Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
doc

Студенческий документ № 091191 из МЭГУ

Тема: "Место и роль реформ Вильгельма Завоевателя и Генриха I в истории Англии"

Содержание

Введение

Глава 1. Государственные преобразования Вильгельма Завоевателя

.1 Социальная реформа

.2 Военная реформа

.3 Система управления государством

.4 Управление страной на местах

.5 Финансовая реформа

.6 Судебная реформа

.7 Церковная реформа

.8 Изменения в жизни крестьян

.9 Изменения в жизни горожан

.10 Составление "Книги Судного Дня"

.11 Присяга в Солсбери

Глава 2. Реформы Генриха I

.1 Реформирование аппарата управления и судов

.2 Церковная политика короля

.3 Хартия вольностей

Заключение

Библиографический список

Введение

Настоящая работа имеет своей задачей исследовать государственные преобразования короля Англии Вильгельма Завоевателя и его ближайшего преемника Генриха I. Если в зарубежной (прежде всего англоязычной) историографии существуют десятки трудов, посвященных указанной тематике, то в отечественной историографии она изучена совершенно недостаточно. Между тем, эта тематика важна не только в страноведческом плане или применительно лишь к политической истории. Она выводит исследователя на ряд более глубоких, общеисторических проблем, таких, как отношения между разными типами и стадиями цивилизационного развития, формирование этнического самосознания, роль элиты в обществе, проблема сохранения культурной идентичности в условиях насильственно насаждаемой иной модели исторического развития. Все эти проблемы находятся в центре внимания современной медиевистики. При написании работы, реализована возможность показать те процессы и явления, относящиеся к исследуемым событиям, которые до сих пор были мало освещены в отечественной медеевистике. Вместе с тем хотелось бы отметить ряд учёных-медеевистов затрагивающих в своих работах этот период в истории Англии, которые мы использовали в своей работе, это Роберт Бартлетт, М.А. Барк, Уинстон Черчилль, Дэвид Дуглас, Вильгельм Зюмтор.

Целью данной работы является изучение государственных преобразований Вильгельма Завоевателя и Генриха I в переломный момент, повлекший за собой включение Англии в полиэтничные державы и вызвавший глубокие цивилизационные, социальные и этнокультурные изменения в английском обществе.

В рамках темы исследования автором определены следующие задачи:

) изучить государственные преобразования Вильгельма I;

) рассмотреть какие изменения произошли в английском обществе в результате реформ Вильгельма I;

) оценка роли идеологических аспектов в процессе складывания новых государственных образований;

)показать преобразования Генриха I;

) проанализировать влияние реформ на развитие Англии.

Объектом исследования стали государственные преобразования Вильгельма Завоевателя и Генриха I.

Предметом исследования явились отдельные аспекты государственных преобразований Вильгельма Завоевателя и Генриха I и изменения, которые они повлекли в английском обществе, а также влияние этих реформ на дальнейшее развитие Англии.

Структура и содержание работы соответствуют поставленным задачам.

Глава 1. Государственные преобразования Вильгельма Завоевателя

Вступление на престол Вильгельма Завоевателя ознаменовало начало созидательного периода в истории Англии. Вильгельму предстояло произвести важные изменения в объединённом королевстве. Вильгельм уже имел богатый опыт решения сложных политических проблем, который он постарался распространить и на свои новые владения. Основу его могущества составляли новая феодальная знать и поддержка церкви. Вполне естественно, что в Англии реформы в первую очередь затронули именно эти социальные слои. Но опыт Вильгельма подсказывал, что добиться доминирующего положения в Нормандии ему помогло умелое использование традиций, существовавших в герцогстве задолго до него. Став королем Англии, он избрал тот же путь: с максимальной для себя выгодой постарался воспользоваться монархическими традициями и институтами власти, которые уже существовали в завоеванном королевстве. Это способствовало более мягкому воздействию завоевателей на Англию. Король-нормандец попытался подогнать нормандские обычаи под английские традиции.

1.1 Социальная реформа

Одним из последствий нормандского завоевания Англии стало радикальное изменение структуры правящей элиты страны. Доминирующую роль стала играть нормандская аристократия. Этот процесс привел к далеко идущим последствиям. Для Англии это время было связано с уничтожением старой знати и замены ее новой "заморской" аристократией. Это было самым значимым социальным изменением, произошедшим во время правления Вильгельма Завоевателя, причем в значительной степени под его непосредственным руководством.

Судьба старой английской знати - одна из самых трагических страниц истории XI века. Поначалу новый король пытался использовать чиновников прежней администрации и даже приблизил ко двору графов Эдвина, Моркара и Уолтофа. Однако вскоре эти английские магнаты исчезли с политической сцены. В результате войн раннего периода правления Вильгельма старая английская знать понесла очень серьезные потери. Многие погибли. Поместья были повсеместно разорены. Завоеватель отказался от прежней политики компромиссов, рассчитанной на привлечение английской аристократии. Представители некогда влиятельных родов в массовом порядке покидали родину. А их оставшиеся в Англии родственники, лишенные власти и потерявшие значительную часть богатств, оказались бессильны перед новыми хозяевами страны, которые стали их стремительно вытеснять. Крушение старой элиты было полным и необратимым. Кеннет Морган рассматривая "Книгу Судного Дня" отмечает, что "в 1086 г. оставались только два выживших английских землевладельца, достойных быть упомянутыми в этом кадастре. Более 4 тыс. танов утратили свои земли и были заменены группой, состоявшей из менее чем 200 баронов".

Согласно "Книге Судного Дня", примерно пятая часть земель, Англии вошла в домен короля. Как отмечается: "В состав его вошла и значительная часть лесов, превращенных в охотничьи заповедники. Крестьянам, осмелившимся охотиться в королевском лесу, грозило страшное наказание - им выкалывали глаза". Четвертую часть земель составили владения церкви и почти половина была передана ближайшим соратникам Вильгельма Завоевателя. Они и составили самую мощную группу новой английской аристократии, которая, впрочем, была малочисленной. Доминирующую роль в ней занимали всего несколько знатнейших феодалов. Так, почти половина земель, переданных Вильгельмом своим соратникам, досталась всего одиннадцати магнатам. Список остальных крупнейших землевладельцев Англии не был очень длинным. Это были представители всего нескольких знатнейших семейств.

Можно сделать вывод, что политика, которую проводил Вильгельм Завоеватель в 1070-1087 годах в Англии, способствовала концентрации земельной собственности в руках небольшой группы влиятельных феодалов.

В Англии Вильгельм был признан законным наследником светской и духовной власти Эдуарда Исповедника. Это позволило ему настаивать на том, что новые магнаты вместе с правами на земли своих английских предшественников получают и их обязанности. Как правило, владения нормандских лордов в каждом английском шире составлялись не из случайно нарезанных земель, а из наделов, принадлежавших до завоевания одному-двум английским феодалам. Это было весьма мудрой политикой. Крупные земельные пожалования, за редкими исключениями, не были сосредоточены в одном районе, а состояли из участков, расположенных в разных районах страны. Некоторые усматривают в этом политический расчет короля, другие считают, что все получалось само собой, поскольку пожалование земель было не единовременным актом, а производилось постепенно, по мере распространения власти Вильгельма на новые английские территории. Но масштабы "распыления поместий" несколько преувеличиваются. Кроме того известно, что разброс имений был свойствен Англии и до Нормандского завоевания. Так во времена Эдуарда Исповедника владения многих знатнейших феодалов были так же рассеяны по стране, как впоследствии земли нормандских магнатов, и связано это было отнюдь не с волей монарха, а со сложившейся в стране системой родовых и арендных отношений. Благодаря этому обстоятельству новым владельцам было легче адаптироваться на новом месте: конфигурация самих земельных наделов практически не менялась, и новые лорды получали их от законного короля. Спорные ситуации, которые неизбежно возникали при передаче земель, практически нигде не переросли в серьезные волнения. В подавляющем большинстве случаев представителям короля удавалось урегулировать их, доказав законность происходящего с точки зрения традиций английского права. Постоянное обращение к англосаксонским обычаям было характерно практически для всех крупных судебных разбирательств, происходивших в Англии при Вильгельме Завоевателе. Складывалась парадоксальная ситуация: за двадцать лет новая элита полностью вытеснила старую, но все эти радикальные преобразования проводились под знаменем консерватизма и уважения к прошлому. Владения новых магнатов, получивших от него крупные земельные участки, стали к 1087 году неотъемлемой частью социально-экономической жизни королевства. Каждое такое владение, состоящее из расположенных в нескольких ширах поместий-маноров, имело центр caput, как правило, замок, являвшийся главной резиденцией лорда. У лорда имелся свой четко организованный двор, в который входили лица, получившие земли уже от него. Лорд мог иметь собственных стюарда, управляющего, казначея и других придворных чиновников. У него были также собственные судьи и шерифы. В общем, дворы королевских вассалов в той или иной степени копировали порядки, заведенные в королевском дворце. Придворные часто именовали себя пэрам и своего сеньора. Они принимали участие в выработке решений, касающихся управляемых им владений, разбирали возникающие между его арендаторами споры. Будучи главными советниками и исполнителями решений своего лорда, они полностью ассоциировали себя с его владением. Вассальная присяга, которую давал своему сеньору каждый, кто получал от него земельный надел, служила основой отношений, цементирующих феодальное общество. В результате в Англии создалась довольно стройная система взаимосвязей, обеспечивавшая власть короля над всей ее территорией.

1.2 Военная реформа

Для жизнеспособности объединенного государства было важно увязать процесс образования новой аристократии с усилением его военной мощи. Крупные земельные владения в стратегически важных пунктах королевства практически сразу же были переданы тем представителям нормандской знати, которые своим возвышением и богатством были обязаны лично Вильгельму.

Еще большее значение имело то, что нормандские аристократы в Англии становились не абсолютными собственниками земли, а скорее королевскими арендаторами, что способствовало усилению роли монарха. Именно он распределял земельные владения, а феодалы получали их не как военную добычу, а как плату за службу королю. Каждый был обязан выставить определенное количество воинов, то есть выполнить вассальный долг службы - "servitia debita". Причем число солдат, которых должен был подготовить для королевской службы конкретный феодал, не было фиксированным, а оговаривалось исходя из размера находящейся в его распоряжении земельной собственности. Именно такую систему соглашений между королем и его вассалами, известную как военный феодализм, начал создавать Вильгельм после завоевания Англии.

Создание системы, при которой распоряжение земельной собственностью подразумевало исполнение четко зафиксированных обязанностей, является одним из самых значительных достижений Вильгельма Завоевателя. Он не только сумел сделать преданных ему людей самыми богатыми и влиятельными феодалами Англии, но и обратить процесс раздачи пожалований на пользу обороноспособности своего королевства.

Постоянно иметь под рукой боеспособное войско для Вильгельма Завоевателя было крайне необходимо, ведь на протяжении двух десятилетий ему приходилось почти непрерывно вести войны. По сути, англо-нормандское государство представляло собой военизированную организацию феодалов, в любой момент готовую к боевым действиям. Именно благодаря этому оно и смогло выжить в тех условиях.

Известно, что в ранний период развития англо-нормандского феодализма многие воины, выделенные для королевской армии, сами не имели земельных участков, а являлись наемными слугами крупных феодалов. Таковыми были, например, "пешие и конные солдаты", действия которых вызвали беспорядки у Вестминстера во время коронации Завоевателя. Эти ,наемные воины в период между 1066-м и 1072 годами представляли один из самых нестабильных социальных элементов Англии. Король, прекрасно понимал, какую опасность представляют крупные отряды вооруженных наемников, и не поощрял стремления своих вассалов к их содержанию.

В результате в Англии начала развиваться более прогрессивная система, при которой крупные феодалы выделяли из своих земель ленные участки для лиц, направляемых ими на королевскую службу. Некоторые из них получали земельные участки непосредственно от короля, и по своему социальному положению они практически ничем не отличались от лордов.

Наличие рыцарей, имеющих ленные владения, зафиксировано уже в "Книге Судного Дня", а к середине ХII века такими рыцарями стали практически все английские воины. Каждый из них имел земельный участок, за пользование которым должен был исполнять оговоренные служебные обязанности и выплачивать определенные денежные суммы. Главными обязанностями были, естественно, военная служба или финансирование таковой, а также участие в деятельности двора своего лорда. Таким образом, примерно за сто лет нормандского владычества рыцари в Англии стали не просто людьми, несущими военную службу, но составили одну из групп привилегированного класса, распоряжавшегося земельными владениями. Такая социальная структура, характерная для сформировавшегося феодального общества, в Англии XI века еще окончательно не сложилась. Но само ее создание связано с реорганизацией системы формирования вооруженных сил королевства, начавшейся при Вильгельме Завоевателе.

Всегда вызывал массу споров вопрос о том, имелись или нет основные элементы военно-ленного феодализма в Англии до Нормандского завоевания или Завоеватель со своими соратниками создавал всю систему с нуля. Широкое распространение имела точка зрения, согласно которой король Вильгельм воспользовался опытом старой Англии, в которой имелось множество форм зависимых земельных владений, и приспособил их к новым условиям. Позже эту версию признали не верной. На сегодняшний момент большинство исследователей считают, что речь идет не о преемственности традиций, а о совершенно новом этапе развития социальной системы, который начался тогда, когда представитель знати мог получить земли только при условии признания, своего воинского долга по отношению к тому, кто эти земли выделял. Обнаружить признаки военного феодализма в англосаксонской Британии затруднительно. Очевидно, что долг службы и передача земель в ленное владение не обязательно связаны между собой хотя бы потому, что лены появились позже, чем понятие "servitia debita". И то, что четкая регламентация обязанностей человека, получившего земельный участок, была введена в Англии только при ее первом нормандском короле, а за все время правления англосаксонской династии не обнаружено ни одного прецедента.

Ещё одно значительное нововведение Вильгельма Завоевателя это строительство фортификационных сооружений нового типа. В его правление вся Англия покрылась сетью королевских или баронских замков, ставших военными базами, обеспечивающими контроль над округой, и резиденциями баронов или чиновников короля. Роберт Бартлетт поясняет: "Замки строились с таким расчетом, чтобы держать оборону в них могли некрупные отряды, вот для чего их и строили небольшими, но высокими. Высота, во-первых, делала замок недосягаемым, а во-вторых, превращала его в самую высокую точку округи. Укрывшись за стенами замка, гарнизон становился почти неуязвимым, однако мог по-прежнему держать ситуацию под контролем, ибо имел прекрасный обзор местности. На начало XII века в Англии, судя по всему, насчитывалось до 500 замков, причем все они были воздвигнуты за предшествовавшие 50 лет. Несложные расчеты показывают, что в среднем замок стоял через каждые десять миль". При преемниках Вильгельма число замков продолжало расти из года в год.

1.3 Система управления государством

В Англии между 1070-м и 1087 годами был установлен такой феодальный порядок, при котором права государя как верховного сюзерена с самого начала были законно признаны и контроль за их осуществлением соблюдался неуклонно и сурово. Поскольку феодальная структура англо-нормандского королевства определялась тем, что нормандские аристократы поселились в Англии на условиях, очень выгодных для короля, то управление королевством зависело от отношений между аристократией и Завоевателем. Центром системы управления был королевский двор - "curia regis". С определенной точки зрения этот двор можно было считать просто двором крупнейшего феодала страны. Повсеместно в обязанности вассалов входило присутствие при дворе своего сеньора. Это правило относилось и к тем, кто получил свои земли непосредственно от короля. Феодальный характер двора Вильгельма стал еще очевиднее, когда король потребовал, чтобы долг служения по отношению к нему выполняли не только светские феодалы, но и служители церкви. В состав двора входили члены семьи Вильгельма - его жена и сыновья - и его главные светские и церковные вельможи. Спорадически проводились съезды большого двора, которые были шире по количеству участников. Однако придворные советы при короле Вильгельме не были чем-то абсолютно новым и чуждым Англии. В завоеванной стране Вильгельм обнаружил существовавший с древних времен королевский совет, который также был собранием местных вельмож и, хотя формировался по иным правилам. Совет Эдуарда Исповедника включал в свой полный состав главных церковных иерархов и крупнейших светских владетелей (в основном графов), к которым присоединялись и другие знатные люди, вызывавшиеся по приказу короля. Совет был собранием вельмож, созванных королем, который нуждался в их постоянной поддержке. Вильгельм Завоеватель вначале был готов эту поддержку принять. А потому съезды, собиравшиеся в 1068-1069 годах, чтобы засвидетельствовать наиболее крупные из его английских пожалований, очень напоминали расширенные советы-витаны времен Исповедника. На этих съездах англосаксонские и нормандские феодалы и прелаты сидели рядом, а среди присутствовавших должностных лиц было несколько людей, ранее служивших Исповеднику. Советы первых лет царствования Вильгельма показательны как пример избранной им внутренней политики: свои нововведения, которым было суждено в корне поменять основы общественного устройства страны, он проводил в жизнь плавно и в то же время эффективно. Изменения в составе двора стали заметны лишь после 1070 года, но потом перемены в нем шли очень быстро, поскольку замена прежней английской аристократии на новую неизбежно отражалась в составе двора. К концу правления Завоевателя среди участников больших собраний двора имена видных английских аристократов стали большой редкостью. Не смотря на то, что двор Вильгельма Завоевателя так же как витан Эдуарда Исповедника состоял из самого монарха и членов его семьи, виднейших церковных иерархов и крупнейших светских владетелей, а также некоторых должностных лиц, между ними было коренное отличие, которое состояло в том, что феодалы Вильгельма были обязаны присутствовать на собраниях двора силу вассальных обязанностей, возникших из-за предоставления им королем земли. "Curia" собиралась часто. Но еще до 1087 года появилась традиция собирать ее в полном составе на Рождество, на Пасху и на Троицу. Такие съезды позволяли тем, кто управлял Англией, лично встречаться друг с другом, а королю давали возможность ознакомиться с состоянием дел во всех частях его государства посредством общения с людьми, отвечавшими за управление этими частями. Но король Вильгельм встречался со своими вельможами не только в таких особо торжественных случаях. Его "curia" часто собиралась в меньшем составе, куда входили лишь те, на чье мнение король полагался особенно. Они перемещались по королевству вместе с монархом. Естественно, при обсуждении проблем конкретного района на совет приглашались местные должностные лица, имевшие к нему непосредственное отношение.

Основные вопросы, которыми занимался двор Завоевателя, касались подтверждения прав на землю или привилегий и, следовательно, судебных решений по урегулированию претензий. В Англии обстоятельства ее завоевания и связанная с этим необходимость урегулировать возникавшие споры придавали этой задаче особую важность.

Можно отметить, что обязанность его двора состояла в том, чтобы давать советы королю, а король, со своей стороны, всегда был готов обеспечить свою поддержку тем людям, которые могли сделать его правление эффективным. В то время управленческая деятельность еще не была разделена на отдельные функции: лишь после смерти Вильгельма из королевского двора были выделены специальные группы людей, которым были поручены обязанности по сбору налогов и отправлению правосудия. Хорошо известно, что казначейство и позднейшие суды, а также канцелярия, как особая служба, были детищами курии. В царствование Завоевателя на управление страной еще смотрели проще: король правил и вызывал к себе вассалов как помощников в выполнении этой задачи, чтобы они давали ему советы и обеспечивали исполнение его решений. Таким образом, феодальная структура королевства объединяла для выполнения общей цели короля и аристократию, как отмечает Поль Зюмтор: "Психологический фактор, действовавший в процессе завоевания, способствовал сплочению сообщества завоевателей: Вильгельм и его бароны, изолированные от враждебного англосаксонского окружения, которое они плохо понимали, составили единое целое... С самого начала инстинкт самосохранения способствовал укреплению в этом сообществе права и порядка, благодаря чему установился режим сильной власти, характеризовавшийся обширными королевскими полномочиями. Административные меры, принимавшиеся Вильгельмом Завоевателем, были продиктованы желанием унифицировать управление. Завоевание создавало благоприятные условия для установления сильной автократической власти, чем в полной мере и воспользовался Вильгельм".

Важным нововведением стало учреждение поста канцлера в 1068 г., ответственного за организацию делопроизводства короля, эту должность занимали лица духовного звания. Канцелярия занималась составлением королевских указов. Если указы Эдуарда Исповедника в основном касались пожалования земель или прав, то указы Вильгельма Завоевателя постепенно расширяли круг вопросов, все чаще они содержали приказ или запрет. Указы стали самым распространенным способом выражения королевской воли в делах управления страной. Должность канцлера заняла свое место в административной системе. Однако канцлеры оставались простыми слугами при дворе короля, которые после нескольких лет службы получали в награду за нее епископскую кафедру. Отделение канцелярии от двора государя и ее превращение в судебное учреждение произошли позже.

1.4 Управление страной на местах

При Вильгельме Завоевателе должностные лица, служившие при дворе, определяли основные направления деятельности системы управления страной, а также ее характер. Но воплощали теорию в практику совсем другие люди. Король имел в своем распоряжении не только знатные феодальные семьи, которые он сам поселил в Англии, но и административные единицы местного управления - округа, которые делились на сотни, полноценно функционировавшие еще до его появления на острове.

До 1066 года в Англии были графы и шерифы (дворяне, управлявшие округами внутри графства). К концу правления Вильгельма все эти должности занимали представители одной и той же аристократии. Во времена Эдуарда Исповедника почти вся Англия делилась на графства. И хотя теоретически граф считался чиновником короля, на деле господствовало соперничество между почти независимыми великими графскими семействами. Вильгельм положил конец старинному территориально административному делению Англии на крупные графства, не желая, чтобы его королевство было поделено на полунезависимые княжества. Уинстон Спенсер Черчиль пишет по этому поводу: "Он видел - и извлек из этого урок, - какие беды ждут страну, разделенную на большие провинции. Маленькие графства Англии, с королевскими чиновниками во главе каждой, позволяли ему поддерживать как раз тот баланс власти, который требовался для проведения необходимой финансовой и правовой политики, но в то же время не были способны к мятежу как самостоятельные единицы". Исключение составили приграничные графства, созданные по нормандскому образцу для специальных целей обеспечения безопасности и обороны. Несмотря на свою стратегическую важность, новые административные единицы занимали лишь небольшую часть той территории, которой владели великие графы времен Исповедника, а вскоре их размеры были еще уменьшены. Итак, унификация английской и нормандской практики государственного управления уменьшила значение графов в английской политической системе. В отношении должности шерифа тот же процесс привел к совершенно противоположному результату. При Эдуарде Исповеднике шериф был землевладельцем второго ранга. Его место в обществе определялось тем, что он был представителем короля. После прихода нормандцев места шерифов заняли аристократы из числа самых могущественных. Они входили в преобразованную политическую систему, в которой (в отличие - от своих предшественников) не были подотчетны графам. В первые годы царствования Вильгельм, естественно, использовал тех, кто уже занимал места шерифов как главных исполнителей королевской воли.

Первые попытки последовательно проводить замену шерифов-англичан людьми из Нормандии были предприняты лишь после 1070 года. Затем этот процесс ускорился. Важнейшей частью внутренней политики Вильгельма стало назначение видных представителей новой аристократии на должность, которая была мощным инструментом проведения в жизнь королевской воли.

К англо-нормандским шерифам перешли все обязанности их англосаксонских предшественников. Они отвечали за сбор налогов для короля, вершили королевское правосудие, управляли местными судами в округах-ширах и входивших в их состав сотен. К тому же шерифы поддерживали в хорошем состоянии замки. Занимая свои английские должности, они пользовались уважением как крупные феодалы-землевладельцы, и этот почет, соединяясь с авторитетом короля, чьими представителями они были, давал шерифам силу, которая позволяла им исполнять приказы короля, даже когда от этого мог пострадать самый знатный и богатый человек в данной местности. Именно посредством этих шерифов король-нормандец вдохнул новую жизнь в старинную английскую должность и обратил силы, скрытые в англосаксонской системе местного управления, на службу феодальному государству, которое он создал. Важнее всего это оказалось для первостепенной по своему значению области финансов.

1.5 Финансовая реформа

В Англии Вильгельм унаследовал во многом уникальную систему финансов. Английский король получал доходы из многих источников: от налогов и сборов, которые выплачивались ему по обычаю, от чеканки денег, от выполнения судейских функций, от своих собственных поместий, которыми во многих случаях управляли шерифы. Но, кроме всего этого, английский король уже давно имел право взимать на оборонные нужды особый налог со всего населения на всей территории страны, который назывался "данегельд" ("датские деньги"). Размер "данегельда" устанавливался на основе оценки имущества. Оценка всюду проводилась по одним и тем же основным правилам, хотя в разных частях страны детали этой процедуры могли отличаться. Каждый округ-шир, согласно оценке, делился на круглое число облагаемых "данегельдом" единичных участков земли. Затем это число налоговых единиц делилось внутри округа между сотнями. То число единиц, которое выпадало на долю сотни, распределялось между деревнями, обычно по пять или десять наделов. Эта система была громоздкой, но она позволяла королю взимать примерно одинаковый налог со всего королевства и была охарактеризована как "первая известная в Западной Европе общегосударственная система налогообложения".

Центральное управление всеми королевскими доходами осуществляла канцелярия, которую возглавлял главный канцлер. При Завоевателе возросло значение казначейств·как хранилищ королевских ценностей. Эффективность сбора налогов напрямую зависела от того, что должность шерифа полностью перешла в руки нормандских аристократов, ведь шерифы были основными финансовыми чиновниками короля. В их обязанности входил сбор налогов, которые население должно было платить королю. На них лежала ответственность за сбор доходов, которые государю приносило королевское право вершить суд. Возможно, шерифы отвечали за обеспечение того, чтобы арендаторы короля должным образом исполняли свои феодальные обязанности. Они управляли работами в королевских поместьях на территории своего округа и брали под свою охрану имения, перешедшие к королю в результате конфискации. Более того, при Вильгельме именно шерифы были ответственными за сбор "датских денег". Эффективность финансовой политики Вильгельма не вызывает никаких сомнений. Вместе со сводными братьями он владел почти половиной земли в Англии и получал с этих владений очень большой доход. Но важнее всего были "датские деньги" (сбор на оборону со времён англосаксонской Англии) Вильгельм по меньшей мере четырежды собирал этот налог со всей Англии, причем в таком размере, что "данегельд" был очень тяжелым для плательщиков. И это были еще не все источники, из которых король черпал свои доходы. Большой доход приносили налоги с торговли и налоги, взимаемые с городов.

1.6 Судебная реформа

В качестве территориальных единиц судебной власти на местах в Англии Вильгельм использовал местные суды древнего происхождения, существовавшие в ширах и сотнях. По сути дела, смешение нормандских феодальных идей с дофеодальными английскими традициями ни в чем не проявлялось так явно, как в использовании Вильгельмом местных судов для дополнения юрисдикции королевской курии. Центральными фигурами этого процесса был шерифы, которые получили право лично вершить суд. Кроме того, они по своей должности находились в особых отношениях с судами округа и сотен, и было естественно, что, как и их саксонские предшественники, рассматривали в этих судах дела, имевшие касательство к королю или королевству. Правда, шериф мог разделять эти обязанности с другими чиновниками. Но именно шериф являлся в английских окружных судах, непосредственным исполнителем воли короля, и, как правило, именно шерифу были адресованы указы короля, повелевающие рассмотреть какое-либо дело. Вильгельм имел возможность непосредственным образом вмешиваться в дела местных судов, направляя членов своего собственного суда для ведения особо важных судебных процессов. Одним из величайших достижений Вильгельма Завоевателя можно смело считать тот успех, с которым древние английские суды были поставлены на службу первому королю-нормандцу, а так же то, что они были использованы для поддержания традиций во времена перемен. В этом деле его государственная мудрость повлияла на его английских потомков больше, чем в любом другом. Эти суды отчетливо демонстрировали желание нового короля сохранить традиционные английские судебные обычаи. Процедура рассмотрения дел на этих судах требует комментария. Метод "суда Божьего" к тому времени уже долгие годы был в употреблении по обе стороны пролива; то же самое относится к расследованию дел с использованием свидетелей и предъявлением грамот. Но примененное Завоевателем направление собственных представителей для ведения судебных дел на местах было новой практикой для Англии. При преемниках Вильгельма оно стало мощным средством расширения власти короля. Эти представители короля не только приносили с собой власть короля в английские окружные суды, но и делали контроль этой власти над ними более прямым, чем когда-либо ранее. Председательствуя на процессах по порученным делам, они применяли метод доказательства, который позже имел огромнейшее влияние на практику английского судопроизводства. Ведь именно эти суды были первыми случаями последовательного применения в судебном процессе присяжных - группы людей, которых назначал суд, чтобы они коллективно вынесли приговор, и которые принимали для этого присягу. С 1066-го по 1087 год применение судов присяжных стало характерной чертой судебной практики Вильгельма Завоевателя. С течением времени эта практика становилась все более распространенной, и вскоре область ее применения стала на удивление широкой. В 1086 году составление "Книги Судного Дня" осуществлялось в значительной степени с помощью приговоров, вынесенных давшими клятву присяжными по всей стране. Таким образом, вся Англия была ознакомлена с институтом присяжных, которых Завоеватель сделал составляющей частью своей управленческой системы. Это был его заметный вклад в последующее развитие английского правосудия.

1.7 Церковная реформа

В основе церковной политики короля Вильгельма лежала его убеждённость в том, что надзор за состоянием церкви является одной из основных обязанностей монарха. Одним из важнейших мероприятий реформы стало разделение в 1076 году светской и церковной юрисдикции Вильгельм Завоеватель повелел, "чтобы никакой епископ или архидиакон не разбирал больше в сотне дел на основании епископских законов и не представлял дело, которое относится к управлению душами, на суд мирян, но каждый согласно епископским законам, по какому бы делу или преступлению он ни был привлечен к суду, пусть является в место, какое для этого изберет или назначит епископ, и здесь дает ответ по своему делу или преступлению - и не согласно с тем, как это делается в сотне, но согласно канонам и епископским законам дает справедливое возмещение богу и своему епископу". Это постановление положило начало каноническому праву и становлению независимых от светской власти церковных судов. На посты епископов и аббатов стали назначаться исключительно нормандцы и к 1086 году во всей стране остался лишь один епископ англосаксонского происхождения. Это, с одной стороны, привело к некоторому отчуждению низшего духовенства, а с другой - значительно укрепило контроль центральной власти над церковью. Реформируя церковные институты, Вильгельм установил, что ни один папа не может быть признан в Англии без согласия короля, что папские послания и буллы не действуют на территории Англии без специального королевского разрешения, что любые нововведения в церковных вопросах должны предварительно одобряться королём. Более того, епископам было запрещено без санкции монарха предпринимать поездки в Рим, даже по вызову папы.

1.8 Изменения в жизни крестьян

Возникновение англо-нормандского королевства не внесло в жизнь крестьян изменений, подобных тем, которые произошли в более высоких социальных слоях общества. Не заметно, чтобы условия жизни, преобладавшие в нормандских деревнях, сильно изменились в третьей четверти XI века. Хотя Нормандское завоевание и последовавшие за ним беспорядки разорили или уничтожили много английских деревень, земельная структура Англии в конце правления Завоевателя не имела коренных отличий в сравнении с 1066 годом.

В связи с этим важно сказать, что большую часть своих знаний .0 жизни английских крестьян во времена Эдуарда Исповедника мы приобрели из огромной книги-обозрения, составителем которой был его преемник-нормандец. Важно и то, что люди, составившие это обозрение, применяли к Англии термины, которыми они привыкли описывать крестьянство Нормандии. Нет сомнения, что латинским терминам, которые·применяются в "Книге Судного Дня", не хватает точности. Тем не менее, они описывают сельское общество, по существу не отличающееся от того, что описано в текстах, составленных на английском языке до Нормандского завоевания. Категории крестьян, упомянутые в "Книге Судного Дня", имеют не строгие и не взаимоисключающие определения. Как и в более раннем реестре, они образуют ряд, на одном конце которого находятся люди, чьи обязанности были многочисленны, но совместимы с личной свободой, а на другом - жители хижин, загруженные тяжелыми работами, и рабы, которых можно считать одушевленными вещами господ. Посередине находился виллан - центральная фигура английской деревни. Этим словом обозначался крепостной крестьянин, который имел долю на полях деревенской общины. Виллан в некоторой степени был лично свободным, но он нес тяжелые повинности: несколько дней в неделю отрабатывал барщину на землях своего господина и был обязан выплачивать оброк деньгами и натурой. Когда виллан умирал, по закону господин забирал его имущество в свою собственность.

Тот факт, что во второй половине XI века основы порядка английской сельской жизни оставались неизменными, признан уже давно. Все, что написано о том, как Вильгельм управлял Англией, приводит к заключению, что он использовал свое влияние для поддержания незыблемости порядка. Произошедшие при нем изменения можно объединить в две группы. В первую группу вошли действия, вызвавшие быстрое сокращение количества рабов в 1066-1086 годах. Во времена Эдуарда Исповедника рабство было характерной чертой деревенской жизни в Англии. Другая группа объединяет перемены противоположного направления. Наиболее свободные крестьяне, которые в "Книге Судного Дня" называются "вольные люди" или "подсудные люди", быстро опускались вниз по социальной лестнице. Во многом это объясняется тем, что стали стираться различия между свободным и сервиальным держанием манора, вилланы и вчерашние сервы были обязаны нести одни и те же повинности в пользу феодала, как указывает в своём труде Барк М.А.: "Вилланы (в смысле "лично свободные люди") оказываются на сервиальных наделах домена, точно так же как и "сервы" оказываются на земле "вилланов". "Свобода" и "серваж" переплелись в сложный клубок...". Все держатели земли в маноре стали рассматриваться как подданные манориального лорда не только в том случае, когда речь шла о платежах связанных с землевладением, но и сточки зрения юрисдикции. Изменения, которые за эти годы произошли среди английских землевладельцев, должны были приводить в отчаяние крестьян. Новые аристократы, которые владели большими поместьями, расположенными далеко одно от другого, вели в них хозяйство ради получения дохода, были жестокими хозяевами. Их управляющие, переезжая из одной местности в другую, старались ввести повсюду одинаковый порядок подчинения, а это было невыгодно наиболее удачливым сельским жителям. Новые помещики не только наследовали права своих саксонских предшественников, но имели еще и феодальные привилегии, полученные от короля-нормандца. Вдобавок нормандская юридическая теория, согласно которой положение крестьянина определялось не унаследованными политическими·правами, а выполняемыми обязанностями, подрывала основу претензий тех наиболее независимых крестьян, которые с риском для себя продолжали заявлять, что, согласно старинным обычаям, они лично свободны. По этим причинам при нормандской власти из Англии стало исчезать рабство, зато шире распространилось крепостное право. Правление Вильгельма Завоевателя, несомненно, было временем великих бед для английского крестьянства, которое составляло примерно девять десятых населения Англии. Но ломки коренных основ жизни английского крестьянства при Вильгельме Завоевателе не произошло. На основании этого В.В. Штокмар делает вывод что завоевание только "ускорило закрепощение крестьянства, т. е. способствовало быстрейшему завершению процесса феодализации, начавшегося в предшествовавший нормандскому завоеванию период".

1.9 Изменения в жизни горожан

На жителей английских городов правление Вильгельма повлияло примерно так же: заметных различий в последствиях не было. Король был заинтересован в процветании английской торговли и городов, в которых она была сосредоточена, но для людей, которые жили в этих городах, это было время большого риска. Иногда случались поистине огромные несчастья. Например, Йорк был разграблен несколько раз подряд. Тем не менее, основы роста английских городов не были подорваны. Многие элементы городского самоуправления, характерные для Англии ХI века, в зародыше существовали при Эдуарде Исповеднике, а Вильгельм сохранил и развил их. За большие денежные взносы Вильгельм предоставлял английским городам вольности и привилегии, что способствовало развитию торговли и ремесла и усилению города. Но если в континентальной Европе многие города в результате коммунального движения получили статус коммун, то в Англии этого не произошло. При всех свободах и привилегиях английских городов, ни один из них не стал коммуной, несмотря на то, что они имели самоуправление и свой суд. Такое положение не устраивало богатых горожан, и они искали разные пути получения большей независимости от короля. Одним из таких путей являлась покупка у короля фирмы - права самим распределять и собирать налоги и сдавать их в королевское казначейство. Уже в XI в. при Вильгельме I сложились влиятельные и богатые купеческие и ремесленные гильдии.

Структура городского населения не претерпела значительных изменений в результате Нормандского завоевания. Но возможно, один процесс, который позже имел большие последствия, начался с указов Завоевателя. Сомнительно, чтобы до Нормандского завоевания в Англии были постоянные еврейские поселения, но можно с уверенностью сказать, что группа руанских евреев прибыла в Англию вслед за Завоевателем и по его указу основала там колонию. Значение этой колонии стало быстро возрастать.

1.10 Составление "Книги Судного Дня"

Последние два года жизни Вильгельма могут быть рассмотрены как время кризиса, которым завершилось правление Вильгельма и в котором одновременно проявились все особенности этого правления. За этот короткий отрезок времени произошло много событий. Союз недругов англо-нормандского королевства возродился в конфигурации, напоминавшей события предыдущих десятилетий. Вильгельм продолжал начатую ранее оборону своего королевства, хотя теперь для этого приходилось принимать чрезвычайные меры. В это же время он совершил свои самые значительные достижения в деле управления страной. В 1085 г. Вильгельм повелел своим судьям переписать всё население и всё имущество в Англии. Как происходил сбор информации и какие именно сведения собирали, мы узнаём из самой переписи, получившей название "Книга Судного Дня": "Здесь записано обследование земель, как их королевские бароны обследовали, именно по клятве шерифа графства, всех баронов и их свободнорождённых и всей сотни, священника, старосты, шести вилланов из каждой деревни. Именно, как зовётся поместье, кто держал его во время Эдуарда-короля, кто теперь держит; сколько в нём гайд, сколько плугов на господской земле. сколько у людей, сколько вилланов, сколько котариев, сколько рабов, сколько свободных людей, сколько сокменов, сколько леса, сколько луга, сколько мельниц, сколько рыбных ловлей, сколько прибавилось или убавилось; сколько давало вместе (раньше) и сколько даёт теперь; сколько там каждый свободный человек и сокмен имел и имеет". Размах предпринятого исследования не требует дополнительных доказательств.

Вильгельм нуждался в точной информации относительно ресурсов своего королевства. Деньги ему были нужны всегда, а в 1085 году их необходимость ощущалась особенно остро. Поэтому он старался точно определить, какая сумма налогов может быть получена с его королевства, и выяснить, не может ли оно дать больше. Об этом свидетельствуют проходящие через весь обзор сложные подсчеты количества хайдов и запашек земли - налоговых единиц, по которым рассчитывалась сумма данегельда.

Следует отметить что, в задачу составления "Книги Судного Дня" входило не только отражение социально-экономической ситуации, существовавшей в стране при Эдуарде Исповеднике, но и закрепление в качестве законных тех изменений, которые произошли в Англии после его смерти. Она стала документальным подтверждением того, что король Вильгельм правит страной опираясь на ее традиции, в строгом соответствии с которыми им было осуществлено и перераспределение земель.

1.11 Присяга в Солсбери

"Пришёл он (Вильгельм) в день св. Петра... в Солсбери, и явились здесь к нему его уитаны и земельные собственники всей Англии, кто бы они ни были, и все били ему челом и сделались его людьми и поклялись клятвой верности в том, что крепко будут служить ему против всех". Присяга в Солсбери стала знаменитой вполне обоснованно. Нет сомнения, что собрание двора в 1086 году в Солсбери было необычным по количеству участников, но "земельные собственники" - это, вероятно, наиболее крупные субарендаторы поместий у виднейших феодалов. Они принесли присягу королю на верность, точно такую же, какую приносили его прямые вассалы, не смотря от каких сеньоров они находились в поземельной зависимости.

В результате Вильгельм одним поставил себя вне системы феодальных отношений. Свободные люди королевства, на какой бы ступени феодальной лестницы они ни находились, отныне, в силу этой дополнительной присяги на верность, напрямую и лично зависели от короля. Предпринятые королем меры носили беспрецедентный характер и не имели аналогов в прошлом. В их задачу входило укрепление феодальной структуры английского общества, которая характеризовалась местными особенностями, связанными с обстоятельствами Нормандского завоевания.

Глава 2. Реформы Генриха I

Правление Генриха I в Англии характеризовалось значительным укреплением королевской власти и важными реформами, направленными на создание централизованного административного аппарата.

2.1 Реформирование аппарата управления и судов

реформа генрих церковный солсбери

Королевская курия при Генрихе I приобрела более чёткую структуру, была создана система оплаты для высших государственных должностей. Привлечение среднего и мелкого рыцарства на службу при дворе способствовало зарождению в Англии чиновничества. Функции отдельных подразделений курии стали более специализированными. Главным нововведением в административной сфере стало учреждение Палаты шахматной доски - высшего органа финансового управления и суда. Шерифы были обязаны регулярно отчитываться перед Палатой шахматной доски и самим королём. Вот, что по этому поводу пишет Айзек Азимов: "Генрих организовал сбор налогов более чётким и действенным методом. Дважды в году группа королевских приближённых собиралась за столом для обсуждения доходов государства и тщательно проверяла все поступления от сборщиков налогов. Стол по традиции был накрыт клетчатой скатертью. Поэтому высший финансовый орган стал называться Палатой шахматной доски". Генрих I предписал также проводить заседания судов графств и сотен в тех же местах и с той же периодичностью, как и во времена Эдуарда Исповедника. Такое решение было принято в связи с тем, что в своих владениях бароны могли судить почти любого мирянина. Но в судах округов и графств корона имела в своем распоряжении старую саксонскую систему правосудия. Эти почтенные институты могли использоваться в противовес феодальным судам баронов. Таким образом, Генрих реорганизовал и отрегулировал суды сотен и графств и показал всем, что в стране существует королевское правосудие. У такого пристального внимания к судам была ещё одна веская причина - одним из самых обильных источников доходов были штрафы, налагаемые судами на провинившихся. Хотя король практически не издавал новых законов его постоянное личное участие в отправлении правосудия и строгий надзор за работой королевских чиновников на местах способствовали упорядочению судебной системы и внедрению более эффективных форм судопроизводства, в частности было расширено применение суда присяжных, а использование таких архаичных институтов, как ордалии и судебные поединки, сократилось. Для финансирования военных расходов король стал активно прибегать к взиманию "щитовых денег". Уже во времена Генриха I значительная часть земель стала передаваться в держания именно под условием уплаты определённой денежной суммы взамен личного участия рыцаря в войске короля. Первыми на уплату "щитовых денег" перешли церковные владения.

2.2 Церковная политика короля

В отношении церкви Генрих I отказался от права инвестировать прелатов кольцом и посохом и признал свободу выборов епископов, взамен церковь признала право короля требовать от избранных епископов и аббатов оммажа до их рукоположения. Для королевской власти это было благоприятно, она по-прежнему сохраняла рычаги влияния на процесс избрания епископов и аббатов. Генрих I вернулся к той политике в отношении церкви, которую проводил его старший брат Вильгельм II: епископские кафедры подолгу оставались вакантными, что позволяло королю изымать церковные доходы в государственную казну; возобновилась практика взимания рельефа при вступлении епископов и аббатов во владение своими землями, осуждённая церковью как грех симонии; женатые священнослужители сохраняли свои посты при условии уплаты штрафа королю. Сношения духовенства с Римом вновь были поставлены под контроль короля, а папа был фактически лишён контроля над английской церковью.

2.3. Хартия вольностей

Ещё в день своей коронации 5 августа 1100г. Генрих I издал свою хартию вольностей, которая уничтожала "все худые обычаи, которыми несправедливо было утеснено королевство Англии". Вильям Мальсберийский описывает это событие так: "немедля издав указ по всей Англии, он отменил несправедливые установления своего брата и Ранульфа; умерил налоги, освободил узников; изгнал со двора прощелыг, ... сполна восстановил умеренность старых законов, и, дабы они не могли быть нарушены, утвердил их клятвой своей и клятвой всей знати". Тем самым в сфере конституционного права Генрих I дал начало обычаю английских королей подписывать при своей коронации хартии вольностей, в которых монархи обещали справедливое правление и брали на себя обязательства по защите прав и интересов различных групп населения. Хартия вольностей Генриха I была утверждена, когда его позиции на престоле были достаточно шаткими, и король пытался обеспечить себе поддержку англо-нормандской аристократии и духовенства. Тем не менее, хартия вольностей Генриха I сыграла большую роль в процессе формирования механизмов ограничения королевской власти и легла в основу Великой хартии вольностей 1215 года.

Генрих I активно поощрял развитие городов и городского самоуправления в Англии. При нём начался выкуп крупнейшими городами страны прав самостоятельного сбора налогов и уплаты их непосредственно в королевское казначейство - первые шаги на пути завоевания английскими городами внутренней автономии. Генрих I освободил жителей Лондона от уплаты "датских денег", торговых и таможенных пошлин, предоставил право избрания собственного шерифа и верховного судьи. Король также поддерживал развитие торговли, ремесла и путей сообщения в стране, даруя различные привилегии городам и купеческим гильдиям и утверждая уставы первых английских ремесленных цехов. Таким образом, правление Генриха I нужно рассматривать как период, когда центральное правительство посредством хорошо организованной и четкой бухгалтерии и делопроизводства более точно определило структуру и ресурсы государства.

Заключение

Появление в Англии короля-нормандца должно было неизбежно изменить систему управления в стране, которую он завоевал. Но в этих изменениях внимания заслуживает не количественная, а качественная составляющая. Ведь в Англии Завоеватель в одинаковой мере проявил свой гений и в приспособлении старого, и во введении нового. Государственные преобразования Вильгельма имели долговременные последствия, особенно в области правосудия и финансов. Было построено феодальное государство особого типа, преобразования в церкви привели к изменениям во внутренней структуре средневекового западного христианства и в его влиянии на внешний мир, возникли новые идеи в политике и интеллектуальной жизни. При этом традиционный жизненный уклад был сохранен практически полностью. Сочетание многого нового с многим из возрожденного старого и определило в высшей степени индивидуальный характер уклада средневековой Англии.

Потенциал, заложенный Вильгельмом Завоевателем, дал знать о себе в царствование Генриха I, правление которого стало временем интенсивного развития в области правосудия и финансов. В результате Англия стала одной из колыбелей современной европейской цивилизации, откуда вышло множество наиболее новаторских идей и где производились эксперименты с далекоидущими последствиями

Показать полностью… https://vk.com/doc42648244_452257595
131 Кб, 12 октября 2017 в 13:13 - Россия, Москва, МЭГУ, 2017 г., doc
Рекомендуемые документы в приложении