Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
rtf

Студенческий документ № 081124 из СИЮ

КЯКУК СЯЙЕ - КУКУШКИН ЧАЙ.

Это женское празднество было широко известно в восточной Башкирии, как встреча лета.. Проводилось оно на горе или у реки. Одним из составных элементов празднества было загадывание будущего участниками празднества. Загадав что-либо о себе или о близких, женщины обращались к кукушке. Причём, загадывание вслух не произносилось. Если "в ответ" кукушка куковала звонко и долго без перерыва, женщины радовались, считая это хорошим предзнаменованием.

В течение дня на месте празднества не смолкали песни, игры на кубызе, исполнялись пляски, игры. Женщины раскладывали пищу на листья, камни, приговаривая: "Вот тебе, кукушка, твою долю отдаём".

По словам информаторов, кукушка кукует ровно 60 дней: примерно с 18 мая по 18 июля. Особенно звонким становится её голос в начале июня. С этого времени кукушка "зовёт" особенно настойчиво. Вот тогда женщины с угощением для кукушки выходят на природу. К этому времени расцветают луга, душистые травы покрывают долины и горы. Женщины должны полюбоваться на цветы, деревья, травы, послушать пение птиц, кукушек, покормить их. Женские празднества: карга буткахы, кякук сяйе выражают стремление людей приобщиться к живительной силе природы - деревьев, цветов, трав, птиц и др.

Женщины на празднике усаживались все вместе и исполняли популярные в данной местности песни.

Также на празднике исполнялись различные игры и хороводы. Были популярны такие игры: "капка" - "ворота", "борсак сясеу" - "посев гороха", "самовар", "Наза", "арпа тапау" - "молотить ячмень" и т.д.

Важное место в общественной жизни башкир занимали обычаи взаимопомощи. Одни виды помощи проводились летом, другие зимой. В зимний период выполнялись работы по заготовке мяса ("хугым ашы" - забой скотины, "каз умяхе" - гусиная помощь), изготовлению сукна, прядению шерстяной, конопляной, льняной нити.

Коллективная помощь примыкает к праздникам, т.к. нередко трудно установить чёткую границу между трудовой и праздничной её частями. Во время совместной работы настроение у людей приподнятое, Любая помощь воспринималась участниками как своеобразный праздник. Хозяин угощал участников помощи в зависимости от продолжительности и тяжести труда несколько раз.

Праздничная часть включала песни, танцы, музыку. Песни звучали и во время работы, весёлые остроумные шутки, игры, шалости поощрялись, на празднике рождались новые поговорки, пословицы о трудолюбии, об отношении народа к слову, песне, веселью.

КАЗ УМЯХЕ - ГУСИНАЯ ПОМОЩЬ.

За 2-3 дня до праздника хозяйка обходила дома родственниц, соседей, подруг, приглашая принять участие в ощипывании и потрошении гусей. Такое приглашение воспринималось с радостью. Женщины, девушки доставали из сундуков яркие платки, фартуки, платья, одевались во всё чистое, тщательно прятали волосы под платок. Хозяин забивал гусей, женщины ощипывали, девушки мыли гусей в проруби у реки. Весь берег реки был заполнен молодёжью, т.к. помощь устраивалась сразу у нескольких хозяев. Юноши с гармошками поджидали девушек. Пелись различные песни любовного, шуточного содержания, происходили соревнования в остроумии между девушками и юношами (кара-каршы айтешеу).С реки девушки и парни шли вместе. В праздничном ужине участвовали и молодые люди. После угощения начинались игры в фанты. Одна из девушек собирала "фанты": платки, гребешки, ленты, кольца и др. Другая участница вставала к водящей спиной. Взяв в правую руку один из фантов, водящая спрашивала: "Хозяйке этого фанта какое задание?" Задания давались самые различные: спеть, станцевать, рассказать смешную или страшную историю, сказку, сыграть на кубызе. У юношей фанты не собирали. Зато девушкам нередко давалось какое-либо задание, которое она должна была выполнить с одним из юношей: сосчитать звёзды, посидеть рядом, сказать что-либо, станцевать и т.д.

Пока приглашённые работали, хозяйка готовила угощения. Главным блюдом был густой наваристый суп-лапша. Ко дню "гусиной помощи" хозяйка пекла свежий хлеб, к чаю подавался мёд, сметана, молоко, баурсак.

КАРГА БУТКАХЫ - ВОРОНЬЯ КАША. (Женский праздник.)

Этот праздник справлялся по случаю пробуждения природы. На северо-востоке сохранилось более древнее название этого праздника - каргатуй (вороний праздник).

Выделено несколько вариантов празднества.

Первый вариант (юго-восточный) проводился ранней весной, непосредственно перед откочёвкой на летние пастбища. Составные части празднества следующие: 1) сбор крупы (пшенной); 2) приготовление праздничных блюд; 3) украшение деревьев; 4) варка каши; 5) совместная трапеза; 6) игры, пляски; 7) "кормление" ворон; 8) произнесение благопожеланий. Для первого варианта женского праздника характерны и другие особенности: проведение праздника на горе и непосредственное обращение к воронам, природе с просьбой даровать благополучие в новом году.

Второй вариант праздника характерен для северо-восточной Башкирии. Празднество проводилось перед сенокосом в июне. Составными элементами празднества были: 1) сбор крупы (пшённой или пшеничной); 2) приготовление каши и праздничных угощений; 3) совместное угощение; 4) спортивные соревнования в борьбе, беге, прыжках; 5) исполнение игр, плясок; 6) переворачивание казана с остатками каши на возвышенном месте. Праздник проводился у реки.

Третий вариант праздника (зауральский) отличается от первых двух следующими особенностями: 1) обрядовой пищей служила жидкая каша из дроблёной пшеницы, сваренная на сметане; 2) на празднике устраивались импровизированные шалаши из шалей, деревья украшались цветами; 3) сооружались заслоны из берёз, возле которых совершалась коллективная трапеза; 4) исполнялись игры, пляски, спортивные соревнования.

Четвёртый вариант (южный): 1) и 2) пункты, как в первом варианте; 3) выборы встречающих гостей; 4) варка каши на месте празднества; 5) встреча гостей; 6) совместная трапеза; 7) исполнение игр, плясок; 8) кормление птиц.

Пятый вариант праздника (западный): 1) сбор крупы (любой); 2) приготовление каши; 3) совместное угощение; 4) купание в реке, обливание водой. Праздник проводился перед сенокосом.

Одним из главных ритуалов празднества считалось пожелание дождя.

Во время празднества огромное значение придавалось спортивным соревнованиям: прыжки через яму, перетягивание полотенца, борьба на кушаках, бег на различные дистанции, погоня за платком и т. д. Почти все игры сопровождались четверостишиями, речетативом, скороговорками.

На празднестве исполнялись песни, в которых воспевались красота природы родной деревни, с детства знакомых мест.

Показать полностью… https://vk.com/doc235554623_440085682
29 Кб, 24 декабря 2016 в 5:27 - Россия, Москва, СИЮ, 2016 г., rtf
Рекомендуемые документы в приложении