Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
doc

Студенческий документ № 091288 из МЭГУ

ІІ СЕМЕСТР

МОДУЛЬ 3

Лекция № 2 (15)

Тема: Воображение

План

1. Общая характеристика воображения.

2. Физиологические основы воображения и его связь с органическими процесса.

3. Виды воображения.

4. Процесс создания образов воображения.

5. Воображение и личность. Развитие воображения.

1. Общая характеристика воображения.

Образы, которыми оперирует человек, включают в себя не только воспринятые ранее предметы и явления. Содержанием образов может стать и то, что он никогда не воспринимал непосредственно: картины далекого прошлого или будущего; места, где он никогда не был и не будет; существа, которых нет не только на Земле, но и вообще во Вселенной. Образы позволяют человеку выйти за пределы реального мира во времени и пространстве. Именно эти образы, преобразующие, видоизменяющие человеческий опыт, являются основной характеристикой воображения.

Обычно под воображением или фантазией имеется в виду не совсем то, что подразумевается под этими словами в науке. В житейском обиходе воображением или фантазией называют все то, что нереально, не соответствует действительности и что таким образом не имеет никакого практического значения. На деле же воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется решительно во всех сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество. В этом смысле все, что окружает нас и что сделано рукой человека, весь мир культуры в отличие от мира природы, - все это является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении.

Основное отличие образов воображения от образов памяти связано с различным отношением к действительности. Образы памяти - это воспроизведение прошлого опыта, поэтому основной функцией памяти является сохранение результатов опыта по возможности в неизменной форме. Функция же воображения заключается в изменении образов, что является непременным условием любого творческого процесса.

Кроме того, благодаря воображению человек имеет возможность еще до начала работы представить себе готовый результат труда. "В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, то есть идеально", - писал Маркс К. В представлении ожидаемого результата с помощью воображения и состоит коренное отличие человеческого труда от инстинктивного поведения животных. То, что воображение позволяет человеку предвидеть результаты своей деятельности, придает ему побудительную силу, делает фактором, стимулирующим достижение цели.

В отличии от животного человек оказывает воздействие на среду планомерно, направляя свои усилия к заранее поставленной цели. Такой характер изменения действительности в процессе труда предполагает предварительное представление в сознании того, что человек хочет получить в результате своей деятельности. Например, паук совершает определенные операции, напоминающие операции ткача, и пчелы постройкой своих восковых ячеек напоминают людей-строителей. Однако любой самый плохой специалист отличается от самой хорошей пчелы или самого искусного паука тем, что он действует по заранее намеченному плану. Любой труд предполагает выработку такого плана и лишь потом - его воплощение на практике.

"Если бы человек был совершенно лишен возможности мечтать, - писал Д.И.Писарев, - если бы он не мог изредка забегать вперед и созерцать воображением своим в цельной и законченной красоте, то самое творение, которое только что начинает складываться под его рукам, тогда я решительно не могу себе представить, какая побудительная причина заставила его предпринимать и доводить до конца обширные и утомительные работы в области искусства, науки и практической жизни".

Таким образом, рассматривая процесс создания человеком чего-либо нового, мы сталкиваемся еще с одним феноменом психики человека. Его суть состоит в том, что человек создает в своем сознании образ, которого пока в реальности еще не существует, а основой создания подобного образа является наш прошлый опыт, который мы получили, взаимодействуя с объективной реальностью. Вот этот процесс - процесс создания новых психических образов - и получил название воображения.

Так, воображение - это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых образов предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком раньше. Но воображение, как говорят, "из ничего творить не может". Оно всегда строится на преобразованном, переработанном материале прошлых восприятий. Даже образы, создаваемые величайшими писателями, имеют подобную природу. Л.Н.Толстой говорил, что образ Наташи Ростовой создан им на основе сочетания черт нескольких хорошо знакомых ему людей. М.Ю.Лермонтов писал, что Печорин - собирательный образ, составленный из пороков современного ему молодого поколения. А.М.Горький указывал, что образы купцов, лавочников созданы им на основе наблюдения сотен подобных типов.

И изобретатели, создающие образы новых приборов, механизмов и машин, опираются на материалы наблюдений, в частности наблюдений живой природы. Так, изучая жителей Антарктики - пингвинов, конструкторы сконструировали машину "Пингвин", которая может передвигаться по рыхлому снегу. Наблюдая, как некоторые виды улиток двигаются, следуя силовым линиям магнитного поля Земли, ученые стали думать над созданием новых, более совершенных навигационных устройств. Морская птица альбатрос имеет в клюве своеобразный опреснитель, превращающий морскую воду в воду, пригодную для питья. Ученые, изучая этот "птичий опреснитель", работают над создание6м новых приборов для опреснения морской воды.

И ученик, мысленно создающий образ пустыни, которой он никогда не видел, опирается на прошлый опыт: что такое песок, ему хорошо известно; ровную местность ему тоже приходилось наблюдать; верблюда, змею и ящерицу он видел в зоопарке, кино или на картинке; чахлый кустарник тоже ему знаком. Если ученику всего этого не приходилось наблюдать, то ему будет очень трудно представить себе пустыню, как, например, трудно представить себе заснеженную тундру жителю экваториальной Африки.

Даже сказочные образы всегда являются фантастическим сочетанием вполне реальных элементов (например, русалка - это сочетание женщины с рыбьим хвостом, избушка на курьих ножках - сочетание деревенской избы и куриных ног и т. д.). Как бы ни было ново то, что создано воображением человека, оно неизбежно исходит из того, что имеется в действительности, опирается на нее. Поэтому воображение, как и вся психика, есть отражение мозгом окружающего мира, но только отражение того, что человек не воспринимал, отражение того, что станет реальностью в будущем.

Несмотря на то, что в воображении у человека возникают образы предметов и явлений, ранее не встречавшихся ему, составляющим их элементам всегда можно найти реальные аналогии. Создавая новый предмет, будь то машина или дом, человек мысленно представляет его собранным из известных ему частей и деталей. Поэтому, чем больше знаний имеет человек, чем богаче его опыт, чем разнообразнее его впечатления, тем более интересные и неординарные образы возникают в его воображении. Даже в изображении жителей Марса писателем-фантастом Гербертом Уэллсом можно найти земные реалии. По мнению автора, голова марсианина похожа на металлический цилиндр, снабженный клювом птицы, ноги напоминают конечности насекомого и в общем марсианин оказывается похожим на огромного спрута.

Еще одной отличительной характеристикой воображения, признаком воображения выступает возможность его использования в проблемных ситуациях высокой степени неопределенности, когда исходные данные не поддаются точному анализу. Как правило, здесь мышление оказывается гораздо менее эффективным, чем в случае, если все данные известны и подчинены строгой закономерности. В этом смысле воображение может рассматриваться как определенная форма, "заместитель" мышления. Образное сравнение процессов мышления и воображения дано в романе А.С.Пушкина при характеристике Онегина и Ленского:

Они сошлись, Волна и Камень,

Стихи и Проза. Лед и пламень,

Не столь различны меж собой.

Подчеркивая связь между мышлением и воображением, К.Д.Ушинский говорил, что сильное, деятельное воображение есть необходимая принадлежность ума.

Таким образом, можно заключить, что воображение (или фантазия), представляет собой психический процесс создания образов, включающий предвидение конечного результата предметной деятельности и обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью.

Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи другими психическими процессами. Говоря о воображении, мы лишь подчеркиваем преобладающее направление психической деятельности. Если перед человеком стоит задача воспроизвести представления вещей и событий, бывших ранее в его опыте, мы говорим о процессах памяти. Но если те же самые представления воспроизводятся для того, чтобы создать новое сочетание этих представлений или создать из них новые представления, мы говорим о деятельности воображения.

Говоря о воображении, нельзя недооценивать его роль в психической деятельности человека, потому что определенная переработка образов действительности происходит даже в самом простом варианте воспроизведения. Так, представляя себе какой-либо предмет или событие, мы очень часто не в состоянии воспроизвести соответствующие факты во всех подробностях и со всеми деталями. Однако вещи и события воспроизводятся не в виде бессвязных фрагментов или разрозненных кадров, а в их целостности и непрерывности. Следовательно, происходит своеобразная переработка материала, выражающаяся в восполнении представлений необходимыми деталями, т.е. в процессе воспроизведения начинает проявляться деятельность нашего воображения.

Возможность воображения "забегать вперед", предвидеть наступление тех или иных событий в будущем, показывает тесную связь воображения и мышления. Подобно мышлению воображение возникает в проблемной ситуации, мотивируется потребностями личности, обусловлено уровнем развития общественного сознания. Так, если потребности древних людей объяснить происхождение и возникновение мира породили возникновение религиозных образов, то в настоящее время для этого все чаще используются фантастические картины космических пришельцев.

Однако, в отличие от мышления, основным содержанием которого являются понятия, позволяющие обобщенно и опосредованно познавать мир, воображение протекает в конкретно образной форме в виде ярких представлений. В конкретных образах, создаваемых воображением, очень часто раскрываются те или иные отвлеченные мысли. Каждый писатель, художник в процессе творчества пытается передать, объяснить свою мысль другим, но не через отвлеченные понятия, а с помощью конкретных образов. Достаточно вспомнить любую басню, сказки, поговорки. Везде мы ищем основную мысль, основную идею, которые образно, наглядно раскрываются в этих произведениях.

Деятельность воображения самым тесным образом связана с эмоциональными переживаниями человека. Представление желаемого может вызвать у человека позитивные чувства, а в определенных ситуациях мечта о счастливом будущем способна вывести человека из крайне негативных состояний, позволяет ему отвлечься от ситуации настоящего момента, проанализировать происходящее и переосмыслить значимость ситуации для будущего. Следовательно, воображение играет весьма существенную роль в регуляции нашего поведения.

Воображение связано и с реализацией наших волевых действий. Так, воображение присутствует в любом виде нашей трудовой деятельности, поскольку, прежде чем создать что-либо, необходимо иметь представление о том, что мы создаем. Более того, чем дальше мы отходим от механического труда и приближаемся к творческой деятельности, тем в большей степени повышается значение нашего воображения.

Значение воображения трудно переоценить. Оно необходимо не только для создания образов героев или художникам в поисках сюжета будущей картины. Без фантазии ученые не могли выдвигать гипотезы, делать предположения о причинах явлений, предвидеть события; учителя не смогли бы готовиться к уроку, так как невозможно представить себе его ход, предугадать реакции учеников и т.д. Да и процесс учения вообще стал бы очень ограниченным, так как не опираясь на воображение, невозможно изучать историю, географию, астрономию и другие предметы.

Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей, а какое значение эта культура имеет для психического развития и совершенствования вида "Гомо Сапиенс", мы уже достаточно хорошо знаем. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может "жить" в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях.

Иногда побуждения фантазии могут сыграть отрицательную роль. Нередки случаи, когда ожидаемая неприятность или опасность и даже несчастье переживается сильнее и побуждает человека к большей и более бурной активности, чем реально происшедшее событие. Свидетельство тому - известные случаи, когда люди в панике спрыгивают с верхних этажей зданий при пожаре вместо того, чтобы терпеливо дождаться очереди в лифт или подачи пожарной лестницы. Или случаи, когда пассажиры, не умея плавать, бросались в море на верную гибель с только начинающего тонуть корабля, когда еще не исключены все шансы на их спасение. Об этом же свидетельствуют народны поговорки, объясняющие подобные случаи безрассудного поведения: "лучше ужасный конец, чем бесконечный ужас", "у страха глаза велики" и т.д.

Принято считать, что воображение зародилось в процессе труда - специфически человеческой деятельности, из-за существования потребности в преобразовании предметов реального мира. Например, имея перед глазами орудие труда, которое по своим характеристикам и свойствам было не совсем совершенным, человек мог представить себе другое орудие, которое соответствует его представлению о том, что необходимо для выполнения той или иной трудовой операции. Но потом, в ходе исторического развития человека, деятельность воображения стала проявляться не только в труде, но и в фантазиях и мечтах человека, т. е. в образах, которые вообще не могли быть созданы на практике в данный момент. Появились крайне сложные формы воображения, необходимые в научном, техническом и художественном творчестве. Однако даже в этих случаях воображение выступает как результат преобразования наших представлений, полученных из реальной действительности.

Представления воображения бывают четырех видов: представления того, что существует в действительности, но чего ранее человек не воспринимал (тундры, Парижа, ледокола и т.д.), представления исторического прошлого (боярина, древнего Новгорода, Петра 1, Чапаева), представления того, что будет в будущем (модели, которую только строят, дома, фундамент которого только закладывается), и того, что никогда не было в действительности (сказочных образов).

Разум человека не может находится в бездеятельном состоянии, поэтому люди так много мечтают. Мозг человека продолжает функционировать и тогда, когда в него не поступает новая информация, когда он не решает никаких проблем. Именно в это время и начинает работать воображение. Установлено, что человек по своему желанию не в состоянии прекратить поток мыслей, остановить воображение.

В процессе жизнедеятельности человека воображение выполняет ряд специфических функций (рис.1), первая из которых состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.

Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в таком направлении психологии, как психоанализ.

Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека. С помощью искусно создаваемых образов человек может обращать внимание на нужные события, посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.

Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий, т.е. способности выполнять их в уме, манипулируя образами.

Пятой функцией воображения является планирование деятельности, составление программ деятельности, оценка их правильности, процесса реализации.

С помощью воображения человек может управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность. Известны факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения, чисто волевым путем человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела и т.п. Данные факты лежат в основе аутотренинга, широко используемого для саморегуляции.

Рис.1 Специфические функции воображения

2. Физиологические основы воображения и его связь с органическими процессами.

Воображение, как и все другие психические процессы, является функцией коры больших полушарий. Иногда его процесс связывают только с работой правого полушария. Этот упрощенный подход не раскрывает сложных взаимосвязей, существующих между полушариями. Для возникновения образов воображения необходима работа обоих полушарий, каждое из которых выполняет свои функции. Специфика правого полушария заключается в том, что оно не застревает на деталях, но упрощает картину мира, дает представление целостности и вместе с тем гармоничности, соразмерности, композиционного единства. Оно тесно связано с эстетическими чувствами, вызываемыми различными образами. Левое же полушарие упорядочивает эту информацию, позволяет выразить ее в речи: образ и мысль всегда выступают в неразрывном единстве. Великий испанский художник Ф.Гойя говорил, что фантазия, лишенная разума, производит чудовищ; соединенная с ним она - мать искусства и источник его чудес. Такую же мысль высказал физик Э.Резерфорд: "Эксперимент без фантазии или фантазия, не опирающаяся на эксперимент, достигнут лишь немногого. Действительный прогресс имеет своим предположением соединение обоих сил".

Принято считать, что физиологической основой воображения является актуализация ранее образованных нервных связей, их распад, перегруппировка и объединение в новые системы. Таким способом возникают образы, не совпадающие с прежним опытом, но и не оторванные от него. Сложность, непредсказуемость воображения, его связь с эмоциями дают основание предполагать, что его физиологические механизмы связаны не только с корой, но и с более глубоко залегающими структурами мозга. В частности, большую роль здесь играет гипоталамо-лимбическая система.

В то же время возникающие в мозгу образы оказывают регулирующее воздействие на периферические процессы, изменяя их функционирование. В этом отношении из всех психических процессов воображение наиболее тесно связано с органическими процессами и позволяет воздействовать на них. Из повседневной жизни каждому известно, как создаваемая воображением картина вызывает учащение пульса, изменение дыхания, побледнение лица, расширение зрачков и т.д. Нередко встречаются факты внушения различных болезней (ятрогения). Даже студенты медицинских институтов на младших курсах нередко находят у себя многие болезни, хотя в действительности их нет. Особенно ярко это проявляется у лиц впечатлительных, с богатым воображением. Когда Флобер писал сцену отравления Эммы Бовари, героини знаменитого романа, он ясно ощущал во рту вкус мышьяка. По свидетельству М.Горького, при описании им сцены убийства цыганки в повести "Старуха Изергиль", у него на левой стороне груди возник красный рубец, не проходивший несколько дней (образование стигм). Картины самовнушения могут привести и к более печальным последствиям. По свидетельству венгерского психиатра Иштвана Гарди, рабочий одного из холодильников случайно оказался запертым в рефрижераторе и был убежден, что холодильная установка включена. Наутро его нашли мертвым, причем врач констатировал все признаки смерти от переохлаждения организма. При выяснении обстоятельств этого несчастного случая было, однако, установлено, что рефрижератор не был включен и что смерть, следовательно, наступила не от холода, а от ожидания и представления картины смерти.

Иногда поводом для психического расстройства и последующего заболевания становится неправильно понятое слово авторитетного человека. Известны случаи, когда неосторожное высказывание врача вызывало у пациента мысль о том, что он заболел опасной болезнью. При этом могут развиться соответствующие симптомы и возникнет так называемое ятрогенное заболевание. Так, у одной больной заболевание развилось после неосторожного высказывания медицинского работника санатория. В санатории больная предпочитала проводить значительную часть времени в парке. Во время беседы врач сказал, что в связи с болезнью сердца она может без отдыха проходить только от скамейки к скамейке. В этот же день больная, пройдя несколько десятков шагов, почувствовала боль в области сердца и вынуждена была сесть, а затем совершенно уже не могла ходить. Состояние ее улучшилось только после лечения в психиатрической клинике.

Аналогичным образом может возникнуть расстройство и при неосторожном, бестактном, педагогически неграмотном высказывании учителя. Такие заболевания называются дидактогенными. В научной литературе К. К. Платоновым описан следующий случай: "Людмила В., 16 лет, ученица IX класса средней школы, здоровая, трудолюбивая, усидчивая (по словам матери), обратилась с жалобами на "панический страх", который с некоторых пор стал овладевать ею перед классными письменными работами: задолго до предстоящей письменной работы у нее развивается состояние внутренней тревоги, с болезненно-напряженным ожиданием "чего-то неотвратимо страшного". Вместе с тем в эти дни отмечается резко сниженный аппетит, плохой сон, не может готовить уроков. Во время самой письменной работы испытывает состояние растерянности, не может сосредоточиться, причем "все происходит, как в тумане". Вследствие этого делает много необычных для нее описок и грубых грамматических ошибок по тем правилам грамматики, которые прекрасно знает. Таких ошибок в обычном, спокойном состоянии совершенно не допускает. На этой почве наступили конфликтные отношения с учительницей, в результате чего возникло тяжелое невротическое состояние с мыслями о "бесперспективности" учебы. В то же время такие письменные работы в домашних условиях пишет вполне хорошо, без волнений и без ошибок.

Проведенная... беседа вскрыла психическую травму: будучи в IV классе, девочка была переведена из одной школы в другую, причем в новой школе учительница русского языка встретила ее недружелюбно и при устных ответах (у доски) давала ей слишком сложные задания. Но с устными ответами девочка справлялась. Однако во время первой же письменной работы учительница, подойдя к ней, резко бросила фразу: "Языком ты крутишь хорошо, а вот посмотрим как напишешь!". Девочка сразу сильно взволновалась: "А что, если наделаю ошибок!". И почувствовала, что ее всю "охватило жаром": руки, лицо и все тело вспотели, в голове "пошел туман", и вся работа была написана ею как в тумане: "Что писала - не помню!". А при известии о плохой отметке, поставленной за эту работу (причем учительница, возвращая ее работу, сказала: "Я так и знала!"), с ней что-то произошло: "Внутри как-то все осунулось и снова появился туман в голове". С этого дня и возник страх перед классными письменными работами".

В то же время сознательное использование образов воображения позволяет управлять органическими процессами, делает их доступными для тренировки и развития. Достаточно ярко представить себе вкус лимона, как немедленно начинается слюноотделение. Интересно, что прямой самоприказ в отличие от представления не вызывает выделение слюны.

Основываясь на силе воображения, французский аптекарь Эмиль Куэ создал оригинальную систему лечения, названную им "школой самообладания путем сознательного самовнушения". Куэ считал, что главной причиной болезней является воображение человека. Исходя из этого больным предлагалось ежедневно, сидя или лежа в удобной позе, представлять себя абсолютно здоровыми, повторяя 20-30 раз формулы самовнушения вроде: "Мне становится лучше и лучше... Мое зрение (или слух) улучшается и т.п.". Такие сеансы, по несколько минут каждый, рекомендовалось проводить 3-4 раза в день, особенно перед сном в состоянии покоя и расслабления. Куэ подчеркивал, что достижение результата совершенно не требует усилий, ибо они предполагают участие воли, в то время как именно она должна остаться в стороне. В 20-е годы нашего века эта методика получила широкое распространение.

Помимо представлений о состоянии своих внутренних органов человек может использовать воображение, чтобы представить движения какой-либо части собственного тела (руки, ноги и т.д.). При этом в мышцах, которые должны осуществлять это движение, можно зафиксировать импульсы, аналогичные тем, которые регистрируются при реальном выполнении движения. Это так называемые идеомоторные акты. О существовании идеомоторных актов свидетельствует следующий опыт. Необходимо взять в руку маятник-нитку, к которой привязан висящий грузик. На листе бумаги следует нарисовать круг, разделенный на 4 сектора пересекающимися под прямым углом линиями. Если поставить локоть руки на стол и взять свободный конец нити большим и указательным пальцем, то маятник может совершать произвольные движения по отношению к сегментированному кругу в направлении, на котором мы сосредоточились, образ которого представляем себе с наибольшей точностью. Если представить, что маятник движется по линии, пересекающей круг вертикально, то висящий предмет действительно начнет такое движение, хотя мы будем держать конец нитки совершенно спокойно, не помогая пальцами этому движению.

Именно представление о возможном негативном результате действия не позволяет новичку проехать на машине, не совершив аварии, или начинающему туристу перейти пропасть по переброшенному через нее бревну (хотя по бревну, лежащему на земле, он ходит спокойно). Однако правильное представление движения широко используется спортсменами, людьми, овладевшими трудовыми навыками. Это связано с тем, что неоднократное представление движения упрочивает механизм выполнения данного действия. Тренеры рекомендуют своим воспитанникам перед выполнением упражнения проделать его в уме, представить от начала до конца. Практика показывает, что такое "проигрывание" улучшает выполнение упражнения.

Следует отметить, что воображение из-за особенностей ответственных за него физиологических систем в определенной мере связано с регуляцией органических процессов и движения. Воображение оказывает влияние на многие органические процессы: функционирование желез, деятельность внутренних органов, обмен веществ в организме и др. Например, хорошо известно, что представление о вкусном обеде вызывает у нас обильное слюноотделение, а внушая человеку представление об ожоге, можно вызвать реальные признаки "ожога" на коже. Подобная закономерность известна уже давно и широко используется при лечении так называемых психосоматических больных в ходе сеансов суггестивной терапии. С другой стороны, воображение оказывает влияние и на двигательные функции человека. Например, стоит нам вообразить, что мы бежим но дорожке стадиона во время соревнований, как приборы будут регистрировать едва заметные сокращения соответствующих мышечных групп.

Другим примером влияния воображения на органические процессы может быть изменение газообмена в то время, когда мы представляем себе выполнение какой-либо физической работы. Например, мы представляем, что поднимаем тяжелую штангу на соревновании. В этом случае приборы будут регистрировать увеличение интенсивности газообмена. Это же явление будет обнаружено и в тех случаях, когда мы будем видеть лицо человека, поднимающего штангу.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что воображение играет существенную роль как в регуляции процессов организма человека, так и в регуляции его мотивированного поведения.

3. Виды воображения.

Процессы воображения, как и процессы памяти, могут различаться по степени произвольност, или преднамеренности. Крайним случаем непроизвольной работы воображения являются сновидения, в которых образы рождаются непреднамеренно и в самых неожиданных и причудливых сочетаниях. Непроизвольной в своей основе также является деятельность воображения, развертывающаяся в полусонном, дремотном состоянии, например перед засыпанием.

Произвольное воображение имеет для человека гораздо большее значение. Этот вид воображения проявляется тогда, когда перед человеком стоит задача создания определенных образов, намеченных им самим или заданных ему со стороны. В этих случаях процесс воображения контролируется и направляется самим человеком. В основе такой работы воображения лежит умение произвольно вызывать и изменять нужные представления.

Среди различных видов и форм произвольного воображения можно выделить воссоздающее воображение, творческое воображение и мечту.

Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию. С этим видом воображения мы сталкиваемся, когда читаем описание географических мест или исторических событий, а также когда знакомимся с литературными героями. Следует отметить, что воссоздающее воображение формирует не только зрительные представления, но и осязательные, слуховые и т. д. Так, читая описание Полтавской битвы в поэме А. С. Пушкина "Полтава", мы отчетливо представляем себе раскаты орудийных выстрелов, крики солдат, бой барабанов, запах пороха.

Чаще всего мы сталкиваемся с воссоздающим воображением, когда необходимо воссоздать какое-либо представление по словесному описанию. Однако бывают случаи, когда мы воссоздаем представление о каком-либо предмете не пользуясь словами, а па основе схем и чертежей. В этом случае успешность воссоздания образа во многом определяется способностями человека к пространственному воображению, т. е. способностью воссоздать образ в трехмерном пространстве. Следовательно, процесс воссоздающего воображения тесно связан с мышлением человека и его памятью.

Следующий вид произвольного воображения - творческое воображение. Оно характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы. Творческое воображение, как и воссоздающее, тесно связано с памятью, поскольку во всех случаях его проявления человек использует свой предшествующий опыт. Поэтому между воссоздающим и творческим воображением нет жесткой границы. При воссоздающем воображении зритель, читатель, или слушатель должен в большей или меньшей степени восполнять заданный образ деятельностью своего творческого воображения.

Особой формой воображения является мечта. Суть данного типа воображения заключается в самостоятельном создании новых образов. При этом мечта имеет ряд существенных отличий от творческого воображения. Во-первых, в мечте человек всегда создает образ желаемого будущего, тогда как в образах творческих вовсе не всегда воплощаются желания их создателя. В мечтах находит свое образное выражение то, что влечет к себе человека, к чему он стремится. Во-вторых, мечта - это процесс воображения, не включенный в творческую деятельность, т. е. не дающий немедленно и непосредственно объективного продукта в виде художественного произведения, научного открытия, технического изобретения и т. д.

Главной особенностью мечты является то, что она направлена на будущую деятельность, т. е. мечта - это воображение, направленное на желаемое будущее. Причем следует различать несколько подтипов данного вида воображения. Чаще всего человек строит планы в отношении будущего и в своей мечте определяет пути достижения задуманного. В этом случае мечта является активным, произвольным, сознательным процессом.

Но существуют люди, для которых мечта выступает в качестве замещения деятельности. Их мечты остаются только мечтами. Одна из причин этого явления, как правило, заключается в тех жизненных неудачах, которые они постоянно терпят. В результате ряда неудач человек отказывается от исполнения своих планов на практике и погружается в мечту. В этом случае мечта выступает как сознательный, произвольный процесс, не имеющий практического завершения. При этом следует отметить, что подобный тип мечты не может рассматриваться только как негативное явление. Позитивное значение мечты подобного типа заключается в обеспечении сохранности механизмов регуляции систем организма. Например, неудачи в практической деятельности в большинстве случае способствуют формированию негативного психического состояния, что может выражаться в повышенном уровне тревоги, чувстве дискомфорта или даже в депрессивных реакциях. В свою очередь, негативное психическое состояние выступает в качестве одного из факторов, обусловливающих затруднения в социально-психологической адаптации человека, формирование дезадаптивных расстройств и преморбидных характеристик какой-либо болезни. В этой ситуации мечта может выступать в виде своеобразной формы психологической защиты, обеспечивающей временный уход от возникших проблем, что способствует определенной нейтрализации негативного психического состояния и обеспечению сохранности механизмов регуляции при снижении общей активности человека.

Следует отметить, что эти типы мечты являются активными, произвольными и сознательными психическими процессами. Однако воображение может существовать и в другой - пассивной форме, которая характеризуется непроизвольной игрой воображения. Примером такого непроизвольного воображения, как мы уже говорили, является сон.

Если произвольное, или активное, воображение преднамеренно, т. е. связано с волевыми проявлениями человека, то пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. Преднамеренное пассивное воображение создает образы, не связанные с волей. Эти образы получили название грез. В грезах наиболее ярко обнаруживается связь воображения с потребностями личности. Легко предугадать, о чем будет грезить человек, с волнением ожидающий значимого для него события. Людям свойственно грезить о приятном, заманчивом. Но если грезы начинают подменять деятельность и преобладать в психической жизни личности, то это уже свидетельствует об определенных нарушениях психического развития. Преобладание грез в психической жизни человека может привести его к отрыву от реальной действительности, уходу в выдуманный мир, что, в свою очередь, начинает тормозить психическое и социальное развитие этого человека. Так, школьник, не готовясь к занятиям и получая неудовлетворительные отметки, может создать себе иллюзорную, выдуманную жизнь, где ему все удается, где ему все завидуют, где он занимает положение, на которое не может надеяться в настоящее время и в реальной жизни.

Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне и т. д. Наиболее показательным проявлением пассивного воображения являются галлюцинации, при которых человек воспринимают несуществующие объекты. Как правило, галлюцинации наблюдаются при некоторых психических расстройствах.

Таким образом, при классификации видов воображения исходят из двух основных характеристик. Это степень проявления волевых усилий и степень активности, или осознанности (рис. 2).

Рис. 2. Виды воображения

4. Процесс создания образов воображения.

Образы, воссоздаваемые в процессе воображения, не могут возникать из ничего. Они формируются на основе нашего предшествующего опыта, на основе представлений о предметах и явлениях объективной реальности. Процесс создания образов воображения из впечатлений, полученных человеком от реальной действительности, может протекать в различных формах.

Создание образов воображения проходит два основных этапа. На первом этапе происходит своеобразное расчленение впечатлений, или имеющихся представлений, на составные части. Другими словами, первый этап формирования образов воображения характеризуется анализом полученных от реальности впечатлений или сформированных в результате предшествующего опыта представлений. В ходе такого анализа происходит абстрагирование объекта, т. е. он представляется нам изолированным от других объектов, при этом также происходит абстрагирование частей объекта.

С этими образами далее могут осуществляться преобразования двух основных типов. Во-первых, эти образы могут быть поставлены в новые сочетания и связи. Во-вторых, этим образам может быть придан совершенно новый смысл. В любом случае с абстрагированными образами производятся операции, которые могут быть охарактеризованы как синтез. Эти операции, составляющие суть синтезирующей деятельности воображения, являются вторым этапом формирования образов воображения. Причем формы, в которых осуществляется синтезирующая деятельность воображения, крайне многообразны. Мы рассмотрим лишь некоторые из них.

Простейшей формой синтеза в процессе воображения является агглютинация, т. е. создание нового образа путем присоединения в воображении частей или свойств одного объекта другому. Примерами агглютинации могут служить: образ кентавра, образ крылатого человека в рисунках североамериканских индейцев, образ древнеегипетского божества (человек с хвостом и звериной головой) и т. д..

Агглютинация широко используется в искусстве и техническом творчестве. Например, всем известны советы, которые давал Леонардо да Винчи молодым художникам: "Если ты хочешь заставить казаться естественным вымышленное животное, - пусть это будет, скажем, змея, - то возьми для ее головы голову овчарки или легавой собаки, присоединив к ней кошачьи глаза, уши филина, нос борзой, брови льва, виски старого петуха и шею водяной черепахи". В технике, в результате использования агглютинации, созданы, например, автомобиль-амфибия и судно на воздушной подушке.

Процессы, лежащие в основе агглютинации, весьма разнообразны. Как правило, их можно разделить на две основные группы: процессы, связанные с недостаточностью критичности, или недостаточностью аналитичности восприятия, и процессы произвольные, т. е. контролируемые сознанием, связанные с мыслительными обобщениями. Образ кентавра, по-видимому, возник, когда в условиях недостаточной видимости скачущий на лошади человек воспринимался как некое невиданное животное. В то же время образ крылатого человека, скорее всего, возник сознательно, поскольку символизирует идею быстрого и легкого передвижения по воздуху и конкретизирован в чувственном образе.

Л.Н.Толстой писал, что при создании образа Наташи в романе "Война и мир" он взял одни черты у своей жены Софьи Андреевны, другие - у ее сестры Татьяны, "перетолок" и таким образом получил образ Наташи. Агглютинация используется и в техническом творчестве. С помощью этого приема были созданы троллейбус, аэросани, танк-амфибия, гидросамолет, аккордеон и пр.

Аналитическим процессом создания образов можно считать и акцентирование, которое заключается в том, что в создаваемом образе какая-либо часть, деталь выделяется и особо подчеркивается, например, изменяясь по величине и делая объект непропорциональным. Акцентирование позволяет выделить самое существенное, самое важное в данном конкретном образе. Этим приемом нередко пользуются карикатуристы: воспроизводя одни черты оригинала, - иначе было бы неизвестно кого хотят изобразить, они утрируют, возводя в абсолют другие черты. Болтуна изображают с длинным языком, любителя поесть наделяют объемистым животом и т.д.

Прием акцентирования может получить дальнейшее развитие, если будет распространен на весь объект. Этого можно достичь 2 способами: увеличив объект по сравнению с действительностью (гипербола) или уменьшив его (литота). Эти приемы широко используются в народных сказках, былинах, когда герой изображается могучего телосложения, ростом "выше леса стоячего, чуть пониже облака ходячего", со сверхчеловеческой силой, что позволяет ему победить целое войско врагов. Так же созданы образы великанов и лилипутов в романе Дж. Свифта "Путешествие Гулливера". Гиперболизация может достигаться за счет изменения количества частей предмета или их смещением: многорукий Будда в индийской религии, драконы с семью головами, одноглазый циклоп и т.д.

Конструирование представлений воображения может идти и синтетическим путем. В том случае, если представления, из которых создается фантастический образ, сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают на первый план, то говорят о схематизации. В качестве примера схематизации могут служить национальные орнаменты и узоры, элементы которых заимствованы из окружающего мира. Каждый человек без труда может представить себе "итальянца", "англичанина", "китайца" или представителя любой другой нации. Однако, если попросить определить, в чем различия между ними, то это у многих вызовет затруднение, так как эти образы живут в нашем воображении в виде обобщенных схем.

Схематизация является как бы подготовительным этапом к наиболее сложному приему творческого воображения - типизации, процессу разложения и соединения, в результате чего выкристаллизовывается определенный образ (человека, его дела, взаимоотношений). В образе художник обычно стремится передать определенный более или менее осознанный замысел. В соответствии с этим замыслом происходит акцентирование тех, а не иных черт, подбор при агглютинации таких, а не других моментов. В результате одни черты опускаются, как бы выпадают из внимания, другие упрощаются, освобождаются от частностей, усложняющих деталей, третьи же, наоборот, усиливаются, а в целом весь образ преобразуется. По этому поводу А.М.Горький писал: "Как строятся типы в литературе? Они строятся, конечно, не портретно, не берут отдельно какого-нибудь человека, а берут тридцать-пятьдесят человек одной линии, одного рода, одного настроения и из них создают Обломова, Онегина, Фауста, Гамлета, Отелло и т.д. Все это обобщенные типы". Тип - это индивидуальный образ, в котором соединены в одно целое наиболее характерные признаки людей целой группы, класса, нации.

5. Воображение и личность. Развитие воображения.

Воображение у людей развито по-разному, и оно по-разному проявляется в их деятельности и общественной жизни. Индивидуальные особенности воображения выражаются в том, что люди различаются по степени развития воображения и по типу образов, которыми они оперируют чаще всего.

Степень развития воображения характеризуется яркостью образов и глубиной, с какой перерабатываются данные прошлого опыта, а также новизной и осмысленностью результатов этой переработки. Сила и живость воображения легко оценивается, когда продуктом воображения являются неправдоподобные и причудливые образы, например у авторов волшебных сказок. Слабое развитие воображения выражается в низком уровне переработки представлений. Слабое воображение влечет за собой затруднения в решении мыслительных задач, которые требуют умения наглядно представить себе конкретную ситуацию. При недостаточном уровне развития воображения невозможна богатая и разносторонняя в эмоциональном плане жизнь.

Наиболее отчетливо люди различаются по степени яркости образов воображения. Если предположить, что существует соответствующая шкала, то на одном полюсе окажутся люди с чрезвычайно высокими показателями яркости образов воображения, которые переживаются ими как видение, а на другом полюсе будут люди с крайне бледными представлениями. Как правило, высокий уровень развития воображения мы встречаем у людей, занимающихся творческим трудом, - писателей, художников, музыкантов, ученых.

Существенные различия между людьми выявляются в отношении характера доминирующего типа воображения. Чаще всего встречаются люди с преобладанием зрительных, слуховых или двигательных образов воображения. Но есть люди, у которых отмечается высокое развитие всех или большинства типов воображения. Эти люди могут быть отнесены к так называемому смешанному типу. Принадлежность к тому или иному типу воображения очень существенно отражается на индивидуально-психологических особенностях человека. Например, люди слухового или двигательного типа очень часто драматизируют ситуацию в своих размышлениях, представляя себе несуществующего оппонента.

Следует отметить, что человек не рождается с развитым воображением. Развитие воображения осуществляется в ходе онтогенеза человека и требует накопления известного запаса представлений, которые в дальнейшем могут служить материалом для создания образов воображения. Воображение развивается в тесной связи с развитием всей личности, в процессе обучения и воспитания, а также в единстве с мышлением, памятью, волей и чувствами.

Определить какие-либо конкретные возрастные границы, характеризующие динамику развития воображения, очень трудно. Существуют примеры чрезвычайно раннего развития воображения. Например, Моцарт начал сочинять музыку в четыре года, Репин и Серов уже в шесть лет хорошо рисовали. С другой стороны, позднее развитие воображения не означает, что этот процесс в более зрелые годы будет стоять на низком уровне. Истории известны случаи, когда великие люди, например Эйнштейн, в детстве не отличались развитым воображением, однако со временем о них стали говорить как о гениях.

Несмотря на сложность определения этапов развития воображения у человека, можно выделить определенные закономерности в его формировании. Так, первые проявления воображения тесно связаны с процессом восприятия. Например, дети в возрасте полутора лет не способны еще слушать даже самые простые рассказы или сказки, они постоянно отвлекаются или засыпают, но с удовольствием слушают рассказы о том, что они сами пережили. В этом явлении достаточно ясно видна связь воображения и восприятия. Ребенок слушает рассказ о своих переживаниях потому, что отчетливо представляет то, о чем идет речь. Связь между восприятием и воображением сохраняется и на следующей ступени развития, когда ребенок в своих играх начинает перерабатывать полученные впечатления, видоизменяя в воображении воспринимаемые ранее предметы. Стул превращается в пещеру или самолет, коробочка - в автомашину. Однако следует отметить, что первые образы воображения ребенка всегда связаны с деятельностью. Ребенок не мечтает, а воплощает переработанный образ в свою деятельность, даже несмотря на то, что эта деятельность - игра.

Важный этап в развитии воображения связан с тем возрастом, когда ребенок овладевает речью. Речь позволяет ребенку включить в воображение не только конкретные образы, но и более отвлеченные представления и понятия. Более того, речь позволяет ребенку перейти от выражения образов воображения в деятельности к непосредственному их выражению в речи.

Этап овладения речью сопровождается увеличением практического опыта и развитием внимания, что позволяет ребенку легче выделять отдельные части предмета, которые он воспринимает уже как самостоятельные и которыми все чаще оперирует в своем воображении. Однако синтез происходит со значительными искажениями действительности. Из-за отсутствия достаточного опыта и недостаточной критичности мышления ребенок не может создать образ, близкий к реальной действительности. Главной особенностью данного этапа является непроизвольный характер возникновения образов воображения. Чаще всего образы воображения формируются у ребенка данного возраста непроизвольно, в соответствии с ситуацией, в которой он находится.

Следующий этап развития воображения связан с появлением его активных форм. На этом этапе процесс воображения становится произвольным. Возникновение активных форм воображения вначале связано с побуждающей инициативой со стороны взрослого. Например, когда взрослый человек просит ребенка что-либо сделать (нарисовать дерево, сложить из кубиков дом и т. д.), он активизирует процесс воображения. Для того чтобы выполнить просьбу взрослого человека, ребенок вначале должен создать, или воссоздать, в своем воображении определенный образ. Причем этот процесс воображения по своей природе уже является произвольным, поскольку ребенок пытается его контролировать. Позднее ребенок начинает использовать произвольное воображение без всякого участия взрослого. Этот скачок в развитии воображения находит свое отображение прежде всего в характере игр ребенка. Они становятся целенаправленными и сюжетными. Окружающие ребенка вещи становятся не просто стимулами к развертыванию предметной деятельности, а выступают в виде материала для воплощения образов его воображения. Ребенок в четырех- пятилетнем возрасте начинает рисовать, строить, лепить, переставлять вещи и комбинировать их в соответствии со своим замыслом.

Другой важнейший сдвиг в воображении происходит в школьном возрасте. Необходимость понимания учебного материала обусловливает активизацию процесса воссоздающего воображения. Для того чтобы усвоить знания, которые даются в школе, ребенок активно использует свое воображение, что вызывает прогрессирующее развитие способностей переработки образов восприятия в образы воображения.

Другой причиной бурного развития воображения в школьные годы является то, что в процессе обучения ребенок активно получает новые и разносторонние представления об объектах и явлениях реального мира. Эти представления служат необходимой основой для воображения и стимулируют творческую деятельность школьника.

При помощи специальных упражнений и приемов можно развивать воображение. В творческих видах труда - науке, литературе, искусстве, инженерии и других - развитие воображения, естественно, происходит в занятиях данными видами деятельности. В аутогенной тренировке нужный результат достигается путем специальной системы упражнений, которые нацелены на то, что усилием воли научиться расслаблять отдельные группы мышц (рук, ног, головы, туловища), произвольно повышать или понижать давление, температуру тела (в последнем случае используются упражнения на воображение тепла, холода).

Основные понятия и ключевые слова: воображение, функция воображения, ятрогения, дидактогения, идеомоторные акты, сновидения, воссоздающее воображение, творческое воображение, мечта, грозы, агглютинация, акцентирование, гипербола, схематизация, типизация.

Рекомендованная литература:

1. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение: Избранные психологические труды. - М., 1996.

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991.

3. Загальна психологія: Підручник / О.В.Скрипченко, Л.В.Долинська та ін.. - К.: Либідь. - 2005.

4. Касаткин В.М. Теория сновидений. - Л., 1983.

5. Коршунова Л.С. Воображение и реальность. - М., 1989.

6. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х кн. Т. 1 / Под ред. В.В.Давыдова и др. - М.: Педагогика, 1983.

7. Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения // Хрестоматия по психологии. - М.: Просвещение, 1987.

8. Немов Р.С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. заведений: В 3-х кн. Кн. 1: Общие основы психологии. - 2-е изд. - М.: Владос, 1995.

9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 1999.

10. Роменець В.А. Психологія творчості. - К.: 2001.

11. Форман И.П. Воображение в структуре познания. - М., 1994.

12. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. - М.: Знание, 1971.

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте общую характеристику воображению.

2. С какими другими психическими явлениями связано воображение?

3. В чем заключаются основные функции воображения?

4. Что является физиологической основой воображения и как оно связано с органическими процессами?

5. В чем заключается воссоздающее воображение?

6. Каковы особенности творческого воображения?

7. Раскройте особенности основных типов воображения.

8. Как осуществляется процесс создания образов воображения?

9. Как связано воображение с другими личностными свойствами?

10. Как происходит развитие воображения?

Тестовые задания

1. В каком утверждении дается определение воображению?

А) обобщенное и опосредованное отражение предметов и явлений в их закономерных связях и отношениях;

Б) запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение прошлого опыта;

В) отражение действующих в данный момент на органы чувств предметов и явлений в совокупности их свойств и частей;

Г) процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность и создание на этой основе новых образов предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком раньше.

2. Какое утверждение относится к функции воображения, которая состоит в том, чтобы представлять действительность в образах?

А) с помощью искусно создаваемых образов человек может обратить внимание на нужные события, получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями;

Б) способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порожденную ими напряженность;

В) функция связана в мышлением, так как использует наглядные представления для решения задач;

Г) способность выполнять действия в уме, манипулируя образами.

3. В чем проявляется регулирование эмоциональных состояний?

А) функция связана в мышлением, так как использует наглядные представления для решения задач;

Б) способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порожденную ими напряженность;

В) способность выполнять действия в уме, манипулируя образами;

Г) с помощью искусно создаваемых образов человек может обратить внимание на нужные события, получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.

4. Какое высказывание относится к произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека?

А) способность выполнять действия в уме, манипулируя образами;

Б) способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порожденную ими напряженность;

В) с помощью искусно создаваемых образов человек может обратить внимание на нужные события, получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями;

Г) функция связана в мышлением, так как использует наглядные представления для решения задач.

5. В чем заключается формирование внутреннего плана действия?

А) с помощью искусно создаваемых образов человек может обратить внимание на нужные события, получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями;

Б) функция связана в мышлением, так как использует наглядные представления для решения задач;

В) способность выполнять действия в уме, манипулируя образами;

Г) способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порожденную ими напряженность.

6. Что относится к планированию деятельности?

А) актуализация нервных связей, их распад, перегруппировка и объединение в новые системы;

Б) причиной психического расстройства и заболевания может стать неосторожное высказывание врача или неправильно воспринятая информация;

В) причиной расстройства может стать неосторожное, бестактное, педагогически неграмотное высказывание учителя;

Г) составление программ, оценка их правильности, процесса реализации.

7. Какое утверждение относится к ятрогении?

А) составление программ, оценка их правильности, процесса реализации;

Б) причиной расстройства может стать неосторожное, бестактное, педагогически неграмотное высказывание учителя;

В) причиной психического расстройства и заболевания может стать неосторожное высказывание врача или неправильно воспринятая информация;

Г) актуализация нервных связей, их распад, перегруппировка и объединение в новые системы.

8. Какое заболевание называют дидактогенным?

А) причиной психического расстройства и заболевания может стать неосторожное высказывание врача или неправильно воспринятая информация;

Б) актуализация нервных связей, их распад, перегруппировка и объединение в новые системы;

В) составление программ, оценка их правильности, процесса реализации;

Г) причиной расстройства может стать неосторожное, бестактное, педагогически неграмотное высказывание учителя.

9. Что составляет физиологическую основу воображения?

А) причиной расстройства может стать неосторожное, бестактное, педагогически неграмотное высказывание учителя;

Б) составление программ, оценка их правильности, процесса реализации;

В) актуализация нервных связей, их распад, перегруппировка и объединение в новые системы;

Г) причиной психического расстройства и заболевания может стать неосторожное высказывание врача или неправильно воспринятая информация.

10. Что нужно понимать под идеомоторным актом?

А) создание представления объекта, как можно более полно соответствующего его описанию;

Б) перед человеком стоит задача создания определенных образов, намеченных им самим или заданных ему со стороны;

В) образы рождаются непреднамеренно и в самых неожиданных сочетаниях;

Г) под влиянием представления движения можно зафиксировать импульсы, которые регистрируются при реальном выполнении движения.

11. Что относится к непроизвольному воображению?

А) образы рождаются непреднамеренно и в самых неожиданных сочетаниях;

Б) создание представления объекта, как можно более полно соответствующего его описанию;

В) под влиянием представления движения можно зафиксировать импульсы, которые регистрируются при реальном выполнении движения;

Г) перед человеком стоит задача создания определенных образов, намеченных им самим или заданных ему со стороны.

12. Какое утверждение характеризует произвольное воображение?

А) под влиянием представления движения можно зафиксировать импульсы, которые регистрируются при реальном выполнении движения;

Б) создание представления объекта, как можно более полно соответствующего его описанию;

В) перед человеком стоит задача создания определенных образов, намеченных им самим или заданных ему со стороны;

Г) образы рождаются непреднамеренно и в самых неожиданных сочетаниях.

13. Какое высказывание относится к воссоздающему воображению?

А) перед человеком стоит задача создания определенных образов, намеченных им самим или заданных ему со стороны;

Б) образы рождаются непреднамеренно и в самых неожиданных сочетаниях;

В) под влиянием представления движения можно зафиксировать импульсы, которые регистрируются при реальном выполнении движения;

Г) создание представления объекта, как можно более полно соответствующего его описанию.

14. Какое утверждение характеризует творческое воображение?

А) преднамеренное пассивное воображение, создающее образы, несвязанные с волей;

Б) человек преобразует представления и создает новые, не имеющие образца образы;

В) создание образов желаемого будущего;

Г) наблюдается при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне и т.д.

15. Какое утверждение относится к мечте?

А) наблюдается при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне и т.д.;

Б) преднамеренное пассивное воображение, создающее образы, несвязанные с волей;

В) человек преобразует представления и создает новые, не имеющие образца образы;

Г) создание образов желаемого будущего.

16. Какое высказывание характеризует грезы?

А) создание образов желаемого будущего;

Б) наблюдается при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне и т.д.;

В) преднамеренное пассивное воображение, создающее образы, несвязанные с волей;

Г) человек преобразует представления и создает новые, не имеющие образца образы.

17. Что относится к непреднамеренному пассивному воображению?

А) наблюдается при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне и т.д.;

Б) преднамеренное пассивное воображение, создающее образы, несвязанные с волей;

В) человек преобразует представления и создает новые, не имеющие образца образы;

Г) создание образов желаемого будущего.

18. Какое утверждение относится к агглютинации?

А) процесс разложения и соединения, в результате чего выкристаллизовывается определенный образ;

Б) в создаваемом образе какая-либо часть, деталь выделяется и особо подчеркивается;

В) увеличение объекта по сравнению с действительностью;

Г) создание нового образа путем присоединения в воображении частей или свойств одного объекта другому;

Д) если представления, из которых создается образ, сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают на передний план.

19. Какое высказывание характеризует акцентирование?

А) процесс разложения и соединения, в результате чего выкристаллизовывается определенный образ;

Б) создание нового образа путем присоединения в воображении частей или свойств одного объекта другому;

В) в создаваемом образе какая-либо часть, деталь выделяется и особо подчеркивается;

Г) если представления, из которых создается образ, сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают на передний план;

Д) увеличение объекта по сравнению с действительностью.

20. Что относится к гиперболизации?

А) увеличение объекта по сравнению с действительностью;

Б) процесс разложения и соединения, в результате чего выкристаллизовывается определенный образ;

В) если представления, из которых создается образ, сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают на передний план;

Г) создание нового образа путем присоединения в воображении частей или свойств одного объекта другому;

Д) в создаваемом образе какая-либо часть, деталь выделяется и особо подчеркивается.

21. В чем заключается схематизация?

А) в создаваемом образе какая-либо часть, деталь выделяется и особо подчеркивается;

Б) увеличение объекта по сравнению с действительностью;

В) создание нового образа путем присоединения в воображении частей или свойств одного объекта другому;

Г) если представления, из которых создается образ, сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают на передний план;

Д) процесс разложения и соединения, в результате чего выкристаллизовывается определенный образ.

22. Что относится к типизации?

А) если представления, из которых создается образ, сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают на передний план;

Б) увеличение объекта по сравнению с действительностью;

В) в создаваемом образе какая-либо часть, деталь выделяется и особо подчеркивается;

Г) создание нового образа путем присоединения в воображении частей или свойств одного объекта другому;

Д) процесс разложения и соединения, в результате чего выкристаллизовывается определенный образ.

2

Показать полностью… https://vk.com/doc5444989_238636668
194 Кб, 10 ноября 2013 в 21:45 - Россия, Москва, МЭГУ, 2013 г., doc
Рекомендуемые документы в приложении