Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
pdf

Студенческий документ № 071078 из МИТРО

Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования

"Московский Институт Телевидения и Радиовещания "Останкино"

Подготовка студента к государственному экзамену

Учебно-методическое пособие

Рекомендовано для студентов МИТРО, обучающихся по направлению подготовки "Журналистика"

Москва

2016

УДК 070

ББК 76.01 П 441

П 441 Подготовка студента к государственному экзамену /

С.С. Распопова, М.А. Городничева, А.Г. Пищаев, С.Б. Стебловская, Е.В. Черникова, Е.В. Курбакова: Учебно-методическое пособие. - Москва: МИТРО, 2016. - 22 с.

Учебно-методическое пособие "Подготовка студента к государственному экзамену" предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки "Журналистика". Пособие включает краткие аннотации ответов на вопросы государственного экзамена и списки рекомендуемой литературы по каждому блоку вопросов.

Подготовлено преподавательским коллективом кафедры журналистики МИТРО.

Ответственный за выпуск: заведующий кафедрой журналистики МИТРО,

д.ф.н., профессор С. С. Распопова

УДК 070

ББК 76.01

(c) Московский Институт Телевидения и Радиовещания "Останкино", 2016 БЛОК "ОСНОВЫ ТЕОРИИ ЖУРНАЛИСТИКИ.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ЖУРНАЛИСТА. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЖУРНАЛИСТИКИ".

Вопрос 1. Закон о СМИ как базовый нормативный акт.

Основные понятия, используемые в правовом регулировании средств массовой информации: массовая информация, средство массовой информации, периодическое печатное издание, радио-, телепрограмма, продукция средств массовой информации, распространение продукции массовой информации, специализированное средство массовой информации, редакция средства массовой информации, главный редактор средства массовой информации, журналист, издатель, телеканал, радиоканал, вещатель сетевое издание.

Вопрос 2. Функции журналистики.

Понятие функции применительно к журналистике. Функции журналистики:

система и взаимодействие. Коммуникативные, непосредственно-идеологические, непосредственно-организаторские, культурно-формирующие, рекламно-справочные, рекреативные функции.

Вопрос 3. Юридическая сторона свободы журналистики.

Три концепции юридической стороны свободы печати и журналистской деятельности: авторитарная, полной свободы, ответственной свободы. Авторитарный подход применительно к СМИ. Формирование концепции полной свободы печати (ХVII в.) Концепция ответственной свободы СМИ в условиях гражданского общества и правого государства. "Европейская конвенция по правам человека" (ст. 10), Конституция РФ (ст. 29), Закон о СМИ о запрете на цензуру, вмешательство в деятельность редакции и нарушении прав журналистов.

Вопрос 4. Профессионально-этические ориентиры, выработанные сообществом журналистов.

Профессиональная позиция журналиста. Содержание профессионального долга. Профессиональная ответственность журналиста как зависимость между результатами деятельности и теми последствиями, которые он может иметь для общества. Профессиональная совесть как ориентир для качественного выполнения профессионального долга.

Вопрос 5. Порядок лицензирования и регулирования российского телевидения.

Лицензия как разрешение на выполнение некоторой деятельности, которое удостоверяется документом. Лицензирование и ограниченный ресурс частот. Порядок лицензирования вещателей в России.

Вопрос 6. Экономические условия и факторы свободы СМИ.

Основные источники средств: учредитель СМИ, соучредитель СМИ или спонсор, реклама, подписка, розница или абонементная плата, государственная поддержка СМИ. Формирование и функционирование концернов в сфере СМИ: плюсы и минусы информационной политики.

Вопрос 7. Методы журналистского творчества.

Основные источники информации: документ, человек, предметно-вещественная среда. Методы получения информации: проработка документов, наблюдение (включенное, систематическое), беседа, массовое интервьюирование, анкетирование, эксперимент.

Вопрос 8. Основные документы, регламентирующие деятельность редакции.

Содержание учредительного договора, устава редакции, устава юридического лица. Процедура принятия устава редакции. Трудовые отношения в редакции.

Вопрос 9. Виды журналистской деятельности.

Три вида журналистской деятельности. Редакторская деятельность как работа над формой произведения. Организаторская деятельность как "штаб" по руководству работой редакции. Авторская деятельность - это подготовка журналистами собственных произведений. Информационная (редакционная) политика издания как объединяющий фактор в деятельности редакции.

Вопрос 10. Журналистская этика как моральные предписания.

Этические нормы в области отношений: "журналист - аудитория", "журналист - источник информации", "журналист - коллеги", "журналист - власть", "журналист - редакционный коллектив".

Вопрос 11. Отношения СМИ с гражданами и организациями.

Право на получение информации, запрос информации, отказ и отсрочка в предоставлении информации, конфиденциальная информация, государственная тайна.

Вопрос 12. Система принципов журналистики.

Правдивость как максимально точное представление фактов жизни. Объективность как аргументированность и убедительность интерпретации событий, высказанных на основе анализа выводов, суждений и предложений. Массовость - распространение влияния СМИ на широкую массу народа. Патриотизм как поддержка всему тому, что помогает развитию страны. Космополитизм - служение нуждам всего человечества. Национальная гордость и интернационализм как тесно связанные между собой позиции. Демократизм и транслирование требований народа. Гуманизм как умение видеть конкретного человека в рамках общностей (семьи, трудового коллектива, круга общения).

Вопрос 13. Исторические типы журналистики. СМИ в переходный период.

Федерально-монархическая печать, религиозно-клерикальная журналистика, буржуазная журналистика, социалистическая журналистика. Переходный период в развитии общества. Информационное общество. Вещание на зарубежные сраны на иностранных языках. Задача журналистики в условиях нового "информационного порядка".

Вопрос 14. Журналистика как социальный институт.

Ее специфика и полномочия. Понятие "четвертая власть". Социальная позиция журналиста, формы ее проявления. Характерные особенности функционирования журналистики в современном мире и современном российском обществе. Эффективность и действенность журналистики. Факторы эффективности.

Вопрос 15. Этические основы журналистики.

Значение этических норм как базы профессиональной деятельности журналиста. Профессиональная мораль как выражение личностной позиции человека в профессии. Честь и достоинство как предмет профессиональной этики журналиста. Уважение героев публикаций. Защита прав и интересов детей и подростков в СМИ, родственников жертв несчастных случаев и катастроф. Презумпция невиновности. Журналист в экстремальной ситуации и в режиме журналистского расследования.

Вопрос 16. Инфраструктура средств массовой информации.

Инфраструктура как система жизнеобеспечения деятельности журналистики. Информационные агентства, пресс-центры и службы связи с общественностью, рекламные агентства. Технические службы: технические центры телевидения и радио, предприятия связи, организации, занимающиеся подпиской, распространением, доставкой прессы. Система работы с кадрами: факультеты и кафедры журналистики, курсы переподготовки журналистских кадров, профессиональные союзы, Министерство связи и массовых коммуникаций.

Вопрос 17. Этические принципы поведения журналистов (на примере анализа документов).

Декларация принципов поведения журналистов (2-6 июня 1986 г.).

Кодекс профессиональной этики российского журналиста (3 июня 1994 г.). Основные положения документов, разъясняющие права и обязанности журналистов, которые необходимо соблюдать при выполнении профессиональной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Закон о средствах массовой информации // Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации. - М., 1996.

2. Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран. - М.: Аспект Пресс, 2003.

3. Лазутина Г. В. Профессиональная этика журналиста. - М.:

Аспект-Пресс. - 2013.

4. Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики. М.: Аспект-Пресс. - 2011.

5. Рихтер А.Г. Правовые основы журналистики. - М., 2009.

БЛОК "АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ И

ЖУРНАЛИСТИКА"

Вопрос 18. Тематика публикаций о современной науке в печатных СМИ.

Понятие "наука". Роль СМИ в распространении научной информации, формировании научной картины мира.

Тематика публикаций о современной науке в общественно-политических и научно-популярных изданиях (с примерами публикаций): нанотехнологии, ядерные программы, освоение космоса, кибертехнологии и новые коммуникативные технологии, способы решения экологических и демографических проблем, реформы отечественной науки и образования, молодёжь и наука, этические аспекты медицинских исследований.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баканов, Р.П. Актуальные проблемы современной науки и журналистика. Учебно-методическое пособие для студентов заочного обучения отделений и факультетов журналистики. - Казань: Казанск. ун-т, 2010. - 152 с.

2. Лапина, И.Ю. Популяризация науки на телевидении: традиции и новаторство. -

М.: Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, 2001. - 35 с.

БЛОК "СОЦИОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ"

Вопрос 19. Социологические методы в журналистике.

Понятие "научный метод". Социологические методы, используемые в журналистике: наблюдение, эксперимент, интерактивные методы (интервью, анкетирование, опрос), контент-анализ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Корконосенко С.Г. Социология журналистики. - М.: Аспект Пресс, 2004.

2. Свитич Л.Г. Социология журналистики. - М.: ВК, 2010.

3. Федотова Л.Н. Социология массовых коммуникаций. - М.: Юрайт, 2014.

4. Филатова О.Г. Социология массовой коммуникации. - М.: Гардарики, 2006.

5. Фомичева И.Д. Социология СМИ. - М.: Аспект Пресс, 2012.

БЛОК "ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ"

Вопрос 20. Пражурналистские явления. Устные выступления ораторов как важнейшая форма массово-информационной деятельности. Письменные формы массово-информационной деятельности - послания, реляции, рескрипты, буллы. Появление в древних государствах подобия газеты - сводок актуальных материалов. Способы изготовления первых газет до появления бумаги. Появление в средневековой Европе цехов "писателей новостей". Возникновение слова "газета". Отличие пражурналистской деятельности от журналистики.

Вопрос 21. СМИ Франции и Англии периода Второй Мировой войны.

СМИ антифашистской коалиции в период войны. Введение цензуры и экономические проблемы в деятельности прессы. Полемика в западной прессе по вопросу открытия второго фронта в Европе.

Деятельность англо-американских служб военной информации. Подпольная антифашистская печать Сопротивления и печать коллаборационистов в оккупированных европейских странах. Газеты "Юманите" (Франция), "Дейли Миррор" (Великобритания).

Радиовойна с нацистской Германией (ВВС).

Вопрос 22. Зарождение и развитие телевидения в Европе и США в первой половине ХХ века.

Первый этап в истории зарубежного телевидения (1890-е - 1920-е гг.):

экспериментальный. Механическое телевидение. Технические предпосылки для создания электронного телевидения.

Второй этап развития телевидения - начало регулярного вещания на стандартах, близких к сегодняшним, в промышленно развитых государствах (Германия, Франция, Великобритания и США). Роль телевидения в нацистской пропаганде. Прямая трансляция Олимпийских игр в Берлине (1936). Развитие телевидения в период Второй

Мировой войны (военно-патриотическая пропаганда, контроль немецкой администрации над европейским телевидением).

Вопрос 23. Становление журналистики в Европе в XVII веке.

Рукописные газеты в Западной Европе как предшественники журналистики. Типография И. Гутенберга.

Деятельность Я. Фуггера. Роль Михаэля фон Айтцинга в формировании периодической печати в Германии.

Первые печатные газеты в Германии - г. Страсбург (начало XVII века). Появление печатной периодики в Англии, Франции, Австрии, Голландии. Появление журналов. Первая ежедневная газета в Европе.

Вопрос 24. Современные СМИ Германии.

Общая характеристика СМИ Германии на современном этапе. Концерны "Аксель Шпрингер", "Хуберт Бурда Медиа", "Бертельсманн".

Ведущие газеты и журналы Германии: "Франкфуртер альгемайне цайтунг" ("Всеобщая газета"), "Ди Вельт" ("Мир"), "Бильд" ("Иллюстрированная газета"), "Хандельсблатт", "Ди Цайт" ("Время"), "Шпигель" ("Зеркало"), "Штерн" ("Звезда").

Публично-правовое телерадиовещание (ARD, ZDF). Иновещание

(Телерадиовещательная компания Deutsche Welle / "Немецкая волна").

Вопрос 25. Томас Пейн - журналист.

Томас Пейн (1737 - 1809). Начало журналистской деятельности: сотрудничество с газетой "Пенсильвания мэгэзин". Пейн как идеолог Войны за независимость США: статья "Африканское рабство в Америке" (1775), памфлет "Здравый смысл" (1776), цикл памфлетов "Американский кризис" (1776 - 1783).

Европейский период творчества (Англия, Франция). Пейн и Великая французская революция. Трактаты "Права человека" (1791), "Век разума" (1794 - 1796).

Вопрос 26. Средства массовой информации современной Франции.

Типология современной французской прессы. Ведущие газеты и журналы: "Фигаро", "Либерасьон", "Монд", "Юманите", "Франс суар", "Паризьен Либерте", "Трибюн", "Эко", "Экспансьон", "Экспресс", "Нувель Обсерватор", "Нувель Экономист", "Пари Матч", "Эль", "Вог" и др.

Дуальный характер телевидения: общественно-правовое и коммерческое. Общественно-правовые телеканалы - Франс 2, Франс 3, Франс 5, коммерческие телеканалы - М6, TF1, Каналь+, Артэ. Информационное агентство "Франс Пресс".

Вопрос 27. Современные СМИ Великобритании.

Особенности рынка периодических печатных изданий Великобритании. Монополия "News Corp." Руперта Мердока. Типология британской прессы. Ведущие газеты и журналы: "Таймс", "Сан", "Файнэншл Таймс", "Гардиан", "Дэйли Миррор", "Индепендент", "The Economist", "BBC Focus", "Nature" и др.

Телевидение и радио. Дуальная модель вещания: общественное и частное (BBC и British Sky Broadcasting). Информационное агентство "Рейтер" как одно из ведущих в мире.

Вопрос 28. Дж. Мильтон и английская концепция свободы печати.

Английская буржуазная революция (1640 - 1660 гг.) и зарождение лозунга

"свободы печати". Упразднение "Звёздной палаты" в 1641 году. "Памфлетная война" времён Английской революции (Дж. Мильтон, Дж. Лильберн). "Славная революция" 1688 года и принятие "Билля о правах". Отмена политической цензуры в 1695 году.

Джон Мильтон (1608 - 1674) как основоположник либертарианской концепции печати. Памфлет "Ареопагитика" ("Речь о свободе печати парламенту Англии", 1644 г.), выступивший против предварительной цензуры и выдвинувший требование свободы печати.

Вопрос 29. Появление, развитие и современное состояние мировых информационных агентств.

Первое в мире информационное агентство - "бюро переводов Гаваса", основатель Шарль Луи Гавас (Париж, 1835 г.). Сотрудники агентства Гаваса: Бернхард Вольф и Питер Юлиус Ройтер. "Телеграфное корреспондентское бюро" Б. Вольфа (1848). Компания "Подводный телеграф" Джулиуса Рейтера / Ю. Ройтера (1851, Англия). Конкурентная борьба и раздел сфер влияния между тремя агентствами.

Технологическое обеспечение функционирования мировых ИА (электромагнитный телеграф, фототелеграф, телефон, прокладка трансатлантического телеграфного кабеля, радиотелеграф).

Мировые информационные агентства на современном этапе: AFP - "Франс Пресс" (бывший "Гавас"), "Рейтер", "Блумберг", "Дойч Пресс Агентур" - DPA,

"Ассошиэйтед Пресс", "Доу Джонс", "Юнайтед Пресс Интернешнл" и др.

Вопрос 30. Типологические признаки современных радиостанций и их классификация.

Понятия "типология" и "классификация" в журналистике. "Тип" и "формат" радиостанции. Североамериканский подход к типологии радиовещательных форматов (США, Канада). Европейских поход к типологии радиовещательных форматов (Служба стратегической информации Европейского вещательного союза).

Отечественные подходы к типологии радиовещательных форматов. По типу собственника / способу финансирования, по типу контента, географическому, демографическому, жанрово-тематическому основаниям.

Вопрос 31. Становление радиожурналистики в начале XX века в странах Западной Европы и США.

Отечественные и зарубежные учёные, изобретатели, которые внесли вклад в развитие радиовещания (А. Попов, Г. Герц, С. Морзе, Г. Маркони, Н. Тесла, Т. Эдисон и др.). Радиотелеграф.

Осознание возможностей радио как нового средства массовой информации. Открытие возможности передачи речи и музыки с помощью амплитудной модуляции (Р. Фессенден, Л. де Форест, 1906). Первые радиопередачи из Метрополитен Опера, 1910-е. Особенности использования радиовещания в период Первой мировой войны. Начало регулярного радиовещания в США (1920 г.). Создание и развитие британской радиовещательной корпорации Би-Би-Си (1922). Радиовещание Веймарской республики (первая радиопередача из Берлина, 1923). Пропагандистские возможности радиовещания.

Вопрос 32. Становление телевидения как нового канала массовой информации во второй половине XX века.

Превращение телевидения в главное средство массовой информации после окончания Второй Мировой войны. Три модели телевещания: коммерческое, государственное и общественно-правовое.

Телевизионные жанры: телевикторины, телешоу с постоянным ведущим, документальные фильмы, блоки новостей, коммерческие и рекламные ролики, музыкальные клипы, телеспектакли, телефильмы и телесериалы.

Влияние телевидения на массовое сознание и общественное мнение. Тележурналисты Эдвард Марроу (США), Дэвид Фрост (Великобритания).

Появление спутникового и кабельного телевидения - дробление телеаудитории и индивидуализация зрительского выбора.

Вопрос 33. Основные современные издательские группы Европы.

Монополизация прессы. Совмещение выпуска периодических изданий с книгоиздательской и другими видами коммерческой деятельности. Понятия "издательская группа", "концерн".

Издательские группы Великобритании: Associated newspapers, Mirror Group Consortium, Thomson Regent newspapers, News Corporation (транснациональный), United newspapers.

Издательские группы Франции: Le groupe "Hachette" (Ашетт), Le groupe de presse Hersant (Группа Эрсана), Charger, Alcatel Alstom & Havas.

Концерны Германии: "Аксель Шпрингер"/ Axel Springer Verlag, "Хуберт Бурда Медиа", "Бертельсманн"/ Bertelsmann, Suddeutscher Verlag, Heinrich Bauer-Verlag.

Вопрос 34. Современные средства массовой информации США.

Основные особенности системы СМИ США. Типология американской прессы. Ведущие периодические издания: газеты - Wall Street Journal, USA Today, New-York Times, Washington Post, Daily News, Chicago Tribune, журналы - Time, Forbes, BusinessWeek, People, National Geographic, Readers Digest, Fortune.

Телерадиовещательные сети: частные - NBC, CBS, ABC, Fox, общественная - PBS. Кабельное, спутниковое и интернет-телевидение.

Информационные агентства: Ассошиэйтед Пресс, Юнайтед Пресс Интернэшнл, Блумберг, Доу Джонс.

Крупнейшие собственники американских СМИ: Hearst Corporation, Pulitzer publishing Co., News Corporation, Tribune Company, NYT Company, Washington Post Соmpany, Wall Disney company, AOL - Time Warner, General Electric, Viacom, Vivendi Universal.

Вопрос 35. Публицистика Великой французской революции (1789-1794).

Понятия "публицистика" и "журналистика". Рождение политических газет в 1789 году, их участие в полемике: "Французский патриот" П. Бриссо, "Генеральные штаты" графа О. де Мирабо, "Народный трибун" Фрерона и Ж.-П. Марата. Издания Ж.-П. Марата "Парижский публицист", "Друг народа". Газета Демулена "Революции Франции и Брабанта". Газета Ж.-Р.Эбера "Папаша Дюшен".

Публицистика Ж.-П. Марата ("Дар Отечеству", 1789). Памфлеты К. Демулена

"Свободная Франция", "Речь фонаря" (1789).

Вопрос 36. Разделение прессы на массовую и качественную в ХIХ веке.

Понятия "качественная" и "массовая" пресса. Технические и социально-экономические предпосылки появления "пенни пресс" в США в 1830-1840-е гг. Дж. Г. Беннет и его роль в развитии массовой прессы. Качественная пресса: газета Горация Грили "Нью Йорк трибюн". "Новый журнализм" в массовых изданиях Д. Пулитцера и У. Хёрста.

Разделение британской прессы на качественную и массовую. Качественные газеты: "Таймс", "Файнэншл Таймс", "Гардиан", "Дейли Телеграф". Массовые газеты:

"Сан", "Миррор", "Дейли Мэйл".

Вопрос 37. Становление журналистики США в XVIII веке.

Исторические особенности становления североамериканской журналистики. Первая газета "Общественные события" Бенджамена Харриса (1690), первая регулярная газета "Бостонский листок новостей" Джона Кемпбелла (1704). Бостон и Филадельфия как центры развития журналистики в XVIII веке. Газета "Вестник Новой Англии" (1719) Джеймса Франклина как носитель идей Просвещения. Журналистская и редакторская деятельность Бенджамина Франклина ("Пенсильванская газета", "Альманах бедного Ричарда" и др.). Первые американские журналы (1741): "Всеобщий журнал" Бенджамина Франклина и "Американский журнал" Эндрю Брэдфорда. Война за независимость США (1776 - 1883) и развитие политической журналистики: "Бостон гэзетт" Сэмюэла Адамса, "Массачусетс спай" Исайи Томаса. Полемика в прессе: принятие Конституции, борьба федералистов и республиканцев. Выступления в печати публицистов и общественных деятелей: Томас Пейн, Томас Джефферсон, Александр Гамильтон и др. Развитие ежедневной газетной прессы.

Вопрос 38. Макрейкерство и вклад в мировую журналистику Джозефа Пулитцера.

Джозеф Пулитцер (1847 - 1911): начало журналистской деятельности. Начало выпуска собственной вечерней газеты "The St. Louis Post-Dispatch" (1878). Издание газеты "The New York World" (1883): коммерческий успех концепции "нового журнализма" (сенсационность, массовая аудитория, эффектная подача фактов, эксперименты с жанрами, методами и формами подачи информации и др.). Зачатки расследовательской журналистики (публикации журналистки Нелли Блай).

Происхождения понятия "макрейкеры". Джекоб Риис и Генри Ллойд как родоначальники макрейкерства (разоблачительной журналистики). Массовые журналы как трибуна макрейкерского движения в 1900 - 1920-е гг: "McClure's Magazine", "The

Arena", "Everybody's Magazine", "The American Magazine", "Collier's Magazine", "Cosmopolitan Magazine" и др. Разоблачительные публикации, посвященные актуальным проблемам политической и экономической жизни (Ида Тарбелл, Линкольн Стеффенс и др.).

ЛИТЕРАТУРА

1. Быков А.Ю., Георгиева Е.С., Михайлов С.А. История зарубежной журналистики: Уч. для бакалавров. М.: Юрайт, 2014.

2. Голядкин, Н.А. История отечественного и зарубежного телевидения: Учеб. пособие. - М.: Аспект-пресс, 2004.

3. История мировой журналистики/ Под. ред. А.П. Короченского. - М. - Р.-н/Д.: МарТ, 2003.

4. История печати: Антология. Т. I-II/ Сост. Я.Н. Засурский, Е.Л. Вартанова. - М.: Аспект Пресс, 2001. - (Серия "Классика журналистики").

5. Михайлов, С.А. История зарубежных СМИ. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2006. 6. Прутцков, Г.В. История зарубежной журналистики. 1929-2011: Уч.-метод. комплект. - М.: Аспект-Пресс, 2011.

7. Электронная библиотечная система "Книгафонд" - http://www.knigafund.ru.

8. Электронная библиотека. Журналистика - http://evartist.narod.ru/journ.htm.

БЛОК "ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ"

Вопрос 39. Отечественная журналистика второй половины 1980-х - начала 90-х годов.

Перестройка в СССР: основные понятия: "плюрализм", "гласность", "ускорение", "новое мышление".

Появление новых (негосударственных) СМИ: "Независимая газета", радио "Эхо Москвы".

Выход телевизионных программ, ставших "голосом" времени: "600 секунд" Александра Невзорова, "Пятое колесо", "Телекурьер", "Взгляд".

Вопрос 40. Советская журналистика первого послевоенного десятилетия

(1945-1955 гг.).

Главная тема первых послевоенных лет - восстановление народного хозяйства, разрушенного в ходе войны. Особое место среди публицистов занимает В. Овечкин.

Постановление ЦК 1946 года "О журналах "Звезда" и "Ленинград". Травля Ахматовой и Зощенко, "дело врачей" на страницах советской печати. Рождается явление "целинная журналистика".

Вопрос 41. Журналистская деятельность А. С. Пушкина ("Литературная газета", "Телескоп", "Современник").

Начало публицистической деятельности в журнале "Сын Отечества". Работа

А. С. Пушкина в "Литературной газете". Сотрудничество с П. Плетневым, П. Вяземским. В. Кюхельбеккером, Надеждой Дуровой, Денисом Давыдовым. Деятельность А. С. Пушкина как редактора журнала "Современник". Сотрудничество с Н. Гоголем, переписка с В. Белинским.

Вопрос 42. Ведущие русские либеральные издания последней трети ХIХ в. ("Вестник Европы", "Русские ведомости" и др.).

Либеральное направление в журналистике. Отличительная черта либеральных настроений - признание недостатков крестьянской реформы (частичное или полное), тяжелого финансового положения страны при отрицании революционного пути преобразования. Журнал "Вестник Европы". Пропаганда либеральных взглядов.

Ведущие журналисты.

Газета умеренно-либерального толка "Русские ведомости" (защита интересов крестьян и рабочих). Деятельность Г. Успенского, В. Короленко, В. Гиляровского. Либеральная журналистика как основа программы кадетов.

Вопрос 43. Н. А. Некрасов - журналист и издатель.

Н. Некрасов как издатель. Редакторская деятельность Н. Некрасова.

Сотрудники журнала: В. Белинский, Н. Чернышевский, И. Тургенев, Л. Толстой, Н. Добролюбов. Взаимодействие Н. Некрасова с цензорами. Раскол в журнале в связи с идейными расхождениями. Причины закрытия журнала "Отечественные записки".

Вопрос 44. Зарождение и развитие радио в Советском Союзе.

Для начала - см. вопрос 48.

Выход в свет первого советского радиорепортажа. Становление формата передачи "Последние известия" - основной информационной советской программы. Поиск новых форм радиопередач - радиособрания, радиомитинги, радиопереклички. Рождение радиотеатра, радиоспектакля - "Театр у микрофона". Реорганизация инфраструктуры, централизация информации ("Сводки информбюро"), сокращение программ, общие программы - из Москвы и Ленинграда. Первые дикторы.

Вопрос 45. Публицисты и публицистика периода Великой Отечественной войны (на выбор студента).

Понятия "публицистика", "публицист". Творческая биография автора публицистического выступления. Название и тематика его публицистических выступлений. Основные интонации и стиль публицистических выступлений. Подходы к отражению темы Великой Отечественной войны.

Вопрос 46. Четыре теории прессы (авторитарная, либертарианская, коммунистическая, теория социальной ответственности).

Авторитарная и либертарианская модели функционирования прессы как самые старые, формирующие в XVII веке. Коммунистическая модель как трансформация авторитарной модели. Теория социальной ответственности - это модель либертарианская. Характерные особенности четырех теорий прессы. Цензура как регламентация деятельности прессы. Цензура в условиях авторитарной, либертарианской, коммунистической теорий, теории социальной ответственности.

Вопрос 47. Возникновение русской журналистики. Петровские "Ведомости" и другие издания.

Первые рукописные русские газеты. Газета "Куранты". Становление журналистики в России как веление "сверху". Указ Петра Первого об издании газеты "Ведомости" типографским способом. Выход первых тиражей газеты. Газета "Санкт-Петербургские ведомости", издававшаяся при Академии Наук и "Примечания" к ней, с которыми связана журналистская деятельность М.В. Ломоносова. Академия наук (основана в 1726) и Московский Университет (1755), при котором стали выпускаться "Московские ведомости".

Вопрос 48. Этапы развития отечественного радиовещания.

Зарождение радио в отечественной традиции. Русский изобретатель А. Попов и итальянский изобретатель Г. Маркони, запатентовавший годом позже аналогичное изобретение. Крупные радиотелеграфные станции и их роль в поддержке большевиков в октябре 1917 г. В 1921 г. - первые радиоустановки. Появление формата радиогазеты, который был основной формой вещания в 20-е годы. Радиогазеты как осмысление газетного опыта через призму нового вида СМИ повлияли на становление радиожурналистики в целом.

Вопрос 49. Вольная русская пресса ХIХ в. за рубежом. "Полярная звезда", "Колокол" А. И. Герцена.

Конфликт Александра Ивановича Герцена с николаевской Россией. Основание в 1853 Вольной Русской типографии в Лондоне, публикация многочисленных брошюр и листовок.

Первое периодическое издание альманах "Полярная звезда", названный так в честь декабристов.

Выпуск газеты "Колокол", в которой содержалась критика крепостного права, а позже и реформы 1861 года, гражданского состояния России и цензуры.

Вопрос 50. Возникновение и развитие многопартийной отечественной журналистики в годы первой русской революции.

Роль в развитии прессы Манифеста от 17 октября 1905 года. Основные партийные издания. Газеты "Речь", "Сын Отечества", "Голос, "Новая жизнь",

"Начало".

ЛИТЕРАТУРА

1. Есин, Б.И. История русской журналистики XIX века. - М., 2008.

2. Есин, Б.И. История русской журналистики (1703-1917): Учебно-методический комплекс (Учеб. пособ. Хрестоматия). - М., 2007.

3. Кузнецов, И.В. История отечественной журналистики (1917-2000): Учебный комплект. - М., 2007.

4. Телевизионная журналистика: Учебник / Ред. коллегия: Г.В. Кузнецов, В.Л. Цвик, А.Я. Юровский. - М., 2009.

5. Овсепян, Р.П. История новейшей отечественной журналистики (февраль 1917 -

90-е гг.). - М., 2005.

БЛОК "ЖУРНАЛИСТСКОЕ МАСТЕРСТВО.

МАСТЕРСТВО ТЕЛЕВЕДУЩЕГО"

Вопрос 51. Телевизионное интервью: технология создания.

Диалогическая природа телевидения. Интервью как метод и жанр журналистского творчества.

Виды телевизионного интервью (интервью-портрет, информационное интервью, протокольное интервью, интервью-анкета, проблемное интервью) и особенности их подготовки: этапы работы, выбор героя и места проведения интервью, манера беседы, типы вопросов, специфика монтажа.

Вопрос 52. Телевизионная и радиопрограмма как форма вещания:

основные характеристики, разновидности, принципы верстки.

Понятия "телепрограмма" и "радиопрограмма". Тематические направления вещания (информационное, культурно-просветительское, детское, спортивное, развлекательное).

Понятие "верстка" в аудиовизуальных СМИ. Основные принципы верстки телевизионных и радиопрограмм (ранжирование, рубрикация и др.).

Вопрос 53. Жанры телевизионной журналистики. Общая характеристика.

Понятие "жанр" в журналистике (А. Тертычный, Р. Борецкий и др.). Подходы к классификации жанров (А. Тертычный, Г. Лазутина, С. Распопова и др.).

Композиционный подход к классификации жанров телевизионной журналистики (композиция - закономерное построение телевизионного произведения, гармоничное соотношение отдельных его частей, образующих целое).

Три группы жанров (по целевому и композиционному критерию): информационные (фиксация события, явления), аналитические (анализ явлений, фактов в соответствии с поставленной творческой задачей), художественно-публицистические (образная интерпретация документального материала в соответствии с замыслом автора).

Вопрос 54. Традиционные и новые жанры тележурналистики.

Понятие "жанр" в журналистике (А. Тертычный, Р. Борецкий и др.). Подходы к классификации жанров (А. Тертычный, Г. Лазутина, С. Распопова и др.).

Традиционные жанры тележурналистики: информационные - информационное сообщение (видеосюжет), отчет, интервью, репортаж; аналитические - комментарий, обозрение, беседа, дискуссия, художественно-публицистические жанры: очерк, зарисовка, эссе, сатирические жанры (фельетон, памфлет), документальный фильм.

Новые жанры: ток-шоу, реалити-шоу и др. (определение, основные компоненты жанров, разновидности, этические проблемы).

Вопрос 55. Выразительные средства электронных СМИ (радио, телевидение, интернет-СМИ).

Выразительные средства радио.

1. Формообразующие средства радиожурналистики (речь; музыка; шумы - реальные или студийные; документальные записи, сделанные вне студии).

2. Стилеобразующие средства радиожурналистики (монтаж, голосовой грим, звуковая мизансцена (положение микрофона по отношению к участникам события), технические способы звукообразования (реверберация, дополнительный объем звучания).

Выразительные средства телевидения. Делятся на две группы:

1. Формообразующие (изображение - кадр, план, ракурс; звучащее слово; музыка; шумы; пауза)

2. Стилеобразующие (монтаж). Виды монтажа: технический, конструктивный, художественный, параллельный, перекрестный, ассоциативный).

Выразительные средства интернет-СМИ. Благодаря явлениям мультимедийности и конвергенции, интернет-СМИ могут сочетать выразительные средства телевидения, радио и печатных СМИ (элементы дизайна: шрифт, иллюстрации, заголовочный комплекс и др.).

Вопрос 56. Система изобразительно-выразительных средств телевидения.

Специфика экранного языка

Свойства телевидения - вездесущность, экранность, симультанность, персонифицированность. "Эффект присутствия". Камерность восприятия.

Аудиовизуальный образ и его природа. Язык экрана: кадр, план, ракурс, монтаж. Съемка с движения - панорамирование, проезд или тревеллинг и траекторная съемка.

Художественные смысловые эффекты (наплыв, затемнение, вытеснение или шторка, двойная экспозиция, скольжение или смазка, расфокусировка).

Компоненты видеоряда (синхрон и его виды, stand up, life). Компоненты аудиоряда (закадровый текст, подложка, интершум). Принципы сочетания.

Вопрос 57. Принципы и основные подходы к классификации телепрограмм.

Понятие "телепрограмма". Программирование как сущностное качество телевидения. Классификации телевизионных программ Р. Борецкого, Э. Багирова. Критерии классификации телепрограмм: функциональный (многофункциональная, просветительская, художественно-развлекательная и др.), предметно-тематический (политика, экономика, наука, культура и др.), формальный (документальные, драматические, художественно-игровые; студийные и внестудийные; живые и в записи и др.) и адресный (для всех; для отдельных групп - по интересам, возрасту и т.д.).

Вопрос 58. Особенности жанра "интервью" в телевизионной журналистике.

Интервью как жанр журналистики: определение, жанрообразующие характеристики. Типология телеинтервью: протокольное интервью, информационное интервью, проблемное интервью, интервью-портрет, интервью-анкета.

Аудиовизуальная природа телеинтервью: средства зрелищности, невербальной коммуникации (мимика, жесты, интонация). "Эффект присутствия". Роль детали. Использование дополнительного видеоряда для пояснения проблемы или раскрытия черт характера героя.

ЛИТЕРАТУРА

1. Жанры радио- и тележурналистики: методические указания / сост. В.В. Захаров.

- Тамбов: Издательство ТГТУ, 2010.

2. Лебедева Т.В. Жанры радиожурналистики. - М, 2012.

3. Муратов С.А. Телевизионное общение в кадре и за кадром. - М., 2003.

4. Радиожурналистика / Под ред. А.А. Шереля. - М., 2005.

5. Типология жанров современной экранной продукции. Учебное пособие / Р.А. Борецкий О.Н. Вакурова, Л. Московкин. - М., 1997.

6. Тулупов В.В., Колосов А.А., Цуканова М.И., Сапунов В.И., Бобряшов А.А.

Техника и технология СМИ: печать, телевидение, радио, Интернет. - СПб., 2008.

7. Шестеркина Л.П., Николаева Т.Д. Методика тележурналистики: Учебное пособие для студентов вузов - М.: Аспект Пресс, 2012.

БЛОК "ОСНОВЫ ЖУРНАЛИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

РАБОТА РАДИОЖУРНАЛИСТА"

Вопрос 59. Творческий портрет журналиста (по выбору студента).

Мотивировка выбора студентом этой персоны. Краткая биография журналиста. Основные труды. Вклад этого журналиста в описание и осмысление современности. Его рефлексии. Личные качества. Тип творческой личности. Выразительные средства, используемые этим журналистом в работе. Новизна. Традиции. Социальная ответственность. Понимание целей общества и тенденций. Особенности авторской позиции. Взаимоотношения с коллегами, награды (если есть).

Вопрос 60. Текст как объект литературного редактирования

Текст как textus. Определения текста (информационное единство и др.).

Общая методика работы над текстом. Общая схема работы редактора над текстом. Четыре вида правки. Логические основы редактирования текста. Классификация способов изложения и видов текста. Авторское редактирование текста. Взаимодействие автора-журналиста и редактора СМИ. Понимание концепции СМИ как основа эффективного редактирования текста; фирменный стиль СМИ. Редактирование журналистского материала как сотворчество автора и редактора. Работа редактора над фактическим материалом. Проверка. Работа редактора над композицией рукописи, её заголовком. Авторское право и редактирование.

Вопрос 61. Технология создания интервью.

Интервью (англ. interview - встреча, беседа). Интервью как метод получения информации. Интервью как жанр. Из истории интервью. Подготовка к интервью (знакомство с биографией собеседника, фактами, достижениями; настройка на контакт). Виды вопросов (открытые, закрытые). Виды интервью. Психологическая настройка на определённый вид интервью. Интервью для печатных СМИ. Интервью для аудиовизуальных СМИ. Интервью в прямом эфире. Способы подготовки собеседника к разговору. Манеры журналиста. Уважение к любому собеседнику.

Понимание перспектив (любой интервьюент - потенциальный ньюсмейкер интервьюера в будущем). "Запрещённые" вопросы. Визирование текста (когда оно необходимо и когда нет). Примеры из СМИ (интервьюеры-журналисты, вызывающие у студента доверие как специалисты).

Вопрос 62. Особенности аналитической журналистики.

Функции аналитической журналистики. Аналитическая журналистика как вид качественной журналистики. Методы исследования при подготовке аналитических публикаций. Построение аналитического текста. Рассуждение как основной тип речи аналитических жанров. Основные структурные элементы рассуждения (тезис, аргументация, вывод). Предмет, цели, методы, функции аналитической журналистики. Современные аналитические жанры. Общее в структуре аналитических текстов различных жанров. Требования к аргументации в аналитических публикациях. Обоснование достоверности суждений в аналитических текстах.

Вопрос 63. Жанры радиожурналистики.

Группы жанров (информационные, аналитические, художественно-публицистические, они же документально-художественные). Диффузия жанров в современной журналистике. Эволюция жанров - от газетных к специфическим радиожанрам. Жанрообразование в радиожурналистике (предмет отображения, аудитория, методы). Зависимость жанрового репертуара от типа радиостанции. Примеры (по выбору студента): радиостанция и радиоматериалы.

Вопрос 64. Журналистское произведение: особенности темы, идеи, изобразительных средств.

Социальная значимость темы журналистского произведения. Идея произведения как отражение социально-экономических процессов. Роль концепции СМИ в выборе идеи произведения. Изобразительные средства и фирменный стиль издания. Подготовка к созданию произведения, стадии творческого процесса. Журналистское творчество как коллективно-индивидуальный процесс. Примеры из актуальной прессы

(автор одной темы; автор-многостаночник). Служебное произведение (ст. 1295 части 4 Гражданского кодекса Российской Федерации). Соотношение факт - автор в журналистских произведениях разных жанровых групп. Журналист-автор и свобода творчества в свете концепции СМИ. Журналистское произведение как информационный продукт (товар). Проблемы понимания: автор - аудитория. Релевантность журналистского произведения. Релевантность изобразительных средств. Связь авторской индивидуальности с информационными потребностями целевой аудитории СМИ. Композиция и стиль журналистского произведения (в зависимости от редакционных шаблонов).

Вопрос 65. Репортаж как жанр телевизионной и газетной журналистики.

Аудиовизуальные и печатные СМИ: основные отличия. Основные элементы телевизионного репортажа: закадровый текст сообщения, видеоряд, звуковой фрагмент или синхрон, шумы (интершум и люфт).

Виды современного газетного репортажа. Основные элементы газетного репортажа, предмет, цели, тематика жанра, композиция.

Примеры из творчества известных современных репортёров (печатных и аудиовизуальных СМИ).

Вопрос 66. Проблемно-аналитические жанры журналистики.

Функции аналитической журналистики как средства социальной ориентации аудитории. Предмет и способ аналитического отображения журналистом действительности. Группы жанров (информационные, аналитические, художественно-публицистические). Уровни комментирования. Соотношение факт-автор в аналитических материалах. Жанры аналитической журналистики. Адресаты журналистского анализа. Цели и методы: причинно-следственный анализ, прогноз, оценка. Аналитический отчёт, аналитическая корреспонденция, аналитическое интервью, комментарий (колонка), рецензия, статья, обозрение, обзор.

Статья как один из основных жанров аналитической журналистики. Виды статьи: общеисследовательская статья, практико-аналитическая статья, полемическая статья.

Вопрос 67. Информационные жанры

Заметка, корреспонденция, репортаж, информационный отчёт, информационное интервью. Представление о роли и месте информационных жанров в системе журналистских жанров. Личностные особенности журналиста, предрасполагающие к работе в информационных жанрах. Композиция новостного сообщения. Принцип пирамиды. Информация в агентствах, в печати, на радио и ТВ, в Интернете. Специфика выразительных средств информационных жанров.

Вопрос 68. Особенности создания очерка в прессе и на телевидении.

Очерк как жанр художественно-публицистической группы. Виды очерка (портретный, путевой, исторический, социально-проблемный и др.) Известные очеркисты. Интерес к личности как основа замысла. Требования к очерку как журналистскому произведению (актуальность, фактографическая точность, релевантность и пр.) и художественность. Связь рационального и иррационального в методе отображения действительности. Роль очерка в повышении рейтинга телеканала. Причины популярности очерка. Тревел-журналистика и путевой очерк. Отношение между аудиторным запросом на очерк и предложением от СМИ. Общее и различное в подготовке к созданию очерка для печати и ТВ.

Вопрос 69. Работа журналиста с целевой аудиторией: цели, принципы, методы.

Целевая и реальная аудитории. Обращение журналиста к целевой аудитории как основа понимания аудиторией смысла и особенностей журналистского произведения. Параметры целевого адресата: пол, возраст, материальные ресурсы, образование, место жительства, семейное положение. Политические взгляды и конфессия (либо отсутствие таковых). Построение образа адресата. Выявление информационных потребностей адресата.

ЛИТЕРАТУРА

1. Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста. - М., 1999.

2. Лукина М. Технология интервью: Учебное пособие для вузов. Любое издание.

3. Тертычный А.А. Расследовательская журналистика: Учебное пособие. - М., 2002.

4. Черникова Е.В. Грамматика журналистского мастерства. Руководство. - М., 2015.

5. Черникова Е.В. Литературная работа журналиста: Учебник. - М., 2007.

6. Черникова Е.В. Литературная работа: Учебное пособие для журналистов. - М., 2017.

7. Черникова Е.В. Основы творческой деятельности журналиста: Учебное пособие. - М., 2012.

БЛОК "МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО И СМИ"

Вопрос 70. Международное гуманитарное право в сфере журналисткой деятельности.

Определение понятия "международное гуманитарное право".

МГП о защите журналистов в зоне вооруженных конфликтов. Статус журналиста, находящегося в зоне вооруженного конфликта. Подготовка журналистов для командировки в зону вооруженного конфликта. Экипировка. Порядок аккредитации в зоне вооруженного конфликта. Журналистское удостоверение, одежда, символика, опознавательные знаки. Перемещение в зоне вооруженного конфликта. Журналист и оружие. Поведение журналиста во время ареста или захвата в плен. Освещение в СМИ вооруженных конфликтов и вопросов гуманитарного характера.

Роль и ответственность СМИ при освещении международных и внутренних вооруженных конфликтов. Проблемы свободы слова и журналистской этики в зоне вооруженного конфликта.

Вопрос 71. Гражданско-правовые способы защиты авторского права.

Понятие "защита права". Нормативные инструменты защиты авторских и смежных прав: гражданско-правовые, административно-правовые, уголовно-правовые.

Незаконная реализация контрафактных экземпляров произведений и фонограмм. Незаконное размещение объектов авторских и смежных прав в сети Интернет и сети сотовой связи. Положения ГК РФ, направленные на усиление защиты авторских и смежных прав.

Содержание субъективного права. Понятие обязанного лица.

Имущественное (исключительное) право на результат интеллектуальной деятельности. Субъекты защиты авторских прав. Частноправовая защита авторских прав.

ЛИТЕРАТУРА

1. Амиров, В.М. Пресса в современных вооруженных конфликтах. -

Екатеринбург, 2010.

2. Лазутина, Г.В., Распопова С.С. Основы творческой деятельности журналиста:

Учеб. для вузов. - М., 2010.

3. Панкеев И.А. Авторское право для журналистов. - М., 2012.

4. Прохоров, Е.П. Введение в теорию журналистики. - М., 2007.

5. Рихтер А.Г. Правовые основы журналистики. - М., 2009.

6. Чемякин Ю.В. Международное гуманитарное право и СМИ: Учеб. пособие. - Тюмень, 2007.

БЛОК "ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ СМИ"

Вопрос 72. Журналистика в условиях конвергенции.

Понятие "конвергенция". Газеты и новые цифровые технологии. Новые принципы организации работы редакций. Появление и развитие интернет-отделов в СМИ. Требования к журналистам в конвергентных редакциях. Отличие конвергенции от интеграции. Взаимодействие между журналистами разных платформ. Видео- и аудиоконтент на сайте редакций. Возможности графики. Особенности развития газетных редакций в разных странах в условиях конвергенции. Особенности развития российских газетных редакций в условиях конвергенции. Инструменты Гугл и Яндекс, которые упрощают работу журналисту. Понятие "краудсорсинг", необходимость владения базами. Конвергенция: новые возможности для рекламодателей. Конвергенция - снижение затрат на освещение событий. Привлечение пользователей на сайт конвергентной редакции.

Вопрос 73. Особенности работы журналиста в электронных СМИ (радио, телевидение, интернет-СМИ).

Понятие "электронные СМИ". Особенности работы на радио. Аудиальный характер восприятия информации аудиторией. Отсутствие изображения вынуждает использовать кроме устного слова шумы, музыку и другие звуковые эффекты. Оперативность и лаконичность материалов, предпочтение отдается информационным жанрам (новости, интервью). Радиорепортаж часто идет в прямом эфире. Особые "драматические" жанры: радиокомпозиция (музыкально-драматическая, хроникально-историческая).

Особенности работы тележурналиста. Физическая природа телевидения: вездесущность, экранность, непосредственность и симультанность. Речь (устное и письменное слово), изображение, интершум и музыка как главные инструменты работы тележурналиста. Коллективный характер телевизионного творчества. Сочетание ролей: журналист, редактор, продюсер. Сочетание импровизации и подготовки во время эфира.

Интернет как информационное пространство для деятельности журналиста. Возможности журналиста в электронных СМИ. Работа журналиста со специфическими жанрами онлайн-журналистики. Мультимедийность в работе журналиста электронных СМИ. Особенности мультимедийных жанров журналистики. Использование журналистом синтетических жанров в онлайновых информационных ресурсах. "Универсальный журналист" в интернет-редакции.

Вопрос 74. Основные жанры интернет-журналистики.

Понятие "интернет-журналистика". Понятие "жанр". Жанрообразующие факторы. Значение жанра в журналистике. Интернет как новое информационное пространство. Классификации онлайновых информационных ресурсов. Особенности онлайновых информационных ресурсов. Традиционные жанры журналистики в Интернете. Специфические жанры онлайн-журналистики (мультимедийная история и её составляющие: статичная иллюстрация, фотогалерея, слайд-шоу, подкаст, аудиоиллюстрация, видеоиллюстрация, потоковое видео с места событий и др.). Особенности мультимедийных жанров журналистики. Использование синтетических жанров в онлайновых информационных ресурсах (аудиослайд-шоу, интерактивный видеосюжет, мультимедийное ток-шоу, мультискрипт, инфографика).

ЛИТЕРАТУРА

1. Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / под ред. А.Г. Качкаевой. - М., 2010.

2. Интернет-СМИ: теория и практика/ под ред. М.М. Лукиной. - М., 2010.

3. Киселев, А.Г. Теория и практика массовой информации: общество - СМИ - власть. - М., 2010.

4. Коханова, Л.А., Калмыков, А.А. Интернет-журналистика: Учеб. пособ. - М., 2012.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Вопросы государственного экзамена по направлению 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата)

1. Закон о СМИ как базовый нормативный акт.

2. Функции журналистики.

3. Юридическая сторона свободы журналистики.

4. Профессионально-этические ориентиры, выработанные сообществом журналистов.

5. Порядок лицензирования и регулирования российского телевидения.

6. Экономические условия и факторы свободы СМИ.

7. Методы журналистского творчества.

8. Основные документы, регламентирующие деятельность редакции.

9. Виды журналистской деятельности.

10. Журналистская этика как моральные предписания.

11. Отношения СМИ с гражданами и организациями.

12. Система принципов журналистики.

13. Исторические типы журналистики. СМИ в переходный период.

14. Журналистика как социальный институт.

15. Этические основы журналистики.

16. Инфраструктура средств массовой информации.

17. Этические принципы поведения журналистов (на примере анализа документов).

18. Тематика публикаций о современной науке в печатных СМИ.

19. Социологические методы в журналистике.

20. Пражурналистские явления.

21. СМИ Франции и Англии периода Второй Мировой войны.

22. Зарождение и развитие телевидения в Европе и США в первой половине ХХ века.

23. Становление журналистики в Европе в XVII веке.

24. Современные СМИ Германии.

25. Томас Пейн - журналист.

26. Средства массовой информации современной Франции.

27. Современные СМИ Великобритании.

28. Дж. Мильтон и английская концепция свободы печати.

29. Появление, развитие и современное состояние мировых информационных агентств.

30. Типологические признаки современных радиостанций и их классификация.

31. Становление радиожурналистики в начале XX века в странах Западной Европы и США.

32. Становление телевидения как нового канала массовой информации во второй половине XX века.

33. Основные современные издательские группы Европы.

34. Современные средства массовой информации США.

35. Публицистика Великой французской революции (1789-1794).

36. Разделение прессы на массовую и качественную в ХIХ веке.

37. Становление журналистики США в XVIII в.

38. Макрейкерство и вклад в мировую журналистику Джозефа Пулитцера.

39. Отечественная журналистика второй половины 1980-х - начала 90-х годов.

40. Советская журналистика первого послевоенного десятилетия (1945-1955 гг.).

41. Журналистская деятельность А. С. Пушкина ("Литературная газета", "Телескоп", "Современник").

42. Ведущие русские либеральные издания последней трети ХIХ в. ("Вестник Европы", "Русские ведомости" и др.).

43. Н. А. Некрасов - журналист и издатель.

44. Зарождение и развитие радио в Советском Союзе.

45. Публицисты и публицистика периода Великой Отечественной войны (на выбор студента).

46. Четыре теории прессы (авторитарная, либертарианская, коммунистическая, теория социальной ответственности).

47. Возникновение русской журналистики. Петровские "Ведомости" и другие издания.

48. Этапы развития отечественного радиовещания.

49. Вольная русская пресса Х1Х в. за рубежом. "Полярная звезда", "Колокол" А. И. Герцена.

50. Возникновение и развитие многопартийной отечественной журналистики в годы первой русской революции.

51. Телевизионное интервью: технология создания.

52. Телевизионная и радиопрограмма как форма вещания: основные характеристики, разновидности, принципы верстки.

53. Жанры телевизионной журналистики. Общая характеристика.

54. Традиционные и новые жанры тележурналистики.

55. Выразительные средства электронных СМИ (радио, телевидение, интернет-СМИ).

56. Система изобразительно-выразительных средств телевидения. Специфика экранного языка.

57. Принципы и основные подходы к классификациям телепрограмм.

58. Особенности жанра "интервью" в телевизионной журналистике.

59. Творческий портрет журналиста (по выбору студента).

60. Текст как объект литературного редактирования.

61. Технология создания интервью.

62. Особенности аналитической журналистики.

63. Жанры радиожурналистики.

64. Журналистское произведение: особенности темы, идеи, изобразительных средств.

65. Репортаж как жанр телевизионной и газетной журналистики.

66. Проблемно-аналитические жанры журналистики.

67. Информационные жанры журналистики.

68. Особенности создания очерка в прессе и на телевидении.

69. Работа журналиста с целевой аудиторией: цели, принципы, методы.

70. Международное гуманитарное право в сфере журналистской деятельности.

71. Гражданско-правовые способы защиты авторского права.

72. Журналистика в условиях конвергенции.

73. Особенности работы журналиста в электронных СМИ (радио, телевидение, интернет-СМИ).

74. Основные жанры интернет - журналистики.

Показать полностью… https://vk.com/doc-46116138_443323974
421 Кб, 22 марта 2017 в 19:54 - Россия, Москва, МИТРО, 2017 г., pdf
Рекомендуемые документы в приложении