Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
doc

Студенческий документ № 091292 из МЭГУ

І СЕМЕСТР

МОДУЛЬ 3

Лекция № 2 (8)

Тема: "Мозг и психика"

План

1. Строение и функции нервной системы.

2. Рефлекторная природа психики.

3. Основные закономерности высшей нервной деятельности (ВНД).

4. Сущность первой и второй сигнальной системы.

5. Динамический стереотип.

6. Эволюция условно-рефлекторного понимания психики.

1. Строение и функции нервной системы.

Психика является особым свойством мозга, которое отражает окружающий мир и регулирует поведение и деятельность человека.

Для того чтобы поведение человека было успешным, необходимо, чтобы его внутренние состояния, внешние условия, в которых человек находится, и предпринимаемые им практические действия соответствовали друг другу. На физиологическом уровне функцию объединения (интеграции) всего этого обеспечивает нервная система. Она и анатомически расположена, устроена так, чтобы иметь прямой доступ и выход на внутренние органы, на внешнюю среду, соединять их, управлять органами движения. Нервная система человека состоит из двух разделов: центрального и периферического. Центральный включает головной мозг, промежуточный и спинной мозг (рис. 1). Вся остальная часть нервной системы относится к периферической, которая состоит из нервных волокон и узлов, отходящих от головного и спинного мозга и вегетативной нервной системы.

Центральная нервная система (ЦНС), если ее рассматривать более детально, состоит из переднего мозга, среднего мозга, заднего мозга и спинного мозга. В этих основных отделах центральной нервной системы в свою очередь выделяются важнейшие структуры, имеющие прямое отношение к психическим процессам, состояниям и свойствам человека: таламус, гипоталамус, мост, мозжечок и продолговатый мозг.

Практически все отделы центральной и периферической нервной системы участвуют в переработке информации, поступающей через внешние и внутренние, расположенные на периферии тела и в самих органах рецепторы. С высшими психическими функциями, с мышлением и сознанием человека связана работа коры головного мозга (КГМ) и подкорковых структур, входящих в передний мозг.

Со всеми органами и тканями организма центральная нервная система связана через нервы, выходящие из головного и спинного мозга. Они несут в себе информацию, поступающую в мозг из внешней среды, и проводят ее в обратном направлении к отдельным частям и органам тела. Нервные волокна, поступающие в мозг с периферии, называются афферентными, а те, которые проводят импульсы от центра к периферии, - эфферентными.

Рис. 1. Общее строение центральной нервной системы человека. Вид в разрезе по продольной щели между двумя полушариями. Спинной мозг показан не полностью

ЦНС представляет собой скопления нервных клеток - нейронов. Нервная клетка состоит из тела нейрона (на рис. 2 тела нервных клеток отмечены названиями "сенсорный нейрон", "нейрон локальной сети" и "двигательный нейрон").

Древовидные отростки, отходящие от тел нервных клеток, носят название дендритов. Один из таких отростков является удлиненным и соединяет тела нейронов с рабочими органами организма. Он называется аксоном. Часть аксонов покрыта специальной миелиновой оболочкой, которая способствует более быстрому проведению импульса по нерву.

Места контактов нервных клеток друг с другом называются синапсами.

Через них нервные импульсы передаются с одной клетки на другую. Механизм синаптической передачи импульса, работающий на основе биохимических обменных процессов, может облегчать или затруднять прохождение нервных импульсов по ЦНС и тем самым участвовать в регулировании многих психических процессов и состояний организма.

Рис. 2. Участок нервной структуры головного мозга. На рисунке показан крупный нейрон с множеством дендритов. Он получает информацию через синаптический контакт с другим нейроном (в левом верхнем углу). С помощью другого, миелинизированного аксона образуется синаптический контакт с третьим нейроном (внизу). Поверхности нейронов изображены без клеток глии, которые окружают отросток, направленный к капилляру (справа вверху)

В большинстве своем нейроны являются специализированными, т.е. выполняют в работе ЦНС специфические функции. Три типа нейронов, для примера представленные на рис. 2, решают следующие задачи: проведение нервных импульсов от рецепторов к ЦНС ("сенсорный нейрон"), проведение нервных импульсов от ЦНС к органам движения ("двигательный нейрон") и проведение нервных импульсов от одного участка ЦНС к другому ("нейрон локальной сети").

На этом же рисунке вместе с нейронами показаны другие элементы структуры мозга, которые обычно находятся рядом с нейронами и принимают участие в работе ЦНС: клетки глин, служащие обмену веществ в ЦНС, и выполняющие специальные обменные функции капилляры кровеносной системы.

По последним данным исследователей головной мозг состоит из 100 миллиардов нейронов - индивидуальных нервных клеток. Каждая клетка головного мозга связана с приблизительно 15000 других нейронов, и создает своеобразную сеть, которая объединяет и сохраняет большое количество информации. По мнению американского психолога Д. Куна и других ученых, в головном мозге может быть больше "тропинок", которые связывают нейроны, чем атомов в целой вселенной.

На периферии тела человека, во внутренних органах и тканях клетки своими аксонами подходят к рецепторам - миниатюрным органическим устройствам, предназначенным для восприятия различных видов энергии - механической, электромагнитной, химической и других - и преобразования ее в энергию нервных импульсов. Все структуры организма, внешние и внутренние, пронизаны массой разнообразных рецепторов. Особенно много специализированных рецепторов в органах чувств: глаз, ухо, поверхность кожи в наиболее чувствительных местах, язык, внутренние полости носа.

Различные части центральной системы выполняют разные виды сложной нервной деятельности. Чем выше расположена та или иная часть мозга, тем сложнее ее функции. Ниже всего расположен спинной мозг - он регулирует работу отдельных мышечных групп и внутренних органов. Над ним расположен продолговатый мозг вместе с мозжечком, который координирует более сложные функции организма (они вовлекают в совместную деятельность большие группы мышц и целые системы внутренних органов, осуществляющих функции дыхания, кровообращения, пищеварения и т.п.). Еще выше расположен отдел центральной нервной системы - средний мозг, он участвует в регуляции сложных движений и положения всего тела. Продолговатый и средний мозг вместе образуют стволовую часть головного мозга.

Наиболее высокие отделы центральной нервной системы представлены большими полушариями головного мозга. В состав больших полушарий входят лежащие в глубине скопления нервных клеток - так называемые подкорковые узлы. На самой поверхности полушарий расположен слой нервных клеток - кора головного мозга. Она представляет собой как бы плащ или мантию, покрывающую большие полушария. Ее поверхность (около 2000 см2), как известно, собрана в ряд складок или борозд и извилин. Подкорковые узлы вместе с расположенными поблизости от них зрительными буграми .называют подкоркой. Кора в совокупности с подкоркой осуществляет самые сложные формы рефлекторной деятельности.

Все части нервной системы работают в тесном взаимодействии, но роль каждой из них в разных реакциях организма не одинакова. Спинной мозг и стволовая часть головного мозга, составляющая его нижние отделы - продолговатый и средний мозг, представляют собой совокупность рефлекторных центров врожденных безусловных рефлексов. В спинном мозге находятся центры наиболее простых рефлексов (например, коленного). Наряду с рефлекторными центрами, регулирующими работу скелетных мышц туловища и конечностей, в спинном мозге находятся центры, регулирующие работу внутренних органов.

Стволовая часть головного мозга является центральным аппаратом, осуществляющим ряд сложных и жизненно важных безусловно-рефлекторных актов (сосательный рефлекс, жевание и глотание). Рефлекторные центры, регулирующие все эти рефлексы, находятся в продолговатом мозге. Там же находятся и нервные центры, регулирующие некоторые защитные рефлексы: чихание, кашель, слезоотделение.

В среднем мозгу наряду с центрами, передающими возбуждение с глаза и уха на двигательную сферу, находится центр сужения зрачка, но этим не исчерпывается деятельность стволовой части головного мозга. Особое значение имеют находящиеся в продолговатом мозгу нервные центры, которые регулируют работу органов дыхания, сердечнососудистой системы, а также других систем, поддерживающих постоянство внутренней среды организма. Очень сложные функции выполняет мозжечок: организм только тогда может сохранять устойчивое равновесие при ходьбе, беге, прыжках и т.п., когда осуществляется чрезвычайно тонкая регулировка состояния всех мышц тела. Настройка деятельности всей скелетно-мышечной системы зависит от мозжечка. Рефлекторная деятельность спинного мозга и стволовой части головного мозга охватывает относительно узких круг ответных реакций организма. Формы рефлекторной деятельности высокоорганизованных разнообразны, для них характерны более сложные рефлекторные процессы.

Подкорка (зрительные бугры и подкорковые узлы больших полушарий) обеспечивает наиболее сложную безусловно рефлекторную деятельность. Отметим сразу, что название "зрительные бугры" не соответствует их подлинной функции - они являются подкорковым чувствительным центром. А подкорковые узлы являются двигательным аппаратом подкорки, регулируя, например, ходьбу.

Органом сознательной деятельности человека является кора больших полушарий, поэтому главным является вопрос о взаимоотношении психики человека и коры больших полушарий.

2. Рефлекторная природа психики.

Отражательная деятельность человека основана на рефлекторной деятельности мозга. Основателем учения о рефлекторной природе психики является выдающийся русский физиолог И.Сеченов (1829-1905). В своих трудах он подчеркивал, что источником психических актов как отражательной деятельности являются внешние раздражители, которые действуют на организм. Эта деятельность возникает в процессе взаимодействия индивида с окружением благодаря рефлекторной деятельности мозга. В своем известном труде "Рефлексы головного мозга" (1863) И.Сеченов писал, что "все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения есть рефлексы", и что без внешнего чувственного раздражения психическая деятельность невозможна.

Учение И. Сеченов о рефлекторной природе психики развил И.П.Павлов (1849-1936) в своем учении о высшей нервной деятельности.

Основой относительно учения И.П.Павлова о высшей нервной деятельности является материалистическое понимание единства организма и среды.

В своих исследованиях И.П.Павлов доказал, что большие полушария головного мозга играют ведущую роль в жизнедеятельности всего организма. Кора больших полушарий головного мозга, обеспечивает потребности организма. Кора больших полушарий головного мозга, обеспечивает потребности организма, вместе с ближайшими к коре подкорковыми нервными центрами осуществляет сложную аналитико-синтетическую деятельность. В ней создаются наисложнейшие временные нервные связи, при помощи которых регулируются отношения между организмом и внешней средой, а также деятельность самого организма.

Эту деятельность больших полушарий головного мозга И.П.Павлов и называет высшей нервной деятельностью.

Поведение живого организма является определенной системой реакций или рефлексов на раздражители внешней и внутренней среды.

Рефлекс - это реакция организма на раздражение, которая осуществляется при помощи нервной системы. Рефлекторная деятельность - основная форма деятельности нервной системы.

Различают два вида рефлексов: безусловные, с которыми существо рождается, и условные, которые формируются у него в процессе жизни.

Безусловные рефлексы вырабатываются в процессе длительного периода биологического развития живых существ. Они необходимы животным с первых дней жизни для обеспечения своего существования. Безусловные рефлексы являются врожденными, осуществляются при помощи нижележащих отделов центральной нервной системы и обеспечивают организму поиск пищи, избегание вредных влияний и др.

Безусловные рефлексы порождаются безусловными раздражителями, т.е. такими, которые действуют на соответствующие рецепторы - вкусовой, тактильный и др., вызывают соответствующие реакции организма. Безусловные рефлексы не исчезают и все время действуют при нормальном состоянии организм. Сложная система безусловных рефлексов создает деятельность, которую называют инстинктивной.

Безусловные рефлексы не могут удовлетворить потребности высших организма, которые живут в сложных условиях. Поскольку внешняя среда ежечасно изменяется, то приспособиться к ней при помощи одних только безусловных рефлексов невозможно. Необходимо дополнение их временными связями, которые образуются у животных и человека в процессе жизни.

Основным принципом работы больших полушарий головнго мозга, как доказал И.П.Павлов, является образование временных нервных связей, или условных рефлексов.

Проводя исследования, он заметил, что при определенных условиях у животных возникают рефлексы и при отсутствии безусловных раздражителей (например, иногда слюна у собаки начинает выделяться при появлении человека, который ее кормит, хотя в этот момент еды собаке не дают). Рефлексы в данном случае возникают под влиянием раздражителей, которые И.П.Павлов назвал условными. Он доказал, что когда на животное одновременно действуют два раздражителя: один - безусловный, например еда, а другой - условный, который сам по себе не вызывает рефлекс, например свет лампочки, то в головном мозге возникают два очага возбуждения - от еды и от света. Из-за того, что они действуют одновременно, между соответствующими нервными центрами, находящимися в состоянии возбуждения образуется замыкание, т.е. устанавливается временная нервная связь.

Рис. 3. Образование условного рефлекса у животных (по И.П.Павлову).

Принцип замыкания условных (временных) нервных связей (рис. 3). Он заключается в следующем. Если при достаточно сильном возбуждении участка коры под влиянием раздражителя, вызывающего врожденную реакцию (безусловный рефлекс) (Б), в другом участке коры создается возбуждение действием раздражителя (В), который сам но себе не вызывает определенного безусловного рефлекса (А), т. е. является нейтральным, то это второе возбуждение вступает в связь с первым. В результате при многократном повторении связи нейтральный раздражитель (например, звуки или свет) будет самостоятельно вызывать ту же реакцию (например, слюноотделение), которую до этого вызывал безусловный раздражитель (например, нища). Раздражитель, бывший до этого нейтральным, превращается теперь в условный раздражитель, а вызванный им рефлекс становится условным рефлексом (Г). Следовательно, в результате многократного повторения процедуры происходит замыкание новой нервной связи. Благодаря этой связи условный раздражитель начинает вызывать рефлекторную реакцию, как и безусловный.

Условно-рефлекторная деятельность человека - необычайно сложная, разнообразная и тонкая система связей. Новые нервные связи образуются на основе не только безусловных, но и существующих, ранее образованных условных связей, которые приобрели соответствующую силу и устойчивость. Необходимыми условиями образования условных рефлексов является оптимальная сила раздражителя, активность коры больших полушарий головного мозга и подкрепление условных раздражителей безусловными. В обучении таким подкреплением является интерес к знаниям, пытливость, удивление новизной явлений.

3. Основные закономерности высшей нервной деятельности (ВНД)

Основными процессами нервной деятельности является возбуждение и торможение.

На кору больших полушарий головного мозга одновременно действуют много разных раздражителей, однако на значительное количество раздражителей организм не реагирует, поскольку возбуждение, вызванное ими, тормозиться.

Торможение происходит одновременно с возбуждением. Благодаря торможению целой цепи участков коры возбуждение направляется и сосредотачивается в определенном участке коры.

При определенных условиях возбуждение и торможение расширяются, иррадиируют по коре больших полушарий, вызывая возбуждение или торможение других участков коры, или снова сосредотачиваются в пункте своего возникновения.

Благодаря иррадиации условный рефлекс может проявляться и на сходный раздражитель, например, если зажечь вместо лампочки, фонарик. Иррадиация возбуждения в сознании вызывают различные ассоциации-образы, мысли, чувства, которые или усиливают, или тормозят выполняемую деятельность.

В случае концентрации возбуждения в определенном участке коры другие ее участки тормозятся.

Расширение или сосредоточение возбуждения и торможения осуществляется в соответствии с законом иррадиации и концентрации нервных процессов.

Возбуждение и торможение взаимодействуют. Возбуждение в определенных участках коры больших полушарий головного мозга вызывает торможение в других и наоборот: торможение в одних участках коры вызывают возбуждение в других. Такое явление происходит согласно закона взаимной индукции возбуждения и торможения.

Различают индукцию положительную и отрицательную.

При положительной индукции торможение в определенном участке коры вызывает возбуждение в других ее участках.

При отрицательной индукции возбуждение в каком-либо участке коры вызывает торможение в тех ее участках, которые были до этого активными.

Торможение нервых процессов бывает безусловным, или внешним, и условным или внутренним.

Внешнее торможение возникает вследствие действия достаточно сильного постороннего раздражителя. Образованный условный рефлекс, например выделение собакой слюны на зажигание электрической лампочки, прекращается, если начнет действовать сильный звук.

Внешнее торможение является проявлением действия отрицательной индукции. Оно проявляется еще и в виде запредельного торможения, которое возникает тогда, когда сила возбуждения превышает возможности нервной клетки. В этом случае сила раздражителя не только вызывает усиление реакции, а наоборот, реакция ослабевает или совсем тормозиться. Тормозные процессы, которые возникают в клетке из-за ее перенапряжения, охраняют ее от разрушения.

Внутреннее торможение также обусловлено внешними условиями. Одним из проявлений условного или внутреннего торможения является ослабление временных нервных связей. Оно возникает тогда, когда условный раздражитель (например, свет), на который вырабатывается условный рефлекс, время от времени не подкрепляется безусловным раздражителем (например, едой). Созданная связь в этом случае затормаживается, и рефлекс угасает. Если условный раздражитель снова подкрепить безусловным, то заторможенная временная связь легко восстанавливается, и условный раздражитель снова вызывает условный рефлекс. Торможение временных нервных связей лежит в основе забывания.

Важным проявлением внутреннего торможения является дифференциация раздражителей и реакций. Если из условных раздражителей, на которые вырабатывался условный рефлекс, подкреплять безусловным раздражителем только некоторые, то условный рефлекс возникает на те условные раздражители, которые подкрепляются безусловным. А возбуждение от других раздражителей, которые не подкрепляются, тормозятся, и условный рефлекс на них не проявляется. Так, если сформирован условный рефлекс на звук, но подкрепляется звук только определенной высоты или интенсивности, то и условный рефлекс далее будет возникать только на звук той высоты или интенсивности, которая подкреплялась. Происходит дифференциация раздражителей. Исследованиями установлено, что собака, например, может дифференцировать звуковые раздражители с точностью до 1/8 тона. Дифференцированное раздражение способствует различению оправданных жизнью раздражителей от неоправданных. Это ярко проявляется в учебно-воспитательной деятельности.

Наряду с замыкательной функцией большие полушария головного мозга выполняют также аналитико-синтетические.

Взаимодействуя со средой организм отвечает не на все раздражители, которые достигают мозга, а только на те, которые служат удовлетворению ее потребностям.

Различая раздражители, мозг на одни из них отвечает, а на другие не отвечает. Так анализируются предметы внешнего мира. Одновременно с анализом большие полушария головного мозга осуществляют синтез, сущность которого заключается в замыкании нервных связей. Образуют целые цепи и системы временных связей. Процессы, которые в психологии называют ассоциациями, являются не чем иным как образованием временных связей, т.е. актами синтеза. Познавательные процессы, мышление - это сложная аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий головного мозга.

4. Сущность первой и второй сигнальной системы.

Деятельность больших полушарий головного мозга - это сигнальная деятельность. Мозг всегда реагирует на разнообразные раздражители, которые сигнализируют о том, что имеет для жизни организма важное значение. Например, свет, звук или запах могут сигнализировать живому существу о наличии еды, опасности и др.

Сигналы, которые вызывают предметы и их свойства или явления природы, представляют собой первую сигнальную систему, которая свойственна и животным, и человеку. Действительность для животных сигнализируется почти исключительно раздражителями, которые непосредственно действуют на специальные клетки зрительных, слуховых и другие рецепторы организма, и их отражением в больших полушариях.

Высшая нервная деятельность человека как общественного существа качественно отличается от высшей нервной деятельности животных. В процессе труда, в общественной жизни люди сформировали звуковую речь как средство связи. Способ взаимного общения.

Речевая функция внесла новый принцип в деятельности больших полушарий. Слово в жизни человека стало своеобразным сигналом. Оно является второй, специфически человеческой сигнальной системой действительности. Каждое слово как название предмета, свойства или действия заменяет соответствующий первый сигнал, то есть сигнализирует первые сигналы.

Если ощущение и восприятие предметов и явлений окружающего мира является для человека первыми, конкретными сигналами действительности, то речь - это вторые сигналы, сигналы сигналов. Слово связано со всеми внешними и внутренними раздражителями, которые поступают в большие полушария. Оно их сигнализирует, заменяет и потому может вызвать все действия, которые их вызывают конкретные раздражители.

Вторая сигнальная система возникла на основе первой и без нее существовать не может. Она действует только в связи с первой сигнальной системой, вступая с ней в сложнейшие взаимосвязи.

Вторая сигнальная система во взаимодействии с первой является физиологической основой высшего, абстрактного мышления человека и его сознания, средством познания самого себя. Физиологической основой ряда других психологических процессов (восприятие, память, представление, формирование навыков и др.) также является взаимодействие первой и второй сигнальной системы в этих психологических процессах делает их сознательными.

5. Динамический стереотип.

Большие полушария головного мозга - чрезвычайно сложная динамическая система. В процессе деятельности постоянно образуются новые и новые связи. Они объединяются в определенные системы. Системность связей обеспечивают успешную деятельность животных и человека. Процессы, которые осуществляются в больших полушариях головного мозга, постоянно стремятся к объединению, стереотипной объединенной деятельности. Множество раздражителей, которые поступают в большие полушария как извне, так и изнутри организма, состыковываются, взаимодействуют, систематизируются и завершаются образованием динамического стереотипа.

Динамический стереотип необходим для успешного взаимодействия организма со средой. Повторение одинаковых движений и действий, одинаковых актов поведения, сходных реакций организма приводят к их автоматизации и обеспечивает ему успешную деятельность, удовлетворение потребностей.

Известно, что человек привыкает к определенному способу действий, вырабатывает определенный способ восприятия, запоминания, мышления. Автоматизируя свои действия, он формирует навыки, которые облегчают сознательно направленную деятельность. Ведущую роль в этом играет динамический стереотип.

В процессе деятельности постоянно образуются новые динамические стереотипы. Старые же динамические стереотипы не исчезают, они взаимодействуют с новообразованными, способствуют их образованию или, наоборот, препятствуют этому, вследствие чего успешное образование новых стереотипов тормозится. Формирование и перестроение динамического стереотипа требует большой работы нервной системы. Эта работа может занимать много времени и зависит от сложности выполняемой деятельности, также от индивидуальных особенностей и состояния животных или человека.

Формирование и закрепление динамического стереотипа всегда связаны с определенными переживаниями.

Нравные процессы, которые отражаются в больших полушариях головного мозга при становлении и поддержке динамического стереотипа, является основой чувств и обуславливают характер и интенсивность эмоций.

Динамический стереотип лучше формируется тогда, когда раздражители действуют в определенной последовательности. Поддерживается динамический стереотип соблюдением определенного внешнего порядка, системы и режима деятельности.

6. Эволюция условно-рефлекторного понимания психики.

Своеобразную эволюцию со времени первого своего появления с начала ХХ в. до наших дней претерпели идеи И.П.Павлова, связанные с понятием условного рефлекса. Поначалу на это понятие возлагали большие надежды в объяснении психических процессов и научения. Однако эти надежды полностью не оправдались. Условный рефлекс оказался слишком простым физиологическим явлением, чтобы рефлекс на его основе можно было понять и к нему свести все сложные формы поведения, тем более психические феномены, связанные с сознанием и волей.

Вскоре после открытия условнорефлекторного научения были обнаружены и описаны иные пути приобретения живыми существами жизненного опыта - импринтинг, оперантное обусловливание, викарное научение, - которые существенно расширили и дополнили знания о механизмах научения, свойственных человеку. Но, тем не менее, идея условного рефлекса как одного из способов приобретения организмом нового опыта осталась и получила дальнейшую разработку в работах психофизиологов, в частности Е.Н.Соколова и Ч.А.Измайлова.

Наряду с этим наметились новые, более перспективные направления разработки проблемы связи психики и мозга. Они касались, с одной стороны, роли, которую психические процессы совместно с физиологическими играют в управлении поведением, а с другой - построения общих моделей регуляции поведения с участием в этом процессе физиологических и психологических явлений (Н.А.Бернштейн, К.Халл, П.К.Анохин).

Результаты исследования условно-рефлекторных физиологических механизмов поведения на уровне целостного организма были дополнены данными, полученными при изучении поведения на нейронном уровне. Значительный вклад в решение соответствующих вопросов внесли отечественные нейропсихологи и психофизиологи. Они основали свою школу в психофизиологии поведения, двигательной активности и органов чувств (восприятие, внимание, память).

Основные понятия и ключевые слова: нервная система, центральная и периферическая нервная система, кора головного мозга, афферентные и эфферентные волокна, дендриты, аксон, синапс, рецептор, спинной мозг, средний мозг, стволовая часть головного мозга, большие полушария головного мозга, нервные клетки, подкорковые узлы, рефлекс, безусловный рефлекс, инстинкт, безусловный рефлекс, нервная связь, условный и безусловный раздражитель, возбуждение и торможение, иррадиация и концентрация нервных процессов, взаимная индукция возбуждения и торможения, положительная и отрицательная индукция, внешнее и внутренне торможение, дифференция раздражителей и реакций, аналитико-синтетическая функция, ассоциация, первая и вторая сигнальные системы, динамический стереотип.

Рекомендуемая литература:

1. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности: Учебник для ун-тов по специальности "Психология". - М.: Изд-во МГУ, 1989.

2. Павлов І.П.Лекції про роботу великих півкуль головного мозку. - К., 1952.

3. Дельгадо Х. Мозг и сознание. - М.: Мир, 1971.

4. Лурия А.Р. Эволюционное введение в психологию. - М.: Изд-во МГУ, 1975.

5. Милнер П. Физиологическая психология. - М.: Мир, 1973.

6. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высш.завед.: В 3-х кн. Кн. 1: Общие основы психологии. - 2-е изд. - М.; Владос, 1998.

7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М; Педагогика, 1989. Т1.

8. Симонов П.В. Мотивированный мозг: Высшая нервная деятельность и естественно-научные основы общей психологии / Отв. ред. В.С.Русинов. - М.: Наука, 1987.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие функции выполняет нервная система?

2. Что включает в себя центральный раздел нервной системы?

3. Что относится к периферическому разделу нервной системы?

4. Какие нервные волокна называются афферентными и эфферентными?

5. Каково строение нейронов?

6. Какие функции выполняют дендриты и аксоны?

7. Что такое синапсы и каковы их функции?

8. Где расположены спинной мозг и стволовая часть мозга и каковы их функции?

9. Что нужно понимать под рефлексом и каковы их виды?

10. Каков механизм образования условных рефлексов?

11. В чем заключается закон взаимной индукции?

12. Как проявляется закон иррадиации и концентрации нервных процессов?

13. Каковы особенности внешнего и внутреннего торможения?

14. Что составляет ко второй сигнальной системе и какова ее функция?

15. Что относится ко второй сигнальной системе и какова ее функция?

16. В чем заключается сущность динамического стереотипа?

17. Кем и как осуществлялась эволюция условно-рефлекторного понимания психики?

Тестовые задания:

1. Какое высказывание относится к понятию "нервная система"?

А) связана с высшими психическими функциями, с мышлением и сознанием человека;

Б) состоит из нервных волокон и узлов, отходящих от центральной нервной системы;

В) аналитически устроена так, чтобы иметь прямой доступ и выход на внутренние органы, на внешнюю среду, соединять их, управлять органами движения;

Г) включает головной мозг, промежуточный и спинной мозг.

2. Что относится к центральной нервной системе?

А) включает головной мозг, промежуточный и спинной мозг;

Б) состоит из нервных волокон и узлов, отходящих от центральной нервной системы;

В) аналитически устроена так, чтобы иметь прямой доступ и выход на внутренние органы, на внешнюю среду, соединять их, управлять органами движения;

Г) связана с высшими психическими функциями, с мышлением и сознанием человека.

3. Какое утверждение относится к периферической нервной системе?

А) аналитически устроена так, чтобы иметь прямой доступ и выход на внутренние органы, на внешнюю среду, соединять их, управлять органами движения;

Б) связана с высшими психическими функциями, с мышлением и сознанием человека;

В) включает головной мозг, промежуточный и спинной мозг;

Г) состоит из нервных волокон и узлов, отходящих от центральной нервной системы.

4. Какое высказывание относится к коре головного мозга?

А) состоит из нервных волокон и узлов, отходящих от центральной нервной системы;

Б) включает головной мозг, промежуточный и спинной мозг;

В) связана с высшими психическими функциями, с мышлением и сознанием человека;

Г) аналитически устроена так, чтобы иметь прямой доступ и выход на внутренние органы, на внешнюю среду, соединять их, управлять органами движения.

5. Какое утверждение относится к афферентным нервным волокнам?

А) ЦНС представляет собой скопление нервных клеток;

Б) нервные волокна, которые проводят импульсы от центра к периферии;

В) древовидные отростки, отходящих от тел нервных клеток;

Г) нервные волокна поступающих в мозг с периферии.

6. Какое высказывание относится к эфферентным волокнам?

А) древовидные отростки, отходящих от тел нервных клеток;

Б) нервные волокна поступающих в мозг с периферии;

В) нервные волокна, которые проводят импульсы от центра к периферии;

Г) ЦНС представляет собой скопление нервных клеток.

7. Какое утверждение относится к понятию "нейрон"?

А) нервные волокна, которые проводят импульсы от центра к периферии;

Б) ЦНС представляет собой скопление нервных клеток;

В) нервные волокна поступающих в мозг с периферии;

Г) древовидные отростки, отходящих от тел нервных клеток.

8. Что относится к понятию "дендрит"?

А) древовидные отростки, отходящих от тел нервных клеток;

Б) ЦНС представляет собой скопление нервных клеток;

В) нервные волокна поступающих в мозг с периферии;

Г) нервные волокна, которые проводят импульсы от центра к периферии.

9. Какое утверждение относится к аксону?

А) удлиненный отросток, который соединяет тела нейронов с рабочими органами организма;

Б) места контактов нервных клеток друг с другом;

В) способствует более быстрому проведению импульса по нерву;

Г) миниатюрные органические устройства, предназначенные для восприятия различных видов энергии и преобразование ее в энергию нервных импульсов.

10. Какое утверждение относится к миелиновой оболочке?

А) места контактов нервных клеток друг с другом;

Б) удлиненный отросток, который соединяет тела нейронов с рабочими органами организма;

В) миниатюрные органические устройства, предназначенные для восприятия различных видов энергии и преобразование ее в энергию нервных импульсов;

Г) способствует более быстрому проведению импульса по нерву.

11. Что относится к синапсам?

А) места контактов нервных клеток друг с другом;

Б) способствует более быстрому проведению импульса по нерву;

В) удлиненный отросток, который соединяет тела нейронов с рабочими органами организма;

Г) миниатюрные органические устройства, предназначенные для восприятия различных видов энергии и преобразование ее в энергию нервных импульсов.

12. Какое высказывание относится к рецепторам?

А) места контактов нервных клеток друг с другом;

Б) миниатюрные органические устройства, предназначенные для восприятия различных видов энергии и преобразование ее в энергию нервных импульсов;

В) способствует более быстрому проведению импульса по нерву;

Г) удлиненный отросток, который соединяет тела нейронов с рабочими органами организма.

13. Какое утверждение относится к спинному мозгу?

А) расположена на самой поверхности больших полушарий головного мозга;

Б) лежат в глубине скопления нервных клеток больших полушарий;

В) наиболее высокие отделы центральной нервной системы;

Г) часть нервной системы, расположенная ниже других частей и регулирующая работу отдельных мышечных групп и внутренних органов.

14. Какое утверждение относится к большим полушариям головного мозга?

А) лежат в глубине скопления нервных клеток больших полушарий;

Б) наиболее высокие отделы центральной нервной системы;

В) часть нервной системы, расположенная ниже других частей и регулирующая работу отдельных мышечных групп и внутренних органов;

Г) расположена на самой поверхности больших полушарий головного мозга.

15. Какое утверждение относится к стволовой части головного мозга?

А) наиболее высокие отделы центральной нервной системы;

Б) расположен над спинным мозгом и включает в себя продолговатый мозг, мозжечок и средний мозг;

В) часть нервной системы, расположенная ниже других частей и регулирующая работу отдельных мышечных групп и внутренних органов;

Г) лежат в глубине скопления нервных клеток больших полушарий.

16. Что относится к подкорковым узлам?

А) часть нервной системы, расположенная ниже других частей и регулирующая работу отдельных мышечных групп и внутренних органов;

Б) расположена на самой поверхности больших полушарий головного мозга;

В) лежат в глубине скопления нервных клеток больших полушарий;

Г) наиболее высокие отделы центральной нервной системы.

17. Что относится к коре головного мозга?

А) лежат в глубине скопления нервных клеток больших полушарий;

Б) часть нервной системы, расположенная ниже других частей и регулирующая работу отдельных мышечных групп и внутренних органов;

В) наиболее высокие отделы центральной нервной системы;

Г) расположена на самой поверхности больших полушарий головного мозга.

18. Какое утверждение относится к рефлексу?

А) при определенных условиях у животных возникают рефлексы и при отсутствии безусловных раздражителей;

Б) реакция организма на раздражение, которая осуществляется при помощи нервной системы;

В) являются врожденными, осуществляются при помощи нижележащих отделов центральной нервной системы и составляют основу инстинктивного поведения;

Г) когда безусловный и условный раздражители действуют одновременно, между соответствующими центрами, находящимися в состоянии возбуждения образуется замыкание.

19. Какое высказывание относится к безусловным рефлексам?

А) являются врожденными, осуществляются при помощи нижележащих отделов центральной нервной системы и составляют основу инстинктивного поведения;

Б) когда безусловный и условный раздражители действуют одновременно, между соответствующими центрами, находящимися в состоянии возбуждения образуется замыкание;

В) при определенных условиях у животных возникают рефлексы и при отсутствии безусловных раздражителей;

Г) реакция организма на раздражение, которая осуществляется при помощи нервной системы.

20. Что относится к условным рефлексам?

А) при определенных условиях у животных возникают рефлексы и при отсутствии безусловных раздражителей;

Б) когда безусловный и условный раздражители действуют одновременно, между соответствующими центрами, находящимися в состоянии возбуждения образуется замыкание;

В) реакция организма на раздражение, которая осуществляется при помощи нервной системы;

Г) являются врожденными, осуществляются при помощи нижележащих отделов центральной нервной системы и составляют основу инстинктивного поведения.

21. Какое высказывание характеризует временную нервную связь?

А) когда безусловный и условный раздражители действуют одновременно, между соответствующими центрами, находящимися в состоянии возбуждения образуется замыкание;

Б) реакция организма на раздражение, которая осуществляется при помощи нервной системы;

В) являются врожденными, осуществляются при помощи нижележащих отделов центральной нервной системы и составляют основу инстинктивного поведения;

Г) при определенных условиях у животных возникают рефлексы и при отсутствии безусловных раздражителей.

22. Какое высказывание относится к возбуждению и торможению?

А) возбуждение определенных участков коры больших полушарий головного мозга вызывает торможение в других и наоборот;

Б) возникает вследствие действия достаточно сильного постороннего раздражителя;

В) являются основными процессами нервной деятельности;

Г) при определенных условиях возбуждения расширяется, вызывая возбуждение других участков коры;

Д) в случае сосредоточения возбуждения в определенном участке коры, то её другие участки тормозятся

23. Какое утверждение относится к процессу иррадиации возбуждения?

А) возникает вследствие действия достаточно сильного постороннего раздражителя;

Б) возбуждение определенных участков коры больших полушарий головного мозга вызывает торможение в других и наоборот;

В) в случае сосредоточения возбуждения в определенном участке коры, то её другие участки тормозятся

Г) являются основными процессами нервной деятельности;

Д) при определенных условиях возбуждения расширяется, вызывая возбуждение других участков коры;

24. Что относится к концентрации возбуждения?

А) в случае сосредоточения возбуждения в определенном участке коры, то её другие участки тормозятся

Б) являются основными процессами нервной деятельности;

В) при определенных условиях возбуждения расширяется, вызывая возбуждение других участков коры;

Г) возбуждение определенных участков коры больших полушарий головного мозга вызывает торможение в других и наоборот;

Д) возникает вследствие действия достаточно сильного постороннего раздражителя;

25. Какое утверждение раскрывает сущность закона взаимной индукции возбуждения и торможения?

А) в случае сосредоточения возбуждения в определенном участке коры, то её другие участки тормозятся;

Б) возбуждение определенных участков коры больших полушарий головного мозга вызывает торможение в других и наоборот;

В) являются основными процессами нервной деятельности;

Г) возникает вследствие действия достаточно сильного постороннего раздражителя;

Д) при определенных условиях возбуждения расширяется, вызывая возбуждение других участков коры.

26. какое высказывание характеризует внешнее торможение?

А) при определенных условиях возбуждения расширяется, вызывая возбуждение других участков коры;

Б) в случае сосредоточения возбуждения в определенном участке коры, то её другие участки тормозятся;

В) возбуждение определенных участков коры больших полушарий головного мозга вызывает торможение в других и наоборот;

Г) возникает вследствие действия достаточно сильного постороннего раздражителя;

Д) являются основными процессами нервной деятельности.

27. Что относится к внутреннему торможению?

А) различая раздражители, мозг на один из них отвечает, а на другие не отвечает;

Б) является ничем иным как образованием временных связей, т.е. актами синтеза;

В) если из условных раздражителей, на которые вырабатывался условный рефлекс, подкреплять безусловным раздражителем только некоторые, то условный рефлекс возникает на те условные раздражители, которые подкрепляются безусловным;

Г) оно возникает тогда, когда условный раздражитель, на который вырабатывается условный рефлекс, не подкрепляется безусловным и рефлекс угасает.

28. Какое утверждение относится к дифференциации раздражителей и реакций?

А) оно возникает тогда, когда условный раздражитель, на который вырабатывается условный рефлекс, не подкрепляется безусловным и рефлекс угасает;

Б) если из условных раздражителей, на которые вырабатывался условный рефлекс, подкреплять безусловным раздражителем только некоторые, то условный рефлекс возникает на те условные раздражители, которые подкрепляются безусловным;

В) различая раздражители, мозг на один из них отвечает, а на другие не отвечает;

Г) является ничем иным как образованием временных связей, т.е. актами синтеза.

29. Какое утверждение относится к аналитико-синтетической функции больших полушарий головного мозга?

А) если из условных раздражителей, на которые вырабатывался условный рефлекс, подкреплять безусловным раздражителем только некоторые, то условный рефлекс возникает на те условные раздражители, которые подкрепляются безусловным;

Б) оно возникает тогда, когда условный раздражитель, на который вырабатывается условный рефлекс, не подкрепляется безусловным и рефлекс угасает;

В) является ничем иным как образованием временных связей, т.е. актами синтеза;

Г) различая раздражители, мозг на один из них отвечает, а на другие не отвечает.

30. Что относится к понятию "ассоциация"?

А) оно возникает тогда, когда условный раздражитель, на который вырабатывается условный рефлекс, не подкрепляется безусловным и рефлекс угасает;

Б) является ничем иным как образованием временных связей, т.е. актами синтеза;

В) различая раздражители, мозг на один из них отвечает, а на другие не отвечает;

Г) если из условных раздражителей, на которые вырабатывался условный рефлекс, подкреплять безусловным раздражителем только некоторые, то условный рефлекс возникает на те условные раздражители, которые подкрепляются безусловным.

31. Какое утверждение характеризует первую сигнальную систему?

А) повторение одинаковых движений и действий, одинаковых актов поведения, сходных реакций организма приводит к их автоматизации и обеспечивает ему успешную деятельность, удовлетворение потребностей;

Б) является образованием временных связей, т.е. актами синтеза;

В) сигналы, которые вызывают предметы и их свойства или явления природы;

Г) слово как название предмета, свойства или действия заменяют соответствующие первые сигналы.

32. Что относится ко второй сигнальной системе?

А) сигналы, которые вызывают предметы и их свойства или явления природы;

Б) является образованием временных связей, т.е. актами синтеза;

В) слово как название предмета, свойства или действия заменяют соответствующие первые сигналы;

Г) сигналы, которые вызывают предметы и их свойства или явления природы.

33. Какое утверждение относится к динамическому стереотипу?

А) является образованием временных связей, т.е. актами синтеза;

Б) повторение одинаковых движений и действий, одинаковых актов поведения, сходных реакций организма приводит к их автоматизации и обеспечивает ему успешную деятельность, удовлетворение потребностей;

В) слово как название предмета, свойства или действия заменяют соответствующие первые сигналы;

Г) сигналы, которые вызывают предметы и их свойства или явления природы.

2

Показать полностью… https://vk.com/doc5444989_238637925
242 Кб, 10 ноября 2013 в 21:48 - Россия, Москва, МЭГУ, 2013 г., doc
Рекомендуемые документы в приложении