Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Студенческий документ № 060930 из ГИТИС

Русская литература.

Билет 4 (1)

Анакреонтическая поэзия (Дмитриев, Львов, Державин).

Анакреонтическая поэзия - вид лирической поэзии, воспевающей радость жизни, веселье и чувственные наслаждения. Свое название жанр получил от имени древнегреческого лирика Анакреонта (Анакреона), жившего в 6-5 вв. до нашей эры.

О характере поэзии самого Анакреонта можно судить по следующему фрагменту:

Бросил шар свой пурпуровый

Златовласый Эрот в меня,

И зовет позабавиться

С девой пестрообутой.

Но смеяся презрительно

Над седой головой моей,

Лесбиянка прекрасная

На другого глазеет.

Русская анакреонтика представляет собой своеобразное явление в поэзии 18 века. Меняясь с развитием литературы, русская анакреонтическая ода наполнялась новыми мотивами, темами, настроениями, не свойственными античному оригиналу, взаимодействовала с другими литературными жанрами, у которых заимствовала определенные элементы и отдавала им свои.

Анакреонтика - легкая, жизнеутверждающая лирика, получившая распространение в Европе, начиная с эпохи Возрождения.

Становление анакреонтики в России проходило под влиянием как античной поэзии (переводы из "Anacreontea" с древнегреческого языка), так и зарубежной литературы, французской poesie fugitive (Ш. О. Лафар, Э. Парни и др.), немецкой анакреонтики (Ф. Гагедорн, И. Готшед, И. Глейм, Якоби и др.). Русские поэты осваивали богатое античное и западноевропейское наследие и, используя его, создавали русскую анакреонтику, отвечающую потребностям отечественной культуры.

Возникновение анакреонтики в России включалось в общий процесс "обмирщения", продолжавшегося в стране в 1730-1750 гг. в области политики, искусства, быта.

Русские поэты ощущали острую необходимость в создании современной легкой лирической поэзии. Переводя оды Анакреонта и подражая ему, они осваивали законы лирики, создавая особый поэтический мир, в центре которого был человек.

Явление анакреонтики в русской литературе - это следствие колоссального духовного переворота в мироощущении человеческой личности этого времени. Ее внутренний мир, земные радости, чувственность становятся самостоятельным объектом внимания в литературе.

Анакреонтика явилась большим достижением русской поэзии 18 века и необходимой частью ее развития. Она утверждала высокую ценность личности человека, богатство его внутреннего мира. Русская анакреонтика прошла сложный путь становления - от поверхностного подражания вакхическим радостям древнегреческого поэта до создания образа национального героя времени. Само ее появление едва ли не отрицало необходимость этого жанра в русской лирике (Ломоносов "Разговор с Анакреоном"). Изменяясь с развитием литературы, русская анакреонтика наполнялась гражданскими, политическими мотивами, не свойственными античному оригиналу, современными отечественными реалиями, автобиографическими чертами. В конце 18 в. снимается противопоставление торжественной и анакреонтической оды (Державин). В контексте русской поэзии был усилен гуманистический, духовный пафос анакреонтики. Поэты провозглашали анакреонтические идеалы как высшие человеческие ценности.

Русская анакреонтика зарождалась на рубеже двух поэтических эпох. Кантемир и Ломоносов первыми переводят оды из "АпасгеоШеа" на русский язык. Они обращаются не только к античному оригиналу, но и к европейским изданиям "Апасгеоtеа" - книгам А. Дасье, Барнеса и Матера. Кантемира и Ломоносова объединяли время и общность исходных позиций: они хотели создать легкую лирическую поэзию на русском языке, стремились к точности, пытались сохранить форму подлинника и передать дух анакреонтики.

На начальном этапе становления русская анакреонтика явилась предметом высокого философского спора ("Разговор с Анакреоном"). Ломоносов ввел гражданскую тему в традиционную анакреонтическую оду не с тем, чтобы уничтожить анакреонтику, а для того, чтобы усовершенствовать жанр, расширив его границы. Он первым поднял проблему необходимости включения гражданской темы, приоритет на которую был закреплен за торжественной одой, в жанры легкой поэзии. Ломоносов готовил почву для примирения анакреонтического и гражданского начал в новой русской лирике.

В эпоху сентиментализма анакреонтика наполняется новыми темами, мотивами, не свойственными античному оригиналу, в содержании углубляется философский смысл, раскрывается внутренний мир героя. В сентиментализме анакреонтика - один из принципов неприятия существующего миропорядка. Анакреонтический герой у поэтов-сентименталистов - обобщенный образ современного человека со сложным духовным миром. Он полон философских раздумий о своей судьбе и окружающей его действительности. С введением не свойственных традиционной анакреонтике тем усложнялась не столько модель жанра анакреонтической оды, сколько описание человеческого чувства, естественного и трепетного. Главной чертой сентиментальной анакреонтики становится углубленность в чувственный мир лирического героя. Тематически обновляя анакреонтику, сентименталисты сохраняли ее традиционную форму.

Анакреонтика Карамзина и Дмитриева открывала мир утонченных чувств человека, способного не только наслаждаться, но переживать и страдать. У этих поэтов анакреонтические мотивы, соединяясь с сентиментальными темами, получают современный, не только философский, но и социальный смысл. В своих анакреонтических произведениях поэты ставят и разрешают проблемы - любовь и светское общество, подлинные и мнимые человеческие ценности. Анакреонтика Карамзина во многом автобиографична. Жанр дружеского послания становится частым явлением в сентиментальной анакреонтике, у Карамзина он разрабатывается особенно активно. Его "анакреонтические стихи" оформляются именно как послания другу, где автор получал возможность говорить о том, что близко и дорого его душе и сердцу. Задача современной анакреонтики - не буквально следовать темам од греческого поэта, но "проницать во глубину сердец" во имя "нравственности" и "добродетели" (И.И. Дмитриев).

Расцвет сентиментализма и зарождение идей русского неоклассицизма - совпал с волной нового интереса к анакреонтике. Важнейшей вехой в ее становлении был выход книги переводов Н. Львова с предисловием, где личность Анакреона и созданные им оды представлены в новом свете, вопреки уже сложившейся традиции. Если до Львова в основном косвенные источники питали русскую анакреонтику, то теперь переводчик поставил задачу освоения канонических текстов " Anacreontea". Работая с подстрочником, Львов отказался от точной передачи метрического строя оригинала, он русифицировал "анакреонов слог" во имя главного - воспроизведения "духа" анакреонтической поэзии. Смысл и задача современной анакреонтики - в состоянии проникнуться духом Анакреона на культурном срезе своей эпохи, воссоздать образности и мелодику его стихов.

"Анакреонтические песни" Державина обобщили лучшие достижения русской анакреонтики XVIII в. и подвели итог ее развития. Обращение поэта к анакреонтике выражало его надежду найти в современной жизни гармонию. Державин по-новому прочел и истолковал "Anacreontea" и, опираясь на ее пример, изобразил реальный мир и современного человека, часто самого себя. Отношение Державина к Анакреону менялось, и на разных этапах его творчества можно говорить о соотносимости различных структурно-тематических уровней (перевод, переложение, подражание, индивидуальные анакреонтические песни). Эволюция анакреонтики Державина проходила в несколько этапов. До 1794 г. русский поэт не обращается к традиционным сюжетам. Анакреонтика этого периода - поэзия реальной жизни, раскрывающая личность в бытовой сфере. Его стихи насыщены автобиографическими чертами, реалиями современной жизни, передают гражданские настроения. Перевод Львова вдохновил Державина. С 1794 г. в его песнях, с одной стороны, начинают появляться собственно анакреонтические мотивы и образы, с другой, все более усиливается стремление придать стихам национальный колорит, автобиографический характер, образы приблизить к фольклорным. В 1797-1798 гг. Державин впервые создает принципиально новые, оригинальные анакреонтические стихотворения, в которых решение проблемы авторского самоутверждения достигается на основе полного признания правоты жизненной философии Анакреона. Гражданственность, автобиографизм, фольклор стали новаторской основой анакреонтики Державина.

В центре "Анакреонтических песен" - поэт - гражданин, провозглашающий мысль о личной независимости от царей и вельмож. Опираясь на львовскую концепцию Анакреона, Державин создает новый, внутренне полемический по отношению к западной и русской традиции, образ греческого поэта. Для него Анакреон - прежде всего независимый от власти поэт, свободный человек, имеющий право на земные радости. Подобное отношение к Анакреону служило для русского поэта своеобразным средством отстаивания им творческой независимости. Державин обратился к анакреонтике для утверждения в поэзии идеала независимой личности. Он обновил анакреонтику, создал новую традицию, введя в нее гражданские, политические мотивы.

В первых десятилетиях XIX в. анакреонтические произведения появляются в творчестве поэтов "Вольного общества любителей словесности, наук и художеств" - В.В. Попугаева, А.Х. Востокова, А.Г. Волкова, И.М. Борна, Н.Ф. Остолопова, А.Е. Измайлова, И.П. Пнина; поэтов - декабристов В. Раевского, К. Рылеева, Ф. Глинки; A.C. Пушкина и поэтов пушкинского круга Н.М. Языкова, П.А. Вяземского, К.Н. Батюшкова, A.A. Дельвига, Е.А. Баратынского, Д. Давыдова. Им свойствен эпикуреизм, восторженное прославление чувственных радостей жизни, стремление изменить серую повседневность. Любовь, дружеское общение, внутренняя свобода и независимость человека наполняют их анакреонтику. В их стихах вакхические и любовные темы переплетаются с мотивами свободы, вольнолюбия. Однако в начале XIX в. анакреонтика уже не играет той значительной роли, которая была ей отведена в минувшее столетие.

Показать полностью… https://vk.com/doc148993544_395478031
23 Кб, 29 мая 2015 в 23:17 - Россия, Москва, ГИТИС, 2015 г., docx
Рекомендуемые документы в приложении