Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
doc

Студенческий документ № 060940 из ГИТИС

Ю. Орлов

СЕТЕВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ТЕАТРЕ

Подготовка премьеры - результат совместных усилий большого коллектива работников различных специальностей. Совершенно очевидно, что здоровая творческая атмосфера в ходе подготовки спектакля во многом зависит от слаженности работы всех подразделений. Планирование и контроль с первого до последнего дня работы над новым спектаклем безусловно поможет обеспечить ту спокойную и деловую обстановку, без которой немыслимо создание высокохудожественного произведения искусства.

Сущность проблемы организации труда в театре состоит в упорядочении и координации деятельности многих людей, выполняющих сложный комплекс взаимосвязанных операций. Для решения подобных задач управления в последнее время разработаны специальные методы. Наиболее эффективно в этом случае может быть применена система сетевого планирования и управления (СПУ)1.

Практика применения сетевого планирования во многих сферах хозяйства показывает, что правильное использование метода позволяет значительно сократить сроки и стоимость осуществления различного рода проектов. В США, Франции, Италии и в других странах СПУ нашла применение в практике постановки театральных спектаклей и кинофильмов. В экспериментальном творческом объединении киностудии "Мосфильм" и на студиях телевидения метод сетевого планирования успешно опробован при выпуске новых кинофильмов и телепередач.

Цель настоящей статьи - обратить внимание работников театров на возможность широкого применения СПУ при постановке спектакля, а также при планировании сезона.

Сразу оговоримся, что сетевое планирование вовсе не подразумевает некую бюрократическую "запрограммированность" творческого процесса. Основой СПУ является план-график. Сетевой график наглядно отражает последовательность выполнения отдельных работ и их логическую взаимосвязь.

Сама по себе идея применения различного типа планов-графиков в театральном деле не нова. Перспективное планирование успешно применялось Д. Манским в Пермском областном драматическом театре, с предложениями по поводу использования планов-графиков неоднократно выступал Г. Заявлин. В Ленинграде интересный метод календарного планирования был разработан Б. Кильпио. Однако до сих пор в театре используются лишь традиционные методы планирования, сводящиеся в основном к более или менее детализированной разработке контрольных сроков выполнения отдельных операций. А такие методы при осуществлении сложных комплексов работ не всегда оказываются достаточно эффективными.

Сетевые графики выгодно отличаются от всех других планов-графиков, так как они позволяют, прежде всего, четко определить зависимость между сроком окончания одной работы и началом другой, то есть оптимальным образом скоординировать все работы. Кроме того, сеть заставляет обратить особое внимание на решение наиболее важных промежуточных задач, оперативно контролировать и. в случае необходимости, обоснованно изменять сроки выполнения отдельных операций.

Математической основой СПУ является теория графов - специальный раздел современной математики. Но практическое применение сетевого планирования не требует "специального математического образования или владения аппаратом теории графов. В принципе составление сети несложно. Теоретическая же основа, на которой базируется метод СПУ, позволяет научно исследовать зафиксированный процесс. При помощи такого графика нетрудно определить, например, каким образом изменение сроков выполнения отдельной операции скажется на сроке окончания всех работ. Ценная особенность этого метода планирования - его гибкость. Методы сетевого планирования позволяют учесть все выдвигаемые жизнью обстоятельства и оперативно перестроить порядок выполнения операций так, чтобы не изменить срок, окончания работ. А это последнее обстоятельство особенно актуально в театре, где изменение срока премьеры крайне нежелательно. Цель системы СПУ - помочь достигнуть наилучших результатов при минимальных затратах сил, времени и материальных ресурсов.

Процесс подготовки спектакля в основе своей неизменен. ибо независимо от пьесы, над которой работает театр, необходимо всякий раз выполнить определенное количество творческих и производственных операции и скоординировать между собой работу всех подразделений театра.

Попытаемся рассмотреть, как можно решить эту сложную задачу при помощи СПУ.

Сетевой график воспроизводит планируемый процесс, связи и зависимости отдельных операций с помощью двух основных элементов: работа и событие. Под термином "работа" в СПУ понимается процесс выполнения определенных действии, требующий либо затраты времени и различного типа ресурсов (трудовых, материальных и т. д.), либо только времени. "Событием" же является сам факт начала или окончания одной пли нескольких работ. Иными словами, событие указывает на момент перехода от одной работы к другой, то есть служит связующим звеном между работами. Работы на графике принято изображать стрелками, события - кружками.

Основные правила построения сетевого графика сводятся к следующему:

1. Каждая работа в сети должна производиться в логической последовательности: начало последующей работы должно совпадать с окончанием предыдущей. Таким образом, все работы изображаются в их взаимосвязи.

2. Работы, представленные в графике, должны иметь совершенно конкретное содержание, так чтобы их всегда можно было оценить в объеме и во времени. В определенном смысле каждая работа должна быть элементарной, то есть обладать технологическим единством и законченностью и выполняться одним подразделением театра.

3. В том случае, когда одну работу невозможно начать до окончания какой-либо другой и в логической цепи, отражающей их последовательность, эти две работы не соединяются промежуточной работой, существование такой связи в сетевом графике изображается в виде условной работы, не требующей каких-либо временных пли материальных затрат. Такую работу в терминах СПУ принято называть фиктивной. Па графике ее изображают пунктирной стрелкой. Наличие фиктивной работы в сети означает только, что событие, являющееся окончанием фиктивной работы, не может произойти ранее. чем событие, служащее началом фиктивной работы.

4. В сетевом графике начало каждой работы не может зависеть от окончания той работы, которая и логической последовательности работ стоит позднее. Говоря языком СПУ, сетевой график не должен содержать кольцевых связей между работами.

Эти правила построения сетевых графиков можно проиллюстрировать таким условным примером. Пусть спектакль содержит оригинальное музыкальное сопровождение в оркестровом исполнении. В этом случае репетиции режиссера с исполнителями и репетиции оркестра должны быть увязаны во времени для того, чтобы музыкальные репетиции с исполнителями состоялись своевременно.

Говоря языком сетевого метода, нам необходимо произвести следующий комплекс работ, каждая из которых заканчивается событием:

Работа Событие А. Написание клавира

Б. Написание партитуры

В. Оркестровые репетиции

Г. Репетиции режиссера с актерами в репетиционном зале

Д. Репетиции актеров с концертмейстером

Е. Репетиции актеров с оркестром 1. Начат репетиционный процесс

2. Клавир написан

3. Партитура написана

4. Окончены репетиции режиссера с актерами в репетиционном зале

5. Оркестр и актеры готовы к совместным репетициям

6. Репетиции окончены Приведенный выше перечень работ еще не определяет последовательности их выполнения, то есть их временной взаимозависимости. Это достигается на следующем этапе - при графическом изображении всего комплекса работ.

В графической интерпретации наш пример будет выглядеть так:

Здесь введена фиктивная работа, соединяющая события 2 и 4 для обозначения того, что репетиции актеров с концертмейстером могут начаться только после написания клавира.

Принципы построения сети таковы, что применение их непременно предполагает глубокий анализ содержания всех операций, то есть заставляет руководителя работ глубоко вникнуть в природу описываемого процесса.2

Начинать составление сетевого графика удобно с определения перечня всех работ и последовательности их выполнения. Для драматического спектакля условно, как одни из допустимых вариантов, можно выделить следующие работы, каждая из которых завершается определенным событием:

Работа Событие

А. Режиссер-постановщик работает над пьесой, обсуждает с художником и композитором принципы оформления спектакля. Художник готовит варианты эскизов декораций и костюмов

Б. Художник готовит окончательный вариант эскизов декораций и костюмов, планировку спектакля

В. Изготавливается макет декораций

Г. Составляется смета на материальное оформление спектакля

Д. По эскизам декораций разрабатываются чертежи

Е. Мастерские изготавливают оформление спектакля и костюмы

Ж.. Проводятся монтировочные репетиции без исполнителей

З. Композитор работает над клавиром

И. Пишется партитура, переписываются ноты

К. Исполнители репетируют с концертмейстером

Л. Проводятся репетиции и репетиционном зале

М. Проводятся репетиции в выгородках

Н. Проводятся репетиции оркестра

О. Проводятся репетиции исполнителей с оркестром

П. Проводятся световые репетиции

Р. Проводятся прогонные репетиции

С. Проводятся генеральные репетиции

Т. Корректировка спектакля 1. Пьеса принята к постановке, издан приказ о назначении постановочной бригады

2. Разработаны экспозиция спектакля, эскизы декораций и принцип музыкального оформления. Распределены роли

3. Готов окончательный вариант эскизов декораций и костюмов. Разработана планировка спектакля

4. Готов макет декораций. Макет утвержден художественным и техническим советами театра

5. Составлена смета на материальное оформление спектакля

6. Выполнены чертежи декораций и переданы и мастерские

7. Оформление и костюмы изготовлены

8. Закончены монтировочные репетиции без исполнителей

9. Композитор закончил работу над клавиром

10. Партитура готова, ноты переписаны

11. Репетиции с концертмейстером завершены

12. Репетиции в репетиционном зале закончены

13. Репетиции в выгородках закончены

Репетиции оркестра проведены

14. Репетиции исполнителей с оркестром закончены. Проведены световые репетиции

15. Проведены прогоны спектакля

16. Спектакль принят художественным советом театра

17. Премьера

Теперь, прежде чем графически изобразить все элементы сети, необходимо точно определить логическую последовательность работ.

Очевидно, что параллельно с репетициями можно провести всю подготовительную работу для производственных мастерских (макет, чертежи декораций и т. д.), после чего может начаться изготовление декораций, костюмов и реквизита с тем, чтобы к монтировочным репетициям было подготовлено все необходимое. Независимо от других работ могут нестись и работы по музыкальному оформлению спектакля.

Собирая все сказанное воедино, получим сетевой график, изображенный на рисунке.

Фиктивная работа, соединяющая события 5-6, означает, что смета на материальное оформление спектакля должна быть составлена к моменту начала работы мастерских (работа "Е"). Фиктивная работа, соединяющая события 11 -13, означает, что репетиция исполнителей с оркестром (работа "О") может начаться только после того, как исполнители разучат свои партии с концертмейстером (работа "К"). Фиктивная работа, соединяющая события 3-12, означает, что к моменту начала репетиций в выгородках (работа "М") должна быть известна планировка спектакля.

Сетевой график наглядно выделяет тс комплексы работ, которые можно производить параллельно.

После того как технологическая последовательность работ определена, то есть точно установлена структура сети, необходимо получить временные оценки каждой работы.

Отличительная особенность сетевого планирования состоит в том, что временные оценки здесь фиксируют не срок окончания той или иной работы, как это принято в календарном планировании, а продолжительность каждой работы. Обычно исполнитель, отвечающий за данную работу или группу работ, определяет на основе своего опыта или имеющихся нормативов (если речь идет о работе производственных мастерских) минимальную и максимальную длительность каждой работы. Минимальная временная оценка предполагает, что работа выполняется в самых благоприятных условиях, максимальная продолжительность работы определяется с учетом всех возможных причин, по которым завершение ее может задержаться. На основе этих двух оценок вырабатывается наиболее вероятная продолжительность работы.3

Полученные временные оценки наносятся на график. Теперь можно определить продолжительность всего комплекса работ. Очевидно, что последнее событие (в нашем случае - премьера) может наступить только в результате выполнения всех работ. Но из этого вовсе не следует, что длительность процесса в целом определяется суммой всех наиболее вероятных временных оценок. Сетевой график позволяет выбрать несколько путей, соединяющих первое и последнее событие. В нашем примере, в частности, можно выделить такие пути:

1. Путь, проходящий через события 1. 2, 3, 4, 6, 7, 8, 14, 15, 16, 17

2. Путь, проходящий через события 1, 2, 9, 10, 13, 14, 15, 16, 17

3. Путь, проходящий через события 1. 2, 12, 13, 14, 15, 16, 17 и т. д.

Для каждого пути нетрудно определить продолжительность составляющих его работ, то есть продолжительность пути. Путь с наибольшей продолжительностью называется критическим путем, а время, необходимое для реализации комплекса работ, лежащих на этом пути, - критическим временем. Критическое время и определяет продолжительность всего процесса в целом, гак как это наибольшее время, необходимое для перехода от первого события к последнему. Задержка любой работы, лежащей на критическом пути, неизбежно повлечет за собой удлинение продолжительности всего процесса. Работы, попавшие па критический путь, требуют наиболее пристального внимания и контроля руководителя.

Расставив условные временные оценки (в днях) в составленном нами графике, определим для него критический путь (этот путь удобно обозначить на графике двойной линией).

В нашем случае критический путь проходит через события 1, 2, 12, 13, 14, 15, 16. 17. Соответствующее ему критическое время равно 106 дням.

Часто бывает, что срок выпуска премьеры устанавливается директивно. При этом критическое время, определенное из сетевого графика, может оказаться больше заданного срока. В этом случае необходимо перепланировать сеть, учитывая, что уменьшить длительность процесса можно, только сократив сроки выполнения работ критического пути. Экономия времени на операциях, принадлежащих любому другому пути, не даст нужных результатов.

При такой корректировке сетевого графика прежде всего надо обратить внимание на возможность параллельного исполнения работ, которые в первом варианте графика изображены как последовательные. Например, предположим, что в рассматриваемом нами условном примере музыкальные репетиции не требуют участия всех исполнителей и могут проводиться параллельно с другими репетициями. Тогда наша сеть изменится и критическое время сократится.

Здесь событие 11 определяет окончание репетиций оркестра и начало репетиций исполнителей с оркестром.

И это не единственная возможность сокращения критического времени. На практике существуют работы, которые можно начинать после завершения не всей предыдущей работы, а лишь ее части. Тогда в сеть вводятся дополнительные события, означающие завершение части соответствующей работы, и в результате критическое время сокращается.

Если предыдущие два способа не позволяют сократить критическое время до полного совпадения с директивным сроком, целесообразно перераспределить трудовые или материальные ресурсы в пользу работ, лежащих па критическом пути. Применение того или иного способа сокращения критического времени определяется конкретными условиями. Но во всяком случае наглядное выделение критического пути позволяет руководителю прогнозировать ход подготовки нового спектакля и оперативно учитывать все возникающие обстоятельства. Для удобства пользования графиком его можно нанести на временную сетку.

Руководитель работы в установленные периоды получает информацию о состоянии дел на каждом участке. Особое внимание он, естественно, должен уделять работам критического пути. В случае, если какие-либо непредвиденные обстоятельства резко изменили наиболее вероятную продолжительность работы или ряда работ, сетевой план корректируется с учетом всех объективных изменении. Все параметры сети пересчитываются, определяется новый критический путь и изыскиваются возможности сокращения критического времени. Именно и гибкости и в способности учесть все возможные ситуации и состоит главное преимущество СПУ.

В театрах, как правило, наиболее уязвимым местом является изготовление материального оформления спектакля. Применение сетевого графика позволит руководству театра постоянно контролировать и направлять работу мастерских, корректируя составленную сеть в связи с реальным положением дел. Рассмотрим практическое применение методов корректировки сети на том же условном примере.

Предположим, что через 70-80 дней после начала работы ' над спектаклем выяснилось, что производственные мастерские не смогут уложиться в заданный срок из-за отсутствия каких-либо материалов. Наиболее вероятная продолжительность работы "Е" увеличилась до 40 дней. В связи с этим изменится критический путь, и наш график (без учета выполненных работ) примет такой вид.

Соответствующее новому критическому пути время не позволяет нам уложиться в заданный срок. Тогда, пользуясь указанными выше способами (вводится параллельная работа таким образом, что начало одной работы соответствует окончанию лишь части предыдущей, перераспределяются ресурсы), изыскиваются возможности сокращения критического времени. Пусть, например, работа "Е" включала в себя изготовление декораций, реквизита, костюмов. Тогда монтировочные репетиции без исполнителей можно проводить, не ожидая готовности костюмов, сразу же, как только будут изготовлены декорации. В сетевом графике это будет означать введение нового события 18 (готовы декорации), заменяющего событие 7, и новой работы: "продолжают изготавливаться костюмы" (работа "У"). Сделав работы "П" и "У" параллельными, мы сократим критическое время. График в этом случае будет таков:

Здесь событие 14 означает окончание изготовления костюмов и начало прогонных репетиций. Если продолжительность работы "У" больше продолжительности работы "О", то критический путь, как указано на рисунке, пойдет по событиям 7, 18, 15, 16, 17.

Излагая принципы нового метода научного планирования, мы иллюстрировали их на примере выпуска одного спектакля.

Но если о театре параллельно выпускаются два спектакля имеет смысл сетевые графики обоих процессов нанести на одну временную сетку. Это позволит руководителю театра построит совмещенный график загрузки всех подразделении театра Обобщенный сетевой график составляется и анализируется на основе той же информации, что и отдельные графики. Рассуждая аналогичным образом, можно построить и сезонный сетевой план работ театра над новыми постановками. Точно так же руководители отдельных подразделений могут составить график выполнения того комплекса работ, за который они отвечают. Так. можно построить сетевой график работы мастерских театра над оформлением одного спектакля или работы мастерских за сезон.

Опыт применения СПУ показывает, что мог метод позволяет резко повысить обоснованность принимаемых руководством решений, помогает точнее определить пути наиболее рационального использования ресурсов, значительно усовершенствовать и одновременно упростить систему контроля и отчетности, повысить персональную ответственность и исполнителей. и руководителей за выполнение всего комплекса работ но выпуску нового спектакля.

А. Я. Таиров:

...Выполнение годового плана хотя и является возможным и обязательным, ставит все же перед нами целый ряд проблем, касающихся и техники театра, и его стиля, и идейного и творческого единства его состава, и соответственной квалификации его руководства.

1 Система сетевого планировании и управления, разработанная в США.

получила название PERT, что, является сокращением английского выражения

Program Evaluation and Review Technique. Эти можно перевести как "Техника

оценки и пересмотра программ". Под названием PERT эта

система и применяется на Западе.

2 Рассматриваемый здесь пример условен и не может служить в качестве руководства для внедрения СПУ в практику планирования работы театров. Лаборатория экономики и организации театра при кафедре истории и теории советского искусства ЛГИТМиК предполагает выпустить специальную брошюру, в которой будет приведена методика применения методов СПУ для планирования выпуска спектаклей.

3 Самый простой способ расчета наиболее вероятной длительности работы таков: если "а" - минимальная временная оценка, а "в" - максимальная, то наиболее вероятная продолжительность работы "с", определяется по формуле: С = (3а ... 3в)/5

---------------

------------------------------------------------------------

---------------

------------------------------------------------------------

Показать полностью… https://vk.com/doc-42427919_374715860
261 Кб, 17 марта 2015 в 13:20 - Россия, Москва, ГИТИС, 2015 г., doc
Рекомендуемые документы в приложении