Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Студенческий документ № 081060 из СИЮ

Практические занятия (18 ч.)

Занятие 1. Место и значение современных методов в социологических исследованиях

1. Понятие и классификация современных методов социологических исследований.

2. Познавательные возможности и ограничения использования современных социологических методов в исследовательской деятельности.

3. Выборочный метод в социологическом исследовании: понятие, процедура, виды. Условия применения выборочного метода.

4. Опыт применения современных методов отечественными социологами, в т.ч. в сфере социологии управления (на материалах сайтов Электронной версии журнала "Социология: методология, методы и математическое моделирование" (Социология: 4М)". - режим доступа: http://www.isras.ru/4M.html; Электронной версии журнала Российской академии наук "Социологические исследования". - режим доступа: http://socis.isras.ru/).

Занятие 2. Стандартизированное интервью в современных социологических исследованиях

К данному занятию необходимо подготовить конспект, в котором должны быть раскрыты следующие вопросы: понятие, познавательные возможности, достоинства и ограничения, инструментарий стандартизированного интервью.

1. Понятие и особенности стандартизированного интервью. Виды стандартизированных интервью.

2. Организация стандартизированного интервью. Инструментарий стандартизированного интервью.

3. Подготовка интервьюеров и контроль качества их работы.

Занятие 3. Онлайн опросы как современные методы социологических исследований

К данному занятию необходимо подготовить конспект, в котором должны быть раскрыты следующие вопросы: понятие, познавательные возможности, достоинства и ограничения, виды и инструментарий онлайн опросов.

1. Понятие, познавательные возможности, достоинства и ограничения онлайн опросов. Проблема репрезентативности данных онлайн опросов.

2. Классификация онлайн опросов.

3. Инструментарий онлайн опросов.

Занятие 4. Глубинное и фокусированное интервью в современных социологических исследованиях

К данному занятию необходимо подготовить конспект, в котором должны быть раскрыты следующие вопросы: понятие, познавательные возможности, достоинства и ограничения, процедура, виды и инструментарий глубинного и фокусированного интервью (индивидуального и группового).

1. Понятие, специфика и виды глубинного интервью. Этапы организации и проведения глубинного интервью. Особенности подготовки интервьюеров.

2. Понятие и особенности фокусированного интервью.

3. Сущность метода фокус-групп. Виды фокус групп. Процедура проведения фокус-групп. Техническое обеспечение. Требования к модератору.

Занятие 5. Наблюдение в современных социологических исследованиях

К данному занятию необходимо подготовить конспект, в котором должны быть раскрыты следующие вопросы: понятие, познавательные возможности, достоинства и ограничения, процедура, виды и инструментарий наблюдения.

1. Основное назначение и область применения метода наблюдения. Требования к применению метода наблюдения.

2. Виды наблюдения. Формализованное и неформализованное наблюдение.

3. Процедура наблюдения и требования к ней. Инструментарий наблюдения.

Занятие 6. Контент-анализ документов в современных социологических исследованиях

К данному занятию необходимо подготовить конспект, в котором должны быть раскрыты следующие вопросы: сущность, познавательные возможности, достоинства и ограничения, процедура и инструментарий контент-анализа документов.

1. Понятие контент-анализа, его познавательные возможности и условия применения.

2. Место контент-анализа документов в системе современных методов социологического исследования.

3. Процедура и инструментарий контент-анализа документов.

Занятие 7. Визуальные методы в современных социологических исследованиях. Выполнение творческого задания.

К данному занятию необходимо:

1. подготовить конспект, в котором должны быть раскрыты следующие вопросы: понятие и виды фотодокументов; теоретико-методологические подходы к анализу фотодокументов; познавательные возможности и условия анализа фотодокументов;

2. познакомиться с опытом применения визуальных методов в зарубежной и российской социологии;

3. провести фотосессию сформулированной магистром социальной проблемы.

В начале семинарского занятия обучающиеся делятся впечатлениями, опытом проведения фотосессии; раскрывают возможности и направления применения визуальных методов.

Затем магистранты определяют цель, задачи и направления анализа принесенных ими фотодокументов.

В третьей части семинара учащиеся представляют проекты применения визуальных методов в изучении конкретной социальной проблемы.

Занятие 8. Биографический метод в современных социологических исследованиях

К данному занятию необходимо подготовить конспект, в котором должны быть раскрыты следующие вопросы: сущность, познавательные возможности, достоинства и ограничения, процедура традиционного анализа документов; особенности анализа биографического материала.

1. История формирования биографического метода в социальных науках. Специфика анализа биографий в социологических исследованиях.

2. Понятие и виды биографий.

3. Методы сбора биографических данных.

4. Методики анализа биографий.

Занятие 9. Эссе как форма представления результатов в современных социологических исследованиях - представление, защита и экспертиза эссе

Методические указания к написанию эссе "Опыт применения определенного (по выбору магистранта) метода исследования в социологии на современном этапе" (к практическому занятию 9)

Эссе - это самостоятельная письменная работа, цель которой состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления магистрантов и письменного изложения ими собственных мыслей. Эссе должно содержать: четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме.

Подготовка к написанию эссе начинается с первого практического занятия. Магистрантам рекомендуется выбрать перспективный для темы их магистерской диссертации современный метод социологического исследования и охарактеризовать опыт его применения в социологии на современном этапе.

Написание эссе осуществляется в течение последних двух недель (17-ой и 18-ой) в рамках самостоятельной работы.

Целью написания эссе является: представление и обоснование обучающимися перспективного для темы их магистерской диссертации современного метода социологического исследования.

Основные требования к содержанию эссе

1. Использование материалов (научные статьи, монографии, пособия), имеющих прямое отношение к избранной теме.

2. Точное описание проблемной ситуации.

3. Использование данных социологических исследований.

4. Знание специфики современных методов социологических исследований.

7. Логическая последовательность в изложении частей эссе.

8. Оформление эссе в соответствии с требованиями к оформлению письменных работ, выполняемых студентами ДВФУ.

Рекомендации по написанию эссе

1. Тема эссе не должна инициировать изложение лишь определений понятий, ее цель - побуждать к размышлению. Тема эссе должна содержать в себе вопрос, проблему, мотивировать на размышление.

2. Структура эссе может включать следующие части: титульный лист; введение, раскрывающее суть и обоснование выбора данной темы, цель, задачи, гипотезу, описание использованных методов и источников; основную часть, в которой раскрывается исследуемый вопрос; заключение, содержащее выводы по теме с указанием области ее применения и т.д.

3. Следует иметь в виду, что структура эссе может быть произвольной. Поскольку это малая форма письменной работы, то не требуется обязательное повторение выводов в конце, они могут быть включены в основной текст или в заголовок.

4. В эссе должен быть приведен список использованной литературы. В данном списке называются как те источники, на которые ссылается магистрант при подготовке эссе, так и иные, которые были изучены им в процессе разработки программы и методики исследования.

5. Аргументация может предшествовать формулировке проблемы. Формулировка проблемы может совпадать с окончательным выводом.

6. Стиль написания эссе может быть произвольным. Однако в тексте рекомендуется использовать категории и понятия социологии.

7. Объем эссе должен составлять не менее 5 страниц машинописного текста.

Основная литература

1. Добреньков, В. И. Методы социологического исследования: учебник / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. - М. : ИНФРА-М, 2013. - 768 с. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php#

2. Горшков, М. К. Прикладная социология. Методология и методы: учебное пособие / М. К. Горшков, Ф. Э. Шереги. - М. : Альфа-М, Инфра-М, 2003. - 416 с. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://eknigi.org/nauka_i_ucheba/145834-prikladnaya-sociologiya.html

3. Готлиб, А. С. Качественное социологическое исследование: познавательные и экзистенциальные горизонты [Электронный ресурс] / А. С. Готлиб. - Электрон. текстовые данные. - М. : ФЛИНТА, 2014. - 353 с. - Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=51986

4. Готлиб, А. С. Введение в социологическое исследование: качественный и количественный подходы [Электронный ресурс] / А. С. Готлиб. - Электрон. текстовые данные. - М. : ФЛИНТА, 2014. - 382 с. - Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=51896

5. Готлиб, А. С. Процедуры и методы социологического исследования: практикум. Книга 1. [Электронный ресурс] / А. С. Готлиб, И. Е. Столярова, С. Н. Фазульянова, Я. Н. Крупец и др. - Электрон. текстовые данные. - М. : ФЛИНТА, 2014. - 196 с. - Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=51987

6. Готлиб, А. С. Процедуры и методы социологического исследования: практикум. Книга 2. [Электронный ресурс] / А. С. Готлиб, Я. Н. Крупец, А. М. Алмакаева, Е. В. Петрушкина и др. - Электрон. текстовые данные. - М. : ФЛИНТА, 2014. - 364 с. - Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=51988

7. Ядов, В. А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности [Электронный ресурс] / В. А. Ядов. - М. : Омега-Л, 2007. - 600 с. - Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/769/68769

Дополнительная литература

(электронные и печатные издания)

1. Гуцыкова, С. В. Метод экспертных оценок: теория и практика [Электронный ресурс] / С. В. Гуцыкова. - М. : изд-во Ин-та психологии РАН, 2011. - 144 с. - Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785927002092.html

2. Евсеев, В. О. Методы исследовательской работы в молодежной среде [Электронный ресурс] : учебное пособие / В. О. Евсеев; под общ. ред. Н. А. Волгина. - М. : Вузовский учебник: НИЦ Инфра-М, 2012. - 237 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=258027

3. Здравомыслов, А. Г. Поле социологии в современном мире [Электронный ресурс] / А. Г. Здравомыслов; под общ. ред. Н. И. Лапина. - М.: Логос, 2010. - 408 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?item=booksearch&code=%D0%91%D0%B0%D1%82%D1%8B%D0%B3%D0%B8%D0%BD%2C%20%D0%93.%20%D0%A1.#none

4. Кравченко, А. И. Методология и методы социологического исследования [Электронный ресурс] : учебник / А. И. Кравченко. - М. : Юрайт, 2015. - 828 с. - Режим доступа: http://www.biblio-online.ru/thematic/?5&id=urait.content.8F619903-7593-409F-8EFD-7221A7057E8D&type=c_pub

5. Климантова, Г. И Методология и методы социологического исследования [Электронный ресурс] : учебник / Г. И. Климантова, Е. М. Черняк. - М. : Дашков и К, 2014. - 256 с. - Режим доступа: http://lib.dvfu.ru:8080/lib/item?id=IPRbooks:IPRbooks-24752&theme=FEFU

6.

7. Мельникова, О. Т. Фокус-группы: Методы, методология, модерирование [Электронный ресурс] : учебное пособие / О. Т. Мельникова. - М. : Аспект Пресс, 2007. - 320 с. - Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785756704495.html

8. Шурбе, В. З. Методология и методика социологического исследования [Электронный ресурс] : учебное пособие / В. З. Шурбе. - Новосибирск : НГАСУ (Сибстрин), 2008. - 128 с. - Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/338/63338

Магистрантам также предлагается проанализировать опыт социологических исследований, осуществленных преподавателями ДВФУ:

1. Колесниченко, К. Ю. Приморье в контексте глобального кризиса: социально-экономические и социально-политические измерения / К. Ю. Колесниченко, А. Л. Лукин, П. Ю. Самойленко. - Владивосток : изд-во Дальневосточного федерального университета, 2011. - 110 с. - Режим доступа: http://lib.dvfu.ru:8080/lib/item?id=chamo:418167&theme=FEFU

2. Ларин, В. Л. Окружающий мир глазами дальневосточников. Эволюция взглядов и представлений на рубеже ХХ-ХХI веков / В. Л. Ларин, Л. Л. Ларина. - Владивосток : Дальнаука, 2013. - 311 с. - Режим доступа: http://lib.dvfu.ru:8080/lib/item?id=chamo:726369&theme=FEFU

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"

1. Библиотека Гумер - социология. - Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/INDEX_SOCIO.php

2. Большой толковый социологический словарь терминов онлайн. - Режим доступа: http://www.onlinedics.ru/slovar/soc/a.html

3. Словари и энциклопедии на Академике. - Режим доступа: http://dic.academic.ru/

4. Федеральный образовательный портал ЭСМ "Экономика. Социология. Менеджмент". - Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/

5. Электронная версия журнала "Социология: методология, методы и математическое моделирование" (Социология: 4М). - Режим доступа: http://www.isras.ru/4M.html

6. Электронная версия журнала Российской академии наук "Социологические исследования". - Режим доступа: http://socis.isras.ru/

7. Электронная библиотека социологического факультета МГУ им. Ломоносова. - Режим доступа: http://lib.socio.msu.ru/

Курсовая работа по дисциплине "Современные методы социологических исследований"

Темы курсовых работ по дисциплине формулируются в соответствии со спецификой курса и тем магистерских диссертаций обучающихся по профилю "Социология управления".

В рамках курсовой работы магистрант проводит социологическое исследование, применяя современные методы сбора и обработки данных.

Структура и оформление курсовой работы должны соответствовать требованиям, установленным к письменным работам обучающихся в ДВФУ.

Примерная тематика тем курсовых работ

1. Проблемы управления в сфере высшего профессионального образования: по результатам опроса экспертов.

2. Проблемы мотивации работников в образовательных учреждениях: по результатам фокус-групп.

3. Региональная модель управления социальной работой: опыт контент-анализа документов.

4. Регулирование миграционных процессов в Приморском крае: опыт традиционного анализа документов.

5. Реформирование жилищно-коммунальной сферы в г. Владивостоке: опыт контент-анализа документов.

6. Фокус-группа как метод оценки коммуникативной эффективности социальной рекламы по профилактике девиантного поведения молодежи.

7. Стандартизированное интервью как метод получения информации об условиях труда на предприятии.

8. Фокусированное интервью как метод получения информации о проблемах социализации в современных условиях.

9. Профилактика девиаций в поведении учащейся молодежи в представлениях экспертов.

10. Профилактика девиаций в поведении учащейся: по результатам фокус-групп.

11. Онлайн опросы как источник информации о виртуальной жизни пользователей Интернета.

12. Онлайн опросы как источник информации об отношении пользователей Интернета к актуальным событиям.

13. Глубинное интервью как источник получения знаний о личностном опыте личности.

14. Познавательные возможности метода наблюдения в исследовании публичных мероприятий.

15. Анализ фотографий как источник информации об имиджевой рекламе.

16. Анализ фотографий как источник информации социальных проблемах города.

17. Познавательные возможности биографического метода в исследовании межпоколенческих связей в семье.

18. Метод наблюдения как способ получения данных о культуре конфликтования подростков.

19. Познавательные возможности и ограничения метода группового анкетирования в исследовании проблем организации учебного процесса в вузе.

20. Традиционный анализ биографий как метод микросоциологического исследования жизненного пути личности.

Теоретические вопросы экзамену по дисциплине "Современные методы социологических исследований"

1. Понятия "методология", "метод", "методика", "процедура" и "инструментарий" социологического исследования; их взаимосвязь.

2. Основания классификации методов социологических исследований.

3. Количественные методы социологических исследований.

4. Качественные методы социологических исследований.

5. Место и значение современных методов в социологических исследованиях.

6. Понятие и классификация современных методов социологических исследований.

7. Роль программы в методологическом обеспечении социологического исследования.

8. Структура программы социологического исследования.

9. Требования к программе социологического исследования.

10. Взаимосвязь программы и инструментария социологического исследования.

11. Познавательные возможности и ограничения использования современных социологических методов в исследовательской деятельности.

12. Выборочный метод в социологическом исследовании.

13. Понятие и особенности стандартизированного интервью.

14. Виды стандартизированных интервью.

15. Организация стандартизированного интервью.

16. Инструментарий стандартизированного интервью.

17. Подготовка интервьюеров и контроль качества их работы.

18. Специфика опроса экспертов в социологических исследованиях.

19. Понятие, познавательные возможности, достоинства и ограничения онлайн опросов.

20. Классификация онлайн опросов.

21. Инструментарий онлайн опросов.

22. Понятие, специфика и виды глубинного интервью.

23. Этапы организации и проведения глубинного интервью.

24. Понятие и особенности фокусированного интервью.

25. Сущность, познавательные возможности и виды фокус групп.

26. Процедура проведения и техническое обеспечение фокус-групп.

27. Роль модератора в проведении фокус-группы. Требования к модератору.

28. Основное назначение и область применения метода наблюдения. Требования к применению метода наблюдения.

29. Виды наблюдения.

30. Специфика формализованного и неформализованного наблюдения.

31. Процедура и инструментарий наблюдения.

32. Понятие контент-анализа, его познавательные возможности и условия применения.

33. Процедура контент-анализа документов.

34. Инструментарий контент-анализа документов.

35. Сущность, особенности и процедура традиционного анализа документов.

36. Понятие и виды фотодокументов.

37. Теоретико-методологические подходы к анализу фотодокументов.

38. Познавательные возможности и условия анализа фотодокументов.

39. История формирования биографического метода в социальных науках.

40. Специфика анализа биографий в социологических исследованиях.

41. Понятие и виды биографий.

42. Методы сбора биографических данных.

43. Методики анализа биографий.

44. Основные формы представления результатов в современных социологических исследованиях.

45. Понятие и значение профессиональной этики исследователя в современной социологии.

46. Понятие качества социологических исследований и методы его оценки.

Показать полностью… https://vk.com/doc116503712_442034548
39 Кб, 10 февраля 2017 в 6:11 - Россия, Москва, СИЮ, 2017 г., docx
Рекомендуемые документы в приложении