Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Студенческий документ № 075964 из МИЮ

язык искусств -это средства художественной выразительности.

Средства художественной выразительности могут вызвать образы, ассоциации, воспоминания, что существенно усиливает воздействие художественного произведения на зрителя или слушателя.

Композиция, форма, ритм, фактура - средства художественной выразительности, общие для всех искусств.

Композиция - это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением. Композиционное равновесие зависит от расположения основных частей произведения. Композиция, построенная по законам искусства, придает произведению целостность и гармоничность. В изобразительном искусстве композиция определяет расположение всех частей единого целого в пространстве или на плоскости.

виды композиции в изобразительном искусстве - вертикальная, горизонтальная, диагональная.

Вертикальная композиция придает художественному произведению порыв, движение вверх

Горизонтальная - статичность, спокойствие или движение мимо зрителя

Диагональная композиция передает динамику действия, движение на зрителя или от него и охватывает большие пространства.

Каждая из них по-разному воздействует на зрителя. Одни и те же предметы, расположенные по вертикали или по горизонтали по-разному воспринимаются зрителем.

На знаменитой картине Сандро Боттичелли "Весна" справа, легко скользя по цветущему лугу в прозрачных, легких одеждах, рассыпает цветы сама Весна. Преследуемая Зефиром нимфа словно ищет у нее защиты. В центре под аркой ветвей стоит Венера. Ее жест указывает на трех граций, сплетающих в хороводе руки. Слева разгоняет кадуцеем облака над садом Венеры Меркурий. Персонажи как будто не замечают друг друга, фигуры существуют независимо друг от друга, как будто бесшумно двигаются в общем ритме.

Центром композиции является Венера - благородная богиня любви. Чтобы акцентировать внимание зрителя на этом образе, Боттичелли расположил Венеру в центре картины, в арке из ветвей. Цвет одежд, контрастный к остальным, также указывает на центральную фигуру. Картина отражает идею о порождении красоты светом божественной любви и о созерцании этой красоты.

В музыке, литературе, кино и театре композиция определяет расположение всех частей во времени и в развитии: Завязка Развитие действия Кульминация Развязка. Особенно часто вы такую композицию встречаете в литературе и в кино.

иначе говоря, программная музыка, та, что имеет четкое название и соответствует содержанию. Где содержание имеет некий план

Программные циклы: сонатно- симфонические циклы: симфония, сонаты, концертный цикл

Сопоставим особенности композиции этого живописного полотна Сандро Боттичелли "Весна" с особенностями построения музыкального произведения с таким же названием. "Весна" - первый концерт из цикла концертов "Времена года" Антонио Вивальди.

Каждому из концертов композитор предпослал сонет, соответствующий их музыкальной форме. Предполагается, что автором стихов является сам Вивальди.

Весна грядет! И радостною песней

Полна природа. Солнце и тепло,

Журчат ручьи. И праздничные вести

Зефир разносит, точно волшебство.

Вдруг набегают бархатные тучи,

Как благовест, звучит небесный гром.

Но быстро иссякает вихрь могучий,

И щебет вновь плывет в пространстве голубом.

Вторая часть - "Сон крестьянина". Вивальди не без юмора нарисовал картину сладкого сна - солирующая скрипка поет мелодию, очень тихое звучание всех скрипок оркестра в мягком пунктирном ритме изображает шелест листвы, а голоса альтов - лай собаки, охраняющей сон хозяина.

Цветов дыханье, шелест трав,

Полна природа грез.

Спит пастушок, за день устав,

И тявкает чуть слышно пес.

Третья часть - "Танец-пастораль" - полна энергии и жизнерадостности. Ритм этой части напоминает поступь старинного итальянского танца сицилианы, его особый признак - повторяющаяся ритмическая фигура.

Пастушеской волынки звук

Разносится, гудящий над лугами,

И нимф танцующих волшебный круг

Весны расцвечен дивными лучами.

Еще одно средство художественной выразительности, универсальное для всех искусств - форма. Форма представляет собой сумму приемов, выразительных и изобразительных средств для создания художественного образа. В изобразительном искусстве форма - это контур, наружный вид предмета. Самые простые формы приближаются к квадрату, треугольнику, кругу, амебе.

Каждая форма имеет свой характер.

Квадрат - устойчивая форма, выражает утверждающие образы. Треугольник - активная, развивающаяся на плоскости и в пространстве форма, несет в себе возможность движения, может быть агрессивной. Круг - яркое выражение идеи природы - Земли, Солнца, Мироздания. Текучая форма амебы придает образам неустойчивый характер, ассоциируется с романтичностью, меланхолией.

Стилизация обостряет характер образа. Для усиления художественного образа формы могут быть стилизованы или трансформированы. В них подчеркиваются или изменяются характерные черты предмета, а ненужные детали отбрасываются

Линия тоже имеет форму, которая выражает образ. Она может быть стремительной или тягучей, плавной или угловатой, целенаправленной или хаотичной и тем самым формирует различные образы.

В музыке под формой подразумеваются организация музыкального целого, способы развития музыкального материала, а также жанровые обозначения, которые авторы дают своим произведениям. Виды музыки: песня, романс, баллада, прелюдия и др. Принцип построения музыки- повтор, контраст.

Масштабность замысла музыкального произведения определяет его форму-композицию. Для песенных жанров характерны простые формы (куплетные, куплетно-вариационные); произведения танцевальных жанров нередко написаны в трехчастной форме. А драматургия таких жанров, как симфония, концерт, опера, балет, требует более развернутых форм, построенных на сопоставлении и противопоставлении контрастных образов.

Ритм - универсальное выразительное средство для всех искусств. Слово "ритм" означает "мерность". Ритм сложился под влиянием деятельности человека: например, шаг, танец. Ритм подсказывает и природа: сердцебиение. С помощью ритма можно выразить состояния покоя, величия, стабильности и суетливости, испуга.

В изобразительном искусстве фактура - это характер обработки поверхности изделия декоративно-прикладного искусства, скульптуры или живописной плоскости, способ передачи особенностей реальных предметов(бархат, шелк, бронза и др.) изобразительными средствами. Это и совокупность технических приемов художника: ведение кисти, наложение красочных слоев, удары резца, полировка.

В музыке под фактурой понимают характер, совокупность средств музыкального изложения, склад, тип взаимоотношений различных голосов музыкальной ткани: гармоническая (аккордовая), в которой голоса движутся "стройными рядами"; полифоническая, в которой каждый голос самостоятелен; гомофонно-гармоническая.

:Выразительность неотделима от искусства. Любое искусство выразительно и каждому искусству присущи как общие, так и характерные только для определенного вида искусства средства передачи художественного образа - средства художественной выразительности.

Показать полностью… https://vk.com/doc-69785116_452214333
19 Кб, 17 октября 2017 в 1:04 - Россия, Москва, МИЮ, 2017 г., docx
Рекомендуемые документы в приложении