Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
pdf

Студенческий документ № 065820 из РОАТ МИИТ (бывш. РГОТУПС, ВЗИИТ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА Федеральное Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Высшего Профессионального Образования "МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ" (МИИТ)

Кафедра: "Эксплуатация железных дорог"

ОСНОВЫ ЛОГИСТИКИ

Задание на контрольную работу №1 с методическими указаниями по дисциплине для студентов-специалистов 3 курса

специальности: "Эксплуатация железных дорог",

специализации: "Магистральный транспорт"

Москва, 2013 г.

ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

В процессе изучения дисциплины ?Основы логистики? каждый студент должен выполнить контрольную работу. Оформление работы производится на листах формата А4.

Контрольная работа состоит из решения четырех задач. Задачи выполняют по варианту, который следует определить, пользуясь двумя последними цифрами учебного шифра (последняя цифра - разряд 0, предпоследняя - разряд 1).

При решении задач необходимо представлять ответы на все требуемые положения задания. Оформление контрольной работы производится с представлением в ней необходимых рисунков и графиков.

Контрольная работа, выполненная по варианту, не соответствующему учебному шифру студента, зачету не подлежит.

ЗАДАЧА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОПТИМАЛЬНЫХ ПАРАМЕТРОВ ЗАКУПОК

Задание. Для организации продаж в течение месяца фирме необходимо закупить i- видов продукции. Осуществление закупок можно производить один раз в месяц (исходный вариант) и несколькими партиями (предлагаемый вариант). Требуется для рассматриваемого периода времени по каждому виду ассортимента определить: 1) оптимальный объем закупаемых видов продукции; 2) оптимальное количество заказов; 3) оптимальные переменные затраты на хранение запасов; 4) сравнить переменные издержки рассматриваемых вариантов.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Основной целью закупочной логистики является удовлетворение потребностей потребителя в материальных ресурсах с максимально возможной экономической эффективностью. Такое достижение зависит от решения целого ряда вопросов. К некоторым из них относятся задачи по определению за искомый период времени следующих параметров:

> оптимальный объем закупаемых видов продукции (Qo);

> оптимальное количество заказов (Ч);

> оптимальные переменные затраты на хранение запасов (Ио). Расчет перечисленных величин производится по формулам:

2 Сп N

Qo = Сх ; (1)

N Сх Ч = 2Сп ; (2)

Ио = 2 N Cп Сх ; (3)

где Сп - стоимость заказа партии, ден.ед.;

N - потребность в продукции в течение месяца, (шт.);

Сх - издержки хранения единицы товара в течение месяца, ден.ед..

На основании расчетов выражений (1 3) производится сравнение переменных издержек варианта с оптимальными параметрами (предлагаемый вариант) с ситуацией, когда приобретение всей партии товаров производится в первый день рассматриваемого периода. Различие в переменных издержках определяется по формуле:

2

И = (СхN / 2) + Сп - Ио. (4)

При положительном значении величины И предлагаемый вариант является лучшим и обеспечивает минимальные издержки потребителя по закупкам. Исходные данные для решения задачи приведены в таблице 1.

3 Таблица 1. - Исходные данные к задаче №1

Разряд Название параметра № вида Цифра шифра 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 Количество видов продукции 2 3 4 3 2 4 2 3 4 3 0 Потребность в продукции по видам, шт.: 1 9 72 250 8 58 11 168 32 20 15 2 82 28 180 15 18 61 230 74 64 12 3 16 17 57 30 78 175 9 10 12 68 4 60 7 10 68 8 242 55 16 82 25 0 Издержки хранения единицы товара по видам, ден. ед. 1 13 52 0,8 98 12 3,0 1,1 73 17 92 2 8 71 1,5 85 15 2,2 0,5 54 13 104 3 17 89 2,0 69 6 1,3 2,8 105 15 54 4 11 10 3,3 55 14 0,6 1,9 92 8 74 0 Стоимость заказа партии товара по видам, ден. ед.: 1 18 217 13,8 351 15 5,3 16,4 324 16 14 2 12 318 16,9 337 14 9,2 14,0 242 17 15 3 16 338 9,0 315 13 17,1 5,5 350 19 16 4 17 346 5,7 212 17 14,4 8,9 340 15 11

4

ЗАДАЧА 2. ВЫБОР ПОСТАВЩИКА С УЧЕТОМ ТРАНСПОРТНЫХ И ДРУГИХ

ИЗДЕРЖЕК

Задание. Компания, расположенная в городе М, осуществляет закупку широкого ассортимента товаров. Продукция может быть приобретена в пределах города М (1 вариант) или в городе К (2 вариант). Второй вариант сопряжен с дополнительными затратами: на транспортировку; создание страховых материальных запасов, гарантирующих бесперебойную работу; отвлечение финансовых ресурсов в запасы; платежи за экспедирование, таможенные пошлины и другие расходы. Закупочная цена изделий в городе М более высокая, чем в городе

К.

Необходимо, по исходным данным (табл. 2,3):

> для различных значений закупочных цен (не менее 8 значений) рассчитать дополнительные затраты по доставке 1 м3 товаров;

> для рассматриваемых в предыдущем пункте значений цен определить доли

дополнительных затрат в их стоимости;

> построить кривую выбора поставщика;

> пользуясь графиком определить, где выгоднее осуществлять закупки заданных товаров.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Предпочтение удаленному поставщику отдается в том случае, если выполняется неравенство:

Д С, (5)

где Д - доля дополнительных затрат в удельной стоимости поставляемого

материалопотока, %;

С - превышение стоимости местного товара по отношению к поставляемому, %.

Для вычисления величин выражения (5) необходимо задаться единицей измерения груза (тонна, м3, штук, ящик, поддон и т.д.). В рамках данной задачи, в качестве такой единицы выбираем м3.

Определение доли дополнительных затрат осуществляется по формуле:

R Д i

У 100, (6)

где У - закупочная стоимость выбранной единицы измерения (м3) поставляемого товара,

ден.ед./м3;

R i - сумма дополнительных расходов при доставке продукции из другого региона, ден.ед.;

i Зт ,

где Т - транспортный тариф, ден.ед./ м3;

Зп - расходы на запасы в пути, ден.ед. / м3;

Зс - издержки по созданию страховых запасов, ден.ед./ м3;

Зэ - оплата экспедиторских услуг, ден.ед./ м3;

Зп/р - различие в стоимости разгрузочных работ (если затраты в первом варианте больше, то

ставится знак минус), ден.ед./ м3;

Зт - таможенные платежи, ден.ед./ м3;

Для расчетов элементов выражения (6) используются формулы:

Зп t дост У

365 100 ; (7)

Зс tстр У

365 100 ; (8)

Зэ У

100 ; (9)

Зт У 100 , (10)

где - процентная ставка банковского кредита, %;

- ставка за экспедирование, %; - величина таможенных пошлин, %; tдост - срок доставки груза, сутки;

tстр

- время, на которое создаются страховые запасы у получателя, сутки.

Процентное превышение стоимости товара определяется как:

С = (СМ - СК) 100/СК, (11)

где СМ, СК - стоимость товара, соответственно, в городах М и К.

Для каждого из заданных товаров по формулам (6)-(11) определяют значения величин Д и С. Сравнивают полученные результаты по условию (5) и делают вывод в том, где предпочтительно закупать товар (в пределах своего города "М" или в удаленном городе "К").

Целесообразность закупок в другом городе можно определить также с помощью построенной кривой выбора поставщика (рис.1). Названная кривая является графиком функциональной зависимости Д (У) и строится для различных значений закупочных цен. Расчеты величины Д для различных значений параметра У производят в виде таблицы:

У, ден.ед./м3 Дополнительные расходы, ден.ед./м3 R , ден.ед./м3 Д, % Т Зп Зс Зэ Зп/р Зт

Используя данные вышеприведенной таблицы строят график и для заданных товаров наносят точки с координатами (У; С.

По построенному графику и наличии цен на товары в городах М и К можно принимать решение о закупках в рассматриваемом регионе.

Рис. 1. - Кривая выбора поставщика

Приоритет городу К отдается в случаях, когда точка А с координатами (У2, С2) находится выше кривой (рис. 1). В противном случае, закупки осуществляются на месте, например точка Б (У1, С1).

Таблица 2. - Наименование и стоимость товара

№ п/п Наименование товара Удельная стоимость, ден.ед./м3 Цена за единицу, ден.ед. город "М" город "К" 1 2 3 4 5 1. Кондитерские изделия 88000 115 100 2. Варенье, повидло 37000 65 50 3. Чай натуральный 110000 138 120 4. Вина виноградные 70000 80,5 70 5. Коньяки 120000 105 100 6. Шампанское 50000 66 60 7. Пиво 25000 33 30 8. Безалкогольные напитки 20000 30 24 9. Консервы мясные 11000 14,4 12 10. Консервы рыбные 12000 23 20 11. Консервы овощные 10000 14,5 10 12. Консервы фруктово-ягодные 15000 18 15 13. Крупа и бобовые 23000 22 20 14. Макаронные изделия 17000 26 20 15. Комплектующие материалы (тип А) 90000 3348 2759 16. Комплектующие материалы (тип В) 120000 3480 2940 17. Комплектующие материалы (тип С) 150000 2940 2340 Таблица 3. - Исходные данные к задаче 2

Разряд Наименование параметра Цифра учебного шифра 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 Ассортимент товаров

(наименования из табл. 2) 1

2 3 4 5 6 4

7 8 15 16 17 15

16 17 3 9 13 15

16 17 5

10 14 2 5 11 4

12 13 0 Транспортный тариф, ден.ед. 3000 2500 3200 4500 7500 3500 6000 2800 3600 4000 1 Время доставки, сутки 9 5 6 15 25 7 22 4 8 10 1 Страховой запас, сутки 5 10 7 12 14 8 13 9 6 11 1 Ставка банковского кредита, % 36 32 28 24 20 32 18 36 28 30 0 Ставка за экспедирование, % 2 2,5 1,5 - - 1 - 2,2 1,8 1,2 0 Таможенная пошлина, % - - - 15 12 - 10 - - - 0 Разница стоимости погрузочных работ, ден.ед. -150 200 170 - - 210 - -160 230 190

ЗАДАЧА 3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТА РАСПОЛОЖЕНИЯ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА

Фирма реализует продукцию на рынках сбыта Ki (i =1...n) и имеет постоянных поставщиков Пj (j =1...m) в разных регионах. Увеличение объема продаж заставляет фирму поднять вопрос о строительстве нового распределительного центра, обеспечивающего продвижение товара на новые рынки и бесперебойное обслуживание своих клиентов.

Необходимо определить и указать на чертеже:

1) координаты места расположения распределительного склада (точка М);

2) как изменится месторасположение, если для некоторых поставщиков изменится тариф на перевозку или грузооборот (точка М Т);

3) место расположение центра, обслуживающего клиентов города (точка М Г);

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

При выборе месторасположения склада наибольшее внимание уделяется транспортным расходам, связанных с доставкой грузов на склад и со склада потребителям. Чем ниже эти совокупные затраты, тем выше прибыль фирмы, а следовательно эффективнее вариант выбора. Затраты, связанные со строительством и дальнейшей эксплуатацией складского сооружения, в данном случае не учитываются. Условно считается, что они больше зависят от особенностей конструкции склада и его технической оснащенности, чем от месторасположения.

Минимизировать затраты можно, разместив склад в окрестностях центра тяжести грузопотоков. Для решения задачи используется метод наложения сетки координат на карту потенциальных мест расположения складов (рис. 2). Система сетки дает возможность оценить стоимость доставки от каждого поставщика до предполагаемого склада и от склада до конечного потребителя.

Y, км X, км

Рис. 2. - Размещение на сетке координат поставщиков и потребителей

Выбор останавливается на варианте, который определяется как центр массы или центр равновесной системы транспортных затрат. Координаты точки определяются по формулам:

(12)

, (13) Xпj , Yп j - координаты j-го поставщика, км.;

Xкi , Yк i - координаты i-го клиента, км.;

Тп j , Тк i - транспортный тариф на перевозку грузов j-го поставщика и i-го клиента, соответственно, руб./ткм.;

Qпj , Qк i - объемы перевозок поставщика и клиента, соответственно, т.

На практике, приемлемое место для склада подбирают в окрестностях найденного центра тяжести. При этом анализируют и оценивают транспортную доступность местности, размер и конфигурацию возможного участка, а также планы местных органов в отношении намеченной территории.

При решении проблемы оптимального места расположения центра, снабжающего потребителей города, из формул (12), (13) можно исключить транспортный тариф на перевозку, так как внутри города он одинаков. Координаты центра массы в этом случае определяются как:

Таблица 4. - Исходные данные к задаче 3

Разряд

Название параметра Цифра шифра 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 0 Координаты поставщиков (Х;Y), км. А

Б В Г Д 100;

150

900; 75 600; 125

400; 100 300;

150 200; 100

800;

150 400; 200

500; 300 - 300;

400 700; 700

200;

300 - - 400;

700 200; 600

300; 500 100;

400

- 500; 150 100;

250 200; 350

700; 450 400;

550 600;

180 200; 320

800; 440 400;

560 - 700; 130

450;

900 250; 300

- - 800; 1150

50; 650 - -

- 900;

400 100; 350

600; 450 400;

300 - 0; 600

150;

500 250; 400

200; 300 - 0 Координаты клиентов (Х;Y), км. 1

2 3 4 5 200;

300

600; 250 400;

150 - - 800;

350 300; 100

200;

200 100; 100

- 300; 300 400;

150 600; 100

900;

300 1000; 200 100;

350 800; 450

400; 550 200;

650

- 300; 200 400;

900 - - - 100;

400 300; 600

500;

200 - - 50;

700 250; 200

350; 400 100;

30 - 250;

100 350; 200

400; 750 150;

300 50; 450 50;

700

150; 50 100; 250

- - 550; 150

600; 700 650; 50

700;

100 - 1 Транспортный тариф на перевозку грузов поставщиков, руб./т км. 30 35 40 45 50 32 37 42 47 52 1 Транспортный тариф на перевозку грузов клиента, руб./т км. 32 30 28 26 22 24 20 18 16 14 11

0 Объемы перевозок j-го поставщика, т. QпА

QпБ QпВ QпГ

QпД 150 75

125 100 150 100

150 200 300

- 400 700 300

- - 700

600 500 400

- 150 250 350

450 550 180 320

440

560 - 130 900

300 - - 1150

650 - - - 400

350

450 300 - 600

500 400 300

- 0 Объемы перевозок i-го клиента, т. Qк1

Qк2

Qк3 Qк4 Qк5 300

250 150 - - 350

100 200 100

- 300

150 100 300

200 350 450 550

650 - 200 900

- -

- 400 600 200

- - 700 200

400 30 - 100

200

750 300 450 700 50

250 - - 150

700 50 100 - 0 Изменяемый параметр поставщиков Qпj Тпj Qпj Тпj Qпj Тпj Qпj Тпj Qпj Тпj 1 Изменение параметров поставщиков (знак минус - уменьшение, плюс - увеличение), % А Б - 15 +25 +10 -15 -20 +20 +15

+25 -30

-10 -25 +10 +25

+10 +30 -15 -5

-15 +35 -20 12

ЗАДАЧА 4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОПТИМАЛЬНОЙ ВЕЛИЧИНЫ ТРАНСПОРТНОЙ ПАРТИИ ГРУЗА И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ЦИКЛА

Предприятие за время производственного цикла выпускает i=1...n видов продукции (на каждое назначение доставляет один вид продукции). Каждый i-й потребитель получает продукцию строго по норме в количестве Q i . За время производственного цикла Т п предприятие изготовляет

продукцию и формирует транспортные партии qi на все назначения.

Процессы производства, накопления продукции на транспортную партию (заказ) и ее отправление синхронизированы. Такой высокий уровень согласования между производством и транспортом отвечает главному принципу логистики - доставка груза ?точно в срок? и значительному сокращению запасов готовой продукции. Данная модель является не единственной, описывающей рассматриваемые процессы [1]. Характер производства, накопления и потребления готовой продукции равномерный. Необходимо:

> определить оптимальные значения параметров q*i , Тп*;

> построить и проанализировать графики зависимостей продолжительности производственного цикла от параметров указанных в задании. Исходные данные для решения задачи приведены в табл. 5.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

В основу решения производственно-транспортной задачи положен принцип системного подхода. Он находит свое отражение во взаимодействии всех элементов логической цепи (ЛЦ): производства, транспорта и потребления, что, как известно, отвечает основополагающей концепции логистики.

При рассмотрении работы производственно-транспортной системы необходимо согласовывать производственные (продолжительность производственного цикла предприятия) и транспортные (величина транспортной партии груза) параметры таким образом, чтобы затраты во всей ЛЦ были минимальны. Таким образом, необходимо определить такие значения параметров q* и

Тп*, которые бы дали минимум целевой функции затрат R(qi ,Т п ). Функция R(qi ,Т п ) выражает приведенные расходы по изготовлению, хранению, транспортировке и потреблению готовой

продукции. Приведенные затраты зависящие от параметра Т п описываются выражением:

R(Tп )

пр , (14)

где Схi - стоимость хранения единицы груза (изделия) при накоплении на транспортную

партию; Спр - затраты предприятия отнесенные к производственному циклу по выпуску транспортных партий заказов;

Стi - затраты по транспортировке груза.

Функция затрат при более полном описании слагаемых выражения (14) примет вид:

R(Tп ) , 13

Qп где Qп - производственная мощность предприятия, i , ед.;

cxi - стоимость хранения единицы груза (изделия) при накоплении на транспортную

партию, ден. ед.; fi - расходы на доставку транспортной партии груза i-му потребителю ден. ед.;

Т п - продолжительность производственного цикла предприятия по выпуску i-тых видов продукции, сут.; cз - затраты предприятия отнесенные к производственному циклу по выпуску i-тых

транспортных партий заказов, ден. ед.

14 Таблица 5. - Исходные данные к задаче 4

Разряд Названия параметров Цифра учебного шифра 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 Производственная мощность предприятия по выпуску i-го вида продукции Q1

Q2 Q3 Q4 339

709

127 - 425 662

- - 413 546

240 266 388 446

240

- 315 267 388

156 300 425 185

- 240 865 -

- 299

134 376 456 348

148 608 - 287

354 211 546 0 Тариф на поставку транспортной партии i-му потребителю f1 f2 f3 f4 40

50 70

- 80 70 - - 50

40 60 70 70

60 40 - 55

45 65

45 40 60 70

- 70 80 - - 35

75 45 40 60

55 55

- 45 40 60

55 0 Стоимость хранения единицы i-го изделия Сх1

Сх2 Сх3 Сх4 2

3,2

1,8 - 8 6 -

- 2,5 1,6 3,1

2,2 3,5 2,7 1,4

- 4,0

1,2 2,3 1,8 3,0

2,5 1,6 - 5,0

7 - - 1,5 2

3 2,5 2,8

1,6 3,2 - 1,8

1,4 2,2 2,7 1 Затраты предприятия С3 200 250 180 190 210 240 220 260 245 235 1 Построить зависимость Тп* от параметров Q1, f1 C3,Cх1 Q2, f2 C3, Q2 Q1, C3 Cх2, f1 Cх1, f2 C3, Сх1 Q1, f2 Q2, f1 15

По условию задачи, соблюдая принцип логистики, величину затрат необходимо минимизировать: R(Тп) min.

Т*п выполняется Условие минимизации затрат при определении оптимального значение путем решения уравнения.

dR(TП )

0 dTП .

Решая данное уравнение, после преобразований получим:

. (15)

Величину оптимальной транспортной партии определяем из соотношения: q*iQiT*п . (16)

Для анализа продолжительности производственного цикла, пользуются формулой (15).

Q При различных значениях параметров i , cx , сз , fi строятся зависимости T*п (Qi ,cx ,fi ,сз ). В

контрольной работе построение следует производить не менее чем по 7 точкам, округление значений параметра T*п производить до тысячных долей единицы, для каждого графика выделять одну целую страницу.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Смехов А.А. Основы транспортной логистики. М.: Транспорт, 1995.- 164 с.

2. Гаджинский А.М. Практикум по логистике. - 2-е изд., перераб. и доп. - ИКЦ "Маркетинг", М.: 2001.- 180 с.

3. Практикум по логистике: Учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. /Под ред.

Б.А. Аникина. - М.: ИНФРА-М, 2001.- 280 с.

5

5 5

Показать полностью… https://vk.com/doc6514261_437391216
Рекомендуемые документы в приложении