отраслевой системе управления народным хозяйством (1965). Поиск пути рационального управления экономикой. Новая экономическая реформа - попытка реабилитации хозяйственной самостоятельности предприятий, хозрасчета и материального стимулирования труда. Призыв "улучшить использование таких важнейших экономических показателей, как прибыль, цена, премия, кредит" (1965). "Положение о социалистическом государственном производственном предприятии" (1965).

Оккупация Чехословакии в августе 1968 г. Экономический термидор: постепенное свертывание экономической реформы. Появление новых ("малоконтролируемых" - термин КГБ) средств массовой информации и расцвет авторской песни: А. Галич, Б. Окуджава, Ю. Ким, В. Высоцкий и т. д. Реакция властей. Публикация "Доктора Живаго" в Италии (1957) и "Одного дня Ивана Денисовича" А. И. Солженицына в СССР (1962). "Дело" Л. Б, Пастернака (1958). Суд над А. Синявским и Ю. Даниелем (1966) и идейное расслоение общества,

Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве (1957): "рок-н-ролл" как феномен западной культуры. Организованная свыше общественная кампания борьбы против "стиляг".

Появление генерации молодых драматургов, режиссеров, художников и актеров. Открытие театра "Современник" (1956) и театра на Таганке (1964). Всплеск общественного интереса к театральному искусству Лидерство в репертуаре театров пьес А. Арбузова, С. Алешина, А. Володина, В. Розова и др.

Новое прочтение русской классики: пьесы Л.Н. Толстого, А.К. Толстого, А.В. Сухово-Кобылина, А.П. Чехова, М. Горького, инсценировки Ф.М. Достоевского на сценах театров. Возрождение интереса к творчеству Б. Брехта, В.Э. Мейерхольда, Е.Б. Вахтангова. Возвращение Маяковского на сцену. Романтизация "шестидесятниками" легенды о революции и новая мифологизация "ленинианы" М.,Ф. Шатровым, Робкие надежды интеллигенции на деидеологизацию искусства (1956) и крах этих иллюзий

(1962). Дискуссии о проблемах единоначалия в театре и принципах формирования труппы. "В вопросе о художественном единоначалии мы пошли назад. Раньше у нас были художественные руководители, которые вкупе с директорами отвечали за театр как перед зрителем, так и перед коллективом" (Ал.Д. Попов. Театр, 1957, № 1). Формирование труппы - "центральный вопрос" Всесоюзной театральной конференции

1958 г.

Возврат к государственному дотированию театров (1956). Нормализация числа показанных спектаклей к 1960 г. Карибский кризис и сокращение дотации театрам в 1962-1964 гг. Ответная стратегия театров: выбор экстенсивного типа деятельности.

Проект введение конкурсной системы в театрах (1960).

Всплеск гастрольных и рост общего числа показанных спектаклей за 1958-1967 г. Изменение состава аудитории и репертуара театров. Творческие, социально-культурные и экономические последствия выбора театрами экстенсивного типа деятельности.

Тема 11. Театральное дело в СССР в эпоху "развитого социализма": 1968-1984 гг.

Общественно-политическая ситуация в стране. Политика разрядки и обострение идеологической борьбы. Принятие новой Конституции СССР-"манифеста развитого социализма" (1977). Движение правозащитников (диссидентов) и его влияние на общество. Расслоение культуры на официоз и андерграунд. Самиздат и тамиздат. "Бульдозерная выставка" 1974 г. Ссылка А.Д. Сахарова в Горький; высылка из страны А. И. Солженицына (1974) и других деятелей культуры и искусства. Расширяющийся процесс введения карточной системы на мясо-молочную продукцию в провинции. Появление в культурном процессе альтернативных систем проведения культурного досуга: "рок" и молодежная субкультура, Короткий век пьес А. Вампилова на сцене. Лидерство развлекательно-бытовых комедий и мелодрам (Б. Рацер и В, Константинов, Э. Брагинский и Э. Рязанов и др.) и западных (Р. Тома, Дж. Патрик, Д. Скарабуччи и др.) драматургов.

"Застой" студийного движения.

"Положение о социалистическом государственном театрально-зрелищном предприятии" (1968) - перенос в театральную сферу идей экономической реформы 1965 г.

Неэффективность конкурсной системы формирования трупп. Предложения о переходе к договорной системе (1967) и переизбрании трупп (1970), Эксперимент с новым порядком формирования трупп (1977). Три взаимосвязанных элемента этой системы: ежегодное переизбрание 20% труппы; объявление конкурса на вакантное место; право дирекции заключать с артистом срочный (до 3 лет) договор, если вакантное место осталось свободным.

Дальнейшее развитие науки о театре: переход к концепции "расширительного" театроведения. Исследование профессионального сознания и социальных условий творческой деятельности в театральном искусстве

Раздел 5. Театральное дело в СССР в годы перестройки: 1985-1991 гг. Начало театральных реформ, Ее этапы.

Тема 12. Театральное дело в СССР в годы перестройки: 1985 - 1991 гг.

Общественно-политическая ситуация в стране: апрельский пленум 1985 г. и ожидание перемен. Пакет законов и постановлений по "коренной перестройке" экономики: "О государственном предприятии (объединении)" (1985), "Об аренде", "О кооперации" (1987) и др. Бесславная антиалкогольная кампания властей (1985 - 1988). Межнациональные конфликты: (1986), Сумгаит и Карабах (1987) - первые удары колокола по "нерушимой дружбе советских народов". Первые относительно свободные выборы в парламент (1990). Рост национального самосознания в республиках. "Новоогар?вский процесс" - попытка спасти распадающийся Союз.

Дискуссия в прессе о путях совершенствования театрального дела. Учредительные съезды СТД РСФСР и СССР и их влияние на самосознание театральной общественности (1986). Отмена предварительной цензуры и акта приемки новых постановок театров (1987). "Положение о театре-студии на коллективном(бригадном) подряде" (1987). Агитация сценических деятелей (О. Ефремов, Г. Товстоногов, В. Белякович, М. Розовский) за хозрасчет в самоокупаемость театров.

Начало демонтажа административно-командной системы управления в театре. Постановление Совета Министров СССР № 800 "0 комплексном эксперименте по совершенствованию управления и повышению эффективности деятельности театров" (июнь 1986). Время действия эксперимента; январь 1987-декабрь 1988 г. Основные положения эксперимента: новый порядок формирования репертуара; демократизация внутритеатрального управления; стабилизация размера дотации на период эксперимента; расширение самостоятельности театров в планировании творческо-производственной деятельности, ценообразовании и материальном стимулировании.

Творческие, производственно-экономические и социальные итоги эксперимента: обогащение репертуара и лидерство в нем запрещенных ранее пьес, изменения в составах худсоветов, рост цен на билеты. Очередной (после 1917 - 1923 гг.) провал идеи самоуправления в государственных театрах.

Дальнейшее развитие идей эксперимента: совместная разработка МК РСФСР и СТД РСФСР "Основных направлений развитая театрального искусства и перестройки театрального дела в РСФСР" (1987). Переход к новым условиям хозяйствования в театре на основе решения государственной комиссии Совмина СССР по экономической реформе "Основные положения хозяйственного механизма в отраслях непроизводственной сферы (декабрь 1988). Децентрализация управления искусством и расширение прав местных органов власти. Создание фондов развития театрального и музыкального искусства в бюджетах всех уровней власти. Реализация идей нормативного хозрасчета в этом документе.

Мера участия вышестоящего органа власти в деятельности театра: контрольные цифры, госзаказ, лимиты и нормативы. Формирование до ходов театров: конец монополии государственного финансирования.

Отказ от концепции дотации и переход к бюджетным ассигнованиям, включаемым в доходы театра. Расширение субъектов договорных отношений, имеющих право на творческий заказ.

Право творческого коллектива на самостоятельный выбор формы распределения дохода. Две модели хозяйствования. Хозрасчетный и остаточный доход. Фонды театра; фонд творческо-производственного и социального развития, оплаты труда (фонд зарплаты и фонд поощрения), валютный фонд. Новая концепция оплаты труда: понятие единого фонда оплаты труда.

Начало контрактной системы: договор города с худруком и контракты с артистами - опыт Тольяттинского (1989) и Волгоградского (1990) театров.

Постановление Совета Министров РСФСР "О социально-экономической защите и государственной поддержке театров и театральных организаций в РСФСР" и "Положение о театре в РСФСР" (1991) - легализация различных форм собственности, дальнейшее расширение хозяйственной самостоятельности и рекомендация к переходу на контрактные отношения.

Репертуар театров: 1986-87 1т. - обращение к историко-публицистической теме ("Дети Арбата" А. Рыбакова, "Белые одежды" В. Дудинцева, "Дача Сталина" В. Губарева, "Я, бедный Сосо Джугашвили" В. Коркия, "Вожди" Г. Соловского. и др.). 1988-89 гг. социально-обличительный пафос: "Свалка", "Вечер", "Порог" А, Дударева, "Мурлин Мурло" Н. Коляды, "Звезды на утреннем небе" А. Галина и др.

1990 г. - ориентация на западную коммерческую пьесу: комедии и мелодрамы Р.

Тома, А. Пуаре, К. Шено, К. Мейо, Н. Саймона, А. Никколаи и пр.

Третья волна студийного движения. Его нормативная база: "Положение о театрестудии на коллективном (бригадном) подряде". Рост театров-студий.

Рост сети театров системы МК РСФСР.

Раздел 6. Театральное дело в современной России (1991 - 2010). Начало демонтажа системы "огосударствления" искусства, ее правовая база. Постепенный переход к принципу самоорганизации. Новые организационно-правовые формы театров.

Необходимость формирования системы общественной поддержки искусства.

Тема 13. Театральное дело в России в посткоммунистическую эпоху: август 1991 г. и далее.

Общественно-политическая ситуация в стране: августовский путч - реакция правых сил на возможность подписания новоогаревских документов. Развал СССР и образование СНГ. Первый шаг перехода к рыночным отношениям: залповый выброс (либерализация) цен. Быстрые темпы социального расслоения общества, растущая инфляция и падение курса рубля. "Долларизация" и дальнейший развал экономики. Рост преступности в стране.

Дефолт (август 1998). Начало возрождение экономики. Эксплуатация сырьевых ресурсов страны.

Экономическая ситуация в стране и сокращение числа театров-студий.

Постановление Правительства РФ "О мерах государственной поддержки культуры и искусства в период экономических реформ" (1992) - декларация о намерениях власти.

Формирование нормативной базы культурной деятельности: принятие Федеральных законов "Основы законодательства РФ и субъектов Федерации о культуре" (1992), "Об авторском праве и смежных правах" (1993), "О рекламе" (199?), "О некоммерческих организациях" (1996) и др., Конституции РФ (1993), Гражданского (1994), Трудового (2001), Налогового (2002) и др. Кодексов РФ.

Возрождение театральной биржи ? Всероссийского Центра занятости работников театров (1992 г.) и его ликвидация (2007 г.).

Современный этап театральной реформы: дальнейшие шаги по переходу к принципу самоорганизации. Новые организационно-правовые формы: Автономные учреждения (2006 г.) и Бюджетные организации нового типа (2010 г.). Снижение доли государственного финансирования театральной деятельности.

Репертуар театров: лидерство русской (А. Н. Островский, А. П. Чехов и Н. В. Гоголь) и зарубежной (У. Шекспир) классики. Рост числа государственных и муниципальных театров. Синусоида их посещаемости.

Деятельность СТД по социальной защите работников театров. Театральные Форумы СТД РФ. Режиссерская конференция (2002).

4. Образовательные технологии

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО направления подготовки специалиста по специальности "Продюсерство" изучение дисциплины предусматривает использование в учебном процессе семинаров и деловых игр, с целью формирования профессиональных навыков студентов.

5.Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации, учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Формы итогового контроля

Защита курсовой работы, зачет (6 семестр), экзамен (7 семестр).

Перечень вопросов к зачету и экзамену:

1. Два принципа организации театральной жизни. Их специфика. Основные механизмы и инструменты регулирования театральной деятельности.

2. Специфика театрального дела в от Февраля к Октябрю 1917 г.

3. Театральное дело в РСФСР до национализации театров. Роль Пролеткульта и его студий. Позиция А.В. Луначарского.

4. "Сверхтеатральное время" (Б.Алперс). Декрет "Об объединении театрального дела" (август 1919 г.) как первая попытка "огосударствления" искусства. Причины ее неудачи.

5. Переход театров на рельсы НЭПа. Специфика самоорганизации в эти годы. Механизмы выживания театров в условиях самоокупаемости и роста налогов. Социально-культурные последствия работы театров на принципах самоокупаемости.

6. Второе "огосударствление искусства" (1928 - 1931 гг.). Основные механизмы этого процесса. Организация творческих союзов. Последовательная смена 4-х руководящих органов управления культурой. Завершение системы территориально-отраслевого управления культурой.

7. Специфика организационно-экономической деятельности на рубеже 20 - 30-х годов. Постановление СНК РСФСР "О6 улучшении театрального дела" (октябрь 1930 г.). Начало стационирования театров: отказ от контрактной (договорной) системы в столичных театрах (1929 г.). Рост цен на билеты. Новые формы организации зрителя. Профсоюзы и театр. Рост дотации театрам.

8. Организация Всесоюзного комитета по делам искусств - ВКИ при СНК СССР (январь 1936). Сверхцентрализация управления культурой. Приказ ВКИ "Об улучшении руководства репертуаром театров" (1940): "очистка" репертуара от пьес, "искажающих советскую действительность", создание "справочного списка пьес", организация госзаказа пьес. Введение уголовной ответственности за нарушение порядка отбора и постановки пьес.

9. "Омхачивание" театров. Реорганизация и слияние московских театров (1937-1938 гг.). Освобождение театров от всех видов налогов (1938 г.). Приказ ВКИ при СНК СССР № 221 от 27 апреля 1938 г. "О порядке формирования театральных трупп" - завершение стационирования театров. Оформление директорского единоначалия в театре. Ликвидация театральной биржи.

10. Специфика театрального дела в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Временный налог на увеселения и зрелища. Специфика самоорганизации в годы войны.

11. Постановления ЦК ВКП(б) по искусству (1946 - 1948 гг.). Дискуссия о последствиях стационирования (1946). Снижение дотации театрам (1948 г.). Сокращение сети театров вдвое. Рост общего числа спектаклей. Отмена института художественных руководителей театров (1949 г.).

12. Идеологическая "оттепель" после ХХ съезда КПСС. Всплеск общественного интереса к театральному искусству Появление генерации молодых драматургов, режиссеров, художников и актеров. Открытие театра "Современник" (1956 г.) и театра на Таганке (1964 г.). Дискуссии о проблемах единоначалия в театре и принципах формирования труппы. Формирование труппы - "центральный вопрос" Всесоюзной театральной конференции 1958 г.

13. Возврат к государственному дотированию театров (1956). Нормализация числа показанных спектаклей к 1960 г. Карибский кризис и сокращение дотации театрам в 1962-1964 гг. Стратегия театров: выбор экстенсивного типа деятельности. Проект введение конкурсной системы в театрах (1960 г.).

14. Специфика театрального дела в годы "развитого социализма": появление индивидуально-спроектированных систем проведения культурного досуга. "Положение о социалистическом государственном театрально-зрелищном предприятии" (1968 г.) - перенос в театральную сферу идей экономической реформы 1965 г. Эксперимент с новым порядком формирования трупп (1977 г.). "Застой" студийного движения.

15. Дискуссия о путях совершенствования театрального дела. Учредительные съезды СТД РСФСР и СССР и их влияние на самосознание театральной общественности (1986 г.). Постановление Совета Министров СССР № 800 "0 комплексном эксперименте по совершенствованию управления и повышению эффективности деятельности театров" (июнь 1986). Отмена предварительной цензуры и акта приемки местными органами управления культурой новых постановок театров (1987 г.). "Положение о театре-студии на коллективном (бригадном) подряде" (1987 г.). Всплеск студийного движения.

16. Дальнейшее развитие идей эксперимента: переход к новым условиям хозяйствования в театре на основе решения государственной комиссии Совмина СССР по экономической реформе "Основные положения хозяйственного механизма в отраслях непроизводственной сферы (декабрь 1988). Децентрализация управления искусством и расширение прав местных органов власти.

17. Начало демонтажа системы "огосударствления" искусства: Постановление Совета Министров РСФСР "О социальноэкономической защите и государственной поддержке театров и театральных организаций в РСФСР" и "Положение о театре в РСФСР" (1991 г.) - легализация различных форм собственности, дальнейшее расширение их хозяйственной самостоятельности. Закон "Основы законодательства РФ и субъектов Федерации о культуре"

(1992 г.) и организационно- правовые формы в Гражданском Кодексе РФ. Возрождение театральной биржи ? Всероссийского Центра занятости работников театров (1992 г.) и его ликвидация (2007 г.).

18. Дальнейшие шаги по переходу к принципу самоорганизации: Автономные учреждения (2006 г.) и Бюджетные организации нового типа (2010 г.). Снижение доли государственного финансирования театральной деятельности. Общественная дискуссия по этому поводу.

Темы курсовых работ

Проблемный принцип осмысления истории театрального дела

1. Театральные налоги и сборы в ХХ веке.

2. Самоуправление в театрах России в ХХ веке.

3. Специфика театрального дело в России в годы военного коммунизма: ноябрь 1917 - август 1919гг.

4. Театральное дело в России в годы военного коммунизма: август 1919 - 1921 гг.

5. Театральное дело в СССР в годы НЭПа: 1922-1924 гг.

6. Театральное дело в СССР в годы НЭПа: 1925-1927 гг.

7. Театральное дело в СССР в 1928-1935 гг.: от Главискусства к ВКИ при СНК СССР.

8. Театральное дело в СССР в предвоенные годы: 1936 - 1941 гг.

9. "Омхачивание" театров.

10. Театральное дело в СССР в 1946-1955 гг.

11. Театральное дело в СССР после XX съезда КПСС: 1956-1968 гг.

12. Театральное дело в СССР в эпоху "развитого социализма": 1968-1984 гг.

13. Театральное дело в СССР в годы перестройки: 1985-1990 гг.

14. Театральное дело в России в посткоммунистическую эпоху: 1991 - 1999 гг.

15. Проблемы реализации ФЗ "Об автономных учреждениях".

16. Театральная деятельность Пролеткульта.

17. Театральная цензура в ХХ веке.

18. Общее и особенное в деятельности театров в годы НЭПа и сегодня.

19. Театральная политика А.В. Луначарского (1917 - 1929).

20. П.М. Керженцев как театральный деятель.

21. Специфика театральной инфраструктуры на рубеже ХХ - ХХI веков.

23. Театральная пресса на рубеже ХХ - ХХI веков: условия выживания.

24. Студийное театральное движение в ХХ веке.

25. Общее и особенное в режиссерских конференциях 1939 и 2002 гг.

26. Механизмы выживания театра в годы НЭПа

27. Специфика инфраструктуры театрального дела сегодня

28. Контрактная система в театрах России в ХХ веке.

29. История театрального дела в регионе проживания студента в ХХ веке.

(По архивным материалам)

6.Учебно-методическое обеспечение курса

Основная литература

Книги

1. История советского драматического театра. В шести томах. М., 1966.

2. А.Н. Анастасьев, Е.И. Полякова, К.Л. Рудницкий, М.Н. Строева.

3. История русского советского драматического театра. В 2 книгах. М., 1984.

4. Хайченко Г.А. Страницы истории советского театра. М., 1983.

5. Актер и режиссер: жизнь в театре. Социальные проблемы творческой деятельности. М., 1991.

6. Задачи Главискусства. М., 1929.

7. Искусство в борьбе за промфинплан. М.- Л., 1931.

8. На путях улучшения театрального дела. М. - Л., 1931.

9. Новые задачи театрального строительства. М., 1931.

10. Пути развития театра (стенографический отчет из решения партийного совещания по вопросам театра при Агитпропе ЦК ВКП(б) в мае 1927г.). М. - Л., 1928.

11. Советский театр. Документы и материалы. Русский советский театр. 1917- 1921. Л., 1968. 12. Советский театр. Документы и материалы. Русский советский театр. 1921-1926. Л., 1975. 13. Советский театр. Документы и материалы. Русский советский театр.

1926-1932. Часть первая. Л., 1981. 14. Театры Москвы. 1917 - 1927. М., 1928.

15. Аркадьев М. Я. Основные задачи театрального строительства, М., 1934.

16. Боярский М. Очередные вопросы театрального производства. М.,. 1930.

17. Дадамян Г. Г. Театръ в культурной жизни России в годы Первой мировой войны (1914-1917 гг.) М., 2001.

18. Дадамян Г. Г. Новый поворот или культура моего поколения. СПб., 2011.

19. Дадамян Г. Г. Атлантида советского искусства. М., 2011.

20. Доронин Н. По дорогам войны. М., 1956,

21. Керженцев П.М. Творческий театр. М.- Пг., 1925.

22. Левшина Е.А. Летопись театрального дела рубежа веков. 1975 - 2005.

Спб., 2008.

23. Луначарский А.В. Собр. соч.: В 8 тт. М., 1966, т. 3, т. 7.

24. Орлов Ю.М. Московский Художественный театр. Легенды и факты (опыт хозяйствования). М., 1993

25. Сорочкин Б. Ю. Формирование творческих составов драматических театров. Л., 1982,

26. Степанов И.А. Борьба за культуру и наши финансы. М., 1929.

27. Юфит А. Революция и театр. Л., 1977.

28. Театральные журналы соответствующих лет.

Сборники статей. Статьи.

Театр... Время перемен. М., 1987

Театр между прошлым и будущим. М., 1989.

Жизнь сцены и контрактный мир. М., 1999.

Орлов Юрий. Экономика московского художественного театра 1898 - 1914: к вопросу о самоокупаемости частных театров. // Отечественные записки 2005, № 5.

Нормальный устав государственного театра, - В сб.: В помощь директору театра. М., 1935.

Дондошанская А. В поисках метода руководства театральным делом в СССР (начало 20-х годов). - В сб.: Экономика и организация театра. Вып. 5. Л., 1981.

Дондошанская А. Перестройка государственного руководства театральным делом в середине 20-х годов, - В сб.: Экономика я организация театра. Вып.

7. Л., 1986.

Марков П. В ТЕО Наркомпроса. Собр. соч.: В 4-х гг. О театре, М., 1974, т 1.

Мокульский С. Петроградские театры от Февраля к Октябрю. - В кн.: С. Мокульский. О театре. М., 1963.

Сталин И.В. Письмо Биллю-Белоцерковскому. - В кн.: И.Сталин. Сочинения. М, 1949, т. 11.

Дополнительная литература

Книги 1. История советского театра (очерки развития). Л., 1933.

2. Бюллетень Всесоюзного Комитета но делам искусств при СНК СССР. М., 1936-1938.

3. Бюллетень Наркомпроса РСФСР. М., 1927-1936.

4. Бюллетень ЦК Союза Рабис СССР. М., 1926-1936. |

5. Бюллетень Центрального посредбюро по найму работников искусств при НКТ СССР. М., 1928-1930.

6. Аганбекян А. Летопись советского театра. Театральный альманах. Кн. 2

(4). 7. Безпалов В. Ф. Театры в дни революции 1917 г. М.-Л., 1927.

8. Валлан, Мелик-Хапсабов. Тарифно-экономический справочник Всерабиса. М., ч. 1 - 1928, ч. 2 - 1929.

9. Гиленсон А. Б. В помощь директору театра. М., 1935.

10. Жидков В. Театр и время: от Октября до перестройки. М., 1991, ч. I-II.

11. Захава Б. Воспоминания. Спектакли и роли. М., 1982.

12. Золотницкий Д. Зори Театрального Октября. Л., 1976.

13. Золотницкий Д. Будни и праздники Театрального Октября. Л., 1978, 14. Золотницкий Д. Академические театры на путях Октября. Л., 1982.

15. Ленин и Луначарский. Переписка. Доклада, Документы. М., 1971.

16. Марков П. А. В театре. Книга завлита. М., 1976.

17. Московский художественный театр в советскую эпоху. Материалы и документы. М. 1962.

18. Шаляпин Ф. И. Маска и душа. М., 1989. 19. Экономика и организация театра. Вып. 1 - 7. Л., 1971 - 1986.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины Лекционная аудитория, магнитная доска.

Автор учебного курса и программы

профессор

Г.Г.Дадамян

Программа одобрена на заседании

____________________________________________ от _______________ года, протокол № ________.

2

2 2

Показать полностью… https://vk.com/doc-56808086_438101720
477 Кб, 7 октября 2016 в 16:32 - Россия, Москва, ГИТИС, 2016 г., pdf
Рекомендуемые документы в приложении