Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
doc

Студенческий документ № 060942 из ГИТИС

УДК 792:33

Технология выпуска спектакля и техника планирования

КОГАН Ю. О., ст. преподаватель кафедры организации труда и управления в театральном деле Государственного института Театрального искусства УССР им. И. К. Карпенко-Карого

ПРОЦЕСС ВЫПУСКА новой постановки состоит из ряда взаимосвязанных и взаимозависимых операций. Процесс этот реализуется коллективом исполнителей, являющихся звеньями единой сложной системы. От успешной координации действий этих исполнителей во многом зависит художественный уровень спектакля.

Основой разумного использования ограниченного количества времени, отпущенного на подготовку спектакля, является планирование и управление процессом выпуска постановок.

Существует три метода планирования выпуска постановок: по контрольным срокам, с помощью линейных диаграмм и с помощью сетевых графиков.

Наиболее легкий, простой, доступный, но наименее эффективный способ планирования - по контрольным срокам. Здесь делается перечень операций по выпуску новой постановки и указываются даты либо начала работ, либо их начала и окончания [1, 2, 3].

Планирование по контрольным срокам не дает целостной картины подготовки новых постановок, оно не позволяет проследить взаимосвязь операций не только по нескольким, но даже внутри одного спектакля. Наконец, такое планирование становится просто неудобным при параллельном выпуске более чем двух спектаклей.

Планирование с помощью линейных диаграмм устраняет некоторые из этих недостатков, но и здесь взаимозависимость операций видна недостаточно хорошо [2, 4].

В линейную диаграмму легче вносить неизбежные изменения, чем при планировании по контрольным срокам, кроме того, с помощью диаграмм легче осуществлять функции контроля.

Модификацией линейных диаграмм можно считать метод цикла и такта [2].

Автор метода Б. Кильпио, рассматривая операции по выпуску новой постановки как единый комплекс, определяет наиболее рациональную зависимость между операциями. С помощью этого метода, как показывает автор, можно спланировать выпуск новых постановок па год вперед, оценить объем работ (по тем же тринадцати главным операциям, о которых уже говорилось) и только благодаря хорошей организации работы, без авралов и штурмовщины, выпускать не менее 9 драматических спектаклей в год.

Метод цикла и такта является шагом вперед по сравнению с другими линейными диаграммами в плане отражения взаимосвязи операций, однако в этом кроется и недостаток метода: с его помощью обозначаются зависимости, которых нет. Например, время начала репетиций труппы никак не зависит от времени окончания работы над макетом, от составления сметы; работа в мастерских не связана с написанием клавира; а оркестровка не зависит от изготовления макета и т. п. Тем не менее, эти зависимости в методе цикла и такта отмечены.

Сетевые методы планирования, реализуемые в сетевых графиках и расчетах, позволяют прослеживать истинные взаимосвязи операций в процессе выпуска новой постановки, рассчитывать вероятность выпуска спектакля в срок, перераспределять ресурсы и перепланировать работу, когда в этом возникает необходимость. Сетевые методы планирования и управления могут использоваться везде, где возникает необходимость в координации деятельности многих исполнителей. Сегодня практически нет ни одной отрасли народного хозяйства и ни одной сферы коллективной человеческой деятельности, где бы принципиально невозможно было применять эти методы. Они весьма эффективны, так как "дают возможность руководству своевременно получать достоверную информацию о состоянии работ, о предстоящих задержках и возможностях ускорения хода работ; концентрируют внимание руководства на решающих "критических" работах, определяющих продолжительность выполнения комплекса работ в целом; стимулируют работу по совершенствованию технологии и организации именно таких решающих работ, что приводит к значительному сокращению сроков окончания комплекса; позволяют определять наиболее рациональные в сложившихся условиях планы работ; способствуют согласованности действий соисполнителей"1.

В настоящее время уже имеется Несколько публикаций, в которых, описан подход к сетевому планированию в театре, дана методика рассчетов, показаны примеры планирования с помощью сетевых методов, описан опыт применения сетевых графиков в театре [5, 6, 7, 8, 9]. В этих публикациях

анализируется процесс выпуска драматического спектакля.

В настоящей работе исследуется процесс выпуска новой постановки в музыкальном театре и проводится типовой сетевой график подготовки оперного спектакля, т. е. разрабатывается технологическая сеть, фиксирующая последовательность выполнения работ и их взаимную зависимость.

Выпуск спектакля в театре, в самом укрупненном виде, складывается из подготовительного этапа, репетиционного периода, работы постановочной части, работы репертуарно-литературной части, работы административной части, выпускного периода (рис. 1)2.

Перечень этих крупных фрагментов характерен для спектаклей любого вида, в том числе и музыкальных.

В театре оперы и балета возможен, во-первых, выпуск оперного или балетного спектакля, во-вторых, театр может готовить либо спектакль по уже написанному материалу, когда партитура и клавир имеются, либо новую постановку вместе с авторами произведения (либреттистом и автором музыки). Последний случай - наиболее общий. Его мы и будем рассматривать, последовательно расчленяя фрагменты выпуска спектакля на все более мелкие части и стремясь к выделению элементов процесса - операций, дальнейшее членение которых не имеет смысла.

Из графика (рис. 2) видно, что подготовительный этап работы над спектаклем, когда театр работает с авторами над сочинением произведения, состоит из трех больших частей: сочинения произведения, творческой разработки постановки и подготовки нотно-литературного материала3.

Репетиционная работа, не считая выпускного периода, складывается из классных репетиций, сценических репетиций в сопровождении фортепиано, репетиций оркестра.

Работа постановочной части делится на подготовительный этап и производственную работу; административной части - на подготовку билетов, организацию зрителя и реализацию билетов.

Рекламно-издательская деятельность складывается из подготовительной работы по сбору материалов, проводимой консультантом по вопросам репертуара, и взаимоотношений с типографией, печатанием материалов. Такой график работ относится в равной степени как к балетному, так и к оперному спектаклю.

Последующий, более подробный анализ репетиционных процессов связан с оперным спектаклем, так как при подготовке последнего участвует большее количество творческих цехов, чем при выпуске балета, и картина здесь более полная.

Нам представляется, что на рис. 3 процесс выпуска новой постановки в театре оперы и балета изображен с той степенью подробности, с какой он необходим руководству театра для контроля за ходом выпуска спектакля.

Дальнейшее расчленение процесса выпуска новой постановки необходимо, во-первых, для создания полной и подробной картины процесса выпуска спектакля для последующих расчетов и, во-вторых, для отдельных ответственных исполнителей (например, заведующего режиссерским управлением, заведующего постановочной частью, заведующего нотной библиотекой и т. д.), которые могут эффективно управлять своими участками работы, имея лишь подробный перечень операций и зная их взаимосвязь (рис. 4).

График выпуска новой оперной постановки представляет собой сеть, достаточно полно показывающую взаимосвязь и взаимозависимость операций по подготовке спектакля. Даже простой пере-

чень работ по выпуску нового спектакля и показанные на рисунках взаимосвязи работ дают хорошее представление о процессе выпуска новой постановки в целом. Этот первый этап применения методов сетевого планирования и управления процессом подготовки спектакля - анализ процесса - уже сам по себе приносит большую пользу как в подготовке специалистов по организации процесса коллективного творчества, так и в практике театра, поскольку он позволяет, даже не делая никаких расчетов, учесть многие потребности в ходе выпуска, фиксирует разграничение работ, указывает на элементы процесса с той подробностью, которая нужна для руководства каждого уровня, позволяет немедленно ответить на вопрос, от каких работ всего комплекса зависит выполнение данной работы, и обоснованно судить о том, действительно ли нужна та или иная работа и почему.

Однако ограничиваться лишь анализом процесса выпуска новой постановки неразумно. Нужно идти дальше, и на основе анализа внедрять систему планирования выпуска нового спектакля на базе сетевых методов. Предлагаемые сети могут быть эффективно использованы в театральной организации для планирования выпуска повой постановки, ибо они обладают четко выраженной обозримостью, дают гораздо больше информации по сравнению с традиционными методами отображения плана и препятствуют постановке нереальных задач (с помощью несложного расчета может быть вычислена вероятность выпуска того или иного спектакля в намеченный срок и, следовательно, реальность/либо нереальность выполнения плана подготовки новой постановки).

Система сетевого планирования и управления служит эффективным средством контроля за ходом выпуска спектакля, когда сравнивается действительное положение дел с запланированным. Для этого график накладывается на календарь, и постоянно анализируется и сравнивается информация о ходе работ и их выполнении.

Наконец, с помощью графика осуществляется регулирование хода работ, когда предусматриваются возможные срывы, и благодаря либо перераспределению ресурсов, либо переоценке работ, либо изменению плана (так называемому изменению топологии сети) эти срывы предотвращаются. Кроме того, методы сетевого планирования и управления позволяют объективно оценить работу соответствующих групп и отдельных исполнителей работ.

Чтобы применять график в конкретных случаях, для управления выпуском тех или иных спектаклей, нужно исключить из графика те работы, которых нет при выпуске данной постановки (например, целый подфрагмент "сочинение произведения", "перевод текста", "подтекстовка клавира", если этого не нужно делать, "выпуск художествен-

Рис. 4. Подробно разработанный сетевой график

Подготовительный этап. Предварительный этап работы над сочинением:

1 -создание сценарного плана; 2 - сочинение фрагментов либретто и музыкальных эскизов; 3 - обсуждение набросков оперы президиумом художественного совета с авторами;

4 - заключение дирекцией театра договора с авторами либрет

то и музыки.

Следующий подфрагмент подготовительного этапа:

5 - сочинение либретто; 6- сочинение музыки; 7- обсужде

ние и утверждение постановочной группы; 8 - работа постано

вочной группы с авторами произведения; 9 - обсуждение

художественным советом либретто и музыки и принятие реше

ния о включении оперы в репертуарный план театра (см. при

мечание 1).

Творческая разработка постановки: 10 - анализ клавира оперы (см. примечание 2); 11 -обсуждение и утверждение состава исполнителей (см. примечание 3); 12 - подбор консультантом по вопросам репертуара литературных, иконографических и других материалов для постановочной группы; 13 - работа режиссера над режиссерским клавиром (см. примечание 4); 14 - работа художника над эскизами декораций, костюмов и макетом декораций; 15 - предварительное обсуждение эскизов и макета постановочной группой; наметка общего плана художественного решения спектакля (см. примечание 5); 16 - доработка художником эскизов декораций, костюмов, макета декораций после обсуждения постановочной группой; 17 - обсуждение эскизов и макета декораций на заседании технического совета; 18 - обсуждение и утверждение эскизов декораций, костюмов и макета оформления на заседании художественного совета (см. примечание 6).

Работа с нотно-литературным материалом: 19 - перевод текста; 20 - литературная и орфоэпическая корректура партий; 21 - подтекстовка клавиров; 22 - изготовление партий для солистов; 23-переплет партий для солистом; 24 - выписка и корректура хоровых партий; 25 - перепечатка хоровых партий; 26 - переплет хоровых партий; 27 - перепечатка клавира; 28 - переплет клавиров; 29 - переписка оркестровых партий; 30 - дирижерская корректура оркестровых партий; 31 - переплет оркестровых партий (см. примечание 7).

Репетиционный период (см. примечание 8). Застольный период:

32 - обсуждение общего плана постановки, эскизов костюмов и декораций, макета декораций при встрече исполнителей с постановочной группой; 33 - классное чтение либретто и обсуждение дирижером и режиссером трактовки образов с солистами; 34 - обсуждение трактовки музыки и образов режиссером и дирижером с концертмейстерами солистов, хора, балета.

Работа в классах:

35 - уроки солистов; 36 - уроки солистов, сдача партии и уроки с дирижером; 37 - спевки солистов; 38 - спевки солистов; 39 - классные мизансценные репетиции солистов; 40 - классные мизансценные репетиции солистов, хора и миманса; 41 - уроки хора; 42 - спевки солистов с хором (см. примечание 9); 43 - классные репетиции балета, которые должны закончиться до начала сценических репетиций; 44 - классные репетиции балета, которые продолжаются до начала общеоркестровых репетиций (шлифовка балетных номеров)

Сценическая репетиция в со провождении фортепиано (частично параллельно склассными):

45 - сценические репетиции с солистами в сопровождении фортепиано; 46 - сценические репетиции с солистами, хором, мимансом, балетом в сопровождении фортепиано. Оркестровые репетиции (параллельно с фортепиаиными):

47 - корректурные репетиции оркестра; 48 - оркестровые "сидячие" репетиции с солистами; 49 - оркестровые "сидячие репетиции с солистами и хором.

Работа постановочной части (см. примечание 10): 50 - подготовка выгородок и корректировка макета; 5/- конструкторская разработка макета; 52 - составление монтировочного листа; 53 - подборная сценической мебели; 54 - составление сметы затрат по механическому, столярному и живописно-декораторскому цехам; 55 - составление предварительной сметы на материалы; 56 - приобретение материалов; 57 - подбор бутафории и реквизита; 58 - выписка бутафории и реквизита; 59 - составление сметы затрат по бутафорскому цеху; 60 - обсуждение эскизов в костюмерном цехе и с исполнителями; 61 - подбор костюмов, обуви и головных уборов; 62 - составление выписки по костюмерному и сапожному цехам; 63 - составление сметы затрат по пошивочному, обувному цехам и цеху головных уборов; 64 - подбор париков и т. п. в гримерном цехе; 65 - выписка париков и других изделий гримерного цеха; 66 - составление сметы затрат по гримерному цеху; 67 - разработка эскизов костюмов; 68 - выписка света; 69 - составление сметы затрат по осветительному цеху; 70 - разработка световой партитуры спектакля; 71-составление и утверждение сводной сметы затрат; 72 - выписка наряд-заказов (см. примечание 11); 73 - изготовление отдельных деталей оформления, необходимых для классных репетиций; 74 - изготовление отдельных деталей оформления, необходимых для сценических репетиций; 75-изготовление элементов "одежды сцены" на стороне; 76 - изготовление изделий осветительного цеха; 77-изготовление изделий живописно-декораторского цеха; 78 - изготовление бутафории и реквизита; 79 - изготовление изделий столярного цеха; 80 - изготовление изделий механического цеха; 81 - работы с металлическими полуфабрикатами; 82 - окраска металлических полуфабрикатов; 83 - работа с деревянными полуфабрикатами; 84-столярные работы с металлическими полуфабрикатами; 85 - окраска деревянных полуфабрикатов; 86 - бутафорские работы; 87 - бутафорские работы с металлическими полуфабрикатами; 88 - бутафорские работы с деревянными полуфабрикатами; 89- окраска бутафорских изделий; 90 - электроработы; 91 - электроработы с полуфабрикатами; 92 - окраска изделий электроцеха; 93 - изготовление костюмов; 94 - изготовление обуви; 95 - изготовление головных уборов; 96 - изготовление гримов, париков и т. п. в гримерном цехе;

97 - изготовление элементов "одежды актера" на стороне;

Работа репертуарно-литературной части (см. примечание 12) Выпуск художественного плаката:

98 - изучение художником материалов; 99 - подготовка текста плаката; 100 - изготовление форэскизов; 101-обсуждение форэскизов с главным художником театра; 102 - доделка эскиза с учетом замечаний главного художника; 103 - утверждение эскиза главным художником; 104 - изготовление оригинала плаката; 105 - изготовление пробы в типографии; 106 - утверждение пробы; 107 - печатание плаката в типографии; 108 - передача тиража в "Горсправку"; 109 - расклейка плакатов в городе.

Выпуск а н о н с н о й афиши:

110 - составление анонсной афиши; 111 - перепечатка анонсной афиши; 112 - утверждение афиши дирекцией; 113 - сдача афиши в типографию; 114 - набор анонсной афиши; 115-корректура афиши; 116 - печатание афиши в типографии; 117- передача тиража в "Горсправку"; 118 - расклейка афиши в городе.

Выпуск премьерной афиши:

119 - составление премьерной афиши; 120 - перепечатка афиши; 121 -утверждение афиши дирекцией; 122 - сдача афиши в типографии; 123 - набор афиши; 124 - корректура афиши; 125 - печатание афиши и типографии; 126 - передача тиража в "Горсправку"; 127 - расклейка афиши в городе. Выпуск либретто-программки:

128 - сбор и подготовка литературного материала либретто-программки; 109 - перепечатка материала; 130 - утверждение материала дирекцией; 131 - передача в типографию; 132 - набор либретто-программки; 133 - корректура либретто-программки; 134 - печатание либретто-программки в типографии; 135 - получение тиража в типографии и раздача билетерам-контролерам.

Выпуск буклета:

136 - сбор материала и написание статьи консультантом но вопросам репертуара; 137 - подготовка статьи одним из авторов спектакля; 138 - работа консультанта по вопросам репертуара с клавиром, беседа с режиссером, подготовка сокращенного либретто; 139-определение характера и размера фотоматериалов; 140- подбор фотоматериалов; 111 - работ фото-мастера по изготовлению фотоматериалов; 142 - печатание материалов на машинке; 113- утверждение материала дирекцией; 144- - изготовление макета буклета; 145 - работа художника над обложкой буклета; 146 - утверждение макета дирекцией; 147 - передача материалов в типографию; 148 - набор гранок; 149 - вычитывание гранок; 150 - изготовление первой верстки; 151 - изготовление клише рисунков, обложки, фотоматериалов и отдельных шрифтов; 152 - читка верстки; 153 - выклеивание макета; 154 - проверка клише; 155 - изготовление второй верстки; 156 - читка второй верстки и подписывание к печати; 157-изготовление буклета в типографии: 158 - получение тиража в типографии и раздача билетерам-контролерам; 159 - связь со средствами массовой информации и организация рекламы по радио, телевидению, в газетах.

Работа административной части:

160 - выписка требования на билетные книжки и получение их на складе; 161 - штамповка дат и названия спектакля в билетных книжках; 162 - верстка билетов на полосы; 163 - раздача билетов уполномоченным и в кассы; 164 - беседа с уполномоченными (см. примечание 13); 165 - организация зрителя и реализация билетов.

Выпускной период:

166 - общеоркестровые репетиции; 167 - монтировочные репетиции; 168 - монтпровочно-световые репетиции; 169 - костюм-но-световые репетиции; 170 - прогоны в полном оформлении в сопровождении фортепиано; 171-прогоны с оркестром; 172 - генеральные репетиции; 173 - сдача и общественный просмотр.

Примечания к рис. 4

1. Обсуждение и утверждение постановочной группы для спектакля, партитура и клавир которого имеются, является второй операцией процесса выпуска новой постановки (первая - это принятие решения о включении оперы или балета в репертуарный план театра). Эта процедура должна быть осуществлена за год-полтора до намечаемой премьеры, так как только в этом случае возможен нормальный творческий процесс во время подготовительного и, как следствие этого, репетиционного, основного постановочного и других этапов выпуска спектакля.

2. Необходимость этой процедуры вызвана настоятельной потребностью планировать продолжительность репетиционной работы не на глаз, а на основе информации о сложности оперного материала.

3. Утверждение, состава исполнителей заранее имеет большое значение для дальнейшей организации подготовки спектакля, так как длительность репетиционного периода в той же степени зависит от сложности партий, как и от возможностей исполнителей.

4. Режиссерский клавир является зафиксированным на бумаге планом постановки спектакля. Он необходим для нормальной организации репетиционной работы, а также для последующего использования его в качестве одного из элементов "паспорта" спектакля, хранящегося в "памяти" театра. Наличие заранее подготовленного режиссерского клавира не исключает возможности внесения в него исправлений и добавлений в процессе репетиций, которые может делать ассистент режиссера.

5. От предварительного обсуждения работы художника и наметки художественного решения спектакля зависит дальнейшая работа по его подготовке, в частности, представление в срок окончательного варианта режиссерского клавира, эскизов и макета. На этом этапе можно делать набросок подробного плана выпуска конкретного спектакля, так как к этому времени в основном ясен объем работы постановочной части (объем репетиционной работы можно определить несколько раньше и установить окончательно после разработки режиссерского клавира).

6. До того как эскизы и макет не будут утверждены на заседании художественного совета, не может быть спланирована работа постановочной части, которая часто является "узким местом" в театре. Одной из основных причин такого положения является либо отсутствие всякого планирования, либо планирование, заключающееся в привязывании работ к заранее определенным календарным срокам - без учета их сложности и возможностей постановочной части (ресурсов людских и материальных). Оценка сложности работ возможна лишь после утверждения эскизов и макета па заседании художественного сонета.

7. Подготовка нотно-лнтературного материала начинается сразу же после окончания работы авторов над оперой. Этот длительный процесс должен быть закончен до начала репетиционного периода. Обычно много времени тратится на перевод текста онеры на язык, на котором она исполняется, поскольку работа эта творческая, требующая знания не только...

1 Основные положения по разработке и применению систем сетевого планирования и управления. М., "Экономика", 1974, с. 7-8.

2 На всех рисунках сплошная стрелка означает операцию, или работу, прерывистая - логическую связь, зависимость работ, кружок - начало или конец работы.

3 Смысл, вкладываемый в эти "части фрагментов", будет ясен при дальнейшем, более подробном их рассмотрении.

---------------

------------------------------------------------------------

---------------

------------------------------------------------------------

Показать полностью… https://vk.com/doc-42427919_374714140
6 Мб, 17 марта 2015 в 13:11 - Россия, Москва, ГИТИС, 2015 г., doc
Рекомендуемые документы в приложении