Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Студенческий документ № 091204 из МЭГУ

Мэг Джей. Важные годы.

Возраст от 20 до 30 лет крайне важен. 80% судьбоносных событий происходит в возрасте от 20 до 30. Две трети роста уровня доходов приходится на первые десять лет карьеры. Личность человека в этот период меняется наиболее активно. К тридцати годам мозг завершает развитие. Репродуктивная функция женщины достигает пика к двадцати восьми годам.

Зигмунд Фрейд: "Любовь и работа - все, что делает нас людьми".

Используйте в полной мере потенциал третьего десятка. Это самый благоприятный период для дальнейшего развития. Возраст от 20 до 30 - критический период взросления, в который легче всего заложить основы той жизни, которую вы хотите прожить.

Капитал идентичности

Взрослые не появляются из ниоткуда. Их создают. Кей Хаймовиц, культуролог.

Мы рождаемся не сразу, а постепенно. Мэри Антин, писательница.

Капитал идентичности - совокупность личностных активов, запас тех или иных ресурсов, которые мы накапливаем с течением времени. Это наши инвестиции в самих себя; то, что мы делаем достаточно хорошо или достаточно долго, чтобы оно стало частью нас. Одни аспекты капитала идентичности отображаются в нашем резюме: это может быть образование, опыт работы, экзаменационные баллы и клубы, в которых мы состоим. Другие носят более личный характер - в частности, это могут быть наша привычка говорить, наши родовые корни, то, как мы решаем проблемы и как выглядим. Капитал идентичности - это то, как мы создаем себя: шаг за шагом, постепенно. И самый важный элемент - то, что мы приносим на рынок взрослой жизни. Это та валюта, за которую мы, образно говоря, "покупаем" работу, отношения и все то, к чему стремимся.

Молодым людям двадцати-тридцати лет кажется, что кризис идентичности - это то, что происходит сейчас, а накопление капитала идентичности - это то, что будет потом. На самом деле эти процессы должны сосуществовать. Исследователи пришли к выводу, что жизнь, которая сводится только к накоплению капитала идентичности и в которой нет кризиса идентичности, лишена гибкости. С другой стороны, если кризис идентичности преобладает над накоплением капитала идентичности, это тоже проблема. Молодые люди двадцати с лишним лет, которые находят время не только на то, чтобы исследовать этот мир, но и имеют смелость брать на себя определенные обязательства имеют более сильную идентичность. У них выше самооценка, они гораздо настойчивее добиваются поставленных целей и реалистичнее воспринимают окружающий мир. Путь к идентичности приводит к получению ряда положительных результатов, таких, как более отчетливое ощущение собственного "я", более высокая удовлетворенность и повышенная способность справляться со стрессом, более сильная склонность к логическим рассуждениям и сопротивление конформизму.

Часто идентичность и карьера зависят не от полученных в колледже знаний и не от изученных там предметов и среднего балла в дипломе, а от тех элементов капитала идентичности, которые открывают для вас благоприятные возможности.

Работа, не соответствующая уровню квалификации, не всегда бывает средством достижения целей. Иногда это просто способ ничего не делать. Такая работа может быть интересной, но работодатели воспринимают подобный выбор как признак потерянности, если после получения диплома университета у человека в резюме слишком часто появляются непонятные записи о работе в сфере розничной торговли или кафе, это наводит на мысль о его деградации. Такой род деятельности может негативно сказаться не только на резюме, но и на всей жизни.

Чем больше времени у нас уходит на то, чтобы занять прочное положение в профессиональной сфере, тем выше вероятность того, что мы не станем "другими и травмированными". Результаты исследований показывают, что если человек на протяжении всего девяти месяцев занят на работе, не соответствующей его квалификации, у него может быть более высокий уровень депрессии. В итоге у многих людей тридцати-сорока лет появляется ощущение, что они заплатили слишком высокую цену за ту случайную работу, за которую взялись в двадцать с небольшим. Кризис среднего возраста наступает в момент осознания, что выбор, сделанный в двадцать - тридцать лет, изменить невозможно. В итоге человек рискует впасть в депрессию или спиться. Учитывая состояние современной экономики, мало кому удается дожить до тридцати, не занимаясь работой, не соответствующей уровню квалификации. Что делать молодым людям двадцати с лишним лет? Я всегда советую юношам и девушкам старше двадцати лет выбрать то занятие, которое позволит накопить максимальный капитал идентичности. Невозможно прожить свою жизнь в мыслях, единственный способ понять, что делать, - это делать хотя бы что-нибудь.

Слабые связи

Люди, входящие в состав сплоченной группы, могут так и не узнать о том, что на самом деле их жизнь зависит не от того, что происходит внутри их группы, а от факторов,лежащих за пределами их восприятия. Роуз Козер, социолог.

Сила слабых связей

На протяжении последнего десятилетия велось много разговоров о так называемых городских кланах, или временной замене семьи, которая выходит на первый план в те годы, когда юноши и девушки двадцати с небольшим лет начинают жить самостоятельно. Значение городских кланов сильно преувеличено. Такие группы играют очень важную роль в жизни многих людей после двадцати. Несмотря на внимание, уделяемое городским кланам, молодые люди в возрасте от 20 до 30 лет ограничивают круг общения только единомышленниками из числа ровестников. Некоторые поддерживают постоянные контакты с одними и теми же людьми, но, помогая нам выжить, такие сообщества не помогают нам преуспеть. Наши друзья могут принести суп, когда мы болеем, но именно люди, с которыми мы едва знакомы (те, кто не принадлежит к нашему клану), способны быстро и самым радикальным образом изменить к лучшему нашу жизнь.

По результатам опроса среди жителей Бостона, недавно сменивших работу, наиболее ценными с точки зрения ее поиска были не близкие друзья или члены семьи, в трех четвертях случаев новая работа была найдена благодаря информации, полученной от людей, с которыми участники опроса общались редко или время от времени. Слабые связи - это люди, с которыми мы встречаемся так или иначе или поддерживаем контакты, но не знакомы достаточно близко. Это могут быть коллеги, соседи или просто люди, с которыми мы здороваемся. Слабые связи это и бывшие преподаватели, работодатели и другие люди, так и не ставшие нашими близкими друзьями.

Сходство порождает дружбу. Люди чаще всего строят близкие отношения с теми, кто похож на них самих. "Слабость сильных связей" заключается в том, что кроме поддержки, близким нам людям больше нечего предложить, поскольку зачастую они располагают той же информацией, что и мы сами. Слабые связи носят другой характер. Поскольку они не принадлежат к замкнутому кластеру наших родственников и друзей, они открывают нам доступ к чему-то новому. У них есть опыт в той сфере, где у нас нет. Они знают людей, с которыми мы не знакомы. Информация и возможности по слабым связям распространяются гораздо быстрее, чем через близких друзей, поскольку у людей со слабыми связями меньше общих контактов. Слабые связи напоминают мост, конца которого не видно, а значит, неизвестно, куда он может привести.

Важно не только то, кого и что знают окружающие нас люди, но и то, как именно с ними общаемся. Поскольку люди, входящие в состав сплоченных групп, очень похожи друг на друга, они используют простой способ кодированной коммуникации, который обозначается термином "ограниченный языковой код". Членов сплоченной группы, кроме сленга, объединяет и то, что они имеют общие представления друг о друге и окружающем мире. Каким бы ни был конкретный источник сходства между членами одной группы, общение с ними может оказывать ограничивающее влияние на то, кого и что мы знаем, с кем общаемся и как мыслим. Когда мы контактируем с малознакомыми людьми , нам приходится говорить более обстоятельно, а это требует более четкой самоорганизации и более глубоких размышлений. В итоге мы употребляем меньше избитых фраз, а наши мысли становятся более законченными. Так слабые связи активизируют, а порой даже форсируют продуманный процесс изменений и развития.

Когда я советую молодым людям двадцати с лишним лет использовать силу слабых связей, я часто встречаю довольно сильное сопротивление с их стороны. "Я не люблю заводить полезные контакты", "Я сам хочу найти себе работу" или "это не мой стиль". Я принимаю подобную точку зрения, но все равно, когда мы ищем работу или вторую половину или возможности другого рода, именно люди, с которыми мы едва знакомы, способны коренным образом изменить ситуацию к лучшему. Все новое всегда приходит из-за пределов нашего внутреннего круга. А молодые люди в возрасте от двадцати до тридцати лет, не использующие слабые связи, отстают в жизни от сверстников, которые делают это.

Контакты с выпускниками колледжа или школы могут оказаться весьма полезными, даже если нет официальной сети колледжа или школы, вы можете просмотреть соответствующую страницу в facebook или linked in. Если там найдется человек, который делает то, чем Вы хотели бы заняться, позвоните ему или напишите электронное письмо и попросите устроить "информационное собеседование". Именно так в конечном счете поступают все. Истинная взаимосвязь между людьми - это не возможность написать текстовое сообщение лучшим друзьям в час ночи, а шанс установить контакт с малознакомыми людьми, которые могут изменить нашу жизнь к лучшему, хотя и не обязаны делать этого. А начинается все со способности расположить к себе другого человека. В качестве примера - случай из биографии Бенджамина Франклина.

"Тот, кто однажды сделал Вам добро, охотнее снова поможет Вам, чем тот, кому Вы сами помогли".

Нам кажется, что если люди испытывают к нам симпатию, то они будут оказывать нам услуги, поскольку именно так и происходит в городских сообществах. Однако эффект Бенджамина Франклина и последующие эмпирические исследования говорят, что в случае с малознакомыми людьми все обстоит иначе. Такие люди начинают испытывать к нам симпатию, только когда сами сделают нам какое-либо одолжение. После этого они готовы оказывать нам и другие услуги. Франклин пришел к выводу, что если ему необходимо расположить кого-то к себе, он должен попросить этого человека об услуге. Так он и сделал.

Эффект Бенджамина Франклина показывает, что хотя установки действительно влияют на поведение, оно тоже может воздействовать на установки. Если мы оказываем услугу, мы начинаем верить в то, что испытываем симпатию к этому человеку. Это приводит к очередной услуге и т.д. Будучи разновидностью техники "нога в дверях" - стратегии, при которой сначала необходимо попросить о небольшом одолжении, а затем крупном), эффект Франклина свидетельствует о том, что одна услуга порождает другие, а мелкие влекут за собой более крупные. Однако часто опускают вопрос: с какой стати более успешный или более взрослый человек станет нам помогать?

Все просто. Добрые поступки совершать приятно. Когда человек проявляет великодушие, у него возникает чувство, которое называют "удовольствие помощника", в ходе исследования была установлена непосредственная связь между альтруизмом и счастьем, здоровьем и долголетием - но только при условии, что помощь, которую мы оказываем другому человеку, не становится ему в тягость. Большинство помнят, как в самом начале жизненного пути, им помог кто-то, кто уже добился определенных успехов. Помощь другим - один из неотъемлемых элементов зрелости, поэтому 20-30летние люди, обращаясь к малознакомым людям за помощью, дают им возможность совершить хороший поступок и испытать удовольствие от этого - если только то, о чем их просят, не выходит за рамки разумного.

Когда вы просите людей, с которыми поддерживаете слабые связи, дать вам рекомендации, высказать свои предложения, познакомить с кем-то или провести хорошее информационное собеседование, я рекомендую Вам пользоваться следующим советом: пробудите интерес к себе. Продемонстрируйте свою адекватность. Проведите необходимую подготовительную работу, чтобы точно знать, что вам нужно или к чему вы стремитесь. Некоторые откажут Вам, но многие согласятся. Самый быстрый способ к чему-то новому - это один телефонный звонок, одно электронное письмо, одна услуга, одна вечеринка. Во взрослой жизни сеть социальных контактов сужается.

Слабые связи - это контакты с теми людьми, которые помогут вам улучшить свою жизнь прямо сейчас и будут делать это снова и снова в предстоящие годы, если только вы возьмете на себя смелость разобраться, чего на самом деле хотите.

Неосознанное известное

Молодые люди двадцати с лишним лет, сделавшие выбор, живут счастливее, чем те, кто топчется на месте. Эксперимент с джемом (люди, подходящие к столу с 24 сортами джема, уходили почти всегда, ничего не покупая, а те, кто подходил к столу с 6 сортами джема, покупал чаще). Молодым людям старше двадцати следует понять, что столика с 24 сортами джема не существует. Каждый имеет в лучшем случае шесть возможных вариантов.

Что ты умеешь делать достаточно хорошо, чтобы обеспечить ту жизнь, к которой стремишься? Какое занятие может оказаться для тебя настолько приятным, что ты готов будешь заниматься им в той или иной форме всю оставшуюся жизнь?

Неосознанное известное - это то, что мы знаем о себе, но почему то забыли. Это те мечты, которые мы утратили или те истины, которые разделяем в глубине души, но избегаем поддерживать в отношениях. Возможно, мы не хотим признавать неосознанное известное перед другими людьми, потому что мы боимся, что они о нас подумают что-то не так. А еще мы переживаем, как скажется неосознанное известное на нас и нашей жизни.

Позиция отказа от выбора не защитит от опасностей, это обязательно повлечет за собой определенные последствия, но они заявят о себе немного позже - в тридцать-сорок лет.

Лучшее - враг хорошего (Вольтер).

Многие люди воспринимают изображения и посты в социальных сетях как нечто реальное. Они не понимают, что большинство людей просто скрывают свои проблемы. Подобный самообман заставляет пользователей социальных сетей постоянно сравнивать свой статус с какими-то высокими стандартами. В итоге их не настолько уж безупречная жизнь выглядит несложившейся на фоне той замечательной жизни, которой якобы живут остальные. Все это не способствует укреплению самооценки.

Необходимо осознавать свой истинный потенциал.

Цели направляют нас изнутри, тогда как всевозможные варианты слова "должен" не более, чем парализующие суждения извне. Цели человек ощущает как исполнение мечты, а различные "должен" воспринимаются как тяжкие обязательства. Порой тирания долга заставляет нас действовать вопреки собственным интересам.

Своеобразие личности - базовый элемент идентичности. Когда мы устанавливаем четкие границы между собой и другими, у нас формируется более отчетливое представление о самих себе. Я есть тот, кто я есть, благодаря тому, чем я отличаюсь от окружающих, моя жизнь имеет смысл, поскольку никто другой не может повторить ее точно так же. Неординарность - один из факторов, делающих нас теми, кто мы есть. Она наполняет жизнь смыслом. Однако быть другим довольно просто. Подобно тому как самый легкий способ описать черный цвет, - сказать, что это противоположность белому, во многих случаях главное, что мы знаем о том, кто мы есть, - это то, кем мы не являемся. Мы обозначаем себя как "это" или не "это". Идентичность и карьеру нельзя построить на том, чего вы не хотите. Мы должны перейти к положительному ощущению того, кто мы есть. Но для этого нужна решительность.

Быть против чего-то просто, но в чем твое за?

В возрасте от 20 до 30 лет хорошая история куда более важна, чем в какой-либо иной период жизни. После окончания обучения резюме только-только начинает формироваться, поэтому рассказ о себе - то немногое, в чем человек может себя выразить. Человек, умеющий интересно рассказать о себе, способен превзойти того, кто это сделать не может.

Что такое хорошая история? Тот, кто проводит собеседование, желает услышать осмысленный рассказ о прошлом, настоящем и будущем. Как то, чем вы занимаетесь, связано с тем, что вы хотите делать сейчас и как это поможет вам добиться того, чем вы хотите заниматься дальше? Кандидат должен констатировать, почему работа именно в нашей компании имеет для него смысл. Жизнь не обязательно должна иметь линейный характер, но она должна иметь смысл.

Накопление капитала идентичности и написание убедительного рассказа о себе поможет найти ту работу, которую вы желаете получить.

Разговор о главном

Точно установлено, что брак между молодыми людьми, не достигшими двадцати лет, - самый неустойчивый. Люди, вступившие в брак в более позднем возрасте, действительно могут быть более зрелыми, но у позднего брака масса своих проблем, так как у пар, которые начинают жить вместе позже, могут быть уже устоявшиеся привычки и сформировавшиеся качества. Не следует ждать тридцати лет, чтобы стать более требовательным в своем выборе, необходимо проявлять разборчивость, когда вы еще способны ясно мыслить.

Выбор семьи

Вокруг нас многое может измениться, но мы начинаем и заканчиваем свою жизнь с семьей. Энтони Брандт, писатель.

Можно привыкать жить с тем, что у тебя никогда не будет семьи, которая окружила бы тебя заботой. Если тебе удастся построить ее для своих детей, этого будет достаточно. Но это очень трудная задача - жить, отдавая то, чего у тебя самого никогда не будет. Когда ты найдешь достойного спутника жизни, у тебя появится второй шанс обрести семью. Молодым людям двадцати с лишним лет никто не говорит о том, что к большому счастью они могут выбрать свою семью, создать ее - именно это и будет та самая семья, в которой они станут жить и от которой зависит их будущее (на примере Эммы: выйти замуж и воспитывать ребенка, родители мужа купили квартиру в том же городе, сестра мужа тоже живет поблизости, то есть они могут проводить время вместе часто).

Эффект сожительства

Пары, живущие вместе до брака на самом деле менее довольны своим браком, у их случае вероятность развода больше, чем у пар, которые не жили вместе до вступления в брак. Социологи называют это эффектом сожительства. Некоторые объясняют его так: пары, живущие вместе до вступления в брак, склонны не придерживаться общепринятых норм и с большей готовностью идут на развод, при этом результаты исследований говорят о том, что эффект сожительства нельзя объяснить индивидуальными особенностями, такими, как религия, образование или политические убеждения.

Чем обусловлен эффект сожительства? Результаты последних исследований говорят о том, что причина кроется в самом сожительстве.

Скольжение по опасному склону, а не решение - это переход от свиданий к периодическому проведению совместных ночей, затем к проведению вместе многих ночей, затем к совместному проживанию может оказаться "скользким склоном", на котором нет ни обручальных колец, ни свадебной церемонии, ни обсуждения общего будущего. Как правило, такие пары избегают подобных тем. Совместная жизнь многих молодых людей в возрасте от двадцати до тридцати лет часто больше напоминает связь между соседями по комнате и сексуальными партнерами, чем взаимоотношения между супругами, связанными обязательствами.

Эффект сожительства наблюдается только в случаях, когда двое живут вместе до помолвки, до взятия каких бы то ни было обязательств перед друг другом, а не когда это происходит до брака. У пар, которые живут вместе до брака после помолвки и которые взяли на себя публичные обязательства, вероятность неудачного или расторгнутого брака не выше, чем у пар, не живущих вместе до вступления в брак, такие пары не подвержены эффекту сожительства (стр. 69 продолжить).

Замыкание - это ситуация, когда выбор одного варианта существенно сокращает вероятность выбора другого после того, как уже сделаны инвестиции во что-то. Чем выше расходы на подготовку, тем ниже вероятность перехода к новой, возможно, более лучшей ситуации в будущем. Но даже минимальные инвестиции могут повлечь за собой такое замыкание, особенно если предстоит понести затраты на переход.

Затраты на переход - время, деньги или усилия, необходимые для того, чтобы изменить что-то) - более сложная категория затрат. Когда мы делаем первоначальные инвестиции во что-то, затраты на изменение ситуации кажутся нам гипотетическими и отдаленными во времени, поэтому мы склонны недооценивать их. Нам легко предположить, что мы получим новую кредитную карту позже или разорвем договор аренды, когда придет время, проблема в том, что когда время действительно приходит, затраты на переход кажутся нам более существенными, чем раньше.

В сожительстве много затрат начального этапа или затрат на переход - базовых элементов замыкания. Совместное проживание может доставлять удовольствие и обеспечивать экономию средств, а затраты начального этапа едва ощутимы. Серьезное отношение к совместному проживанию до брака может сыграть важную роль в смягчении эффекта сожительства. Результаты последних исследований говорят о том, что самому большому влиянию эффекта сожительства подвержены те люди, которые всегда живут вместе со своими сексуальными партнерами, пары с разным уровнем обязательств друг перед другом, те, кто решил жить вместе ради проверки отношений.

Многие мои клиенты, которым около тридцати-тридцати с небольшим, очень сожалели о том, что потратили лучшие молодые годы на отношения, которые в случае их отдельного проживания продлились бы не дольше нескольких месяцев. Все закончилось тем, что они потратили впустую гораздо больше времени, чем предполагалось, а впоследствии очень переживали, что его нельзя вернуть назад.

Существует несколько способов, которые помогут молодым людям двадцати с лишним лет защитить себя от эффекта сожительства. Один из них - не жить вместе с партнером, поскольку это не совсем реалистичное предложение, специалисты рекомендуют иной способ - определить, насколько серьезны намерения партнера, прежде, чем начинать жить вместе с ним. Кроме того, полезно было бы предусмотреть и регулярно оценивать ограничения, которые могут помешать вам уйти, даже если вы захотите этого.

Я не выступаю категорически против сожительства, но считаю, что двадцати-тридцати летние люди должны понимать: совместное проживание с кем-то не только может сделать их жизнь несчастливой и привести к разводу, но и повышает вероятность того, что они совершат ошибку, на исправление которой придется потратить слишком много времени.

Главу 9 непритязательность в отношениях пропустила.

Совместимость: сходство и симпатия

Счастливый брак зависит не от того, насколько вы совместимы, а от того, как вы справляетесь со своими различиями. Лев Толстой, писатель.

Под совместимостью я понимаю сходство в чем-то важном и настоящую симпатию к другому человеку - такому, какой он есть. Во многих случаях эти два аспекта неразрывно связаны друг с другом. Чем больше у двух людей общего, тем лучше они понимают друг друга. Бытует мнение, что противоположности притягиваются. Возможно, это действительно так в отношении случайных связей. Однако гораздо чаще сходство между партнерами основной элемент их совместимости. Многочисленные исследования доказали, что пары, у которых большое сходство по таким критериям, как социально-экономический статус, образование, возраст, этнические принадлежность, вероисповедание, ценности и уровень интеллекта, чаще довольны своими отношениями и реже прекращают их.

На первый взгляд, может показаться, что найти человека, похожего на себя, несложно, однако не всякое сходство подходит. У пар, которые встречаются или вступают в брак, действительно много общего в смысле привлекательности возраста, образа жизни, политических взглядов и уровня интеллекта. Так почему же в таком случае так много разводов? Проблема в том, что хотя люди умеют находить сходство между собой и другими людьми по таким очевидным критериям, как возраст и образование, по мнению исследователей, эти факторы скорее мешают, чем способствуют созданию гармоничного союза.

К числу факторов, препятствующих созданию пары, относятся ваши личные обязательные требования к отношениям. Это качества (в большинстве случаев сходные), которые, по вашему мнению, не могут быть предметом взаимных уступок. Отсутствие общих качеств позволяет отсеять людей, имеющих с вами принципиальные отличия. Например, человек не принадлежит к христианской вере, а вы хотите, чтобы у вас с ним был единый духовный мир и общность интересов. В любом случае мы с самого начала знаем, какие качества будут нам мешать в отношениях и, как правило, выбираем партнеров, исходя из этого.

Личностные качества - один из факторов, способствующих созданию гармоничного союза.Чем больше у партнеров общих личностных качеств, тем выше вероятность того, что они будут довольны своими отношениями (особенно это касается молодых пар).Тем не менее, встречаются партнеры, меньше всего похожие друг на друга именно в личностных качествах. Возможно, это объясняется тем, что в отличие от разъединяющих факторов, личностные качества менее видны и не так легко поддаются классификации.

Большая пятерка

Одна из моделей личности обозначается термином "большая пятерка" - это пять факторов, которые определяют, как люди взаимодействуют с окружающим миром: открытость, добросовестность, экстравертность, доброжелательность, нейротизм.

Изучив суть этих пяти факторов и проанализировав свое поведение, вы легко сможете установить, в какой сегмент их диапазона значении попадаете - верхний, нижний или где-то посередине.

"Большая пятерка"

Фактор: открытость.

Нижний сегмент: практичный, консервативный, предпочитающий установленный порядок, скептичный, рациональный, избегающий нового.

Верхний сегмент: открытый для новых впечатлений, любознательный, творческий, одаренный богатым воображением, любящий приключения, проницательный.

Добросовестность.

Нижний сегмент: спокойно относится к общепринятым нормам, беззаботный, порой беспечный, непринужденный, предрасположенный к пагубным привычкам.

Верхний сегмент: дисциплинированный, эффективный, организованный, ответственный, исполнительный, самостоятельный, склонный к контролю.

Экстраверсия.

Нижний сегмент: любящий уединение, застенчивый, сдержанный, более энергичный в одиночестве, спокойный, независимый, осторожный, замкнутый.

Верхний сегмент: общительный, полный энтузиазма, стремящийся к новому, получающий энергию от взаимодействия с другими людьми, разговорчивый.

Доброжелательность.

Нижний сегмент: несговорчивый, настроенный враждебно, недоверчивый, не всегда способный понять других.

Верхний сегмент: отзывчивый, добрый, ласковый, дружелюбный, сочувствующий, доверчивый, сговорчивый, способный понять других.

Нейротизм .

Нижний сегмент: не склонный к беспокойству, безмятежный, принимающий все за чистую монету, эмоционально устойчивый.

Верхний сегмент: напряженный, легко поддающийся переменам настроения, беспокойный, склонный грустить, часто ощущающий тревогу, сразу замечающий негативные моменты.

"Большая пятерка" позволяет понять не то, что вам нравится, а то, кто и как вы живете. Эти факторы учитывают, когда вы просыпаетесь по утрам и как делаете то, что приходится делать. Данная пятифакторная модель личности дает возможность понять, как вы воспринимаете окружающий мир и как этот мир воспринимает вас. Это важно, поскольку ваша личность всегда с вами, куда бы вы не пошли.

Обратите внимание: половина из тех личностных качеств, которые перечислены в "большой пятерке" - врожденные.

Определив, в какой сегмент значений данных факторов вы попадаете, вы получите общий личностный профиль, описывающий вас как человека, в различных ситуациях и в разное время. Вы можете составить такой профиль на человека, которого хорошо знаете или только начинаете узнавать, это поможет вам понять, насколько похожи или отличны ваши личностные качества. Не существует правильных и неправильных качеств, есть только наша личность и ее совместимость с личностью других людей. К какому бы сегменту диапазона значений "большой пятерки" вы не относились, важно лишь то, как ваши личностные качества согласуются с качествами других людей.

В большинстве случаев люди расстаются из-за отсутствия перемен.

Когда вы свяжете себя обязательствами перед другим человеком, велика вероятность, что вы выберете того, кто во многом похож на вас, потому что долгосрочные отношения сопряжены с большими трудностями. Полного совпадения быть не может, но чем больше сходство, тем гармоничнее будут ваши отношения, узнав о личности своего любимого, вы сможете понять, почему он совершает отличающиеся от ваших поступки. Этого вполне достаточно, чтобы преодолеть разногласия.

Нейротизм, или склонность к тревоге, депрессии, чрезмерной требовательности, частой смене настроения, - гораздо более распространенная причина несчастливых союзов и их распадов, чем несовпадение личностных качеств. Хотя сходство личностей действительно способствует поддержанию гармоничных отношений на протяжении многих лет, различия между двумя людьми неизбежны. Однако важны не сами различия, а как человек на них реагирует. Люди с высоким уровнем нейротизма воспринимают негативно. Тревога и оценочные суждения по поводу различий могут повлечь за собой даже презрение, которые оказывают губительное воздействие на отношения.

По результатам исследований многолетних браков установлено, что то, что нам нужно в супружеской жизни, с течением времени меняется. Выстраивать общее видение и общую жизнь - задача молодых пар. Когда вопрос стоит именно так, сходные качества воспринимаются как обнадеживающий фактор, подтверждающий правильность выбора, а различия могут казаться угрожающими. Однако после сорока, когда на первый план выходят работа, дети, дом, дела, родственники, семейная жизнь уже меньше сфокусирована на отношениях между супругами. Когда парам приходится не только ужинать и проводить вместе выходные, разнообразие навыков и интересов может сослужить хорошую службу. В таком случае различия вносят свежую струю.

...Тогда как я вообще могу кого-либо выбрать? - Точно так же, как принимаешь любое другое решение. Ты взвешиваешь факты и прислушиваешься к себе. Главное - обращать внимание на то, что действительно важно, а не на каждую мелочь, которая вызывает у тебя недовольство или тревогу.

Опережающее мышление

Понять жизнь можно только оглядываясь назад, а прожить - только глядя вперед. Сёрен Кьеркегор, философ.

Чем больше вы используете свой мозг, тем больше у вас будет мозга, который можно использовать.

Джордж Дорси, антрополог.

Головной мозг развивается снизу вверх и от заднего участка к переднему. Этот порядок отображает эволюционный возраст различных участков мозга. Самые древние участки (те, которые были даже у наших древних предков и есть у животных) развиваются в первую очередь и находятся у основания головного мозга, возле позвоночника. Они отвечают за дыхание, восприятие посредством органов чувств, эмоции, половое влечение, удовольствие, сон, голод и жажду, иными словами - те самые "животные инстинкты". Это те участки мозга, которые мы называем "эмоциональный мозг".

Лобная доля находится в передней части головного мозга. Это его самый молодой участок, сформировавшийся у людей в процессе эволюции; этот же участок формируется последним у каждого человека. Лобная доля, получившая название "центр исполнительного функционирования" и "очаг цивилизованности", отвечает за мышление и суждения. Именно здесь рациональное мышление уравновешивает и регулирует чувства и порывы, которые генерирует эмоциональный мозг. Поскольку лобная доля головного мозга обрабатывает также информацию о вероятности и времени, именно она отвечает за то, как мы справляемся с неопределенностью. Она позволяет нам думать не только о настоящем, но и о будущем. Именно здесь мы успокаиваем свои эмоции на достаточно долгий период, чтобы предвидеть вероятные последствия наших поступков и составить соответствующий план действий на завтра, даже если результат не установлен, а будущее неизвестно. Лобная доля головного мозга - это участок мозга, в котором протекает процесс опережающего мышления. Возьмем в качестве примера пациентов ХХ и XXI столетия, получивших травмы лобной доли (о некоторых из них написано очень много). Эти люди отличаются тем, что, хотя их умственные способности не изменились и они по-прежнему могут решать конкретные задачи, у них возникают трудности с принятием решений в личной и общественной жизни. В отношении друзей, партнеров и поступков они делают выбор, противоречащий их собственным интересам. Таким людям трудно увидеть абстрактную цель с точки зрения конкретных шагов, необходимых для ее достижения. У них возникают проблемы с планированием своей жизни на дни и годы вперед.

Благодаря сканограммам головного мозга мы знаем, что формирование лобной доли заканчивается в возрасте от двадцати до тридцати лет111. В двадцать с лишним лет ищущий удовольствий эмоциональный мозг готов уйти на покой, тогда как лобная доля мозга, отвечающая за опережающее мышление, все еще находится в стадии формирования. Разумеется, мозг двадцати-тридцатилетних не поврежден, но из-за того что их лобная доля все еще развивается, им может быть свойственно то, что психологи обозначают термином "неустойчивость". Многих моих клиентов приводит в замешательство то, что они не знают, как начать карьеру, к которой стремятся, хотя учились в престижных колледжах. Есть и такие, которые не понимают, почему они, будучи лучшими выпускниками, не могут принимать решения по поводу того, с кем встречаться и какой в этом смысл. Некоторые чувствуют себя обманщиками, потому что им удалось получить хорошую работу, но они не умеют владеть собой. Есть и те, кто не может понять, как их ровесники, которые учились гораздо хуже, теперь добиваются более весомых успехов в жизни. Все дело просто в разных наборах навыков. Для того чтобы успешно справляться с учебой, нужно уметь решать задачи, у которых есть правильные ответы и четкие сроки решения. Однако для того чтобы быть взрослым человеком, способным мыслить с опережением, необходимо уметь думать и действовать даже (и особенно) в условиях неопределенности. Лобная доля не позволяет нам спокойно решать задачу о том, чем именно нам стоит заняться в жизни. Проблемы, с которыми сталкиваются взрослые люди (какую работу выбрать, где жить, с кем строить личные отношения или когда создавать семью), не имеют единственно правильного решения. Лобная доля - это тот участок мозга, который позволяет нам выйти за рамки бесполезных поисков чернобелых решений и научиться относиться терпимо к различным оттенкам серого - и действовать соответственно. Тот факт, что формирование лобной доли завершается достаточно поздно, может стать поводом отложить действия на потом, подождать до тридцати с лишним лет и только затем начать жить взрослой жизнью. В одной из недавно опубликованных статей даже говоритсяо том, что мозг молодых людей в возрасте от двадцати до тридцати лет должен обслуживать соответствующие потребности112. Однако вряд ли стоит тратить впустую третий десяток лет своей жизни. Упреждающее мышление не приходит с возрастом. Оно развивается в процессе практики и по мере накопления опыта. Именно поэтому некоторые юноши и девушки двадцати двух лет - это владеющие собой, ориентированные на будущее молодые люди, которые знают, чего хотят, и не боятся смотреть в лицо неизвестности, тогда как мозг некоторых людей 34 лет все еще функционирует по-другому.

многочисленные исследования головного мозга говорят о том, что мозг меняется под влиянием внешней среды. Этот процесс протекает особенно активно в возрасте от двадцати до тридцати лет, когда завершается второй (и последний) этап формирования головного мозга. К двадцати годам мозг человека достигает нужного размера, но в нем еще проходит процесс формирования нейронных связей. Обмен информацией в головном мозге происходит на уровне нейронов. Мозг состоит из сотни миллиардов нейронов, каждый из которых способен сформировать тысячи связей с другими нейронами. Скорость и эффективность мышления - главный, полученный ценой титанических усилий результат двух важнейших периодов развития головного мозга. На протяжении первых полутора лет жизни человека происходит первый этап развития мозга, когда в нем появляется гораздо больше нейронов, чем он может использовать. Мозг младенца активно готовится к освоению всего того, что преподнесет ему жизнь, в частности к обретению способности разговаривать на любом языке, который младенец слышит. Постепенно человек превращается из годовалого младенца, понимающего меньше сотни слов, в шестилетнего ребенка, который знает их уже больше десяти тысяч. Однако в ходе быстрого синтеза чрезмерно большого количества нейронов формируется очень плотная нейронная сеть, что снижает эффективность когнитивных процессов и адаптивность мозга. Именно поэтому маленькие дети, только начинающие ходить, изо всех сил стараются связать несколько слов в предложение, но забывают надевать носки перед тем, как обуться. Чтобы повысить эффективность нейронных сетей после первого бурного этапа развития мозга происходит так называемый синаптический прунинг или удаление избыточных нейронных связей. На протяжении нескольких лет мозг человека хранит активные нейронные связи и удаляет те, которые не используются.

В 90-х гг. 20 века исследователи Национального института психического здоровья обнаружили, что этот процесс повторяется только в течение второго критического периода развития мозга, который начинается в юности и заканчивается в возрасти двадцати - тридцати лет. В это время снова появляются тысячи связей, многократно увеличивая нашу способность к изучению всего нового. Однако процесс познания при этом не сводится только к языкам, носкам и обуви.

Большинство нейронных связей, появляющихся в юности, возникает в лобной доле. Мозг снова активно готовится, но в этот раз - к неопределенности взрослой жизни115. Раннее детство может быть самым лучшим периодом для освоения языка, но специалисты по теории эволюции утверждают, что второй критический период помогает нам справиться со сложными задачами взрослой жизни: как найти свою профессиональную нишу; как выбрать партнера и научиться с ним жить; как быть отцом или матерью; в чем и когда брать на себя ответственность. Этот последний период развития мозга быстро связывает нас со взрослой жизнью. Но как именно? Подобно тому как маленькие дети учатся разговаривать на английском, французском, каталонском или китайском языке (в зависимости от того, в какой среде растет ребенок), между двадцатью и тридцатью годами мы особенно чувствительны к тому, что находится в пределах слышимости. Работа, которую мы выполняем в двадцать с лишним лет, учит нас управлять эмоциями и преодолевать те сложности социального взаимодействия, из которых и состоит взрослая жизнь. Работа и учеба позволяют молодым людям освоить сложные технические навыки, которые требуются в наше время во многих сферах деятельности. Связи, формирующиеся в возрасте от двадцати до тридцати лет, готовят нас к вступлению в брак и другим отношениям. Планы, которые мы строим после двадцати, помогают нам мыслить на годы и десятилетия вперед. То, как в период от двадцати до тридцати лет мы справляемся с неудачами, учит нас тому, как вести себя с мужем (женой), начальником и детьми. Нам также известно, что более крупные социальные сети меняют наш мозг к лучшему, поскольку мы общаемся с большим числом самых разных людей. Поскольку "нейроны, которые возбуждаются вместе, устанавливают связи друг с другом", наши работа и окружение меняют нашу лобную долю, от которой зависит, какие решения мы принимаем в офисе и за его пределами. В возрасте от двадцати до тридцати лет этот процесс повторяется снова и снова; любовь, работа и разум соединяются воедино и превращают нас в тех взрослых людей, которыми мы хотим стать после тридцати. Но этого может и не произойти.

Поскольку между двадцатью и тридцатью годами последний критический период развития мозга достигает кульминации, этот возраст, как сказал один психолог, - время "большого риска и больших возможностей". Безусловно, после тридцати мозг остается пластичным, но он больше никогда не предложит нам такого огромного количества новых нейронных связей. Мы больше никогда не сможем изучать что-то новое так быстро. Нам больше никогда не будет так легко стать теми, кем мы надеемся стать. Следовательно, бездействие в этот период очень опасно.

В полном соответствии с принципом "используй или потеряешь" те новые нейронные связи в лобной доле головного мозга, которые мы задействуем, сохраняются и активизируются, а те, которые остаются неиспользованными, отсекаются. Мы становимся тем, что видим, слышим и делаем каждый день. Мы не можем стать тем, чего не видим, не слышим и не делаем ежедневно. В нейронауке этот феномен известен под названием "выживание самых активных".

Молодые люди в возрасте от двадцати до тридцати лет, которые эффективно используют свой мозг, занимаясь работой и поддерживая настоящие отношения, осваивают язык взрослой жизни именно тогда, когда их мозг готов к этому. Молодые люди двадцати с лишним лет, неэффективно использующие свой мозг, становятся тридцатилетними взрослыми людьми, которые чувствуют себя несостоявшимися в профессиональном и личном плане. Такие люди просто упускают возможность достойно прожить оставшуюся часть жизни.

Это очень легко - позволить неопределенности взять над собой верх, затаиться где-то в городской толпе или в родительском доме и ждать, пока наш мозг созреет сам по себе и мы каким-то образом получим правильные ответы на все те вопросы, которые ставит перед нами жизнь. Но наш мозг устроен совсем не так. И жизнь устроена не так. Кроме того, даже если бы наш разум мог подождать, любовь и работа ждать не могут. Возраст от двадцати до тридцати - действительно самый подходящий этап для активных действий. Именно от этого зависит наша способность мыслить с опережением в период неопределенности.

Умение владеть собой

Когда мы пытаемся сделать что-то новое, мы не знаем, что делаем. В этом и есть самая большая проблема. Джеффри Калмикофф, дизайнер

Его уносит малейший ветерок критики Сэмюэл Джонсон, писатель.

Когда молодые люди в возрасте от двадцати до тридцати лет начинают работать (я имею ввиду работать по-настоящему), у них наступает шоковое состояние. Не имею возможности затеряться в толпе таких же новичков, они могут оказаться в одиночестве, на самом дне. А наверху могут быть начальники, которые занимают позицию силы скорее из-за своего таланта или опыта, чем из-за наработанных навыков управления.

Специалисты по теории эволюции утверждают, что мозг уделяет особое внимание тому, что застигает нас врасплох, чтобы мы были более подготовлены к взаимодействию с внешним миром в следующий раз.

Результаты исследований говорят, что когда люди смотрят на рисунки обычных (таких как дом) и причудливых объектов (таких как автомобиль с прикрепленной к нему головой зебры), они с большей вероятностью запомнят именно последние. Когда испытуемые пугаются чего-то, например, видят изображение и слышат шипение змеи, они лучше запоминают то, что видят после змеи, а не другие картинки. Точно также в памяти людей чаще остаются события, которые вызвали у них сильные эмоции - например, те моменты, когда они были счастливы, грустили или оказывались в затруднительном положении.

Когда происходит какое-то чрезвычайное происшествие, мы запоминаем его во всех подробностях и надолго, особенно если оно пробуждает сильные эмоции (воспоминания-вспышки). Многочисленные исследования показали, что в начале жизни у человека больше ярких воспоминаний, чем на любом другом этапе развития.

По сравнению с людьми старшего поколения, молодые люди двадцати - тридцати лет больше запоминают негативную информацию (плохие новости), чем позитивную информацию (хорошие новости). Исследования МРТ показывают, что мозг молодых людей более резко реагирует на негативную информацию. У молодежи активно работает миндалевидное тело - участок мозга, отвечающий за эмоции.

"Искусство быть мудрым - это искусство знать, чем можно пренебречь" - Уильям Джеймс, один из основателей экспериментальной психологии в США. Именно в знании того, на что можно не обращать внимания, проявляется мудрость взрослых людей по сравнению с молодыми. С возрастом приходит то, что называется "эффектом позитивности". Нас все больше интересует позитивная информация, а на негативную наш мозг реагирует не так резко. Мы стараемся не допускать межличностных конфликтов, предпочитая оставить все, как есть, - особенно, если в этом замешаны люди из нашего ближайшего окружения.

Чем старше мы становимся, тем меньше мы чувствуем себя листьями на ветру и больше - деревьями. Люди старшего возраста (и даже молодежь двадцати с лишним лет, которая работает над этим) могут обрести корни, поверив в то, что все решаемо и переживаемо. Молодые люди двадцати с лишним лет с их активным миндалевидным телом часто стремятся бороться с эмоциями путем смены работы. Пересмотр собственных установок уменьшает и даже предотвращает негативные эмоции. Исследования показывают, что людям, способным контролировать свои эмоции, свойственны более высокая удовлетворенность жизнью, оптимизм и целеустремленность. Кроме того, у них лучше складываются отношения с окружающими.

Уверенность приобретается с опытом.

Бездействие порождает беспокойство и страх, действие - уверенность и смелость. Если ты хочешь победить страх, не сиди дома и не думай об этом. Встань и действуй. Дейл Карнеги, писатель и оратор.

Знание - это не навык, навык - это знание плюс 10 000 повторений. Синьити Судзуки, преподаватель музыки.

Люди, которым свойственно так называемое развивающееся мышление, убеждены, что человек может меняться и успех - величина достижимая. Возможно, не каждому дано покорить самые высокие вершины, но в определенных пределах человек может учиться и развиваться. Люди с развивающимся мышлением тоже порой болезненно воспринимают неудачи, но они рассматривают их как шанс для развития и перемен. Согласно исследованиям, фиксированный тип мышления препятствует достижению успеха.

Представления молодых людей в возрасте от двадцати до тридцати об успехе и уверенности в себе могут оказывать существенное влияние на эффективность их работы. Людям свойственно либо фиксированное, либо развивающееся мышление в том, что касается уровня интеллекта.

Уверенность в себе - не врожденное, а приобретенное с опытом качество. Люди меньше бы испытывали тревогу и чувствовали бы себя более уверенно, если бы могли подтвердить это определенными успехами. Показная уверенность в себе возникает при попытке скрыть свою неуверенность. В основе истинной уверенности лежит опыт непосредственной деятельности или воспоминания о достигнутых успехах, особенно если они дались ценой больших усилий. О чем бы ни шла речь уверенность в себе берет верх над неуверенностью только в случае, когда она опирается на опыт. Другого пути нет.

Уверенность в себе означает доверие к себе и убежденность в том, что вы справитесь с порученной работой, а также то, что такое доверие может сформироваться лишь в результате ее многократного выполнения.

Для того, чтобы профессиональная деятельность повышала уверенность в себе, она должна быть трудной и интересной, а заниматься ею необходимо, не прибегая слишком часто к чьей-либо помощи. На такой работе не может быть все и всегда выполнено безупречно. Более устойчивая уверенность в себе - это результат достижения успехов и преодоления неудач.

Психолог Андерс Эрикссон и его коллеги долгое время изучали профессиональные навыки людей разных профессий и пришел к выводу, что уровень мастерства во многом зависит от времени, потраченного на совершенствование соответствующих навыков. Люди, которые добиваются особых успехов в своей области, могут иметь определенные врожденные способности или талант, но кроме этого они тратят по десять тысяч часов, чтобы отшлифовать свое мастерство.

Большинство молодых людей хотят делать исключительно хорошо то, чем они занимаются. В среднем для этого требуется 10 000 часов. Знать что вы хотите, вовсе не значит знать как это делать, а знать, как делать свое дело, вовсе не значит делать его хорошо.

Работа в возрасте от двадцати до тридцати лет - настоящее испытание. 10 000 часов - это пять лет целенаправленной работы или десять лет менее целенаправленной работы.

Составьте список всего, чему вы уже научились во время учебы, стажировок, работы. Начните относиться к себе более уважительно, никаких самоуничижительных историй о себе.

Продолжать жить и двигаться дальше.

Многочисленные исследования показали, что люди после тридцати не меняются. После тридцати наши мысли, чувства и поступки невероятно устойчивы. О том, в какой именно степени не меняются, ведутся дискуссии. Но все участники дискуссии пришли к выводу: в возрасте от двадцати до тридцати лет личность человека меняется в гораздо большей степени, чем в любой период до или после. Возраст от двадцати до тридцати - лучший, когда можно измениться.

В возрасте от двадцати до тридцати жить становится гораздо легче. Мы становимся эмоционально устойчивее и не так болезненно переносим превратности судьбы. Мы становимся более ответственными и социально грамотными. Мы становимся более довольными жизнью и более уверенными в себе. Но эти изменения происходят не со всеми людьми.

В возрасте от двадцати до тридцати лет положительные изменения в жизни происходят благодаря способности "жить и двигаться дальше". Попытки избежать взрослой жизни не помогут почувствовать себя лучше; это может произойти только благодаря инвестициям во взрослую жизнь. Двадцать с лишним лет - это период, когда мы переходим от учебы к работе, от случайных связей к настоящим отношениям, от ночевок где-либо к своей квартире. Большинство подобных перемен требуют, чтобы мы взяли на себя взрослые обязательства, которые меняют наше положение в обществе и на то, кто мы есть на самом деле.

Инвестиции в любовь и работу запускают процесс созревания личности. Существует множество способов взять на себя такие обязательства перед внешним миром.

Большая любовь или работа, которой вы будете гордиться, такая цель может показаться труднодостижимой, но мы становимся счастливее, просто двигаясь в этом направлении. Молодым людям после двадцати, которые добиваются пусть незначительных, но успехов в работе или более менее устойчивого финансового положения, в большей степени свойственны такие качества как уверенность в себе, позитивный настрой и ответственность.

Уже само наличие целей способно сделать нас счастливее и увереннее в себе - как сейчас, так и впоследствии. Активная постановка цели в возрасте от двадцати до тридцати лет способствует повышению целеустремленности, мастерства, умения действовать и благосостояния в возрасте от тридцати до сорока лет. Наши цели показывают, кто мы есть и кем мы хотим стать. Они говорят о том, как мы организуем свою жизнь. Стоит обратить внимание на следующее: цели, которые вы ставите перед собой сейчас, определяют то, кем вы будете в возрасте от тридцати до сорока лет и старше.

Обязательства перед другими людьми вне работы тоже способствуют переменам и благополучию. Формирование устойчивых отношений помогает молодым людям двадцати с лишним лет чувствовать себя увереннее и ответственнее, независимо от того, будут ли эти отношения развиваться или нет.

Всему свое время

Управление фертильностью - одна из самых важных функций взрослой жизни.

Может показаться, что фертильность - это тема книги для людей 30-40 лет, но на самом деле это не так. Я родила обои детей после тридцати (в 35 и в 39 лет соответственно). Рождение двоих детей после тридцати прошло не так гладко, как я ожидала, и теперь я понимаю, как мне повезло.

Эвристика доступности - это упрощенный процесс умозаключений, при котором мы оцениваем вероятность того или иного события по той легкости, с которой примеры или случаи таких событий приходят нам на ум.

У женщин фертильность достигает пика к концу третьего десятка. С биологической точки зрения для большинства женщин возраст от двадцати до тридцати лет - самое благоприятное время для зачатия и рождения ребенка. От тридцати до тридцати пяти уровень фертильности начинает снижаться, а способность женщины зачать ребенка и выносить его существенно падает. В сорок лет уровень фертильности делает резкий скачок вниз. Это происходит по причине возрастных изменений, происходящих у всех женщин на третьем и четвертом десятке: качество яйцеклеток снижается, а эндокринная система, которая регулирует выделение гормонов и процессы, протекающие во время беременности, становится менее эффективной. Вследствие всех этих процессов вероятность беременности уменьшается, а вероятность выкидышей увеличивается. Из-за снижения качества яйцеклеткам становится труднее внедриться в стенку матки и созреть. А под воздействием гормонов даже качественная яйцеклетка может не закрепиться в матке.

В тридцать лет способность к зачатию у женщин сокращается почти наполовину, в тридцать пять - до четверти и в сорок - до одной восьмой от уровня фертильности в возрасте от двадцати до тридцати лет.

Первый признак снижения уровня фертильности - это трудности с зачатием и вынашиванием ребенка. В случае естественного способа зачатия (просто заниматься сексом в период овуляции) вероятность успешных попыток 20-25 процентов на протяжении каждого цикла, если возраст женщины не превышает тридцати пяти лет. Следовательно, если вы молоды, чтобы забеременеть, вам понадобится вступать в половой контакт в среднем около четырех-пяти месяцев. После тридцати пяти вероятность зачать ребенка резко падает: до 5 процентов в сорок лет, до 3 процентов - в сорок один год и до 2 процентов в сорок два года.

Когда у таких пар не получается зачать ребенка, они пытаются найти решение проблемы, обратившись к вспомогательным репродуктивным технологиям. Иногда это приносит свои плоды, но чаще результат бывает отрицательный, а эти данные обычно не обнародуются.

Даже если предположить, что супружеские пары смогут без проблем иметь столько детей, сколько хотят, проведенное в 2010 году исследование показывает, что само уже откладывание брака и рождения детей на более поздний срок усиливает эмоциональную нагрузку на семьи. Когда после вступления в брак молодоженам необходимо быстро зачать и родить детей, у них наступает самый напряженный период супружеской жизни. Особенно это касается случаев, когда воспитание малышей совпадает с периодом активного зарабатывания денег.

Немного о времени

Прислушивайтесь ко времени, мудрейшему из всех советников. Плутарх, философ.

Чтобы добиться многого, необходимы две вещи: план и недостаток времени. Леонард Бернстайн, композитор.

Возраст от двадцати до тридцати лет может превратиться в жизнь вне времени. После окончания учебы мы оставляем позади единственную жизнь, которую когда-либо знали, - аккуратно упакованную в отрезки размером в семестр, внутри которых были заключены наши цели. упакованную в отрезки размером в семестр, внутри которых были заключены наши цели. Но вот наша жизнь раскрывается, а учебные планы исчезают без следа. Есть дни, недели, месяцы и годы, но нет способа узнать, когда и почему следует пережить то или иное событие. Это может ввести в заблуждение и превратить жизнь в некое подобие существования в пещере. Один мой двадцатилетний клиент проницательно заметил: "В двадцать с лишним лет время воспринимается совсем по-другому. У вас масса времени, за которое так или иначе должно произойти множество разных событий".

Главная проблема поведения человека: смещение предпочтений в пользу настоящего. Люди всех возрастов и слоев общества не воспринимают будущее всерьез, предпочитая сегодняшнее вознаграждение тому, которое могут получить завтра. Мы выбираем шоколадное пирожное и обновку сейчас, а с тренажерным залом и кредитной карточкой решаем разобраться позже. И это свойственно не только молодым людям после двадцати. Это общечеловеческое качество, лежащее в основе пагубных привычек, прокрастинации[18], проблем со здоровьем и легкомысленного отношения к пенсионным сбережениям. Во многих случаях бывает трудно думать о том, что произойдет в неопределенном будущем, и придавать этому какое-то значение.

Однако двадцати-тридцатилетние особенно предрасположены к смещению предпочтений в пользу настоящего. В их мозге еще происходит процесс формирования опережающего мышления, которое необходимо для предвидения последствий и планирования будущего. А когда они все же обращаются к близким друзьям и старшим людям с вопросами о жизни, те только хлопают их по плечу и произносят дежурные фразы типа: "Все образуется. У тебя еще масса времени впереди".

Смещение предпочтений в пользу настоящего проявляется особенно сильно у тех молодых людей двадцати с лишним лет, которые устанавливают большую психологическую дистанцию между настоящим и будущим. Любовь или работа может казаться им весьма отдаленной во времени.

Кроме того, будущее может оказаться отдаленным в социальном плане: так бывает, когда мы общаемся с людьми, которые тоже не говорят о будущем.

Проблема в том, что ощущение отдаленности от будущего влечет за собой абстрагирование от него; абстрагирование еще больше усиливает ощущение отдаленности - и так по кругу.

Чем отдаленнее кажутся нам любовь и работа, тем меньше нам нужно о них думать; чем меньше мы думаем о любви и работе, тем более отдаленными от них себя чувствуем.

Возраст от двадцати до тридцати лет - это период, на протяжении которого у нас начинает формироваться ощущение времени и мы строим собственные планы относительно своей дальнейшей жизни.

Определить, когда следует заняться карьерой и создать семью, - достаточно трудно. Гораздо легче ни о чем не думать и держаться подальше от проблем. Однако молодые люди двадцати с лишним лет, живущие вне времени, как правило, не бывают счастливы. Это все равно, что жить в пещере, в которой мы не можем определить, который сейчас час, не знаем, что должны делать или почему, - и порой это продолжается до тех пор, пока не станет слишком поздно что-либо изменить.

Как добиться того, чтобы конец жизни был счастливым? Мой любимый писатель Джон Ирвинг знает об этом. Он пишет эпические романы, сюжет которых охватывает несколько поколений, в которых все заканчивается хорошо. Как он делает это? Сам Джон Ирвинг говорит по этому поводу следующее: "Я всегда начинаю с последнего предложения, а затем развиваю сюжет в обратном порядке, продвигаясь к началу истории". По всей вероятности,

это требует упорного труда, особенно если вспомнить о распространенном заблуждении, что великие писатели просто садятся и записывают то, что диктует им сюжет. Ирвинг же говорит о том, что хорошая история и счастливый конец требуют осознанных усилий. Большинство молодых людей от двадцати до тридцати лет не могут написать последнее предложение своей жизни, но в случае необходимости способны определить, каких целей хотели бы достичь (или чего хотели бы избежать) в тридцать, сорок или шестьдесят с лишним лет, и строить свою жизнь исходя из этого. Именно так вы напишете свою эпическую историю со счастливым концом, охватывающую несколько поколений.

о, чем они занимаются, имеет значение, - а это действительно так. Формулы хорошей жизни не существует, как нет жизни правильной или неправильной. Но есть выбор и его последствия, поэтому двадцатилетним юношам и девушкам было бы полезно задуматься о своем будущем. Благодаря этому они будут чувствовать себя лучше, когда это будущее наступит. Если в возрасте от двадцати до тридцати лет вы будете уделять достаточно внимания своей жизни, вас ждут замечательные дни. Будущее не написано на небесах. Нет никаких гарантий. Поэтому возьмите на себя ответственность за свою жизнь. Поставьте цели. Найдите работу. Создайте семью. Не забывайте о времени. Внесите в свою жизнь определенность. Ваша судьба не должна зависеть от того, что вы чего-то не знали или что-то не сделали. Сейчас вы делаете выбор, который определит всю вашу жизнь.

Об авторе. Доктор наук Мэг Джей - клинический психолог, специализирующийся на развитии молодых людей в возрасте от двадцати до тридцати лет и более старшего поколения. Она - ассистент профессора клинической психологии в Университете штата Вирджиния, а также ведет частную практику в Шарлоттсвилле. Доктор Джей получила докторскую степень по клинической психологии и гендерным исследованиям в Калифорнийском университете в Беркли.

Некоторые примечания редактора и переводчика.

Ретрит (англ. retreat - уединение, удаление от общества, рус. лит. затвор) - международное обозначение времяпрепровождения, посвященного духовной практике.

Гранола - смесь плющеной овсяной крупы, орехов и меда, запеченных до хрустящего состояния. Гранолу часто берут в походы и путешествия с рюкзаком за плечами, поскольку она мало весит, высококалорийна и хорошо хранится.

Прокрастинация (англ. procrastination - задержка, откладывание) - понятие в психологии, обозначающее склонность к постоянному "откладыванию на потом" неприятных мыслей и дел.

2

Показать полностью… https://vk.com/doc145793158_444841410
66 Кб, 29 апреля 2017 в 7:11 - Россия, Москва, МЭГУ, 2017 г., docx
Рекомендуемые документы в приложении