Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
doc

Студенческий документ № 060944 из ГИТИС

УДК 65.01

ПОДГОТОВКА НОВОГО СПЕКТАКЛЯ

Ю. М. ОРЛОВ, зав. отделом экономики НИИ культуры

Создание спектакля в драматическом театре - процесс коллективный, в котором органически сливаются художественное творчество, техника, технология, экономика и организация. Естественно, определяющим фактором в этом единстве является художественное творчество; остальные компоненты должны обеспечить творческому процессу наиболее благоприятные условия. И здесь на первое место выступают обоснованное планирование и рациональная организация работ.

Процесс создания спектакля можно разделить на три периода: подготовительный, досценических репетиций и репетиций на сцене, включающий генеральные репетиции и премьеру (последний период чаще называют выпускным). Обычно основное внимание руководства сосредоточивается на втором и третьем этапах выпуска спектакля, так как с точки зрения управления важность этих двух этапов очевидна: в работу включаются почти все подразделения театра, требуется координация большого количества операций и контроль за их выполнением. Однако основа спектакля закладывается значительно раньше, и от того, насколько своевременно и правильно она заложена, зависит качество будущего зрелища.

Предлагаемая ниже методика планирования предрепетиционного этапа работы над спектаклем поможет дирекции и руководителям участков своевременно планировать предрепетиционный период новых постановок.

Модель подготовительного периода представим в виде сетевого графика1 (см. рис.). Сетевая модель, во-первых, дает наилучшую обозримость всех взаимосвязей работ описываемого процесса, а во-вторых, позволяет применить для расчетов методы сетевого планирования (методы СПУ)2. Используется лишь первое преимущество сетевого графика, так как определение длительности тех или иных работ и всего комплекса операций, составляющих подготовительный период, в задачу статьи не входит.

Будем считать, что подготовительный период - это период со дня опубликования приказа о принятии пьесы к постановке до издания приказа о распределении ролей, который предшествует началу репетиций (событие 0 на графике). В этом документе указываются: драматург, название пьесы, режиссер-постановщик, дата созыва художественного совета, на котором будет обсуждена режиссер-

ская экспликация спектакля, и дата совещания по планированию выпуска постановки (содержание его работы мы рассмотрим подробно). Нужно иметь в виду, что событие 0 не обязательно соответствует дате начала работы над пьесой. Режиссер может вынашивать замысел постановки в течение длительного времени, обратившись к пьесе задолго до издания приказа (если, конечно, в театре существует перспективный репертуарный план, обеспеченный конкретными пьесами, и определены режиссеры будущих спектаклей). Но чтобы правильно спланировать все работы но спектаклю и, следовательно, обеспечить наилучшие из возможных условия для последующей творческой работы- режиссерско-актерской, работы художника, композитора и т. д.), - необходима некоторая "точка отсчета", каковой и служит дата опубликования названного документа. С этого дня (событие 0) отсчитывается срок, за который режиссер должен закончить разработку экспликации постановки.

В рассматриваемый период (работа 0, 3) режиссер самостоятельно работает с драматургическим материалом, а также с художником и композитором (если предполагается сочинение оригинальной музыки) или заведующим музыкальной частью (в случае подбора музыкального оформления). Возможны и другие соавторы постановки, например, хореограф. Композитор или художник могут определяться самим режиссером (по согласованию с дирекцией), а затем уже официально утверждаться.

Художественный совет (событие 3) обсуждает и утверждает режиссерскую экспликацию спектакля. Важно отметить, что чем точнее режиссер разработает план постановки, учтет творческие возможности исполнителей, потенциальные возможности и ограничения сценической техники, театральной технологии и экономики, тем меньше вынужденных изменений будет в процессе репетиций, особенно сценических.

"Когда я говорю, что нужно иметь железный план, то мне часто делают такое возражение: "Вы хотите иметь такой железный план, чтобы моменту экспликации уже предшествовала работа и с музыкантом, и с художником?" Я говорю: "Да, и да", - и буду считать дилетантом всякого, который скажет, что это придет, что надо проделать застольный период с актерами, что надо узнать, чего они хотят"3 - писал В. Мейерхольд. Известно, как скрупулезно детализировали замысел спектакля задолго до начала репетиций К. С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко. На таких же позициях находятся ведущие советские режиссеры и сегодня. Ю. Мильтинис, например, считает, что "Фитишизация интуиции - пустая отговорка, за которой скрываются лень и примитивизм"4. Г. А. 'Товстоногов, отмечая чрезмерную робость, с которой современная техника, научные экономико-организационные методы проникают в театр, пишет: "...многие важнейшие принципиальные открытия в чисто творческой сфере так тесно связаны с реформами в области техники сцены, в экономике и организации театра"5.

Итак, разработка экспликации и предрепетнционная конкретизация ее определяют успех будущей работы.

Сразу же после утверждения экспликации на художественном совете необходимо готовить совещание по планированию выпуска спектакля (работа 3, 4). Подготовку осуществляет плановик6 совместно с членами постановочной бригады. Под руководством плановика режиссер, художник и композитор разрабатывают ориентировочные планы работы. На это достаточно, вероятно, двух-трех дней, ведь речь идет об оформлении в виде предварительных плановых сроков осуществления творческих замыслов, которые создавались задолго до рассматриваемого периода. Желательно до совещания заключить договоры с теми членами постановочной бригады, которые не являются штатными работниками театра.

На совещании по планированию (событие 4) присутствуют главный режиссер, режиссер-постановщик, художник-постановщик, композитор, заведующий художественно-постановочной частью, заведующий музыкальной частью, заместитель директора и плановик. Содержание работы совещания сводится к уточнению и согласованию сроков представления:

режиссером - режиссерского плана по предлагаемой ниже форме, предварительного распределения ролей;

художником - эскизов декораций, макета, эскизов костюмов, бутафории и реквизита;

композитором - клавира (в случае подбора музыкального оформления заведующий музыкальной частью представляет перечень музыкальных произведений, предлагаемых к использованию в спектакле).

Утвержденные сроки фиксируются в протоколе.

По результатам совещания издается приказ о постановочной бригаде (событие 4), в котором указываются:

1) режиссер-постановщик, художник-постановщик, помощник режиссера, композитор, балетмейстер, педагог по сценическому движению, хормейстер и т. д. - в зависимости от особенностей конкретной постановки;

2) сроки окончания работ режиссером, художником, композитором (или зав. музыкальной частью), выработанные на совещании по планированию.

Не осуществив перечисленных мероприятий (события 0, 3, 4), трудно избежать авральности, организационных неувязок и организационно-творческих срывов.

Далее работа над постановкой ведется по трем направлениям: режиссер конкретизирует замысел постановки и составляет репетиционный план (работа 4,7), художник работает над эскизами декораций и костюмов (работы 4,5 и 4,6), композитор работает над клавиром (работа 4,8).

Репетиционный план (табл. 1) состоит из десяти граф. Режиссер заполняет графы 1, 2, 4 и 10, остальные графы впоследствии заполняются плановиком (графа 9 заполняется по мере выполнения

работ). В графе 2 - "Содержание работ" - режиссер записывает этапы работы над спектаклем, на которые ему удобно расчленить творческий процесс. Это могут быть виды репетиций: застольные, в репетиционном помещении, на сцене в выгородках, на сцене в основных декорациях и т. д.; картины, акты или названия отдельных кусков, на которые режиссер разбивает драматургический материал. В графе 4 - "Количество репетиционных точек"- режиссер указывает предполагаемое количество репетиций по каждому виду постановочной работы. Эти цифры, переведенные затем плановиком в конкретные календарные сроки, являются основой для планирования работ большинства подразделений театра. Продолжительность работ, указанная режиссером, не должна подвергаться изменению (здесь опосредованно отражено собственно художественное творчество, и ускорение или искусственное затягивание любого репетиционного этапа может привести к непоправимому художественному урону).

Деятельность художественно-постановочной, музыкальной и других частей театра планируется и организуется так, чтобы своевременно обеспечить выполнение работ, перечисленных в репетиционном плане. Поэтому особенно важно, чтобы режиссер со всей ответственностью отнесся к процедуре составления этого документа.

В графе 10 - "Музыкальное и шумовое оформление спектакля" - режиссер указывает, какое музыкальное и шумовое оформление необходимо на том или ином этапе репетиционного процесса. Эти сведения помогут плановику скоординировать репетиционную работу режиссера и работу музыкальной части при составлении сводного графика спектакля.

По форме (см. табл. 2) составляется перечень всех подразделений театра: музыкальной части, изготовления декораций и т. д.

Предлагаемая форма, как и форма репетиционного плана, учитывает возможность применения сетевых методов планирования и управления процессом подготовки спектакля. В графе 4 (табл. 2) записывается минимальное время выполнения работы в днях - Т мин. (дн.); в графе 5 - максимальное время выполнения той же работы в днях- Т макс. (дн.); в графе 6 - средняя продолжительность работы - Т ср. (дн.). Последний параметр вычисляется по формуле:

Тср = (3Тмин. + 2 Тмакс.)/5

Планируя дату сдачи эскизов декораций (событие 5) и костюмов (событие 6), следует иметь в виду, что эскизы костюмов должны быть готовы к моменту завершения работы над макетом (событие 9). Обсуждение и приемка макета (событие 9) происходят на художественном и техническом советах. Причем надо добиваться, чтобы на художественном совете утверждалось все оформление всего спектакля - декорации, костюмы, реквизит, световое оформление, иначе может быть нарушено единство образного решения постановки. Чтобы решения советов были максимально обоснованы, полезно предварительно организовать выгородку на сцене по макету.

Непосредственно после обсуждения и утверждения вещественного оформления выполняется ряд операций в художественно-постановочной части.

Художник-постановщик и заведующий художественно-постановочной частью составляют монтировочную опись вещественного оформления (работа 9,15). В форме монтировочной описи (табл. 3) предусмотрена графа 7 - "Последовательность изготовления", где режиссер указывает желательную для него последовательность изготовления элементов оформления. В графе 7 проставляются номера работ, на которые он расчленил репетиционный процесс, разрабатывая репетиционный план (см. табл. 1, графа 1). Составляя монтировочную опись, заведующий художественно-постановочной частью и художник должны определить те детали оформления, которые можно использовать из подбора - как для репетиций, так и в спектакле (работа 9,12). Эти сведения фиксируются в графе 8 описи - "Примечания". При этом указывается инвентарный помер изделия по каталогу и место хранения изделия.

Затем составляется смета затрат на изготовление вещественного оформления (работа 15,16) и приобретаются материалы (работа 16,18).: Если нет возможности получить сразу все материалы, приобретаются необходимые для начала работ в мастерских (первая партия материалов). Параллельно составляются заказы-наряды на изготовление оформления (работа 9,18). Разумеется, сроки изготовления изделий могут быть проставлены только после утверждения сводного графика работ по спектаклю.

Сразу после утверждения макета можно начинать изготовление чертежей - габаритных, рабочих, сборочных (работа 9,13).

Одновременно с перечисленными операциями, заведующий художественно-постановочной частью составляет перечень работ по изготовлению оформления (работа 9, 14) - см. табл. 2. Он разрабатывается на основе монтировочной описи и отражает степень детализации процессов, которая необходима для эффективного контроля и координации на уровне заведующего художественно-постановочной I частью. Кроме того, детализация должна следовать технологическому принципу. Например, если в монтировочной описи есть изделие "дверная коробка с дверью", то процесс изготовления в перечне работ следует разбить на "столярные работы по изготовлению двери", "слесарные работы по изготовлению двери", "бутафорские работы по изготовлению двери" и т. д. Очевидно, что перечень работ художественно-постановочной части должен включать не только работы производственных мастерских, но и работы по изготовлению оформления, осуществляемые сценическими участками.

Плановик собирает все планы - репетиционный, перечни работ художественно-постановочной и музыкальной частей - и приступает к составлению сводного плана-графика работ по спектаклю (работа 14,17). Составляя график, плановик координирует сроки и определяет даты начала и окончания предполагаемых работ - от запуска постановки в производство до премьеры.

Эти даты увязываются со сроками выполнения соответствующих работ но другим спектаклям. В расчет принимается и выполнение иных работ, например, изготовление в мастерских изделий, необходимых каким-либо подразделениям театра независимо от работ по новым постановкам.

Сводный план-график спектакля, объединяющий и взаимоувязывающий режиссерско-актсрскую работу с деятельностью художественно-постановочной и музыкальной частей, поступает в дирекцию на рассмотрение и утверждение (событие 17). Утверждение графика - необходимое условие начала работы по изготовлению вещественного оформления новой постановки.

Откорректированные плановые сроки выполнения работ по спектаклю режиссером, художественно-постановочной и музыкальной частями поступают к исполнителям в форме планов-графиков соответствующих подразделений.

Только после утверждения сводного графика можно издавать приказ о распределении ролей (событие 19), в котором указываются: дата начала репетиций и дата выпуска спектакля, состав постановочной бригады, действующие лица пьесы и их исполнители. Режиссер начинает репетиции сразу после издания приказа о распределении ролей, или позднее - в соответствии с утвержденным планом. Далее следует этап оперативного планирования и перепланирования сводного графика в процессе управления выпуском спектакля.

Применение типовой модели позволит обоснованно использовать имеющиеся ресурсы, рационально организовать деятельность основных частей и служб театра, и прежде всего - наладить ритмичную работу художественно-постановочной части в четком соответствии с процессом режиссерско-актерского творчества, что, несомненно, благотворно скажется на качестве художественного оформления и в конечном счете - на идейно-художественном уровне спектаклей.

УДК 658 : 792

МЕТОДИКА СОЗДАНИЯ ПЕРЕЧНЯ ДОЛЖНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК В ТЕАТРЕ

Ю. О. КОГАН, ст. преподаватель Киевского ин-та театрального искусства им. Карпенко-Карого

Перечни функций сотрудников театра имеются в соответствующих театральных справочниках и положениях, однако они далеко не точны и не отражают полностью специфики работы того или иного театрально-зрелищного предприятия. Поэтому, опираясь на типовые функции, лаборатория научной организации творческих процессов при Киевском театре оперы и балета им. Шевченко попыталась разработать методику полного описания функций с учетом особенностей конкретных театрально-зрелищных организаций.

Так как предлагаемая работа выполнена на основе анализа структуры и организации творческих процессов Киевского театра, примеры, приводимые ниже, касаются оперно-балетного театра, однако принцип создания перечня функций может быть распространен и на театры других жанров.

Для составления исчерпывающего перечня должностных характеристик сотрудников театра необходимо описать, во-первых, структуру театра, и, во-вторых, различного рода процессы, происходящие в театре (творческие, организационные, хозяйственные, производственные, технические и т. д.). Только после этого, соединив "людей" (элементы структуры) и "операции" (элементы процессов), можно полностью описать исследуемую систему, определить круг обязанностей каждого сотрудника театра, степень его ответственности за тот или иной участок работы, исключить ненужное дублирование функций, найти "беспризорные" операции, за выполнение которых иногда никто не отвечает, и, наконец, навести порядок в структуре подчинения в театре.

Анализ структурной схемы любого объекта является по существу процессом "предпланирования" и преследует две цели: а) получить возможно более полное представление об изучаемом объекте (в данном случае театре) и б) расчленить объект исследования на подсистемы с тем, чтобы каждой подсистеме соответствовал элементарный объем работ, за которым можно было бы закрепить ответственного исполнителя. Членение системы должно быть доведено до такой степени, чтобы за каждым конечным элементом (элементом нижнего уровня подчинения) можно было закрепить только одного ответственного исполнителя.

Ответственными исполнителями могут быть руководители структурных подразделений (в театре - цехов, творческих, постановочных и других) или входящих в эти подразделения участков, а также исполнители работ.

Ответственные исполнители должны участвовать в составлении программ работ, уметь оценивать состояние дел на своем участке, давать информацию об этом руководителям высшего уровня.

Степень сложности театральной системы позволяет использовать при анализе структуры графические методы, наглядные и доступные для непосредственного осмысливания.

Построение схем структурной организации театра служит средством формирования структуры управления.

В театре очень трудно описать все взаимоотношения сотрудничества, но это не значит, что нельзя точно определить отношения подчинения. Основная сложность проблемы такого описания состоит в разграничении административного и творческого подчинения. Это вызывает необходимость создания двух видов схем структурной организации театра.

К числу основных принципов, обеспечивающих рациональную организацию управления7, относятся:

1) разработка ряда правил, установок, что должно делаться, как, когда, где и кем (ряд правил, фактически являющихся уставом функциони-

рования предприятия, иногда они называются правилами внутреннего распорядка);

2) установление подчиненности, координации различных отделов, служб и отдельных исполнителей;

3) необходимость определения функций подразделений;

4) необходимость определения обязанностей и ответственности отдельных сотрудников;

5) единство подчинения и управления;

6) ограничение числа подчиненных у одного руководителя;

7) реализация принципа исключительности: принцип этот касается прав начальника принимать решения, связанные с оперативным управлением, и передавать на более высокий уровень системы управления решение вопросов, имеющих принципиальное значение;

8) организация системы информации как средства координации.

Таким образом, основными элементами организационной структуры являются отделы и службы предприятия, их субординация, субординация отдельных сотрудников, их функции и задачи управления, реализуемые в структуре управления.

Проблема наглядного толкования организационной структуры театра тесно связана с созданием органиграммы, под которой иногда понимают просто схему структуры управления, а иногда подробное описание всех органов, отделов, служб и т. д. и связей, существующих между ними. Органиграмма, понимаемая в самом широком смысле, содержит одновременно и схему структуры управления, и перечень функций. Полезность ее не вызывает сомнений, так как благодаря органиграмме можно анализировать фактор порядка, определяющий обстановку в театре, и эффективность его деятельности; иметь четкое представление о театре и области деятельности каждого его сотрудника; устранить ослабление ответственности, создающее многие трудности организационного порядка, избежать конфликтов между, с одной стороны, знаниями, умением, опытом и, с другой стороны, полномочиями.

Органиграмма театральной организации строится путем разукрупнения схем подчинения до "конечного" элемента - человека.

Для более правильного понимания функционирования системы необходимо ее описание на "детализированном" уровне, что и реализуется при переходе от органиграммы служб к органиграммам персонала.

Административная органиграмма показывает четыре крупных подразделения театра: творческое, постановочное, техническое и административно-хозяйственное (рис. 1).

Творческая часть состоит из "исполнительских" цехов: оркестров (большого и сценического), солистов оперы, хора, миманса, балета и их творческих руководителей.

Структура постановочной части (также творческого подразделения театра, но отделяемого от него, чтобы добиться большей ясности при делении системы) складывается из эксплуатационных (монтировочных) и производственных цехов. Столярный, бутафорский, живописио-декораторский, обувной и пошивочный цехи являются "чисто" производственными (изготовительными); машинно-декорационный, мебельно-реквизиторский и костюмерный - "чисто" эксплуатационными (обслуживающими спектакли текущего репертуара); гримерный и осветительный выполняют обе функции - эксплуатационную и производственную.

Техническая часть театра, основная функция которой сводится, к обслуживанию театрального здания, находится в ведении главного инженера и состоит из четырех цехов: механического, радио и промышленного телевидения, электроцеха и кондиционера.

Административно-хозяйственные службы в театре включают: административные - планово-финансовый отдел, бухгалтерию, канцелярию, отдел кадров, службу главного администратора; хозяйственные - отдел снабжения, АХО, гараж.

Организационная структура театра охватывает все взаимосвязи между различными службами, должностными лицами, уровнями управления. Опыт исследования систем различного типа показывает, что для улучшения делопроизводства, передачи более правильной информации, освоения лучших взаимосвязей следует стремиться к образованию максимального числа коммуникаций. Творческая организация с точки зрения числа коммуникаций по отношению к числу элементов значительно сложнее других организаций (производственных, строительных и т. п.).

По качественным признакам связи (коммуникации) делятся на иерархические (связи подчинения), консультационные (совещательные), функциональные, кооперационные и отношения сотрудничества.

Если бы органиграмма театральной организации ограничивалась отображением связей подчинения, она действительно была бы очень простой. Однако органиграмма существенно усложняется при отображении в ней консультационных, функциональных и кооперационных связей. К первым в театре оперы и балета можно отнести совещательную власть главного дирижера по отношению к другим "главным": режиссеру, хормейстеру, балетмейстеру и художнику (специфика театра оперы и балета) и консультации-рекомендации "главных" дирижерам, режиссерам и т. д.

Функциональные связи в театре, находящиеся, как и в других системах вне иерархической линии, отражают функции планирования, управления, организации.

Органиграмма функциональных связей в творческой части театра (рис. 2) является исходным материалом для создания схемы информационных потоков при планировании и управлении творческой деятельностью театра.

Наконец, кооперационные связи и отношения сотрудничества отличаются такой большой сложностью и изменчивостью, что их очень трудно отразить на органиграмме. И сложность эта особенно проявляется в творческой организации. Кооперационные связи устанавливаются между работниками одного и того же уровня подчинения, но относятся к различным иерархическим линиям. Они как бы образуют "мостики" между одними и теми же службами или людьми различных линий подчинения. С их помощью устанавливаются прямые связи, обеспечивается большая оперативность и более широкая кооперация между службами и людьми.

Отношения сотрудничества отражают еще более широкий круг связей, для которых характерны отношения между различными уровнями подчинения разных линий подчинения, а также "внутри" линий. Например, отношениями сотрудничества связаны артисты хора, которых более 80. Что касается, например, артистов оперы - солистов или артистов балета, то их отношения сотрудничества зависят от составов исполнителей тех или иных спектаклей.

За пределами взаимоотношений, определяемых структурой управления, во всякой организации существуют отношения неформального характера, необходимые для осуществления деятельности организации. В театральной системе личные и групповые отношения, основанные на общих заботах, взаимных симпатиях и антипатиях или на других соображениях, не предусмотренных рамками формальной структуры, например, на авторитете знаний и "умений", образуют неформальную структуру, вносящую определенную гибкость в жесткую модель формальной организации. Неформальные связи влияют на формальные иерархические, функциональные, консультационные, кооперационные связи и отношения сотрудничества, т. е. на творческую атмосферу и, следовательно, на эффективность деятельности предприятия.

Анализ деятельности исследуемой системы, рассмотрение ее функционального механизма - второй аспект описания существующей театральной организации.

Творческая деятельность оперно-балетного театра сводится к выполнению двух основных функций: 1) выпуску нового спектакля и 2) эксплуатации текущего репертуара и концертной деятельности.

Это главные функции, представляющие собой основные виды творческой деятельности театра, направленные на непосредственное достижение его конечных целей. Функции по каждому конкретному спектаклю осуществляются независимо друг от друга последовательно: когда "кончается" первая, "начинается" вторая.

Функция выпуска новой постановки состоит из ряда процессов, тесно между собою связанных. В отличие от первой вторая функция - эксплуатация текущего репертуара и концертная деятельность - складывается из процессов, мало между собою связанных. Поэтому, если первая функция может быть изображена в виде одной сети, то вторая характеризуется отдельными графическими программами действий. Совокупность таких графических программ действий, процессов вместе с типовой сетью выпуска новой постановки составит графическую модель функциональной организации творческой части театра.

Анализ процесса выпуска спектакля осуществляется путем последовательных шагов дифференциации творческого и производственного процессов. В результате разукрупнения процессов функции выпуска новой постановки изображаются в виде сетевого графика8.

Подробный анализ организационно-творческих процессов в театре в совокупности с тщательным исследованием его структурной организации позволяет синтезировать "процесс" и "структуру" с целью выяснения функциональных связей в работе и создания перечня должностных характеристик в театре.

Рис. 3. Схема функциональных связей в театре.

Если, как это показано на рис. 3, соединить кружок или овал (операцию) с прямоугольником (человеком), мы получим одну функцию того или иного сотрудника театра. Совокупность соединений множества кружков или овалов (операций) с одним прямоугольником дает перечень функций одного человека (должностную характеристику). Совокупность соединений множества овалов со множеством прямоугольников дает перечень функций всех сотрудников исследуемой организации (список должностных характеристик).

Для каждого сотрудника театра необходимо установить конкретные задачи, ответственность, границы компетенции, характер отношений с другими сотрудниками. Разделение ответственности и границы функций должны быть очень четкими, однако нежелателен разрыв между ответственностью за выполнение функции и полномочием принимать решения, необходимые для ее выполнения. Каждый сотрудник должен знать, кому он подчиняется, и кто подчиняется ему. От того, насколько правильно распределены обязанности работников, зависит качество выполнения порученных им задач.

По вышеописанной методике в Киевском театре оперы и балета было создано 35 должностных характеристик: 1) с разделением функций на административные и творческие, а также с разделением па функции в процессе выпуска спектакля, в ходе спектакля и в процессе эксплуатации текущего репертуара; 2) укрупненные должностные характеристики без разделения на административные, творческие функции и по процессам.

Надеемся, что читатель отнесется к предлагаемому проекту не как к законченной работе, а расценит его, как приглашение к разговору на страницах сборника.

1 Для тех, кто незнаком с методами сетевого планирования, заметим, что стрелками на графике изображаются работы, кружками - события, которыми начинается или заканчивается выполнение этих работ. Номера событий указываются в кружках. Пунктирной стрелкой обозначается логическая связь между работами (событиями). В тексте работу обозначают номером начального и конечного событий.

2 О методах построения и расчета сетевого графика подготовки спектакля см. Клинский А. И. Система сетевого планирования и управления в театре - "Сценическая техника и технология", вып. 3, 1968, с. 12-18; Ю. Орлов, Л. Сундстрем. Сетевое планирование в театре. Л., "Искусство", 1972.

3 В. Э. Мейерхольд. Статьи, письма, речи, беседы. Ч. 2. М,. "Искусство", 1968, с. 60.

4 В. Забараускус. Студия Мильтиниса. - "Театр". № 7, 1971. с. 24-26.

5 Г. Товстоногов. Творчество - организация - техника.- В сб.: Экономика и организация театра. Вып. I. Л" "Искусство", 1971, с. 27.

6 Пока не установлено, кто в театре должен координировать работы по планированию, поэтому назовем лицо, ответственное за составление и корректировку графиков, плановиком. Эти функции может выполнять экономист, имеющий соответствующее образование, заведующий художественно-постановочной частью, заместитель директора или другие работники театра В театре "одной постановки" (т.е. не репертуарном) эти функции лучше осуществлять самому продюсеру (или менеджеру).

7 См. Дж. Обэр-Крие. Управление предприятием. М., "Прогресс", 1973, S. Vance. Industrial Administration. N. Y., Megrew-Hill Book Company, 1959.

8 Подробнее об этом см. Ю. Орлов, Л. .Сундстрем. Сетевое планирование В театре. Л., "Искусство", 1972 и нашу работу в сборнике 1973, вып. 2.

---------------

------------------------------------------------------------

---------------

------------------------------------------------------------

Показать полностью… https://vk.com/doc-42427919_374715318
12 Мб, 17 марта 2015 в 13:17 - Россия, Москва, ГИТИС, 2015 г., doc
Рекомендуемые документы в приложении