Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Студенческий документ № 070970 из Школа-студия МХАТ

БИОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Предыдущее рассмотрение процессов роста давало представление о некоторой типичной усредненной его модели. Индивидуальное протекание процессов роста и развития во многом определяется сравнительным уровнем биологической зрелости ребенка, достигаемой им на разных этапах детства и подросткового периода. В любой группе детей-сверстников, имеющих одинаковый возраст, например, обучающихся в одном классе средней школы, всегда можно обнаружить наглядное проявление индивидуальных различий уровня достигнутой зрелости. Обычно в ней наиболее многочисленным окажется вариант развития, когда отдельные индивиды выглядят в соответствии со своим возрастом (рис.83). Вместе с тем, в такой группе обязательно встретятся дети, которые выглядят старше или моложе этого среднего варианта. В связи с этим обстоятельством необходимо понятие биологического возраста как уровня индивидуальной зрелости детского организма.

Поэтому, принято рассматривать две характеристики возраста ребенка. Первая из них - его хронологический или паспортный возраст (TP), соответствующий просто реальной продолжительность жизни после рожде-

ния. Биологический возраст (TB) определяет степень зрелости организма - его близость к дефинитивному уровню развития. Он оценивается по сравнению со средним уровнем зрелости в стандартной группе детей данного паспортного возраста.

Такая оценка в общем случае осуществляется следующим образом. Сначала выбирается так называемый критерий биологического возраста. В качестве такого критерия могут использоваться различные признаки, которые рассмотрены ниже. Для него разрабатываются стандарты развития, которые включают характеристики этого критерия, наблюдаемые для среднего варианта развития в каждой паспортной возрастной группе.

Для разных детей могут наблюдаться разные соотношения между паспортным и биологическим возрастом: В случае их приблизительного равенства (TP ? TВ) говорят о некотором среднем наиболее распространенном варианте развития (N). В случае запаздывании биологического возраста по сравнению с - паспортным (TP > TВ) констатируют так называемый ретардированный (запаздывающий) вариант развития (R). В ситуации, когда паспортный возраст отстает от биологического статуса зрелости (TP Х. Для любой группы наблюдений по эмпирическим данным можно найти значения 99 перцентилей: Р1, Р2, Р3,... ,Р99, которые делят всю область значений признака на 100 частей так, что в каждую из них попадает 1% людей.

На практике обычно используют лишь некоторые перцентили, например: Р5, Р25, Р50, Р75, и Р95. Значение Р5 является важным потому, что всего 5% наблюдений имеет меньшую величину признака. Аналогично 5% наблюдений имеет значения признака, большие Р95. Таким образом, внутри интервала [Р5 ; Р95] находится основная часть (90%) всех людей, а за его

a

b Пример перцентильных стандартов длины (a) и массы (b)

тела, для детей г.Москвы, найденных по результатам исследований 2005 - 06 гг. Приведены сглаженные при помощи параболических уравнений

4-го порядка ряды перцентилей Р5, Р25, Р50, Р75 и Р95

у мальчиков 3 - 17 лет

пределы выходит лишь небольшое их количество (по 5%), имеющих очень малую (X Р95) величину признака. Внутри интервала [Р25 ; Р75] размещается 50% наблюдений, для которых можно говорить о среднем уровне признака. Аналогично интервалы [Р5 ; Р25] и [Р75 ; Р95] включают по 20% индивидов, для которых констатируется уровень показателя ниже и выше среднего.

Перцентильные стандарты для детей разрабатываются на основе массовых эмпирических материалов, включающих многие сотни наблюдений. Для каждой возрастной группы значения перцентилей получаются отдельно. Затем они наносятся на графики, примеры которых приведены на рисунке 84. В результате получаются "коридоры", соответствующие вариантам с ниже средних, средними и выше средних уровнями признаков.

Практическое применение такого графического стандарта заключается в нанесении на него точки, соответствующей значению признака у ребенка данного возраста. Оценка индивидуального варианта производится в зависимости от попадания соответствующей точки в конкретный "коридор". В результате можно расценить уровень морфологического статуса данного ребенка как ниже среднего, средний или выше среднего, при всей неясности природы такой оценки. Однако размещение индивидуальной точки ниже линии 5-го перцентиля (Р5 ) или выше линии 95-го перцентиля (Р95) может послужить поводом к подозрению наличия в конкретном случае значительной ретардированности или акцелерированности развития данного ребенка и желательности более точной оценки уровня зрелости. Тогда можно дополнительно и более точно определить его биологический возраст с применением более надежных методов, например, с использованием оценки скелетной зрелости.

Результаты применения филиппинского теста:

1 - отрицательные, 2 - пложительные

Еще одним, но более частным критерием морфологической зрелости является так называемый филиппинский тест. Он заключается в том, что ребенок правой рукой через середину темени пытается дотянуться до верхнего края левой ушной раковины (рис.85). Если кончики пальцев достают его, тест считается положительным, если нет - отрицательным. Положительный результат свидетельствует о достижении определенного уровня длины верхней конечности по отношению к высоте головы и шеи. Дело в том, что в течение всего детства продольный рост конечностей по своей абсолютной интенсивности превышает рост осевого скелета и их относительная длина увеличивается. Поэтому, филиппинский тест является неким маркером того, что это явление зашло достаточно далеко. У городских детей он в среднем впервые становится положительным в возрасте 4 лет и 7 или 9 месяцев, у сельских - примерно на год позже. Филиппинский тест иногда использовался на практике как показатель достижения "школьной" зрелости, когда дети с положительным его результатом считались достаточно взрослыми для начала обучения.

Связь морфологических особенностей с вариантом

биологической зрелости

Что влечет за собой наличие в любой однородной по хронологическому возрасту группе детей определенной вариации биологического возраста? При изучении связей значений размеров тела с показателями биологиче-ской зрелости в различных возрастных группах детей обычно обнаруживается существенная положительная зависимость этих признаков с оценками биологического возраста. Дети с акцелерированным вариантом развития обнаруживают более высокие значения скелетных размеров тела, признаков развития мускулатуры и многих функциональных показателей. Для ретардированных детей наблюдается обратная картина.

Анализ материалов, полученных методом продольных наблюдений, позволил выяснить, что рост средних по биологическому возрасту, акцелерированных и ретардированных детей в общем соответствует стандартным моделям, но возрастные характеристики его этапов могут заметно различаться. У акцелерантов время достижения минимума скорости роста, наступающее в конце второго детства, или максимальное значение темпов увеличения признаков в середине пубертаса, сдвинуты на более ранние сроки, у ретардантов - на поздние (рис.86). Соответствующим образом модифицируются и ростовые кривые увеличения признаков. У детей с ускоренным ходом развития они, не меняя своей формы, сдвигаются на более ранние сроки, тогда как при замедлении темпов созревания - на более поз-

Показать полностью… https://vk.com/doc-44013507_132516818
545 Кб, 11 октября 2012 в 10:15 - Россия, Москва, Школа-студия МХАТ, 2012 г., docx
Рекомендуемые документы в приложении