Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
doc

Студенческий документ № 081157 из СИЮ

69 структура и принципы построения бюджетной системы РФ.сущность,особенности и формы межбюджетных отношений в РФ

Межбюджетные отношения в Российской Федерации.

Межбюджетные отношения представляют собой совокупность отношений между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления по поводу разграничения и закрепления бюджетных правомочий, соблюдения прав, обязанностей и ответственности органов власти в области составления, утверждения и исполнения бюджетов и бюджетного процесса.

Организация межбюджетных отношений органов МС и органов ГВ субъектов РФ осуществляется на основе ФЗ и законов субъектов РФ.

Межбюджетные отношения основываются на принципах:

- взаимной ответственности;

- применение единой для МО методологии, учитывающей их индивидуальные особенности;

- максимально возможного сокращения встречных финансовых потоков;

- повышения заинтересованности органов МС в увеличении собственных доходов МБ;

- распределение и закрепление расходов бюджетов на определённом уровне бюдж. системы РФ;

- разграничения на постоянной основе и распределения по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетов РФ;

- равенства бюджетных прав субъектов и МО;

- выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов и МО;

- гласности межбюджетных отношений.

Средства бюджетного регулирования МБ:

- нормативные отчисления от регулирующих доходов;

- дотации и субвенции МБ;

- средства, выделяемые из фонда финансовой поддержки МО;

- средства, поступающие по взаимным расчётам из ФБ и бюджетов субъектов РФ.

Нормативы отчислений от регулирующих доходов, а также доли (в%) средств, выделяемых из фонда финансовой поддержки МО, устанавливаются путём применения единой методологии.

Предоставление субвенций устанавливается нормативными правовыми актами органов ГВ.

Увеличение собственных доходов МБ в текущем финансовом году, явившееся результатом финансово-хозяйственной деятельности, не может служить основанием для снижения на следующий год.

При оказании финансовой помощи МО органы ГВ вправе осуществить проверку обоснованности предоставления финансовой помощи, проверить достаточность мер по увеличению доходов МБ, соблюдению ЗРФ по расходованию средств МБ, включая их целевое использование.

Органы ГВ РФ вправе осуществлять контроль за расходованием средств, выделенных ими МО на выполнение федеральных целевых и региональных программ, а также в форме субвенций.

Для совершенствования межбюджетных отношений необходимо:

- не предоставлять финансовую помощь субъектам Федерации, имеющим превышение собственных доходов над расходами;

- оказывать поддержку субъектам Федерации таким образом, чтобы не лишать их стимула к развитию собственных доходных источников;

- упорядочить схему группировки территорий по экономическим районам с учетом их экономического потенциала и природных условий;

- создать эффективный механизм предоставления инвестиций для выравнивания уровней социально-экономического развития регионов.

Основы межбюджетных отношений в РФ.

Бюджетная система страны в последнее десятилетие характеризуется неточностью прогнозирования доходов. В одни периоды новейшей истории России суммы планируемых доходов завышались, что позволяло искусственно завышать расходную часть, в другие - занижались, что приводило к формированию финансовых резервов и необоснованному росту остатков на счетах. Обе ситуации одинаково негативны.

В тоже время еще одной особенностью бюджетной системы России является большой перекос налоговой системы в пользу федеральных налогов. В последние годы они обеспечивают около 70-80% доходов консолидированного бюджета России, региональные налоги - 10-30%, муниципальные налоги - 3-10%. При этом в регионы и муниципалитеты непропорционально много передано на исполнение федеральных законов. Все вместе, а также исторически сложившееся экономическое неравенство российских регионов привели к необходимости масштабных межбюджетных перечислений.

Долгое время в России межбюджетные отношения, то есть финансовые взаимоотношения между органами власти, трактовались исключительно как распределение дотаций между регионами. Механизм совершенствования межбюджетных отношений развивался исключительно в направлении реформирования правил выделения финансовой помощи регионам. Наибольшим достижением в этой области следует признать использование в последние несколько лет математических формул при распределении средств между регионами. Такой подход существенно сократил лоббистские и коррупционные возможности, существовавшие прежде. Заслуга в этом специалистов Министерства финансов России и Всемирного Банка.

Однако межбюджетные отношения не ограничиваются только лишь перераспределением сумм дотаций. В целом, их можно свести к следующим, поддающимся денежной оценке, каналам:

o отчисления от налогов иного уровня власти. Существуют отчисления не только от федеральных налогов в территориальные бюджеты, но и отчисления от муниципального земельного налога в вышестоящие - региональный и федеральный (на долю "отчислений" приходится по экспертным оценкам до 80% всех межбюджетных средств);

o получение дотаций, субсидий и субвенций. Могут существовать политические трансферты, выделяемые регионам исключительно по политическим соображениям, а также косвенные, когда например федеральное министерство руководствуясь собственными узковедомственными интересами предоставляет региону финансовую помощь (ориентировочно 15%);

o бюджетные ссуды, кредиты и гарантии. Предполагается, что в 2003 г. регионы вернут около 20 млрд. рублей бюджетных ссуд, выданных ранее и неоднократно пролонгировавшихся (ориентировочно 3%);

o финансирование органом власти расходов, вообще-то закрепленных за другим органом власти (ориентировочно 2%).

Бюджетная система Российской Федерации, которой все еще присущи масса проблем и негативных черт, находится в настоящий момент в стадии трансформации, то есть - смены ценностного ядра системы. Это долгий и тяжелый процесс, который, учитывая масштабы предстоящих преобразований, скоре всего займет несколько десятилетий.

Современная Бюджетная система РФ - это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов

Бюджетным устройством называют принципы организации и построения бюджетной системы, а также взаимосвязь между отдельными ее звеньями. Бюджетная система РФ, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, включает в себя три уровня: 1.федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;2. бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; 3.местные бюджеты. бюджеты поселений и муниципальных районов ( с 2006 г.) Первый и второй уровни бюджетной системы, в соответствии с Бюджетным Кодексом, толкуются расширительно, т.е. включают в себя помимо непосредственно государственного бюджета бюджеты государственных внебюджетных фондов. Совокупность бюджета соответствующей территории с бюджетами государственных внебюджетных фондов принято называть бюджетом расширенного правительства. Федеральный бюджет РФ, по сути, представляет собой основной финансовый план государства, через который мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для реализации целей государственной политики.

Бюджетом субъекта РФ (или региональным бюджетом) в Бюджетном кодексе РФ называется форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для решения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Предметы ведения РФ, субъектов РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ устанавливаются главой третьей Конституции РФ. Второй уровень бюджетной системы, помимо бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, включает бюджеты 89 субъектов РФ, среди которых 21 республиканский; 55 краевых и областных бюджетов; 2 бюджета городов федерального значения; 1 бюджет автономной области и 10 бюджетов автономных округов. Местный бюджет (или бюджет муниципального образования) представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. К предметам ведения местного самоуправления относятся вопросы местного значения. Консолидированный бюджет представляет собой свод всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории. Консолидированный бюджет, объединяя все бюджетные показатели какой-либо территории, выполняет, в основном, информационную функцию. В отличие от законодательно утверждаемых бюджетов субъектов федерации и федерального бюджета, консолидированный бюджет не является законом. Консолидированный бюджет РФ включает в себя федеральный бюджет РФ и консолидированные бюджеты субъектов РФ. В то же время консолидированные бюджеты субъектов РФ состоят из собственно бюджета субъекта РФ и бюджетов муниципальных образований, находящихся на территории данного субъекта РФ. Принципы построения бюджетной системы: 1. Принцип единства бюджетной системы Означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса на всей территории Российской Федерации. 2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Означает закрепление соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. 3. Принцип самостоятельности бюджетов

69.2.Он означает: право законодательных органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы Российской Федерации самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; наличие собственных источников доходов у бюджетов каждого уровня бюджетной системы Российской Федерации; законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов и полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов в соответствии с законодательством Российской Федерации. право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов (в соответствии с Бюджетным кодексом); 4. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов Означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и прочие обязательные поступления подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. 5. Принцип сбалансированности бюджета Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. 6. Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств. 7. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. 8. Принцип гласности Принцип гласности означает:

1) обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;

2) обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти.

Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.

9. Принцип достоверности бюджета Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета. 10. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Показать полностью… https://vk.com/doc72726459_79259448
84 Кб, 23 апреля 2012 в 14:42 - Россия, Москва, СИЮ, 2012 г., doc
Рекомендуемые документы в приложении