Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Студенческий документ № 076099 из РАХИ

ПЕРВОБЫТНАЯ АРХИТЕКТУРА. МЕГАЛИТЫ.

Название Автор Дата, место Вид, жанр Изображение - - На территории всего мира

Бронзовый век

4-2-е тыс. до н.э.

XXX-XI вв. до н.э. Мегалит

Менгир

("длинный камень") - - На территории всего мира

Бронзовый век

4-2-е тыс. до н.э.

XXX-XI вв. до н.э.

Мегалит

Дольмен

("каменный стол") - - На территории всего мира

Бронзовый век

4-2-е тыс. до н.э.

XXX-XI вв. до н.э.

Мегалит

Кромлех

("каменный круг")

1 ПАМЯТНИКИ ПЕРВОБЫТНОГО ИСКУССТВА

Название Автор Дата, место Вид, жанр Изображение Стоунхэндж

- Англия (совр.)

Бронзовый век

3-е тыс. до н.э.

с 3000 по 2000 гг. до н.э. Мегалитическая архитектура

Кромлех

"Стоунхендж" с англ.: "Висячий камень"

Древнейшая обсерватория (?) Бизоны Альтамиры - Испания (совр.)

Пещера Альтамира

Каменный век

Верхний (поздний) палеолит

Культура Мадлен

15-10-е тыс. до н.э. Наскальная живопись

Краска: минеральные пигменты + животный жир

(ср.: "натуральный макет", костяные рельефы Ла-Мадлен, петроглифы) Виллендорфская Венера - Австрия (совр.)

Каменный век

Верхний (поздний) палеолит

24-22-е тыс. до н.э. Первобытная скульптура

Палеолитическая Богиня-мать

Известняк, подкрашенный охрой

Высота - 11 см

2 ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ

Название Автор Дата, место Вид, жанр Изображение Эпос о Гильгамеше - Древняя Месопотамия

(Шумер, Аккад, Ассирия, Вавилон)

Первые клинописные таблички с текстом эпоса - XVIII в. до н.э.

В Библиотека Ашшурбанипала в Ниневии (столице Ассирии) был обнаружен и впоследствии расшифрован наиболее полный текст эпоса на аккадском языке, относящийся к VII в. до н.э. Клинописная табличка

Клинопись - наиболее древняя система письма, возникшая в Древней Месопотамии ок. 3300 г. до н.э. Знаки наносились заостренной палочкой по сырой глине. Язык клинописи - шумерский, аккадский (ассиро-вавилонский) и др. Зиккурат в Уре - Шумерское царство

г. Ур

XXI в. до н. э.

реконструкция XX в. Зиккурат

(с вавилонского "вершина", в архитектуре Древней Месопотамии - ступенчатая башня) Стела Хаммурапи

(Свод законов Хаммурапи) Хаммурапи

(ок. 1810-1750 гг. до н.э.) - царь Вавилона, в чье царствование был составлен Свод законов - один из первых правовых документов мира. Вавилонское царство

г. Вавилон

XVIII в. до н.э.

1755-1752 гг. до н. э. Стела

Диорит (темно-коричневый камень, один из основных скульптурных материалов Древней Месопотамии, см. Статуя Гудеа и др.)

Высота стелы - 2,25 м

3 ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ

Название Автор Дата, место Вид, жанр Изображение Раненая львица - Ассирийское царство

г. Ниневия

(совр. г. Мосул, Ирак)

Дворец Ашшурбанапала

VII в. до н.э. Барельеф

(рельеф, выступающий на менее чем на 1/2 объема над плоскостью фона)

Алебастр

(кальцитовый алебастр - излюбленный камень скульпторов древности; не путать с гипсовым алебастром!) Шеду - Ассирийское царство

г. Дур-Шаррукин

VIII в. до н.э.

Шеду - в шумеро-аккадской мифологии дух-хранитель человека, крылатый бык с мужской головой. Горельефы Шеду охраняли ворота городов и дворцов Ассирии. Динамику горельефу придавало изображение духа с пятью ногами. Горельеф

(рельеф, выступающий на более чем на 1/2 объема над плоскостью фона)

Алебастр Ворота Иштар Навуходоносор II

(ок. 634-562 гг. до н. э.), царь Нововавилонского царства, по чьему приказу были созданы Висячие сады Семирамиды и ворота Иштар, богини любви и войны. Нововавилонское царство

г. Вавилон

575 г. до н.э. Городские ворота

Ниже: фрагмент декоративного убранства ворот, выполненный из глазурованного кирпича.

4 АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА. ДРЕВНЕЕГИПЕТСКИЕ ПИРАМИДЫ.

Название Автор Дата, место Вид, жанр Изображение Пирамида Джосера Имхотеп Древний Египет

Древнее Царство

III династия

3-е тыс. до н.э.

ок. 2650 г. до н.э. Ступенчатая пирамида

(первая пирамида)

Ср.: "мастаба"

("каменная скамья"),

"дольмен" Пирамида Хеопса Хемиун

(сохр. портрет и мастаба Хемиуна) Древний Египет

Древнее Царство

IV Династия

Сер. 3-го тыс. до н.э.

ок. 2560-2540 до н. э.

Пирамида

(высочайшая пирамида)

Высота (исходная):

? 146,6 м

Пирамиды:

Хеопса (Хуфу) - самая высокая, без пирамидиона

Хефрена (Хафры) - с остатками облицовки

Микерина (Менкаура)

- самая маленькая (кладка кажется грубее) - Древний Египет

Древнее Царство

IV Династия

Сер. 3-го тыс. до н.э.

2500-е гг. до н.э. Архитектурный ансамбль плато Гиза

Пирамиды

5 МОНУМЕНТАЛЬНАЯ СКУЛЬПТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА.

Название Автор Дата, место Вид, жанр Изображение Большой Сфинкс - Древний Египет

Древнее Царство

IV Династия

(возможно - Додинастический период)

3-е тыс. до н.э.

Ок. 2575-2465 гг. до н. э. Монументальная скульптура

(древнейшая)

Длина статуи - 73 м, высота - 20 м.

Высечена из монолитной известковой скалы Рамзес II

Храмовый комплекс Абу-Симбел - Древний Египет

Новое Царство

XIX династия

2-е тыс. до н.э.

1298-1213 гг. до н.э. Монументальная скульптура

Высота 4-х статуй фараона - около 20 м. Рамзес III

Храмовый комплекс Мединет-абу - Древний Египет

Новое Царство

XX династия

2-е тыс. до н.э.

1185-1153 гг. до н. э. Монументальная скульптура

Анкрё (койланаглиф)

(барельеф с углубленным контуром)

6 СТАНКОВАЯ СКУЛЬПТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА.

Название Автор Дата, место Вид, жанр Изображение Писец Каи - Древний Египет

Древнее Царство

Сер. 3-го тыс. до н.э.

Статуя

Известняк, роспись

Нефертити Тутмос Младший

(придворный скульптор фараона Эхнатона) Древний Египет

Новое Царство

XVIII династия

т.н. "Амарнский период"

(Нефертити - жена Эхнатона)

2-е тыс. до н.э.

1351-1334 гг. до н.э. Бюст

Известняк, гипс, роспись

Тутанхамон - Древний Египет

Новое Царство

XVIII династия

т.н. "Амарнский период"

(Тутанхамон - сын Эхнатона)

2-е тыс. до н.э.

ок. 1323 г. до н.э. Погребальная маска

Золото, ляпис-лазурь, полудрагоценные камни

7 ЖИВОПИСЬ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА.

Название Автор Дата, место Вид, жанр Изображение Роспись гробницы Нахта - Древний Египет

Новое Царство

Ок. XV в. до н.э.

Стенопись

См. также: "симультанизм", канон, фронтально-фризовая композиция, иерархичность Папирус Ани

(Книга Мертвых) - Древний Египет

Новое Царство

Ок. XIII в. до н.э. Папирус Акробатка

(Танцовщица) - Древний Египет

Новое Царство

Ок. XIII-XII вв. до н.э.

Остракон

(этюд на черепке сосуда)

Ср. "остракизм" в Древней Греции

8 ЭГЕЙСКАЯ (КРИТО-МИКЕНСКАЯ) ЦИВИЛИЗАЦИЯ. XXX-XII вв. до н.э.

Название Автор Дата, место Вид, жанр Изображение Кносский дворец

("Лабиринт Минотавра") по легенде - Дедал

1700-1450 гг. до н.э.

(реконструкция,

Артур Эванс, нач. ХХ в.)

о. Крит

1450 г. до н.э. - Минойское извержение на о. Санторин

Ср.: миф об Атлантиде Минойский дворец

(ср. фрески Кносса: "Парижанка" и др.,

о. Санторин, фрески Акротири: "Боксирующие мальчики" и др.,, Фестский диск) Львиные ворота - XIV-cер. XIII вв. до н.э.

П-ов Пелопоннес

Микены Крепостные ворота Микенского акрополя

Циклопическая кладка

Барельеф

(рельеф, выступающий на 1/2 объема над плоскостью фона) Маска Агамемнона - XIV-XII вв. до н.э.

П-ов Пелопоннес

Микены Ср. Троянская война

- XII вв. до н.э.,

"Бронзовый коллапс"

Темные века или Гомеровский период

- XII-IX вв. до н.э. Погребальная маска

Золото

См. также: раскопки Трои и Микен Генриха Шлимана

По трагедии Эсхила:

Клитемнестра супруга Агамемнона;

Кассандра, пленная троянская прорицательница

9 ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ. АРХАИЧЕСКИЙ ПЕРИОД. 776-480 гг. до н. э. (от Первых Олимпийских Игр до вторжения Ксеркса)

Название Автор Дата, место Вид, жанр Изображение Ордера:

Дорический - капитель с простой абакой и подушкой-эхином,

Ионический - капитель с эхином, обрамленным волютами-завитками,

Коринфский - капитель, декорированная аканфом Каллимах (?) - разработчик коринфского ордера

(V в. до н.э.) VI-V вв. до н.э.

Древняя Греция Архитектурный ордер Дионис в ладье Эксекий

(автор росписи "Ахилл и Аякс, играющие в шашки" и др.) 550-530 гг. до н.э.

Древняя Греция, г. Афины Керамика

Килик (чаша для вина с двумя ручками)

Чернофигурная вазопись

См. также: геометрический (меандр и пр.) и ориентализирующий стили Пирующий Геракл Андокид VI в. до н.э.

Древняя Греция, Аттика Керамика

Амфора - билингва (два вида росписи)

Краснофигурная + чернофигурная вазопись

10 ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ. АРХИТЕКТУРА КЛАССИЧЕСКОГО ПЕРИОДА. 490-е гг. - 323 г. до н.э. (от победы над Ксерксом до смерти Александра Македонского)

Название Автор Дата, место Вид, жанр Изображение Парфенон Фидий

Иктин, Калликрат V в. до н.э.

447 г. до н.э.

Афины, Акрополь

См. также храмы Афинского Акрополя: храм Ники Аптерикос, Пропилеи, Эрехтейон Периптер

(храм, обрамленный колоннадой с 4-х сторон)

8х17 колонн

дорический ордер Эрехтейон Мнесикл

(архитектор Пропилей Афинского Акрополя)

Архилох, Филокл V в. до н.э.

404 г. до н.э.

Афины, Акрополь

Древнегреческий храм

ионического ордера

Портик с кариатидами

См. также: Кора, "Архаическая улыбка", контрапост Театр Диониса Драматурги:

Эсхил - "Прометей"

Софокл - "Антигона"

Эврипид - "Медея"

Философ Анаксагор - создатель

прямой линейной перспективы (декорации к "Прометею" Эсхила (444 г. до н.э.) Мраморный театр

326-325 гг. до н.э.

Афины, Акрополь Амфитеатр

17 000 зрителей

1 - театрон - зрительские места;

2 - орхестра - круглая площадка-арена;

3 - проскений - передняя стена или пристройка к скене;

4 - скена - "закулисье";

5 - парод - проходы для процессии хора;

11

ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ. КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД 490-е гг. - 323 г. до н.э. (от победы над Ксерксом до смерти Александра Македонского)

Название Автор Дата, место Вид, жанр Изображение Кентавромахия

(Битва кентавров с лапифами) Фидий

V в. до н.э.

Древняя Греция

Афины, Акрополь

Парфенон

Горельеф

(рельеф, выступающий на более, чем на 1/2 объема над плоскостью фона)

метопы Парфенона

Дорический антаблемент: архитрав + фриз + карниз

Дорический фриз:

метопы + триглифы Дорифор

(Копьеносец) Поликлет V в. до н.э.

Ок. 440-450 гг. до н.э.

Древняя Греция Статуя

("канон Поликлета")

Постановка фигуры на контрапост (в отличии от архаических кор и куросов) Афродита Книдская Пракситель

(в триаду величайших скульпторов входят также Лисипп ("Портрет Александра Македонского") и Скопас ("Менада") 350-320 гг. до н.э.

Древняя Греция

Статуя / торс

См. также:

Гетера Фрина,

"калокагатия",

Венера Милосская

12 ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ. ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД. 323 г. до н.э. - I в. до н.э. (от смерти Александра Македонского до Рождества Христова)

Название Автор Дата, место Вид, жанр Изображение

Саркофаг Александра

(Сидонский саркофаг)

- Конец IV в. до н.э.

г. Сидон

(территория совр. Ливана) Античный саркофаг

Барельеф

Сюжет: "Битва при Иссе" войск Александра Великого и Дария в 333 г. до н.э. Ника Самофракийская Пифокрит (?) II в. до н.э.

о. Самофракия

Родосская школа скульптуры Статуя

Ср. Ника Аптерикос ("Бескрылая") в Афинах (храм, арх. Калликрат).

См. также: носовая фигура корабля (ростра), ростральная колонна, трофей. Лаокоон и его сыновья Агесандр и сыновья

Атрибутирована Микеланджело в 1506 г. по поручению Папы Юлия II Ок. 180 г. до н.э.

о. Родос

Родосская школа скульптуры Скульптурная группа

См.: катарсис - очищение (по Аристотелю), трагедия, вызывая сострадание и страх, заставляет зрителя сопереживать, тем самым очищая его душу.

См.: Фигура серпентината - змеевидное закручивание изображаемых человеческих фигур (см. маньеризм).

13

АНТИЧНАЯ ЖИВОПИСЬ.

Название Автор Дата, место Вид, жанр Изображение Александрова мозаика Помпейская копия

Оригинал - Филоксен из Эретрии II в. до н.э. - не позднее

79 г. н.э. (извержение Везувия и гибель Помпеи)

Древний Рим, Помпеи

Монументальная живопись

Сюжет: "Битва при Иссе"

Римская мозаика

(мозаика, собранная из тессер (кубиков) смальты)

Способ укладки:

опус вермикулатум

См. также: опус барбарикум, опус тесселатум, флорентийская мозаика Вилла Мистерий - I в. до н.э. - не позднее

79 г. н.э. (извержение Везувия и гибель Помпеи)

Древний Рим, Помпеи Монументальная живопись

Фреска "а-секко"

(фреска по сухой штукатурке)

II древнеримский (помпеянский) стиль

I - рустованный

II - архитектурный

III - орнаментальный

IV - фантастический Юноша в золотом венке - Сер. II в. н.э.

Древний Рим, Фаюм Станковая живопись

Погребальный портрет

Фаюмский портрет

Энкаустика

(восковая темпера)

Ср.: иконопись, икона "Синайский Пантократор" 14

ДРЕВНИЙ РИМ. АРХИТЕКТУРА ТРЕТЬЕГО ПЕРИОДА. 27 - 138 гг. н.э. (императоры Октавиан - Адриан)

Название Автор Дата, место Вид, жанр Изображение Колизей - 72-80 гг. н.э.

Древний Рим,

г. Рим Амфитеатр

50 000 зрителей

Ордерная суперпозиция

("тяжелые" ордера внизу, "легкие" - наверху),

в Колизее:

1 этаж - тосканский ордер

2 этаж - ионический

3 этаж - коринфский

4 этаж - пилястры коринфского ордера

См. также:

композитный ордер Пантеон Аполлодор Дамасский 125 г. н.э.

Древний Рим,

г. Рим Древнеримский храм

Ротонда

(храм, круглый в плане)

(первая полноценная купольная постройка)

См.: кессоны (ячейки, облегчающие свод, купол и т.д.), окулюс (круглое отверстие купола). Колонна Траяна 113 г. н.э.

Древний Рим,

г. Рим, Форум Траяна Колонна

Непрерывный рельефный фриз, 23 завитка спирали, длина фриза ?200 м., высота фриза ?1 м.,

?2600 фигур. 15

АНТИЧНАЯ СКУЛЬПТУРА

Скульптура Древней Греции Скульптура Древнего Рима

16 РАННЕХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО. I-V вв. н.э.

Название Автор Дата, место Вид, жанр Изображение Христос

"Альфа и Омега"

- IV в. г. Рим.

Катакомбы

Коммодиллы

См. также Римские катакомбы Присциллы, Св.Себастьяна и др. Катакомбная живопись

См. также - пещерные ("пещные") храмы Каппадокии, Печская Патриархия, Киево-Печерская Лавра и др. - - Базилика ("царский дом") - изначально: древнеримское общественное здание. Со времен императора Константина Великого (272-337 гг.) базилики начинают возводиться и использоваться в качестве христианских храмов.

313 г. - "Миланский эдикт" о свободе вероисповедания в Римской Империи. Ознаменовал фактическую победу христианства над язычеством.

352 г. - базилика Санта Мария Маджоре в Риме Христианская базилика

1 - нартекс;

2 - боковые (северный и южный) нефы;

3 - центральный неф;

4 - алтарная часть, апсида; Добрый пастырь - V в.

г. Равенна

Мавзолей Галлы Плацидии Монументальная живопись

Мозаика

Ср.: позднеантичная живопись, Орфей, Аполлон, элементы прямой линейной световоздушной перспективы 17

ИСКУССТВО ВИЗАНТИИ. ИМПЕРАТОР ЮСТИНИАН I. 527-565 гг. н.э.

Название Автор Дата, место Вид, жанр Изображение

Император Юстиниан - VI в.

мозаики 546-547 гг.

г. Равенна

Базилика Сан Витале

Монументальная живопись

Мозаика

См. "Обратная перспектива" Собор Святой Софии в Константинополе

(Святая София Константинопольская) Архитекторы:

Исидор Милетский,

Анфимий Тралльский

Основатели: Константин Великий,

Юстиниан I 532 г. - "Юстинианова базилика"

г. Константинополь

Разрез в аксонометрии: Купольная базилика

Символика: куб - "Земля", полусфера - "Небо". Храм - переход от прямоугольного основания к окружности купола. См.: столп, арка, люнет (поле стены, ограниченное аркой), парус (сферический треугольник), полукупол / конха.

Христос Пантократор

("Вседержитель")

Синайский Дар Юстиниана I Синайскому монастырю VI в.

г. Константинополь

Египет, Синайский монастырь Св. Екатерины Икона

(древнейшее иконописное изображение Христа)

Энкаустика, доска

Иконографический тип "Пантократор". См. также "Спас в силах", "Спас Эммануил", "Спас Нерукотворный", "Ветхий Деньми и др. 18

ЖИВОПИСЬ ВИЗАНТИИ. СРЕДНЕВИЗАНТИЙСКИЙ (843-1204 гг.) И ПОЗДНЕВИЗАНТИЙСКИЙ ПЕРИОДЫ (1204-1453 гг.)

Название Автор Дата, место Вид, жанр Изображение Богородица с младенцем Иконописец Лазарь (по сведениям паломника Антония Новгородца) IX в.

г. Константинополь

867 г. Македонский период

(867-1057 гг.)

(843 г. - "Торжество Православия" (победа над иконоборчеством) празднование: первое воскресение Великого Поста, Догмат об иконопочитании: "честь бо образа на первообразное преходит") Монументальная живопись

Мозаика

Апсиды См. также мозаика "Деисус" (Христос и предстоящие Богородица и Иоанн Креститель) в Св. Софии Константинопольской Владимирская икона Божией Матери Список иконы кисти Апостола Луки

(по преданию) XII в.

Ок. 1130 г. г. Константинополь

Комниновский период

(1057-1204 гг.)

На Руси - с 1131 года (подарок Константинопольского патриарха)

Во Владимире - с 1155 г. (см.: князь Андрей Боголюбский),

В Москве - с 1395 г. (См.: Нашествие Тамерлана, Сретенский монастырь) Икона

Темпера, доска

Иконографический тип: "Елеуса"

("Умиление") - (Христос касается щекой щеки Богородицы)

См. также: Панагия / Оранта ("Молящаяся") - Богородица с воздетыми руками, Одигитрия ("Путеводительница") - Богородица, указывающая на Младенца. Сошествие во ад - XIV в.

Церковь Хора

г. Константинополь

Палеологовский период

(1261-1453 гг.)

"Сошествия во ад" является изображением Светлого Христова Воскресения. Христос выводит из ада Адама и Еву с ветхозаветными праведниками. Он попирает разрушенные двери ада. Вокруг фигуры Христа - сияние в форме мандорлы ("миндалины"). Монументальная живопись

Фреска конхи апсиды южного придела кафоликона монастыря Хора 19

ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ. ДОМОНГОЛЬСКИЙ ПЕРИОД. XI-XII вв.

Название Автор Дата, место Вид, жанр Изображение Собор Святой Софии в Киеве

(Святая София Киевская)

Мозаика "Богоматерь "Нерушимая Стена" Основатель -

князь Ярослав Мудрый

(978-1054 гг.)

Византийские зодчие и мозаичисты 1011 г. (?)

г. Киев

Реконструкция первоначального облика собора: Тринадцатиглавый

5-ти нефный

крестово-купольный храм

Тринадцатиглавие - "Христос и двенадцать апостолов"

Мозаика конхи алтарной апсиды

Иконографический тип: "Оранта" Святая София Новгородская Основатели -

князь Ярослав Мудрый

(978-1054 гг.)

и его сын Владимир Ярославович

Новгородские зодчие 1045-1052 гг.

г. Новгород Великий

Ср.: романское зодчество, Шпеерский собор (1030-1061 гг.)

Материалы: белый камень (известняк), скрепленный цемянкой (известковый раствор с кирпичной крошкой). Своды - плинфа (кирпич). Применены голосники (керамические сосуды в кладке). Пятиглавый

5-ти нефный

крестово-купольный храм

(шестая глава - над лестничной башней)

Пятиглавие - "Христос и четыре Евангелиста" Церковь Спаса на Нередице Зодчий - Коров Яковлевич с Лубяной улицы (?)

1198 г. Разрушена в 1941 г. Восстановлена.

г. Новгород Великий Одноглавый трехнефный крестово- купольный храм

1 - Центральная апсида

2 - Престол

3 - Северная апсида / Жертвенник

4 - Южная апсида / Малая ризница (Диаконник)

5 - Наос (ср.: "четверик")

6 - Столпы ("четырехстолпный храм")

7 - Паперти 20

ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ. ДОМОНГОЛЬСКИЙ ПЕРИОД. ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКАЯ РУСЬ. XII-XIII вв.

Название Автор Дата, место Вид, жанр Изображение Храм Спаса Преображения в Переславле Основатель:

князь Юрий Долгорукий

(1090-е -1157 гг.) 1152 г.

г. Переславль-Залесский

Храмовая икона - "Преображение" Феофана Грека (1403 г.);

в храме был крещен князь Александр Невский, принял священный сан Преподобный Сергий Радонежский Одноглавый трехнефный крестово- купольный храм

1 - восьмиконечный крест

2 - яблоко

3 - глава (луковичная)

4 - городчатый пояс

5 - поребрик

6 - барабан (световой)

7 - закомары

8 - прясла

9 - лопатки

10 - конхи апсид

11 - аркатурный пояс

12 - апсиды Успенский собор во Владимире Основатель:

князь Андрей Боголюбский

( ? -1174 г.)

Русские зодчие при участии архитекторов Фридриха I Барбароссы

(1122-1194 гг.) 1158 г.

г. Владимир Пятиглавый

3-х нефный

крестово-купольный храм Церковь Покрова на Нерли Основатель:

князь Андрей Боголюбский

( ? -1174 г.)

1158-1165 (?) гг.

село Боголюбово Одноглавый

3-х нефный

крестово-купольный храм

Одноглавие - "Глава Церкви - Христос"

Фрагмент наружного декора: поребрик и аркатурно-колончатый пояс 21

ГОТИКА ФРАНЦИИ. XII-XIV вв.

Название Автор Дата, место Вид, жанр Изображение Собор Парижской Богоматери

(Нотр-Дам де Пари) Пьер де Монтрёй

(1200-1267 гг.)

XII-XIV вв. Франция, г. Париж

См. также:

Разработка готической конструкции - аббат Сугерий (1081-1151 гг.),

аббатство Сен-Дени, Франция.

См.: "Божественный мрак" (Св. Дионисий Ареопагит), также: Фаворский свет, Преображение.

Термин "готика" - Джорджо Вазари (1511-1574 гг.) Готический собор

См. также: романская архитектура

Разрез собора:

1 - контрфорсы

2 - аркбутаны

3 - пучки колонн

4 - нервюрные своды

5 - пинакль

6 - горгулья

7 - окна-бифоры

См. также: стрельчатая арка, окно-трифора Шартрский собор

Витраж

Богоматерь прекрасного стекла -

XII-XIV вв. Франция, г. Шартр

Витраж "Богоматерь прекрасного стекла" создан до 1194 г.

Готический собор

Витраж деамбулатория

См.: "шартрская синь"

План собора (условный):

1 - нартекс

2 - нефы 3 - трансепт

4 - пресвитерий

5 - апсида

6 - деамбулаторий

7 - венец капелл Сент-Шапель

Пьер де Монтрёй

(1200-1267 гг.)

Основатель капеллы: Людовик IX Святой

(1214-1270 гг.)

1242-1248 гг.

Франция, г. Париж

См. также: лучистая готика

Капелла создана для хранения константинопольских реликвий (1204 г. - взятие Константинополя крестоносцами) Готическая капелла (часовня)

Травея (ячейка нефа):

1 - нервюра / щёковая арка

2 - нервюра / ожива

3 - замковый камень

4 - запалубка свода

5 - пучок колонн

6 - пята свода

Витражи:

7 - окна-квадрифоры

8 - роза 22

ТРЕЧЕНТО. ПРОТОРЕНЕССАНС. XIV в. Джотто ди Бондоне.

Название Автор Дата, место Вид, жанр Изображение Поцелуй Иуды Джотто

(1267-1337 гг.) 1300-1305 гг.

Италия, г. Падуя

Капелла Скровеньи

Капелла Скровеньи, или Капелла дель Арена, построена на месте античного амфитеатра близ Падуи. Создана в 1300 г. (юбилейный год Католической церкви) сыном Скровеньи во отпущение грехов отца, ростовщика Реджинальдо Скровеньи (помещенного Данте в VII круг "Ада").

"Джотто перевел живопись с греческого на латынь"

Ченнини

"Мнил Чимабуэ в живописи быть / Из первых первым, / Но теперь уж Джотто / Явился славу первого затмить"

Данте

"Джотто не только большой мастер в живописи, но мастер и во всех семи свободных искусствах"

Джорджо Вазари

См. также: "Семь свободных искусств" - грамматика, логика, риторика, арифметика, геометрия, музыка, астрономия.

См. также: Флорентийская гильдия аптекарей и фармацевтов Св. Луки.

Фрески

Буон фреско (чистая фреска) - фреска по сырой штукатурке

См. также: джорната, интонако, синопия, припорох, графья

40 сюжетов, 14 аллегорий

Роспись выполнена за

852 джорнаты

Размер сюжетных фресок:

?200х200 см

Размеры капеллы:

20х9х13 м См. также: фреска а секко

См. также: прямая и обратная перспектива в живописи Джотто Положение во гроб Введение во храм 23

ТРЕЧЕНТО. XIV в. СИЕНСКАЯ ШКОЛА. Дуччо. Амброджио Лоренцетти. Симоне Мартини.

Название Автор Дата, место Вид, жанр Изображение Маэста Дуччо

(1255-1319 гг.) 1308-1311 гг.

Италия, г. Сиена

Маэста - "Похвала Богородицы".

В договоре на создание "Маэсты" Дуччо клянется на Евангелии, что будет выполнять работу добросовестно и честно. Этот пункт был необходим заказчику, так как Дуччо обладал неукротимым нравом. Алтарь

(алтарная картина)

Дерево, темпера

См. иератическое и чувственное начало в живописи Сиенской школы Благовещение Симоне Мартини

(1284-1344 гг.) 1333 г.

Италия, г. Сиена

См. также: гуманист Франческо Петрарка (1304-1374 гг.), сонеты "К Лауре", портрет Лауры работы Симоне Мартини (не сохранился).

"Кто это? - шёпотом друг друга вопрошали: / Давно уж из страны порока и печали / Не восходило к нам в сияньи чистоты / Столь строго-девственной и светлой красоты" Ф. Петрарка Алтарь

Дерево, темпера

См. готический орнамент-масверк

Плоды доброго правления Амброджио Лоренцетти

(1295-1348 гг.) 1337-1339 гг.

Италия, г. Сиена,

Палаццо Публико,

Зал Девяти

Амброджио Лоренцетти умер в 1348 г. во время эпидемии чумы, уничтожившей не менее трети населения Европы.

См. также: идея studia humanitatis Фреска

Фрагмент фрески - "Аллегория Безопасности": "...и она держит на высоте любую власть"

24

КВАТРОЧЕНТО. XV в. РАННЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ. Филиппо Брунеллески.

Название Автор Дата, место Вид, жанр Изображение Жертвоприношение Авраама

(Принесение в жертву Исаака) Брунеллески

(1377-1446 гг.)

(барельеф слева)

Гиберти

(1378-1445 гг.)

(барельеф справа) 1400-1401 г.

Италия, г. Флоренция

В конкурсе на создание врат Флорентийского Баптистерия (крещальни) победил Лоренцо Гиберти (1378-1445 гг.)

Копия "Райских врат" Гиберти установлена в Казанском соборе в Санкт-Петербурге. Барельеф, бронза

Форма барельефа - квадрифолий

(готический четырехлистник)

Авраам по призыву Господа готовится принести в жертву своего сына Исаака. Ангел отводит его руку (Быт. 22:1-19) Санта Мария Дель Фьоре

(Флорентийский собор) Брунеллески

(1377-1446 гг.)

(проект купола)

1420-1436 гг.

Италия, г. Флоренция

Джотто, по легенде, был архитектором кампанеллы

(звонницы) собора.

В 1439 году во Флоренции была принята Флорентийская уния, объединившая Православие и Католичество, подписанная, в т.ч., русским митрополитом Исидором, но отвергнутая Великим князем Василием II Темным (1415-1462 гг.) Купол

Первый купол данного типа (вытянутый полусфероид) в европейской архитектуре

(Ср.: поверхность вращения стрельчатой арки)

Диаметр купола ?42 м - Брунеллески

(1377-1446 гг.)

Разработка для фрески Мазаччо в церкви Санта Мария Новелла 1420-е гг.

Италия

Изложение математических основ перспективы принадлежит великому гуманисту Возрождения Леону Батисту Альберти (1404-1472 гг.), автору "10 книг об архитектуре". Разработка прямой линейной перспективы

25 КВАТРОЧЕНТО. XV в. РАННЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ. Мазаччо.

Название Автор Дата, место Вид, жанр Изображение Троица Мазаччо

(1401-1428 гг.) 1420-е гг.

Италия, г. Флоренция,

Церковь Санта Мария Новелла

См. также: решение Голгофы, заключённой в триумфальную арку: кессонированная арка, пилястры коринфского ордера, полуколонны ионического ордера.

См. также: решение нимбов в ракурсном искажении. Фреска

На Голгофе - распятый Христос, поддерживаемый Богом-Отцом. По сторонам Распятия стоят Дева Мария и Св. Иоанн, чуть ниже донатор ("даритель") и его супруга. В основании Голгофы - кости Адама, над которым надпись "Я был тем же, что и вы, но и вы станете тем же, чем стал я". Фрески Капеллы Бранкаччи

Чудо со статиром

(вверху)

Изгнание из рая

(слева) Апостол Петр исцеляет больного своей тенью

(справа) 1420-е гг.

Италия, г. Флоренция,

Капелла Бранкаччи

"Все прославленные скульпторы и живописцы с того времени и поныне, упражнявшиеся и учившиеся в этой капелле, стали превосходными и знаменитыми, а именно фра Джованни да Фьезоле, фра Филиппо, Филиппино, ее завершивший, Алессио Бальдовинетти, Андреа дель Кастаньо, Андреа дель Верроккио, Доменико Гирландайо, Сандро Боттичелли, Леонардо да Винчи, Пьетро Перуджино, фра Бартоломео да Сан Марко, Мариотто Альбертинелли и божественнейший Микельанджело Буонарроти. Также и Рафаэль Урбинский отсюда извлек начало прекрасной своей манеры..."

Джорджо Вазари Фрески

Фреска "Чудо со статиром" основана на евангельском сюжете (Мф. 17:24-27). В центре - сборщик податей требует у Христа и апостолов мзду на Храм. Христос спрашивает апостола Петра: "Симон? цари земные с кого берут пошлины или подати? с сынов ли своих, или с посторонних? Пётр говорит Ему: с посторонних. Иисус сказал ему: итак сыны свободны". Слева апостол Петр находит статир во чреве рыбы, справа - передает статир сборщику.

"Апостол Петр исцеляет больного своей тенью" (Деян. 5:12-16) -утверждение новаторской идеи изображения падающих теней. 26

СКУЛЬПТУРА КВАТРОЧЕНТО. XV в. Донателло, Лукка делла Роббиа, Андреа делла Роббиа.

Название Автор Дата, место Вид, жанр Изображение Давид Донателло

(1386-1466 гг.) 1430-1433 гг.

Италия, г. Флоренция

"Золотое сечение"- деление непрерывной величины на две части в таком отношении, при котором меньшая часть так относится к большей, как большая ко всей величине. Золотое сечение может быть выражено дробью 21/34. Число называется также "золотым числом". Статуя

Бронза

(первое изображение обнажённой фигуры в круглой скульптуре со времён античности)

Гаттамелата 1444-1453 гг.

Италия, г. Падуя

1453 г. - год падения Константинополя. Конная статуя

(считается первой конной статуей со времен античности)

Бронза

См. Статуя Марка Аврелия (Древний Рим), поздний период творчества Донателло (Св. Мария Магдалина и др.) Флорентийские младенцы

(Тондо Приюта невинных) Архитектор

Брунеллески

(1377-1446 гг.)

Скульптура:

Андреа делла Роббиа

(1435-1525 гг.)

Мастерская

Лукки делла Роббиа

(1400-1482 гг.)

1419-1445 гг. (постройка)

Конец XV в. (скульптура)

Италия, г. Флоренция

Приют Невинных, или Воспитательный Дом, считается одним из первых в Европе приютов для сирот в современном значении.

"Флорентийский младенец" - символ педиатрии во множестве стран мира. Тондо

Майолика

(глазурованная терракота)

См.: "роббиана" (вверху) 27

СОБОРЫ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ.

Название Автор Дата, место Вид, жанр Изображение Успенский собор Аристотель Фиораванти

(1415-1486 гг.)

Фрески, иконостас:

Дионисий

(Ок. 1440-1510 гг.) (Выдано "сто рублев мастерам иконникам, Денисию, да попу Тимофею, да Ярцу, да Коне") 1479 г., Московский Кремль

Собор был возведен при Иване III (1462-1505 гг.) итальянским архитектором Фиораванти.

Для росписи иконостаса и алтаря был приглашен Дионисий (сохранились только фрески алтарной преграды).

В Успенском соборе четыре столетия проводилось венчание на царство русских царей. Главный храм Русского государства. Патриарший кафедральный собор. Пятиглавый трехнефный шестистолпный пятиапсидный храм

См.: собор "аки един камень"

Ср. Успенский собор во Владимире (XII в.)

Благовещенский собор Псковские зодчие

Иконостас 1405 г.:

Деисусный ряд:

Феофан Грек

(Ок. 1340-1405 гг.)

Икона "Рождество":

Андрей Рублев

(Ок. 1375-1428 гг.)

Не сохранившаяся роспись 1508 г. - сын Дионисия Феодосий 1489 г., Московский Кремль

Домовый храм Великих князей и русских царей, был возведен при Иване III. Считается первым златоглавым собором на Руси. В создании утраченных фресок и иконостаса участвовал сын Дионисия Феодосий, и, возможно, сам Дионисий. Сохранились иконы древнего иконостаса кисти Рублева и Феофана Грека. При Иване Грозном - перестроен. Фрески в галереях (XVI в.) изображают, в частности, Аристотеля, Платона, Сократа и других философов. Девятиглавый трехнефный, четырехстолпный, трехапсидный храм

Ряды иконостаса (снизу вверх): местный, пядничный, деисусный, праздничный, пророческий, праотеческий.

Девятиглавие - Девять чинов ангельских. Архангельский собор Архитектор:

Алевиз Новый 1508 г., Московский Кремль

Усыпальница Великих князей московских Пятиглавый трехнефный шестистолпный трехапсидный храм

См.: Оформление закомар декоративными раковинами, пилястры с коринфскими капителями вместо лопаток и др. элементы венецианского палаццо. 28

ВЕЛИКИЕ РУССКИЕ ИКОНОПИСЦЫ. Феофан Грек. Андрей Рублев. Дионисий.

Название Автор Дата, место Вид, жанр Изображение Преображение Феофан Грек

(Ок. 1340 г. - после 1405 г.)

1403 г., г. Москва

Преображение - 6 (19) августа.

Христос "преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет" (Мф. 17:2)

Исихазм, Иисусова молитва: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного".

См. также: фрески ц. Спаса Преображения на Ильине улице. Храмовая икона

ц. Спаса Преображения в Переславле-Залесском

На горе Фавор Христос с пророками Илией (слева) и Моисеем (справа). Внизу, слева направо, апостолы Петр, Иаков и Иоанн.

Свет в иконописи: мандорла, пробела, движки, ассист / инакопь, сильное место, силка Троица Андрей Рублев

(Ок. 1375-1428 гг.) 1420-е гг.

Троице-Сергиева Лавра

Троица - 50-й день по Пасхе.

"И явился ему /Аврааму/ Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него" (Быт. 18:1-2)

См. также Спас Звенигородского чина кисти Андрея Рублева Храмовая икона

Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры

Иконографический тип: "Троица Ветхозаветная"

На иконе изображены три ангела, понимаемые как "образ и подобие" Св. Троицы: Бога-Отца (слева), Христа ( в центре) и

Святого Духа (справа).

Одеяния ангелов:

хитон, клав, гиматий Фрески Ферапонтова монастыря Дионисий

(Ок. 1440-1510 гг.) 1502 г.

Ферапонтов монастырь

Рождество Богородицы -

8 (21) сентября

Храм был расписан за 34 дня, от Преображения до Рождества Богородицы. Фрески

ц. Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря

(кафоликон монастыря)

Одеяния Богородицы:

туника, чепец, мафорий, поручи "В лето 7010-е месяца августа въ 6 на Преображение Господа нашего Иисуса Христа начата бысть потп[исыватся си]а церковь а кончана на 2 лето месяца сентявреа в ъ 8, на Рождество Пресвятыя владычица нашыа Богородица Мариа, /../ А писцы Деонисие иконник съ своими чады, о владыко Христе всех царю, избави их Господи мук вечных". 29

СЕВЕРНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ. XV в.

Название Автор Дата, место Вид, жанр Изображение Великолепный Часослов

Герцога Беррийского

Цикл "Времена Года", "Февраль" (слева)

"Анатомический человек"

(справа) Братья Поль, Эрман и Ян Лимбурги

и другие миниатюристы Начало XV в.

Франция Книжная графика

Иллюминированный манускрипт

Миниатюра

Пергамент / пергамен (сыромятная кожа), акварель Гентский алтарь Ян Ван Эйк

(1390-1441 гг.)

(Гентский алтарь был начат братом художника, Хубертом ван Эйком) 1432 г.

Фландрия, г. Гент

Темой алтаря является поклонение Агнцу из Откровения Иоанна Богослова. Пророки, праотцы, апостолы, мученики и святые стекаются к алтарю, на котором стоит Агнец-Христос. Верхняя часть - Бог-Отец и предстоящие ему Богоматерь, Иоанн Креститель, Адам и Ева и сонмы ангелов. Алтарь

(полиптих)

Дерево, масло

(традиционно считается одним из первых произведений

масляной живописи) Мадонна канцлера Ролена Ок. 1435 г.

Франция, Бургундия,

г. Оттён

Автопортрет художника - фигура, стоящая спиной в глубине в центре композиции.

См. также: "Семейство Арнольфини" и др. Станковая живопись

(Одно из первых произведений станковой живописи в современном значении)

Холст, масло 30

КВАТРОЧЕНТО. Конец XV в. Сандро Боттичелли. Андреа Мантенья.

Название Автор Дата, место Вид, жанр Изображение Весна

(Примавера) Сандро Боттичелли

(1445-1510 гг.) 1477-1478 гг.

Италия, г. Флоренция

В картине воспроизводится образ Симонетты Веспуччи (1453-1476 гг.), супруги брата Америго Веспуччи и возлюбленной Джулиано Медичи, погибшего при заговоре Пацци в 1478 г., спустя два года, день в день с Симонеттой - 26 апреля.

Картина воспроизводит античный сюжет: трагическая любовь нимфы Хлоры и Зефира и превращение нимфы в богиню весны Флору.

См. также: Три грации: Красота, Целомудрие и Наслаждение Дерево, масло, темпера Рождение Венеры Ок. 1482-1486 гг.

Италия, г. Флоренция

"Рождение Венеры" создано на сюжет античного живописца Апеллеса, известный в описаниях, и по мотивам стихотворения поэта Анжело Полициано (1454-1494 гг.) описывающего рождение Венеры в одном из своих стихотворений.

См. также: падение Медичи, Джироламо Савонарола (1452-1498 гг.), "Костры тщеславия", "Божий суд".

Холст, темпера

"Покинутая" 1500 г. (внизу)

Мертвый Христос Андреа Мантенья

(1431-1506 гг.) Ок. 1500 г.

Италия, г. Мантуя Холст, темпера 31

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ (1452-1519 гг.)

Название Автор Дата, место Вид, жанр Изображение Мадонна в гроте Леонардо да Винчи

(1452-1519 гг.)

Леонардо - ученик Андреа Вероккио

(1435-1488 гг.)

"Крещение" А.Вероккио (1475 г.)

Фигура ангела слева принадлежит кисти Леонардо да Винчи

1483-1486 гг., г. Милан (?)

Леонардо родился в 1452 г., с 1466 г. учился во Флоренции, в мастерской Вероккио ("Крещение", "Кондотьер Колеоне"). В 1472 г. Леонардо вступил в гильдию Св. Луки.

К юношескому (флорентийскому) периоду относятся "Мадонна Бенуа", "Поклонение Волхвов", "Святой Иероним". 1482-1499 гг. - зрелый (миланский) период творчества художника. Одна из первых картин, написанных им в Милане - "Мадонна в скалах". Дерево, масло

(картина дублирована на холст)

199 ? 122 см

Сфумато - погружение изображения в дымку. Техника разработана Леонардо как средство создания световоздушной перспективы (взамен декоративного решения фона в искусстве предшествующих эпох). Дама с горностаем 1489-1490 гг., г. Милан

На картине "Дама с горностаем" изображена возлюбленная покровителя Леонардо, миланского герцога Лодовико Сфорца (см. "Портрет музыканта"), Чечилия Галлерани.

"Дама с горностаем" - один из четырех женских портретов работы Леонардо: три других - "Джиневра Бенчи", "Прекрасная Ферроньера" и "Джоконда". Дерево, масло

54 ? 40 см

Кьяроскуро-

ясная светотень с "направленным" источником света Витрувианский человек 1490 г., г. Милан

"Витрувианский человек" создан Леонардо в качестве иллюстрации к трактату древнеримского ученого Витрувия "Об архитектуре", к главе, описывающей идеальные человеческие пропорции.

См. также: "Атлантический кодекс" - собрание из 1119 листов, содержащих основные научные разработки Леонардо.

См. также: древнерусские сажени, "Модулор" Ле Корбюзье.

34,3 ? 24,5 см

Бумага, коричневая тушь, перо, серебряный карандаш 32

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ (1452-1519 гг.)

Название Автор Дата, место Вид, жанр Изображение Мадонна Литта Леонардо да Винчи

(1452-1519 гг.) 1490-1491 гг.

Одна из двух работ Леонардо, находящихся в России, в собрании Эрмитажа, Санкт-Петербург.

Вторая - "Мадонна Бенуа".

Дерево, темпера

(картина дублирована на холст)

42 ? 33 см Тайная Вечеря 1495-1498 гг., г. Милан

Трапезная монастыря Санта-Мария-делле-Грацие

"Тайная вечеря" - событие новозаветной истории, последняя трапеза Христа с учениками, где Он устанавливает таинство евхаристии и предсказывает предательство Иуды. На фреске Леонардо Иуда сидит по правую руку от Иисуса, сжимая в руке мешочек с серебренниками. Фреска а-секко

(темпера)

В силу технологических экспериментов Леонардо, фреска начала гибнуть сразу же после создания

460 ? 880 см Джоконда

(Мона Лиза) 1503-1519 гг.,

Италия - Франция

Созданная в "период странствий" Леонардо, "Джоконда" - ключевое произведение Ренессанса. В споре о прототипе Джоконды (жена торговца шелком, мать Леонардо, его автопортрет и т.п.) все точки зрения являются верными: как концептуально (мимезис, отражение отражения), так и технологически (сфумато) этот портрет является напластованием образов, скрывающихся один под другим (палимпсест).

Дерево, масло

76,8 ? 53 см 33

РАФАЭЛЬ САНТИ (1483-1520 гг.)

Название Автор Дата, место Вид, жанр Изображение Автопортрет Рафаэль Санти

(1483-1520 гг.)

Рафаэль - ученик Пьетро Перуджино

(1446-1524 гг.)

"Обручение Марии"

П. Перуджино

(1500-1504 гг.)

"Обручение Марии"

Рафаэль(1504 г.)

1504-1506 гг.

г. Флоренция

Рафаэль родился в 1483 г. в Урбино в семье художника, учился в мастерской Пьетро Перуджино, затем, с 1504 г. практиковался во Флоренции ("Прекрасная Садовница", "Автопортрет" и др.).

В 1508 г., благодаря своему земляку Донато Браманте (1444-1514 гг.), главному архитектору Ватикана, переехал в Рим, где работал более десяти лет, вплоть до своей неожиданно ранней смерти в 1520 г. Один из первых автопортретов в станковой живописи

Дерево, масло

47,5x33 см См.также: "рисованная" переписка Рафаэля с

Дюрером

Афинская Школа 1511 г., Ватикан, Станца дела Сеньятура ("Комната Подписей")

Станцы ("комнаты") Рафаэля в Ватикане созданы художником по заказу Папы Юлия II. Самая известная из них - "Афинская школа" - символ единства античности и современности и, шире, идеального и материального. В ней, в образах античных философов, изображены Леонардо-Платон (в центре), Микеланджело-Гераклит (сидит, опершись на куб) и сам Рафаэль (правый угол фрески). Фреска

550 х 770 см

Рафаэль. "Портрет Папы Юлия II" (1511 г.)

Освобождение Святого Петра из темницы 1512-1514 гг.

Ватикан, Станца д'Элиодоро

Развитие идеи и техники кьяроскуро в новой для живописи Ренессанса ночной сцене, с естественным и мистическим источниками освещения. Решение фрески во многом предвосхищает художественный поиск эпохи барокко.

Фреска

ширина - 560 см 34

РАФАЭЛЬ САНТИ (1483-1520 гг.)

Название Автор Дата, место Вид, жанр Изображение Сикстинская Мадонна Рафаэль Санти

(1483-1520 гг.)

1512-1513 гг. (?), г. Рим

"Сикстинская мадонна" -произведение, на протяжении нескольких столетий считавшееся вершиной мировой живописи, как в технологическом и эстетическом (для художников классицизма и академизма), так и в концептуальном плане, как образец воплощения идеи богоспасаемого человечества, выраженной в произведении искусства, в особенности - для русских писателей (А. Пушкин, Ф. Достоевский, Л. Толстой) Холст, масло

256 ? 196 см

Богоматерь с Младенцам с предстоящими Св. Сикстом и Св. Варварой и двумя путти - крылатыми младенцами. В чертах Мадонны, как гласит легенда, угадывается образ возлюбленной Рафаэля, Форнарины, дочери сиенского пекаря (см. "Дона Велата"). Мадонна в кресле 1513-1514 гг.

г. Рим Тондо

Дерево, масло

71 х 71 см Портрет Бальдассаре Кастильоне 1514-1515 гг.

г. Рим Бальдассаре Кастильоне - выдающийся писатель эпохи Возрождения, автор трактата "О придворном".

"Правда состоит в том, чтобы говорить то, что думаешь, даже если заблуждаешься"

Б. Кастильоне Холст, масло

82 х 67 см 35

МИКЕЛАНДЖЕЛО БУОНАРРОТИ (1475-1564 гг.)

Название Автор Дата, место Вид, жанр Изображение Пьета Микеланджело Буонарроти

(1475-1564 гг.)

Микеланджело -ученик

Д. Гирландайо

(1449-1494 гг.)

Д.Гиландайо "Старик с внуком"

(Ок. 1490 г.)

1499-1500 гг., г. Рим

Микеланджело родился в 1475 г., учился в мастерской Д. Гирландайо, затем - обучался скульптуре (см.: "Кентавромахия", "Мадонна у лестницы") при дворе Лоренцо Медичи Великолепного (1449-1492 гг.). С 1499 г. работает в Риме. "Пьета" - произведение, сделавшее художника знаменитым и породившее массу завистников. См.: легенда о гибели натурщика от рук Микеланджело, упоминаемая Пушкиным в "Моцарте и Сальери". Мрамор

Высота - 174 см

Пьета - "Оплакивание Христа" Давид 1501-1504 гг., г. Флоренция

После свержения теократического режима Савонаролы (1498 г.) и восстановленияреспубликиво Флоренции, было решено вернуться к проекту создания начатой еще Донателло колоссальной статуи Давида, победителя Голиафа и избавителя избранного народа от врагов. Работа, после консультаций с ведущими флорентийскими художниками, была поручена Микеланджело. Давид, как символ независимости Республики, был установлен на площади Синьории. Мрамор

Высота - 5,17 м. Мадонна Дони

(ТондоДони) Ок. 1507 г., Рим

"Мадонна Дони" - единственная сохранившаяся станковая картина Микеланджело, созданная им незадолго до начала работы над плафоном Сикстинской капеллы. В "Мадонне Дони" Микеланджело разрабатывает основные принципы скульптурного подхода в живописи.

"Масляная живопись - занятие для женщин и богатых лентяев"

Микеланджело Дерево, масло, темпера

120х120 см

Канджианте - "переливающийся", "радужный": система живописи световых рефлексов - цветовых растяжек в тенях между контрастными цветами, "просветления" теней. 36

МИКЕЛАНДЖЕЛО БУОНАРРОТИ (1475-1564 гг.). Фрески плафона Сикстинской капеллы, 40,9 ? 13,4 м, 1508-1512 гг.

37 МИКЕЛАНДЖЕЛО БУОНАРРОТИ (1475-1564 гг.)

Название Автор Дата, место Вид, жанр Изображение Гробница

Папы Юлия II

Умирающий раб

(слева) Скованный (восставший) раб

(справа) Микеланджело Буонарроти

(1475-1564 гг.)

Ок. 1513-1516 гг.

г. Рим Над гробницей заказчика росписи плафона Сикстинской капеллы, Папы Юлия II, Микеланджело работал около сорока лет, с 1505 по 1545 гг. "Рабы" - наиболее известные фрагменты гробницы, не вошедшие в ее окончательный вариант. Рабы олицетворяли, по Вазари, добродетели и искусства, подверженные смерти, как и сам первосвященник, Папа Юлий II. Мрамор

Высота - около 2,2 м. Страшный суд 1534-1541 гг.

Ватикан, Сикстинская капелла

Фреска, созданная через четверть века после плафона капеллы, завершает эпоху Высокого Возрождения и открывает эпоху барокко: змеевидное сплетение фигур (см. "Лаокоон"), спиралевидная композиция, драматизм, экспрессия.

См. также: 1527 г. - Разграбление Рима. Реформация. Кризис ренессансного гуманизма. Фреска алтарной стены Сикстинской капеллы

Буонфреско

13,7 ? 12 м Пьета Ронданини 1552-1564 гг.

г. Рим "...Молчи, прошу, не смей меня будить. / О, в этот век преступный и постыдный / Не жить, не чувствовать - удел завидный... / Отрадноспать, отраднейкамнембыть"

Ф.Тютчев, "Из Микеланджело" Мрамор

Высота - 195 см

38

Показать полностью… https://vk.com/doc177053565_439775357
9 Мб, 11 декабря 2016 в 19:35 - Россия, Москва, РАХИ, 2016 г., docx
Рекомендуемые документы в приложении