Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Студенческий документ № 070837 из Финансовый университет при Правительстве РФ (бывш. ФА при Правительстве РФ)

ДОКЛАД

на тему:

"СИМВОЛЫ И ОБРАЗЫ РЕВОЛЮЦИИ"

Актуальность проблемы. Политические события в мире которые, происходят в течение последнего столетия, имеют характерное революционное окраску. Многочисленные "бархатные" революции в странах Европы и Азии, в арабском мире, задекларированные как единственный действенный способ защиты демократических ценностей, приводят к состоянию войны и ментальной разрозненности многих народов. Сложившаяся ситуация требует изучения для получения четкого понимания по поводу оправданности применения революционных мер для преобразования существующего общественного порядка на более совершенный, который соответствует определенным общественным идеалам.

Степень исследованности проблемы. Исследованию проблемы понимания феномена революции в той или иной степени посвятили свои исследования С. Аскольдов, Н. Бердяев, С. Булгаков, А. Вебер, Э. Ильенков, И. Кант, В. Краус, М. Ласки, Г. Лебон, В. Ленин, К. Мангейм, П. Новгородцев, И. Покровский, К. Поппер, В. Розанов, П. Струве, Е. Трубецкой, С. Франк; современные отечественные философы и политологи В. Барков, В. Заблоцкий, В.Корниенко,Т. Розова, С. Самчук, М. Степико, В. Шинкарук; В. Василькова, В. Лекторский, В.Томсинов, В. Чаликова и многие другие. Вместе с тем, хотелось бы больше внимания уделить анализу феномена революции на предмет его нравственной способности быть политическим инструментом достижения целей на пути к лучшему будущему, очерченного в общественных идеалах.

Изложение материала. Для лучшего понимания влияния революционных событий на массы следует более подробно остановиться на исследовании и применении символов и образов в революционном процессе, ввиду того, что данная тема является мало изученной в контексте ее роли в вышеуказанных событиях.

С помощью знаков и символов осуществляется целенаправленная коммуникация с целевыми группами, ускоряется передача сообщений. Знаки и символы - неотъемлемая составляющая маркетинговых стратегий и политической рекламы, в частности, они помогают эффективно влиять на мысли и поведение субъектов коммуникации, что особенно важно сегодня, в информационную эпоху. Коммуникативное пространство современной политики формируется через производство и применение символов. Любые политические актеры (партии, движения, объединения) имеют свою символику, при создании которой они ориентируются на определенную целевую аудиторию - определенное количество лиц, которых можно объединить по одной или нескольким характеристикам. Эти характеристики политические актеры выбирают в зависимости от целей и задач коммуникативного сообщения.

Представителям власти и политических сил важно, чтобы целевая аудитория поняла их сообщение. В рамках целевой группы есть свои знаки и символы, которые трактуются определенным образом только ею, а за пределами этой группы могут иметь несколько иное значение. Функцию границ между группами выполняют пределы государств, городов, язык, возраст, пол, религиозные предпочтения, культурная принадлежность, образование и тому подобное. В политике используются знаки и символы, которые может понять конкретная целевая аудитория. Они должны упростить усвоение ею политических сообщений. Например, если кто-то из российских политических деятелей, обращаясь к гражданам с целью убедить их в эффективности своей политической программы, начнет цитировать Коран, то его не поймет большинство слушателей, поскольку почти все население страны исповедует православную религию. Коран - важный символ, но совсем другой культурной и религиозной среды. Как символ рассматриваются название, метафора, число, эмблема, герб, флаг, гимн и другие знаково-символьные средства создания новых значений и закрепления старых, которые применяются как инструмент конструирования политического и социального пространства в пределах политического маркетинга. Однако иногда символы могут и затруднять процесс понимания сообщений субъектами коммуникации, если их нельзя понять в пределах определенного социального и политического пространства. Это, например, использование иностранных слов или обращение к традициям и обычаям, не свойственных культуре народа и т.д. В наше время символы и образы в политической деятельности используют для виртуального упрощения политической и социальной действительности, передачи какой-то мысли относительно политических процессов и формирования нужных эмоций у граждан. Препятствием в процессе коммуникации могут быть язык, религия, образование, национальная и культурная принадлежность, эрудиция и тому подобное. Поэтому субъектам политики нужно обращать особое внимание на знаки и символы, которые они применяют, чтобы информация, которую они передают, была воспринята реципиентом в соответствии с тем смыслом, который желает передать коммуникатор. Символы устанавливают взаимосвязь между архетипами "коллективного бессознательного", а на уровне социальных представлений они регулируют соотношение стереотипов "массового сознания".

Символы - важное средство репрезентации политических актеров, способ их представления в структурах власти и в политическом пространстве. Символы, используемые в политическом маркетинге, выполняют различные функции, в частности - коммуникативную, функцию идентификации, мобилизации, они способствуют развитию политического сознания, солидарности, принадлежности к определенной группе. В системе политического маркетинга символы используют для создания бренда, построения и репрезентации имиджа, для упрощения коммуникативного процесса между политическими актерами и аудиторией, как бренд, благодаря которому узнают ту или иную политическую силу, который способствует ее продвижению на политическом рынке. В политике символы распространяются как логотипы, знаки, эмблемы, указывающие на принадлежность к определенному субъекту, позиционируют его и позволяют выделить его из группы аналогичных субъектов. Происходит проекция характеристик и качеств субъекта на символ. В случае, когда избирается символ, который уже обладает определенными характеристиками, то эти характеристики экстраполируются на субъект. Символ начинает замещать политического актера, а затем происходит замена реального на виртуальное. Символы становятся эффективным средством воздействия на массовое сознание в рамках политической коммуникации, помогая продвижению определенного политического продукта.

Исходя из сказанного выше необходимо привести примеры применения символов и образов в революциях. Так, заслуживает большого внимания философский анализ, проведенный В. Васильковой, по сопоставлению архетипической символики революции как "превращение" мира с аналогичной символикой календарных праздников в народной культуре для обозначения сакральных пространственно-временных точек общественного бытия. Так, отмечается, что революция интерпретировалась как народный праздник и в первые годы существования советской власти заменила собой празднование Нового года. Ведь новый цикл - праздник начала создания нового мира - должен был ассоциироваться в общественном сознании именно с революционными событиями 7 ноября 1917г. В лучших традициях народных гуляний революция сравнивается с карнавалом, когда хаотично смешиваются социальные роли, однако уже не ради шуток. Так, офицеры, вынужденные бежать из страны, переодеваются в солдатские шинели, а крестьяне, которые захватили дворянские усадьбы, щеголяют в барской одежде. Характерную для новогодних празднований очистительную функцию сжигания чучел, которые воплощали силы зла, играет во время революционных событий уничтожение врагов революции, а функцию магических заклинаний воспроизводят многочисленные лозунги в виде пожеланий на митингах, которые применялись чаще всего с использованием красного и белого цветов (в семантике многих народов - это цвета оберегов). В то же время можно отследить признаки, характерные для культа предков, проявляющееся в поклонении героям предыдущих революций - устанавливаются памятники лидерам Великой французской революции, памятники идейным вдохновителем социал-демократического движения, К. Марксу, Ф. Энгельсу.

Как стержневая революционная символика используется пламя и красный цвет, что провозглашает динамичное, активное начало, рывок в развитии и одновременно воплощает жертвенное искупление смерти старого мира и энергетическую мощь сил нового порядка. К таким символам относятся красные флаги, звезды, пионерские галстуки; образ пламени имеющийся в различных названиях официальных изданий, заводов, предприятий ( "Искра", "Факел", "Пламенный революционер" и др.) [3].

М. Ласки объявляет такую приверженность революций к символике огня "политической пироманией", посвящая исследованию этого феномена в своей работе "Утопия и революция" подраздел под названием "Огонь во все времена". Он приводит примеры из мифологии и верований разных народов мира, объясняет истоки революционной символики: огненная река, ведет в рай (древнегреческая мифология "Сивиллины книги"), огненные слова (Ветхий Завет), огонь воина ("Энеида"), факел для обновления мира через поджог, огонь богов, огонь, предоставленный Христом, который необходимо поддерживать (в христианстве), огонь Прометея, несущего знания о новой жизни [1].

Выводы. Итак, при помощи знаков и символов оказывается влияние на субъектов коммуникации, а поэтому в последнее время наряду с широким применением уже известных гражданам знаков и символов производится немало новых. Символ стал одним из основных инструментов построения и осмысления политической действительности. Активное его применение в политике обусловлено тем, что символ является основным средством репрезентации политических актеров и событий, коммуникации между властью и обществом, а также эффективным инструментом построения политической реальности.

Анализ визуальной продукции, созданной в период общественных перемен как инструмента позволяет выделить три этапа визуальной коммуникации и обновления семантического пространства в период интенсивных (революционных) трансформаций. Эти этапы соответствуют уровням сложности смыслового наполнения и образности знаковых форм - иконы, индексы и символы. На первом сознательном этапе при интенсивных социальных событиях рождаются знаки-иконы, которые полностью соответствуют реальной среде. Их совокупность в графических композициях - своеобразный "документальный портрет" общества в тот период. Второй переходный этап - самоорганизационное движение профессиональных слоев, которые визуализируют идеи социальных активистов на профессиональном уровне. Визуальные коды построены на знаках-индексах и знаках-символах, полны большей образности. На третьем организационном этапе визуализация общественных изменений реализуется через задействование профессиональных объединений. Их проекты - сплошные знаки-символы, композиции из которых полны максимальной образной выразительностью. К сожалению, мощность влияния визуальных образов на сознание населения еще не оценивается на должном уровне ни государственными органами, ни учеными. Проведенный анализ позволяет утверждать, что визуализация идей, событий, социальных отношений имеют социальную природу. Выработка образов во время этого является социально значимым явлением, а дизайнеры, обобщают и профессионально визуализируют эмоциональные проявления людей в образы, является специфической социальной группой, участвующей в социальном проектировании общества. В этом контексте, необходимо принимать во внимание влиятельность социальных институтов, создающих и распространяющих визуальные образы, на формирование и закрепление определенных социальных установок среди населения.

Список использованной литературы

1. Лотман Ю. М. Символ в системе культуры: в 3 т. / Ю. М. Лотман. - Таллин: "Александра". Т. 1: Статьи по семиотике и топологии культуры. - 1992. - С. 191 - 199.

2. Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве / Дж. Холл; пер. с англ. А. Е. Майкапара. -М.: КРОН-ПРЕСС, 1996. - 656 с.

3. Постмодернизм: энциклопедия / сост.: А. А. Грицанов, М. А. Можейко; под ред. А. И. Мерцалова. - Минск: Интерпрессервис: Книжный Дом, 2001. - 1040 с.

4. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию / У. Эко; пер. с англ. А. Г. Погоняйло, В. Г. Резник; под ред. М. Г. Ермакова. - СПб.: ТОО ТК "Метрополис", 1998. - 432 с.

5. Пирс Ч. Начала прагматизма / Ч. Пирс; пер. с англ. В. В. Кирющенко, М. В. Колопотина. - СпбГУ: Алетейя, 2000. - 352 с.

6. Егорова-Гантман Е. В. Политическая реклама / Е. В. Егорова- Гантман, К. В. Плешаков. - М.: Центр политического консультирования "Никколо М", 1999. - 240 с.

2

Показать полностью… https://vk.com/doc321315433_451705206
Рекомендуемые документы в приложении