Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Студенческий документ № 060952 из ГИТИС

Сцена 8.

Приведя себя в порядок, она принимается за уборку - поднимает с земли тент от фаэтона и набрасывает его на полукруглые каркасы. У нее это получается весьма нескладно. Марта с раздражением поворачивается на паяцев. Ни один из них не поднимается, чтобы ей помочь.

Из таверны появляется Гримерша, и смотрит на Марту. Видно, что она хочет начать какой-то разговор.

Марта: вы так и будете сидеть пнями?

Будто не слыша ее, вся троица остается на кубах уставившись в зрительный зал. Она подходит к ним вплотную и щелкает пальцами прямо перед лицом одного из паяцев.

Марта: с вами что-то не так... может быть вы больные?

Паяцы не изменившись, с теми же умиленными лицами продолжают смотреть вперед, будто сквозь нее.

Марта отходит от них и осматривается.

Марта: (себе) да с ними - со всеми, что-то не так! но вот что? не понимаю...

Поддевает ногой все еще валяющийся на земле полог фаэтона.

Марта: (резко) да помогите же мне, болваны!

Гримерша: (затягиваясь не зажжённой трубкой) не жди от них никакой реакции - бесполезно.

Марта: это ты? Слушай, вот уже месяц как я с вами, в вашем театре и... и... до сих пор не смогла и поговорить ни с одним из них. Почему?

Гримерша: это сложно объяснить, но они не разговаривают вне сцены. Не поверишь - ни кто уже не помнит, как выглядят их лица без масок и грима.

Марта: а как их зовут? Ну вот ее, (указывает на Клоунессу) например?

Гримерша: (подходит к Марте и помогает ей накинуть тент) их настоящие имена, давно забрал театр. Ты можешь называть ее Коломбина или Фантеска, или Мирандолина, как хочешь. Двух других, чтобы различать, я зову Ковьелло и Пульчинелла. Хотя на самом деле, это все не важно, больше уже они не вернуться к нам (смеется), театр всех нас когда-нибудь поглотит вот как этих бедняг.

Марта: (с сарказмом) смешно звучит. Лучше бы сказала, что это три идиота, вот и все!

Гримерша: а ты мне не веришь?

Марта: что можно раствориться в этом, в вашем, ну как его...

Гримерша: ... в образе.

Марта: именно!

Гримерша: конечно можно, такова наша участь.

Марта: извини подруга, но ты мне, кажется, немного заигралась!

Гримерша: (перебивает) а то нет. Скажи, дружочек мой, а ты знаешь как меня зовут?

Марта перестает смеяться и судорожно отворачивается от нее.

Марта: извини, я кажется забыла.

Гримерша: (громко хохочет) не волнуйся, я не обижаюсь. Ты и не можешь помнить. Уже несколько лет, я хожу без имени. Меня называют просто - Гримерша.

Марта: но почему ты это терпишь?

Гримерша: а какая уже разница? Теперь, я навсегда останусь здесь, в этой труппе, и когда-нибудь, абсолютно перестану различать черты своего лица, вот как они.

Марта: а если труппа развалиться, ведь и такое может быть. Нельзя себя отучать от нормальной жизни.

Гримерша: девочка моя, Театр намного больше, нежели наш маленький коллектив, мы всего лишь частица целого. Никуда уже ни мне, ни Тонио, ни Санио, ни другим не удастся улизнуть из цепких лап мира образов. Мы беспомощны без театра, он наша жизнь, нам всем очень хорошо здесь. Всем, кроме тебя.

Недда: (испуганно) что ты хочешь сказать?

Гримерша: (горячо) Марта, дружочек мой, не пытайся меня обмануть. Я чувствую и знаю все твои переживания. И говорю тебе - беги! Беги без оглядки, пока еще не поздно. Я в свое время так не сделала, испугалась и теперь мне некуда податься, да и незачем. Вот, посмотри на мое лицо - я еще молода, но из-за этой жизни, из-за трубки и проклятого нафталина, из-за грима, моя кожа напоминает деревянную поверхность, старого неотесанного шкафа. Не подумай, я не жалуюсь, просто не хочу тебе моей участи. Вся эта театральщина, только вначале заманчива! Нет здесь никакого волшебства, здесь есть только каторжная работа и преданность своей работе. На этот, "фонарь" под названием театр, как мотыльки летят мириады молодых людей, а между тем не сгореть удается единицам. Здесь остаются только сильнейшие, такие как Санио, у которых есть он - талант! А без него нельзя, без него ты становишься рабом, верно и преданно, служащим тирану. Сезиф со своим камнем, курортник, по сравнению с актерами сродни, например моему мужу Тонио. Он славный парень, я его люблю, но посмотри, как он пасует перед Санио. А что он может сделать?! Тонио, работает не переставая, он механизм нашего театра, его мозг, но Санио, не смотря на скверный характер - дух всего того, что нас окружает. Подобно человеческой душе, непонятно откуда взявшейся и куда улетающей после смерти, Санио, этот треклятый Паяц, заставляет жить и пульсировать весь тот организм, именуемый нашей труппой. Так что беги, пока не поздно.

Марта: но как же мне быть с Санио?

Гримерша: поверь мне, об этом заботиться не стоит. Он тебя не любит, ему самому только кажется что это так. Вся та страсть, которая его обуревает, только лишь жажда новой роли. Его ревность - вычитанная ремарка автора, слова, хорошо выученный текст. Он репетирует новую роль, какую - никто не знает, потому, как эти роли у него все время меняются, но она может быть очень страшной, с трагическим финалом. В любом случае, когда он ее осилит, ты перестанешь быть ему нужной, а уйти будет поздно. Так что беги! Бог дал тебе красоту, ты замечательно поешь, но это не значит, что ты актриса, в тебе нет нашей крови. Через пару лет мы и забудем о существовании Марты, - у нас появиться мадам Костюмерша, только и всего. Зачем тебе это нужно?

Марта: (через паузу) скажи как твое настоящее имя?

Гримерша: раньше меня звали... Мария.

Марта: скажи Мария, а ты, лично ты, хочешь, чтобы я ушла?

Гримерша: (смотрит на нее в упор) думаю, такой исход будет благостным для всех.

Марта: я поняла тебя.

Кристиан выбегает из таверны и останавливается, увидев Марту в компании Гримерши и паяцев. Изображая индифферентность, он отходит чуть в сторону и пытается прикурить сигарету, руки его трясутся, и спички все никак не хотят загораться.

Гримерша: мне пора, твой костюм еще не зашит, а между тем представление, скоро уже надо будет начинать.

Смотрит на паяцев.

Гримерша: вам, кстати, тоже следует уйти.

Они не обращают внимания.

Гримерша: я сказала - пошли вон! Шуты гороховые.

С этими словами она сильно бьет под зад Пульчинеллу, который подскакивает и, пролетев под маской Арлекина, кульбитом пропадает за задником. Второго -Ковьелло, она хватает за ухо и поднимает, он молча исказившись гримасой боли следует за ней. Фантеска, взяв высокую ноту, встает сама, показывая жестами, что ей не нужна, - столь "услужливая помощь" Гримерши. Все четверо скрываются, Марта и Кристиан остаются одни.

Показать полностью… https://vk.com/doc-43970298_132708109
20 Кб, 15 октября 2012 в 14:20 - Россия, Москва, ГИТИС, 2012 г., docx
Рекомендуемые документы в приложении