Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
doc

Студенческий документ № 091291 из МЭГУ

ІV СЕМЕСТР

МОДУЛЬ 3

Лекция № 2 (33)

Тема: "Малая группа и коллектив"

План

1. Понятие малой группы и ее основные характеристики.

2. Виды малых групп.

3. Процесс развития малых групп.

4. Основные психологические характеристики коллектива.

5. Коллектив как социально-специфическое образование.

6. Управление группой.

1. Понятие малой группы и ее основные характеристики.

Психология и поведение отдельного человека как личности существенно зависят от социальной среды. Последняя представляет собой сложно устроенное общество, в котором люди объединены друг с другом в многочисленные, разнообразные, более или менее устойчивые соединения, называемые группами. Среди таких групп можно выделить большие и малые. Большие представлены государствами, нациями, народностями, партиями, классами, другими социальными общностями, выделяемыми по профессиональным, экономическим, религиозным, культурным, образовательным, возрастным, половым и другим всевозможным признакам. Через эти группы опосредованно осуществляется воздействие идеологии общества на психологию составляющих их людей.

Непосредственным проводником влияния общества и больших социальных групп на индивида является малая группа. Она представляет собой небольшое объединение людей (от 2-3 до 20-30 человек), занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом. Малая группа представляет собой элементарную ячейку общества. В ней человек проводит большую часть своей жизни. Известный тезис о зависимости психологии и поведения личности от социальной среды правильнее было бы сформулировать как мысль о зависимости личности от психологии и отношений, существующих в малых группах. Примерами малых групп, наиболее значимых для человека, являются семья, школьный класс, трудовой коллектив, объединения близких друзей, приятелей и т.п.

Малую группу характеризует психологическая и поведенческая общность ее членов, которая выделяет и обособляет группу, делает ее относительно автономным социально-психологическим образованием. Эта общность может обнаруживаться по разным характеристикам - от чисто внешних (например, территориальная общность людей как соседей) до достаточно глубоких внутренних (например, члены одной семьи). Мера психологической общности определяет сплоченность группы - одну из основных характеристик уровня ее социально-психологического развития.

2. Виды малых групп.

Рис.1. Классификация малых групп

Малые группы могут быть разными по величине, по характеру и структуре отношений, существующих между их членами, по индивидуальному составу, особенностям ценностей, норм и правил взаимоотношений, разделяемых участниками, межличностным отношениям, целям и содержанию деятельности. Количественный состав группы на языке науки называется ее размером, индивидуальный - композицией. Структуру межличностного общения, или обмена деловой и личностной информацией, именуют каналами коммуникаций, нравственно-эмоциональный тон межличностных отношений - психологическим климатом группы. Общие правила поведения, которых придерживаются члены группы, называют групповыми нормами. Все перечисленные характеристики представляют собой основные параметры, по которым выделяют, разделяют и изучают малые группы в социальной психологии.

Рассмотрим классификацию малых групп (рис. 69). Условные, или номинальные, - это группы, которые объединяют людей, не входящих в состав ни одной малой группы. Иногда выделение таких групп необходимо в исследовательских целях, чтобы сравнить результаты, полученные в реальных группах, с теми, которые характеризуют случайное объединение людей, не имеющих ни постоянных контактов друг с другом, ни общей цели. В противоположность номинальным группам выделяются реальные. Они представляют собой действительно существующие объединения людей, полностью отвечающие определению малой группы.

Естественными называют группы, которые складываются сами по себе, независимо от желания экспериментатора. Они возникают и существуют, исходя из потребностей общества или включенных в эти группы людей. В отличие от них лабораторные группы создаются экспериментатором с целью проведения какого-либо научного исследования, проверки выдвинутой гипотезы. Они столь же действенны, как и другие группы, но существуют временно - только в лаборатории.

Условные, или номинальные, группы представляют собой искусственно выделяемые исследователем объединения людей. В отличие от них все остальные виды групп реально существуют в обществе и достаточно широко в нем представлены среди людей разных профессий, возрастов, социальной принадлежности.

Естественные группы делятся на формальные и неформальные (другое название - официальные и неофициальные). Первых отличает то, что они создаются и существуют лишь в рамках официально признанных организаций, вторые возникают и действуют как бы вне рамок этих организаций (сравните, к примеру, школьный класс как официальную малую группу и неформальное молодежное объединение как неофициальную группу). Цели, преследуемые официальными группами, задаются извне на основе задач, стоящих перед организацией, в которую данная группа включена. Цели неофициальных групп обычно возникают и существуют на базе личных интересов их участников, могут совпадать и расходиться с целями официальных организаций.

Малые группы могут быть референтными и нереферентными. Референтная - это любая реальная или условная (номинальная) малая группа, к которой человек добровольно себя причисляет или членом которой он хотел бы стать. В референтной группе индивид находит для себя образцы для подражания. Ее цели и ценности, нормы и формы поведения, мысли и чувства, суждения и мнения становятся для него значимыми образцами для подражания и следования. Нереферентной считается такая малая группа, психология и поведение которой чужды для индивида или безразличны для него. Кроме этих двух типов групп, могут существовать и антиреферентные группы, поведение и психологию членов которых человек совершенно не приемлет, осуждает и отвергает.

Все естественные группы можно разделить на высокоразвитые и слаборазвитые. Слаборазвитые малые группы характеризуются тем, что в них нет достаточной психологической общности, налаженных деловых и личных взаимоотношений, сложившейся структуры взаимодействия, четкого распределения обязанностей, признанных лидеров, эффективной совместной работы. Вторые представляют собой социально-психологические общности, отвечающие всем перечисленным выше требованиям. Слаборазвитыми по определению являются, например, условные и лабораторные группы (последние часто лишь на первых этапах их функционирования).

3. Процесс развития малых групп.

По характеру и формам организации деятельности выделяют следующие уровни развития контактных групп: неорганизованные (конгломераты) или случайно организованные группы (зрители в кино, случайные члены экскурсионный групп и т.п.) характеризуются добровольным временным объединением людей на основе сходства интересов и общности пространства.

Ассоциация - группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями (группа друзей, приятелей.

Кооперация - группа, отличающаяся реально действующей организационной структурой, межличностные отношения носят деловой характер, подчиненный достижению требуемого результата в выполнении конкретной задачи в определенном виде деятельности.

Корпорация - это группа, объединенная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки, стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе за счет других групп. Иногда корпоративный дух может иметь место в трудовых или учебных группах, когда группа приобретает черты группового эгоизма.

Коллектив - устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей со специфическими органами управления, объединенных целями совместной общественно полезной деятельности и сложной динамикой формальных (деловых) и неформальных взаимоотношений между членами группы. Учебный коллектив имеет двойственную структуру: во-первых, он является объектом и результатом сознательных и целенаправленных воздействий педагогов, кураторов, которые определяют многие его особенности (виды и характер деятельности, число членов, организационную структуру и т.д.); во-вторых, учебный коллектив - это относительно самостоятельное развивающееся явление, которое подчиняется особым социально-психологическим закономерностям. Учебный коллектив, образно говоря, социально-психологический организм, требующий индивидуального подхода. То, что "срабатывает" по отношению к одной учебной группе, оказывается совершенно неприемлемым к другой. Опытные педагоги хорошо знают это "таинственное явление": две или несколько параллельных учебных групп постепенно как бы индивидуализируются, приобретают свое лицо, в результате появляется довольно резкое отличие между ними. В качестве причины этих различий педагоги указывают, что "погоду" в учебной группе делают определенные студенты, которые едва ли являются официальными руководителями учебного самоуправления.

Очень важно руководителю, педагогу, куратору ясно видеть структуру межличностных взаимоотношений в коллективе, чтобы уметь найти индивидуальный подход к членам коллектива и влиять на формирование и развитие сплоченного коллектива. Настоящий сплоченный коллектив не возникает сразу, а формируется постепенно, проходя ряд этапов.

Группа на пути продвижения к коллективу обычно проходит ряд этапов, включающих не только прогрессивные изменения ее психологии, но и своеобразные кризисы. А.Г.Кирпичником была установлена, например, такая зависимость: всякая группа на пути своего развития как коллектив (если развитость оценивать по психологическому климату) обязательно проходит через период временного спада. В самом начале развития группы наблюдается, как правило, подъем, сопровождающийся повышенной активностью, приподнятым настроением, энтузиазмом, которые затем сменяются более или менее заметным спадом. Вслед за ним, если группе удается сохранить себя как общность и приобретенные ранее коллективистские качества, снова наблюдается подъем, который, однако, не достигает той высоты, на которой с точки зрения общей психологической настроенности коллектив находился в начале. Соответствующая динамика изменения психологического климата в группе по мере ее продвижения к коллективу схематически изображена на рис. 2.

Рис. 2. Гипотетическая кривая развития группы (ее психологического состояния(по А.Г.Кирпичнику)

Временный психологический спад в группе объясняется сложными внутренними процессами перестройки групповой психологии, в частности межличностных отношений, по мере продвижения группы к коллективу. Вначале эти взаимоотношения строятся почти исключительно на эмоционально непосредственной основе. Новизна ситуации, первые благоприятные впечатления членов группы друг о друге создают у них эмоционально положительный настрой, который отражается в показателях психологического климата. Затем вновь созданная группа включается в совместную деятельность, и новый, более разносторонний опыт общения друг с другом, получаемый членами группы в процессе их совместной деятельности, обнаруживает, что у каждого есть не толька достоинства, которые были более заметны вначале, но и недостатки. Обнаружение этого факта, а также возникающие на основе такого знания трудности взаимопонимания снижают удовлетворенность, получаемую от общения друг с другом, и это сказывается на общем эмоциональном настрое группы. Он временно понижается, но способен вновь подняться, если в ходе совместной деятельности членам группы удастся преодолеть возникшие трудности межличностного характера.

Путь движения разных малых групп к коллективу индивидуален, и каждая из них проходит его по-своему, включая период кризиса. Этот кризис может наступить в разные периоды существования группы, быть более или менее глубоким, преодолеваться с разной степенью успешности и в различные сроки. Но главное состоит в том - и на это мы уже обращали внимание, - что практически в каждой малой группе остаются свои внутренние проблемы, которые не позволяют ей подняться до уровня развития идеального коллектива.

4. Основные психологические характеристики коллектива.

Среди высокоразвитых малых групп особо выделяются коллективы. Психология развитого коллектива характеризуется тем, что деятельность, ради которой он создан и которой на практике занимается, имеет, несомненно, положительное значение для очень многих людей, не только для членов данного коллектива. В коллективе межличностные отношения основаны на взаимном доверии людей, открытости, честности, порядочности, взаимном уважении и т.п.

Для того чтобы назвать малую группу коллективом, она должна соответствовать ряду весьма высоких требований:

* успешно справляться с возложенными на нее задачами (быть эффективной в отношении основной для нее деятельности),

* иметь высокую мораль, хорошие человеческие отношения, создавать для каждого своего члена возможность развития как личности, быть способной к творчеству, т.е. как группа давать людям больше, чем может дать сумма того же количества индивидов, работающих в отдельности.

Психологически развитой как коллектив считается такая малая группа, в которой сложилась дифференцированная система различных деловых и личных взаимоотношений, строящихся на высокой нравственной основе. Такие отношения можно назвать коллективистскими.

Что же такое коллективистские отношения? Они определяются через понятия нравственности, ответственности, открытости, коллективизма, контактности, организованности, эффективности и информированности. Под нравственностью имеется в виду построение внутриколлективных и внеколлективных отношений на нормах и ценностях общечеловеческой морали. Ответственность трактуется как добровольное принятие коллективом на себя моральных и других обязательств перед обществом за судьбу каждого человека независимо от того, является он членом данного коллектива или нет. Ответственность также проявляется в том, что члены коллектива свои слова подтверждают делом, требовательны к себе и друг к другу, объективно оценивают свои успехи и неудачи, никогда не бросают начатое дело на полпути, сознательно подчиняются дисциплине, интересы других людей ставят не ниже своих собственных, по-хозяйски относятся к общественному добру.

Под открытостью коллектива понимается способность устанавливать и поддерживать хорошие, строящиеся на коллективистской основе взаимоотношения с другими коллективами или их представителями, а также с новичками в своем коллективе. На практике открытость коллектива проявляется в оказании разносторонней помощи другим коллективам, не членам коллектива. Открытость является одной из важнейших характеристик, по которой можно отличить коллектив от внешне похожих на него социальных объединений.

Понятие коллективизма включает в себя постоянную заботу членов коллектива о его успехах, стремление противостоять тому, что разобщает, разрушает коллектив. Коллективизм - это также развитие добрых традиций, уверенности каждого в своем коллективе. Чувство коллективизма не позволяет его членам оставаться равнодушными, если задеты интересы коллектива. В таком коллективе все важные вопросы решаются сообща и, по возможности, при общем согласии.

Для подлинно коллективистских отношений характерна контактность. Под ней понимаются хорошие личные, эмоционально благоприятные дружеские, доверительные взаимоотношения членов коллектива, включающие внимание друг к другу, доброжелательность, уважение и тактичность. Такие взаимоотношения обеспечивают в коллективе благоприятный психологический климат, спокойную и дружелюбную обстановку.

Организованность проявляется в умелом взаимодействии членов коллектива, в бесконфликтном распределении обязанностей между ними, в хорошей взаимозаменяемости. Организованность - это также способность коллектива самостоятельно обнаруживать и исправлять недостатки, предупреждать и оперативно решать возникающие проблемы. От организованности непосредственно зависят результаты деятельности коллектива.

Одним из условий успешной работы коллектива и установления доверительных взаимоотношений является хорошее знание членами коллектива друг друга и состояния дел в коллективе. Это знание называется информированностью. Достаточная информированность предполагает знание задач, стоящих перед коллективом, содержания и итогов его работы, положительных и отрицательных сторон, норм и правил поведения. Сюда же входит хорошее знание членами коллектива друг друга.

Эффективность понимается как успешность решения коллективом всех имеющихся у него задач. Одним из важнейших показателей эффективности высокоразвитого коллектива является сверхаддитивный эффект. Он представляет собой способность коллектива как целого добиваться результатов в работе гораздо более высоких, чем это может сделать такая же по численности группа людей, работающих независимо друг от друга, не объединенных системой описанных отношений.

Таких малых групп, которые полностью бы отвечали всем перечисленным требованиям коллектива, в действительности почти нет. Большинство реально существующих малых групп занимает промежуточное положение между слаборазвитой группой и высокоразвитым коллективом. По отдельным своим социально-психологическим параметрам эти группы вполне могут претендовать на то, чтобы называться коллективами, однако по другим серьезно уступают. Проведенные исследования различных детских групп показывают, что сильными их сторонами, приближающими такие группы к высокоразвитому коллективу, являются неплохие личные взаимоотношения, коллективизм, информированность, а слабыми - замкнутость, низкие организованность, ответственность и эффективность. Представленную модель надо рассматривать скорее как идеал, к которому должен стремиться коллектив в процессе своего развития, чем как то, что отражает реальность существования малых групп.

5. Коллектив как социально-специфическое понятие.

Содержание понятия коллектива со временем меняется, так как это не только психологическое, но и социально-идеологическое понятие. Оно несет на себе явный отпечаток тех условий, в которых зарождается, живет и развивается коллектив. Если сравнить между собой те определения коллектива, которые давались учеными в первые годы после Октябрьской революции, когда еще некоторое время существовал определенный плюрализм политических взглядов и идеологий, а гуманитарные науки еще не находились под тяжелым прессом единственной идеологии, с теми определениями коллектива, которые появились позднее, начиная с 30-х годов, то между ними можно обнаружить серьезную разницу. В определении коллектива, предложенном в свое время В.М.Бехтеревым, не подчеркивался приоритет коллективного начала над индивидуальным, общности над личностью, не содержалось идеи доминирования коллектива над личностью, необходимости обязательного подчинения личности коллективу. Это появилось позднее в трудах А.С.Макаренко, которые создавались уже в другую эпоху, под прямым идеологическим давлением тоталитарной системы.

Сейчас времена меняются вновь, и это, естественно, должно отразиться на определении коллектива, соответствующем новой эпохе. Если в понимании развитости личности на первый план вышли такие категории, как совесть, нравственность, гуманизм, доброта, свобода и ответственность, то нечто аналогичное должно произойти и с пониманием коллектива: ведь теоретически и практически личность и коллектив самым тесным образом связаны друг с другом. Поэтому определение коллектива, приводимое в данном учебнике, существенно отличается от определений, с которыми мы совсем недавно, например, в 70-е годы, встречались на страницах психологической литературы. Под этим же углом зрения следует рассматривать и ряд критических замечаний в адрес педагогической теории и практики коллективистского воспитания, с которыми мы встретимся далее в этом разделе. Основу прежней коллективности (до начала перестройки) составляло чувство общности, сплоченности, единства. При этом каждый член коллектива выступал не как личность, а как индивид - типичный представитель данного коллектива, и в своей индивидуальности рассматривался как отражение психологии коллектива. Но "как только кто-нибудь начинает вести себя так, как будто он всего лишь частица "высшего" целого и только это целое играет определяющую роль, он начинает получать истинное наслаждение от того, что удалось "сбросить" с себя хотя бы часть ответственности. Эта тенденция к избеганию бремени ответственности оказывается мотивом для любых форм коллективизма". Так писал В.Франкл, известный в современном мире специалист в области психологии личности, и добавлял, что истинное сообщество - это сообщество ответственных личностей. Оно в принципе не может быть построено на началах тотальной коллективности. Когда дело в обществе, строящемся именно на такой основе, доходит до оценки человеческих поступков, коллективизм нередко приводит к нелепым заблуждениям. "Вместо конкретного, персонально ответственного индивида идея коллективизма подставляет лишь усредненный тип, а вместо личной ответственности - конформность и уважение к социальным нормам". С такого рода не очень лестной оценкой нельзя не согласиться, если иметь в виду не теорию, а практику существования коллективистской системы воспитания.

6. Управление группой.

Управление группой, ее самоуправление, воздействие на психологию и поведение отдельных членов группы обычно осуществляется и через официально назначенных лиц - руководителей, и через неофициальных лиц, пользующихся авторитетом среди членов данной группы, имеющих в ней высокий статус и именуемых лидерами. Авторитет лидера в группе обычно не менее силен, чем авторитет руководителя. Лидер в состоянии поднять, увлечь членов группы на любое дело. Нужен ли лидер в группе и почему он появляется в ней?

Права, данные руководителю группы, не всегда достаточны для того, чтобы в любой момент деятельности побудить членов группы на совершение нужных поступков. В жизни любой группы немало таких моментов, когда нужно убеждать, а не приказывать, просить, а не распоряжаться, и здесь лидер незаменим. В роли лидеров могут выступать и официальные руководители групп, но на практике это случается редко, так как качества лидера и руководителя, их внутригрупповые функции не только не совпадают, но иногда прямо противоположны.

Например, задача руководителя в конфликтной ситуации, мешающей работе, заключается в том, чтобы снять конфликт и сделать так, чтобы он не мешал работе. Права, данные руководителю, иногда допускают делать это ценой ущерба, наносимого некоторым личным интересам отдельных членов группы. В этой же ситуации задача лидеров будет совсем иной: снять конфликт путем принятия во внимание личных интересов каждого участника, даже ценой нанесения некоторого ущерба работе. В заботах руководителя на первом месте обычно находится дело, а в хлопотах лидера - человек со всеми его эмоциями. Далеко не все руководители, успешно справляющиеся с "деловыми" функциями, столь же уютно чувствуют себя, когда в группе возникают проблемы межличностных отношений. Часто хороший руководитель является посредственным лидером, и наоборот.

Но при всех условиях лидер в группе нужен. Его необходимость диктуется тем, что в каждой группе существуют и должны кем-то регулироваться две взаимодополняющие системы отношений: деловые и личные. Если каждая из них не отрегулирована, если отношения, складывающиеся в одной системе, противоречат отношениям, культивируемым в другой, то такая группа не сможет успешно работать, никогда не станет высокоэффективной. Это обстоятельство и требует наличия в группе лидера наряду с официальным руководителем.

Кто может стать и реально становится лидером в группе? Как и при каких условиях это происходит? На два этих вопроса в науке имеются разные ответы. Обсудим их.

Одни ученые считают, что настоящим лидером в группе, способным повести за собой остальных ее членов, становится человек, который обладает особым набором лидерских личностных черт. Эти черты, полагают сторонники данной точки зрения, даны человеку от природы. Тот, кто лишен специфических лидерских черт и способностей, никогда не становится хорошим, признанным лидером, имеющим высокий статус в группе.

Несмотря на внешнюю простоту и привлекательность данной точки зрения, которая, казалось бы, подтверждается и жизненными наблюдениями (действительно, далеко не каждый человек в жизни становится хорошим лидером), до сих пор не удалось обнаружить у лидеров каких-либо специфических особенностей, свойственных только им и существенно отличающих их от остальных людей. В силу этого обстоятельства возникла альтернативная точка зрения, отрицающая наличие у лидера специфических черт: выход человека в лидеры - результат взаимодействия между ним и группой. Если индивидуальные особенности этого человека, проявленные им в совместной деятельности и общении с остальными членами группы, соответствуют требованиям сложившейся ситуации, то в этой ситуации он становится лидером. При изменении групповой задачи и требований ситуации лидером может стать кто-то другой. В принципе для каждого человека в группе можно определить такие условия, при которых он станет лидером, и для этого вовсе не обязательно обладать какими-то специальными "лидерскими" чертами.

Истина, скорее всего, находится между этими двумя позициями и предполагает их интеграцию. Чаще всего лидером становится тот, у кого есть какие-либо особенности, ценимые членами группы, и одновременно тот, кто располагает чертами, нужными группе именно в данный момент времени.

Кроме понятия лидерства в психологии используется другое уточняющее представление о нем, в частности понятие стиля лидерства. Стиль лидерства - это совокупность средств психологического воздействия, которыми пользуется лидер для оказания влияния на других членов группы, среди которых он имеет высокий статус. Традиционно принято различать три основных стиля лидерства: авторитарный, демократичный и либеральный.

Авторитарный стиль характеризуется выраженной властностью лидера, директивностью его действий, единоначалием в принятии решений, систематическим контролем за действиями ведомых. Авторитарный лидер обычно не позволяет зависимым от него людям вмешиваться в руководство, подвергать сомнению, оспаривать принимаемые им решения. Он четко разделяет свои собственные права и обязанности ведомых, ограничивая действия последних лишь исполнительскими функциями. Для него идеальный подчиненный - дисциплинированный исполнитель.

Демократичный стиль лидерства отличается от авторитарного тем, что лидер постоянно обращается к мнению зависимых от него людей, советуется с ними, привлекает их к выработке и принятию решений, к сотрудничеству в управлении группой. Он не проводит четкой линии между собственными правами и обязанностями ведомых. Часть своих полномочий он добровольно передает членам группы; они в свою очередь так же добровольно принимают на себя часть его обязанностей, если в этом возникает необходимость. Демократичный лидер особенно ценит таких подчиненных, кто самостоятелен и инициативен, творчески подходит к работе. Он уделяет большое внимание не только деловым, но и личным взаимоотношениям в группе.

Либеральный стиль лидерства - это такая форма поведения лидера, при которой он фактически уходит от своих обязанностей по руководству группой и ведет себя так, как будто он не лидер, а рядовой член группы. Все вопросы внутригрупповой жизни в этом случае решаются коллективным мнением, которое в группе принимается как закон, и этому в своем поведении следуют не только рядовые участники группы, но и сам ее лидер. Фактически в данном случае он является лидером лишь номинально.

На протяжении многих лет исследования лидерства перед психологами неоднократно возникал вопрос: какой из рассмотренных стилей лидерства наиболее целесообразен? Поначалу, когда только еще зарождались соответствующие исследования, считалось, что демократичный стиль лидерства является наилучшим. Действительно, в нем больше привлекательных черт, чем в других. При данном стиле лидерства в группе создается самая благоприятная атмосфера для творческой работы и для удовлетворения других важных социальных потребностей людей. Этот стиль лидерства способствует постановке и решению группой наиболее сложных задач. Он и людьми психологически воспринимается как наиболее благоприятный.

И, тем не менее, сказать, что данный стиль лидерства является наилучшим и к нему надо стремиться во всех без исключения случаях жизни, нельзя. Нередко предпочтительнее оказывается авторитарный и даже либеральный стиль лидерства, например, когда в условиях дефицита времени необходимо добиться высокой организованности, дисциплины, согласованности действий или когда необходимо принимать решение, которое затрагивает интересы всех членов группы. Поэтому на практике самым удачным является не какой-либо один из трех перечисленных стилей лидерства, а гибкий, или комбинированный, стиль лидерства, при котором лидер, умея вести себя по-разному, гибко меняет стиль своего поведения в зависимости от сложившейся в группе обстановки.

Основные понятия и ключевые слова: большие и малые группы, каналы коммуникации, психологический климат, условные или номинальные группы, реальные группы, естественные и лабораторные группы, формальные и неформальные группы, референтные и нереферентные группы, высокоразвитые и слаборазвитые группы, коллектив, коллективистские отношения, конгломерат, ассоциация, кооперация, корпорация, руководитель, лидер, авторитарный стиль, демократический стиль, либеральный стиль.

Рекомендованная литература:

1. Донцов А.И. Психология коллектива. - М., 1984.

2. Загальна психологія: Підручник / О.В.Скрипченко, Л.В.Долинська та ін. - К.: Либідь, 2005.

3. Кричевский Р.Л., Дубровская Е.М. Психология малой группы - М., 1991.

4. Колонский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: Общение и возрастные особенности - Минск, 1976.

5. Немов Р.С. Психология кн. 1 - Общие основы психологии. - М.: Просвещение: Владос 1988.

6. Немов Р.С., Кирпичник А.Г. Путь к коллективу - М., 1988.

7. Роббер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. - м., 1988.

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем заключаются особенности больших и малых групп?

2. Дайте характеристику основным видам малых групп.

3. какие бывают урони развития контактных групп?

4. Какие существуют виды коллективистских отношений и в чем их сущность?

5. В чем заключается разница между руководителем и лидером группы?

6. Каковы особенности авторитарного стиля руководства?

7. Чем отличаются особенности либерального стиля лидертсва?

Тестовые задания:

1. Какое утверждение относится к определению группы?

А) межличностное общение или обмен деловой и личностной информацией;

Б) нравственно-эмоциональный тон межличностных отношений;

В) представлены государствами, нациями, народностями, партиями, классами и другими социальными общностями;

Г) небольшое объединение людей, занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом.

2. Какое утверждение относится к определению малой группы?

А) нравственно-эмоциональный тон межличностных отношений;

Б) небольшое объединение людей, занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом;

В) межличностное общение или обмен деловой и личностной информацией;

Г) представлены государствами, нациями, народностями, партиями, классами и другими социальными общностями.

3. Что относится к каналам коммуникаций?

А) представлены государствами, нациями, народностями, партиями, классами и другими социальными общностями;

Б) небольшое объединение людей, занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом;

В) межличностное общение или обмен деловой и личностной информацией;

Г) нравственно-эмоциональный тон межличностных отношений.

4. Что относится к психологическому климату группы?

А) небольшое объединение людей, занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом;

Б) межличностное общение или обмен деловой и личностной информацией;

В) нравственно-эмоциональный тон межличностных отношений;

Г) представлены государствами, нациями, народностями, партиями, классами и другими социальными общностями.

5. Что относится к групповым нормам?

А) нравственно-эмоциональный тон межличностных отношений;

Б) общие правила поведения, которых придерживаются члены группы;

В) небольшое объединение людей, занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом;

Г) межличностное общение или обмен деловой и личностной информацией.

6. Какое утверждение относится к условным или номинальным группам?

А) действительно существующее объединение людей;

Б) объединяют людей, не входящих в состав ни одной малой группы;

В) складываются сами по себе, исходя из потребностей общества или включенные в эти группы людей;

Г) создаются экспериментатором с целью проведения научного исследования.

7. Что относится к реальным группам?

А) создаются экспериментатором с целью проведения научного исследования;

Б) объединяют людей, не входящих в состав ни одной малой группы;

В) действительно существующее объединение людей;

Г) складываются сами по себе, исходя из потребностей общества или включенные в эти группы людей.

8. Какое утверждение относится к естественным группам?

А) создаются экспериментатором с целью проведения научного исследования;

Б) действительно существующее объединение людей;

В) объединяют людей, не входящих в состав ни одной малой группы;

Г) складываются сами по себе, исходя из потребностей общества или включенные в эти группы людей.

9. Какое утверждение относится к лабораторным группам?

А) создаются экспериментатором с целью проведения научного исследования;

Б) объединяют людей, не входящих в состав ни одной малой группы;

В) складываются сами по себе, исходя из потребностей общества или включенные в эти группы людей;

Г) действительно существующее объединение людей.

10. Какое утверждение относится к формальной группе?

А) существуют лишь в рамках официально признанных организаций;

Б) поведение которой чужды для индивида или безразличны для него;

В) группа, к которой человек добровольно себя причисляет или членом которой он хотел бы стать;

Г) возникают и действуют вне рамок организаций.

11. Какое высказывание относится к неформальным группам?

А) поведение которой чужды для индивида или безразличны для него;

Б) возникают и действуют вне рамок организаций;

В) группа, к которой человек добровольно себя причисляет или членом которой он хотел бы стать;

Г) существуют лишь в рамках официально признанных организаций.

12. Что относится к референтной группе?

А) возникают и действуют вне рамок организаций;

Б) поведение которой чужды для индивида или безразличны для него;

В) существуют лишь в рамках официально признанных организаций;

Г) группа, к которой человек добровольно себя причисляет или членом которой он хотел бы стать.

13. Какое утверждение относится к нереферентной группе?

А) группа, к которой человек добровольно себя причисляет или членом которой он хотел бы стать;

Б) существуют лишь в рамках официально признанных организаций;

В) возникают и действуют вне рамок организаций;

Г) поведение которой чужды для индивида или безразличны для него.

14. Что относится к развитому коллективу?

А) построение отношений на коллективисткой основе с другими коллективами или их представителями, а также с новичками;

Б) добровольное принятие коллективом на себя моральные и других обязательств перед обществом и членами коллектива;

В) построение внутриколлективных отношений на нормах и ценностях общечеловеческой морали;

Г) деятельность успешно решает поставленные задачи, имеет высокую мораль, условия способствуют развитию личности.

15. Какое утверждение относится к нравственности в отношениях в коллективе?

А) добровольное принятие коллективом на себя моральные и других обязательств перед обществом и членами коллектива;

Б) построение внутриколлективных отношений на нормах и ценностях общечеловеческой морали;

В) деятельность успешно решает поставленные задачи, имеет высокую мораль, условия способствуют развитию личности;

Г) построение отношений на коллективисткой основе с другими коллективами или их представителями, а также с новичками.

16. Какое высказывание относится к добровольности отношений в коллективе?

А) построение внутриколлективных отношений на нормах и ценностях общечеловеческой морали;

Б) деятельность успешно решает поставленные задачи, имеет высокую мораль, условия способствуют развитию личности;

В) добровольное принятие коллективом на себя моральные и других обязательств перед обществом и членами коллектива;

Г) построение отношений на коллективисткой основе с другими коллективами или их представителями, а также с новичками.

17. Что относится к открытости коллектива?

А) построение внутриколлективных отношений на нормах и ценностях общечеловеческой морали;

Б) деятельность успешно решает поставленные задачи, имеет высокую мораль, условия способствуют развитию личности;

В) добровольное принятие коллективом на себя моральные и других обязательств перед обществом и членами коллектива;

Г) построение отношений на коллективисткой основе с другими коллективами или их представителями, а также с новичками.

18. Что относится к понятию коллективизма?

А) хорошее знание членами коллектива друг друга и состояния дел в коллективе;

Б) успешность решения коллективом всех имеющихся у него задач;

В) умелое взаимодействие членов коллектива, бесконфликтное распределение обязанностей между ними;

Г) включает постоянную заботу членов коллектива и его успеха;

Д) хорошие личные, эмоционально благоприятные дружеские, доверительные взаимоотношения членов коллектива.

19. Какое утверждение относится к контактности?

А) умелое взаимодействие членов коллектива, бесконфликтное распределение обязанностей между ними;

Б) хорошие личные, эмоционально благоприятные дружеские, доверительные взаимоотношения членов коллектива;

В) хорошее знание членами коллектива друг друга и состояния дел в коллективе;

Г) включает постоянную заботу членов коллектива и его успеха;

Д) успешность решения коллективом всех имеющихся у него задач.

20. Какое высказывание относится к организованности?

А) умелое взаимодействие членов коллектива, бесконфликтное распределение обязанностей между ними;

Б) успешность решения коллективом всех имеющихся у него задач;

В) включает постоянную заботу членов коллектива и его успеха;

Г) хорошие личные, эмоционально благоприятные дружеские, доверительные взаимоотношения членов коллектива;

Д) хорошее знание членами коллектива друг друга и состояния дел в коллективе.

21. Что относится к информированности?

А) хорошие личные, эмоционально благоприятные дружеские, доверительные взаимоотношения членов коллектива;

Б) умелое взаимодействие членов коллектива, бесконфликтное распределение обязанностей между ними;

В) включает постоянную заботу членов коллектива и его успеха;

Г) хорошее знание членами коллектива друг друга и состояния дел в коллективе;

Д) успешность решения коллективом всех имеющихся у него задач.

22. Какое утверждение относится к эффективности?

А) включает постоянную заботу членов коллектива и его успеха;

Б) хорошее знание членами коллектива друг друга и состояния дел в коллективе;

В) хорошие личные, эмоционально благоприятные дружеские, доверительные взаимоотношения членов коллектива;

Г) умелое взаимодействие членов коллектива, бесконфликтное распределение обязанностей между ними;

Д) успешность решения коллективом всех имеющихся у него задач.

23. Какое утверждение относится к определению руководителя группы?

А) форма поведения лидера, при которой он уходит от своих обязанностей по руководству группой;

Б) лидер постоянно обращается к мнению зависимых от него людей, советуется с ними;

В) официально назначенные лица для управления группой;

Г) характеризуется выраженной властью лидера, директивностью его действий, единоначалием в принятии решений;

Д) неофициальные лица, пользующиеся авторитетом членов данной группы, имеющий в ней статус.

24. Какое утверждение относится к определению лидера?

А) неофициальные лица, пользующиеся авторитетом членов данной группы, имеющий в ней статус;

Б) официально назначенные лица для управления группой;

В) лидер постоянно обращается к мнению зависимых от него людей, советуется с ними;

Г) форма поведения лидера, при которой он уходит от своих обязанностей по руководству группой;

Д) характеризуется выраженной властью лидера, директивностью его действий, единоначалием в принятии решений.

25. Что относится к авторитарному стилю руководства?

А) лидер постоянно обращается к мнению зависимых от него людей, советуется с ними;

Б) характеризуется выраженной властью лидера, директивностью его действий, единоначалием в принятии решений;

В) форма поведения лидера, при которой он уходит от своих обязанностей по руководству группой;

Г) неофициальные лица, пользующиеся авторитетом членов данной группы, имеющий в ней статус;

Д) официально назначенные лица для управления группой.

26. Какое высказывание характеризует демократичный стиль руководства?

А) характеризуется выраженной властью лидера, директивностью его действий, единоначалием в принятии решений;

Б) неофициальные лица, пользующиеся авторитетом членов данной группы, имеющий в ней статус;

В) официально назначенные лица для управления группой;

Г) форма поведения лидера, при которой он уходит от своих обязанностей по руководству группой;

Д) лидер постоянно обращается к мнению зависимых от него людей, советуется с ними.

27. Какое высказывание относится к либеральному стилю руководства?

А) официально назначенные лица для управления группой;

Б) характеризуется выраженной властью лидера, директивностью его действий, единоначалием в принятии решений;

В) неофициальные лица, пользующиеся авторитетом членов данной группы, имеющий в ней статус;

Г) форма поведения лидера, при которой он уходит от своих обязанностей по руководству группой;

Д) лидер постоянно обращается к мнению зависимых от него людей, советуется с ними.

2

Показать полностью… https://vk.com/doc5444989_238637796
172 Кб, 10 ноября 2013 в 21:47 - Россия, Москва, МЭГУ, 2013 г., doc
Рекомендуемые документы в приложении