Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
doc

Студенческий документ № 091282 из МЭГУ

ІІІ СЕМЕСТР

МОДУЛЬ 3

Лекция 4 (25)

Тема: "Направленность и мотивационная сфера личности"

План

1. Понятие о направленности личности.

2. Потребностно-мотивационная сфера личности.

3. Психологические теории мотивации.

4. Мотивационное поведение как характеристика личности.

5. Развитие мотивационной сферы.

1. Понятие о направленности личности.

Несмотря на различие трактовок личности, существующее в отечественной психологии, во всех подходах в качестве ее ведущей характеристики выделяется ее направленность. В разных концепциях эта характеристика раскрывается по-разному: как "динамическая тенденция" (С.Л.Рубинштейн), смыслообразующий мотив (А.Н.Леонтьев), "доминирующее отношение" (В.Н.Мясищев), "основная жизненная направленность" (Б.Г.Ананьев), "динамическая организация сущностных сил человека" (А.С.Прангишвили). Она так или иначе выявляется в изучении всей системы психологических свойств и состояний личности: потребностей, интересов, склонностей, мотивационной сферы, идеалов, ценностных ориентаций, убеждений и т.д. Таким образом, направленность выступает как системообразующее свойство личности, определяющее ее психологический склад.

Совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций, называется направленностью личности человека. Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется путем воспитания. Направленность - это установки, ставшие свойством личности. Направленность включает несколько связанных иерархически форм: влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Все формы направленности личности вместе с тем являются мотивами ее деятельности.

Кратко охарактеризуем каждую из выделенных форм направленности:

- влечение - принято считать, что влечение - это наиболее примитивная, по своей сути биологическая форма направленности. С психологической точки зрения - это психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность. Как правило, влечение является преходящим явлением, поскольку представленная в нем потребность либо угасает, либо осознается, превращаясь в желание.

- желание - это осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному. Следует отметить, что желание, будучи достаточно осознанным, имеет побуждающую силу. Оно обостряет осознание цели будущего действия и построение его плана. Данная форма направленности характеризуется осознанием не только своей потребности, но и возможных путей ее удовлетворения.

- стремление - стремление возникает тогда, когда в структуру желания включается волевой компонент. Поэтому стремление часто рассматривается в качестве вполне определенного побуждения к деятельности.

- интерес - это специфическая форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке личности в окружающей действительности. Субъективно интерес обнаруживается в эмоциональном тоне, сопровождающем процесс познания или внимание к определенному объекту. Одной из наиболее существенных характеристик интереса является то, что при его удовлетворении он не угасает, а, наоборот, вызывает новые интересы, соответствующие более высокому уровню познавательной деятельности.

Интересы являются важнейшей побудительной силой к познанию окружающей действительности. Различают непосредственный интерес, вызываемый привлекательностью объекта, и опосредованный интерес к объекту как средству достижения целей деятельности. Косвенной характеристикой осознанности потребностей, отражающихся в интересах, является устойчивость интересов, которая выражается в длительности их сохранения и в их интенсивности. Также следует подчеркнуть, что широта и содержание интересов могут служить одной из наиболее ярких характеристик личности.

Интерес в динамике своего развития может превратиться в склонность. Это происходит тогда, когда в интерес включается волевой компонент. Склонность характеризует направленность индивида на определенную деятельность. Основой склонности является глубокая устойчивая потребность индивида в той или иной деятельности, т. с. интерес к определенному виду деятельности. В качестве основы склонности также может выступать стремление совершенствовать умения и навыки, связанные с данной потребностью. Принято считать, что возникшая склонность может рассматриваться в качестве предпосылки к развитию определенных способностей.

* идеал - это конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности индивида, т. е. то, к чему он стремится, на что ориентируется. Идеалы человека могут выступать в качестве одной из наиболее значимых характеристик мировоззрения человека.

* мировоззрение - это системы взглядов на объективный мир, на место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе. В мировоззрении отражаются не только идеалы, но и ценностные ориентации людей, их принципы познания и деятельности, их убеждения.

* убеждение - высшая форма направленности - это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. В основе убеждений лежат осознанные потребности, которые побуждают личность действовать, формируют ее мотивацию к деятельности.

2. Потребностно-мотивационная сфера личности.

Поскольку мы подошли к проблеме мотивации, следует отметить, что в поведении человека есть две функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная. Рассмотренные нами ранее психические процессы и состояния обеспечивают в основном регуляцию поведения. Что же касается его стимуляции, или побуждений, обеспечивающих активизацию и направленность поведения, то они связаны с мотивами и мотивацией.

Мотив - это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребности субъекта. Под мотивом также часто понимают причину, лежащую в основе выбора действий и поступков, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта.

Термин "мотивация" представляет собой более широкое понятие, чем термин "мотив". Слово "мотивация" используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Чаще всего в научной литературе мотивация рассматривается как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.

Вопрос о мотивации деятельности возникает каждый раз, когда необходимо объяснить причины поступков человека. Причем любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае в качестве исходного и конечного пунктов объяснения выступают психологические свойства субъекта поведения, а во втором - внешние условия и обстоятельства его деятельности. В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т. п., а во втором - о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации. Иногда все психологические факторы, которые как бы изнутри, от человека определяют его поведение, называют личностными диспозициями. Тогда соответственно говорят о диспозиционной и ситуационной мотивациях как аналогах внутренней и внешней детерминации поведения.

Внутренняя (диспозиционная) и внешняя (ситуационная) мотивации взаимосвязаны. Диспозиции могут актуализироваться под влиянием определенной ситуации, а активизация определенных диспозиций (мотивов, потребностей) приводит к изменению восприятия субъектом ситуации. Его внимание в таком случае становится избирательным, и субъект предвзято воспринимает и оценивает ситуацию, исходя из актуальных интересов и потребностей. Поэтому любое действие человека рассматривают как двояко детерминированное: диспозиционно и ситуационно.

Сиюминутное поведение человека следует рассматривать не как реакцию на определенные внутренние или внешние стимулы, а как результат непрерывного взаимодействия его диспозиций с ситуацией. Таким образом, мотивация человека может быть представлена как циклический процесс непрерывного взаимного воздействия и преобразования, в котором субъект действия и ситуация взаимно влияют друг на друга и результатом которого является реально наблюдаемое поведение. С этой точки зрения мотивация представляет собой процесс непрерывного выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив.

В свою очередь, мотив в отличие от мотивации - это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Мотивы могут быть осознанными или неосознаваемыми. Основная роль в формировании направленности личности принадлежит осознанным мотивам. Следует отметить, что сами мотивы формируются из потребностей человека. Потребностью называют состояние нужды человека в определенных условиях жизни и деятельности или материальных объектах. Потребность, как и любое состояние личности, всегда связана с наличием у человека чувства удовлетворенности или неудовлетворенности. Потребности есть у всех живых существ, и этим живая природа отличается от неживой. Другим ее отличием, также связанным с потребностями, является избирательность реагирования живого именно на то, что составляет предмет потребностей, т.е. на то, чего организму в данный момент времени не хватает. Потребность активизирует организм, стимулирует его поведение, направленное на поиск того, что требуется.

Количество и качество потребностей, которые имеют живые существа, зависит от уровня их организации, от образа и условий жизни, от места, занимаемого соответствующим организмом на эволюционной лестнице. Меньше всего потребностей у растений, которые имеют нужду только в определенных биохимических и физических условиях существования. Больше всего разнообразных потребностей у человека, который кроме физических и органических потребностей обладает еще и духовными, социальными. Социальные потребности выражаются в стремлении человека жить в обществе, взаимодействовать с другими людьми.

Потребности, присущие человеку, можно разделить на базовые, производные и высшие.

1. Базовые потребности - это потребности в материальных условиях и способе жизни, в общении, познании, деятельности и отдыхе.

2. Производные потребности формируются на основе базовых. К ним относятся эстетические потребности, потребности в общении.

3. Высшие потребности включают в, прежде всего, потребности в творчестве и творческом труде.

Основные характеристики человеческих потребностей - сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения. Дополнительной, но весьма существенной характеристикой, особенно когда речь идет о личности, является предметное содержание потребности, т. е. совокупность тех объектов материальной и духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена.

Побуждающим к деятельности фактором является цель. Целью называют осознаваемый результат, на достижение которого в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность. Если всю сферу осознанного поведения представить в виде своеобразной арены, на которой разворачивается красочный и многогранный спектакль человеческой жизни, и допустить, что наиболее ярко в данный момент на ней освещено то место, которое должно приковывать к себе наибольшее внимание зрителя (самого субъекта), то это и будет цель. Психологически цель есть то мотивационно-побудительное содержание сознания, которое воспринимается человеком как непосредственный и ближайший ожидаемый результат его деятельности.

Цель является основным объектом внимания, который занимает определенный объем кратковременной и оперативной памяти; с ней связаны разворачивающийся в данный момент времени мыслительный процесс и большая часть всевозможных эмоциональных переживаний.

Мотивационную сферу человека, с точки зрения ее развитости, можно оценивать по следующим параметрам: широта, гибкость и иерархизированностъ. Под широтой мотивационной сферы понимается качественное разнообразие мотивационных факторов - диспозиций (мотивов), потребностей и целей. Чем больше у человека разнообразных мотивов, потребностей и целей, тем более развитой является его мотивационная сфера.

Гибкость мотивационной сферы выражается в том, что для удовлетворения мотивационного побуждения более общего характера (более высокого уровня) может быть использовано больше разнообразных мотивационных побудителей более низкого уровня. Например, более гибкой является мотивационная сфера человека, который в зависимости от обстоятельств удовлетворения одного и того же мотива может использовать более разнообразные средства, чем другой человек. Скажем, для одного индивида потребность в знаниях может быть удовлетворена только с помощью телевидения, радио и кино, а для другого средством ее удовлетворения также являются разнообразные книги, периодическая печать, общение с людьми. У последнего мотивационная сфера, по определению, будет более гибкой.

Следует отметить, что широта и гибкость характеризуют мотивационную сферу человека по-разному. Широта - это разнообразие потенциального круга предметов, способных служить для данного человека средством удовлетворения актуальной потребности, а гибкость - подвижность связей, существующих между разными уровнями иерархической организации мотивационной сферы: между мотивами и потребностями, мотивами и целями, потребностями и целями.

Следующая характеристика мотивационной сферы - это иерархизированность мотивов. Одни мотивы и цели сильнее других и возникают чаще; другие - слабее и актуализируются реже. Чем больше различий в силе и частоте актуализации мотивационных образований определенного уровня, тем выше иерархизированность мотивационной сферы.

Следует отметить, что проблема исследования мотивации всегда привлекала внимание исследователей. Поэтому существует много разнообразных концепций и теорий, посвященных мотивам, мотивации и направленности личности. Рассмотрим в общих чертах некоторые из них.

3. Психологические теории мотивации.

Проблема мотивации поведения человека привлекала внимание ученых с незапамятных лет. Многочисленные теории мотивации стали появляться еще в работах древних философов, а в настоящее время таких теорий насчитывается уже несколько десятков. Точка зрения на происхождение мотивации человека в процессе развития человечества и науки неоднократно менялась. Однако большинство научных подходов всегда располагалось между двумя философскими течениями: рационализмом и иррационализмом. Согласно рационалистической позиции, а она особенно отчетливо выступала в работах философов и теологов вплоть до середины XIX в., человек представляет собой уникальное существо особого рода, не имеющее ничего общего с животными. Считалось, что только человек наделен разумом, мышлением и сознанием, обладает волей и свободой выбора действии, а мотивационный источник человеческого поведения усматривался исключительно в разуме, сознании и воле человека.

Иррационализм как учение в основном рассматривал поведение животных. Сторонники данного учения исходили из утверждения, что поведение животного в отличие от человека несвободно, неразумно, управляется темными, неосознаваемыми силами, имеющими свои истоки в органических потребностях. Схематично история исследования проблемы мотивации представлена на рис. 1. Изображенная на нем схема была предложена американским ученым Д. Аткинсоном и частично модифицирована Р. С. Немовым.

Первыми собственно психологическими теориями мотивации принято считать возникшие в ХУП-ХУП! вв. теорию принятия решений, объясняющую на рационалистической основе поведение человека, и теорию автомата, объясняющую на иррационалистнческой основе поведение животного. Первая была связана с использованием математических знаний при объяснении поведения человека. Она рассматривала проблемы выбора человека в экономике. Впоследствии основные положения данной теории были перенесены на понимание человеческих поступков в целом.

Возникновение и развитие теории автомата было вызвано успехами механики в XVII-XVIII вв. Одним из центральных моментов данной теории было учение о рефлексе. Причем в рамках данной теории рефлекс рассматривался как механический, или автоматический, врожденный ответ живого организма на внешние воздействия. Раздельное, независимое существование двух мотивационных теорий (одной - для человека, другой - для животных) продолжалось вплоть до конца XIX в.

Рис. 1. История исследования проблемы мотивации

(из: Немов Р. С., 1998)

Во второй половине XIX в. с появлением эволюционной теории Ч. Дарвина возникли предпосылки к тому, чтобы пересмотреть некоторые взгляды на механизмы поведения человека. Разработанная Дарвином теория позволила преодолеть антагонизмы, разделявшие взгляды на природу человека и животных как на два несовместимых в анатомо-физиологическом и психологическом отношениях явления действительности. Более того, Дарвин был одним из первых, кто обратил внимание на то, что у человека и животных имеется немало общих потребностей и форм поведения, в частности эмоционально-экспрессивных выражений и инстинктов.

Под влиянием этой теории в психологии началось интенсивное изучение разумных форм поведения у животных (В. Келер, Э. Торндайк) и инстинктов у человека (3. Фрейд, У. Макдугалл, И. П. Павлов и др.). В ходе этих исследований изменилось представление о потребностях. Если раньше исследователи, как правило, пытались связать потребности с нуждами организма и поэтому использовали понятие "потребность" чаще всего для объяснения поведения животных, то в процессе трансформации и развития научных воззрений данное понятие стали использовать и для объяснения поведения человека. Следует отметить, что использование понятия "потребность" в отношении человека привело к расширению этого понятия. Стали выделять не только биологические, но и некоторые социальные потребности. Однако главной особенностью исследований мотивации поведения человека на данном этапе было то, что в отличие от предыдущего этапа, на котором противопоставлялось поведение человека и животного, эти принципиальные отличия человека от животного старались свести к минимуму. Человеку в качестве мотивационных факторов стали приписывать те же органические потребности, которыми раньше наделяли только животное.

Одним из первых проявлений такой крайней, по существу биологизаторской, точки зрения на поведение человека стали теории инстинктов 3.Фрейда и У.Макдугалла, предложенные в конце XIX в. и получившие наибольшую популярность в начале XX в. Пытаясь объяснить социальное поведение человека по аналогии с поведением животных, Фрейд и Макдугалл свели все формы человеческого поведения к врожденным инстинктам. Так, в теории Фрейда таких инстинктов было три: инстинкт жизни, инстинкт смерти и инстинкт агрессивности. Макдугалл предложил набор из десяти инстинктов: инстинкт изобретательства, инстинкт строительства, инстинкт любопытства, инстинкт бегства, инстинкт стадности, инстинкт драчливости, репродуктивный (родительский) инстинкт, инстинкт отвращения, инстинкт самоунижения, инстинкт самоутверждения. В более поздних работах Макдугалл добавил к перечисленным еще восемь инстинктов, в основном относящихся к органическим потребностям.

Разработанные теории инстинктов все же не смогли ответить на многие вопросы и не позволили решить ряд весьма существенных проблем. Например, как доказать существование у человека этих инстинктов и в какой мере могут быть сведены к инстинктам или выведены из них те формы поведения, которые приобретаются человеком прижизненно под влиянием опыта и социальных условий? А также как в этих формах поведения разделить собственно инстинктивное и приобретаемое в результате научения?

Споры вокруг теории инстинктов не смогли дать научно обоснованного ответа ни на один из поставленных вопросов. В итоге все дискуссии закончились тем, что само понятие "инстинкт" применительно к человеку стало употребляться все реже. Появились новые понятия для описания поведения человека, такие как потребность, рефлекс, влечение и другие.

В 20-е гг. XX в. на смену теории инстинктов пришла концепция, в рамках которой все поведение человека объяснялось наличием у него биологических потребностей. В соответствии с данной концепцией было принято считать, что у человека и у животных есть общие органические потребности, которые оказывают одинаковое воздействие на поведение. Периодически возникающие органические потребности вызывают состояние возбуждения и напряжения в организме, а удовлетворение потребности ведет к снижению напряжения. В этой концепции принципиальных различий между понятиями "инстинкт" и "потребность" не было, за исключением того, что инстинкты являются врожденными, а потребности могу! приобретаться и меняться в течение жизни, особенно у человека.

Следует отметить, что использование понятий "инстинкт" и "потребность" в данной концепции имело один существенный недостаток: их использование устраняло необходимость учета в объяснении поведения человека когнитивных психологических характеристик, связанных с сознанием и с субъективными состояниями организма. Поэтому данные понятия впоследствии были заменены понятием влечения, или драйва. Причем под влечением понималось стремление организма к какому-то конечному результату, субъективно представленному в виде некоторой цели, ожидания или намерения на фоне соответствующего эмоционального переживания.

Кроме теорий биологических потребностей человека, инстинктов и влечений в начале XX в. возникли еще два новых направления. Их возникновение в значительной степени было обусловлено открытиями И. П. Павлова. Это поведенческая (бихевиористская) теория мотивации и теория высшей нервной деятельности. Поведенческая концепция мотивации по своей сути являлась логическим продолжением идей основоположника бихевиоризма Д. Уотсона. Представителями этого направления, получившими наибольшую известность, являются Э. Толмен К. Халл и Б. Скиннер. Все они пытались объяснить поведение в рамках исходной схемы бихевиоризма: "стимул-реакция".

Другая теория - теория высшей нервной деятельности - была разработан; И. П. Павловым, а ее развитие продолжено его учениками и последователями, среди которых были следующие: Н. А. Бернштейн - автор теории психофизиологической регуляции движений; П. К. Анохин, предложивший модель функциональной системы, на современном уровне описывающую и объясняющую динамика поведенческого акта; Е. Н. Соколов, который открыл и исследовал ориентировочный рефлекс, имеющий большое значение для понимания психофизиологических механизмов восприятия, внимания и мотивации, а также предложил модель концептуальной рефлекторной дуги.

Одной из теорий, возникших на рубеже Х1Х-ХХ вв. и продолжающих разрабатываться сейчас, является теория органических потребностей животных. Она возникла и развивалась под влиянием прежних иррационалистических традиций в понимании поведения животных. Ее современные представители видят свою задачу в том, чтобы объяснить поведение животных с позиций физиологии и биологии.

Концепции и теории мотивации, относимые только к человеку, начали появляться в психологической науке начиная с 30-х гг. XX в. Первой из них была теория мотивации, предложенная К. Левином. Вслед за ней были опубликованы работы представителей гуманистической психологии -Г.Мюррея, А. Маслоу, Г.Олпорта, К.Роджерса и др. Рассмотрим некоторые из них.

Достаточно широкую известность получила мотивационная концепция Г. Мюррея. Наряду с выделенным У. Макдугаллом перечнем органических, или первичных, потребностей, идентичных основным инстинктам, Мюррей предложил список вторичных (психогенных) потребностей, возникающих на базе инстинктоподобных влечений в результате воспитания и обучения. Это потребности достижения успехов, аффилиации, агрессии, потребности независимости, противодействия, уважения, унижения, защиты, доминирования, привлечения внимания, избегания вредных воздействий, избегания неудач, покровительства, порядка, игры. неприятия, осмысления, сексуальных отношений, помощи, взаимопонимания. Впоследствии кроме этих двадцати потребностей автор приписал человеку еще шесть: приобретения, отклонения обвинений, познания, созидания, объяснения, признания и бережливости.

Другая, еще более известная концепция мотивации поведения человека, принадлежит А. Маслоу. Чаще всего, когда говорят о данной концепции, имеют в виду существование иерархии человеческих потребностей и их классификацию, предложенную Маслоу. Согласно данной концепции, у человека с рождения последовательно появляются и сопровождают его взросление семь классов потребностей (рис. 2): физиологические (органические) потребности, потребности в безопасности, потребности в принадлежности и любви, потребности уважения (почитания), познавательные потребности, эстетические потребности, потребности в самоактуализации. Причем, по мнению автора, в основании данной мотивационной пирамиды лежат физиологические потребности, а высшие потребности, такие как эстетические и потребность в самоактуализации, образуют ее вершину.

Во второй половине XX в. теории потребностей человека были дополнены рядом мотивационных концепций, представленных в трудах Д. Макклелланда, Д. Аткинсона, Г. Хекхаузена, Г. Келли, Ю. Роттера и др. В определенной мере они близки друг к другу и имеют ряд общих положений.

Во-первых, в большинстве данных теорий отрицалась принципиальная возможность создания единой универсальной теории мотивации, одинаково успешно объясняющей как поведение животных, так и человека.

Во-вторых, подчеркивалось, что стремление снять напряжение как основной мотивационный источник целенаправленного поведения на уровне человека не работает, во всяком случае не является для него основным мотивационным принципом.

В-третьих, в большинстве данных теорий утверждалось, что человек не реактивен, а изначально активен. Поэтому принцип редукции напряжения для объяснения поведения человека неприемлем, а источники его активности следует искать в нем самом, в его психологии.

В-четвертых, данные теории признавали наряду с ролью бессознательного существенную роль сознания человека в формировании его поведения. Более того, по мнению большинства авторов, сознательная регуляция для человека является ведущим механизмом формирования поведения.

В-пятых, для большинства теорий данной группы было свойственно стремление ввести в научный оборот специфические понятия, отражающие особенности человеческой мотивации, например "социальные потребности, мотивы" (Д.Мак-клелланд, Д.Аткинсон, Г.Хекхаузен), "жизненные цели" (К.Роджерс, Р.Мей), "когнитивные факторы" (Ю.Роттер, Г.Келли и др.).

В-шестых, авторы теорий этой группы были едины во мнении о том, что для исследования мотивации человека неприемлемы методы исследования причин поведения у животных. Поэтому они предприняли попытку найти специальные методы изучения мотивации, подходящие только для человека.

Рис. 2. Структура потребностей по А. Маслоу

В отечественной психологии также предпринимались попытки решать проблемы мотивации человека. Однако вплоть до середины 1960-х гг. психологические исследования были сосредоточены на изучении познавательных процессов. Основной научной разработкой отечественных психологов в области проблем мотивации является теория деятелъностного происхождения мотивационной сферы человека, созданная А. Н. Леонтьевым.

Согласно концепции А.Н. Леонтьева, мотивационная сфера человека, как и другие его психологические особенности, имеет свои источники в практической деятельности. В частности, между структурой деятельности и строением мотивационной сферы человека существуют отношения изоморфизма, т. е. взаимного соответствия, а в основе динамических изменений, которые происходят с мотивационной сферой человека.

4. Мотивационное поведение как характеристика личности.

В процессе взросления многие ведущие мотивы поведения со временем становятся настолько характерными для человека, что превращаются в черты его личности. К их числу следует отнести мотивацию достижения, или мотивацию избегания неудачи, мотив власти, мотив оказания помощи другим людям (альтруизм), агрессивные мотивы поведения и др. Доминирующие мотивы становятся одной из основных характеристик личности, отражающейся на особенностях других личностных черт. Например, установлено, что у людей, ориентированных на успех, чаще преобладают реалистические, а у индивидов, ориентированных на избегание неудач, - нереалистические, завышенные или заниженные, самооценки. От чего зависит самооценка? Уровень самооценки в значительной степени связан с удовлетворенностью или неудовлетворенностью человека собой, своей деятельностью, возникающей в результате достижения успеха или появления неудачи. Сочетание жизненных успехов и неудач, преобладание одного над другим постоянно формируют самооценку личности. В свою очередь, особенности самооценки личности выражаются в целях и общей направленности деятельности человека, поскольку в практической деятельности он, как правило, стремится к достижению таких результатов, которые согласуются с его самооценкой, способствуют ее укреплению.

С самооценкой личности тесно связан уровень притязаний. Под уровнем притязаний подразумевается результат, которого субъект рассчитывает достичь в ходе своей деятельности. Следует отметить, что существенные изменения в самооценке происходят в том случае, когда сами успехи или неудачи связываются субъектом деятельности с наличием или отсутствием у него необходимых способностей.

Мотивы аффилиации (мотив стремления к общению) и власти актуализируются и удовлетворяются только в общении людей. Мотив аффилиации обычно проявляется как стремление человека наладить добрые, эмоционально положительные взаимоотношения с людьми. Внутренне, или психологически, он выступает в виде чувства привязанности, верности, а внешне - в общительности, в стремлении сотрудничать с другими людьми, постоянно находиться вместе с ними. Следует подчеркнуть, что отношения между людьми, построенные на основе аффилиации, как правило, взаимны. Партнеры по общению, обладающие такими мотивами, не рассматривают друг друга как средство удовлетворения личных потребностей, не стремятся к доминированию друг над другом, а рассчитывают на равноправное сотрудничество. В результате удовлетворения мотива аффилиации между людьми складываются доверительные, открытые взаимоотношения, основанные на симпатиях и взаимопомощи.

В качестве противоположного мотиву аффилиации выступает мотив отвержения, проявляющийся в боязни быть непринятым, отвергнутым значимыми для личности людьми. Доминирование у человека мотива аффилиации порождает стиль общения с людьми, характеризующийся уверенностью, непринужденностью, открытостью и смелостью. Напротив, преобладание мотива отвержения ведет к неуверенности, скованности, неловкости, напряженности. Преобладание данного мотива создает препятствия на пути межличностного общения. Такие люди вызывают недоверие к себе, они одиноки, у них слабо развиты умения и навыки общения.

Другим весьма значимым мотивом деятельности личности является мотив власти. Он определяется как устойчивое и отчетливо выраженное стремление человека иметь власть над другими людьми. Г.Мюррей дал такое определение этому мотиву: мотив власти - это склонность управлять социальным окружением, в том числе людьми, воздействовать на поведение других людей разнообразными способами, включая убеждение, принуждение, внушение, сдерживание, запрещение и т. п.

Мотив власти проявляется в том, чтобы побуждать других поступать в соответствии со своими интересами и потребностями, добиваться их расположения, сотрудничества, доказывать свою правоту, отстаивать собственную точку зрения, влиять, направлять, организовывать, руководить, надзирать, править, подчинять, властвовать, диктовать условия, судить, устанавливать законы, определять нормы и правила поведения, принимать за других решения, обязывающие их поступать определенным образом, уговаривать, отговаривать, наказывать, очаровывать, привлекать к себе внимание, иметь последователей.

Особое место занимают исследования так называемых просоциальных мотивов и соответствующего просоциалъного поведения. Под таким поведением понимаются любые альтруистические действия человека, направленные на благополучие других людей, оказание им помощи. Эти формы поведения по своим особенностям разнообразны и располагаются в широком диапазоне от простой любезности до серьезной благотворительной помощи, оказываемой человеком другим людям, причем иногда с большим ущербом для себя, ценой самопожертвования. Некоторые психологи считают, что за таким поведением лежит особый мотив, и называют его мотивом альтруизма (мотивом помощи, мотивом заботы о других людях).

Альтруистическое, или просоциальное, поведение чаще всего характеризуется как осуществляемое ради блага другого человека и без надежды на вознаграждение. Альтруистически мотивированное поведение в большей степени ведет к благополучию других людей, чем к благополучию того, кто его реализует. При альтруистическом поведении акты заботы о других людях осуществляются по собственному убеждению человека, без какого бы то ни было расчета или давления со стороны. По смыслу такое поведение диаметрально противоположно агрессии.

Агрессия рассматривается как явление по своей сути противоположное альтруизму. В ходе изучения агрессивного поведения было высказано предположение, что за этой формой поведения лежит особого рода мотив, получивший название "мотив агрессивности". Агрессивными принято называть действия, наносящие человеку какой-либо ущерб: моральный, материальной или физический. Агрессивность всегда связана с намеренным причинением вреда другому человеку.

Таким образом, сформированные в процессе жизни и деятельности мотивы, ставшие привычными, или основными, отражаются на общем впечатлении, которое производит человек на окружающих, т. е. характеризуют личность в целом.

5. Развитие мотивационной сферы.

В отечественной психологии формирование и развитие мотивационной сферы у человека рассматривается в рамках психологической теории деятельности, предложенной А. Н. Леонтьевым. Вопрос об образовании новых мотивов и развитии мотивационной сферы является одним из самых сложных и до конца не изученным. Леонтьев описал лишь один механизм образования мотивов, который получил название механизма сдвига мотива на цель (другой вариант названия данного механизма - механизм превращения цели в мотив). Суть данного механизма состоит в том, что в процессе деятельности цель, к которой в силу определенных причин стремился человек, со временем сама становится самостоятельной побудительной силой, т. е. мотивом.

Центральный момент данной теории заключается в том, что мотив, из-за которого мы стремимся к достижению цели, связан с удовлетворением определенных потребностей. Но со временем цель, которой мы стремились достичь, может превратиться в насущную потребность. Например, часто родители, для того чтобы стимулировать интерес ребенка к чтению книг, обещают ему купить какую-нибудь игрушку, если он прочитает книгу. Однако в процессе чтения у ребенка возникает интерес к самой книге, и постепенно чтение книг может стать одной из основных его потребностей. Этот пример поясняет механизм развития мотивационной сферы человека за счет расширения количества потребностей. При этом самым существенным является то, что расширение количества потребностей, т. е. расширение перечня того, в чем нуждается человек, происходит в процессе его деятельности, в процессе его контакта с окружающей средой.

Исторически сложилось так, что в отечественной психологии формирование мотивационной сферы человека в процессе его онтогенеза рассматривается в рамках формирования интересов человека как основных причин, побуждающих его к развитию и деятельности. Как вы помните, интересы отражают прежде всего познавательные потребности человека. Поэтому в отечественной психологии развитие мотивационной сферы, как правило, рассматривается в единстве с общим развитием психики человека, особенно его познавательной сферы.

Проводимые научные исследования показали, что первые проявления интереса наблюдаются у детей уже на первом году жизни, как только ребенок начинает ориентироваться в окружающем мире. На этом этапе развития ребенка чаще всего интересуют яркие, красочные предметы, незнакомые вещи, издаваемые предметами звуки. Ребенок не только испытывает удовольствие, воспринимая все это, но и требует, чтобы ему вновь и вновь показывали заинтересовавший его предмет, снова дали услышать вызвавшие у него интерес звуки. Он плачет и негодует, если его лишают возможности продолжать воспринимать то, что вызвало интерес.

Характерной чертой первых интересов ребенка является их крайняя неустойчивость и прикованность к наличному восприятию. Ребенок интересуется тем, что он воспринимает в данный момент. Он сердится и плачет, если что-либо заинтересовавшее его исчезло из поля зрения. Успокоить ребенка в этих случаях не представляет большого труда, - достаточно привлечь его внимание к чему-либо другому, как интерес к тому, что воспринималось им до этого, гаснет и заменяется новым.

По мере развития двигательной деятельности у ребенка все больше и больше проявляется интерес к самостоятельному выполнению действий, которыми он постепенно овладевает. Уже на первом году жизни ребенок обнаруживает, например, склонность многократно бросать на пол вещи, находящиеся у него в руке, - бросив взятую вещь, он требует, чтобы ее подняли и дали ему, но затем вновь бросает ее, снова требует ее возвращения к себе, снова бросает и т. д. Овладевая более сложными действиями, он также проявляет интерес к многократному их выполнению и может, например, подолгу вкладывать одну вещь в другую и вновь вынимать ее.

С развитием речи и общения с окружающими, а также с расширением круга предметов и действий, с которыми знакомится ребенок, значительно расширяются его познавательные интересы. Ярким выражением их являются самые разнообразные вопросы, задаваемые детьми взрослым, начиная с вопроса: "Что это такое?" и кончая вопросами, относящимися к объяснению того, что воспринимается ребенком: "Почему у коровы рога?", "Почему луна не падает на землю?", "Почему трава зеленая?", "Куда девается молоко, когда мы его пьем?", "Откуда ветер прилетает?", "Почему птицы поют?" - все эти вопросы, и многие им подобные, живо интересуют ребенка, и в возрасте трех-пяти лет он настолько "засыпает" ими взрослого, что весь этот период его жизни справедливо называют периодом вопросов.

Конец преддошкольного и начало дошкольного возраста характеризуются возникновением интереса к игре, все более и более расширяющегося в течение всего дошкольного детства. Игра является ведущей деятельностью ребенка в этом возрасте, в ней развиваются разнообразные стороны его психической жизни, формируются многие важнейшие психологические качества его личности. Вместе с тем игра - это деятельность, наиболее привлекающая к себе ребенка, наиболее захватывающая его. Она стоит в центре его интересов, сама интересует его и, в свою очередь, отражает все другие интересы ребенка. Все, что интересует детей в окружающем их мире, в развертывающейся вокруг них жизни, обычно находит то или иное отражение в их играх.

Следует отметить, что познавательные интересы дошкольников, направленные на познание реальной действительности, весьма широки. Ребенок-дошкольник подолгу наблюдает за тем, что привлекло его внимание из окружающего мира, много расспрашивает о том, что замечает вокруг себя. Однако, так же как и в более раннем возрасте, его интересует все яркое, красочное, звучное. Особенно живой интерес вызывает у него все динамичное, движущееся, действующее, обнаруживающее заметные, ясно выраженные и в особенности неожиданные изменения. С большим интересом следит он за изменениями в природе, охотно наблюдает за ростом растений в "живом уголке", за переменами, связанными со сменой времен года, с переменой погоды. Немалый интерес вызывают у него животные, особенно те из них, с которыми он может играть (котята, щенки) или за поведением которых он может наблюдать в течение длительного времени (рыбы в аквариуме, цыплята, суетящиеся возле наседки, и т.д.).

Широко интересуясь реальной действительностью, дети дошкольного возраста обнаруживают большой интерес и к фантастическим рассказам, в особенности к сказкам. Одну и ту же сказку дети-дошкольники готовы слушать по многу раз.

Конец дошкольного периода и начало школьного возраста характеризуются обычно появлением новых интересов у ребенка - интереса к учению, к школе. Как правило, его интересует сам процесс учения, возможность новой деятельности, которой ему предстоит заниматься, новые для него правила школьной жизни, новые обязанности, новые товарищи и школьные учителя. Но этот первоначальный интерес к школе еще носит недифференцированный характер. Начинающего школьника привлекают все виды работы в школе: он одинаково охотно пишет, читает, считает, выполняет поручения. Даже различные отметки, которые он получает, нередко вызывают у него в первые дни одинаковое к себе отношение. Например, известно, что некоторые дети, впервые пришедшие в школу, интересуются сначала не столько тем, какую отметку они получили, сколько их количеством.

С течением времени интерес к школе все более и более дифференцируется. Первоначально выделяются, как более интересные, отдельные учебные предметы. Так, одних школьников больше привлекает чтение или письмо, других - математика и т. д. Наряду с учебными интересами в этом возрасте возникают и некоторые новые, внешкольные интересы. Например, овладение грамотой создает предпосылки для возникновения интереса к внеклассному чтению, поэтому впервые появляются читательские интересы ребенка. В младшем школьном возрасте значителен интерес к "бытовой" литературе, к рассказам из жизни детей. Сказки все более и более теряют свою прелесть для ребенка. Часто школьник младших классов уже отказывается от них, подчеркивая, что он желает читать о том, что было "на самом деле". К концу этого периода все больше выдвигается на передний план литература о путешествиях и приключениях, которая в подростковом возрасте вызывает к себе наибольший интерес, в особенности у мальчиков.

В ходе взросления интерес к играм подвергается значительным изменениям. В жизни школьника игра не занимает уже ведущего места, она уступает учению, которое становится на продолжительный срок ведущей деятельностью ребенка.

Но интерес к игре, все же, остается, в особенности это характерно для младшего школьного возраста. При этом содержание игр существенно изменяется. "Ролевые игры" дошкольника отходят на задний план и вовсе исчезают. Больше всего школьника привлекают, с одной стороны, так называемые "настольные", а с другой - подвижные игры, в которые с течением времени все больше и больше включается момент соревнования и зарождающийся, особенно у мальчиков, интерес к спортивным играм. Как на характерный для конца младшего школьного возраста интерес, который остается и в последующие годы, можно указать на коллекционирование некоторых предметов, в частности почтовых марок.

В подростковом возрасте происходят дальнейшие изменения в интересах школьников. Значительно расширяются и углубляются прежде всего интересы социально-политического плана. Ребенок начинает интересоваться не только текущими событиями, но и проявлять интерес к своему будущему, к тому, какое положение он займет в обществе. Подобное явление сопровождается расширением познавательных интересов подростка. Круг того, что интересует подростка и что он хочет узнать, становится все шире и шире. Причем часто познавательные интересы подростка обусловлены его планами на будущую деятельность.

Подростки, конечно, различаются по своим познавательным интересам, которые в этом возрасте становятся все более дифференцированными.

Юношеский возраст характеризуется дальнейшим развитием интересов, и прежде всего познавательных. Учащиеся старших классов начинают интересоваться уже определенными областями научного познания, стремятся к более глубоким и систематическим знаниям в интересующей их области.

В процессе дальнейшего развития и деятельности формирование интересов, как правило, не прекращается. С возрастом у человека также наблюдается появление новых интересов. Однако этот процесс в значительной степени носит осознанный или даже плановый характер, поскольку эти интересы в значительной мере связаны с совершенствованием профессиональных навыков, развитием семейных отношений, а также с теми увлечениями, которые по той или иной причине не были реализованы в юношеском возрасте.

Особо следует подчеркнуть, что формирование и развитие интересов и мотивов поведения ребенка не должно проходить спонтанно, вне контроля родителей или педагогов. Спонтанное развитие интересов ребенка в большинстве случаев обусловливает возможность появления у него негативных и даже пагубных интересов и привычек, например интереса к алкоголю или наркотикам. Вполне обоснованно возникает вопрос о том, как избежать формирования этих негативных интересов у ребенка. Конечно, единого "рецепта", как этого избежать, нет. В каждом конкретном случае следует искать уникальный вариант. Тем не менее, прослеживается одна общая закономерность, позволяющая говорить об обоснованности сложившихся в отечественной психологии теоретических взглядов на проблему развития мотивационной сферы человека. Эта закономерность заключается в том, что мотивы и интересы не возникают ниоткуда или из ничего. Вероятность возникновения интересов или мотивов поступков ребенка определяется той деятельностью, в которую он вовлечен, а также теми обязанностями, которые на него возложены дома или в школе.

Следует обратить внимание еще на один момент в проблеме формирования и развития мотивационной сферы. Цели, к которым стремится человек, со временем могут стать его мотивами. А став мотивами, они, в свою очередь, могут трансформироваться в личностные характеристики и свойства.

Основные понятия и ключевые слова: направленность личности, влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение, мотив, мотивация, внутренняя и внешняя мотивация, потребность, базовые потребности, производные потребности, высшие потребности, цель, широта, гибкость и иерархированность мотивационной сферы, иррационализм, теория принятия решений, теории автомата, теории инстинктов, теория биологических потребностей, поведенческая теория (бихевиористская), теория ВНД, мотивационная концепция Г.Мюррея и А.Маслоу, деятельностная мотивационная сфера, самооценка, уровень притязания, аффелиация и мотив власти, мотив отвержения, просоциальные мотивы, мотив агрессивности.

Рекомендованная литература:

1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М., 1976.

2. Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний: Учебное поcобие. - М, 1986.

3. Вилюнас В.К. Психологические механизмы биологической мотивации. - М., 1986.

4. Загальна психологія : Підручник / О.В.Скрипченко, А.В.Долинська та ін.. - К.: Либідь, 2005.

5. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. - М., 1990.

6. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2001.

7. Миллер Д., Галантер Е., Прибрам К. Планы и структура поведения. - М., 1964.

8. Немов Р.С. Психология: Учебник для студ.высш.учеб.заведений: В 3-х кН. Кн. 1 : Общие основы психологии. - 2-е изд. - М.: Владос, 1998.

9. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. - М., 1991.

10. Франкл В. Человек в поисках смысла. Сб.; пер. с англ. и нем. - М., 1990.

11. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. - М., 1986. - Т. I и II.

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем заключается сущность и значение направленности личности?

2. Дайте характеристику основным формам направленности.

3. В чем проявляются особенности понятий "мотив" и "мотивация"?

4. Что нужно понимать под направленностью и каковы основные характеристики человеческих потребностей?

5. Раскройте сущность основных психологических теорий мотивации в зарубежной и отечественной психологии?

6. Что нужно понимать под самооценкой и каково ее влияние на личность?

7. В чем проявляется уровень притязания?

8. Как проявляются мотивы аффилиации и власти?

9. Дайте характеристику основным этапам развития мотивационной сферы?

Тестовые задания:

1. Какое утверждение относится к определению направленности личности?

А) возникает тогда, когда в структуру желаний включается волевой аспект;

Б) наиболее примитивная, биологическая по своей сущности форма направленности;

В) совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуация;

Г) осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному.

2. Что нужно понимать под влечением?

А) осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному;

Б) наиболее примитивная, биологическая по своей сущности форма направленности;

В) возникает тогда, когда в структуру желаний включается волевой аспект;

Г) совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуация.

3. Что относится к определению желания?

А) наиболее примитивная, биологическая по своей сущности форма направленности;

Б) осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному;

В) совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуация;

Г) возникает тогда, когда в структуру желаний включается волевой аспект.

4. Какое высказывание характеризует стремление?

А) осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному;

Б) совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуация;

В) возникает тогда, когда в структуру желаний включается волевой аспект;

Г) наиболее примитивная, биологическая по своей сущности форма направленности.

5. Что относится к интересу?

А) система взглядов на объективный мир и на самого себя;

Б) конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности индивида;

В) происходит тогда, в интерес включается волевой компонент и характеризует направленность индивида на определенную деятельность;

Г) специфическая форма проявления познавательной потребности, сопровождаемая эмоциональным тоном;

Д) система мотивов личности, побуждающая ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.

6. В чем проявляется склонность?

А) конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности индивида;

Б) система мотивов личности, побуждающая ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением;

В) специфическая форма проявления познавательной потребности, сопровождаемая эмоциональным тоном;

Г) происходит тогда, в интерес включается волевой компонент и характеризует направленность индивида на определенную деятельность;

Д) система взглядов на объективный мир и на самого себя.

7. Какое убеждение характеризует идеал?

А) конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности индивида;

Б) специфическая форма проявления познавательной потребности, сопровождаемая эмоциональным тоном;

В) система мотивов личности, побуждающая ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением;

Г) система взглядов на объективный мир и на самого себя;

Д) происходит тогда, в интерес включается волевой компонент и характеризует направленность индивида на определенную деятельность.

8. В каком высказывании дается определение мировоззрению?

А) происходит тогда, в интерес включается волевой компонент и характеризует направленность индивида на определенную деятельность;

Б) система взглядов на объективный мир и на самого себя;

В) система мотивов личности, побуждающая ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением;

Г) конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности индивида;

Д) специфическая форма проявления познавательной потребности, сопровождаемая эмоциональным тоном.

9. Что нужно отнести к убеждению?

А) специфическая форма проявления познавательной потребности, сопровождаемая эмоциональным тоном;

Б) происходит тогда, в интерес включается волевой компонент и характеризует направленность индивида на определенную деятельность;

В) система мотивов личности, побуждающая ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением;

Г) система взглядов на объективный мир и на самого себя;

Д) конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности индивида.

10. Что относится к определению мотива?

А) система факторов детерминирующих поведение и процесс, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне;

Б) причина, лежащая в основе выбора действий и поступков;

В) состояние нужды человека в определенных условиях жизни и деятельности или материальных объектах.

11. Что нужно понимать под мотивацией?

А) состояние нужды человека в определенных условиях жизни и деятельности или материальных объектах;

Б) система факторов детерминирующих поведение и процесс, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне;

В) причина, лежащая в основе выбора действий и поступков.

12. Какое утверждение относится к потребности?

А) состояние нужды человека в определенных условиях жизни и деятельности или материальных объектах;

Б) причина, лежащая в основе выбора действий и поступков;

В) система факторов детерминирующих поведение и процесс, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

13. Что относится к базовым потребностям?

А) потребности в творчестве и творческом труде;

Б) эстетические потребности, потребности в знаниях;

В) потребности в материальных условиях и способе жизни, в общении, деятельности и отдыхе.

14. Что относится к производным потребностям?

А) потребности в творчестве и творческом труде;

Б) эстетические потребности, потребности в знаниях;

В) потребности в материальных условиях и способе жизни, в общении, деятельности и отдыхе.

15. Что относится к высшим потребностям?

А) потребности в материальных условиях и способе жизни, в общении, деятельности и отдыхе;

Б) потребности в творчестве и творческом труде;

В) эстетические потребности, потребности в знаниях.

16. Что относится к основным характеристикам человеческих потребностей?

А) одни мотивы и цели сильнее других и возникают чаще; другие - слабее и актуализируются реже;

Б) осознаваемый результат, на достижение которого в данный момент направлено действие;

В) качественное разнообразие мотивационных факторов - диспозиций, потребностей и целей;

Г) подвижность связей, существующие между разными уровнями иерархической организации мотивационной сферы;

Д) сила периодичности возникновения, способ удовлетворения.

17. Что характеризует цель?

А) сила периодичности возникновения, способ удовлетворения;

Б) качественное разнообразие мотивационных факторов - диспозиций, потребностей и целей;

В) одни мотивы и цели сильнее других и возникают чаще; другие - слабее и актуализируются реже;

Г) осознаваемый результат, на достижение которого в данный момент направлено действие;

Д) подвижность связей, существующие между разными уровнями иерархической организации мотивационной сферы.

18. В чем проявляется широта мотивационной сферы?

А) качественное разнообразие мотивационных факторов - диспозиций, потребностей и целей;

Б) сила периодичности возникновения, способ удовлетворения;

В) подвижность связей, существующие между разными уровнями иерархической организации мотивационной сферы;

Г) осознаваемый результат, на достижение которого в данный момент направлено действие;

Д) одни мотивы и цели сильнее других и возникают чаще; другие - слабее и актуализируются реже.

19. В чем выражена гибкость мотивационной сферы?

А) осознаваемый результат, на достижение которого в данный момент направлено действие;

Б) сила периодичности возникновения, способ удовлетворения;

В) качественное разнообразие мотивационных факторов - диспозиций, потребностей и целей;

Г) одни мотивы и цели сильнее других и возникают чаще; другие - слабее и актуализируются реже;

Д) подвижность связей, существующие между разными уровнями иерархической организации мотивационной сферы.

20. Что означает иерархизированность мотивационной сферы?

А) подвижность связей, существующие между разными уровнями иерархической организации мотивационной сферы;

Б) одни мотивы и цели сильнее других и возникают чаще; другие - слабее и актуализируются реже;

В) осознаваемый результат, на достижение которого в данный момент направлено действие;

Г) сила периодичности возникновения, способ удовлетворения;

Д) качественное разнообразие мотивационных факторов - диспозиций, потребностей и целей.

21. Что нужно понимать под иррационализмом?

А) попытка объяснить поведение человека по аналогии с поведением животных;

Б) рассматривала проблемы выбора человека в экономике, которые были перенесены на желание человеческих поступков в целом;

В) рефлекс рассматривался как механический врожденный ответ организма на внешние воздействия;

Г) поведение животного в отличие от человека несвободно, неразумно, управляется темными неосознанными силами истоки которых в органических потребностях.

22. В чем заключается сущность теории принятия решений?

А) поведение животного в отличие от человека несвободно, неразумно, управляется темными неосознанными силами истоки которых в органических потребностях;

Б) попытка объяснить поведение человека по аналогии с поведением животных;

В) рефлекс рассматривался как механический врожденный ответ организма на внешние воздействия;

Г) рассматривала проблемы выбора человека в экономике, которые были перенесены на желание человеческих поступков в целом.

23. Что относится к теории автомата?

А) рефлекс рассматривался как механический врожденный ответ организма на внешние воздействия;

Б) поведение животного в отличие от человека несвободно, неразумно, управляется темными неосознанными силами истоки которых в органических потребностях;

В) рассматривала проблемы выбора человека в экономике, которые были перенесены на желание человеческих поступков в целом;

Г) попытка объяснить поведение человека по аналогии с поведением животных.

24. В чем сущность теории инстинктов?

А) рассматривала проблемы выбора человека в экономике, которые были перенесены на желание человеческих поступков в целом;

Б) рефлекс рассматривался как механический врожденный ответ организма на внешние воздействия;

В) попытка объяснить поведение человека по аналогии с поведением животных;

Г) поведение животного в отличие от человека несвободно, неразумно, управляется темными неосознанными силами истоки которых в органических потребностях.

25. В чем заключается концепция биологических потребностей?

А) является логическим продолжением идей основоположника бихевиоризма Уотсона;

Б) психофизиологическая регуляция движений Н.А. Бернштейна; модель функциональной системы П.П.Анохина; ориентировочный рефлекс Е.Н.Соколова;

В) принято считать, что у человека и у животных есть общие органические потребности, которые одинаково воздействуют на поведение.

26. В чем заключается теория высшей нервной деятельности?

А) психофизиологическая регуляция движений Н.А. Бернштейна; модель функциональной системы П.П.Анохина; ориентировочный рефлекс Е.Н.Соколова;

Б) принято считать, что у человека и у животных есть общие органические потребности, которые одинаково воздействуют на поведение;

В) является логическим продолжением идей основоположника бихевиоризма Уотсона.

27. Какое утверждение относится к поведенческой теории мотивации?

А) принято считать, что у человека и у животных есть общие органические потребности, которые одинаково воздействуют на поведение;

Б) является логическим продолжением идей основоположника бихевиоризма Уотсона;

В) психофизиологическая регуляция движений Н.А. Бернштейна; модель функциональной системы П.П.Анохина; ориентировочный рефлекс Е.Н.Соколова.

28. В чем заключается теория органических потребностей животных?

А) предложен список вторичных (психогенных) потребностей, возникающих на основе влечений в результате воспитания и обучения;

Б) ее представители видят свою задачу в том, чтобы объяснить поведение животных с позиций физиологии и биологии;

В) мотивационная сфера человека имеет свои источники в практической деятельности;

Г) у человека с рождения последовательно появляются и и сопровождают его взросление семь классов потребностей.

29. что относится к мотивационной теории Г.Мюррея?

А) предложен список вторичных (психогенных) потребностей, возникающих на основе влечений в результате воспитания и обучения;

Б) ее представители видят свою задачу в том, чтобы объяснить поведение животных с позиций физиологии и биологии;

В) мотивационная сфера человека имеет свои источники в практической деятельности;

Г) у человека с рождения последовательно появляются и сопровождают его взросление семь классов потребностей.

30. Какова сущность концепции мотивации поведения человека созданная А.Маслоу?

А) у человека с рождения последовательно появляются и сопровождают его взросление семь классов потребностей;

Б) ее представители видят свою задачу в том, чтобы объяснить поведение животных с позиций физиологии и биологии;

В) мотивационная сфера человека имеет свои источники в практической деятельности;

Г) предложен список вторичных (психогенных) потребностей, возникающих на основе влечений в результате воспитания и обучения.

31. В чем сущность теории происхождения мотивационной сферы человека, созданная А.Н.Леонтьевым?

А) у человека с рождения последовательно появляются и сопровождают его взросление семь классов потребностей;

Б) предложен список вторичных (психогенных) потребностей, возникающих на основе влечений в результате воспитания и обучения;

В) ее представители видят свою задачу в том, чтобы объяснить поведение животных с позиций физиологии и биологии;

Г) мотивационная сфера человека имеет свои источники в практической деятельности.

32. Чем определяется уровень самооценки?

А) проявляется в боязни быть непринятым, отвергнутым значимыми для личности людьми, что ведет к неуверенности, скованности, неловкости, напряженности;

Б) подразумевается результат, которого субъект рассчитывает достичь в ходе деятельности;

В) связан с удовлетворенностью или неудовлетворенностью человека собой, своей деятельностью, возникающей в результате достижения успеха или появления неудачи;

Г) проявляется как стремление человека наладить добрые, эмоционально положительные взаимоотношения с людьми.

33. Что подразумевается под уровнем притязания?

А) подразумевается результат, которого субъект рассчитывает достичь в ходе деятельности;

Б) проявляется в боязни быть непринятым, отвергнутым значимыми для личности людьми, что ведет к неуверенности, скованности, неловкости, напряженности;

В) проявляется как стремление человека наладить добрые, эмоционально положительные взаимоотношения с людьми;

Г) связан с удовлетворенностью или неудовлетворенностью человека собой, своей деятельностью, возникающей в результате достижения успеха или появления неудачи.

34. В чем проявляется мотив аффилиации?

А) проявляется как стремление человека наладить добрые, эмоционально положительные взаимоотношения с людьми;

Б) подразумевается результат, которого субъект рассчитывает достичь в ходе деятельности;

В) связан с удовлетворенностью или неудовлетворенностью человека собой, своей деятельностью, возникающей в результате достижения успеха или появления неудачи;

Г) проявляется в боязни быть непринятым, отвергнутым значимыми для личности людьми, что ведет к неуверенности, скованности, неловкости, напряженности.

35. В чем заключается мотив отвержения?

А) связан с удовлетворенностью или неудовлетворенностью человека собой, своей деятельностью, возникающей в результате достижения успеха или появления неудачи;

Б) проявляется как стремление человека наладить добрые, эмоционально положительные взаимоотношения с людьми;

В) подразумевается результат, которого субъект рассчитывает достичь в ходе деятельности;

Г) проявляется в боязни быть непринятым, отвергнутым значимыми для личности людьми, что ведет к неуверенности, скованности, неловкости, напряженности.

36. Что относится к характеристике мотива власти?

А) понимаются любые альтруистические действия человека, направленные на благополучие других людей, оказание им помощи;

Б) склонность управлять социальным окружением, воздействовать на поведение других людей разнообразными способами;

В) действия, наносящее человеку какой-либо ущерб: моральный, материальный или физический.

37.Что относится к просоциальным мотивам?

А) склонность управлять социальным окружением, воздействовать на поведение других людей разнообразными способами;

Б) действия, наносящее человеку какой-либо ущерб: моральный, материальный или физический;

В) понимаются любые альтруистические действия человека, направленные на благополучие других людей, оказание им помощи.

38. В чем проявляется мотив агрессивности?

А) действия, наносящее человеку какой-либо ущерб: моральный, материальный или физический;

Б) понимаются любые альтруистические действия человека, направленные на благополучие других людей, оказание им помощи;

В) склонность управлять социальным окружением, воздействовать на поведение других людей разнообразными способами.

2

Показать полностью… https://vk.com/doc5444989_238639442
242 Кб, 10 ноября 2013 в 21:51 - Россия, Москва, МЭГУ, 2013 г., doc
Рекомендуемые документы в приложении