Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
doc

Студенческий документ № 070848 из Финансовый университет при Правительстве РФ (бывш. ФА при Правительстве РФ)

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

"Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации"

(Финансовый университет)

Кафедра "Философия"

А.Н.Чумаков, Н.М. Кишлакова, Т.М. Махаматов

ФИЛОСОФИЯ

Программа дисциплины

Для направлений 080100.62 "Экономика", 080500.62 "Менеджмент", 010500.62 "Прикладная математика и информатика", 030500.62 "Юриспруденция"

Москва 2015

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

"ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

(Финакадемия)

Кафедра "Философия"

УТВЕРЖДАЮ

Ректор М.А. Эскиндаров

2010 г.

А.Н.Чумаков, Н.М. Кишлакова, Т.М. Махаматов

ФИЛОСОФИЯ

Программа дисциплины

Для направлений 080100.62 "Экономика", 080500.62 "Менеджмент", 010500.62 "Прикладная математика и информатика", 030500.62 "Юриспруденция"

Рекомендовано Советом факультета "Право и политология",

протокол №10 от 22июня 2015 г.

Одобрено кафедрой "Философия", протокол №12 от 8 июня 2015 г.

Москва 2015

УДК ББК

К

Рецензент: М.В. Вальяно, кандидат философских наук, профессор кафедры "Философия"

Чумаков А.Н., Кишлакова Н.М., Махаматов Т.М.

Программа по дисциплине "Философия" составлена для бакалавров для направлений "Экономика", "Менеджмент", "Прикладная математика и информатика", "Юриспруденция" - очная форма обучения.- М.: ФГОБУ ВПО "Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации", кафедра "Философия", 2015. - 53 с.

Дисциплина входит в базовую часть гуманитарного, социального, экономического цикла. Данный материал содержит требования к результатам освоения дисциплины, программу, тематику семинарских занятий и технологии их проведения, формы самостоятельной работы, оценочные средства для текущего контроля и промежуточной аттестации, учебно-методическое обеспечение дисциплины.

УДК

ББК К

Учебное издание

Александр Николаевич Чумаков, Наталья Михайловна Кишлакова,Таир Махаматович Махаматов

Философия

Программа дисциплины

Компьютерный набор, верстка Александр Николаевич Чумаков, Наталья Михайловна Кишлакова,Таир Махаматович Махаматов

Формат 60х90/16. Гарнитура Times New Roman

Усл.п.л.1,1. Изд. № 13.18-2009. Тираж ___ экз.

Отпечатано в ФГОУ ВПО "Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации"

?А.Н. Чумаков, Н.М.Кишлакова, Т.М. Махаматов 2010

? ФГОБУ ВПО "Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации", 2010

Содержание

1. Цели и задачи дисциплины................................................5

2. Место дисциплины в основной образовательной программе.........5

3.Требования к результатам освоения дисциплины ............5-7

4. Объем дисциплины и виды учебной работы..............................7-9

5. Содержание дисциплины ...................................................9-31

6. Самостоятельная работа...................................................31-33

7. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточная аттестация по итогам освоения дисциплины............ 33-51

8.Учебно-методическое обеспечение дисциплины.....................53-51

1. Цели и задачи дисциплины

Цель дисциплины:

- формирование у бакалавров экономики, менеджмента, прикладной математики и информатики и юриспруденции представления о специфике философии как способе познания и духовного освоения мира, основных разделах современного философского знания, философских проблемах и методах их исследования;

- овладение базовыми принципами и приемами философского познания;

- введение их в круг философских проблем экономики, менеджмента, юриспруденции, прикладной математики и информатики.

- выработка навыков работы как с оригинальными и адаптированными философскими текстами, так и текстами экономического, правого содержания.

Задачи дисциплины:

Изучение дисциплины направлено на развитие у бакалавров экономики, менеджмента, прикладной математики и информатики и юриспруденции:

- навыков критического восприятия и оценки источников информации;

- умения логично формулировать, излагать и аргументированно отстаивать собственное видение проблем и способов их разрешения;

- овладение приемами ведения дискуссии, полемики, диалога.

2. Место дисциплины в ООП ВПО

Дисциплина "Философия" является базовой в гуманитарном, социальном, экономическом цикле дисциплин Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлениям "Экономика", "Менеджмент", "Прикладная математика и информатика", "Юриспруденция" (бакалавриат).

Дисциплина "Философия" может основываться на знаниях, полученных в рамках школьного курса "Обществознание" или соответствующих дисциплин среднего профессионального образования.

Дисциплина "Философия" выступает основанием для всех экономических дисциплин, юридических и математических дисциплин, входящих в ООП бакалавра экономики, менеджмента, прикладной математики и информатики и юриспруденции, благодаря которому формируется научное мировоззрение и методология исследования экономических, управленческих и правовых процессов.

3. Требования к результатам освоения дисциплины

В совокупности с другими дисциплинами базовой части гуманитарного цикла ФГОС ВПО дисциплина "Философия" обеспечивает выработку научного мировоззренческого и методологического инструментария для формирования следующих общекультурных и профессиональных компетенций бакалавров экономики, менеджмента, прикладной математики и информатики и юриспруденции:

- способности использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области гуманитарных наук (ОК);

- способности выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования (ОК);

- способности следовать этическим и правовым нормам (ОК);

- толерантности (ОК);

- способности к социальной адаптации (ОК);

- способности критически переосмысливать свой социальный опыт (ОК);

- логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);

- обладать способностью к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);

- осознавать сущность и значение информации в развитии современного общества; владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации (ОК-12);

- понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);

- понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы социально-экономической и правовой истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире (ОК- 3);

- анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);

- осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК- 11);

- обладать способностью собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);

- обладать способностью осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических и юридических задач (ПК-4);

- обладать способностью выбрать инструментальные средства для математической и информационной обработки экономических и юридических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5);

- обладать способностью на основе описания экономических и правовых процессов и явлений строить стандартные теоретические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-6);

- обладать способностью, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9).

В результате освоения содержания дисциплины "Философия" студент должен:

Знать:

- основные направления, проблемы, теории и методы философии, содержание современных философских дискуссий по проблемам социально-экономического, правового и информационного развития.

Уметь: - формировать и аргументированно отстаивать собственную позицию по различным проблемам философии, экономической и юридической науки и практики;

- использовать положения и категории философии для оценивания и анализа различных социально-экономических и правовых тенденций, фактов и явлений.

Владеть:

- навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское и социально-экономическое и правовое содержание;

- приемами ведения дискуссии и полемики;

- навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения по различным проблемам в области философии, экономики, менеджмента и права;

Демонстрировать:

- способность и готовность к диалогу и восприятию альтернатив, участию в дискуссиях по проблемам социально-экономического, правового развития и мировоззренческого характера.

4. Объём дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоёмкость дисциплины по выбору составляет 4 зачётных единицы.

Вид промежуточной аттестации - зачет, экзамен

Направления "Экономика", "Менеджмент",

"Прикладная математика и информатика"

Вид учебной работы Часы Семестры (триместры, модули) 1 2 Общая трудоёмкость дисциплины

144 54 90 Аудиторные занятия

68 34 34 Лекции (Л)

34 17 17 Семинарские занятия (СЗ)

34 17 17 Самостоятельная работа,

в т.ч. реферат

40 20 20 В семестре

108 54 54 В сессию

36 36 Направление "Экономика", профиль "Бухгалтерский учет",

направление "Юриспруденция"

Вид учебной работы Часы Семестры (триместры, модули) 1(тр.) 2 (тр.) Общая трудоёмкость дисциплины

144 57 87 Аудиторные занятия

71 38 33 Лекции (Л)

28 14 14 Семинарские занятия (СЗ)

43 24 19 Самостоятельная работа,

в т.ч. реферат

37 19 18 В семестре

108 57 51 В сессию

36 36 5. Содержание дисциплины

5. 1 - Содержание разделов дисциплины

Тема 1. Философия, ее предмет и место в культуре

Философские вопросы в жизни современного человека. Мировоззрение как социокультурный феномен. Исторические типы мировоззрения. Предмет философии и его изменение в процессе исторического развития и научного познания. Основные характеристики философского знания, его структура. Основной вопрос философии. Проблема познаваемости мира, агностицизм и его разновидности. Метафизика, диалектика, синергетика как способы осмысления действительности. Философия как форма духовной культуры. Место философии в общей системе научных знаний и ее взаимосвязь с другими науками. Функции философии. Значение философских размышлений для самопознания и совершенствования личности, формирования у нее гуманистических идеалов и ценностей. Философия и экономика. Философия и право.

Тема 2. Исторические типы философии. Философские традиции и современные дискуссии.

Возникновение философии. Философия древнего мира. Первые контуры онтологических проблем в Древней Индии и Китае: космогонические концепции, проблема начала и творения мира, постановка вопроса о причинности.

Человек как предмет философского осмысления. Понимание сущности человека через призму этических категорий. Страдание и "путь совершенствования" человека в философских учениях Древней Индии. Конфуцианская ортодоксия, ее значение в решении антропологических проблем в философских школах Древнего Китая. Дао и концепция человека. Сущность и своеобразие Индийской и Китайской моделей познания.

Специфика античной философии, основные этапы ее развития. Космоцентрическая ориентация античной философии, основные категории античной мысли: космос, природа, эйдос, бытие и небытие, логос, душа, благо. Возникновение и эволюция идей первоначала, развития, перехода всех вещей в свою противоположность, количественной определенности космоса и чувственных вещей. Критика религиозно-мифологического антропоморфизма. Формирование философского учения о бытии и соотношении бытия и мышления. Апории Зенона и их философский смысл. Плюралистические концепции основания бытия.

Классический век древнегреческой философии. Антропологическая революция и социокультурный смысл учений софистов и Сократа. Содержание и сущность моральной философии и сократического метода постижения истины. Философское учение Платона. Содержание и сущность философии Аристотеля. Этические воззрения Эпикура.

Средневековая философия. Теоцентризм как системообразующий принцип средневекового мировоззрения. Новый смысл истории и жизни человека. Бог, человек и мир в христианской философии. Доктринальное оформление христианства в период патристики. Святой Августин о боге, личности, мире, познании, истине.

Схоластика как феномен средневековой культуры и философии, периоды развития и основные проблемы. Учение Фомы Аквинского как образец классической схоластики. Характерные особенности средневекового рационализма, диалектики и христианской этики. Период разложения схоластической философии. Философские и естественнонаучные идеи Роджера Бэкона, Иоанна Дунса Скотта, Ульяма Оккама и распад традиционной метафизики.

Европейское Возрождение как историческая эпоха. Антропоцентризм и гуманизм, их содержание и сущность. Философия природы и экспериментальное естествознание. Коперник и революция в космологии. Концепция Дж. Бруно о бесконечности миров. Возрождение скептицизма. Учение о двух истинах. Пантеизм как философское обоснование религиозного свободомыслия и активности индивида. Н. Кузанский об ученом незнании. Этические проблемы в учениях Эразма Роттердамского и Лютера. Концепция гуманистического индивидуализма М. Монтеня.

Философия XVII-XIX веков. Процесс секуляризации и автономизации философского знания в Новое время. Утверждение автономии и суверенности человеческого разума. Практически-инструментальный характер новоевропейской трактовки знания. Полемика рационалистической и эмпирической традиций, проблема метода, проблема истины.

Философия Ф. Бэкона как проект прагматического преобразования науки: критика схоластики, агностицизма, учение о познании и индуктивном методе, его социальные воззрения.

Т. Гоббс о предмете и методе философии: механистическая и номиналистическая трактовка универсума, аналитический и синтетический методы в познании, знаковая концепция языка, конвенционализм. Социальные воззрения Т. Гоббса.

Философия Декарта, ее сущность и своеобразие. Антисхоластическая направленность. Сомнение как исходный принцип метафизики. Деизм как основа рождения дуализма. Учение о врожденных идеях. Проблема метода и истины в философии Декарта.

Природа и бог в философии Спинозы. Учение о субстанции, атрибутах и модусах. Рационализм в теории познания. Универсальный детерминизм Спинозы, его учение о свободе, атеизм и критика религиозного сознания.

Эволюция английского эмпиризма. Антирационалистическая позиция Дж. Локка: критика теории "врожденных идей", сенсуалистическая трактовка опыта, локковская теория абстракции, учение о первичных и вторичных качествах. Социальные воззрения Локка, философское обоснование либерализма.

Философские взгляды Дж. Беркли как субъективно-идеалистическое завершение сенсуалистической традиции. Эклектизм философии Беркли, его отношение к науке и принципу причинности.

Опыт, ощущения и внешний мир в философии Д. Юма. Радикальный гносеологический скептицизм Юма. Юм о Боге и религии. Экономические и социально-политические взгляды Юма.

Сущность просветительского движения, его основные направления и представители. Фундаментальные характеристики просветительской мысли. Деизм и материалистическое понимание природы, воинствующей антиклерикализм, философская критика религии, политико-правовой идеализм и социальный утопизм просветительской философии.

Материалистическая тенденция во французском Просвещении. Философия природы: учение о материи (Гольбах, Дидро), проблема происхождения и сущности сознания. (Ламетри, Гольбах), географический детерминизм Монтескье. "Философия истории" Вольтера. Детермизм и разумная воля (Гольбах). Разум и социальный прогресс. Природа человека, "естественные права", естественное состояние и общественный договор (Гольбах, Дидро, Руссо). Страсти, порок и добродетель, интересы как социальная детерминация морали (Гельвеций). Теория разумного эгоизма, альтруизм и гуманизм. Атеизм и нравственность (Гельвеций).

Главные проблемы и задачи немецкой классической философии, ее характерные особенности и основные представители. Идея развития как концептуальное ядро немецкой классической философии. Становление и оформление диалектики. Критическая философия И. Канта, ее предмет и задачи. Критика Кантом догматизма и скептицизма. Познание, его возможности и границы. Априорные формы, их значение в познании. "Вещь в себе" и явление в философии Канта. Антиномии и идеалы чистого разума. Этика Канта. Категорический императив и проблема свободы человека.

Философия Г. В. Ф. Гегеля, основные принципы построения и содержание его философской системы. Диалектическое учение Гегеля. Проблемы философии истории в трудах Гегеля.

Антропологический характер материализма Фейербаха. Сущность, причины возникновения и социальные функции религии. Отношение Фейербаха к механическому и вульгарному материализму. Этика любви и перспективы развития социальных отношений. Историческое место и значение классической немецкой философии.

Социально-экономические, теоретические и естественнонаучные предпосылки возникновения марксистской философии. Основные проблемы, принципы, задачи и специфика их решения. Диалектический материализм. Марксистская концепция антропогенеза. Диалектика процесса познания. Практика и объективная истина. Материалистическая диалектика как теория развития, гносеология и логика. Материалистическое понимание истории. Историческое место и значение марксистской философии. Отношение к философии марксизма в истории и современности России.

Современная философия. Основные направления, тенденции и проблемы развития современной философской мысли. Неопозитивизм, его теоретико-гносеологические основания и связь с предшествующими этапами позитивизма. Философия как логико-семиотический анализ языка науки. Проблема демаркации научного и ненаучного знания. Принцип верификации. Постпозитивизм, его содержание и сущность Принцип фальсификации. Исторический смысл и значение позитивизма.

Экзистенциализм. Уникальность человеческого бытия как философская проблема. Понятие "экзистенция". Критика рационализма и объективизма. "Смысл бытия" и новое понимание мышления в трудах М. Хайдеггера. Философия К. Ясперса: свобода, "пограничная ситуация" и коммуникация. "Осевое время" и его роль в культуре. Философская вера как альтернатива теологии. Экзистенциальная диалектика и проблема бытия в философии Ж.-П. Сартра. Сущность и существование. Экзистенциализм и гуманизм. Философские взгляды А. Камю: понятие абсурда и бунта. Концепция бунтующего человека.

Неотомизм как философская доктрина современной католической церкви. Принцип гармонии "веры и разума". Соотношение философии, теологии и науки. Онтология неотомизма. Смысл и назначение бытия человека. Социально-политическое учение неотомизма. Этическая концепция неотомизма.

Традиции отечественной философии. Специфические особенности и национальное своеобразие русского философского мышления. Основные проблемы и направления в русской философии. Нравственно-антропологическая направленность русской философии. Проблема человека, его природы и сущности, смысла жизни и предназначения, свободы и ответственности. Учение А. И. Герцена и Н. Г. Чернышевского о человеке как части природы. Русские религиозные философы о двойственной природе человека. Взаимопроникновение философии, культуры, художественной литературы. Проблема человека в творчестве Ф. М. Достоевского; влияние его идей на русскую и мировую философскую мысль. Проблемы Востока, Запада и России в русской философской мысли. Учение о Москве как "третьем Риме". Философское осмысление вопроса о месте России славянофилами (А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, К. С. Аксаков) и западниками (П. Я. Чаадаев, А. И. Герцен, В. Г. Белинский). Теория "культурно-исторических типов" Н. Данилевского. Проблемы исторического прогресса, его критерия и цены, возможной мировой гармонии и теодицеи в творчестве русских философов.

Социокультурные предпосылки русского религиозного ренессанса конца XIX - начала ХХ вв. Философские и социально-экономические взгляды В. С. Соловьева и Н. А. Бердяева. "Философия хозяйства" С. Н. Булгакова. Марксистская философия в России; этапы развития, основные идеи и представители: Г. В. Плеханов, В. И. Ленин, А. А. Богданов.

Тема 3. Философская онтология

Бытие как проблема философии. Монистические и плюралистические концепции бытия. Материальное и идеальное бытие. "Материя" как фундаментальная онтологическая категория. Развитие представлений о материи. Материя как философская категория. Современная наука о структурной и системной организации материи. Проблема жизни, ее конечности и бесконечности, уникальности и множественности во Вселенной.

Движение - способ существования материи. Формы движения материи и их взаимосвязь. Пространственно-временные характеристики бытия. Всеобщие и специфические свойства пространства и времени. Представления современного естествознания о пространстве и времени.

Специфика человеческого бытия. Специфика социального времени и пространства. Пространство и время как важнейшие характеристики самоопределения человека. Индивидуальное (биологическое) и социальное время.

Идея развития в философии. Понятие "диалектика" и его эволюция в истории философской мысли. Объективная и субъективная диалектика. Основные принципы диалектики. Синергетика как метод анализа сложных самоорганизующихся систем, ее эвристические возможности, соотношение с диалектикой. Качественное многообразие процессов развития. Прогресс и регресс в развитии.

Законы диалектики. Закон единства и борьбы противоположностей. Диалектическое противоречие - источник развития, движения и качественных преобразований. Противоречия экономических интересов различных социальных субъектов, проблема нахождения оптимальных способов и форм сочетания и гармонизации. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Скачок как форма перехода к новому качеству. Объективная необходимость систематического количественного и качественного анализа хозяйственно-экономической деятельности и социальных процессов. Социально-экономические последствия нарушения меры при повышении цен, эмиссии денег, налогообложения, утверждении бюджета, финансировании производства, образования, культуры и т. д. Закон отрицания отрицания. Противоположность диалектического и метафизического отрицания. Методологическое значение закона отрицания отрицания в понимании общественной жизни, в осознании причинно-следственных факторов, способствующих ускорению или замедлению социально-экономического и правового развития общества.

Категории диалектики как всеобщие формы отражения и духовного воспроизведения действительности. Парные категории диалектики, их содержание и сущность. Единичное, особенное и общее, их взаимосвязь. Товар и деньги как единичное и общее. Соотношение индивидуальных, групповых экономических и правовых интересов и потребностей. Содержание и форма. Проблема единства содержания и формы в сфере экономических и правовых отношений. Сущность и явление, их взаимосвязь. Использование закономерностей взаимосвязи сущности и явления в теоретическом познании, экономической и правовой деятельности. Причина и следствие. Детерминизм и индетерминизм. Теологический детерминизм. Значение причинно-следственных связей в познании современных экономических и правовых процессов общественного развития. Необходимость и случайность, их взаимообусловленность и взаимосвязь. Необходимость и закономерность. Случайность и необходимость в космической, биологической и социальной эволюции. Динамические и статистические закономерности. Возможность и действительность, их взаимосвязь. Понятие абстрактной и реальной возможности. Историческая обусловленность перехода формальной возможности и действительности в научном обосновании программ экономического развития общества.

Бытие и сознание. Проблема сознания в философии, многообразие подходов к ее решению в истории развития философской мыли. Отражение как всеобщее свойство материи. Сознание - высшая форма отражения действительности. Сознание и мозг. Вульгарный материализм в трактовке сознания. Проблема соотношения материального и идеального. Социальная обусловленность сознания. Элементы сознания. Знание, сознание, самосознание. Проблема бессознательного в философии. Психоаналитическая модель личности З. Фрейда. Коллективное бессознательное и его роль в развитии культуры. Природа мышления. Язык и мышление. Язык как исторический феномен. Проблемы создания искусственного интеллекта. Перспективы возможностей моделирования мыслительных процессов в ходе дальнейшего совершенствования компьютерной техники.

Тема 4. Теория познания

Познание как предмет философского анализа. Специфика и структура познавательного процесса. Субъект и объект познания, субъективное и объективное в познании. Понимание и объяснение. Логика. Отражение как субстанциальная категория теории познания. Основные формы и методы познания. Многообразие форм познания и типы рациональности. Формы чувственного познания, его возможности и границы. Характерные особенности форм рационального познания. Взаимосвязь чувственного и рационального в познании. Односторонность и гносеологическая ограниченность сенсуализма, эмпиризма и рационализма. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Познание и творчество. Проблема истины в философии и науке. Многообразие трактовок истины. Объективная истина. Истина как процесс. Соотношение относительного и абсолютного, абстрактного и конкретного в истине. Догматизм и релятивизм. Истина и заблуждение. Истина, оценка, ценность. Истина в системе научного знания. Логическая и практическая формы доказательства истины. Абсолютность и относительность практики как критерия истины. Познание и практика.

Тема 5. Философия и методология науки

Философия и наука. Структура научного знания. Проблема обоснования научного знания. Критерии научности знания. Закономерности и формы развития теоретических знаний. Гипотеза как форма развития научного знания. Построение, проверка и способы доказательства гипотезы. Вероятность и достоверность гипотетических знаний. Специфика социально-гуманитарного познания. Проблема практической реализации социально-политических гипотез и учений. Значение гипотетического метода в экономическом планировании. Научная теория, ее структура и функции. Верификация и фальсификация. Проблема индукции. Рост научного знания и проблема научного метода. Формы и методы научного познания. Предметно-содержательный и аксиологический аспекты метода. Методы эмпирического уровня познания: наблюдение, описание, измерение, сравнение, эксперимент. Методы, используемые на теоретическом уровне познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, абстрагирование и идеализация, историческое и логическое, метод восхождения от абстрактного к конкретному, моделирование. Научное объяснение и научное предвидение. Интуиция и воображение в научном мышлении. Наука как социокультурный феномен. Сциентизм и антисциентизм как ценностные мировоззренческие ориентации. Позитивистские и постпозитивистские концепции в методологии науки. Рациональные реконструкции истории науки. Научные революции и смена типов рациональности. Наука и практика. Наука и творчество, наука и гуманизм. Свобода научного поиска и социальная ответственность ученого.

Тема 6. Социальная философия и философия истории

Философское понимание общества и его истории. Эволюция представлений об обществе в истории философии. Природа и общество. Понятие природы -многовариантность его содержания. Диалектика взаимосвязи природы и общества. Противоречия в системе "общество - природа". Исторические этапы взаимодействия природы и общества. Современная экологическая ситуация, ее содержание и сущность. Критерии, классификация, происхождение и содержание глобальных проблем. Роль экономических факторов в обострении и решении глобальных проблем. Пути оптимизации и гармонизации отношений между обществом и природой. Концепция "ноосферы" В. И. Вернадского.

Общество как саморазвивающаяся система. Особенности применения системного подхода для исследования общества. Возможности применение синергетической методологии в познании закономерностей развития общества. Общество и его структура. Основные сферы жизни общества: экономическая, социальная, политическая, духовная. Сущность экономической сферы общества. Объективный и субъективный факторы экономической жизни общества и их взаимодействие. Экономическое сознание и проблема мотивации производственной деятельности людей. Творческий характер экономического сознания и его роль в осуществлении экономических преобразований.

Социальная сфера общества. Социальная деятельность, социальные отношения, социальные ценности, нормы. Человек в системе социальных связей. Понятие социальной структуры общества, ее типы, виды и элементы. Семья в социальной структуре общества. Классы как социальные общности. Теория социальной стратификации и проблемы социальной мобильности. Пограничные, маргинальные, малые социальные группы. Политическая сфера жизни общества. Сущность государства, его генезис. Правовое государство и его сущность. Гражданское общество, нация и государство. Общественные организации и их роль в жизни общества. Расширение функций и повышение роли общественных организаций как путь демократизации общества. Роль церкви в общественной жизни. Светское и религиозное государство. Секуляризация общественной жизни как глобальная тенденция мирового развития.

Понятие духовной сферы жизни общества, проблема ее целостности. Понятие духовной культуры и ее исторические формы. Нравственные ценности. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести. Роль средств массовой информации в создании ценностей в информационном и глобальном мире. Культура и цивилизация. Многовариантность исторического развития. Необходимость и сознательная деятельность людей в историческом процессе. Динамика и типология исторического развития. Общественно-политические идеалы и их историческая судьба (марксистская теория классового общества; "открытое общество" К. Поппера; "свободное общество" Ф. Хайека; неолиберальная теория глобализации) Насилие и ненасилие. Источники и субъекты исторического процесса. Основные концепции философии истории. Эсхатологические концепции русских религиозных философов. Ф. Фукуяма о конце истории.

Тема 7. Философская антропология

Человек как проблема для себя самого. Социокультурный смысл проблемы человека в философии. Проблема человека и ее эволюция в истории философской мысли. Человек и мир в современной философии. Проблема природы и сущности человека. Природное (биологическое) и общественное (социальное) в человеке. Понятие индивида, индивидуальности и личности. Антропосоциогенез и его комплексный характер. Человек в мире деятельности. Смысл человеческого бытия. Смысл жизни: смерть и бессмертие. Человек, свобода, творчество. Свобода и ответственность. Человек в зеркале саморефлексии. Концепция Фрейда и неофрейдизма. Человек в философии персонализма, экзистенциализма и философской антропологии. Нравственное измерение человека и его эстетическое отношение к миру. Человек в системе коммуникаций: от классической этики к этике дискурса. Человек в современном мире. "Массовый" и "одномерный" человек. Антиномия индивидуализма и коллективизма. Проблема идеала. Человек в мире повседневности. Идентификация, проблема "Я".

Тема 8. Философия экономики (права)

Экономика (право) как объект философского анализа. Проблемы философии экономики (права) в истории общественной мысли. Карл Маркс о созидательной, предметной деятельности общественного человека. Анализ социально-экономических (правовых) проблем в русской философии. Хозяйство как ценность, хозяйствующий субъект как творец культуры. Философия экономики как мировоззренческая, теоретико-методологическая и аксиологическая основа моделей современной экономической деятельности. Экономика (право) и информационное общество. Экономика и глобализация. Правовые проблемы глобального мира. Роль философии экономики (права) в современном социально-экономическом и духовном развитии России

5.2 - Разделы (темы) дисциплины и междисциплинарные

связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин №№ разделов (тем) данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин 1 2 3 4 5 6 7 8 1. Социология * * * * * * * * 2. Право * * * * * * * 3. Политология * * * * * * 4. Мировая экономика * * * * * * 5. Макроэкономика * * * * 6. Менеджмент * * * * * * 7. Государственное регулирование экономических и социальных процессов * * * * * *

5. 3 - Разделы дисциплины и виды занятий

Направления "Экономика", "Менеджмент",

"Прикладная математика и информатика"

№ п/п Наименование раздела (темы)

дисциплины Трудоёмкость в часах

Всего часов

Аудиторная работа Внеауди-торная (самостоя-тельная) работа

Общая Лек-ции Семинары и/или практичес-

кие занятия

Общая 1. Философия, ее предмет и место в культуре 6 4 2 2 2 2. Исторические типы философии. Философские традиции и современные дискуссии. 8 12 6 6 8 3. Философская онтология

8 12 6 6 6 4. Теория познания 8 8 4 4 6 5. Философия и методология науки 8 8 4 4 4 6. Социальная философия и философия истории

8 12 6 6 6 7. Философская антропология

8 8 4 4 6 8. Философия экономики

10 4 2 2 2 ИТОГО: 108 68 34 34 40

Направление "Экономика", профиль "Бухгалтерский учет",

направление "Юриспруденция"

п/п Наименование раздела (темы)

дисциплины Трудоёмкость в часах

Всего часов

Аудиторная работа Внеауди-торная (самостоя-тельная) работа

Общая

Лек-ции Семинары и/или практичес-

кие занятия

Общая 1. Философия, ее предмет и место в культуре 5 4 2 2 1 2. Исторические типы философии. Философские традиции и современные дискуссии. 19 13 4 8 6 3. Философская онтология

18 12 4 8 6 4. Теория познания 16 10 4 6 6 5. Философия и методология науки 12 8 4 4 4 6. Социальная философия и философия истории

18 12 4 8 6 7. Философская антропология

12 8 4 4 4 8. Философия экономики

(философия права) 8 4 2 3 4 ИТОГО: 108 71 28 43 37

Самостоятельная работа

Направления "Экономика", "Менеджмент",

"Прикладная математика и информатика"

№п/п № раздела (темы) дис-циплины Форма

самостоятельной работы Трудоём-кость в часах 1 1 Работа с учебной и справочной литературой. Подготовка к мозговому штурму 2 2 2 Работа с учебной литературой и оригинальными текстами.

Подготовка доклада на круглый стол.

Выбор темы реферата

Подготовка к тестированию 2

2 2

2 3 3 Работа с учебной литературой.

Подготовка выступления для участия в дискуссиии.

Подбор литературы для написания реферата

Подготовка к контрольной работе 2

2

1 1 4 4 Работа с учебной литературой.

Подготовка выступления на круглом столе

Работа над планом реферата

Подготовка к тестированию 2

2 1 1 5 5 Работа с учебной литературой.

Подготовка выступления для участия в круглом столе

Работа по написанию реферата

Подготовка к контрольной работе 1

1 1,5 0,5 6 6 Работа с учебной литературой.

Подготовка доклада.

Работа по написанию реферата

Подготовка к тестированию 2

1 2 1 7 7 Работа с учебной литературой.

Подготовка к дискуссии по теме лекции.

Работа по написанию реферата

2

2 2 8 8 Работа с учебной литературой.

Подготовка к мозговому штурму.

Подготовка к контрольной работе 1

0,5 0,5 ИТОГО: 40

Направление "Экономика", профиль "Бухгалтерский учет",

направление "Юриспруденция"

№п/п № раздела (темы) дис-циплины Форма

самостоятельной работы Трудоём-кость в часах 1 1 Работа с учебной и справочной литературой. Подготовка к мозговому штурму 1 2 2 Работа с учебной литературой и оригинальными текстами.

Подготовка доклада на круглый стол.

Выбор темы реферата

Подготовка к тестированию 2

2 1

1 3 3 Работа с учебной литературой.

Подготовка выступления для участия в дискуссиии.

Подбор литературы для написания реферата

Подготовка к контрольной работе 2

2

1 1 4 4 Работа с учебной литературой.

Подготовка выступления на круглом столе

Работа над планом реферата

Подготовка к тестированию 2

2 1 1 5 5 Работа с учебной литературой.

Подготовка выступления для участия в круглом столе

Работа по написанию реферата

Подготовка к контрольной работе 1

1 1,5 0,5 6 6 Работа с учебной литературой.

Подготовка доклада.

Работа по написанию реферата

Подготовка к тестированию 2

1 2 1 7 7 Работа с учебной литературой.

Подготовка к дискуссии по теме лекции.

Работа по написанию реферата

2

1 1 8 8 Работа с учебной литературой.

Подготовка к мозговому штурму.

Подготовка к контрольной работе 2

1 1 ИТОГО: 37

6. Оценочные средства для текущего контроля

успеваемости и промежуточная аттестация по итогам освоения дисциплины

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА СТУДЕНЧЕСКИХ РЕФЕРАТОВ

ПО ФИЛОСОФИИ

Философия, ее предмет и место в культуре

Миф и реальность в современном мире.

Философия и научное экономическое (правовое) мышление.

Философия и экономика.

Философия и право

Специфика философского знания, место философии в общей системе научных зна ний.

Исторические типы философии.

Особенности философии Древней Индии и Китая

Милетская школа и ее значение в становлении античной философии.

Проблема изменчивости и неизменности мира в философии Гераклита и Элейской школы.

Апории Зенона и их роль в развитии античной философии и современного естествознания.

Значение учения Пифагора о количественной определенности мира для современности.

Атомистический материализм, его специфика в учениях Демокрита и Эпикура.

Этические проблемы в философии софистов и Сократа.

Роль Платона и Аристотеля в развитии древнегреческой философии

Номинализм и реализм как противоборствующие стороны в споре о происхождении универсалий.

Философское учение Фомы Аквинского, его интерпретация в философии неотомизма.

Роджер Бэкон, Дунс Скотт и Уильям Оккам о соотношении теологии и философии.

Гуманистическая концепция человека в философии Возрождения.

Пантеизм как философское обоснование религиозного свободомыслия и активности индивида в философии Возрождения.

Этические проблемы в учениях Э. Роттердамского и Лютера.

Николло Макиавелли об идеологии централизованного государства.

Философия Бэкона как проект прагматического преобразования науки.

Социально-философское учение Т. Гоббса.

Сомнение и философия Р. Декарта.

Сущность антирационалистического учения Дж. Локка.

Проблема эклектизма философии Дж. Беркли.

Сущность радикального гносеологического скептицизма Д. Юма.

Воинствующий антиклерикализм, деизм, материалистическое понимание природы и политико-правовой идеализм просветительской философии.

Человек и общество в философии Ж.-Ж. Руссо.

Идея развития как концептуальное ядро классической немецкой философии.

И. Кант о возможностях и границах спекулятивного теоретического разума.

Категорический императив и свобода человека в философии И. Канта.

Основные принципы построения и противоречия философской системы Гегеля.

Специфика и ограниченность антропологического материализма Л. Фейербаха.

Философские традиции и современные дискуссии.

Проблема демаркации научного и ненаучного знания в философии неопозитивизма.

Специфика решения философских проблем в философии постпозитивизма.

Философия бунта и абсурда А. Камю.

"Смысл бытия" и новое мышление в философии М. Хайдеггера.

Экзистенциальная диалектика и проблема бытия в философии Ж.-П. Сартра.

Специфика социально- политического учение неотомизма.

Проблема самобытности русской философии.

В. С. Соловьев об общественно-исторической задаче философии.

Концепция христианского персонализма Н. А. Бердяева.

"Философия хозяйства" С.Н. Булгакова.

Философская онтология

Ценностно-мировоззренческий смысл онтологической проблематики.

Проблема единства и многообразия форм бытия.

Рационалистические и иррационалистические концепции бытия.

Специфика социального и духовного бытия.

Материя как философская категория. Современная наука о структурной и систем

ной организации материального мира.

Проблема объективности пространства и времени.

Индивидуальное (биологическое) и социальное время.

Эволюция представлений о происхождении и сущности сознания.

Проблема создания искусственного интеллекта.

Отражение и информация.

Психоаналитическая модель личности З. Фрейда.

Коллективное бессознательное и его роль в развитии культуры

Законы материалистической диалектики как инструмент познания экономических (правовых) явлений(правового)

Товар и деньги как единичное и общее.

Сущность и явление в теоретическом познании и экономической (правовой) деятельности.

Значение причинно- следственных связей в анализе экономических (правовых) процессов.

Диалектика необходимости и случайности в экономической (правовой) сфере жизни общества.

Возможность и действительность в научном обосновании программ экономического (правового) развития России.

Теория познания.

Роль субъекта в процессе экономического (правового) познания.

Диалектика экономического (правового) познания.

Воображение и интуиция в экономическом (правовом) познании.

Значение общественно-исторической практики в экономическом (правовом) познании.

Принцип единства теории и практики в анализе экономических (правовых) процессов.

Истина и заблуждение в разработке экономических (юридических) теорий.

Догматизм и релятивизм в экономическом (правовом) познании.

Логическая и практическая формы доказательства истины в экономической (юридической) науке.

Гносеологические корни заблуждения.

Философия и методология науки.

Проблема эксперимента в экономической (юридической) науке и практике.

Анализ и синтез, как методы познания экономических (правовых) процессов и явлений.

Моделирование экономических процессов, возможности и специфика.

Вероятность и достоверность гипотетических знаний в экономике и юриспруденции.

Проблема практической реализации экономических гипотез и теорий.

Особенности аналогий в исследовании экономических и правовых процессов.

Значение гипотетического метода в экономическом предвидении.

Место науки в техногенной цивилизации.

Роль научного прогнозирования и предвидения в социально-экономических, правовых процессах.

Социальная философия и философия истории

Учение В.И. Вернадского о переходе биосферы в ноосферу.

Современная цивилизация и проблема прогресса.

Объективные и субъективные факторы экономической (правовой) жизни общества.

Экономическое (правовое) сознание в глобальном мире.

Особенности социальной структуры современного российского общества.

Религиозное сознание в Современной России.

Специфика политико-правового сознания в современной России.

Проблема исторического времени и пространства.

Проблема типологии истории.

Особенности современного этапа развития духовного производства в России.

Проблемы демократии в развитии российского государства.

Философская антропология

Социокультурный смысл проблемы человека в философии.

Человек в зеркале саморефлексии.

Творчество как способ бытия человека.

Антиномия индивидуализма и коллективизма

Проблема смысла жизни.

Проблема человека в философии Фрейда и неофрейдизма.

Человек в философии персонализма, экзистенциализма и философской антрополо

гии.

Нравственное измерение человека

Эстетическое отношение человека к миру.

Философия экономики (права)

Проблемы философии экономики в истории общественной мысли.

Специфика марксовой экономической теории.

Анализ социально-экономических проблем в русской философии.

Проблемы философии экономики в информационном обществе.

Глобализация и проблема ее осмысления в философии экономики

Роль философии экономики в понимании современного социально-экономического и духовного развития России

Текущий контроль осуществляется в ходе учебного процесса и консультирования студентов, по результатам выполнения самостоятельных работ. Основными формами текущего контроля знаний являются:

* обсуждение вынесенных в планах семинарских занятий вопросов тем и контрольных вопросов;

* выполнение контрольных заданий и обсуждение результатов;

* участие в дискуссии по проблемным темам дисциплины и оценка качества анализа проведенной научно-исследовательской работы;

* подготовка докладов и презентаций;

* обсуждения законодательных, правовых и нормативных актов.

Промежуточный контроль (зачет) проводится в устной форме в виде ответов на вопросы билета.

Оценка знаний студентов осуществляется в баллах с учетом:

* оценки за работу в семестре (оценки за подготовку докладов и презентаций, участия в дискуссии на семинарских занятиях и др.);

* оценки итоговых знаний в ходе зачета,экзамена.

Ориентировочное распределение максимальных баллов по видам работы:

№ п/п Вид отчетности Баллы 1. Работа в семестре 40 2. Зачет, экзамен 60 3. Итого: 100

Оценка знаний по 100-бальной шкале проводится в соответствии с нормативными документами Финакадемии и реализуется следующим образом:

-менее 51 балла - "неудовлетворительно" ("незачет")

- от 51 до 69 баллов - "удовлетворительно" ("зачет")

- от 70 до 85 баллов - "хорошо" ("зачет")

- свыше 86 баллов - "отлично" ("зачет")

7.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

А) основная литература (учебники и учебные пособия)

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия - М,: Проспект, 2009

Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Момджян К.Х., Миронов В.В. Философия - М.: Высшее образование, 2009.

Марков Б.В. Философия - СПб.: Питер, 2009

Налетов И.З. Философия. - М.: Инфра-М, 2007.

Философия: учебник/ под ред. В.Д. Губина и Т.Ю. Сидориной - М.: Гардарики, 2008

Философия: учебник/ под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина - М,: Проспект, 2009

Философия: учебник/ под ред. В.Н. Лавриненко - М.: Юристъ, 2008

Философия: учебное пособие/ под ред.Н.Ф. Бучило, А.Н. Чумакова-М.: Проспект, 2009

Б) дополнительная литература:

Вальяно М. В. Философия. Учебник. 2-е издание. - М., Дело и Сер-вис, 2004

Иоселиани А. Д. Философия. Электронный учебник. - М., Финакадемия, 2004

Иоселиани А. Д. Философия науки. Учебное пособие. - М., Финакадемия, 2004

Вальяно М.В.Философия/ учебник-М.:

Кузнецов В.Г. Словарь философских терминов - М.: Инфра-М, 2009.

Махаматов Т.М. Философия государства/ учебное пособие- М.:Финакадемия,2009

Новая философская энциклопедия, в 4-х т. - М. 2000-2001

Русская философия: Энциклопедия. Под общ. ред. М.А. Маслина. - М.: Алгоритм, 2007.

Философия: энциклопедический словарь /под. ред. А.А. Ивина - М.: Гардарики, 2009.

Философия: хрестоматия - М.: РАГС, 2006.

Хрестоматия по западной философии. Античность, Средние века. Возрождение - М..: АСТ, 2008.

Хрестоматия по философии - М.: Проспект, 2008.

КишлаковаН.М., Махаматов Т.М. Проблемы философии общества -М.:Финакадемия,2008

В) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

Портал "Гуманитарное образование" http://www.humanities.edu.ru/

Федеральный портал "Российское образование" http://www.edu.ru/

Федеральное хранилище "Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов" http://school-collection.edu.ru/

1

Показать полностью… https://vk.com/doc-128553008_449996145
Рекомендуемые документы в приложении