Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Студенческий документ № 065813 из РОАТ МИИТ (бывш. РГОТУПС, ВЗИИТ)

Общая экология

В современном мире информационные технологии всё чаще используются при изучении нового материала в школах.

Предложенный электронный учебник, может стать источником базовых знаний по экологии и наглядно-демонстративным материалом к ним.

Преимущество электронного учебника в том, что с помощью него можно пройти полный курс этого, несомненно, важного предмета за короткий период времени. Экологическая грамотность актуальна в современном обществе, но при этом во многих школах предмета экологии, как такового не введено. Для того чтобы восполнить пробелы в экологических знаниях, и нужен такой электронный учебник.

Введение

1. Понятие экологии

Понятие экология ввел в 1866г. немецкий зоолог Эрнст Геккель 1.

Оно состоит из двух греческих слов: oikos - дом, жилище, местопребывание и logos - слово, учение.

Следовательно, экология - это наука о доме и месте пребывания.

Э.Геккель определил экологию как науку о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой, в которую входят все условия существования. В дальнейшем это понятие значительно расширилось.

По мере развития технического прогресса экология приобрела новое качество: научной основы для рационального (разумного) природопользования2, охраны окружающей среды и прогноза изменения окружающей среды под воздействием человека.

В современном понимании:

ЭКОЛОГИЯ - это наука о взаимоотношениях живых организмов (растений, животных, человека) со средой обитания и закономерностях изменений организмов и их сообществ 3 под воздействием природных и антропогенных факторов 4

2. Разделы экологии

В настоящее время экология подразделяется на несколько дисциплин:

* Общая экология (по уровням организации):

o аутэкология (организм и среда):

* экология растений

* экология животных

* экология микроорганизмов

o популяционная экология

o биогеоценология

o глобальная (учение о биосфере)

* Геоэкология

o экология суши

o экология пресных вод

o экология моря

o экология Крайнего Севера

o экология высокогорий и др.

* Прикладная экология (по сферам деятельности человека):

o сельскохозяйственная экология

o лесохозяйственная экология

o водохозяйственная экология

o промышленная экология и др.

o охрана природы

* Социальная экология

o экология человека

o "экология культуры" - ноосфера

* * 1 Э.Геккель (1834-1919) - крупный немецкий биолог, автор названия науки - экология.

* 2 Природопользование - сфера общественно-производственной деятельности, направленная на удовлетворение потребностей человечества.

* Рациональное природопользование обеспечивает экономное использование природных ресурсов, их воспроизводство с учетом развития хозяйства и сохранения здоровья людей.

* 3 Биологическое сообщество - совместно живущие в определенном пространстве живые организмы. Могут отдельно рассматриваться сообщества животных, растений, микроорганизмов.

* 4 Антропогенный фактор - (antropos - человек и genesis - возникновение, происхождение, factor - делающий, производящий) - явление, рожденное деятельностью чело

3. Что изучает экология?

1.Природные условия жизни организмов

Климат и природные ресурсы определяют структуру, количественный и качественный состав биологических сообществ.

К природным ресурсам относятся земля, вода, растения, животные, полезные ископаемые и многое другое.

Природные катастрофы нарушают сформировавшееся течение жизни. Иногда жизнь начинает развиваться в другом направлении.

К природным катастрофам относятся землетрясения, извержения вулканов, наводнения, ураганы, оползни и обвалы.

2.Взаимоотношения живых организмов и их сообществ между собой и со средой обитания

В природе устанавливается равновесие между различными видами живых организмов, например, между травоядными животными и растениями, хищниками и травоядными.

3.Изменения условий жизни под влиянием антропогенных факторов

Человек вырубает леса, распахивает землю, возводит плотины на реках, строит заводы...

Подобная деятельность резко изменяет природные условия жизни и загрязняет окружающую среду.

Это пагубно отражается на всех живых организмах, в том числе и на человеке.

I. Экологические факторы

1. Условия и ресурсы среды

Ресурсы среды - природные объекты и явления, используемые для прямого и непрямого потребления

Фотосинтез - процесс превращения зелеными растениями, водорослями и и некоторыми бактериями лучистой энергии Солнца в энергию химических связей органического вещества.

Закон экологического оптимума В.Шелфорда: ограничивающий фактор процветания организма может быть как минимумом, так и максимумом экологического фактора, диапазон между которыми определяет пределы толерантности4 организма к данному фактору.

Толерантность - способность организма выносить отклонения экологических факторов среды от оптимальных для него значений. Организмы с широким диапазоном толерантности обозначаются приставкой "эври-", а с узким диапазоном - приставкой "стено-",например:

Стенобионт - организм, требующий строго определенных условий среды. Пример: форель не может переносить большие колебания температур.

Эврибионт - организм, способный жить в различных, порой резко отличающихся друг от друга условиях среды. Пример: волк живет во всех географических зонах.

Условия и ресурсы 1 среды - взаимосвязанные понятия. Они характеризуют среду обитания организмов. Условия среды обычно определяют как экологические факторы, оказывающие влияние (положительное или отрицательное) на существование и географическое распространение живых существ.

Экологические факторы очень многообразны как по своей природе, так и по воздействию на живые организмы. Условно все факторы среды подразделяются на три основные группы.

Биотические факторы - это всевозможные формы влияния живых организмов друг на друга (например, опыление насекомыми растений, конкуренция, поедание одних насекомых другими, паразитизм) и на среду. Биотические взаимоотношения имеют чрезвычайно сложный и своеобразный характер и также могут быть прямыми и косвенными.

Абиотические факторы - это факторы неживой природы, прежде всего климатические: солнечный свет, температура, влажность, и местные: рельеф, свойства почвы, соленость, течения, ветер, радиация и т.д. Эти факторы могут влиять на организмы прямо, то есть непосредственно, как свет или тепло, либо косвенно, как например, рельеф, который обуславливает действие прямых факторов - освещенности, увлажнения, ветра и пр.

Антропогенные факторы - это все те формы деятельности человека, которые воздействуют на естественную природную среду, изменяя условия обитания живых организмов, или непосредственно влияют на отдельные виды растений и животных.

Классификация ресурсов

- по происхождению:

* Ресурсы природных компонентов (минеральные, климатические, водные, растительные, земельные, почвенные, животного мира)

* Ресурсы природно-территориальных комплексов (горно- промышленные, водохозяйственные, селитебные, лесохозяйственные)

- по видам хозяйственного использования

* Ресурсы промышленного производства

o Энергетические ресурсы (Горючие полезные ископаемые, гидроэнергоресурсы, биотопливо, ядерное сырье)

o Неэнергетические ресурсы (минеральные, водные, земельные, лесные, рыбные ресурсы)

* Ресурсы сельскохозяйственного производства (агроклиматические, земельно-почвенные, растительные ресурсы - кормовая база, воды орошения, водопоя и содержания)

- по виду исчерпаемости

* Исчерпаемые

o Невозобновимые (минеральные, земельные ресурсы)

o Возобновимые (ресурсы растительного и животного мира)

o Неполностью возобновимые - скорость восстановления ниже уровня хозяйственного потребления (пахотно пригодные почвы, спеловозрастные леса, региональные водные ресурсы)

* Неисчерпаемые ресурсы (водные, климатические)

2.Биотические факторы

Биотическая среда - часть экосистемы, которая состоит из групп организмов, отличающихся друг от друга по способу питания: продуценты, консументы, дедритофаги и редуценты.

Продуценты (producentis - производящий) с помощью фотосинтеза 2 создают органическое вещество и выделяют в атмосферу кислород. К ним относятся зеленые растения(трава, деревья), синезеленые водоросли и фотосинтезирующие бактерии.

Консументы (consumo - потребляю) питаются продуцентами или другими консументами. К ним относятся звери, птицы, рыбы и насекомые.

Детритофаги ( detritus - истертый, phagos - пожиратель) питаются отмершими растительными остатками и трупами животных организмов. К ним относятся дождевые черви, крабы, муравьи, жуки-навозники, крысы, шакалы, грифы, вороны и др.

Редуценты (reducentis - возвращающий) - разрушители (деструкторы) органического вещества. К ним относятся бактерии и грибы, которые в отличие от детритофагов разрушают мертвое органическое вещество до минеральных соединений. Эти соединения возвращаются в почву и снова используются растениями для питания.

Но главными биотическими факторами являются все же не организмы, а взаимотношения между ними. Их мы рассмотрим на 4 странице сайта.

3.Абиотические факторы

К абиотическим факторам относятся космические, планетарные, климатические и почвенные.

Космические и планетарные факторы - это солнечное излучение и основные параметры Земли как небесного тела: форма, вращение, наклон земной оси.

Солнечное излучение состоит в основном из электромагнитного (светового) и теплового излучений, благодаря которым возникла и развивается жизнь на Земле.

Вращение Земли вокруг Солнца и своей оси обеспечивает смену времен года, дня и ночи.

Наклон земной оси и форма нашей планеты влияют на распределение тепла по поверхности Земного шара.

Космические планетарные факторы обусловили образования широтных географических поясов (экваториальный, тропический, умеренный и полярный).

К климатическим факторам относятся: температура, свет, влажность воздуха, атмосферное давление, осадки, ветер.

Температура. Различают организмы с непостоянной температурой тела и организмы с постоянной температурой тела. Температура тела у первых зависит от температуры окружающей среды. Ее повышение вызывает у них интенсификацию жизненных процессов и ускорение (в известных пределах) развития. Это рыбы, амфибии и рептилии. В значительно меньшей степени зависят от температурных условий среды животные с постоянной температурой тела - птицы и млекопитающие.

Свет . Свет в форме солнечной радиации обеспечивает все жизненные процессы на Земле. Ультрафиолетовые лучи с длиной волны длиной более 0,3мкм составляют 10% лучистой энергии, достигающей земной поверхности. В небольших дозах они необходимы животным и человеку. Под их воздействием в организме образуется витамин D. Наибольшее влияние на организм оказывает видимый свет с длиной волны 0,4-0,75 мкм, чья энергия составляет около 45% общего количества лучистой энергии, падающей на Землю. Синий(0,4-0,5мкм) и красный(0,6-0,7мкм) свет особенно сильно поглощается хлорофиллом.

Инфракрасное излучение составляет 45% от общего количества лучистой энергии падающей на Землю. Инфракрасные лучи повышают температуру тканей растений и животных, хорошо поглощаются объектами неживой природы, в том числе водой.

Влажность .В природе, как правило, существуют cуточные колебания и влажности воздуха, которые на ряду со светом и температурой регулируют активность организмов. Влажность как экологический фактор важна и тем, что изменяет реакцию организма на температурные колебания. Температура сильнее влияет на организм, если влажность очень высока млм низка. Точно так же роль влажности повышается, если температура близка к пределам выносливости данного вида.

Климат во многом определяет формирование экосистем внутри географических поясов (географических зон).

Так, в умеренном поясе образуются зоны хвойных (тайга), смешанных и широколиственных лесов, лесостепи, степи, полупустыни и пустыни.

В горных системах от подножий к вершинам выделяются высотные географические пояса (высотная поясность или зональность), которые также образуются в результате изменения климата с высотой рельефа.

Почвенные факторы: тепловой режим, влажность и плодородие. Где плодороднее почва, там богаче растительность и, соответственно, разнообразнее животный мир. Чем скуднее почва, тем беднее и животный мир.

4.Антропогенные факторы

Антропогенные факторы складываются из прямого и косвенного воздействия человека на природу: вырубка лесов, распашка полей, истребление или переселение животных и растений, загрязнение воды, почвы и атмосферы. Подробнее об этом в разделе прикладная экология.

Наиболее ощутимое воздействие связано с работой промышленных предприятий и применением тяжелой техники. В этих случаях антропогенные факторы называются техногенными.

5.Закон оптимума

Экологические факторы чрезвычайно разнообразны, и каждый вид, испытывая их влияние, отвечает на него по-разному. Тем не менее, есть некоторые общие законы, которым подчиняются ответные реакции организмов на любой фактор среды.

Главный из них - закон оптимума3. Он отражает то, как переносят живые организмы разную силу действия экологических факторов. Закон оптимума свидетельствует о мере каждого фактора для жизнеспособности организмов. На графике он выражается симметричной кривой, показывающей, как изменяется жизнедеятельность вида при постепенном увеличении меры фактора.

II. Пищевые цепи

1 К питательным веществам относятся вещества, необходимые для жизнедеятельности организмов, их роста и размножения.

2 Трофический уровень - совокупность организмов, получающих преобразованную в пищу энергию. Солнца через одинаковое число посредников пищевой цепи.

3 Круговорот веществ - непрерывный циклический процесс перераспределения химических веществ в биосфере.

4 Биомасса - выраженное в единицах массы количество живого вещества тех или иных организмов

Живое вещество - совокупность всех живых организмов, населяющих Землю. Общая масса живого вещества (в сухом виде) оценивается величиной 2,4-3,6x1012 тонн.

5 Правило экологической пирамиды Линдемана: с одного трофического уровня экологической пирамиды переходит на другой ее уровень не более 10% энергии

1.Цепи питания

Живые организмы в экосистеме, мертвые их остатки и их отбросы являются пищей для других организмов. Питательные вещества1 таким образом переходят из одного организма в другой, образуя непрерывные пищевые цепи.

Начало пищевым цепям дают продуценты. Они усваивают из окружающей среды воду, неорганические(минеральные) соли, углекислый газ, кислород и с помощью фотосинтеза строят свое тело.

Следующие звенья цепи питания составляют консументы, которые поедают как продуцентов, так и себе подобных.

Консументы, которые питаются продуцентами, называются консументами I порядка - травоядные или растительноядные животные. Консументы, которые поедают травоядных I порядка, называются консументами II порядка - плотоядные животные (хищники).

Хищников, питающихся вторичными консументами, называют консументами III порядка и т.д.Организмы, употребляющие один тип пищи, принадлежат к одному трофическому уровню2/

Продуценты относятся к первому трофическому уровню, консументы I порядка - ко второму, консументы II порядка - к третьему уровню и т.д.

Дополнительные звенья в пищевой цепи составляют дедритофаги, которые питаясь отходами и трупами, могут стать добычей хищников (напр., муравьед питается муравьями). И так органическое вещество возвращается в органический круговорот3.

В конце пищевой цепи находятся редуценты(деструкторы), которые превращают отмершее органическое вещество в неорганические соединения.

Простые и сложные пищевые цепи связаны между собой, образуя обширную сеть. Она так и называется пищевая сеть.

Пример пищевой сети

2.Правило экологической пирамиды

Итак, в основе цепей питания лежат зеленые растения. Зелеными растениями питаются и насекомые, и позвоночные животные, которые, в свою очередь, служат источником энергии и вещества для построения тела потребителей второго, третьего и т.д. порядков. Общая закономерность заключается в том, что количество особей, включенных в пищевую цепь, в каждом звене последовательно уменьшается и численность жертв значительно больше численности их потребителей. Это происходит потому, что в каждом звене пищевой цепи, на каждом этапе переноса энергии 80-90% ее теряется, рассеиваясь в форме теплоты. Это обстоятельство ограничивает число звеньев цепи (обычно их бывает от 3 до 5). В среднем из 1 тыс.кг растений образуется 100 кг тела травоядных животных. Хищники, поедающие травоядных, могут построить из этого количества 10 кг своей биомассы4, а вторичные хищники - только 1кг. Следовательно, живая биомасса в каждом последующем звене цепи прогрессивно уменьшается. Эта закономерность носит название Правила экологической пирамиды 5.

IV.Взаимоотношения между организмами

1.Биотические связи

Среди огромного разнообразия взаимосвязей живых существ выделяют определенные типы отношений, имеющие много общего у организмов разных систематических групп.

1.Симбиоз

Симбиоз1 - сожительство (от.греч.сим - вместе, биос - жизнь) - форма взаимоотношения, из которых оба партнера или хотя бы один извлекают пользу.

Симбиоз подразделяется на мутуализм, протокооперацию и комменсализм.

Мутуализм2 - форма симбиоза, при которой присутствие каждого из двух видов становится обязательным для обоих, каждый из сожителей получает относительно равную пользу, и партнеры (или один из них) не могут существовать друг без друга.

Типичный пример мутуализма - отношения термитов и жгутиковых простейших, обитающих в их кишечнике. Термиты питаются древесиной, однако у них нет ферментов для переваривания целлюлозы. Жгутиконосцы вырабатывают такие ферменты и переводят клетчатку в сахара. Без простейших - симбионтов - термиты погибают от голода. Сами же жгутиконосцы помимо благоприятного микроклимата получают в кишечнике пищу и условия для размножения.

Протокооперация3 - форма симбиоза, при которой совместное существование выгодно для обоих видов, но не обязательно для них. В этих случаях отсутствует связь именно этой, конкретной пары партнеров.

Примером протокооперации являются взаимоотношения мелких рыбок семейства губановых и крупных хищных мурен. Среди губановых имеются так называемые рыбы-чистильщики, освобождающие крупных рыб от наружных паразитов, находящихся на коже, в жаберной и ротовой полостях. Крупные хищники, в том числе мурены, страдающие от паразитов, приплывают в места обитания губанов и дают им возможность уничтожать паразитов даже у себя во рту, хотя могли бы с легкостью их проглотить.

Комменсализм - форма симбиоза, при которой один из сожительствующих видов получает какую-либо пользу, не принося другому виду ни вреда, ни пользы.

Комменсализм, в свою очередь, подразделяется на квартиранство, сотрапезничество, нахлебничество.

"Квартиранство"4 - форма комменсализма, при которой один вид использует другой (его тело или его жилище) в качестве убежища или своего жилья. Особую важность приобретает использование надежных убежищ для сохранения икры или молоди.

Пресноводный горчак откладывает икру в мантийную полость двухстворчатых моллюсков - беззубок. Отложенные икринки развиваются в идеальных условиях снабжения чистой водой.

"Сотрапезничество"5 - форма комменсализма, при которой несколько видов потребляют разные вещества или части одного и того же ресурса.

"Нахлебничество"6 - форма комменсализма, при которой один вид потребляет остатки пищи другого.

Примером перехода нахлебничества в более тесные отношения между видами служат взаимоотношения рыбы-прилипалы, обитающей в тропических и субтропических морях, с акулами и китообразными. Передний спинной плавник прилипалы преобразовался в присоску, с помощью которой та прочно удерживается на поверхности тела крупной рыбы. Биологический смысл прикрепления прилипал заключается в облегчении их передвижения и расселения.

2.Нейтрализм

Нейтрализм7 - тип биотической связи, при которой совместно обитающие на одной территории организмы не влияют друг на друга. При нейтрализме особи разных видов не связаны друг с другом непосредственно.

Например, белки и лось в одном лесу не контактируют друг с другом.

3.Антибиоз

Антибиоз - тип биотической связи, когда обе взаимодействующие популяции(или одна из них) испытывают отрицательное влияние друг друга.

Антибиоз подразделяется на аменсализм, хищничество, конкуренцию и паразитизм.

Аменсализм8 - форма антибиоза, при которой один из совместно обитающих видов угнетает другой, не получая от этого ни вреда, ни пользы.

Пример: светолюбивые травы, растущие под елью, страдают от сильного затемнения, в то время как сами на дерево никак не влияют.

Хищничество9 - тип антибиоза, при котором представители одного вида питаются представителями другого вида. Хищничество широко распространено в природе как среди животных, так и среди растений. Примеры: насекомоядные растения; лев, поедающий антилопу и т.д.

Кокуренция - тип биотических взаимоотношений, при котором организмы или виды соперничают друг с другом в потреблении одних и тех же обычно ограниченных ресурсов. Конкуренцию подразделяют на внутривидовую и межвидовую.

Внутривидовая кокуренция10 - соперничество за одни и те же ресурсы, происходящее между особями одного и того же вида. Это важный фактор саморегулирования популяции. Примеры: птицы одного вида конкурируют из-за места гнездования. Самцы многих видов млекопитающих (например, оленей) в период размножения вступают друг с другом в борьбу за возможность обзавестись семьей.

Межвидовая кокуренция11 - соперничество за одни и те же ресурсы, происходящее между особями разных видов. Примеры межвидовой кокуренции многочисленны. И волки, и лисы охотятся на зайцев. Поэтому между этими хищниками возникает конкуренция за пищу. Это не значит, что они непосредственно вступают в борьбу друг с другом, но успех одного означает неуспех другого.

Паразитизм12 - форма антибиоза, когда представители одного вида используют питательные вещества или ткани особей другого вида, а также его самого в качестве временного или постоянного местообитания.

Например, миноги нападают на треску, лососей, корюшку, осетров и других крупных рыб и даже на китов. Присосавшись к жертве минога питается соками ее тела в течение нескольких дней, даже недель. Многие рыбы погибают от нанесенных ею многочисленных ран.

Все перечисленные формы биологических связей между видами служат регуляторами численности животных и растений в сообществе, определяя его устойчивость.

V.Биогеоценоз

1.Понятие экосистемы

Живые организмы, взаимно дополняя и обеспечивая жизнедеятельность друг друга, образуют устойчивые сообщества, а в комплексе со средой обитания - устойчивую систему, которая получила название экосистема1 (oikos - жилище,местопребывание).

Океан, море, река, тундра, тайга, пустыня, лес, лужа, гнилое дерево - все это экосистемы.

В комлексе все экосистемы Земли составляют единую глобальную экосистему - биосферу2(bios - жизнь и sphaira - шар) .

Экосистемы образовались в процессе длительной эволюции. Это сложный и устойчивый природный механизм, способный путем саморегуляции противостоять изменениям среды и численности.

В процессе эволюции в природных экосистемах сформировалось большое разнообразие видов. Структурная единица вида - популяция3 (populus - население) - сохраняет определенные численность и пространство, а также воспроизводит себя в течение многих поколений.

Экосистема - понятие очень широкое и применимое как к естественным (например,тундра,океан), так и к искусственным комплексам (например,аквариум). Поэтому для обозначения элементарной природной экосистемы экологи также используют термин "биогеоценоз 4".

Биогеоценоз - исторически сложившаяся совокупность живых организмов(биоценоз5) и абиотической среды вместе с занимаемым ими участком земной поверхности(биотопом). Граница биогеоценоза устанавливается по границе растительного сообщества(фитоценоза) - важнейшего компонента биогеоценоза.

2.Биоценоз

Биоценоз - сложная природная система. Весь комплекс совместно живущих и связанных друг с другом видов называют биоценозом ("биос" - жизнь,"ценос" - сообщество).

В природе биоценозы бывают разного масштаба. Мы можем выделить биоценоз моховой кочки, разрушающегося пня, луга, болота, леса. Можем создать рукотворный биоценоз - аквариума, террариума, теплицы, оранжереи. Во всех случаях мы выделяем такое сообщество организмов, в котором совместно живущие виды оказываются приспособленными к определенному комплексу абиотических условий и поддерживают свое существование через связи друг с другом.

Любой биоценоз - это сложная природная система, которая поддерживается за счет связей между видами и имеет сложную внутреннюю структуру.

Структура биоценоза

Помимо разнообразия видового состава биогеоценозы характеризуются сложной структурой. Рассмотрим биоценоз лиственного леса. Растения в лесу различаются по высоте их наземных частей. В связи с этим в растительных сообществах выделяют несколько "этажей", или ярусов.

Первый ярус - древесный - составляют самые светолюбивые виды - дуб, липа.

Второй ярус включает менее светолюбивые и более низкорослые деревья - грушу, клен, яблоню.

Третий ярус состоит из кустарников - лещины, бересклета и др.

Четвертый ярус - травянистый.

Такими же "этажами" распределены в почве и корни растений. Ярусность позволяет растениям лучше использовать солнечный свет и минеральные запасы почвы.

3.Биотоп

Природное жизненное пространство, занимаемое сообществом, называется биотопом (от греческих слов биос - жизнь, топос - место). Биотоп вместе с сообществом образуют экосистему, в которой длительное время поддерживаются устойчивые взаимодействия между элементами живой и неживой природы.

VI. Круговорот веществ в биосфере

Живые организмы создают в биосфере круговороты важнейших биогенных элементов, которые попеременно переходят из живого вещества в неорганическую материю. Эти циклы делят на 2 основные группы: круговорот газов и осадочные круговороты. В первом случае главный поставщик элементов - атмосфера (углерод, кислород, азот), во втором - горные осадочные породы (фосфор, сера и др.).

Озоновый слой(озоносфера) - слой атмосферы, отличающийся повышенной концентрацией озона и поглощающий ультрафиолетовое излучение, гибельное для организмов. Наибольшая плотность озоносферы на высоте 20-25 км. Предполагается, что глобальное загрязнение атмосферы некоторыми веществами может нарушить плотность озонового экрана.

Озоновая "дыра" - значительное пространство в озоносфере планеты с пониженным (до 50%) содержанием озона; впервые отмечена в 80-х гг XX в. Предполагается как естественное, так и антропогенное происхождение (от выбросов фреонов и сведения лесов как продуцентов кислорода).

2 Азотфиксация - процесс химического превращения атмосферного газообразного азота в нитраты (NO3) или аммиак(NH3), которые могут использоваться растениями для синтеза аминокислот и других азотсодержащих органических молекул

1.Круговорот кислорода

Кислород играет важнейшую роль в жизни большинства живых организмов на нашей планете. Он необходим всем для дыхания. Кислород не всегда входил в состав земной атмосферы. Он появился в результате жизнедеятельности фотосинтезирующих организмов. Под действием ультрафиолетовых лучей он превращался в озон. По мере накопления озона произошло образование озонного слоя в верхних слоях атмосферы. Озоновый слой1, как экран, надежно защищает поверхность Земли от ультрафиолетовой радиации, гибельной для живых организмов.

Круговорот кислорода в биосфере необычайно сложен, так как с ним вступает в реакцию большое количество органических и неорганических веществ, а также водород соединяясь с которым кислород образует воду.

2.Круговорот воды

Вода испаряется и воздушными течениями переносится на большие расстояния. Выпадая на поверхность суши в виде осадков, она способствует разрушению горных пород, делает их доступными для растений и микроорганизмов, размывает верхний почвенный слой и уходит вместе с растворенными в ней химическими соединениями и взвешенными органическими частицами в моря и океаны. Циркуляция воды между океаном и сушей представляет собой важнейшее звено в поддержании жизни на Земле.

3.Круговорот углерода

Источником углерода для фотосинтеза служит углекислый газ, находящийся в атмосфере или растворенный в воде. В составе синтезированных растением органических веществ углерод поступает затем в цепи питания через живые или мертвые ткани растений и возвращается в атмосферу снова в форме углекислого газа в результате дыхания, брожения или сгорания топлива. Продолжительность цикла углерода равна трем-четырем столетиям.

4.Круговорот азота

Растения получают азот в основном из разлагающегося мертвого органического веществом посредством деятельности бактерий, которые превращают азот белков в усвояемую растениями форму. Другой источник - свободный азот атмосферы - растениям непосредственно не доступен, но его связывают, т.е. переводят в другие химические формы, некоторые группы бактерий и сине-зеленые водоросли, они обогащают им почву. Многие растения находятся в симбиозе с азотфиксирующими2 бактериями, образующими клубеньки на их корнях. Из отмерших растений или трупов животных часть азота, за счет деятельности других групп бактерий, превращается в свободную форму и вновь поступает в атмосферу.

5.Круговорот фосфора

Фосфор содержится в горных породах. Разрушаясь и подвергаясь эрозии, он поступает в почву, оттуда используются растениями. Деятельность организмов-редуцентов снова возвращает его в почву. Часть соединений фосфора смывается дождями в реки, а оттуда - в моря и океаны и используется водорослями. Но, в конце концов, в составе мертвого органического вещества он оседает на дно и снова включается в состав горных пород.

Прикладная экология

I. Сельскохозяйственная экология

1.Агроэкосистемы

Агроэкосистема - созданный с целью получения сельскохозяйственной продукции и регулярно поддерживаемый человеком биогеоценоз (поле, пастбище, огород, сад, защитное лесное насаждение, ягодник, цветник и т.д.).

2 Ядохимикаты (пестициды) - химические соединения, используемые для защиты растений, сельскохозяйственной продукции, уничтожения паразитов животных и борьбы с переносчиками заболеваний.

3 Эрозия - разрушение горных пород, почв или любых других поверхностей, обычно сопровождающееся переносом частиц с одного места на другое.

4 Очистные сооружения - специальные инженерные конструкции, предназначенные для проведения последовательной очистки сточных вод от загрязняющих веществ.

Увеличивая площади полей и пастбищ, человек разрушает природные экосистемы. Некоторые виды организмов уже исчезли, другие находятся на грани исчезновения. На их месте возникают агроэкосистемы1 (агроценозы) с резко ограниченным видовым составом культурных растений и животных: искусственные лесонасаждения, парки, сады, поля, луга, пастбища. Агроэкосистемы нежизнеспособны без помощи человека.

Экологически безграмотное использование земли приводит к гибели огромных территорий. Наибольшую опасность представляют:

* Излишнее использование удобрений;

* Неразумное применение ядохимикатов;

* Истощение почв;

* Засоление почв;

* Осушение болот.

Но природа борется за свое существование. Повсеместно идут процессы самовосстановления и самоочищения природных экосистем, попавших в неблагоприятные условия.

Самовосстановление природных экосистем - это процесс непрерывного воспроизводства количественного и качественного видового состава (напр., восстановление и наращивание плодородного слоя почвы или восстановления деструкторов в почве, отравленной ядохимикатами2).

Самоочищение природных экосистем - это разрушение загрязнителей (удобрений, ядохимикатов, промышленных выбросов) в почве, воде и воздухе (напр., расщепление ядохимикатов на безвредные химические вещества микроорганизмами или растворение удобрений в воде и поглощение их растениями).

2.Воздействие человека на агроэкосистемы

Агроэкосистемы не могут существовать без регулярного внесения питательных веществ. В природных экосистемах они возвращаются в почву после отмирания и перегнивания растений. В агроэкосистемах они изымаются из почвы вместе с урожаем. Внесение удобрений требует соблюдения строгих правил:

Правило 1.Наиболее полно удобрения усваиваются в период роста растений. Весной и летом не происходит их вымывания из почвы или избыточного накопления.

Правило 2. Самое неблагоприятное время внесения удобрений - зима. Весенние воды смывают их в водоемы. В результате растения почти ничего не получают, а водоемы загрязняются.

Правило 3. Количество удобрений определяется плодородием почвы: чем она беднее, тем больше в них нуждается.

Правило 4. Избыток минеральных удобрений нарушает пищевые цепи, вызывает разрушение микромира почвы, а попадая в растения, вызывает отравление у животных и людей.

Правило 5. Излишнее внесение удобрений ведет к снижению урожая.

Правило 6. На опытных полях устанавливается эффективная доза для данной местности, определяются виды удобрений и их количество. Это способствует полному усвоению удобрений растениями, полноценному их росту, высокому урожаю, устойчивости к болезням и не загрязняет окружающую среду.

Но человек не всегда положительно влияет на агроценозы!

Эрозия3 почв

Вследствие хозяйственной деятельности человека (распашки земель, вырубки лесов, строительства и т.д.) начинается процесс эрозии почв. Из-за эрозии потеряно (полностью или частично) более половины всей пашни Мира, ежегодно выбывает из сельскохозяйственного использования около 3% эксплуатируемой пашни.

Каждый год около 100 тыс.га пашни пожирают овраги. Заиливаются водоемы, мелеют реки, засоряется оросительная сеть. Потери несут рыбное хозяйство, транспорт, энергетика, страдают животные и растительные сообщества.

Для борьбы с эрозией используют различные агротехнические мероприятия: определенное направление и технологию вспашки, севооборот, безотвальную обработку почвы, систему снегозадержания, защитные лесополосы, водоотводящие валы и каналы.

Засоление почв

При искусственном орошении полей начинается засоление почв: уровень грунтовых вод повышается и в верхнем слое толщиной 10 см после испарения воды остаются концентрированные отложения солей. На такой почве уже не могут расти растения (засоление почвы препятствует росту растений).

Для спасения засоленных почв делают большое количество колодцев и труб, которые понижают уровень грунтовых вод. При интенсивном орошении в них вымываются соли, содержащиеся в почве.

Кислотные дожди

Из труб некоторых заводов в атмосферу выбрасывается огромное количество газов. Часть из них - сернистые и азотистые газы - под воздействием ультрафиолетовых лучей и других причин превращается в кислоты.

Подкисленная атмосферная влага в виде дождя, снега или тумана выпадает на землю.

Кислотные дожди, попадая в почву, на растения и в водоемы, поражают почвообразующие микроорганизмы, сельскохозяйственные посевы, леса, обитателей суши и водоемов.

Необходимо скорее остановить загрязнение атмосферы этими ядовитыми выбросами. Сделать это можно, устанавливая очистные сооружения4.

Вытаптывание почвы скотом

Животноводство обеспечивает человека необходимыми продуктами питания (мясо, молоко, масло и т.д.) и вместе с тем сопровождается трудно разрешимыми экологическими проблемами.

Пастбище может обеспечивать пищей строго определенное количество животных. Если их больше, то трава поедается под корень, вытаптывается и уже не способна к самовосстановлению, что ведет к опустыниванию территорий. Пастбища становятся непригодными для выпаса скота.

Единственное средство борьбы с подобным явлением - строгое соблюдение норм выпаса скота и заботливый уход за пастбищами (внесение удобрений, подсев трав).

II.Лесохозяйственная экология

Экологическая катострофа - необратимая ситуация, возникшая в экосистеме в результате природных аномалий (засуха, наводнение и т.д.) или аварии технического устройства, приводящая, как правило, к острым изменениям в среде, массовой гибели организмов и экономическому ущербу.

2 Лесной пожар - это стихийное, неуправляемое распространение огня по лесным площадям.

3 Минерализованная полоса - пропаханная полоса земли , с которой удалена вся травяная растительность и лесная подстилка до минерального слоя почвы. Ширина их должна быть не менее 1,4м.

1.Экологическое значение леса

Леса покрывают около 30% поверхности суши Земли. Они обеспечивают устойчивое развитие биосферы.

Их называют "легкими" планеты, так как они - источник кислорода в атмосфере, без которого не было бы привычной жизни на Земле.

Лес служит домом для огромного числа животных и растений.

Лес задерживает пыль, очищает воду при испарении, снижает шум, смягчает вредоносность ядовитых химических загрязнений.

Лес снабжает людей древесиной, топливом, бумагой, каучуком, ягодами, грибами, орехами, лекарствами.

Уничтожение лесов ведет к осушению почвы, обмелению рек, усилению водной и ветровой эрозии.

Уничтожение лесов может вызвать глобальную экологическую катастрофы 1

Лес - один из главных регуляторов экологического равновесия биосферы!

Создание новых лесных массивов - самое эффективное средство защиты окружающей среды от антропогенных загрязнений и восстановление нарушенного природного равновесия.

2.Воздействие человека на лес

Несмотря на огромное значение лесов для существования жизни на планете, площадь их резко сокращается. Они вырубаются под сельскохозяйственные поля, пастбища, для получения топлива, строительных материалов, бумаги и т.д. Вырубая леса, человек думает, что расширяет свое жизненное пространство, но:

за свою историю в результате эрозии и опустынивания человечество потеряло столько земли, сколько сейчас занято сельским хозяйством.

Для решения этих проблем необходимо помнить:

* При выборочной рубке земля меньше высыхает и подвергается эрозии.

* Без леса наша жизнь превратиться в однообразное, роботоподобное существование.

* Задача каждого - помочь лесу.

* Помогая лесу, мы помогаем себе.

Сейчас во всем мире люди, озабоченные будущим планеты, бьют тревогу: они сажают леса, ухаживают за ними, проводят лесовосстановительные работы на вырубках, стремятся к повышению экологической культуры всех людей в использовании лесных богатств и поведении человека в лесу.

Но не только вырубки причиняют лесам вред. Много лесов уничтожается лесными пожарами2. Нередко они охватывают огромные территории.

Основной причиной 85% случаев лесных пожаров оказывается экологически безграмотное поведение человека (незатушенный костер, недогоревшая спичка, стекло битых бутылок, которые действуют как линзы и т.д.). Пожар в результате ударившей в дерево молнии встречается лишь в 15% из всех случаев.

Мероприятия по защите леса от пожара

1. Лесной пожар легче предупредить, чем тушить!

2. Создание смешанных лесных массивов (примесь лиственных пород в хвойных насаждениях значительно снижает степень пожарной опасности).

3. Санитарная очистка леса (от усыхающих и сухостойных деревьев и кустарников, буреломов и скоплений сухих веток).

4. Весь порубочный материал и мусор необходимо вывозить из леса и сжигать.

5. Создание противопожарных барьеров - разделение лесных массивов, препятствующее распространению огня:

o реки, озера, трассы железных и автомобильных дорог, линии электропередач, каменистые россыпи - естественные противопожарные барьеры.

o Просеки и минерализованные полосы3, проложенные вокруг молодых лесопосадок, вдоль дорог, проходящих в хвойных лесах, вокруг лесных поселков и мест хранения горючего и др., - искусственные противопожарные барьеры.

6. Создание противопожарных водоемов - в местах очень опасных в пожарном отношении:

o осушенных лесах

o торфяных болотах.

Влияние промышленных выбросов в атмосферу на здоровье леса

Промышленные выбросы наносят большой вред растениям, вызывая общее угнетение их роста и развития в результате нарушения деятельности устьиц, разрушения протоплазмы, подавления процессов деления клеток, фотосинтеза, нарушение водообмена.

Особенно чувствительны - хвойные деревья: сосна, ель, пихта, кедр, лиственница. Нередко возле больших городов они представляют собой редины с чахлыми деревьями и сухостоем. В составе промышленных выбросов наиболее ядовиты сернистый газ, оксиды азота, фтор и его соединения, этилен.

Вниз

III.Водохозяйственная экология

1.Водные экосистемы

Вода и жизнь понятия неразделимые. Вода наполняет все организмы. Ученые считают, что именно вода стала той средой, в которой возникла жизнь на Земле.

Океаны, моря, реки, озера, болота связаны между собой круговоротом воды и образуют единую оболочку, называемую гидросферой.

Круговорот воды в природе участвует в формировании климата, обеспечении водой всего живого на Земле, переносе веществ, растворении горных пород и т.д В водных экосистемах существуют все формы жизни - от примитивных (бактерии, водоросли) до высокоорганизованных (высшие растения и млекопитающие).Чем чище вода и чем больше в ней солнечного света и кислорода, тем богаче и разнообразнее жизнь.

Водные экосистемы способны к самоочищению1. Бактерии, водоросли и другие организмы, населяющие воду, питаются растворенными в воде загрязнителями и тем самым изымают их из воды и вовлекают в биологический круговорот вещества.

Несмотря на способность воды к самоочищению при загрязнении водоемов водные экосистемы не могут справиться с переработкой загрязнителей. Их избыток становится токсичным, начинается отравление, болезни и гибель живых организмов.

Нередко загрязнители наполняют водоемы минеральными и органическими веществами (с с/х полей или со сточными водами). Они оказываются питательной средой, и начинается "цветение" воды: бурное развитие одноклеточных синезеленых водорослей, которые сплошной зеленой или синей пленкой покрывают поверхность. Это большое бедствие. Такое явление носит название эвтрофикации (eutrophia - хорошее питание).

2.Воздействие человека

Сейчас в мире немало загрязненных озер и рек, жизнь в которых сильно обеднена, а вода не годится для питья.

Играя роль открытой естественной канализации, реки выносят большую часть хозяйственных стоков в моря. Загрязняющие вещества оседают на дно и частично разрушаются под действием морской воды. при этом они губят массу живых организмов.

Большое значение в жизни планеты имеют малые реки2. Собирая по струйкам с обширных площадей как чистую, так и грязную воду, они несут ее в большие водоемы. Поэтому от их экологического состояния во многом зависит экологическое состояние больших рек, озер и т.д.

Огромный ущерб малым рекам наносят:

* бессистемная вырубка,

* сплав леса,

* распашка поймы3,

* уничтожение по берегам растительности,

* стихийная застройка поймы,

* уничтожение нерестилищ4,

* шум моторных лодок,

* сплошная вырубка лесов,

* массовое осушение болот,

* чрезмерный забор воды,

* сброс сточных вод,

* электроудочки.

В результате малые реки мелеют и загрязняются! Вода становится не пригодной не только для питья, но и для промышленных нужд.

Определение качества воды

О качестве воды красноречиво говорит растительный и животный мир водоемов. Растения и животные, которые предпочитают исключительно чистую (или, наоборот, загрязненную) воду, называются биоиндикаторами5.

В загрязненной воде получают массовое развитие: роголистник погруженный, рдест плавающий и ряска. В ней нет раков, бедно видовое разнообразие рыб.

Ни пить такую воду, ни купаться в ней нельзя!

В чистой воде обитают: кувшинка белоснежная, наяда, сальвиния плаваюшая, водяной орех (чилим) и водокрас обыкновенный (или лягушачий), раки, разнообразная рыба.

Источники загрязнения воды

1. Промышленность

Основное количество загрязнителей несет нефтеперерабатывающая, химическая, мыловаренная, целлюлозно-бумажная, текстильная, металлургическая и горнодобывающая отрасли.

2. Коммунальное хозяйство

Коммунальное хозяйство отправляет в реки фекальные воды, химические вещества (мыло и др.), стоки предприятий пищевой промышленности, общественного питания, торговли и т.д. В этой среде активно размножаются болезнетворные микробы, вирусы, что делает их особенно опасными для здоровья людей.

3. Сельское хозяйство

На полях используются удобрения и пестициды, на животноводческих фермах скапливается большое количество навоза, который при неправильном использовании и хранении смывается дождевыми и талыми водами в водоемы.

4. Сплав леса

Почти на всех реках нашей страны ведутся лесозаготовки. Ударяющиеся друг о друга бревна теряют кору, сучья. В реках тонет до 10% деловых стволов. Их разложение уносит кислород и выделяет вредные вещества.

5. Водный транспорт

Водный транспорт загрязняет воду нефтепродуктами и сбросом бытовых и технических отходов.

6. Радиоактивные отходы

Некоторые производства сливают их в водоемы. Проводятся подводные испытания атомных бомб. Радиоактивные вещества накапливаются в организмах растений и животных.

Вниз

IV. Охрана природы

Самоочищение - естественное разрушение загрязнителя в окружающей среде (воде, почве и т.д.) в результате природных физических, химических и биологических процессов. Длительность самоочищения меняется в зависимости от геграфического места: на Севере оно идет медленнее.

2 Малые реки - реки, имеющие длину менее 200 км и площадь водосбора менее 2000 км2. В России они составляют более 99% от общего количества рек, а их суммарная длина - почти 95% от общей длину всех рек. Число их в нашей стране - около 3 миллионов.

3 Пойма - часть речной долины, затопляемая в половодье или во время паводков.

4 Нерестилище - место, в котором происходит нерест - процесс откладывания яиц (икры) самками с последующим оплодотворением их семенем (молоками) самцов у рыб и земноводных.

5 Биоиндикаторы - организм, группа особей одного вида по наличию, состоянию и поведению которых судят об изменениях в среде, в том числе о присутствии и концентрации загрязнителей.

Видообразование - разделение прежде единого вида на два или более за счет географической, экологической или генерической изоляции.

2 Деградация(от лат. degradatio, буквально - снижение) - процесс ухудшения характеристик какого-либо объекта с течением времени, движение назад, постепенное ухудшение, упадок, снижение качества, разрушение материи вследствии внешнего воздействия по законам природы и времени.

3 "Красная книга" - список и описание редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов. В ней приводится информация об основных причинах вымирания конкретных видов и о путях их спасения.

4 Ареал - область распространения вида (организма, сообщества).

1.Значение диких видов животных и растений для жизни человека

К середине XX в. полностью исчезли 65 видов млекопитающих и 140 видов птиц.

В настоящее время 600 видов позвоночных животных и 25 тыс видов высших растений находятся на грани исчезновения.

Без многообразия дикой природы не может существовать биосфера, а, следовательно, и человек. Дикие животные и растения питают самого человека материально и духовно.

Биологическое значение обусловлено биологическим разнообразием (биоразнообразием) природы, которое установилось в результате естественного отбора за миллиарды лет взаимодействия двух процессов: видообразования1 и вымирания.

Биоразнообразие обеспечивает нас новыми источниками питания, энергии, сырья, химических и лекарственных продуктов. Его уменьшение нарушает энергетические потоки и пищевые цепи экосистемы, что может привести к их деградации2.

Каждый дикий вид имеет неотъемлемое право на существование и выживание так же, как имеет право на выживание и сам человек.

Но существует много причин исчезновения животных и растений:

1.Разрушение природной среды обитания

Расширение посевных площадей и пастбищ, вырубка лесов, осушение болот, строительство городов и дорог отнимают у животных и растений жизненное пространтво, разрушается привычная среда обитания.

2.Загрязнение окружающей среды

Загрязнение водоемов вызывает гибель обитателей водной среды. Загрязнение почвы и растений приводит к массовой гибели птиц и насекомых, питающихся этими растениями.

3.Фактор "беспокойства"

Он возникает вблизи городов и в зонах отдыха. Отдыхающие люди входят в лес без оружия, но их становится все больше и больше, и их поведение доставляет немало хлопот лесным обитателям: они вытаптывают траву, ломают кусты и деревья, включают громкую музыку. Животные уходят из этих мест. Больше всех страдают гнездящиеся на земле птицы.

4.Браконьерство

Массовый беспорядочный отстрел диких животных и массовые заготовки дикорастущих лекарственных трав привели к тому, что из лесов исчезли зубры, резко сократилось количество тигров, бобров, выдр, барсуков, медведей и других животных, стали редкостью когда-то обычные в этих местах растения (ландыш, подснежник, венерин башмачок).

5.Борьба с хищниками

Нередко люди уничтожают хищных зверей и птиц только за то, что они нападают на домашний скот. Хищники необходимы природе: они играют роль "выбраковщиков", поедая в первую очередь больных и слабых, и таким образом поддерживают здоровье популяции и биоценоза в целом.

6.Коллекционирование

Огромный ущерб природе наносят любители букетов экзотических растений и животных, изделий из костей и шкур диких животных. В угоду им браконьеры уничтожают огромное количество пушного зверя, тигров, слонов, крокодилов, жирафов, львов и многих других. Так на востоке Кении только в 1974 г. браконьеры ради бивней убили около 1000 слонов.

2."Красная книга3"

Ученые составили списки редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений. Эти списки опубликованы в книге, которая получила название "Красная книга". Она содержит данные о биологии, распространении, причинах сокращения численности и исчезновения отдельных видов.

Сейчас в "Красную книгу" России включены 407 видов и подвидов животных (63 млекопитающих, 118 птиц, 8 земноводных, 20 пресмыкающихся, 43 рыбы, 155 видов беспозвоночных). Этот список постоянно растет.

В регионах создаются свои "Красные книги". "Красная книга Башкортостана" включает список и описание редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов с указанием мест их распространения, численности, причин их сокращения и необходимых мер охраны. Впервые опубликован в 1984, переиздана в 1987 году. В нее занесено 180 видов растений, среди которых 12 - редкие для территории России, 33 вида реликтовых растений Урала, 32 эндемика, 22 редких лекарственных, 39 декоративных, 8 плодово-ягодных, 6 медоносов, 11 эфирномасличных и 17 др. редких видов растений. Описано 157 редких видов животных (насекомых, рыб, млекопитающих и др.), в т.ч. 51 вид редких для территории России. Из числа видов, редких для территории РБ, - 19 насекомых, 13 рыб, 4 земноводных, 5 пресмыкающихся, 42 птицы, 23 млекопитающих. Приводится список заповедников, заказников и памятников природы. Е.В.Кучеро

Редкие виды животных и растений - это виды, численность и ареал4 распространения которых сокращаются.

Находящиеся под угрозой исчезновения - виды, численность и ареал распространения которых резко сократились в результате прямого истребления, разрушения мест обитания, резкого возрастания любителей букетов полевых цветов и лекарственных трав.

Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения животные и растения нуждаются в активных действиях человека по их спасению и улучшению среды обитания.

Одной из самых многочисленных групп животных "Красной книги" являются дневные хищные птицы. Они болезненно реагируют на беспокойство.

Хищные птицы - это показатели хорошего состояния окружающей среды. Они - самые сильные и могучие птицы - в условиях интенсивного хозяйственного освоения природы оказались самой уязвимой группой птиц и нуждаются в тщательной охране.

3.Охрана мест обитания растений и животных

Лучший способ предотвращения потерь диких видов животных и растений - создание всемирной системы охраняемых природных территорий.

Эта система должна включать до 30% суши Земли. Ее задача - охрана и регулирование экосистем для поддержания экологического равновесия.

К охраняемым государством природным территориям относятся заповедники, заказники и национальные природные парки.

Заповедник - это охраняемая территория, на которой запрещена любая хозяйственная деятельность, в том числе и посещения людьми.

Его цель - сохранить в нетронутом виде уголки живой природы. В заповедниках имеются редкие и исчезающие виды, уникальные старые деревья, рощи и другие.

В нашей стране насчитывается около 80 заповедников общей площадью 20 млн га (1,2% территории).

Заказники служат для сохранения, воспроизводства и восстановления отдельных видов животных и растений.

В отличие от заповедника они обеспечивают существование какого-либо охраняемого вида.

В нашей стране - более 1500 заказников на площади 56 млн га (3% территории).

Национальные природные парки предназначены для организованного отдыха населения в природных условиях.

Беспорядочный туризм уничтожил уже немало уголков природы.

В национальных парках имеются уникальные природные объекты, красивые пейзажи, разнообразный растительный и животный мир, исторические памятники и другие достопримечательности.

Социальная экология

1 Биологические ритмы(биоритмы) - ритмические процессы в организме. К ним относятся ритмы работы сердца, дыхание, активность мозга и т.д. Биоритмы организма тесно связаны с ритмом Вселенной.

1 Стресс(stress - напряжение) - состояние напряжения, возникающее у человека или животного под влиянием сильных воздействий.

1.Здоровый образ жизни

Человек - существо разумное. И поэтому в его власти подчиняться существующим ритмам, противостоять им или разумно согласовывать с ними свою жизнь. Знания биологических ритмов1 организма человека позволяет заранее подготовиться к ситуациям, которые могут возникнуть.

Наиболее простой путь избежать острых ситуаций - это здоровый образ жизни, который включает в себя:

* рациональное питание,

* чередование труда и отдыха,

* умение правильно воспринимать стрессовые2 ситуации и связанные с ними эмоциональные переживания.

Здоровье - это не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и состояние полного физического, душевного и социального благополучия.

Шум, вибрации, электромагнитные излучения (телевизоры, компьютеры, телецентры, радиостанции, электрические провода), тепловое, радиоактивное, радиолокационное и другие виды излучения воздействуют на работу внутренних органов и психику, нередко приводя к не менее тяжелым последствиям для человека, чем химическое загрязнение.

Для каждого из этих физических факторов установлены свои гигиенические нормы, превышение которых вредно влияет на здоровье человека.

Здоровый образ жизни предполагает в человеке:

1. умение согласовывать биологический ритм совего организма с ритмом планеты,

2. умение приспособиться к необходимому ритму жизни,

3. умение своевременно дать организму отдых,

4. регулярный отдых, приносящий восстановление душевных и физических сил,

5. отсутствие азарта при любом виде деятельности.

Главными составляющими здорового образа жизни является рациональное питание и отсутствие "вредных" привычек.

Рациональное питание

Рациональное питание способствует долголетию и высокой работоспособности. Пища должна быть экологически чистой, содержащей достаточное количество необходимых организму питательных веществ.

Избыток пищи также вреден, как и ее недостаток. Увеличение жировых запасов более чем на 5 кг ускоряет процессы старения в 2 раза, приводит к многочисленным нарушениям в организме и заболеваниям.

Принципы рационального питания:

1. Энергетическая ценность пищи должна соответствовать энергетическим затратам организма.

2. Соответствие химического состава пищевых веществ физиологическим потребностям организма (ежедневно в определенном количестве и соотношении в организм должно поступать около 70 ингредиентов, многие из которых не синтезируются в организме и поэтому являются жизненно необходимыми).

3. Максимальное разнообразие питания (оптимальное снабжение организма пищевыми веществами возможно только при разнообразном питании).

4. Соблюдение оптимального режима питания(под режимом питания подразумевается регулярность, кратность и чередование приемов пищи).

Отсутствие "вредных" привычек

Любая привычка для человека является вредной. Она делает его своим рабом, подчиняя себе его поведение.

Особенно это касается регулярного употребления спиртного, табака, наркотиков.

Курение, алкоголизм, наркомания - большое зло цивилизации. Они вызывают болезни химической зависимости. Организм постепенно привыкает к этим ядам и требует постоянного их пополнения. Поэтому привыкнуть к ним легко, а отвыкнуть очень трудно. Они разрушают организм и нарушают психическое равновесие человека.

2.Биополе человека

Все живые организмы образуют вокруг себя поля. Основу биологических полей составляют физические поля (магнитные, электрические, электромагнитные).

Биологические магнитные или электрические поля очень слабы по величине сигнала, но количество информации в них очень велико. Патологические изменения отражаются на них в самых ранних стадиях заболевания.

Не исключено, что существуют поля неизвестной пока природы.

Собаки, кошки, другие домашние животные и даже растения прекрасно чувствуют эмоциональное состояние хозяина и реагируют на него. Животным быстро передаются раздражения, боязнь или, наоборот, уверенность хозяина. Кошки безошибочно определяют больные места хозяина и пытаются по возможности расположиться именно на больном месте.

Поглаживание домашних животных снимает накопившееся стрессовое возбуждение.

Люди улавливают биологические поля друг друга (некоторые могут определять заболевшие органы, общее состояние организма). Происходит обмен информацией на эмоциональном уровне: возникает состояние общего подъема или подавленности в зависимости от объектов общения.

Общий тест

Начало формы

1.

Кто ввел понятие 'экология' в 1866г? Эрнст Геккель В.Н.Сукачев А.Генсли В.И.Вернадский 2.

Какой раздел экологии изучает закономерности развития биосферы? Общая Прикладная Социальная Глобальная 3.

Главный из законов, которому подчиняются ответные реакции организмов на любой фактор среды Закон экологической пирамиды Закон оптимума Закон минимума Закон Коммонера 4.

К какой группе биотической среды относятся растения? Продуценты Консументы Дедритофаги Редуценты 5.

К какому трофическому уровню относятся консументы II порядка? 1 2 3 4 6.

Какой из типов биотических связей является взаимополезным, но не обязательным? Симбиоз Протокооперация Аменсализм Комменсализм 7.

Какой тип взаимоотношений у змеи и землеройки? Хищничество Нейтрализм Конкуренция Симбиоз 8.

Что такое биотоп? Биотическое сообщество Совокупность экосистем Земли Среда обитания Экосистема 9.

Что не является примером агроценоза? Сад Парк Река Пашня 10.

Сколько процентов суши покрывают леса? 50% 40% 30% 20% 11.

Что является биоиндикатором чистой воды? Кувшинка Роголистник Ряска Улитка 12.

Что не входит в здоровый образ жизни? Умение правильно воспринимать стрессовые ситуации Рациональное питание Чередование труда и отдыха Присутствие азарта при любом виде деятельности Конец формы

Общий тест

Начало формы

1.

Кто ввел понятие 'экология' в 1866г? Эрнст Геккель В.Н.Сукачев А.Генсли В.И.Вернадский 2.

Какой раздел экологии изучает закономерности развития биосферы? Общая Прикладная Социальная Глобальная 3.

Главный из законов, которому подчиняются ответные реакции организмов на любой фактор среды Закон экологической пирамиды Закон оптимума Закон минимума Закон Коммонера 4.

К какой группе биотической среды относятся растения? Продуценты Консументы Дедритофаги Редуценты 5.

К какому трофическому уровню относятся консументы II порядка? 1 2 3 4 6.

Какой из типов биотических связей является взаимополезным, но не обязательным? Симбиоз Протокооперация Аменсализм Комменсализм 7.

Какой тип взаимоотношений у змеи и землеройки? Хищничество Нейтрализм Конкуренция Симбиоз 8.

Что такое биотоп? Биотическое сообщество Совокупность экосистем Земли Среда обитания Экосистема 9.

Что не является примером агроценоза? Сад Парк Река Пашня 10.

Сколько процентов суши покрывают леса? 50% 40% 30% 20% 11.

Что является биоиндикатором чистой воды? Кувшинка Роголистник Ряска Улитка 12.

Что не входит в здоровый образ жизни? Умение правильно воспринимать стрессовые ситуации Рациональное питание Чередование труда и отдыха Присутствие азарта при любом виде деятельности Конец формы

Тест №3

по теме "Социальная экология"

Начало формы

1.

Что не входит в здоровый образ жизни? Умение правильно воспринимать стрессовые ситуации Рациональное питание Чередование труда и отдыха Присутствие азарта при любом виде деятельности 2.

Что не входит в принципы рационального питания? Энергетическая ценность пищи должна соответствовать энергетическим затратам организма Минимальное разнообразие питания Соответствие химического состава пищевых веществ физиологическим потребностям организма Соблюдение оптимального режима питания 3.

Что составляет основу биологических полей Магнитные Электрические Электромагнитные Совокупность всех перечисленных выше 4.

Что не относится к химическим зависимостям? Никотиномания Алкоголизм Наркомания Пищевая зависимость 5.

Состояние напряжения, возникающее у человека или животного под влиянием сильных воздействий - это...? Стресс Биоритм Биополе Голод Конец формы

Тест №1

по теме "Общая экология"

Начало формы

1.

К каким экологическим факторам относится опыление насекомыми растений? Биотические Абиотические Антропогенные Не является экологическимы фактором 2.

Как по-другому называют факторы неживой природы? Биотические Абиотические Антропогенные Экологические 3.

Что относится к климатическим факторам? Свет Солнечное излучение Влажность почвы Вращение Земли 4.

К какой группе биотической среды относят дождевых червей? Продуценты Консументы Дедритофаги Редуценты 5.

К какому трофическому уровню относят консументов I порядка? 1 2 3 4 6.

Сколько кг биомассы могут построить хищники из 100 кг биомассы травоядных при их поедании? 1 10 100 0.5 7.

Какой тип взаимоотношений у рыбы горчака и беззубки? Мутуализм Сотрапезничество Нахлебничество Квартиранство 8.

Какой из типов биотических связей является взаимополезным и обязательным, хотя бы для одного из организмов? Симбиоз Мутуализм Протокооперация Комменсализм 9.

Весь комплекс совместно живущих и связанных друг с другом видов называют ? Биотопом Биоценозом Биосферой Агроценозом 10.

Какой ярус включает менее светолюбивые и более низкорослые деревья? 1 2 3 4 11.

Что является поставщиком элементов в круговороте газов? Биосфера Литосфера Гидросфера Атмосфера 12.

В круговороте какого элемента участвуют клубеньковые бактерии, находящиеся в симбиозе с некоторыми растениями? Кислород Углекислый газ Азот Фосфор Конец формы

Показать полностью… https://vk.com/doc-32661260_133220923
Рекомендуемые документы в приложении