Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
doc

Студенческий документ № 091285 из МЭГУ

ІV СЕМЕСТР

МОДУЛЬ 3

Лекция № 3 (34)

Тема: "Межличностные отношения в группах и коллективах"

План

1. Виды межличностных отношений в группах.

2. Динамика развития взаимоотношений в группе.

3. Психологический климат в группе.

4. Восприятие и понимание людьми друг друга.

5. Социометрическая методика изучения взаимоотношений в группе.

1. Виды межличностных отношений в группе.

Особое внимание в ходе социально-психологического изучения групп и коллективов уделяется взаимоотношениям. Они, в свою очередь, делятся на официальные и неофициальные, отношения руководства и подчинения (в частности, лидерства), деловые и личные, рациональные и эмоциональные.

Официальными называют отношения, возникающие между людьми на должностной основе. Они фиксируются законом, регулируются положениями, утвержденными официально, соответствующими правилами и нормами. В отличие от них неофициальные отношения складываются на базе личных, или частных, взаимоотношений людей. Для них не существует соответствующей юридической основы, общепринятых законов, твердо установленных норм.

Деловые отношения возникают в связи с совместной работой или по ее поводу, а личные - как отношения, складывающиеся между людьми независимо от выполняемой работы.

В рациональных межличностных отношениях на первый план выступают знания людей друг о друге и объективные оценки, которые им дают окружающие. Эмоциональные отношения - это, напротив, оценки субъективные, основанные на личном, индивидуальном восприятии человека человеком. Такие отношения обязательно сопровождаются положительными или отрицательными эмоциями; они далеко не всегда основаны на действительной, объективной информации о человеке.

Отношения руководства и подчинения мы уже кратко рассмотрели на примере лидерства.

Межличностные отношения в группе можно рассматривать в статике, в том виде, в каком они сформировались на данный момент времени, и в динамике, т.е. в процессе развития. В первом случае анализируются особенности существующей системы отношений, во втором - законы их преобразования и развития. Эти два подхода часто соседствуют друг с другом, взаимно дополняют друг друга.

2. Динамика развития взаимоотношений в группе.

Отношения в группах закономерно изменяются. Сначала, на исходном этапе группового развития, они бывают относительно безразличными (люди, не знающие или слабо знающие друг друга, не могут определенно относиться друг к другу), затем могут становиться конфликтными, а при благоприятных условиях превращаться в коллективистские. Все это обычно происходит за сравнительно короткое время, в течение которого индивиды, составляющие группу, не могут измениться как личности. Как согласовать сложную динамику и ситуативную изменчивость внутригрупповых отношений с относительной личностной устойчивостью?

Это можно сделать, предположив зависимость межличностных отношений не только от включенных в них людей, но также и от социальных ситуаций, в которых эти отношения формируются и развиваются, т.е. встав на позиции интеракционизма в интерпретации поведения и отношений личности. Согласно интеракционистской теории личность, будучи внутренне относительно устойчивой в своих базовых свойствах, внешне может проявлять себя по-разному в зависимости от складывающихся обстоятельств.

У каждого человека есть свои положительные и отрицательные черты, свои особые достоинства и недостатки. То, какой стороной, положительной или отрицательной, он выступает во взаимоотношениях с людьми, зависит от этих людей и социального окружения, от особенностей группы, в которую он включен в данный момент времени. Иначе говоря, поведение человека в группе определено не только личностью, но и особенностями группы.

Замечена такая закономерность: чем ближе по уровню своего развития группа находится к коллективу, тем более благоприятные условия она создает для проявления лучших сторон в личности и торможения того, что в ней есть худшего. И напротив, чем дальше группа по уровню своего развития отстоит от коллектива и чем ближе она находится к корпорации (так называют группу, в которой складываются отношения, противоположные коллективистским), тем большие возможности она предоставляет для проявления в системе взаимоотношений худших сторон личности с одновременным торможением лучших личностных устремлений (рис. 1).

Поясним то, что изображено на рисунке. В верхней его части кружками показаны два индивида - члены некоторой группы. Допустим, что вне группы положительное и отрицательное в проявлениях личности уравновешено и поэтому возникающие эпизодические отношения эмоционально нейтральны. Таковыми они являются, например, в только что образованной из случайных людей группе.

Эти отношения нестабильны и в любой момент могут непредсказуемо измениться, повернуться в любую сторону, что показано двусторонними полукруглыми стрелками по краям на второй сверху части рисунка.

Рис. 1. Влияние групп разного уровня развития на поведение личности и межличностные отношения в группе: (+) - положительное в личности и межличностных отношениях; (-) - отрицательное в личности и межличностных отношениях; ( ) - отношения; ( ) - поворот отношений в любую сторону.

В развитом коллективе благодаря особым нормам отношений, способствующим проявлению лучших сторон в личности и препятствующим проявлению худших, человек вынужден вести себя положительно по отношению к товарищам по группе. В корпорации, напротив, часто поощряются индивидуалистические наклонности, и групповая мораль, характерная для таких малых групп, вынуждает индивидов с целью самозащиты и отстаивания своих личных интересов проявлять себя в системе взаимоотношений с худшей стороны.

Мы описали возможную динамику взаимоотношений в микрогруппе-диаде, включающей только две личности. Такие группы довольно широко представлены в действительности. Они включают, например, близких друзей, молодые семьи; они же наиболее часто встречаются в любой малой группе, так как отношения между достаточно большим количеством людей всегда можно представить в виде конечного множества взаимоотношений, имеющихся между всевозможными парами людей, на которые можно разделить группу.

Однако в целом отношения в малой группе не сводимы к диадическим, поскольку для каждой пары наугад взятых людей можно выделить значимых для них других членов той же самой малой группы, отношения которых к каждому члену данной пары влияют, в свою очередь, на их личные взаимоотношения. Следовательно, парные взаимоотношения всегда строятся с учетом отношений с другими окружающими данную пару людьми.

По этой причине более представительной моделью отношений, имеющихся в любой малой группе, является система взаимоотношений, существующих в микрогруппе-триаде. Их возможные варианты в тех же обозначениях, которые использованы на рис. 1, показаны на рис. 2.

Рис. 2. Варианты взаимоотношений в микрогруппе-триаде

Межличностные отношения членов группы-триады, как и взаимоотношения участников группы-диады, могут быть трех типов: положительные, отрицательные и неодинаковые (когда один относится к другому положительно, а тот к нему, напротив, отрицательно). Различные сочетания этих типов отношений порождают разные варианты взаимоотношений в группе-триаде. Первый вариант - гармонические взаимоотношения (А). Они характеризуются тем, что между тремя различными парами, на которые может быть разделена группа-триада, складываются или только положительные, или только отрицательные взаимоотношения. В идеальном случае, например, в небольшой группе, включающей трех друзей, между составляющими группу людьми могут существовать лишь положительные взаимоотношения. Во всех других случаях между двумя парами имеются положительные или отрицательные взаимоотношения, а между членами третьей пары - противоположные им по знаку.

Второй вариант триадных микрогрупповых отношений (Б) - противоречивые. При таких взаимоотношениях в какой-либо одной паре внутри группы-триады один из ее членов относится к другому положительно, а тот к нему - отрицательно. Совместимыми диадическими называются такие противоречивые отношения, когда в группе-триаде можно выделить хотя бы одну пару людей, имеющих между собой хорошие личные взаимоотношения. Несовместимыми противоречивыми называются отношения, система которых характеризуется тем, что в ней нет ни одной пары с положительными личными взаимоотношениями. Наконец, совместимыми триадными можно назвать такие взаимоотношения, при которых, несмотря на их противоречивость, группа-триада как социально-психологическая общность продолжает сохранять свое единство за счет того, что, по крайней мере, две пары из трех возможных, выделяемых в ней, имеют между собой хорошие личные взаимоотношения. Тем самым они как бы нейтрализуют отрицательное влияние на сплоченность группы противоречивых отношений в третьей паре.

Взаимоотношения в группах-триадах могут быть и конфликтными. Для них характерно то, что в группе невозможно выделить ни одной пары, внутри которой имелись бы положительные личные взаимоотношения. В силу этого обстоятельства данная группа как социально-психологическая общность людей вообще не может сохраняться и распадается. Среди конфликтных отношений можно, в свою очередь, выделить два возможных варианта. Первый - это частично-конфликтные взаимоотношения, при которых между одними парами индивидов имеются конфликтные, а между остальными - неодинаковые отношения. Второй вариант - конфликтные взаимоотношения существуют между всеми возможными парами, на которые может быть разделена данная группа. Этот тип взаимоотношений называется "полноконфликтным".

Если объединить варианты взаимоотношений, существующих в группах-диадах и группах-триадах, то можно получить достаточно представительную картину отношений, которые встречаются в малых группах.

Состав микрогрупп и соответственно структура отношений в них бывают очень сложными. Например, в старших классах школы нередко можно встретить объединения детей, включающие четыре и даже пять человек, соединенных близкими дружескими связями. Однако в большинстве реальных групп на практике такие объединения школьников встречаются крайне редко; поэтому можно считать, что группы-диады и группы-триады представляют собой наиболее типичные микрогруппы, из которых состоит любая малая группа. Их внимательное изучение может дать много полезного для понимания более сложной системы взаимоотношений, имеющихся в малой группе или коллективе.

3. Психологический климат в группе.

Под самочувствием личности в группе понимается то общее психологическое состояние, эмоциональный и моральный настрой, который у нее доминирует в результате длительного пребывания в данной группе. Для того чтобы точнее определить самочувствие большинства индивидов в группе, в психологии пользуются понятием психологический климат. Его мы уже касались раньше, а сейчас рассмотрим несколько подробнее.

С помощью этого понятия обозначаются моральная и эмоциональная стороны системы человеческих отношений, сложившихся в группе. Психологический климат включает в себя совокупность нравственных норм и ценностей, которыми руководствуются члены группы в своих отношениях к объединяющему их делу и друг к другу. Психологический климат существенно характеризует преобладающий в группе эмоциональный настрой.

Кроме общих явлений, связанных с психологическим климатом, группу интегрально описывает то влияние, которое она, как целое, оказывает на индивида. С его стороны это влияние, прежде всего, выступает в форме эмоционального и морального настроя (самочувствия, настроения и т.п.).

Анализируя динамику взаимоотношений в различных микрогруппах - диадах и триадах, мы отмечали, что малые группы разного уровня развития по-разному влияют на отношения людей, как бы разворачивая их по отношению к делу и друг к другу то положительной, то отрицательной стороной или оставляя безразличными. Это значит, что сложившийся в группе психологический климат может актуализировать то лучшие, то худшие качества личности человека.

Рассмотрим, какое влияние группа может оказать на эмоциональное самочувствие ее членов, в частности, на снятие межличностной предубежденности и тревожности.

Практически всегда мы воспринимаем и оцениваем людей под влиянием определенной установки. Эта установка может быть постоянной и изменчивой, зависящей от обстоятельств и особенностей воспринимаемых людей. Будучи стабильной и мало связанной с личностями оцениваемых людей, такая установка может принимать форму предубеждения и порождать необъективное отношение к человеку. Тот, в свою очередь, справедливо считая, что к нему относятся предвзято, отвечает тем же. Так складываются трудные, конфликтные отношения, из которых сложно бывает найти выход, поскольку вовлеченные в него стороны не усматривают в самих себе первоисточник конфликтной ситуации.

Причиной конфликта людей, чаще всего встречающейся на практике, является непорядочное, несправедливое, недоброе, нечестное отношение одного человека к другому. Способ снятия предубежденности заключается, в свою очередь, в том, чтобы, преодолев межличностное недоверие, вызвать доверие людей друг к другу.

Имеется несколько путей снятия предубежденности в групповых отношениях:

1. Создание ситуаций, в которых люди будут воспринимать друг друга как равные по своему статусу. Это можно сделать, например, с помощью ролевых игр типа социально-психологического тренинга.

2. Развитие у каждого члена группы способности правильно воспринимать и оценивать людей, умения и навыки межличностного общения.

3. Стимулирование и поощрение прямых межличностных контактов людей, которые в отношении друг друга испытывают недоверие.

4. Обогащение индивидуального опыта предубежденного человека путем его наблюдения за отношениями других людей к тому, к кому он испытывает чувство предубеждения (имеются в виду люди, мнением которых он дорожит).

Много внимания в связи с эмоционально-мотивационными вопросами регуляции человеческого поведения в малых группах в последние несколько десятилетий привлекла тревожность, которая возникает у индивидов в группе (ситуационная тревожность). Явление тревожности возникает в группе при эмоционально-неблагоприятных, подозрительных отношениях, связанных с недоверием друг к другу и отчужденностью. Основной способ снятия подобной тревожности - тот же, который используется для предупреждения и снятия конфликтов: повышение открытости и взаимного доверия членов группы.

Рассмотрим более внимательно внутригрупповые конфликтные ситуации. Сначала представим себе типы таких конфликтов (рис. 3).

Рис. 3. Типы межличностных внутригрупповых конфликтов

Первый сверху на рисунке из межличностных конфликтов назван конфликтом безысходности по той причине, что из него для вовлеченных индивидов нет удовлетворительного выхода. Взаимоотношения людей в данном случае являются несовместимыми, противоположными: один из членов группы относится к другому отрицательно, а второй - положительно, и если ни тот, ни другой не захотят изменить свое отношение, то их взаимоотношения постоянно будут находиться в состоянии несовместимости. Психологически острее этот конфликт может переживаться тем из членов пары, кто, испытывая положительное отношение к партнеру, с его стороны встречает к себе отрицательное отношение. Данный тип конфликта можно разрешить одним лишь способом: полным разрывом отношений между конфликтующими сторонами.

Второй тип межличностных конфликтов представляет собой конфликт неопределенности, поскольку при неопределенном (положительном или отрицательном) отношении одного из партнеров к другому он с его стороны не встречает к себе столь же однозначного отношения, ни положительного, ни отрицательного. В силу этого обстоятельства взаимоотношения людей, вовлеченных в данную психологическую ситуацию, длительное время могут оставаться неясными, поскольку тот, чье отношение к другому положительное, может предполагать такое же отношение к себе со стороны партнера, а тот, чье отношение отрицательное, также может рассчитывать на положительное к себе отношение и в силу этого обстоятельства сохранять свои взаимоотношения с другим.

Третий тип представляет собой конфликт влечения-боязни, который характеризуется тем, что один и тот же человек вызывает к себе одновременно и положительное, и отрицательное отношение. Всякое движение, направленное на сближение с ним, довольно скоро останавливается, так как сближение вызывает усиливающееся стремление разорвать с данным человеком взаимоотношения. Здесь один индивид, испытывающий амбивалентное (противоречивое, двойственное) чувство к другому, одновременно и стремится к нему, и боится его. В результате он останавливается где-то на полпути к партнеру, сохраняя вместе с тем определенную психологическую дистанцию, уравновешивающую противоположно направленные силы стремления и избегания. Схематически подобного рода конфликтная психологическая ситуация представлена на рис. 4.

Рис. 4. Гипотетические кривые, выражающие стремление одного человека к другому, который одновременно опасен и привлекателен для него. Сплошная кривая - сила желания приблизиться к объекту; пунктирная - удалиться от него. X - точка, где желания сблизиться и удалиться уравновешиваются. В ней и находится человек в состоянии конфликта.

Последнее из аномальных отношений, которое, являясь по преимуществу личностным, также может выступить в сфере межличностных групповых отношений - это фрустрация. В психологии фрустрация понимается как состояние эмоционально-психологического расстройства, связанное с переживанием неудачи в достижении поставленной цели, с тщетностью прилагаемых усилий. Фрустрация сопровождается разочарованием, раздражением, тревогой, иногда - отчаянием; она отрицательно влияет на взаимоотношения людей, если хотя бы один из них находится в состоянии фрустрации. В групповых отношениях фрустрация нередко способствует возникновению межличностных конфликтов.

У разных людей реакция на фрустрацию может быть различной. Эта реакция может выступать в форме апатии, агрессивности, регрессии (временного снижения уровня разумности и интеллектуальной организованности поведения). Агрессивные действия как реакция на фрустрацию нередко возникают тогда, когда внутренняя напряженность человека, порожденная сильным неудовлетворенным желанием, ищет внешней разрядки и находит точку ее приложения в другом человеке, который фрустрируемым воспринимается как причина его неудачи. Вот один из примеров действия фрустрации на поведение детей в группе, взятый из исследования, проведенного в начале 40-х годов известным социальным психологом К. Левином совместно с Р.Баркер и Т.Дембо.

Эксперимент, о котором идет речь, проводился с детьми дошкольного возраста в течение нескольких дней. В первый день детям была предоставлена возможность играть в комнате с разными игрушками, причем все они были некомплектными. Например, стол был без стульев, телефонная трубка - без телефонного аппарата, кораблик - без воды и т.д. Несмотря на неполноту игрушек, все дети играли увлеченно, легко заменяя недостающие предметы другими или воображаемыми.

На второй день проведения эксперимента ситуация изменилась. Когда дети вошли в помещение, где они вчера с увлечением играли, их взору открылась соседняя комната, которая раньше, в первый день проведения эксперимента, была закрыта. В этой комнате теперь находились те же игрушки, с которыми дети играли вчера, но полнокомплектные, а также другие, еще более привлекательные. Однако достать их было нельзя, так как новая комната от прежней была отделена непреодолимой преградой - проволочной сеткой.

Поведение детей в этих условиях резко изменилось. Если раньше они с увлечением играли, общались друг с другом, то теперь их группа распалась и они как бы замкнулись в себе, перестали общаться и дружить. Одновременно они потеряли желание и способность играть. Их перестали привлекать некомплектные игрушки. Многие из участвовавших в эксперименте детей стали вести себя по отношению к этим игрушкам агрессивно: бросать, ломать их. В присутствии взрослых дети капризничали. Один ребенок, не обращая внимания на других и на взрослых, лег на пол и, ничего не делая, демонстративно смотрел в потолок; другой, подойдя к сетке, стал дергать ее ручонками; третий бессмысленно, без интереса перебирал, перебрасывая с места на место, старые игрушки.

Часто объектом вымещения агрессивности фрустрированного человека становятся другие члены его группы, которые раздражают его и не способны дать ему отпор. Такое агрессивное поведение называется "смещенным", так как объектом акта агрессии становится не фрустратор, а некто другой, случайно оказавшийся рядом.

Агрессивные реакции, порожденные фрустрацией, могут оказаться направленными не только на внутригрупповые, но и на межгрупповые отношения. Они могут проявляться в межнациональных, межгосударственных отношениях, во взаимоотношениях между различными социальными группами. Такого рода акты нередко наблюдаются в периоды социальных, политических и экономических депрессий, массового недовольства людей условиями жизни. В таких условиях объектами смещенной агрессии могут стать люди, принадлежащие другим социальным группам, другой национальности и вероисповедания.

Если в силу сложившихся обстоятельств агрессия оказалась вымещенной на каком-либо объекте или по истечении значительного периода времени вызванная ею внутренняя психологическая напряженность сама собою спала, то следующей типичной психологической реакцией, наступающей за агрессией, является апатия. Быстрота ее возникновения вслед за агрессией и глубина могут быть индивидуально различными, по-разному проявляться в различных социальных группах.

4. Восприятие и понимание людьми друг друга.

В человеческих взаимоотношениях, в понимании того, как личность влияет на группу и группа на личность, важное значение имеет восприятие и понимание людьми друг друга. Оно всегда присутствует при контактах людей и является для них столь же естественным, как и удовлетворение повседневных органических потребностей. Трудно придумать более дьявольское наказание, писал У.Джемс, как если бы кто-нибудь попал в общество людей, где никто на него не обращал бы внимания. Если бы никто не оборачивался при нашем появлении, не отвечал на наши вопросы, если бы всякий при встрече с нами намеренно не узнавал нас и обходился с нами, как с неодушевленными предметами, то нами овладело бы известного рода бешенство, бессильное отчаяние, от которого были бы облегчением жесточайшие телесные муки, лишь бы при этих муках мы чувствовали, что при всей безвыходности нашего положения мы все-таки не пали столь низко, чтобы не заслуживать внимания.

В этом психологически глубоком и жизненно правдивом высказывании одного из лучших знатоков практической психологии человека и межлюдских отношений очень точно схвачена не только потребность человека во внимании к себе людей, но и в определенном отношении. Оно же не в последнюю очередь зависит от того, насколько правильно нас воспринимают и оценивают люди.

Каковы же истоки понимания человека человеком?

Таких истоков по современным научным представлениям немало, и все они способны поставлять нам не только истинные знания о людях, но и заблуждения. Рассмотрим их.

Один из механизмов восприятия и понимания людьми друг друга получил название имплицитная теория личности. Она представляет собой представление человека о том, как в людях взаимосвязаны черты характера, внешний облик и поведение. Имплицитная теория личности складывается в индивидуальном опыте общения с людьми и становится достаточно устойчивой структурой, определяющей восприятие человека человеком. Пользуясь ею, индивид на основе внешнего облика человека судит о его возможных чертах личности, вероятных поступках и заранее преднастраивается на определенные формы поведения по отношению к соответствующему человеку. Имплицитная теория личности формирует установку человека по отношению к людям, имеющим определенные особенности внешности. Она же позволяет на основе ограниченной информации о другом судить о том, что ему присуще. Например, если в структуру имплицитной теории личности входит знание о том, что смелость как черта личности обычно сочетается с порядочностью, то индивид, обладающий соответствующим знанием, будет автоматически считать порядочными всех смелых людей (на самом деле связь между этими чертами личности может оказаться случайной).

Процесс формирования имплицитной теории личности у человека можно представить себе следующим образом. Встречаясь в жизни с разными людьми, человек откладывает в своей памяти впечатления о них, которые в основном касаются внешних данных, поступков и черт характера. Множество жизненных наблюдений, накладываясь друг на друга, образуют в сознании нечто вроде гальтоновской фотографии: в долговременной памяти от встреч с этими людьми остается только самое общее и устойчивое. Оно-то и образует ту тройственную структуру, которая лежит в основе имплицитной теории личности: взаимосвязи характера, поведения и внешнего облика человека. Контактируя впоследствии с людьми, которые внешне чем-то напоминают индивиду тех, о ком впечатления отложились в его памяти, он бессознательно начинает приписывать этим людям те черты характера, которые входят в сложившуюся структуру имплицитной теории личности.

Если она правильна, имплицитная теория личности способствует быстрому формированию точного образа другого человека, причем даже в отсутствие достаточной информации о нем. В этом состоит положительная социально-психологическая роль обсуждаемого нами явления. Однако если имплицитная теория личности неверна, а такое случается нередко, то это может привести к построению ошибочного априорного (предполагаемого) образа другого человека, породить неправильное отношение к нему и, как следствие, отрицательную ответную реакцию с его стороны. Поскольку все это происходит обычно на подсознательном уровне, между людьми могут возникнуть неконтролируемые и неуправляемые взаимные антипатии. Именно искаженная имплицитная теория личности является часто встречающейся причиной разного рода расовых, национальных, социальных, религиозных и других предрассудков.

Следующим фактом, который определенно влияет на правильность восприятия и понимания людьми друг друга, является эффект первичности. Суть его состоит в том, что первое впечатление о человеке, первая по порядку личностная информация, полученная о нем воспринимающим лицом, способна оказать более сильное и достаточно устойчивое влияние на формирование его образа. Иногда соответствующее явление, обнаруживающееся в сфере восприятия и оценки людьми друг друга, называют эффектом ореола.

Если, например, первое впечатление о другом человеке в силу сложившихся обстоятельств оказалось положительным, то на его основе в дальнейшем формируется положительный образ данного человека, который становится своеобразным фильтром (ореолом), пропускающим в сознание воспринимающего только ту информацию о воспринимаемом, которая согласуется с первым впечатлением (срабатывают законы когнитивного диссонанса). Если, напротив, первое впечатление почему-то оказалось отрицательным, то в сознание воспринимающего попадает лишь та информация о воспринимаемом, которая по преимуществу отрицательна. Такое происходит, по крайней мере, на первых порах межличностного общения данных людей. Поскольку обстоятельства встречи этих людей могут оказаться самыми разными, случайно зависящими от обстановки, настроения, состояния этих людей и многого другого, их первое впечатление друг о друге может оказаться (и чаще всего оказывается) неправильным.

Но нередко эффект ореола проявляется тогда, когда первое впечатление или первая личностная информация о человеке оказалась правильной. Тогда он начинает играть в межличностных отношениях положительную роль, способствует быстрой и эффективной преднастройке людей в общении друг с другом.

С эффектом первичности логически связан противоположный ему эффект новизны. Он касается не первого, а последнего из полученных впечатлений о человеке. Та информация, которая в памяти отложилась последней по порядку, также способна сильнее влиять на последующие восприятие и оценку данного человека, чем предыдущая (за исключением самого первого впечатления). Над последними по порядку сведениями о другом человеке индивид может поразмышлять, спокойно обдумать и взвесить их. Они как бы заменяют, вытесняют на время из памяти то, что раньше было известно о данном человеке и в текущий момент времени выходит на первый план.

Оба рассмотренных нами феномена - эффект первичности (ореола) и аффект новизны - своим возникновением обязаны, в частности, уже известному нам закону долговременной памяти, согласно которому лучше всего запоминается то, что было в начале и в конце.

Много внимания в исследованиях восприятия людьми друг друга было уделено выяснению того, каков сам по себе процесс межличностного познания, на что в первую очередь обращает внимание воспринимающий, давая оценку воспринимаемому, в какой последовательности он "считывает" информацию о нем. Оказалось, что при восприятии нового для себя человека индивид главное внимание обращает на такие особенности его внешности, которые являются наиболее информативными с точки зрения психологических особенностей воспринимаемого. Это выражение лица, движения рук. В лице человека внимание воспринимающего в первую очередь привлекают глаза и губы, а в руках - пальцы. Они, по-видимому, и несут в себе наибольшую информацию о психологии и состоянии человека в данный момент времени. Вначале обычно оценивается общее отношение воспринимаемого человека к воспринимающему, затем строится и проверяется гипотеза о личности человека и, если она подтверждается, из долговременной памяти извлекается необходимая информация о том, как целесообразно вести себя по отношению к данному человеку.

Психологи, кроме того, пытались выяснить, какие из состояний воспринимаемого человека оцениваются воспринимающим лучше и в какой последовательности. Вот результаты одного из подобных экспериментов. В нем для определения характера воспринимаемых эмоциональных состояний использовались отрывки из литературных произведений. Они выражали три группы состояний говорящего: эмоционально положительное, безразличное и эмоционально отрицательное. Оказалось, что довольно часто, от 30 до 50% случаев, люди совершают ошибки в точном определении эмоционального состояния говорящего. Правильнее других оцениваются положительные эмоции, а хуже всех - отрицательные (более 50% ошибок).

Из числа положительных эмоциональных состояний правильнее других воспринимается и оценивается радость, несколько хуже - восхищение. В группе индифферентных эмоциональных состояний точнее других идентифицировалось состояние удивления, несколько хуже - безразличия. Из числа отрицательных эмоций одинаково плохо воспринимались обида, тоска и гнев.

Были обнаружены существенные межиндивидуальные различия в правильности определения отдельных видов эмоциональных состояний человека. Оказалось, что эти различия связаны с культурой, национальностью, профессией, некоторыми другими факторами. Они также касаются возраста и пола человека, его психологического состояния в момент восприятия.

Кроме индивидуальных различий, определяемых названными причинами, существуют типичные формы восприятия и понимания человека человеком. Среди них выделяются следующие:

1. Аналитический. В данном случае каждый информативный элемент внешности человека, например его руки, глаза, форма губ, подбородка, цвет и форма волос и т.п., связывается с наличием определенной личностной черты. О психологических особенностях человека судят на основе предварительного разложения его внешности на элементы (анализа внешнего облика), а далее по ним судят об отдельных присущих ему качествах личности. Данный тип восприятия свойствен художникам и врачам, которым по роду своей профессии нередко приходится заниматься изучением внешнего облика человека (художникам - для его воссоздания на полотне, врачам - с целью более точной медицинской диагностики).

2. Эмоциональный. Здесь человеку приписываются те или иные качества личности на основе переживания эмоционального отношения к нему, причем личностная оценка воспринимаемого определяется рассмотренными ранее механизмами эффекта первичности, эффекта новизны. Такой тип межличностного восприятия нередко встречается у детей, особенно у подростков, а также у лиц женского пола, эмоционально возбудимых лиц и у части людей с образным типом памяти и мышления.

3. Перцептивно-ассоциативный. Он характеризуется использованием суждений по аналогии при восприятии человека. Признаки его внешнего облика и поведенческие реакции вызывают в памяти воспринимающего образ другого человека, внешне чем-то похожего на воспринимаемого. Благодаря имплицитной теории личности гипотетически достраивается и формируется образ воспринимаемого и ему приписываются те черты, которые характерны для имплицитной теории личности воспринимающего. Этот тип межличностного восприятия нередко можно встретить у людей пожилого возраста, у тех, кто располагает достаточно большим и богатым профессиональным и жизненным опытом общения с разными людьми, например у актеров, которым часто приходится воспроизводить психологию и поведение различных людей. Аналогичным образом, воспринимая и оценивая других людей, действуют те, кому нередко приходится оценивать другого человека как личность в условиях дефицита информации и времени: педагоги, врачи, руководители.

4. Социально-ассоциативный. В этом случае восприятие и оценка осуществляются на основе сложившихся социальных стереотипов, т.е. на базе отнесения воспринимаемого лица к определенному социальному типу. В итоге воспринимаемому человеку приписываются качества того типа, к которому он был отнесен. Как базовые социальные типы могут выступить люди разных профессий, социального положения, мировоззрения и т.п. Этот тип восприятия свойствен, например, руководителям и политикам, философам и социологам.

Для того чтобы правильно воспринять и оценить человека, необходимо внимательно наблюдать за его поведением в тех ситуациях, где он более всего и разностороннее всего раскрывает себя как личность. Эти ситуации должны отвечать следующим основным требованиям:

А. Быть такими, в которых поведение человека направлено на достижение целей, соответствующих его наиболее важным жизненным мотивам и потребностям.

Б. Эти ситуации должны быть связаны с преодолением серьезных препятствий на пути достижения желаемой цели. Среди этих препятствий должны помимо прочего находиться люди, чьи интересы не полностью совпадают с интересами данного человека.

В. Соответствующие ситуации должны включать в себя три основные сферы человеческой деятельности: учение, общение и труд, поскольку в каждой из них проявляются существенные и разные стороны личности.

Наблюдения за человеком с целью его оценки как личности должны проводиться по определенному плану. Для того чтобы получить необходимые для обобщения сведения о личности человека, желательно в общении с ним и в процессе наблюдения за ним обратить особое внимание на то, что он говорит, как говорит, каким образом реагирует на действия и поступки других людей.

Если это возможно, то нужно воспользоваться суждениями и мнениями других людей о воспринимаемом человеке, так как любое отдельно взятое мнение всегда в той или иной степени субъективно, односторонне. Мы не в состоянии постоянно находиться рядом с другим человеком, непрерывно наблюдать за его поведением. Чаще всего мы встречаемся с человеком эпизодически, наблюдаем его в ограниченном круге социальных ситуаций, например в школе, в семье, в кругу друзей, на отдыхе и т.д. Следовательно, мы в состоянии правильно воспринять и оценить в человеке только те черты, которые в этих условиях раскрываются достаточно полно. Остальное мы можем не знать просто по той причине, что не имели благоприятной возможности вести наблюдение за данным человеком в иных социальных ситуациях. Такую возможность могли получить окружающие люди, поэтому их мнение в данном случае может служить хорошим дополнением к нашему собственному восприятию.

Есть некоторые факторы, которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей. Основные из них такие:

1. Неумение различать ситуации общения по таким признакам, как:

а) цели и задачи общения людей в данной ситуации,

б) их намерения и мотивы,

в) формы поведения, подходящие для достижения поставленных целей,

г) состояние дел и самочувствие людей в момент наблюдения за ними.

2. Наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений, которые имеются у наблюдателя задолго до того, как реально начался процесс восприятия и оценивания им другого человека. Такие установки обычно проявляются в суждениях типа "Что тут смотреть и оценивать? Я и так знаю...".

3. Наличие уже сформированных стереотипов, в соответствии с которыми наблюдаемые люди заранее относятся к определенной категории и формируется установка, направляющая внимание на поиск связанных с ней черт. Например: "Все мальчишки грубы", "Все девчонки неискренни".

4. Стремление делать преждевременные заключения о личности оцениваемого человека до того, как о нем получена исчерпывающая и достоверная информация. Некоторые люди, к примеру, имеют "готовое" суждение о человеке сразу же после того, как в первый раз повстречали или увидели его.

5. Отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей в оценках личности, стремление полагаться только на собственное впечатление о человеке, отстаивать его.

6. Отсутствие изменений в восприятии и оценках людей, происходящих по естественным причинам со временем. Имеется в виду тот случай, когда однажды высказанные суждение и мнение о человеке не меняются, несмотря на то, что накапливается новая информация о нем.

Важное значение для более глубокого понимания того, как люди воспринимают и оценивают друг друга, имеет широко исследованное в социальной психологии явление каузальной атрибуции. Процессы каузальной атрибуции подчиняются следующим закономерностям, которые оказывают влияние на понимание людьми друг друга: выводы, вытекающие из данного случая.

1. Те события, которые часто повторяются и сопровождают наблюдаемое явление, предшествуя ему или появляясь одновременно, обычно рассматриваются как его возможные причины.

2. Если тот поступок, который мы хотим объяснить, необычен и ему предшествовало какое-либо уникальное событие, то мы склонны именно его считать основной причиной совершенного поступка.

3. Неверное объяснение поступков людей имеет место тогда, когда есть много различных, равновероятных возможностей для их интерпретации и человек, предлагающий свое объяснение, волен выбирать устраивающий лично его вариант. На практике такой выбор нередко определяется отношением оценивающего человека к тому, чей поступок подлежит объяснению.

5. Социометрическая методика изучения взаимоотношений в группе.

Статическую картину внутригрупповых отношений можно получить с помощью методики, которая называется социометрия. Слово "социометрия" буквально обозначает "социальное измерение". Чаше всего этот термин используют для характеристики комплекса методик, предназначенных для исследования личных, эмоционально-непосредственных отношений: взаимных симпатий и антипатий людей, их взаимной привлекательности и непривлекательности, авторитетности или неавторитетности. Кроме того, социометрическая методика позволяет выявить лидера в группе или коллективе, а также оценить их сплоченность.

Процедура применения методики следующая:

1. Члены группы получают инструкцию, в которую заложен социометрический критерий - основание для проявления взаимных эмоциональных отношений. Таким критерием может явиться любой повод, в частности - некоторая предполагаемая совместная деятельность членов данной группы.

2. Исходя из заданного критерия, членам группы предлагается высказаться друг о друге, осуществить взаимные выборы или отклонения, предпочесть или отвергнуть друг друга. Делается это на основе серии специальных вопросов, отвечая на которые члены группы в письменной форме выражают свои предпочтения друг другу.

3. Полученные письменные ответы на соответствующие вопросы статистически обрабатываются и представляются в виде социометрической матрицы, различных социограмм и социометрических индексов, по которым судят о системе межличностных, эмоционально-непосредственных личных отношений в данной группе и о положении, занимаемом каждым членом группы в системе этих отношений.

Перед началом социометрического исследования члены группы получают инструкцию примерно следующего содержания (приводимый текст инструкции предназначен для изучения школьного класса):

"Дорогие ребята! Ваш класс существует уже давно. За это время вы хорошо узнали друг друга и между вами сложились определенные отношения: симпатии и антипатии. С кем-то вы дружите, хотели бы и дальше продолжать оставаться в одном классе, к кому-то испытываете неприязнь, хотели бы, чтобы его перевели в другой класс, или сами перейти в другой класс. При формировании класса ваши пожелания на этот счет не могли быть учтены. Сейчас есть такая возможность. Представьте себе, что создается новый класс и каждый из вас по собственному желанию определяет его состав. Кого из ваших товарищей по данному классу вы обязательно включили бы вместе с собой в новый класс? Кого бы вы точно не включили? Как вы думаете, а кто включит вас? Кто вас определенно не включит в состав нового класса? На каждый из этих вопросов необходимо дать письменный ответ, перечислив в порядке предпочтения (отклонения) товарищей по классу в соответствии со смыслом вопроса".

Полученные от членов группы письменные ответы переносятся в специальную таблицу, которая называется "социометрическая матрица" (рис.5).

№ п/п Фамилия ученика 1 2 3 4 • • • Сделанные выборы 1. Иванов X 3 1 2 3 2. Петров 1 X 2 3 2 3. Егоров 3 X 1 2 6 4. Сидоров 2 3 X 1 10 • • •

• • • • Полученные

выборы 5 7 3 10 • • •

? Рис. 5. Социометрическая матрица (фрагмент)

Матрица устроена следующим образом. Слева по вертикали и сверху по горизонтали перечислены фамилии членов изучаемого коллектива в одном и том же порядке (лучше в алфавитном). В социометрическую матрицу переносятся данные о выборах, сделанных каждым членом группы. Их порядок обозначается цифрами. Взаимные выборы обводятся кружками. В нижней строке матрицы и в ее крайнем правом столбце представляются результаты суммирования индивидуальных выборов, а именно: в нижней строке содержатся суммы выборов, полученных каждым членом группы, а в правом столбце - суммы выборов, сделанных каждым членом группы (соответственно, ожидаемых выборов и ожидаемых отклонений, просто отклонений - ответы на второй, третий и четвертый вопросы).

Просматривая нижнюю строку матрицы, можно определить, кто из членов группы получил больше всего выборов. Этого человека, вероятно, и следует считать лидером в данной группе.

Социометрическая матрица не позволяет получить достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе, поэтому кроме нее для графического представления результатов используются специальные диаграммы, называемые социограммами. На соответствующих рисунках в условной системе обозначений представляются выявленные в исследованной группе взаимоотношения.

Социограммы бывают двух видов: групповые и индивидуальные. Первые представляют всю систему внутригрупповых отношений в целом, вторые - отношения, сложившиеся между отдельными группировками внутри группы или отдельными членами группы с остальными. Групповые социограммы, в свою очередь, также имеют две разновидности: масштабная социограмма (рис.6) и социограмма-мишень (рис.7). На масштабной социограмме члены группы изображаются в виде кружков, соединенных между собой стрелками, направленность которых указывает на характер отношений, а длина свидетельствует о близости этих отношений. Чем ближе друг к другу изображены члены группы на данной социограмме, тем лучше имеющиеся между ними взаимоотношения. Из приведенного на рис.7 примера видно, что представленная на нем группа включает 11 человек, причем они делятся на две группировки, не связанные между собой определенными отношениями. Каждая из них имеет своего лидера: А и Б.

Рис. 6. Масштабная социограмма, наглядно представляющая взаимоотношения в группе, включающей 11 человек. На рисунке видно четкое разделение данной группы на две подгруппы а) и б) со своими лидерами А и Б

Социограмма-мишень представляет собой систему концентрических окружностей, количество которых обычно равно максимальному числу выборов, полученных лидером. На рис. 7 представлена социограмма-мишень группы, в которой наибольшее число выборов равно 5. Выборы указаны стрелками. В концентрических окружностях члены группы размещены в соответствии с числом полученных ими выборов. Вертикальными и горизонтальными линиями, проходящими перпендикулярно друг другу через центр, вся социограмма-мишень разделена на четыре сектора, представляющих детей разного пола и возраста (всего четыре различных сочетания указанных признаков).

При помощи социограммы-мишени можно судить не только о том, кто и какое место занимает в группе, но также о том, какие взаимоотношения сложились между всеми членами группы.

Рис. 7. Социограмма-мишень, представляющая взаимоотношения в группе, состоящей из 11 человек.

Для более детального анализа положения отдельных членов группы в системе личных взаимоотношений обращаются к построению индивидуальных социограмм (рис. 8).

Рис. 8. Индивидуальные социограммы, характеризующие положения лидера (А) и не пользующегося признанием, отвергаемого всеми членами группы (Б) в системе личных взаимоотношений.

Основные понятия и ключевые слова: официальные, неофициальные, деловые, личные, рациональные, эмоциональные руководства; подчинения, статистические, динамические, межличностные отношения, интернационализм, микрогруппа-диада, гармонические отношения, противоречивые, конфликтные взаимоотношения, психологический климат, установка, предубеждения, конфликт безысходности, фрустрация, конфликт неопределенности, конфликт влечения-боязни, имплицитная теория личности, эффект первичности, эффект ореола, эффект новизны, аналитическое восприятие, эмоциональное восприятие, перцептивно-ассоциативное восприятие, социально-ассоциативное восприятие, каузальная атрибуция, социометрия, социометрическая матрица, социограмма.

Рекомендованная литература:

1. Агеев В.С. психология межгрупповых отношений. - М., 1983.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1998.

3. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. - М., 1989.

4. Донцов А.И. психология коллектива. - М., 1984.

5. Загальна психологія: Підручник / О.В.Скрипченко, Л.В.Долинська та ін.. - К.: Либідь, 2005.

6. Колонский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: Общение и возрастные особенности. - Минск, 1976.

7. Мясищев В.Н. психология отношений: Избранные психологичсекие труды / Под ред. А.А.Бодалева. - Москва; Воронеж, 1995.

8. Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. - М., 1988.

9. Немов Р.С. психология: Учебник для студ.высш.учебн.заведений: В з-х кН. Кн. 1: Общие основы психологии. - 2-е изд. - М.: Владос, 1998.

10. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М., 1982.

11. Обозов Н.Н. психология межличностных отношений. - К., 1990.

12. Сушков И.Р. психология взаимоотношений. - М., 1999.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие существуют виды межличностных отношений и в чем заключается их сущность?

2. Какова динамика развития взаимоотношений в микрогруппе-диаде?

3. Какова динамика развития взаимоотношений в микрогруппе-триаде?

4. В чем заключается понятие "психологический климат" в группе и от чего он зависит?

5. Каике существуют типы внутригрупповых конфликтов и почему они возникают?

6. От чего зависит правильное восприятие и понимание людьми друг друга?

7. Какие существуют типичные формы восприятия и понимания человека человеком?

8. Какие факторы мешают правильно воспринимать и оценивать людей?

9. В чем заключается сущность социометрической методики?

10. Какие бывают виды социограмм?

Тестовые задания:

1. Какое высказывание относится к официальным отношениям?

А) возникает в связи с совместной работой или по ее поводу;

Б) складываются между людьми независимо от выполнения работы;

В) возникает между людьми на должностной основе;

Г) складываются на базе личных или частных взаимоотношений людей.

2. Какое утверждение характеризует неофициальные отношения?

А) складываются на базе личных или частных взаимоотношений людей;

Б) возникает в связи с совместной работой или по ее поводу;

В) складываются между людьми независимо от выполнения работы;

Г) возникает между людьми на должностной основе.

3. Что относится к деловым отношениям?

А) складываются между людьми независимо от выполнения работы;

Б) складываются на базе личных или частных взаимоотношений людей;

В) возникает между людьми на должностной основе;

Г) возникает в связи с совместной работой или по ее поводу.

4. Какое утверждение относится к личным отношениям?

А) складываются на базе личных или частных взаимоотношений людей;

Б) возникает в связи с совместной работой или по ее поводу;

В) складываются между людьми независимо от выполнения работы;

Г) возникает между людьми на должностной основе.

5. Что характеризует рациональные межличностные отношения?

А) субъективные оценки, основанные личном, индивидуальном восприятии человека человеком;

Б) рассматриваются в том виде, в каком они сформировались на данный момент времени;

В) рассматриваются законы их преобразования и развития;

Г) на первый план выступают знания людей друг о друге и объективные оценки, которые им дают окружающие.

6. В чем проявляются эмоциональные межличностные отношения?

А) на первый план выступают знания людей друг о друге и объективные оценки, которые им дают окружающие;

Б) субъективные оценки, основанные личном, индивидуальном восприятии человека человеком;

В) рассматриваются законы их преобразования и развития;

Г) рассматриваются в том виде, в каком они сформировались на данный момент времени.

7. Что означает рассмотрение межличностных отношений в группе в статике?

А) рассматриваются в том виде, в каком они сформировались на данный момент времени;

Б) рассматриваются законы их преобразования и развития;

В) на первый план выступают знания людей друг о друге и объективные оценки, которые им дают окружающие;

Г) субъективные оценки, основанные личном, индивидуальном восприятии человека человеком.

8. Что означает рассмотрение межличностных отношений в группе в динамике?

А) на первый план выступают знания людей друг о друге и объективные оценки, которые им дают окружающие;

Б) субъективные оценки, основанные личном, индивидуальном восприятии человека человеком;

В) рассматриваются законы их преобразования и развития;

Г) рассматриваются в том виде, в каком они сформировались на данный момент времени.

9. В чем заключается позиция интеракционизма в интерпретации поведения и отношений личности?

А) в группе невозможно выделить ни одной пары, внутри которой имелись бы положительные личные взаимоотношения;

Б) личность, будучи внутренне относительно устойчивой в своих базовых свойствах, внешне может проявлять себя по-разному в зависимости от складывающихся обстоятельств;

В) характеризуются тем, что между тремя различными парами складываются только положительные или только отрицательные взаимоотношения;

Г) включают близких друзей, молодые семьи, возможные пары людей в любой малой группе;

Д) при таких взаимоотношениях в какой-либо одной паре внутри группы-триады один из членов относится к другому положительно, а тот к нему - отрицательно.

10. Кем могут быть представлены взаимоотношения в микрогруппе-диаде?

А) личность, будучи внутренне относительно устойчивой в своих базовых свойствах, внешне может проявлять себя по-разному в зависимости от складывающихся обстоятельств;

Б) в группе невозможно выделить ни одной пары, внутри которой имелись бы положительные личные взаимоотношения;

В) при таких взаимоотношениях в какой-либо одной паре внутри группы-триады один из членов относится к другому положительно, а тот к нему - отрицательно;

Г) характеризуются тем, что между тремя различными парами складываются только положительные или только отрицательные взаимоотношения;

Д) включают близких друзей, молодые семьи, возможные пары людей в любой малой группе.

11. В чем заключаются гармонические взаимоотношения в группе-триаде?

А) характеризуются тем, что между тремя различными парами складываются только положительные или только отрицательные взаимоотношения;

Б) личность, будучи внутренне относительно устойчивой в своих базовых свойствах, внешне может проявлять себя по-разному в зависимости от складывающихся обстоятельств;

В) включают близких друзей, молодые семьи, возможные пары людей в любой малой группе;

Г) в группе невозможно выделить ни одной пары, внутри которой имелись бы положительные личные взаимоотношения;

Д) при таких взаимоотношениях в какой-либо одной паре внутри группы-триады один из членов относится к другому положительно, а тот к нему - отрицательно.

12. В чем заключаются противоречивые взаимоотношения в группе-триаде?

А) включают близких друзей, молодые семьи, возможные пары людей в любой малой группе;

Б) характеризуются тем, что между тремя различными парами складываются только положительные или только отрицательные взаимоотношения;

В) при таких взаимоотношениях в какой-либо одной паре внутри группы-триады один из членов относится к другому положительно, а тот к нему - отрицательно;

Г) в группе невозможно выделить ни одной пары, внутри которой имелись бы положительные личные взаимоотношения;

Д) личность, будучи внутренне относительно устойчивой в своих базовых свойствах, внешне может проявлять себя по-разному в зависимости от складывающихся обстоятельств.

13. В чем заключаются конфликтные взаимоотношения в группе-триаде?

А) характеризуются тем, что между тремя различными парами складываются только положительные или только отрицательные взаимоотношения;

Б) включают близких друзей, молодые семьи, возможные пары людей в любой малой группе;

В) в группе невозможно выделить ни одной пары, внутри которой имелись бы положительные личные взаимоотношения;

Г) при таких взаимоотношениях в какой-либо одной паре внутри группы-триады один из членов относится к другому положительно, а тот к нему - отрицательно;

Д) личность, будучи внутренне относительно устойчивой в своих базовых свойствах, внешне может проявлять себя по-разному в зависимости от складывающихся обстоятельств.

14. Что относится к характеристике психологического климата?

А) один из членов группы относится к другому отрицательно, а второй - положительно, и если ни тот, ни другой не захотят изменить свое отношение, то их взаимоотношения постоянно будут находится в состоянии невесомости;

Б) если один и тот же человек одновременно имеет положительное и отрицательное отношение;

В) при положительном или отрицательном отношении одного из партнеров к другому он с его стороны не встречает к себе однозначного отношения;

Г) моральная и эмоциональная сторона системы отношений сложившаяся в группе и характеризуется преобладающем эмоциональным настроем;

Д) будучи стабильной и мало связанной с личностями оцениваемых людей может принимать форму предубеждения и порождать необъективное отношение к человеку.

15. Какое высказывание характеризует определенную установку при восприятии и оценивании людей?

А) при положительном или отрицательном отношении одного из партнеров к другому он с его стороны не встречает к себе однозначного отношения;

Б) будучи стабильной и мало связанной с личностями оцениваемых людей может принимать форму предубеждения и порождать необъективное отношение к человеку;

В) один из членов группы относится к другому отрицательно, а второй - положительно, и если ни тот, ни другой не захотят изменить свое отношение, то их взаимоотношения постоянно будут находится в состоянии невесомости;

Г) если один и тот же человек одновременно имеет положительное и отрицательное отношение;

Д) моральная и эмоциональная сторона системы отношений сложившаяся в группе и характеризуется преобладающем эмоциональным настроем.

16. Что относится к межличностному конфликту безысходности?

А) при положительном или отрицательном отношении одного из партнеров к другому он с его стороны не встречает к себе однозначного отношения;

Б) один из членов группы относится к другому отрицательно, а второй - положительно, и если ни тот, ни другой не захотят изменить свое отношение, то их взаимоотношения постоянно будут находится в состоянии невесомости;

В) моральная и эмоциональная сторона системы отношений сложившаяся в группе и характеризуется преобладающем эмоциональным настроем;

Г) будучи стабильной и мало связанной с личностями оцениваемых людей может принимать форму предубеждения и порождать необъективное отношение к человеку;

Д) если один и тот же человек одновременно имеет положительное и отрицательное отношение.

17. Что относится к межличностному конфликту неопределенности?

А) будучи стабильной и мало связанной с личностями оцениваемых людей может принимать форму предубеждения и порождать необъективное отношение к человеку;

Б) моральная и эмоциональная сторона системы отношений сложившаяся в группе и характеризуется преобладающем эмоциональным настроем;

В) один из членов группы относится к другому отрицательно, а второй - положительно, и если ни тот, ни другой не захотят изменить свое отношение, то их взаимоотношения постоянно будут находится в состоянии невесомости;

Г) если один и тот же человек одновременно имеет положительное и отрицательное отношение;

Д) при положительном или отрицательном отношении одного из партнеров к другому он с его стороны не встречает к себе однозначного отношения.

18. Что относится к межличностному конфликту влечения-боязни?

А) если один и тот же человек одновременно имеет положительное и отрицательное отношение;

Б) будучи стабильной и мало связанной с личностями оцениваемых людей может принимать форму предубеждения и порождать необъективное отношение к человеку;

В) моральная и эмоциональная сторона системы отношений сложившаяся в группе и характеризуется преобладающем эмоциональным настроем;

Г) при положительном или отрицательном отношении одного из партнеров к другому он с его стороны не встречает к себе однозначного отношения;

Д) один из членов группы относится к другому отрицательно, а второй - положительно, и если ни тот, ни другой не захотят изменить свое отношение, то их взаимоотношения постоянно будут находится в состоянии невесомости.

19. В чем сущность имплицитной теории личности?

А) формирует установку человека по отношению к людям, имеющие определенные особенности внешности;

Б) информация, которая в памяти отложилась последней по порядку, способна сильнее повлиять на последующие восприятие и оценку данного человека, чем предыдущая;

В) начальное впечатление о человеке, полученное о нем воспринимающим лицом, способна оказать более сильное и устойчивое влияние на формирование его образа.

20. В чем заключается эффект первичности или ореола?

А) начальное впечатление о человеке, полученное о нем воспринимающим лицом, способна оказать более сильное и устойчивое влияние на формирование его образа;

Б) формирует установку человека по отношению к людям, имеющие определенные особенности внешности;

В) информация, которая в памяти отложилась последней по порядку, способна сильнее повлиять на последующие восприятие и оценку данного человека, чем предыдущая.

21. Что относится к эффекту новизны?

А) начальное впечатление о человеке, полученное о нем воспринимающим лицом, способна оказать более сильное и устойчивое влияние на формирование его образа;

Б) формирует установку человека по отношению к людям, имеющие определенные особенности внешности;

В) информация, которая в памяти отложилась последней по порядку, способна сильнее повлиять на последующие восприятие и оценку данного человека, чем предыдущая.

22. Какое утверждение характеризует аналитическую форму восприятия и понимание человека человеком?

А) восприятие осуществляется на основе сложившихся социальных стереотипов;

Б) человеку приписываются те или иные качества личности на основе переживания отношения к нему;

В) характеризуется использованием суждений по аналогии при восприятии человека;

Г) о психологических особенностях человека судят на основе предварительного разложения его внешности на элементы.

23. Какое утверждение характеризует эмоциональную форму восприятия?

А) человеку приписываются те или иные качества личности на основе переживания отношения к нему;

Б) о психологических особенностях человека судят на основе предварительного разложения его внешности на элементы;

В) восприятие осуществляется на основе сложившихся социальных стереотипов;

Г) характеризуется использованием суждений по аналогии при восприятии человека.

24. Какое утверждение характеризует перцептивно-ассоциативную форму восприятия?

А) характеризуется использованием суждений по аналогии при восприятии человека;

Б) восприятие осуществляется на основе сложившихся социальных стереотипов;

В) о психологических особенностях человека судят на основе предварительного разложения его внешности на элементы;

Г) человеку приписываются те или иные качества личности на основе переживания отношения к нему.

25. Какое утверждение характеризует социально-ассоциативную форму восприятия?

А) о психологических особенностях человека судят на основе предварительного разложения его внешности на элементы;

Б) человеку приписываются те или иные качества личности на основе переживания отношения к нему;

В) характеризуется использованием суждений по аналогии при восприятии человека;

Г) восприятие осуществляется на основе сложившихся социальных стереотипов.

26. В чем заключается сущность социометрии?

А) исследует личные, эмоционально-непосредственные отношения: взаимные симпатии и антипатии, позволяет выявить лидера в группе и оценить ее сплоченность;

Б) письменные ответы выборов переносятся в специальную таблицу;

В) система внутригрупповых отношений в целом;

Г) позволяет получить наглядную картину взаимоотношений в группе.

27. Что нужно понимать под "социометрической матрицей"?

А) система внутригрупповых отношений в целом;

Б) позволяет получить наглядную картину взаимоотношений в группе;

В) исследует личные, эмоционально-непосредственные отношения: взаимные симпатии и антипатии, позволяет выявить лидера в группе и оценить ее сплоченность;

Г) письменные ответы выборов переносятся в специальную таблицу.

28. Какое утверждение относится к социограммам?

А) позволяет получить наглядную картину взаимоотношений в группе;

Б) исследует личные, эмоционально-непосредственные отношения: взаимные симпатии и антипатии, позволяет выявить лидера в группе и оценить ее сплоченность;

В) письменные ответы выборов переносятся в специальную таблицу;

Г) система внутригрупповых отношений в целом.

29. На что направлены групповые виды социограмм?

А) письменные ответы выборов переносятся в специальную таблицу;

Б) система внутригрупповых отношений в целом;

В) позволяет получить наглядную картину взаимоотношений в группе;

Г) исследует личные, эмоционально-непосредственные отношения: взаимные симпатии и антипатии, позволяет выявить лидера в группе и оценить ее сплоченность.

30. На что направлены индивидуальные виды социограмм?

А) представляют собой систему концентрических окружностей, количество которых обычно равно максимальному числу выборов, полученных лидером;

Б) используются для более детального анализа положения отдельных членов группы;

В) отношения, сложившиеся между отдельными группировками внутри группы или отдельными членами группы с остальными;

Г) члены группы изображаются в виде кружков, соединенных между собой стрелками, направленность которых указывает на характер отношений, а длина свидетельствует о близости этих отношений.

31. Что представляет собой масштабная социограмма?

А) отношения, сложившиеся между отдельными группировками внутри группы или отдельными членами группы с остальными;

Б) используются для более детального анализа положения отдельных членов группы;

В) члены группы изображаются в виде кружков, соединенных между собой стрелками, направленность которых указывает на характер отношений, а длина свидетельствует о близости этих отношений;

Г) представляют собой систему концентрических окружностей, количество которых обычно равно максимальному числу выборов, полученных лидером.

32. Что представляет собой социограмма-мишень?

А) используются для более детального анализа положения отдельных членов группы;

Б) представляют собой систему концентрических окружностей, количество которых обычно равно максимальному числу выборов, полученных лидером;

В) члены группы изображаются в виде кружков, соединенных между собой стрелками, направленность которых указывает на характер отношений, а длина свидетельствует о близости этих отношений;

Г) отношения, сложившиеся между отдельными группировками внутри группы или отдельными членами группы с остальными.

33. Что представляет собой индивидуальная социограмма?

А) члены группы изображаются в виде кружков, соединенных между собой стрелками, направленность которых указывает на характер отношений, а длина свидетельствует о близости этих отношений;

Б) представляют собой систему концентрических окружностей, количество которых обычно равно максимальному числу выборов, полученных лидером;

В) отношения, сложившиеся между отдельными группировками внутри группы или отдельными членами группы с остальными;

Г) используются для более детального анализа положения отдельных членов группы.

2

Показать полностью… https://vk.com/doc5444989_238639087
297 Кб, 10 ноября 2013 в 21:50 - Россия, Москва, МЭГУ, 2013 г., doc
Рекомендуемые документы в приложении