Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
doc

Студенческий документ № 065873 из РОАТ МИИТ (бывш. РГОТУПС, ВЗИИТ)

Основы организации межбюджетных отношений

Анализируя структуру целей, в соответствии с которыми формируется нынешняя российская модель межбюджетных отношений, можно видеть, что явное предпочтение отдается выравниванию территориального развития. Критикуется резко возросшая за годы реформы дифференциация в уровнях социально-экономического развития регионов. Положительная динамика в развитии отдельных регионов обычно ассоциируется с наличием на их территориях монопольного производственно-ресурсного потенциала и "особых" отношений с федеральным центром. В этом есть доля правды. Однако нельзя не видеть, что и среди регионов, богатых сырьем, есть в экономическом плане слаборазвитые регионы и наоборот. К сожалению, организационная составляющая соответствующей динамики развития учитывается очень слабо. А она за годы реформ, по нашему мнению, проявилась наиболее отчетливо. С другой стороны в рамках договоров, при всем их возможном политическом оформлении и противоречии отдельным правовым нормам, шел эмпирический поиск рационального объема прав и полномочий, закрепляемых за тем или иным регионом и обеспечиваемых соответствующим объемом региональных финансовых бюджетных ресурсов. К сожалению экономической оценки реализации этих прав и полномочий, как с учетом использования, так и без учета использования природной ренты, произведено не было. Стихийный процесс продвижения к модели "конкурентного" федерализма (если пользоваться терминологией германских моделей), сменился целенаправленным попятным движением обратно к "кооперативному" бюджетному федерализму. В этом проявилась в очередной раз, отсутствие четкой стратегии российских реформ и, что очень важно, их региональной составляющей. Внешне весь это процесс напоминает постоянное противодействие федерального центра и регионов, где каждая сторона с переменным успехом получает для себя определенные преимущества или теряет их. В отсутствии необходимого количества научных аргументов результат всегда напоминает элемент сговора либо политического поражения.

Сказанное выше дает основание для выделения следующей системы этапов формирования российской модели межбюджетных отношений, отвечающей потребностям развития российского федеративного государства:

Определение общеэкономического потенциала каждого региона с учетом выделения в нем рентной части (в разрезе различных видов ренты - природно-ресурсной, территориальной, производственной и т.д.).

Усиление роли имущественных налогов, как стимулирующих использование потенциала региона в целом и при этом сравнительно легко определяемых (прогнозируемых). При этом потенциал должен быть дифференцирован на отдельные составляющие (основные и оборотные фонды, кадровый потенциал, земля, вода, недра) и по этим группам должны быть установлены отдельные налоговые ставки.

В структуре региональной ренты важно выделить ту часть, извлечение которой не зависит от региональной деятельности, и, соответственно, ту часть, которая зависит. Например, если взять процесс добычи нефти из новых скважин - извлечение ренты в этом случае мало зависит от деятельности регионального руководства, отдельных предприятий и организаций. В случае же возврата в оборот старых уже неиспользуемых скважин за счет технологий, разработанных за счет средств бюджета региона и его отдельных предприятий, рента должна рассматриваться как региональный продукт. Ситуация может рассматриваться так до того времени, пока данные технологии не станут применяться повсеместно (нерегиональными предприятиями и организациями за пределами региона). Соответственно, рента первой категории практически целиком может поступать в федеральный бюджет, право на использование второй - в большей части принадлежит региону.

Учитывая разную структуру производственного капитала и, соответственно, разную скорость его обращения второй позицией (по степени значимости) в системе налогообложения должен стать налог на прибыль. Доля этого налога, поступающего в местный бюджет должна быть обусловлена факторами производственного капитала и его структурой. В определенном смысле он выступает в данном случае как корректирующий налог.

Необходимо добиться минимально возможного субъективизма и, одновременно реального консенсуса между потребностями и возможностями федерального центра и региона в процессе выбора форм разделения налоговых поступлений. Все большую привлекательность, если учитывать возможности стимулирования деятельности по управлению регионом и упрощения налоговых отношений между федеральным центром и регионами, приобретает прогрессирующая точка зрения о полном разделении налогов и налоговых доходов между уровнями бюджетной системы России. В ходе расщепления налоговых поступлений, разумеется, трудно избежать элемента политического "торга". Этому благоприятствует действующее законодательство, позволяющее федеральным властям ежегодно менять нормативы расщепления налоговых доходов между уровнями бюджетной системы. Кроме того, должны быть существенно расширены полномочия региональных и местных властей по формированию и реализации налогообложения на уровне соответствующих территориально-административных единиц. В классической теории общепризнанно, что региональным и местным властям в наибольшей степени подходят налоги с немобильной или формируемой на месте налоговой базой, что позволяет избежать негативных внешних эффектов и других проблем в управлении ими. Однако нужно видеть, что и расщепляемая и одноканальная, когда общая сумма всех собранных на территории налогов распределяется в пропорции между федеральным и региональным уровнем, системы обладают определенными положительными чертами, когда имеет место система долгосрочных нормативов. В этом случае у регионов появляется интегрированный интерес в пополнении как своего, так и федерального бюджета. Нам представляется, что субъективизм, подрыв стимулов к саморазвитию у регионов возможен и при реализации "нерасщепляемой" налоговой системы. Это может возникнуть при чрезмерном завышении федеральным центром налоговых ставок вне связи с объемами региональных налогов, с реальными возможностями выплачивать предприятиями региона налоги и потребностями в централизованном финансировании регионального развития.

Реально в мире уже представлены налогово-распределительные модели, так или иначе сочетающие все подходы, о которых было уже сказано. России надо выбрать для нее более приемлемый вариант или их сочетание.

Наделение региона функциями и, соответственно, объемами налогов, поступающих в региональные бюджеты, должно осуществляться исходя из нормативов финансирования каждой функции. Объем функций, которыми наделяется регион, должен определяться исходя из оценки отдачи соответствующих средств - если при наделении новой функцией эффективность их использования начинает снижаться, регион пока не готов к ее выполнению. Это - очень простой пошаговый механизм определения рационального размера прав и полномочий региона. В случае, если налоговых поступлений для реализации очередной функции не хватает, то могут быть использованы трансферты, либо другие заемные средства.

В целях стимулирования инициативы региональных и местных властей на одновременное пополнение своего и федерального бюджетов заслуживает одобрения предложение политического движения "Яблоко" относительно предоставления местным органам власти право на 50% сумм по региональным и 30% - по федеральным налогам (долям налогов), собранным сверх плана на территории данного муниципального образования. Одновременно предлагается предоставить субъектам РФ право на 30% сумм по федеральным налогам (долям налогов), собранным сверх плана на территории данного субъекта РФ. Важно видеть, что зарубежный опыт дает нам представление о широкой гамме и других различных вариантов усиления инициативы региональных и местных властей в пополнении федерального бюджета, когда имеет место обоюдовыгодное сотрудничество этих ветвей власти. Например, в США это происходит на основе выпуска и размещения так называемых нерыночных федеральных ценных бумаг для штатов и муниципалитетов, имеющих достаточно высокую степень доходности, средства на приобретение которых штаты и муниципалитеты должны изыскать на основе выпуска уже своих региональных и местных облигационных займов.

В настоящее время следует стремиться к расширению автономии того или иного уровня власти в определении объема, структуры и финансировании определенных видов расходов. Однако в таких важных областях совместного ведения, как образование и здравоохранение, может оказаться эффективным долевое со-финансирование региональных и местных расходов федеральными субсидиями, увязанными с соблюдением в регионах общенациональных минимальных стандартов количества и качества соответствующих бюджетных услуг.

Должны быть разработаны предельные сроки выхода региона на необходимый уровень прибыльности (соотношения разницы суммарных размеров региональных и убытков прибыли к региональному валовому продукту) и совокупного рейтинга социально-экономического развития. В случае, если соответствующие показатели не достигнуты в пределах установленного срока, то можно говорить о необходимости проведения ряда реорганизационных мероприятий (также как и при превышении критического объема просроченных региональных займов): подчинение региона прямому федеральному управлению; включение данного региона в состав соседнего стабильно развивающегося региона; вхождение региона в юрисдикцию управления со стороны региона-кредитора. Возможно расширение списка этих реорганизационных мероприятий. Но, в любом случае, они должны включать бизнес-основу регионального проектирования.

Однако, формируя структуру российского межбюджетного устройства, поднимающей статус региональной финансовой автономии нужно иметь в виду, что, если федеральное правительство по политическим или иным причинам не в состоянии выдержать жесткие бюджетные ограничения, децентрализация властных полномочий не только не приведет к росту экономической эффективности, но и может подорвать макроэкономическую стабильность. При наличии у региональных властей мнения, перерастающего в убеждение, что федеральный центр будет возмещать местные финансовые потери, они будут иметь весьма низкую заинтересованность в ответственном управлении бюджетами, а необходимые для компенсации их потерь средства, получаемые за счет заимствований или денежной эмиссии, могут привести к финансовому кризису. Примером этому могут служить кризисы в Аргентине в 1980-х гг. и в Бразилии в 1980-х - начале 1990-х гг. Пожалуй, недоучет этого обстоятельства является одним из болезненных явлений развивающихся стран и стран с переходной экономикой, резко снижающим потенциал проводимых там реформ. Внешне это часто принимается за неэффективность децентрализации финансовой системы в данных странах. Таким образом, вопрос должен стоять о создании законодательной базы финансовой ответственности и жестких бюджетных ограничений для региональных властей, а также повышение квалификации персонала их финансовых органов.

ЗАДАЧА 1

Сформировать доходную часть федерального бюджета на очередной финансовый год, выделив следующие группы статей (данные условные): налоговые поступления; неналоговые поступления; безвозмездные поступления. Исходные данные представлены в табл.1. При выполнении задачи необходимо использовать Бюджетный Кодекс РФ и в обязательном порядке делать ссылки на соответствующие его статьи.

Таблица 1 - Исходные данные для построения доходной части федерального бюджета

Наименование статей Величина статьи, млрд. руб. Структура в % к общей сумме доходов Группы статей 1 2 3 4 Налог на прибыль организаций 641,30 8,32 1 Таможенные пошлины и сборы 2347,09 30,46 1 Федеральные лицензионные сборы 0,66 0,01 1 Часть прибыли унитарных предприятий 3,23 0,04 2 Доходы от внешнеэкономической деятельности 61,21 0,79 2 Безвозмездные поступления 231,14 3,00 3 Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 1157,36 15,02 1 Акцизы по подакцизным товарам 135,00 1,75 1 Доходы от использования государственного имущества 262,17 3,40 3 Государственная пошлина, сборы 29,62 0,38 1 Налог на добавленную стоимость 2261,50 29,25 1 Платежи при пользовании природными ресурсами 61,30 0,79 1 Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства 117,69 1,53 3 Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды 405,00 5,26 1 ИТОГО доходов: 7704,27 100% 1. налоговые 7038,83 91,36 Ст. 50 2. неналоговые 54,44 0,71 Ст. 51 3. безвозмездные поступления 611,00 7,93 Ст. 41 В соответствии со статьей 50 Бюджетного кодекса РФ к налоговым доходам относятся:

налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в федеральный бюджет, - по нормативу 100 процентов;

налога на прибыль организаций - по нормативу 100 процентов;

налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 1995 года N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, - по нормативу 20 процентов;

налога на добавленную стоимость - по нормативу 100 процентов;

акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья - по нормативу 50 процентов;

акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением пищевого, - по нормативу 100 процентов;

акцизов на спиртосодержащую продукцию - по нормативу 50 процентов;

акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов, за исключением пива, вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята, - по нормативу 60 процентов;

акцизов на табачную продукцию - по нормативу 100 процентов;

акцизов на автомобили легковые и мотоциклы - по нормативу 100 процентов;

акцизов по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов;

налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) - по нормативу 100 процентов;

налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 100 процентов;

налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых) - по нормативу 40 процентов;

налога на добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации - по нормативу 100 процентов;

регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) - по нормативу 100 процентов;

регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 95 процентов;

регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации при выполнении соглашений о разделе продукции - по нормативу 100 процентов;

сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) - по нормативу 20 процентов;

сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) - по нормативу 20 процентов;

водного налога - по нормативу 100 процентов;

государственной пошлины - по нормативу 100 процентов.

В соответствии со статьей 41 Бюджетного кодекса РФ к безвозмездным доходам бюджета относятся:

дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);

субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации;

иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и платных услуг, оказываемых казенными учреждениями, средства безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности при составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности о его исполнении включаются в состав доходов бюджета.

ЗАДАЧА 2

В таблицах 2 и 3 приведены данные, характеризующие состояние бюджета субъекта РФ на очередной финансовый год (текущий) и плановый период, в млрд. руб. (данные условные). Требуется:

1. Рассчитать сводные показатели бюджета субъекта РФ:

- доходы, с выделением налоговых, неналоговых доходов и безвозмездных поступлений;

- расходы по разделам бюджетной классификации расходов бюджета.

2. Проанализировать:

- структуру и динамику доходов бюджета субъекта РФ, с выделением удельного веса налоговых, неналоговых доходов и безвозмездных поступлений;

- структуру и динамику расходов бюджета субъекта РФ по разделам бюджетной классификации расходов бюджета.

3. При выполнении задачи использовать Бюджетный Кодекс РФ и в обязательном порядке делать ссылки на соответствующие его статьи.

Таблица 2 - Доходная часть бюджета субъекта РФ на очередной финансовый год и плановый период, млрд.руб.

Наименование доходов Текущий год Плановый период 1-й год планового периода 2-й год планового периода Сумма, млрд. руб. Структура, % Сумма, млрд. руб. Структура, % Абс-ное отк-ние млрд. руб. Темпы роста к текущему году, % Сумма, млрд. руб. Структура, % Абс-ное отк-ние млрд. руб. Темпы роста к текущему году, % 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Налог на прибыль организаций 99,3 33,8 117,3 35,2 +18 118,1 137,7 36,4 +38,4 138,7 Налог на доходы физических лиц 84,4 28,7 100,1 30,0 +15,7 118,6 115,3 30,5 +30,9 136,6 Акцизы 12,7 4,3 13,7 4,1 +1 107,9 15,1 3,9 +2,4 118,9 Налог на имущество организаций 14,7 5,0 16,5 4,9 +1,8 112,2 19,2 5,1 +4,5 130,6 Арендная плата 21,0 7,2 23,9 7,2 +2,9 113,8 28,2 7,5 +7,2 134,3 Доходы от продажи имущества 6,0 2,0 6,1 1,8 +0,1 101,7 6,4 1,7 +0,4 106,7 Доходы от платных услуг 22,3 7,6 24,2 7,3 +1,9 108,5 26,1 6,9 +3,8 117,0 Прочие неналоговые доходы 19,4 6,6 20,9 6,3 +1,5 107,7 22,6 5,9 +3,2 116,5 Безвозмездные поступления из федерального бюджета 14,0 4,8 10,6 3,2 -3,4 75,7 7,8 2,1 -6,2 55,7 Всего доходов: 293,8 100 333,3 100 +39,5 113,4 378,4 100 +84,6 128,8 - налоговые 211,1 71,9 247,6 74,3 +36,5 117,3 287,3 75,9 +76,2 136,1 -неналоговые 68,7 23,4 75,1 22,5 +6,4 109,3 83,3 22,0 +14,6 121,3 -безвозмездные поступл. 14,0 4,7 10,6 3,2 -3,4 75,7 7,8 2,1 -6,2 55,7

Таблица 3 - Расходная часть бюджета субъекта РФ по разделам бюджетной классификации расходов бюджета на очередной финансовый год и плановый период, млрд. руб.

Наименование раздела Текущий год Плановый период 1-й год планового периода 2-й год планового периода Сумма, млрд. руб. Структура, % Сумма, млрд. руб. Структура, % Абс-ное отк-ние млрд. руб. Темпы роста к текущему году, % Сумма, млрд. руб. Структура, % Абс-ное отк-ние млрд. руб. Темпы роста к текущему году, % 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Общегосударственные вопросы 15,8 4,87 17,8 4,95 +2 112,7 21,1 5,27 +5,3 133,5 Национальная оборона 0,037 0,01 0,027 0,01 -0,01 72,9 0,025 0,01 -0,012 67,6 Национальная безопасность и правоохран. деятельность 8,7 2,68 8,1 2,25 -0,6 93,1 9,0 2,25 +0,3 103,4 Национальная экономика 39,9 12,31 34,9 9,69 -5 87,5 33,8 8,43 -6,1 84,7 Жилищно-коммунальное хозяйство 104,8 32,33 99,5 27,65 -5,3 94,9 96,1 23,89 -8,7 91,7 Охрана окружающей среды 1,7 0,52 1,0 0,28 -0,7 58,8 0,9 0,22 -0,8 52,9 Образование 47,1 14,53 46,0 12,78 -1,1 97,7 46,8 11,68 -0,3 99,4 Культура, кинематография 15,1 4,66 13,6 3,78 -1,5 90,1 12,5 3,12 -2,6 82,8 Здравоохранение и спорт 58,0 17,89 55,0 15,29 -3 94,8 54,3 13,55 -3,7 93,6 Социальная политика 31,8 9,82 39,8 11,06 +8 125,2 45,1 11,25 +13,3 141,8 Межбюджетные трансферты 1,2 0,38 1,4 0,39 +0,2 116,7 1,5 0,37 +0,3 125,0 Условно утверждаемые расходы - - 42,7 11,87 +42,7 - 79,6 19,86 +79,6 - Всего расходов 324,137 100 359,827 100 +35,69 111,01 400,725 100 +76,588 123,6

В плановом периоде наблюдается увеличение доходов по всем статьям кроме безвозмездных поступлений. Безвозмездные поступления в 1й год планового периода будут за 3,4 млрд. руб. меньше, а во 2й год на 6,2 млрд. руб. Разделение доходов на налоговые, неналоговые и безвозмездные поступления производились на основании Бюджетного кодекса РФ, используя статьи 50, 51 и 41.

В расходной части также в целом наблюдается увеличение расходов. В 1й год планового периода на 35,69 млрд. руб., а во 2й год на 76,588 млрд. руб.

ЗАДАЧА 3

1. Составьте аналитическую таблицу "Состав и структура доходов и расходов местного бюджета за 2 последних года" (в качестве примера избирается местный бюджет любой территории).

2. Проанализируйте полученные данные, выявите отклонения, тенденции. Укажите причины отклонений.

3. По результатам анализа подготовить письменное заключение, содержащее выводы и предложения.

Таблица 4 - Состав и структура доходов и расходов местного бюджета г. Рязани за период 2010 - 2011 гг.

№ группы Наименование доходов и расходов бюджета Годы 2010 год 2011 год Всего в тыс. руб. в % к общей сумме доходов (расходов) бюджета % к сумме доходов (расходов) по группе доходов (разделу расходов) Всего в тыс. руб. в % к общей сумме доходов (расходов) бюджета % к сумме доходов (расходов) по группе доходов (разделу расходов) 1 2 3 4 5 6 7 8 I. ДОХОДЫ 1 Налоговые доходы, всего: в т.ч. 269 710 61,1 100 299 520 66,8 100 1.1 Налог на прибыль организаций 130 500 29,6 48,4 145 000 32,3 48,4 1.2 Налог на доходы физических лиц 65 200 14,8 24,2 71 400 15,9 23,8 1.3 Акцизы 5 200 1,2 1,9 2 300 0,5 0,8 1.4 Налог на совокупный доход 14 800 3,4 5,5 17 300 3,9 5,8 1.5 Налог на имущество физических лиц 45 000 10,2 16,7 52 000 11,6 17,4 1.6 Земельный налог 1 700 0,4 0,6 1 800 0,4 0,6 1.7 Государственная пошлина 2 110 0,5 0,8 2 520 0,6 0,8 1.8 Прочие налоговые доходы 5 200 1,2 1,9 7 200 1,6 2,4 2 Неналоговые доходы. всего: в т.ч. 56 700 12,8 100 44800 9,9 100 2.1. Доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности 35 000 7,9 61,7 6 700 1,5 14,9 2.2. Платежи при пользовании природными ресурсами 1 300 0,3 2,4 1 100 0,2 2,5 2.3. Доходы от продажи материальных и нематериальных активов - - - - - - 2.4. Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности 20 400 4,6 35,9 37 000 8,2 82,6 3 Безвозмездные поступления, всего: в т.ч. 115 000 26,1 100 104 000 23,2 100 3.1. Дотации из других бюджетов бюджетной системы РФ 65 000 14,7 56,5 64 000 14,3 61,5 3.2. Субсидии из других бюджетов бюджетной системы РФ 10 000 2,3 8,7 8 000 1,8 7,7 3.3. Субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов РФ 40 000 9,1 34,8 32 000 7,1 30,8 ВСЕГО ДОХОДОВ 441 410 100 - 448 320 100 - II. РАСХОДЫ 1 Общегосударственные вопросы: 32 000 7,9 100 34 000 8,2 100 2 Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 11 000 2,7 100 9 000 2,2 100 3 Национальная экономика 9 500 2,3 100 11 000 2,7 100 4 Жилищно-коммунальное хозяйство 37 000 9,1 100 34 000 8,2 100 5 Охрана окружающей среды 5 400 1,3 100 5 500 1,3 100 6 Образование 186 000 45,9 100 193 000 46,7 100 7 Культура, кинематография и средства массовой информации 14 000 3,5 100 16 000 3,9 100 8 Здравоохранение, физическая культура и спорт 94 000 23,2 100 97 000 23,5 100 9 Социальная политика 15 000 3,7 100 14 000 3,4 100 10 Межбюджетные трансферты - - 100 - 100 11 Прочие расходы 500 0,1 100 - 100 ВСЕГО РАСХОДОВ 404 400 100 413 000 100

Налог на прибыль, доход в общей сумме за рассматриваемые периоды колеблются в пределах 30% - 50%. Доля налогов на товары и услуги имеет тенденцию к снижению. Налог на имущество в общей сумме доходов 2010 года составил 12%, но за последующие годы он вырос до 14%.. Платежи за пользование природными ресурсами остались прежними и составил 0,5% в 2011 году. Налоги на совокупный доход возросли с 4% в 2010 году и до 5% в 2011 г.

Доля неналоговых доходов в 2010 - 2011 годах уменьшилась примерно с 15% - до 12%, но в 2006 г. повысилась до 13%. Если рассматривать структуру межбюджетных трансфертов, то она наиболее контрастна. В 2010 году процент межбюджетных трансфертов в общей сумме составил -30%. Однако 2011 году он снизился до 28%.

Сделаем выводы по расходам, которые занимают наибольший вес в общей совокупности. Доля расходов на общегосударственные вопросы колеблются в пределах 8-10%. По статье ЖКХ также видно снижение удельного веса расходов в общей совокупности: 2010 - 9,3%, 2011 - 8,3%.

ЗАДАЧА 4

Имеются следующие данные (условные) об источниках финансирования бюджетного дефицита федерального бюджета. Определить размеры внешнего и внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета.

Таблица 5 - Исходные данные об источниках финансирования бюджетного дефицита федерального бюджета

Наименование статей Величина статьи, млрд. руб. Структура, % Источник 1 2 3 4 Кредиты правительств иностранных государств 1170 19,8 2 Государственные займы от выпуска ценных бумаг в рублях (ГКО) 640 10,8 2 Кредиты международных финансовых организаций 1120 18,9 2 Кредиты от кредитных организаций 310 5,2 1 Бюджетные ссуды от бюджетов субъектов РФ 400 6,8 1 Превышение доходов над расходами по государственным запасам 320 5,4 1 Кредиты от иностранных банков 780 13,2 2 Бюджетные кредиты от бюджетов другого уровня 530 9,0 1 Средства на счетах федерального бюджета 370 6,3 1 Кредиты иностранных фирм 270 4,6 2 ИТОГО источников: 5910 100 1. внутренние 1930 2. внешние 3980

ЗАДАЧА 5

Рассчитать по данным табл. 6 отсутствующие показатели. Определить сводные показатели, характеризующие состояние бюджетной сферы РФ.

Таблица 6 - Основные параметры бюджетов РФ и валовой внутренний продукт (условно)

Параметры бюджетов 1й год 2й год 3й год 4й год Сумма, млрд. руб. В % от консолидированного бюджета В % к ВВП Сумма, млрд. руб. В % от консолидированного бюджета В % к ВВП Сумма, млрд. руб. В % от консолидированного бюджета В % к ВВП Сумма, млрд. руб. В % от консолидированного бюджета В % к ВВП 1.Консолидированный бюджет - доходы 22182 100 26,9 38589 100 27,0 62370 100 29,4 114054 100 24,8 - расходы 25263 100 30,7 39621 100 27,8 56148 100 26,5 112740 100 24,6 - дефицит (профицит) -2081 100 -2,5 -1032 100 -0,7 6222 100 2,9 +1314 100 0,3 2.Федеральный бюджет - доходы 9777 44,1 11,9 18765 48,6 13,1 33828 54,2 15,9 82260 72,1 17,9 - расходы 14166 56,1 17,2 20007 50,5 14,0 25608 45,6 12,1 79770 70,8 17,4 - дефицит (профицит) - 4389 -47,4 -5,3 -1242 120,3 -0,9 8220 132,1 3,9 2490 189,5 0,5 3.Консолидированные бюджеты субъектов РФ - доходы 12405 55,9 15,1 19824 51,4 13,9 28542 45,8 13,5 31794 27,9 6,9 - расходы 10097 39,9 12,3 19614 49,5 13,7 30540 54,4 14,4 32970 29,2 7,2 - дефицит (профицит) +2308 110,9 2,8 +210 20,3 0,1 -1998 -32,1 -0,1 -1176 -89,5 -0,3 Валовой внутренний продукт 82230 - 142710 211890 459000

ЗАДАЧА 6

Рассчитайте прогнозируемые значения дохода по налогам субъекта РФ.

Таблица 7.

Вид налога Прогнозное значение Налог на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления налога в бюджеты субъектов РФ 0,091 Налог на доходы физических лиц 0,026 Акцизы на спирт, спиртосодержащую продукцию 0,004 Акцизы на алкогольную продукцию, пиво 0,004 Акцизы на ГСМ и нефтепродукты 0,009 Налог, взимаемый в связи с упрощенной системой налогообложения 0,004 Единый сельскохозяйственный налог 0,005 Государственная пошлина 0,010 Налог на имущество организаций 0,020 Налог на игорный бизнес 0,001 Транспортный налог 0,009

Прогнозирование налоговых доходов субъекта РФ осуществляется по следующей формуле:

НДнал = НДнал пред год * ТМП * К * S *

где НДнал - доход по налогу, зачисляемый в бюджет субъекта РФ;

ТМП - темп роста соответствующего макроэкономического показателя;

Т - ставка по налогу (остается на уровне прошлого года);

НО - норматив отчислений налога в бюджет субъекта РФ (остается на уровне прошлого года);

К - поправочный коэффициент, учитывающий происходящее внутри планируемого года изменение базы по налогу, изменение ставки налога, а также отражающий изменения в собираемости налога;

S - поправочный показатель абсолютного изменения налогового дохода по налогу в связи с предоставляемыми льготами и прочими, неучтенными факторами.

Решение:

Налог на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления налога в бюджеты субъектов РФ = 15,5 * 1,090 * 1,0001 * 0,0054 * 1 = 0,091

Налог на доходы физических лиц = 5,7 * 1,248 * 0,9996 * 0,0036 * 1 = 0,026

Акцизы на спирт, спиртосодержащую продукцию = 1,8 * 1,062 * 0,9998 * 0,0023 * 1 = 0,004

Акцизы на алкогольную продукцию, пиво = 1,5 * 1,049 * 1,0002 * 0,0031 * 1 = 0,004

Акцизы на ГСМ и нефтепродукты = 2,6 * 1,041 * 1,0003 * 0,0032 * 1 = 0,009

Налог, взимаемый в связи с упрощенной системой налогообложения = 1,5 * 1,062 * 1,0001 * 0,0028 * 1 = 0,004

Единый сельскохозяйственный налог = 1,3 * 1,044 * 0,9997 * 0,0035 * 1 = 0,005

Государственная пошлина = 1,8 * 1,248 * 1,0005 * 0,0045 * 1 = 0,010

Налог на имущество организаций = 3,1* 1,054 * 1,0003 * 0,0062 * 1 = 0,020

Налог на игорный бизнес = 0,6 * 1,076 * 1,0005 * 0,0017 * 1 = 0,001

Транспортный налог = 2,5 * 1,008 * 1,0004 * 0,0036 * 1 = 0,009

ЗАДАЧА 7

Рассчитайте прогнозируемые значения неналоговых доходов субъекта РФ.

Таблица 8.

Вид неналогового дохода Прогнозное значение Доходы от размещения средств бюджетов 0,026 Проценты, полученные от предоставления бюджетных кредитов внутри страны 0,010 Средства от распоряжения и реализации конфискованного и иного имущества, обращенного в доход государства 0,108 Административные платежи и сборы 0,114 Штрафы, санкции 0,008

Доходы от размещения средств бюджетов = 2,6 * 1,222 * 1,0003 * 0,0062 * 13/10 = 0,026

Проценты, полученные от предоставления бюджетных кредитов внутри страны = 2,3 * 0,993 * 0,9997 * 0,0035 * 13/10 = 0,010

Средства от распоряжения и реализации конфискованного и иного имущества, обращенного в доход государства = 19,8 * 1,006 * 1,0001 * 0,0054 = 0,108

Административные платежи и сборы = 15,7 * 1,076 * 0,9996 * 0,0036 * 188,3/100 = 0,114

Штрафы, санкции = 1,8 * 1,076 * 0,9998 * 0,0023 * 188,3/100 = 0,008

ЗАДАЧА 8

Определите размер субвенции бюджету субъекта РФ из федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период на обеспечение социальной поддержки лиц, награжденных знаками "Почетный донор СССР" и "Почетный донор России".

Таблица 9 - Определение ежегодного размера субвенции на обеспечение социальной поддержки лиц, награжденных знаками "Почетный донор СССР" и "Почетный донор России"

Показатель Условное обозначение Единицы измерения Текущий год Плановый период 1-й год планового периода 2-й год планового периода 1 2 3 4 5 6 Численность граждан, награжденных знаками Е Тыс. чел. 120 123 126 Размер ежегодной денежной выплаты гражданам установленный в соответствии со ст. 11 Закона РФ "О донорстве крови и ее компонентов" от 9.06.93г .№ 5142 (в ред. в ред. Федерального закона от 14.07.2008 N 110-ФЗ) Руб. 6000 6000 6000 Размер индексации ежегодной денежной выплаты гражданам 1,085 1,07 1,068 Размер ежегодной денежной выплаты гражданам с учетом индексации В Руб. 6510 6420 6408 Расходы на оплату услуг по доставке ежегодной денежной выплаты гражданам Д % 1,5 1,5 1,5 Расходы на оплату услуг по

доставке ежегодной денежной выплаты гражданам Д Руб./чел. 54,25 52,19 50,86 Размер субвенции С Млн. руб. 787710 796079,37 813816,36

ЗАДАЧА 9

Определите размер субсидии на частное возмещение расходов бюджету субъекта РФ из федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период на финансовое обеспечение оказания дополнительной медицинской помощи, оказываемой врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых и медицинскими сестрами врачей общей практики (семейных врачей). Исходные данные приведены в табл. 10.

Таблица 10 - Определение субсидии на софинансирование денежных выплат бюджета субъекта РФ

Показатель

Условное обозначение Текущий год Плановый период 1-й год планового периода 2-й год планового периода Размер денежной выплаты в месяц на 1 врача Св 10,0 10,0 10,0 Численность врачей в субъекте Российской Федерации согласно Федеральному регистру медицинских работников Pвi

5,0 5,1 5,2 Районный коэффициент к заработной плате, установленный решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, высокогорных, пустынных, безводных и других районах (местностях) с особыми климатическими условиями Kрi

1,0 1,0 1,0 Коэффициент, учитывающий процентную надбавку к заработной плате, установленную статьями 315 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации, за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также за работу в других районах (местностях) с особыми климатическими условиями Nzi

1,0 1,0 1,0 Cв х Pвi х Kpi x Nzi 50 51 52 Размер денежной выплаты в месяц на 1 медицинскую сестру См

5,0 5,0 5,0 Численность медицинских сестер в субъекте Российской Федерации согласно Федеральному регистру медицинских работников PMi

5,2 5,3 5,4 Районный коэффициент к заработной плате, установленный решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, высокогорных, пустынных, безводных и других районах (местностях) с особыми климатическими условиями Kрi

1,0 1,0 1,0 Коэффициент, учитывающий процентную надбавку к заработной плате, установленную статьями 315 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации, за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также за работу в других районах (местностях) с особыми климатическими условиями Nzi

1,0 1,0 1,0 Cм х Рмi x Kpi x Nzi 26 26,5 27 (Cв х Pвi х Kpi x Nzi + Cм х Рмi x Kpi x Nzi) х Т 805,6 821,5 837,4 Сумма средств, предусмотренных на оплату ежегодного отпуска врачей, исходя из его средней продолжительности Овр

60,0 61,2 62,4 Сумма средств, предусмотренных на оплату ежегодного отпуска медицинских сестер, исходя из его средней продолжительности Омс

31,2 31,8 32,4 [(Cв х Pвi х Kpi x Nzi + Cм х Рмi x Kpi x Nzi) х Т + Овр + Омс] 896,8 914,5 932,2 Начисления на денежные выплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний рассчитываются:

[(Cв х Pвi х Kpi x Nzi + Cм х Рмi x Kpi x Nzi) х T + Овр + Омс] х ?,

где ? - совокупная ставка страховых взносов, действующая на момент расчета (30%) Ндв

269,04 274,35 279,66 Размер субсидии Q 1165,84 1188,85 1211,86

ЗАДАЧА 10

Составьте свод расходов за отч?тный период на здравоохранение бюджета района по больницам и диспансерам городов, рабочих пос?лков и сельской местности по исходным данным, представленным в табл.11.

Таблица 11 - Исходные данные для составления свода расходов на здравоохранение

Показатели Условные обозначения Величина показателя Средняя заработная плата на 1 койку в месяц ЗПк 9800 Количество коек на начало месяца Кн 230 Количество коек на конец месяца Кк 280 Норма расхода на медикаменты в месяц Нр 94 Расходы на бесплатную выдачу медикаментов Рбл 6200 Норма расхода на канцелярские и хозяйственные товары на одну койку в месяц Нк

500 Норма расхода на питание на одну койку в месяц Нпит. 9000 Норма расхода на дооборудование новых коек в месяц Нднк 6400 Норма расхода на дооборудование прежних коек в месяц Ндк 4100

Фонд заработной платы медицинских работников и административно - хозяйственного персонала определяется:

ФЗП = Кср * ЗПк = 255 * 9800 = 2 499 000 руб.

Кср = Кн + (Кк - Кн)*15 / 30 = 255

Величина расходов на медикаменты определяется по формуле:

Срм = Рм + Рбл = 719 100 + 6200 = 725 300 руб.

Рм = Нр ? Кд = 94 * 7650 = 719 100 руб.

Кд = Кср ? Чк = 255 * 30 = 7650 койко-дней

Величина расходов на канцелярские и хозяйственные товары определяется по формуле:

Срк = Нк ? Кср = 500 * 255 = 127 500 руб.

Величина расходов на питание определяется по формуле:

Српит. = Нпит ? Кср = 9000 * 255 = 2 295 000 руб.

Величина расходов на мягкий инвентарь определяется по формуле:

Срми = Рднк +Рдк = 320 000 + 943 000 = 1 263 000 руб.

Рднк = Пк ? Нднк = 50 * 6400 = 320 000 руб.

Рдк = Ндк ? Кн = 4100 * 230 = 943 000 руб.

Свод расходов бюджета района по больницам и диспансерам городов, рабочих пос?лков, сельской местности определяется по формуле:

Ср = ФЗП + Нфзп + Срм + Срк + Српит + Срми

Ср = 2 499 000 + 725 300 + 127 500 + 2 295 000 + 1 263 000 = 6 909 800 руб.

Показать полностью… https://vk.com/doc59322106_292484547
Рекомендуемые документы в приложении