Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
pdf

Студенческий документ № 081061 из СИЮ

Министерство образования и науки Украины

Харьковский национальный университет радиоэлектроники

Кафедра физики

ПАКЕТ КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ для 2-го семестра курса физики

для учебных программ "Радиоэлектронные аппараты",

"Автоматизация и компьютерно-интегрированные технологии" и "Системная инженерия" (группы ТРРЭА-16-1, АКТАКИТ-16-1,2, АКТСИ-16-1,2)

Электронное издание

Подготовил: Утверждено:

доц. Орел Р.П. на заседании кафедры

Протокол №___от___2016 г.

Харьков 2016

2 1. СОДЕРЖАНИЕ МАТЕРИАЛА ВО 2-М СЕМЕСТРЕ

5 модуль

12. Оптика

12.1. Волновая оптика

12.2. Квантовая оптика

13. Боровская теория строения атома

6 модуль

14. Квантовая механика

14.1. Волновая теория микрочастиц

14.2. Уравнение Шредингера и его применение к задачам на движение микрочастиц

15. Современная теория строения атомов и молекул

15.1. Квантовая теория строения атома водорода

15.2. Квантовая теория строения атомов и молекул

16. Физика твердого тела

16.1. Квантовая статистика

16.2. Зонная теория

16.3. Контактные явления

3 2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ, ФОРМЫ И СРОКИ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

ВИДЫ ЗАНЯТИЙ УЧЕБНЫЕ НЕДЕЛИ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 Лекции объем, ч 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 Лаборат. работы объем, ч 2 2 2 2 2 допуск к ЛР Х Х Х Х цикл ЛР Х Практич. занятия объем, ч 2 2 2 2 э/к на ПЗ / ДЗ Х Х Х Х Самост.

работа

студентов, срок защиты. контроль. работы (ИРЗ) Х модульные задания, тестирование Х Х Точка контроля Х Х Консультации 2 2 2 2 2 Сроки проведения зачетов, экзаменов

Примечания (расшифровка сокращений):

1. Э/к на ПЗ - экспресс-контроль по определенной теме на практическом занятии (проводится в начале практического занятия);

2. Допуск к ЛР - контроль подготовки к выполнению очередной лабораторной работы (проводится в начале лабораторного занятия). Перечень тем лабораторных работ для каждого студента - согласно графика, приведенного в приложении.

3. Цикл ЛР - защита отчетов по выполненным лабораторным работам за цикл. Проводится 5-м лабораторном занятии.

4. ИРЗ - сдача и защита результатов самостоятельной работы по решению задач в виде индивидуального расчетного задания. Проводится вне сетки расписания занятий.

5. Тестирование - компьютерный контроль знаний по материалу модуля. Проводится вне сетки расписания занятий (назначается дополнительно).

6. Экзамен - письменная работа по материалу, пройденному за весь семестр (5 и 6 модули). К экзамену допускаются только те студенты, которые выполнили учебный план по всем модулям семестра (отработка всех лабораторных работ, защита ИРЗ и т.п.).

3. РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

На каждом занятии или форме контроля студент получает оценку, которая пересчитывается с учетом весовых коэффициентов в

соответствии с баллами, указанными в таблице по соответствующим видам занятий или формам контроля.

1й курс 2й семестр Вид занятия / форма контроля 3 3 3 6 6 17 38 3 20 6 6 10 17 62 100 2 2 2 4 4 9 23 2 12 4 4 6 9 37 60

1. Оценка за практическое занятие является оценкой за текущий контроль теоретических знаний (экспресс-контроль), что проводится в начале каждого практического занятия (4 вопроса на 8 минут). Максимальное количество баллов за каждое практическое занятие определяется согласно таблице, приведенной выше. За самостоятельное успешное решение задачи на практическом занятии студент может получить до 3 бонусных баллов, которые добавляются к семестровой оценке

2. За лабораторные работы студент получает два вида оценок: за текущий контроль (допуск), что проводится на каждом занятии, на котором выполняется лабораторная работа, и за сдачу цикла лабораторных работ (дважды на семестр). Оценка за цикл состоит из двух частей: за оформления отчетов по лабораторным работам (40%) и за защиту отчетов в беседе с преподавателем (60%). Максимальное количество баллов за каждый из видов контроля определяется согласно таблице, приведенной выше.

5

3. Индивидуальное расчетное задание выполняется в течение семестра, и должно быть выполнено и сдано в сроки, указанные в п.2 (в конце семестра). Оно состоит из десяти задач, номера которых распределены согласно вариантам, указанным в п.4.4.

4. Модульное компьютерное тестирование проводится в сроки, определенные в пункте 2, дважды за семестр. Сеанс тестирования содержит 20 теоретических вопросов, время тестирования - 15 минут.

5. Оценка за контрольную точку (КТ1 и КТ2) представляет собой алгебраическую сумму оценок за все виды занятий и форм контроля за соответствующий период (согласно приведенной выше таблице).

6. Семестровая (рейтинговая) оценка по 100-балльной системе определяется как алгебраическая сумма оценок за каждый из видов занятий и форм контроля согласно выше приведенной таблице. Максимальное значение равняется 100, а минимальное значение для допуска к экзамену равняется 60.

7. Экзаменационная оценка выставляется по 100-балльной системе следующим образом. Если экзамен проводится в письменной форме, то билет состоит из двух теоретических вопросов (по 30 баллов каждый) и одной задачи (40 баллов). Если экзамен проводится в виде компьютерного тестирования, то теоретические вопросы заменяются тестом, который содержит 40 теоретических тестовых вопросов (время тестирования - 30 минут). Успешное прохождение теста из теоретических вопросов (не менее чем 60% верных ответов) даже без решения задачи является основанием получения экзаменационной оценки 60. Для получения более высокой оценки студент имеет право выбрать уровень сложности экзаменационной задачи: 20 баллов - простая задача, решение которой требует знания физических принципов и законов и умения применять математические методы векторной алгебры, аналитической геометрии и дифференциально-интегрального исчисления в пределах школьной программы; 40 баллов - стандартная задача, решение которой требует знания физических принципов и законов и умения применять основные математические методы курса высшей математики из разделов аналитической геометрии, векторной и линейной алгебры, дифференциальных уравнений, дифференциально-интегрального исчисления.

8. Итоговая оценка за семестр вычисляется по формуле

Результат засеместр ? 0,6?(Рейтинговаяоценка)?0,4?(Оценказаэкзамен)

Критерии оценивания работы студента на протяжении семестра

Удовлетворительно, D, E (60-74). Иметь минимум знаний и умений. Отработать все лабораторные работы и выполнить ИРЗ. Уметь применять законы физики для решения простейших задач.

Хорошо, С (75-89). Знать основные законы физики и уметь их применять для решения задач. Отработать все лабораторные работы, оформить и защитить отчеты. Выполнить ИРЗ.

Отлично, А, В (90-100). Отработать все лабораторные работы, оформить и защитить отчеты, выполнить ИРЗ. Знать все разделы курса физики, уметь анализировать физические явления и процессы с применением соответствующих законов и соотношений. Уметь решать задачи повышенной сложности. Знать общие принципы проведения физического эксперимента и обработки его результатов.

6

Критерии оценивания знаний и умений студента на экзамене

Удовлетворительно, D, E (60-74). Показать знание основного теоретического и практического материала, предоставив верные ответы на большинство вопросов, полученных при сдаче экзамена или теста.

Хорошо, С (75-89). Показать полное знание теоретического и практического материала, предоставил верные ответы на подавляющее большинство вопросов.

Отлично, А, В (90-100). Показать систематизированные глубокие знания теоретического и практического материала, предоставил исчерпывающие ответы на все поставленные вопросы. Привести примеры наблюдения физических законов и явлений на практике.

4. ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ПО КАЖДОМУ ВИДУ КОНТРОЛЯ

4.1. ВОПРОСЫ ЭКСПРЕСС-КОНТРОЛЯ ПО ТЕМАМ ПЗ.

5 модуль

Тема 1. Волновая оптика.

1. Какое явление называется интерференцией света и какие условия её наблюдение?

2. Какие волны называются монохроматичными, когерентными?

3. Сформулируйте принцип Гюйгенса.

4. Что такое геометрическая и оптическая разность хода?

5. Сформулируйте принцип Гюйгенса-Френеля.

6. Какие условия максимума интенсивности при интерференции света?

7. Какие условия минимума интенсивности при интерференции света?

8. Что такое дифракция света? Какие виды дифракции вы знаете?

9. Каковы условия наблюдения дифракции света?

10. Каким образом возникают и чем характерны зоны Френеля?

11. Как определяется распределение интенсивности света в случае дифракции в параллельных лучах на одной щели и на дифракционной решетке?

12. Какой вид имеет дифракционный спектр видимого света?

13. Что такое абсорбция света?

14. Запишите и поясните закон Бугера.

15. Что такое дисперсия света?

16. Каким выражением определяется нормальная и аномальная дисперсия?

17. Что такое поляризация?

18. Запишите и поясните закон Малюса.

Тема 2. Тепловое излучение. Квантовые свойства излучения

1. Что такое тепловое излучение?

2. Какое излучение называется равновесным?

3. Что такое объёмная плотность энергии излучения?

4. Что такое энергетическая светимость?

5. Что такое спектральная плотность энергетической светимости?

6. Что такое спектральная поглощательная способность?

7. Какое тело называют черным, серым?

8. Запишите и поясните закон Кирхгофа.

9. Запишите и поясните законы Стефана-Больцмана и смещения Вина.

10. Запишите и поясните формулу Релея-Джинса.

11. Запишите и поясните формулу Планка.

12. Что называют явлением внешнего фотоэффекта?

13. Сформулируйте первый закон Столетова для внешнего фотоэффекта.

14. От чего и как зависит энергия фотоэлектронов?

15. Что такое красная граница внешнего фотоэффекта и от чего она зависит?

16. Запишите и объясните уравнение Эйнштейна для внешнего фотоэффекта.

17. Что такое фотон? Чему равняется энергия, масса, импульс фотона?

18. От чего и как зависит давление света?

19. В чем заключается эффект Комптона?

20. Запишите и поясните формулу для комптоновской длины волны.

6 модуль

Тема 3. Уравнение Шредингера. Стационарное состояние.

1. Запишите и поясните общее (временное) уравнения Шредингера.

2. Запишите и поясните уравнения Шредингера для стационарных состояний.

3. Дайте определение волновой функции, её статистический смысл.

4. Запишите условия регулярности волновой функции.

5. Запишите условие нормировки волновой функции.

6. Что такое собственные значения полной энергии частицы?

7. Запишите волновую функцию, которая описывает движение частицы в одномерной потенциальной яме.

8. Что такое туннельный эффект?

9. С помощью каких физических характеристик описывают прохождение частицы сквозь потенциальный барьер?

10. Что такое коэффициент прозрачности и от чего он зависит?

11. Дайте определение линейного гармоничного осциллятора в квантовой механике.

12. Что такое энергия нулевых колебаний линейного гармоничного осциллятора в квантовой механике?

13. Запишите формулу энергетического спектра линейного гармоничного осциллятора в квантовой механике?

Тема 4. Рентгеновское излучение. Магнитные свойства атомов

1. Сформулируйте характеристики и условия возникновения тормозного рентгеновского излучения.

2. Сформулируйте характеристики и условия возникновения характеристического рентгеновского излучения.

3. Что такое коротковолновая граница тормозного рентгеновского излучения?

4. Запишите и поясните закон Мозли.

5. Как определить магнитный момент электрона в атоме?

6. Как определить магнитный момент многоэлектронного атома?

7. Что определяет главное квантовое число n, и какие значения оно может принимать?

8. Что определяет орбитальное квантовое число l, и какие значения оно может принимать?

9. Что определяет магнитное квантовое число ml, и какие значения оно может принимать?

10. Чему равняется модуль полного момента многоэлектронного атома?

11. Что такое терм многоэлектронного атома, и как он записывается?

12. Чему равняется сила, которая действует на атом в магнитном поле?

13. Что такое эффект Зеемана?

14. Чему равняется фактор Ланде?

Для подготовки к экспресс-контролям рекомендуется использовать конспект лекций, а также литературу [1 - 7].

4.2 ВОПРОСЫ ДЛЯ ДОПУСКА К ЛАБОРАТОРНЫМ РАБОТАМ

1. Сформулировать тему и цель лабораторной работы.

2. Изобразить схему лабораторной установки с пояснениями / перечислить составные части лабораторной установки (приборы, устройства, модули и т.п.).

3. Перечислить прямые измерения (полные названия), которые необходимо выполнить в лабораторной работе.

4. Перечислить косвенные измерения (полные названия), которые необходимо выполнить в лабораторной работе.

5. Перечислить законы, используемые / проверяемые в лабораторной работе.

6. Сформулировать законы, используемые / проверяемые в лабораторной работе.

7. Указать, графики каких зависимостей необходимо построить в лабораторной работе.

8. Записать и пояснить рабочую формулу.

4.3. ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАЩИТЫ ЦИКЛОВ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

Вопросы для защиты лабораторных работ по каждому циклу приведены в [9] в конце каждой соответствующей лабораторной работы. Также нужно знать материал разделов, используемых в защищаемой работе. Кроме того, необходимо четко знать и понимать, что и почему написано в отчете по защищаемой работе. Для подготовки к защите лабораторных работ рекомендуется использовать конспект лекций, а также литературу [13-15].

К защите цикла допускаются только те студенты, которые отработали и оформили все лабораторные работы цикла. Содержание отчета и пример его оформления приведены в [10]. Каждый студент должен иметь свою тетрадь с оформленными отчетами отработанных лабораторных работ.

Отчеты по лабораторным роботам оформляются в тетради на 18 листов по примеру, приведенному в методических указаниях [10]. Каждая работа оформляется с новой страницы. Титульный лист оформляется один раз на одну тетрадь на первой странице тетради, далее работы нумеруются последовательно, начиная с номера 1.

* График выполнения лабораторных работ по каждому модулю приведен в

Приложении 1 (стр. 18).

4.4. СОДЕРЖАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РАСЧЕТНЫХ ЗАДАНИЙ

Распределение задач ИРЗ по вариантам согласно номера студента в журнале академгруппы приведено в таблице.

Таблица

варианта Номера задач для решения * 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 4.1 5.1 5.26 6.21 6.16 7.11 8.6 9.1 10.21 11.21 2 4.2 5.2 5.27 6.22 6.17 7.12 8.7 9.2 10.22 11.22 3 4.3 5.3 5.28 6.23 6.18 7.13 8.8 9.3 10.23 11.23 4 4.4 5.4 5.29 6.24 6.19 7.14 8.9 9.4 10.24 11.24 5 4.5 5.5 5.30 6.25 6.20 7.15 8.10 9.5 10.25 11.25 6 4.6 5.6 5.1 6.26 6.21 7.16 8.11 9.6 10.1 11.1 7 4.7 5.7 5.2 6.27 6.22 7.17 8.12 9.7 10.2 11.2 8 4.8 5.8 5.3 6.28 6.23 7.18 8.13 9.8 10.3 11.3 9 4.9 5.9 5.4 6.29 6.24 7.19 8.14 9.9 10.4 11.4 10 4.10 5.10 5.5 6.30 6.25 7.20 8.15 9.10 10.5 11.5 11 4.11 5.11 5.6 6.1 6.26 7.21 8.16 9.11 10.6 11.6 12 4.12 5.12 5.7 6.2 6.27 7.22 8.17 9.12 10.7 11.7 13 4.13 5.13 5.8 6.3 6.28 7.23 8.18 9.13 10.8 11.8 14 4.14 5.14 5.9 6.4 6.29 7.24 8.19 9.14 10.9 11.9 15 4.15 5.15 5.10 6.5 6.30 7.25 8.20 9.15 10.10 11.10 16 4.16 5.16 5.11 6.6 6.1 7.1 8.21 9.16 10.11 11.11 17 4.17 5.17 5.12 6.7 6.2 7.2 8.22 9.17 10.12 11.12 18 4.18 5.18 5.13 6.8 6.3 7.3 8.23 9.18 10.13 11.13 19 4.19 5.19 5.14 6.9 6.4 7.4 8.24 9.19 10.14 11.14 20 4.20 5.20 5.15 6.10 6.5 7.5 8.25 9.20 10.15 11.15 21 4.21 5.21 5.16 6.11 6.6 7.6 8.1 9.21 10.16 11.16 22 4.22 5.22 5.17 6.12 6.7 7.7 8.2 9.22 10.17 11.17 23 4.23 5.23 5.18 6.13 6.8 7.8 8.3 9.23 10.18 11.18 24 4.24 5.24 5.19 6.14 6.9 7.9 8.4 9.24 10.19 11.19 25 4.25 5.25 5.20 6.15 6.10 7.10 8.5 9.25 10.20 11.20

Номера задач ИРЗ в таблице приведены согласно издания [11]. Для решения задач индивидуальных расчетных заданий рекомендуется использовать [8, 12].

ИРЗ оформляется в тетради на 18 листов, оно должно содержать титульный лист (пример приведен в Приложении 2), полную запись условия задач с номерами согласно варианта задания, краткую запись условия (Дано:), что необходимо найти, решение с выводом рабочей формулы, проверку размерности и ответ. Каждая задача оформляется с новой страницы.

* Номера задач даны в формате ХХ.YY, где ХХ - номер теми, YY - номер задачи в этой теме (задачі для самостійного розв'язання).

5. ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ДЛЯ ТЕСТИРОВАНИЯ

Компьютерное тестирование по материалам модуля проводится вне сетки расписания занятий или вносится в расписание по ходу семестра.

Тест состоит из 20 вопросов, на ответы на которые дается 15 минут. Для каждого вопроса предлагается до шести вариантов ответов. Верных вариантов ответов может быть несколько. В этом случае ответ считается полностью правильным, если выбраны все варианты верных ответов. Если хотя бы один вариант не верный, ответ на вопрос считается не правильным.

Перечень вопросов, приведенных ниже, не является полным. Указанные вопросы могут быть перефразированы, изменены или дополнены, что не меняет их содержание. Могут быть добавлены другие вопросы, рассмотренные или упомянутые в соответствующих темах на лекционных занятиях.

При подготовке к тестовому контролю следует уделять внимание изучению всей указанной темы в целом, а не просто поиску и запоминанию ответов на вопросы. Для подготовки к тестовому контролю рекомендуется использовать в первую очередь конспект лекций, а также литературу [1-7, 16].

5 модуль (тестирование)

Волновая оптика

1. Що вивчається в оптиці взагалі?

2. Що вивчається в геометричній оптиці?

3. Що називають оптичною довжиною шляху між двома точками?

4. Що називають геометричною довжиною шляху між двома точками?

5. За якої умови в середовищі спостерігається нормальна дисперсія?

6. За якої умови в середовищі спостерігається аномальна дисперсія?

7. З якого рівняння можна обчислити кут повного внутрішнього відбиття?

8. Що вивчають в хвильовій оптиці?

9. Який вигляд має закон Бугера-Ламберта?

10. Який вигляд має умова інтерференційних максимумів?

11. Який вигляд має умова інтерференційних мінімумів?

12. Що називають інтерференцією?

13. Що називають інтерференцією світла?

14. Що називають дифракцією?

15. Що називають дифракцією світла?

16. Чому дорівнює радіус m -й зони Френеля сферичної хвилі?

17. Чому дорівнює радіус першої зони Френеля сферичної хвилі?

18. Який вигляд має закон Малюса?

19. Який вигляд має закон Бугера-Ламберта?

20. Чому дорівнює фазова швидкість хвилі?

21. Чому дорівнює групова швидкість хвилі?

Квантовая оптика

22. Що вивчається в квантовій оптиці?

23. Який спектр називають спектром випромінювання?

24. Який спектр називають лінійчатим спектром?

25. Який спектр називають суцільним спектром?

26. Який спектр називають смугастим спектром?

27. В чому виявляються корпускулярні властивості світла?

28. Яка умова є справедливою для абсолютно чорного тіла?

29. Яке з наведених нижче тіл має максимум випромінювання, що припадає на найменшу довжину хвилі?

30. Чому дорівнює спектральна густина випромінювання?

31. Який закон теплового випромінення є найбільш універсальним?

32. Яка гіпотеза є підґрунтям закону Планка для теплового випромінення?

33. Який вигляд має формула Планка?

34. Що таке зовнішній фотоефект?

35. Від чого не залежить швидкість електрона для даної речовини при фотоефекті

36. Як залежить величина фотоструму насичення від інтенсивності опромінюючого монохроматичного світла?

37. Що називають червоною межею фотоефекту?

38. Від якої з наведених нижче величин не залежить тиск світла?

39. В чому полягає ефект Комптона?

40. В чому полягає зовнішній фотоефект?

41. Від чого залежить зміна довжини хвилі в ефекті Комптона?

42. Які зміни відбуваються в атомі речовини під час ефекту Комптона?

43. Чому дорівнює довжина хвилі Де Бройля?

44. Чому дорівнює комптонівська довжина хвилі?

Боровская теория строения атома

45. Яким співвідношенням задається серія Лаймана?

46. Яким співвідношенням задається серія Бальмера?

47. Чому дорівнює Боровський радіус?

48. Радіус допустимих орбіт електрона у водьноподібному атомі

49. Чому дорівнює стала Ридберга?

50. Допустимі значення внутрішньої енергії водьноподібного атома дорівнює

51. Що використовував у власних дослідах Резерфорд?

52. Що використовував у власних дослідах Резерфорд в якості мішені?

53. Що траплялось з усіма частинками в дослідах Резерфорда?

54. Якою взаємодією визначається розсіювання частинок в дослідах Резерфорда?

55. Якими переходами електронів визначаються спектри поглинання атома водню (серія Лаймана)?

56. Що відбувається в моделі атома Бора в основному стані?

57. Де в моделі атома Бора може перебувати електрон?

58. Що таке боровський радіус?

59. Яким є основний стан атома?

60. Якій серії відповідають спектральні лінії в ультрафіолетовій частині спектра атома водню?

61. Що доводить дослід Франка-Герца?

62. Яка фізична величина квантується в постулатах теорії атому водню Бора?

63. Для чого в дослідах Резерфорда використовується люмінісцируючий екран?

64. Вивчення чого проводилося в дослідах Резерфорда?

65. Чому дорівнює стала Рідберга?

6 модуль (тестирование)

Волновая теория микрочастиц

1. Чому дорівнює довжина хвилі де Бройля?

2. Коли проявляються хвильові властивості електрона? h

3. Що саме стверджує співвідношення невизначеностей Гейзенберга x px ?

2 4. Нехай стан квантової частинки описується хвильовою функцією ?( )r . Яким тоді виразом визначається імовірність того, що частинку можна знайти в об'ємі ?V ?

5. Що стверджує умова нормування хвильової функції?

6. Який вигляд має рівняння Шредингера в загальному випадку?

7. Який вигляд має стаціонарне рівняння Шредингера в загальному випадку?

8. Чому дорівнює оператор Лапласа?

9. Чому дорівнює оператор Лапласа в одновимірному випадку?

10. Чому дорівнює потенціальна енергія U квантової частинки в одновимірній нескінченно високій потенціальній ямі з абсолютно непроникними стінками?

11. Чому дорівнює потенціальна енергія U одновимірного квантового гармонічного осцилятора

12. Чому дорівнює нульова енергія квантового гармонічного осцилятора

13. Чому дорівнює енергія квантового гармонічного осцилятора

14. Який вигляд має стаціонарне рівняння Шредингера для вільної квантової час-тинки?

15. Який вигляд має стаціонарне рівняння Шредингера для квантової частинки в одновимірній нескінченно високій потенціальній ямі з абсолютно непроникними стінками?

16. Який вигляд має стаціонарне рівняння Шредингера для одновимірного гармонічного осциллятора?

17. Який вигляд має стаціонарне рівняння Шредингера для воднеподібного атома?

Квантовая теория строения атомов и молекул

18. Чому дорівнює магнетон Бора?

19. Який вигляд має спектр випромінювання окремих атомів, що не взаємодіють один з одним?

20. Які спектри поглинання має окремий атом?

21. Що описує головне квантове число?

22. Що описує магнітне квантове число?

23. Що описує спінове квантове число?

24. Як називають електрон з l ?0?

25. Як називають електрон з l ?1?

26. Як називають електрон з l ?2?

27. Як називають електрон з l ?3?

28. Що називають ефектом Зеємана?

29. Що називають ефектом Штарка?

30. Чим викликано гальмівне випромінювання?

31. Чим викликано характеристичне випромінювання?

32. Чим визвано спонтанне випромінювання?

33. Чим викликано індуковане випромінювання?

34. Що називають резонансним поглинанням?

35. Який вигляд має спектр випромінювання окремих молекул, що не взаємодіють одна з одною?

36. Який тип зв'язку утримує атоми водню в положенні рівноваги в молекулі водню?

37. Який тип зв'язку утримує атоми в положенні рівноваги в молекулі повареної солі NaCl ?

38. Які спектри поглинання має молекула?

39. Який закон фізики обумовлює відштовхування атомів в молекулі на малих відстанях?

40. Який вид руху вносить основний вклад в енергію молекули?

Квантовая статистика

41. Чому дорівнює енергія фонона?

42. Чому дорівнює енергія нульових коливань квантового гармонічного осцилятора?

43. Чому дорівнює функція розподілу Бозе-Ейнштейна?

44. Чому дорівнює функція розподілу Фермі-Дірака?

45. Чому дорівнює функція розподілу Больцмана?

46. Чому дорівнює характеристична температура Дебая?

47. Що називають фононом?

48. Що називають бозоном?

49. Що називають ферміоном?

Зонная теория твердого тела и контактные явления

50. Що називають енергією Фермі для електронів в напівпровідних та діелектриках?

51. Що називають енергією Фермі для електронів у металі?

52. Яку електропровідність має кристал германія з домішкою п'ятивалентної сурьми?

53. Яка електропровідність у кристала германія з домішкою трьохвалентного індію?

54. Якими є домішкові рівні в напівпровіднику p -типа

55. Якими є домішкові рівні в напівпровіднику n -типа?

56. Для чого використовують pn-перехід в електричному ланцюжку?

57. Що відбувається під час виникнення фотопровідності в напівпровідниках та діелектриках?

58. В чому полягає явище Зеєбека?

59. В чому полягає явище Пельтьє?

60. В чому полягає явище Томсона?

6. ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ЭКЗАМЕНА

В случае проведения семестрового контроля в виде компьютерного тестирования перечень вопросов совпадает с перечнем вопросов для тестов по всем модулям семестра (п.5). В случае проведения семестрового контроля в виде письменного или комплексного экзамена, перечень вопросов приведен ниже (все теоретические вопросы, рассмотренные на лекциях и выносившиеся на самостоятельное изучение).

Оптика

1. Свет как электромагнитное излучение (волна).

2. Когерентность и монохроматичность световых волн.

3. Оптическая и геометрическая длина пути. Интерференция света.

4. Методы наблюдения интерференции.

5. Интерференция света в тонких пленках.

6. Применение интерференции света.

7. Дифракция света. Принцип Гюгенса-Френеля.

8. Метод зон Френеля.

9. Дифракция Френеля на круглом отверстии.

10. Дифракция Фраунгофера на одной щели.

11. Дифракция Фраунгофера на дифракционной решетке.

12. Рассеяние света.

13. Понятие голографии.

14. Дисперсия света. Нормальная и аномальная дисперсия.

15. Поглощения (абсорбция) света. Закон Бугера.

16. Поляризация света.

17. Тепловое излучение и его характеристики.

18. Закон Кирхгофа.

19. Закон Стефана-Больцмана и смещения Вина.

20. Формула Планка.

21. Применение теплового излучения.

22. Виды фотоэлектрического эффекта.

23. Внешний фотоэффект. Законы внешнего фотоэффекта.

24. Уравнение Эйнштейна для внешнего фотоэффекта.

25. Масса и импульс фотона. Давление света. Опыты Лебедева.

26. Эффект Комптона.

27. Единство корпускулярных и волновых свойств электромагнитного излучения.

Боровская теория строения атома

28. Модели атома Томсона и Резерфорда

29. Линейчатый спектр атома водорода. Обобщенная формула Бальмера.

30. Постулаты Бора

31. Опыты Франка и Герца

32. Радиусы боровских орбит для атома водорода и водородоподобных систем 33. Энергии состояний атома водорода и водородоподобных систем

34. Спектр атома водорода по Бору.

Квантовая механика

35. Корпускулярно-волновой дуализм свойств вещества.

36. Волны де-Бройля и их свойства.

37. Соотношения неопределенностей Гейзенберга.

38. Волновая функция и ее статистический смысл.

39. Условия, накладываемые на волновую функцию.

40. Общее уравнение Шредингера.

41. Уравнение Шредингера для стационарных состояний.

42. Движение свободной частицы.

43. Частица в одномерной прямоугольной "потенциальной яме". Понятие энергетических уровней частицы.

44. Прохождение частицы сквозь потенциальный барьер. Туннельный эффект.

45. Линейный гармонический осциллятор в квантовой механике.

Современная теория строения атомов и молекул

46. Атом водорода в квантовой механике.

47. Собственные значения энергии атома.

48. Квантовые числа, характеризующие стационарные состояния атома водорода.

49. Спектр испускания / поглощения. Правила отбора.

50. 1-s состояние электрона в атоме водорода.

51. Спин электрона. Спиновое квантовое число.

52. Принцип неразличимости тождественных частиц. Ферм ионы и бозоны.

53. Принцип Паули. Распределение электронов в атоме.

54. Периодическая система элементов Менделеева.

55. Рентгеновские спектры. Закон Мозли.

56. Молекулы: химические связи. Понятие об энергетических уровнях молекулы.

57. Молекулярные спектры. Комбинационное рассеяние света.

58. Поглощение, спонтанное и вынужденное излучение.

59. Оптические квантовые генераторы (лазеры). Свойства лазерного излучения.

Физика твердого тела

60. Понятие квантовой статистики. Функция распределения.

61. Квантовая статистика Бозе-Эйншейна и Ферми-Дирака.

62. Вырождений электронный газ в металле.

63. Понятие о квантовой теории теплоемкости. Фононы.

64. Понятие о зонной теории твердых тел.

65. Металлы, диэлектрики и полупроводники по зонной теории.

66. Собственная проводимость полупроводников.

67. Примесная проводимость полупроводников.

68. Полупроводники n-типа и p-типа. Примеры.

69. Фотопроводимость полупроводников.

70. Контакт двух металлов по зонной теории.

71. Явление Пельтье. Применение.

72. Явление Зеебека. Применение.

73. Явление Томсона. Применение.

74. Контакт металл-полупроводник.

75. P-n переход. ВАХ p-n перехода.

Для подготовки к тестовому контролю и экзамену рекомендуется использовать конспект лекций, а также литературу [1 - 7, 16].

7. ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ

Учебники или учебные пособия

1. Кібець І.М. та ін. Загальна фізика з прикладами і задачами. Частина 3, том 1. Оптика : Навчальний посібник. - Харків: Компанія СМІТ, 2012 - 232с.

2. Кібець І.М. та ін. Загальна фізика з прикладами і задачами. Частина 3, том 2. Квантова та атомна фізика, фізика твердого тіла та ядерна фізика : Навчальний посібник. - Харків: Компанія СМІТ, 2013 - 304с.

3. Кармазин В.В., Семенец В.В. Курс загальної фізики: Навчальний посібник. - Київ:

Кондор, 2008. - 437с.

4. Трофимова Т.И. Курс физики.-М.:Высшая школа, 1985 .

5. Українець М.І. та інш. Квантова та ядерна фізика: Навчальний посібник. - Харків: ХТУРЕ, 2003 - 124с.

6. Стороженко В.О. Физика для специалистов по направлению "Электронные аппараты".Харьков:ХТУРЭ, 1997 .

7. Савельев И.В.Курс физики. Т.3.-М.:Наука, 1989 .

8. Чертов О.Г., Воробьев А.А. Задачник по физике.-М.:Высшая школа, 1988 .

Методические указания к лабораторным работам

9. Методичні вказівки до лабораторних робіт з фізики. (розділи "ОПТИКА", "АТОМНА

ФІЗИКА", "ФІЗИКА ТВЕРДОГО ТІЛА") / Упор. Стороженко В.О. та ін. - Харків:

ХНУРЕ, 2011. - 56с.

10. Методичні вказівки до лабораторних робіт з фізики. Електрика та магнетизм / Упор. Коваленко О.М. та ін.; - Харків: ХНУРЕ, 2006. - 96 с.

Методические указания к практическим занятиям

11. Методичні вказівки до практичних занять з курсу фізики. Частина 2. / Упор. Стороженко В.О. та інш. - Харків: ХТУРЕ, 2011 - 140с.

12. Гетьманова Е.Е. и др. Решение задач по физике. Электричество и магнетизм - Харьков,

ХТУРЭ.- 1999

Методические указания к самостоятельной работе студентов

13. Запитання та відповіді до ЛР з фізики "Атомна фізика і фізика твердого тіла",ч.III.Для студентів усіх спеціальностей / Упор.А.І.Рибалка, В.В.Калінін,М.І.Українець та інш.Харків:ХТУРЕ, 1999.-52с.

14. Методичні вказівки до використання Державних стандартів на заняттях з курсу загальної фізики/Упор.Мартиненко Л.Г.-Харків:ХНУРЕ,2001.-35с. Електронна бібліотека ХНУРЕ.

15. Словник фізичних термінів / Упор. Ткаченко Т.Б. - Харків: ХНУРЕ, 2006.

16. Збірник тестів з курсу фізики / Упор. Коваленко О.М. та ін., 2006. (Бібл. шифр 53(07) 341)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

График выполнения лабораторных работ ТРРЭА/АКТАКИТ/АКТСИ-16 (Оптика и атомная физика)

Семестр Модуль №

занятия №№ бригад Резерв 1 2 3 4 5 6 2 5

1 1 1 2 2 3 3 2 3 3 1 1 2 2 3 4 4 5 5 8 8 6 4 8 8 4 4 5 5 5 Приём цикла

Перечень лабораторных работ

1. Визначення кривини поверхні лінзи за допомогою кілець Ньютона

2. Дослідження дифракції світла від щілини у досліді Фраунгофера.

3. Визначення параметрів дифракційної решітки по інтерференційній картині у досліді Юнга.

4. Дослідження теплового випромінювання нагрітих тіл.

5. Дослідження зовнішнього фотоефекту.

6. Визначення потенціалів збудження та іонізації атомів методом Франка і Герца

7. Дослідження атомного спектра водню.

8. Дослідження оптичного квантового генератора (лазера).

9. Дослідження температурної залежності електропровідності твердих тіл та визначення енергії активації напівпровідника

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Образец оформления титульного листа ИРЗ

Министерство образования и науки Украины

Харьковский национальный университет радиоэлектроники

Кафедра физики

И Р З

по физике, ІІ семестр.

Вариант 14.

Выполнил: Проверил: ст. гр. РЭА-14-1 доц. Орел Р.П.

Пончко Сергей Иванович

Харьков 2014

7

7 7

Показать полностью… https://vk.com/doc13388835_441916865
532 Кб, 10 февраля 2017 в 1:41 - Россия, Москва, СИЮ, 2017 г., pdf
Рекомендуемые документы в приложении