Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Студенческий документ № 081221 из ГПИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

"РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Орловский филиал

Факультет "Государственное, муниципальное управление и

экономика народного хозяйства"

Кафедра "Политология и государственная политика"

Утверждена ученым советом РАНХиГС

(в составе ОП ВО)

Протокол №

от " " 2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Административно-управленческая элита

Направление подготовки 38.04.04 "Государственное и муниципальное управление"

Профиль подготовки (программа): "Государственная политика и политическое управление"

Квалификация (степень) выпускника: магистр

Форма обучения: очная, заочная

2016 г.

Автор-составитель:

Канд.полит. наук____________________ Е.С. Бакалдина

РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА для использования в учебном процессе кафедрой "Политология и государственная политика"

Протокол от "___" _______________ 2016г. №

Заведующий кафедрой

"Политология и государственная политика" _____________ П.А. Меркулов

СОДЕРЖАНИЕ

1. Цель и задачи дисциплины (модуля)..............................................4

2. Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю).............4

3. Место дисциплины (модуля) в структуре ОП ВО..............................5

4. Объем дисциплины (модуля)......................................................6

5. Содержание и структура дисциплины (модуля)..............................7

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы

обучающихся по дисциплине модулю)............................................12

7. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)...................................................................................14

8. Фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)..................................................................................15

9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)...................................................................................19

9.1 Основная литература.............................................................22

9.2 Дополнительная литература....................................................22

9.3 Нормативные правовые документы...........................................22

9.4 Интернет-ресурсы, справочные системы.....................................23

10. Материально-техническое и программное обеспечение дисциплины (модуля)...................................................................................24

1. Цель и задачи дисциплины (модуля)

Учебная дисциплина "Административно-управленческая элита" ставит своей целью формирование практических знаний о составе, видах и законах функционирования элит. Формирование и развитие способностей к аналитическому мышлению, ориентации в современной политической жизни России и умения применять и переоценивать накопленный опыт в свете развития политической науки и изменяющейся практики. Для достижения указанной цели в процессе освоения дисциплины обучающимся дается теоретическая база в области элитологии.

В процессе изучения курса и освоения основные дидактических единиц обучающиеся изучают основной курс вопросов, связанных с теорией и практикой политического лидерства. Основополагающим моментом предлагаемого курса является понимание феномена административно-управленческой элиты как неотъемлемого атрибута политического процесса в прошлом и настоящем. Курс опирается на основные принципы изучения роли личности в важнейших сферах политической реальности

Задачей дисциплины является знакомство магистрантов с основными методологическими подходами и концептуальными моделями современной элитологии, при помощи которых описываются и объясняются процессы формирования и механизмы функционирования политических элит. Особое внимание уделяется позициям и роли региональных элит в российском политическом процессе, а также процессам формирования и функционирования элит в странах постсоветского пространства. Усвоение базовых компетенций призвано способствовать активизации научно-исследовательской деятельности обучающихся, а также формированию комплексного представления о роли политических элит и политических лидеров в процессе деятельности политических институтов, протекании политических процессов в России и в мире.

2. Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю)

Процесс изучения дисциплины направлен на частичное формирование следующих компетенций, которые являются составной частью Компетентностной модели выпускника Орловского филиала РАНХиГС по направлению подготовки "Государственное и муниципальное управление" (Табл. 1).

Таблица 1.

Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю)

Код компетен-ции Содержание компетенции Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю) ПК-2 владение организационными способностями, умением находить и принимать организационные управленческие решения, в том числе и в кризисных ситуациях

Знать:

базовые концепции элитообразования и лидерства, специальный понятийно-категориальный аппарат изучаемой дисциплины, основные принципы формирования элит, сущность и типы политических элит и политических лидеров, ведущие исследовательские модели, позволяющие интерпретировать политическое лидерство. Уметь:

применять на практике навыки исследования состава политической элиты, законов и принципов ее функционирования, определять факторы, необходимые для формирования имиджа политика, понимать и анализировать роль элиты и политических лидеров в политическом управлении.

Владеть:

навыками самостоятельного осуществления научно-исследовательской деятельности в области анализа практики формирования и функционирования политических элит и политических лидеров.

ПК-3 Способность планировать и организовывать работу органа публичной власти, разрабатывать организационную структуру, адекватную стратегии, целям и задачам, внутренним и внешним условиям деятельности органа публичной власти, осуществлять распределение функций, полномочий и ответственности между исполнителями Знать:

основы процесса анализа, критерии оценки информации, переоценки накопленного опыта и конструктивного принятия решений. Уметь:

критически оценивать информацию, переоценивать накопленный опыт и конструктивно принимать решение на основе анализа информации. Владеть:

навыками использования методов и средств познания, различные формы и методы обучения и самоконтроля, новые образовательные технологии, навыками критического анализа, оценки информации, конструктивного принятия решений. ПК-6 способностью понимать современные тенденции развития политических процессов в мире, мировой экономики и глобализации, ориентироваться в вопросах международной конкуренции

Знать:

современные исследовательские методы и подходы, применимые в профессиональной деятельности. Уметь:

использовать современные методы исследования и информационно-коммуникационные технологии Владеть:

навыками организации познавательного процесса, осваивать формы и методы обучения, самообучения и самоконтроля; навыками публичного выступления, отстаивания собственного мнения; навыки литературной и деловой письменной и устной речи на русском языке.

3. Место дисциплины (модуля) в структуре ОП ВО

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.04.04 "Государственное и муниципальное управление", квалификация (степень) выпускника - магистр.

Дисциплина относится к дисциплинам по выбору вариативной части Б1.В.ДВ.6 ОП магистратуры и является обязательной для изучения.

Учебная дисциплина основывается на знаниях, полученных по ранее изученным дисциплинам "Политическое управление", "Кадровая политика в органах государственного и муниципального управления", "Муниципальное управление и местное самоуправление".

4. Объем дисциплины (модуля)

Таблица 2.

Вид учебных занятий и самостоятельной работы Объем дисциплины, час. Всего Семестр, курс 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Очная форма обучения Контактная работа обучающихся с преподавателем,

в том числе: 24 24 Лекционного типа (Л) 8 8 Лабораторные работы (практикумы) (ЛР) Практического (семинарского) типа (ПЗ) 16 16 Контролируемая самостоятельная работа обучающихся (КСР): Самостоятельная работа обучающихся (СР) (всего): 84 84 Промежуточная аттестация Форма Зач. Зач. Час. Общая трудоемкость (час./з.е.) 108/3 108/3

Вид учебных занятий и самостоятельной работы Объем дисциплины, час. Всего Семестр, курс 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Заочная форма обучения Контактная работа обучающихся с преподавателем,

в том числе: 10 10 Лекционного типа (Л) 2 2 Лабораторные работы (практикумы) (ЛР) Практического (семинарского) типа (ПЗ) 8 8 Контролируемая самостоятельная работа обучающихся (КСР): 4 4 Самостоятельная работа обучающихся (СР) (всего): 94 94 Промежуточная аттестация Форма Зач. Зач. Час. Общая трудоемкость (час./з.е.) 108/3 108/3

5. Содержание и структура дисциплины (модуля)

Таблица 3.

Содержание дисциплины (модуля)

Очная форма обучения

п/п Наименование тем (разделов) Содержание тем (разделов) Коды компе-тенций Тема 1 Понятие "элита" в современном научном дискурсе Социальная стратификация и элиты. Альтиметрический и меритократический критерии выделения элиты. Анализ процесса принятия решений как способ выявления политической элиты общества. Операционализация и определение соотношения понятий "политическая элита", "политический класс", "властная элита". ПК-2, ПК-3, ПК-6 Тема 2 Основные направления теории элит Представления о правящих группах в истории социально-политической мысли. Теория элит В. Парето. Концепция правящего класса Г.Моска. Теории Р.Михельса и М.Я. Острогорского ("железный закон" олигархизации политических партий и понятие партийного кокуса). Бихевиоральное направление в элитологических исследованиях. Леволиберальные теории элит (Р.Миллс, Ф.Хантер, У.Домхофф и др.). ПК-2, ПК-3, ПК-6 Тема 3 Смена и рекрутирование элит Понятие элитного рекрутирования. Циркуляция элит. Проблема вырождения необновляемой элиты. Открытый и закрытый типы элитного рекрутирования. Формы и способы рекрутирования элиты. Способы институционализации политической элиты. ПК-2, ПК-3, ПК-6 Тема 4 Структура и механизмы функционирования политических элит в современной России Институционализация новых российских элит. Особенности структуры и механизмов функционирования властных элит. Политические и бизнес-элиты: механизмы взаимодействия. Рекрутирование элит в современной России, вертикальная и горизонтальная мобильность. ПК-2, ПК-3, ПК-6 Тема 5 Региональные элиты в политическом процессе России. Особенности процесса децентрализации властных полномочий в России в 90-е годы ХХ века. Становление властных элит в российских регионах. Проблемы взаимодействия региональных элит и федерального центра. Способы рекрутирования региональных элит в России. Факторы, определяющие потенциал влияния региональных элит. Типология институциональных моделей управления, реализуемых российскими региональными элитами. ПК-2, ПК-3, ПК-6 Тема 6 Элиты и политическое управление Современная российская политическая элита. Структура политической элиты. Федеральная и региональная элита. Механизмы влияния политической элиты на политическое управление. Политическая связь бизнеса и власти. Лоббизм в органах власти в современной России. Теории бюрократии. Взаимодействие политики и государственной службы. Политические принципы формирования и функционирования корпуса государственных служащих. Политика и бюрократия на федеральном и региональном уровнях. Использование административного ресурса. ПК-2, ПК-3, ПК-6 Тема 7 Общетеоретические основы в изучении политического лидерства Определение понятия политического лидерства как общетеоретическая и методологическая проблема. История термина "политическое лидерство". Множественность и вариативность терминологических трактовок. Проблема теоретических оснований и методологического инструментария в изучении политического лидерства. ПК-2, ПК-3, ПК-6 Тема 8 Политологический подход к определению политического лидерства. Основные исследовательские подходы в политологии и проблема изучения политического лидерства. Общие концептуально-методологические подходы к пониманию политического лидерства в политологии. Теория политической модернизации и ее влияние на изучение политического лидерства. ПК-2, ПК-3, ПК-6 Тема 9 Структура политического лидерства. Политическая лидерство как феномен политической культуры. Элементы в структуре политического лидерства: политический опыт, политическое сознание, политическое поведение. Проблема воздействия политического лидерства на политические процессы и институты. Важнейшие функции политического лидерства: организующая, управляющая, контролирующая, гносеологическая, интегративная, коммуникативная, адаптационная, социализирующая, регулятивная, праксеологическая. ПК-2, ПК-3, ПК-6 Тема 10 Проблемы типологизации политического лидерства. Проблема разности проявлений элементов политического лидерства и необходимость в проведении его типологизации. Термин "тип" и понятие типа политического лидера. Политический лидер как политический феномен. Совокупность черт и характеристик, придающих специфику конкретному политическому лидеру. Типы политических лидеров и варианты политического лидерства. Проблема базовой модели политического лидерства и вопрос об универсальности элементов базовой модели. Универсальные компоненты и национально-региональная специфика. ПК-2, ПК-3, ПК-6 Таблица 4.

Структура дисциплины (модуля)

№ п/п Наименование тем (разделов) Объем дисциплины (модуля), час. Форма текущего контроля успеваемости,

промежуточ

ной аттестации Всего Контактная работа обучающихся с преподавателем по видам учебных занятий СР Л ЛР ПЗ КСР Очная форма обучения Тема 1 Понятие "элита" в современном научном дискурсе 10 2 8 О Тема 2 Основные направления теории элит 10 2 8 О Тема 3 Смена и рекрутирование элит 10 2 8 О Тема 4 Структура и механизмы функционирования политических элит в современной России 12 2 2 8 О Тема 5 Региональные элиты в политическом процессе России. 10 2 8 О Тема 6 Элиты и политическое управление 12 2 2 8 О Тема 7 Общетеоретические основы в изучении политического лидерства 11 2 9 О Тема 8 Политологический подход к определению политического лидерства. 11 2 9 О Тема 9 Структура политического лидерства. 11 2 9 О Тема 10 Проблемы типологизации политического лидерства. 11 2 9 О Промежуточная аттестация зачет Всего : 108 8 16 84 заочная форма обучения Тема 1 Понятие "элита" в современном научном дискурсе 11 2 9 О Тема 2 Основные направления теории элит 9 9 О Тема 3 Смена и рекрутирование элит 11 2 9 О Тема 4 Структура и механизмы функционирования политических элит в современной России 11 2 9 О Тема 5 Региональные элиты в политическом процессе России. 11 2 9 О Тема 6 Элиты и политическое управление 11 2 9 О Тема 7 Общетеоретические основы в изучении политического лидерства 12 2 10 О Тема 8 Политологический подход к определению политического лидерства. 10 10 О Тема 9 Структура политического лидерства. 10 10 О Тема 10 Проблемы типологизации политического лидерства. 10 10 О Промежуточная аттестация 4 зачет Всего : 108 2 8 4 94

Примечание - формы текущего контроля успеваемости опрос (О), тестирование (Т), контрольная работа (КР), коллоквиум (К), эссе (Э), реферат (Р), диспут (Д) и др.

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)

Получение углубленных знаний по дисциплине "Административно-управленческая элита" достигается за счет дополнительных часов к аудиторной работе самостоятельной работы студентов. Выделяемые часы целесообразно использовать для знакомства с дополнительной учебной, научной литературой по проблематике дисциплины, анализа научных концепций и современных подходов к осмыслению рассматриваемых проблем.

К самостоятельному виду работы студентов относится работа в библиотеках, в электронных поисковых системах и т.п. по сбору материалов, необходимых для проведения практических занятий или выполнения конкретных заданий преподавателя по изучаемым темам. Студенты могут установить электронный диалог с преподавателем, выполнять посредством него контрольные задания.

Контрольные вопросы для самоподготовки.

Темы для самостоятельной подготовки.

Тема 1. Понятие "элита" в современном научном дискурсе

1. Охарактеризуйте социальная стратификацию и элиты.

2. Опишите альтиметрический и меритократический критерии выделения элиты.

3. Проанализируйте процесс принятия решений как способ выявления политической элиты общества.

4. Раскройте операционализацию и определите соотношения понятий "политическая элита", "политический класс", "властная элита".

Тема 2. Основные направления теории элит.

1. Охарактеризуйте представления о правящих группах в истории социально-политической мысли.

2. Раскройте теорию элит В. Парето.

3. Раскройте концепция правящего класса Г.Моска. Теории Р.Михельса и М.Я. Острогорского ("железный закон" олигархизации политических партий и понятие партийного кокуса).

4. Опишите бихевиоральное направление в элитологических исследованиях.

5. Проанализируйте леволиберальные теории элит (Р.Миллс, Ф.Хантер, У.Домхофф и др.)

Тема 3. Смена и рекрутирование элит

1. Определите понятие элитного рекрутирования.

2. Опишите циркуляцию элит.

3. Раскройте проблему вырождения необновляемой элиты.

4. Охарактеризуйте открытый и закрытый типы элитного рекрутирования. Проанализируйте формы и способы рекрутирования элиты.

5. Опишите способы институционализации политической элиты.

Тема 4. Структура и механизмы функционирования политических элит в современной России

Проанализируйте институционализацию новых российских элит.

Охарактеризуйте особенности структуры и механизмов функционирования властных элит.

Опишите политические и бизнес-элиты: механизмы взаимодействия.

Раскройте процесс рекрутирования элит в современной России, вертикальную и горизонтальную мобильность.

Тема 5. Региональные элиты в политическом процессе России.

1. Опишите особенности процесса децентрализации властных полномочий в России в 90-е годы ХХ века. Проанализируйте становление властных элит в российских регионах.

2. Опишите проблемы взаимодействия региональных элит и федерального центра.

3. Назовите способы рекрутирования региональных элит в России.

4. Выявите факторы, определяющие потенциал влияния региональных элит.

5. Опишите типологии институциональных моделей управления, реализуемых российскими региональными элитами.

Тема 6. Элиты и политическое управление

1. Опишите российскую политическую элиту (структура политической элиты).

2. Раскройте механизмы влияния политической элиты на политическое управление.

3. Опишите политическую связь бизнеса и власти.

4. Опишите лоббизм в органах власти в современной России.

Тема 7. Общетеоретические основы в изучении политического лидерства

1. Определите понятие политического лидерства как общетеоретическую и методологическую проблему.

2. История термина "политическое лидерство".

3. Раскройте множественность и вариативность терминологических трактовок.

4. Проанализируйте проблему теоретических оснований и методологического инструментария в изучении политического лидерства.

Тема 8. Политологический подход к определению политического лидерства.

1. Назовите основные исследовательские подходы в политологии и проблема изучения политического лидерства.

2. Раскройте общие концептуально-методологические подходы к пониманию политического лидерства в политологии.

3. Опишите теорию политической модернизации и ее влияние на изучение политического лидерства.

Тема 9. Структура политического лидерства.

1. Раскройте политическое лидерство как феномен политической культуры.

2. Назовите элементы в структуре политического лидерства: политический опыт, политическое сознание, политическое поведение.

3. Проанализируйте проблему воздействия политического лидерства на политические процессы и институты.

4. Охарактеризуйте важнейшие функции политического лидерства: организующая, управляющая, контролирующая, гносеологическая, интегративная, коммуникативная, адаптационная, социализирующая, регулятивная, праксеологическая.

Тема 10. Проблемы типологизации политического лидерства

1. Раскройте проблему разности проявлений элементов политического лидерства и необходимость в проведении его типологизации.

2. Опишите термин "тип" и понятие типа политического лидера. Политический лидер как политический феномен.

3. Определите совокупность черт и характеристик, придающих специфику конкретному политическому лидеру.

4. Раскройте типы политических лидеров и варианты политического лидерства.

5. Назовите проблемы базовой модели политического лидерства и вопрос об универсальности элементов базовой модели, универсальные компоненты и национально-региональная специфика.

7. Методические указания для обучающихся по освоению

дисциплины (модуля)

Обучение по дисциплине (модулю) "Административно-управленческая элита"" предполагает изучение курса на аудиторных занятиях (лекции, практические и работы) и самостоятельной работы студентов.

Семинарские занятия дисциплины (модуля) "Административно-управленческая элита"" предполагают их проведение в различных формах с целью выявления полученных знаний, умений, навыков и компетенций с проведением контрольных мероприятий.

С целью обеспечения успешного обучения студент должен готовиться к лекции, поскольку она является важнейшей формой организации учебного процесса, поскольку:

* знакомит с новым учебным материалом;

* разъясняет учебные элементы, трудные для понимания;

* систематизирует учебный материал;

* ориентирует в учебном процессе.

Подготовка к лекции заключается в следующем:

* внимательно прочитайте материал предыдущей лекции;

* узнайте тему предстоящей лекции (по тематическому плану, по информации лектора);

* ознакомьтесь с учебным материалом по учебнику и учебным пособиям;

* постарайтесь уяснить место изучаемой темы в своей профессиональной подготовке;

* запишите возможные вопросы, которые вы зададите лектору на лекции.

Подготовка к практическим занятиям:

* внимательно прочитайте материал лекций относящихся к данному семинарскому занятию, ознакомьтесь с учебным материалом по учебнику и учебным пособиям;

* выпишите основные термины;

* ответьте на контрольные вопросы по семинарским занятиям, готовьтесь дать развернутый ответ на каждый из вопросов;

* уясните, какие учебные элементы остались для вас неясными и постарайтесь получить на них ответ заранее (до семинарского занятия) во время текущих консультаций преподавателя;

* готовиться можно индивидуально, парами или в составе малой группы, последние являются эффективными формами работы;

* рабочая программа дисциплины в части целей, перечню знаний, умений, терминов и учебных вопросов может быть использована вами в качестве ориентира в организации обучения.

Подготовка к зачету . К зачету необходимо готовится целенаправленно, регулярно, систематически и с первых дней обучения по данной дисциплине. Попытки освоить дисциплину в период зачётно-экзаменационной сессии, как правило, показывают не слишком удовлетворительные результаты. В самом начале учебного курса познакомьтесь со следующей учебно-методической документацией:

* программой дисциплины;

* перечнем знаний и умений, которыми студент должен владеть;

* тематическими планами лекций, семинарских занятий;

* контрольными мероприятиями;

* учебником, учебными пособиями по дисциплине, а также электронными ресурсами;

* перечнем экзаменационных вопросов.

После этого у вас должно сформироваться четкое представление об объеме и характере знаний и умений, которыми надо будет овладеть по дисциплине.

Систематическое выполнение учебной работы на лекциях и семинарских занятиях позволит успешно освоить дисциплину и создать хорошую базу для сдачи зачета.

8. Фонд оценочных средств промежуточной аттестации

по дисциплине (модулю)

В соответствии с требованиями ФГОС ВО для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации дисциплины "Административно-управленческая элита" разработан "Фонд оценочных средств".

Таблица 5.

Критерии оценивания компетенций

Наименование темы (раздела) Код компетенции Критерии оценивания Оценка (баллы) Понятие "элита" в современном научном дискурсе ПК-3, ПК-4, ПК-5 студент владеет знаниями предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину; самостоятельно, в логической последовательности и исчерпывающе отвечает на все вопросы билета, подчеркивал при этом самое существенное, умеет анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, конкретизировать и систематизировать изученный материал, выделять в нем главное: устанавливать причинно-следственные связи; четко формирует ответы, увязывает теоретические аспекты предмета с задачами практического деятельности. зачтено основные требования выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; на дополнительные вопросы при защите даны неполные ответы. зачтено имеются существенные отступления от требований к компетенции. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки или при ответе на дополнительные вопросы; отсутствует вывод. зачтено вопросы не раскрыты, обнаруживается существенное непонимание проблемы. не зачтено Основные направления теории элит ПК-3, ПК-4, ПК-5 студент владеет знаниями предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину; самостоятельно, в логической последовательности и исчерпывающе отвечает на все вопросы билета, подчеркивал при этом самое существенное, умеет анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, конкретизировать и систематизировать изученный материал, выделять в нем главное: устанавливать причинно-следственные связи; четко формирует ответы, увязывает теоретические аспекты предмета с задачами практического деятельности. зачтено основные требования выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; на дополнительные вопросы при защите даны неполные ответы. зачтено имеются существенные отступления от требований к компетенции. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки или при ответе на дополнительные вопросы; отсутствует вывод. зачтено вопросы не раскрыты, обнаруживается существенное непонимание проблемы. не зачтено Смена и рекрутирование элит ПК-3, ПК-4, ПК-5 студент владеет знаниями предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину; самостоятельно, в логической последовательности и исчерпывающе отвечает на все вопросы билета, подчеркивал при этом самое существенное, умеет анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, конкретизировать и систематизировать изученный материал, выделять в нем главное: устанавливать причинно-следственные связи; четко формирует ответы, увязывает теоретические аспекты предмета с задачами практического деятельности. зачтено основные требования выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; на дополнительные вопросы при защите даны неполные ответы. зачтено имеются существенные отступления от требований к компетенции. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки или при ответе на дополнительные вопросы; отсутствует вывод. зачтено вопросы не раскрыты, обнаруживается существенное непонимание проблемы. не зачтено Структура и механизмы функционирования политических элит в современной России ПК-3, ПК-4, ПК-5 студент владеет знаниями предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину; самостоятельно, в логической последовательности и исчерпывающе отвечает на все вопросы билета, подчеркивал при этом самое существенное, умеет анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, конкретизировать и систематизировать изученный материал, выделять в нем главное: устанавливать причинно-следственные связи; четко формирует ответы, увязывает теоретические аспекты предмета с задачами практического деятельности. зачтено основные требования выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; на дополнительные вопросы при защите даны неполные ответы. зачтено имеются существенные отступления от требований к компетенции. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки или при ответе на дополнительные вопросы; отсутствует вывод. зачтено вопросы не раскрыты, обнаруживается существенное непонимание проблемы. не зачтено Региональные элиты в политическом процессе России. ПК-3, ПК-4, ПК-5 студент владеет знаниями предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину; самостоятельно, в логической последовательности и исчерпывающе отвечает на все вопросы билета, подчеркивал при этом самое существенное, умеет анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, конкретизировать и систематизировать изученный материал, выделять в нем главное: устанавливать причинно-следственные связи; четко формирует ответы, увязывает теоретические аспекты предмета с задачами практического деятельности. зачтено основные требования выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; на дополнительные вопросы при защите даны неполные ответы. зачтено имеются существенные отступления от требований к компетенции. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки или при ответе на дополнительные вопросы; отсутствует вывод. зачтено вопросы не раскрыты, обнаруживается существенное непонимание проблемы. не зачтено Элиты и политическое управление студент владеет знаниями предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину; самостоятельно, в логической последовательности и исчерпывающе отвечает на все вопросы билета, подчеркивал при этом самое существенное, умеет анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, конкретизировать и систематизировать изученный материал, выделять в нем главное: устанавливать причинно-следственные связи; четко формирует ответы, увязывает теоретические аспекты предмета с задачами практического деятельности. зачтено основные требования выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; на дополнительные вопросы при защите даны неполные ответы. зачтено имеются существенные отступления от требований к компетенции. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки или при ответе на дополнительные вопросы; отсутствует вывод. зачтено вопросы не раскрыты, обнаруживается существенное непонимание проблемы. не зачтено Общетеоретические основы в изучении политического лидерства ПК-3, ПК-4, ПК-5 студент владеет знаниями предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину; самостоятельно, в логической последовательности и исчерпывающе отвечает на все вопросы билета, подчеркивал при этом самое существенное, умеет анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, конкретизировать и систематизировать изученный материал, выделять в нем главное: устанавливать причинно-следственные связи; четко формирует ответы, увязывает теоретические аспекты предмета с задачами практического деятельности. зачтено основные требования выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; на дополнительные вопросы при защите даны неполные ответы. зачтено имеются существенные отступления от требований к компетенции. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки или при ответе на дополнительные вопросы; отсутствует вывод. зачтено вопросы не раскрыты, обнаруживается существенное непонимание проблемы. не зачтено Политологический подход к определению политического лидерства. ПК-3, ПК-4, ПК-5 студент владеет знаниями предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину; самостоятельно, в логической последовательности и исчерпывающе отвечает на все вопросы билета, подчеркивал при этом самое существенное, умеет анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, конкретизировать и систематизировать изученный материал, выделять в нем главное: устанавливать причинно-следственные связи; четко формирует ответы, увязывает теоретические аспекты предмета с задачами практического деятельности. зачтено основные требования выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; на дополнительные вопросы при защите даны неполные ответы. зачтено имеются существенные отступления от требований к компетенции. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки или при ответе на дополнительные вопросы; отсутствует вывод. зачтено вопросы не раскрыты, обнаруживается существенное непонимание проблемы. не зачтено Структура политического лидерства. ПК-3, ПК-4, ПК-5 студент владеет знаниями предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину; самостоятельно, в логической последовательности и исчерпывающе отвечает на все вопросы билета, подчеркивал при этом самое существенное, умеет анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, конкретизировать и систематизировать изученный материал, выделять в нем главное: устанавливать причинно-следственные связи; четко формирует ответы, увязывает теоретические аспекты предмета с задачами практического деятельности. зачтено основные требования выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; на дополнительные вопросы при защите даны неполные ответы. зачтено имеются существенные отступления от требований к компетенции. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки или при ответе на дополнительные вопросы; отсутствует вывод. зачтено вопросы не раскрыты, обнаруживается существенное непонимание проблемы. не зачтено Проблемы типологизации политического лидерства. ПК-3, ПК-4, ПК-5 студент владеет знаниями предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину; самостоятельно, в логической последовательности и исчерпывающе отвечает на все вопросы билета, подчеркивал при этом самое существенное, умеет анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, конкретизировать и систематизировать изученный материал, выделять в нем главное: устанавливать причинно-следственные связи; четко формирует ответы, увязывает теоретические аспекты предмета с задачами практического деятельности. зачтено основные требования выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; на дополнительные вопросы при защите даны неполные ответы. зачтено имеются существенные отступления от требований к компетенции. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки или при ответе на дополнительные вопросы; отсутствует вывод. зачтено вопросы не раскрыты, обнаруживается существенное непонимание проблемы. не зачтено Вопросы к зачету по дисциплине (модулю) "Административно-управленческая элита" 1. Понятие политическая элита 2. Основной тезис элитологии и главный смысл термина элита 3. Социальная стратификация и элиты. 4. Альтиметрический и меритократический критерии выделения элиты. 5. Представления о правящих группах в истории социально-политической мысли. 6. Теория элит В. Парето. 7. Концепция правящего класса Г.Моска. 8. Теории Р.Михельса и М.Я. Острогорского ("железный закон" олигархизации политических партий и понятие партийного кокуса). 9. Бихевиоральное направление в элитологических исследованиях. 10. Леволиберальные теории элит (Р.Миллс, Ф.Хантер, У.Домхофф и др.). 11. Элитистские теории демократии. 12. Элитизм и плюрализм: основные теоретико-методологические положения. 13. Концепция демократического элитизма (Г.Лассуэлл, П. Бахрэк и др.) 14. Модель полиархии Р.Даля. Элитный плюрализм и демократический элитизм. 15. Понятие элитного рекрутирования. 16. Циркуляция элит. 17. Проблема вырождения необновляемой элиты. 18. Открытый и закрытый типы элитного рекрутирования. 19. Формы и способы рекрутирования элиты. 20. Элита как политический институт. 21. Способы институционализации политической элиты. 22. Роль элит в транзитивном политическом процессе. 23. Институционализация новых российских элит. 24. Способы рекрутирования региональных элит в России. 25. Современная российская политическая элита. 26. Федеральная и региональная элита. 27. Механизмы влияния политической элиты на политическое управление. 28. Этапы развития политических элит в новых независимых государствах. 29. Определение понятия политического лидерства как общетеоретическая и методологическая проблема. 30. Термин "политическое лидерство": множественность и вариативность терминологических трактовок. 31. Проблема теоретических оснований и методологического инструментария в изучении политического лидерства. 32. Основные исследовательские подходы в политологии и проблема изучения политического лидерства. 33. Теория политической модернизации и ее влияние на политическое лидерство. 34. Составные элементы политического лидерства. 35. Понятие функции политического лидера. 36. Важнейшие функции политических лидеров. 37. Понятие о типе политического лидера. 38. Типы политических лидеров. 39. Классические типологии политических лидеров. 40. Попытки типологизации современных российских политических лидеров. Аттестация по дисциплине "Административно-управленческая элита"" проводится в соответствии с Учебным планом в форме экзамена. Студенты допускается к нему по дисциплине в случае выполнения ими учебного плана по дисциплине: выполнения всех заданий и мероприятий, предусмотренных программой дисциплины (по формам текущего контроля). Объектами оценивания выступают: * учебная дисциплина (активность на занятиях, своевременность выполнения различных видов заданий, посещаемость всех видов занятий по аттестуемой дисциплине); * степень усвоения теоретических знаний; * уровень овладения практическими умениями и навыками по всем видам учебной работы; * результаты самостоятельной работы. 9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля) 9.1. Основная литература № автор Название издания Издательство Год издания Сведения о наличии в библиотеке Печатная форма (кол-во в библиотеке) Ссылка на ЭБС Академии 1 Пономарева Т.Г. Политические институты и их эволюция ИЭО СПбУУиЭ (Институт электронного обучения Санкт-Петербургского университета управления и экономики) 2013 http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=63975 2 Василенко И.А. Политология: Учебник М.: Юрайт 2013 5 3 Гаджиев К.С. Политология. 2-е изд., пер. и доп. Конспект лекций http://www.biblio-online.ru/thematic/?25&id=urait.content.568B7D2C-57BB-44AE-B113-A977C63EDB78&type=c_pub 9.2 Дополнительная литература. № автор Название издания Издательство Год издания Сведения о наличии в библиотеке Печатная форма (кол-во в библиотеке) Ссылка на ЭБС Академии 1 Терехова Е.В. Политология. Международные отношения: Русско-английский словарь-тезаурус М.: ФЛИНТА 2012 http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=3405 2 Желтов В.В. Сравнительная политология: теоретико-методологические истоки, институционализация Издательство КемГУ (Кемеровский государственный университет) 2012 http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=30043 3 Дробышевский С.А. Политическая организация общества и право как явления социальной эволюции М.: Проспект 2015 http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=54793 9.3. Нормативные правовые документы 1. Конституция Российской Федерации. Консультант-плюс : [сайт]. [2015]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/(дата обращения: 01.08.2015). 2. О правительстве Российской Федерации. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 23.05.2015) Консультант-плюс : [сайт]. [2015]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_17107/(дата обращения: 01.08.2015). 3. О судах общей юрисдикции в Российской Федерации. Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 N 1-ФКЗ (ред. от 21.07.2014) Консультант-плюс : [сайт]. [2015]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_110271/(дата обращения: 01.08.2015). 4. О политических партиях. Федеральный закон РФ. Консультант-плюс : [сайт]. [2015]. URL: http://docs.cntd.ru/document/902372284(дата обращения: 01.08.2015). 5. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ Консультант-плюс : [сайт]. [2015]. URL: http://base.garant.ru/184566/#ixzz3myhSzVXJ(дата обращения: 01.08.2015). 9.4. Интернет-ресурсы, справочные системы 1. http://www.garant.ru/ - информационно-правовой портал "Гарант" 2. http://www.consultant.ru/ - справочная правовая система "Консультант Плюс) 3. http://elibrary.ru/ - электронная научная библиотека; 4. http://президент.рф - официальный сайт Президента РФ; 5. http://правительство.рф - официальный сайт Правительства РФ; 6. http://rezerv.gov.ru/ - Федеральный портал управленческих кадров; 7. http://state.kremlin.ru/council/12/news - Совет по противодействию коррупции; 8. http://www.council.gov.ru/ - официальный сайт Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 9. базы данных, информационно-справочные и поисковые системы - Google, Rambler, Yandex, библиотечный фонд. 10. Материально-техническое и программное обеспечение дисциплины (модуля) "Административно-управленческая элита" Учебно-вспомогательные аудитории: - поточные аудитории стационарно оборудованные мультимедийными проекторами; переносной мультимедийный комплекс (проектор и ноутбук) используются для обеспечения лекций и семинаров демонстрационным оборудованием; - учебно-методический кабинет; - компьютерный класс для проведения компьютерной проверки знаний обучающихся; - обеспеченность наглядными пособиями, учебными пособиями на электронных носителях; - наглядные и учебные пособия представлены в электронной библиотеке, а также обеспечен доступ к крупнейшим электронным библиотекам мира: e-library.ru и т.п. Для расширения доступа обучающихся к источникам учебной и научной информации, в учебном процессе широко применяются возможности глобальной информационно-коммуникационной сети интернет. 2

Показать полностью… https://vk.com/doc133900541_438156514
75 Кб, 9 октября 2016 в 23:24 - Россия, Москва, ГПИ, 2016 г., docx
Рекомендуемые документы в приложении