Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
doc

Студенческий документ № 091297 из МЭГУ

І СЕМЕСТР

МОДУЛЬ 1 "ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ ПСИХОЛОГИЮ"

Лекция № 3

Тема: "Место психологии в системе наук и ее отрасли"

План:

1. Связь психологии с философией.

2. Психология и общественные науки.

3. Биологические науки и психология.

4. Связь психологии с техническими науками.

5. Отрасли психологических знаний.

1. Связь психологии с философией.

Психология имеет многогранные связи как с естественными, так и с социальными (гуманитарными) науками.

Философия обычно определяется как наука о наиболее общих законах природы, общества и мышления, но за этим часто следуют оговорки в том смысле, что философия - некая меганаука, "сверхнаука".

Существуют научные проблемы, которые рассматриваются с позиции как психологии, так и философии. К ним относятся такие проблемы, как понятие личностного смысла и цели жизни, мировоззрение, политические взгляды, моральные ценности и другие.

Кроме того, в самой психологии есть вопросы, которые невозможно решить экспериментальным путем. При столкновении с подобного рода проблемами психологи вынуждены обращаться к философии и тем самым пользоваться умозаключениями, которые им предлагают представители смежной науки - философии. К числу традиционных междисциплинарных проблем, в данном случае философско-психологических, относятся проблемы сущности и происхождения человеческого сознания, природы высших форм человеческого мышления, влияния общества на личность и личность на общество, методологические проблемы психологии.

Психология, как вы помните, долгое время развивалась в рамках философии, и выделение ее в самостоятельную науку не могло означать полной автономии. Проблемы душевной жизни человека не могут разрабатываться вне представлений об отношениях материального и идеального, духовного и телесного, биологического и социального, субъективного и объективного, а это проблемы философского плана, как и многие другие из тех, что мы рассматривали при обсуждении становления предмета психологии. Правда, психологи не всегда формулируют свои позиции по этим проблемам, однако - независимо от желания того или иного исследователя - их взгляды, хотя бы скрыто, несут более общие, чем это изложено в работах, представления о мире и человеке.

Необходимо также подчеркнуть, что есть проблемы, решение которых возможно только при совместном участии психологов и философов. К таким проблемам относятся, например, проблемы эпистемологии - науки о познании человеком окружающего мира. Благодаря исследованиям известного швейцарского ученого Жана Пиаже и созданного им Международного эпистемологического центра в Женеве удалось узнать много нового о природе человеческого интеллекта и его развитии. Кроме того, существуют психологические теории, которые носят характер психолого-философских. К ним следует отнести теоретические работы современных последователей 3.Фрейда - неофрейдистов. Например, работы психолога-неофрейдиста Э.Фромма часто используются современными зарубежными социологами и философами.

Следует отметить, что такое единение философии и психологии вызвано еще и тем, что психологическая наука избирает методологию научного исследования, опираясь на мировоззренческие теории и концепции, которые в свою очередь формируются в рамках философии. Так, в предыдущих разделах мы говорили о роли в психологии таких известных ученых, как Аристотель, Р. Декарт, Дж. Локк, Д. Юм и др. Однако они известны прежде всего как крупные философы, основатели философских школ. Господство того или иного мировоззрения отражается и на закономерностях развития психологической науки. Например, доминирование в отечественной психологии материализма предопределило бурное развитие экспериментальных психологических методов, повышенный интерес к естественнонаучным основам психологии, стремление решить проблему взаимосвязи психического и биологического. Но вместе с тем недостаточно внимания уделялось развитию нравственных структур личности. Подтверждением этому может служить духовный кризис, наблюдаемый в России в конце XX в.

Таким образом, современная психология и философия до сих пор развиваются в тесном единстве, взаимодополняя друг друга. Наблюдается интеграция и взаимопроникновение знании этих наук на теоретико-методологическом уровне.

2. Психология и общественные науки.

Другой наукой, которая находит очень много общих с психологией интересов в разработке проблем, связанных с обществом и личностью, является социология. Здесь также наблюдается взаимоподдержка в развитии наук, но уже на уровне методологии исследования. Так, социология заимствует из социальной психологии методы изучения личности и человеческих отношений. В то же время психология широко использует в своих экспериментальных исследованиях приемы сбора научной информации, которые являются традиционно социологическими. К таким методам относятся в первую очередь опрос и анкетирование.

Кроме того наблюдается взаимопроникновение различных теорий, разработанных в рамках данных наук. Например, разработанная преимущественно социологами концепция социального научения является общепринятой в социальной и возрастной психологии. С другой стороны, теории личности и малой группы, разработанные психологами, находят широкое применение в социологии.

Есть также немало проблем, которые пытаются совместно решить психологи и социологи. К таким проблемам относятся: взаимоотношения между людьми, национальная психология, психология экономики и политики государства. Сюда же следует отнести проблемы социализации и социальных установок, их формирования и преобразования.

С историей психологию сближает интерес к особенностям душевного облика человека в различные исторические эпохи и в различных культурах (особенности эталонов поведения, взаимоотношений, особенности складывающихся групп и т.д.) - они выступают предметом исторической психологии.

Есть примеры глубокого синтеза истории и психологии в создании общей научной теории. Одним из таких примеров является теория культурно-исторического развития высших психических функций человека, разработанная Л.С.Выготским. В ней автор показал, что главные исторические достижения человечества, в первую очередь язык, орудия труда, знаковые системы, стали мощным фактором, который значительно продвинул вперед филогенетическое и онтогенетическое развитие людей. Пользуясь всем этим, человек научился управлять собственной психикой и поведением.

Такие традиционно выделяемые гуманитарные дисциплины, как языковедение и искусствоведение, также связаны с психологией самым непосредственным образом. С первым психологию сближает проблема формирования речи на основе усвоения языковых структур, анализ языка в связи с мышлением, интерес к содержательным и экспрессивным сторонам языкового общения, особенностям порождения высказывания, восприятия речи в зависимости от языковых структур, наконец, роль языка в контексте анализа культуры - и многое другое. На стыке психологии и языкознания возникла психолингвистика.

Искусствоведение и психология находят область соприкосновения в подходах к проблемам художественного творчества и личности художника, восприятия художественных произведений, особенностей структуры самих произведений (психология искусства).

Общественной наукой, тесно связанной с психологией, является педагогика. На первый взгляд эти науки неразделимы между собой, поскольку воспитание и обучение детей не может не учитывать психологические особенности личности. Следуя такой логике, нельзя усомниться в истинности этого суждения. Однако на практике дело обстоит несколько иначе. Если психология развивалась в рамках философии, то педагогика изначально формировалась как самостоятельная наука. В результате психология и педагогика организационно оформились как самостоятельные науки и существуют раздельно. К сожалению, на практике до сих пор нет тесного взаимопонимания между психологами и педагогами.

Таким образом, познакомившись с взаимоотношениями и связями психологии и общественных наук, можно сделать вывод о том, что психология - это общественная наука. Сделав такой вывод, мы будем правы, но лишь частично. Главной особенностью психологии является то, что она связана не только с общественными науками, но и с техническими и биологическими.

3. Биологические науки и психология.

Не менее тесно связана психология с медицинскими и биологическими науками. Связь психологии с этими науками обусловлена двойственной природой человека как социального и одновременно биологического существа. Большинство психических явлений, и прежде всего психических процессов, имеет физиологическую обусловленность, поэтому знания, полученные физиологами и биологами, используются в психологии для того, чтобы лучше понять те или иные психические явления. Сегодня хорошо известны факты психосоматического и соматопсихического взаимовлияния. Суть данного явления состоит в том, что психическое состояние индивида отражается на его физиологическом состоянии, а в определенных ситуациях психические особенности могут способствовать развитию того или иного заболевания. И наоборот, хроническое заболевание, как правило, сказывается на психическом состоянии больного. Учитывая тесную связь психического и соматического, в современной медицине активное развитие получили методы психотерапевтического воздействия, использующие "лечебные свойства" слова.

Проблема соотношения врожденного и приобретенного - одна из центральных в психологии, в связи с чем материал относительно механизмов наследования определенных задатков, предрасположенности к психическим заболеваниям и др. Пограничная с генетикой область психологии - психогенетика, выдеяющая роль генотипа и среды в формировании индивидуальных особенностей человека.

"Биологическая аналогия" иногда заходит в психологию очень глубоко, претендуя на объяснение сложнейших социальных явлений (например, (социобиология" американского ученого Э.Уилсона) и, как правило, в этих случаях вызывает критику со стороны психологов, хотя в некоторых отношениях и в определенных пределах ее правомерность признается.

Особенно выделим связь психологии с физиологией, в частности с физиологией высшей нервной деятельности. Мы уже говорили о значении для психологии работ И.П.Павлова, В.М.Бехтерева, отметим также выдающуюся роль работ А.А.Ухтомского (1875-1942), разработавшего идею доминанты (временно господствующей рефлекторной системы, придающей направленность поведению) и выдвинувшего представление о формировании "функционального органа" (некоего единого физиологического аппарата, объединяющего отдельные функции для реализации определенной активности). Выдающуюся роль в становлении психологии сыграли работы Н.А.Бернштейна (1896-1966), разработавшего принципы физиологии активности - направления, трактовавшего поведение с точки зрения его регуляции со стороны ожидаемого результата, "модели потребного будущего (что противостояло идеям реактивности).

Среди биологических дисциплин прикладного плана выделим медицину, прежде всего невропатологию и психиатрию. Характерно, что многие выдающиеся психологи были и клиницистами (В.М.Бехтерев, В.Н.Мясищев, значительное число психоаналитиков; А.Р. Лурия, уже будучи известным психологом, обучался медицине как студент).

На стыке медицины и психологии возникла медицинская психология, разрабатывающая психологические проблемы диагностики, лечения, профилактики, реабилитации больных.

Особо выделим основанную А.Р. Лурия нейропсихологию, существующую на стыке психологии, физиологии и медицины науку, изучающую мозговые механизмы высших психических функций на основе локальных поражений мозга (по изначальной мысли Л.С. Выгосткого, сотрудником которого был А.Р. Лурия, психические функции, становясь системными, связаны с соответствующими перестройками в организации мозговых механизмов).

Тесно связана с медициной так называемая специальная психология, изучающая различные варианты патологии психического развития.

Таким образом, связь психологии с биологическими науками несомненна.

Казалось бы, сложнее усмотреть связь психологии с физикой; это так в целом - связь менее непосредственная - но тем не менее она существует. Психология, развиваясь во многом вместе с естествознанием, отражала (разумеется, в определенных отношениях и направлениях) то мировоззрение, которое определялось основными открытиями - или господствующими принципами в области физической картины мира. Так, представления об атомарном строении мира привели к "переносу принципа" - представлению об атомарном строении души, физические принципы экспериментирования во многом определили требования объективного подхода к психике; в ряд психологических теорий на правах основных вошли такие понятия, как "энергия", "поле". Это - связи вполне явные; есть и более опосредованные, например, через физические принципы объяснения физиологических явлений.

Связь психологии и химии во многом аналогична, однако в ряде случаев более определенна. Так, существуют области, относительно которых выдвигаются и химические и физиологические, и психологические теории (например, механизмы памяти); химические процессы рассматриваются при анализе важных для психологии биологических явлений; наконец, существует психофармакология - научно-практическая дисциплина, изучающая закономерности воздействия на психику лекарственных препаратов.

4. Связь психологии с техническими науками.

Связь психологии и технических наук обусловлена тем, что человек является непосредственным участником всех технологических и производственных процессов. Человек был и остается основным участником этих процессов. Поэтому не случайно психологическая наука рассматривает человека как часть технического прогресса. В исследовании психологов, занимающихся разработкой социотехническнх систем, человек выступает как самый сложный элемент системы "человек-машина". Благодаря деятельности психологов создаются образцы техники, которые учитывают психические и физиологические возможности человека, в противном случае могли бы быть созданы технические образцы, которые в силу своих эргономических характеристик никогда не могли бы эксплуатироваться человеком.

Таким образом, современная психология тесно связана с различными областями науки и практики. Мы с полным основанием можем утверждать, что везде, где задействован человек, есть место психологической науке. Поэтому не случайно психология с каждым годом приобретает все большую популярность и распространение. В свою очередь, бурное развитие психологии, ее внедрение во все сферы практической и научной деятельности привело к возникновению разнообразных отраслей психологии.

5. Отрасли психологических знаний.

Современная психология - это весьма разветвленная наука, имеющая много отраслей. Отрасли психологии представляют собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных психологических исследований. Причем из-за бурного развития психологической науки каждые четыре-пять лет появляются новые направления.

Возникновение отраслей психологии обусловлено, во-первых, широким внедрением психологии во все сферы научной и практической деятельности, во-вторых, появлением новых психологических знаний. Одни отрасли психологии отличаются от других прежде всего тем комплексом проблем и задач, которые решает то пли иное научное направление. Вместе с тем все отрасли психологии условно можно разделить на фундаментальные (общие) и прикладные (специальные).

Фундаментальные (их еще называют базовыми) отрасли психологической науки имеют общее значение для понимания и объяснения различных психических явлений, в том числе поведения людей независимо от того, какой деятельностью они занимаются. Фундаментальные знания необходимы всем, кто занимается проблемами психологии и поведения людей. Фундаментальные знания - это тот базис, который не только объединяет все отрасли психологической пауки, но и служит основой для их развития. Поэтому фундаментальные знания, как правило, объединяют термином "общая психология".

Прикладными называются отрасли науки, достижения которых используются на практике. В большинстве случаев прикладные отрасли психологической науки решают конкретные задачи в рамках своего направления. Однако в некоторых случаях достижения или научные открытия прикладных отраслей могут носить фундаментальный характер, что определяет необходимость использования вновь полученного знания во всех отраслях и направлениях.

Следует также подчеркнуть, что в большинстве случаев прикладные отрасли психологии не являются изолированными друг от друга. Чаще всего в конкретной отрасли психологии используются знания или методология других ее отраслей. Например, космическая психология - отрасль психологической науки, занимающаяся проблемами психологического обеспечения деятельности человека в космосе, - включает в себя инженерную психологию, медицинскую психологию, педагогическую психологию и др.

Общая психология - отрасль психологической науки, объединяющая фундаментальные психологические знания и решающая задачи по исследованию индивида - конкретного представителя вида Homo sapiens. Она включает в себя теоретические и экспериментальные исследования, выявляющие наиболее общие психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии, ее основные понятия и категориальный строй. Основными понятиями общей психологии являются психические процессы (познавательные, волевые, эмоциональные), психические свойства (темперамент, характер, способности, направленность) и психические состояния.

Возникновение общей психологии как самостоятельной и фундаментальной отрасли психологической науки связано с именем С. Л. Рубинштейна, который систематизировал психологические знания и предложил методологию исследования психических явлений.

Структура общей психологии

Наиболее глобальные из интересующих общую психологию вопросов (мы ранее имели возможность отчасти их проследить при рассмотрении становления предмета психологии): что такое психика? Какова ее структура и функции? По каким законам она развивается в филогенезе и онтогенезе? Каковы уровни ее развития и по каким критериям их можно выделить? Как соотносятся психика и мозг? Какую роль в психическом развитии играют врожденное и приобретенное, биологическое и социальное? Каковы критерии различения нормального и аномального развития психики?

Помимо проблем, относящихся к психике в целом, общая психология рассматривает более частные, относящиеся к конкретным психическим процессам, состояниям и свойствам. Поскольку основной интерес для психологии представляет человек, общая психология обсуждает в первую очередь вопросы, связанные с личностью, деятельностью, общением, познавательными процессами человека, изучая их как в теоретическом плане, так и экспериментально. (Иногда как об отдельных дисциплинах в рамках общей психологи личности, психологии деятельности, психологии познавательных процессов).

На базе основных понятий общей психологии формируются понятия других отраслей психологической науки. Одной из наиболее известных наук, имеющих большое практическое значение, является педагогическая психология - отрасль психологии, изучающая психологические проблемы обучения и воспитания. Педагогическая психология исследует вопросы целенаправленного формирования познавательной деятельности и общественно значимых качеств личности, а также изучает условия, обеспечивающие оптимальный эффект обучения. Не менее значимыми для педагогической психологии являются вопросы учета индивидуальных особенностей обучаемого при построении учебного процесса и взаимоотношений ученика и учителя, а также взаимоотношений внутри учебного коллектива. Как самостоятельная отрасль психологической науки педагогическая психология зародилась во второй половине XIX в., что было обусловлено проникновением в психологию идей развития. Эволюция педагогической психологии в значительной мере определялась господствующими в психологии концепциями. Так, в конце XIX в. большую роль в развитии педагогической психологии сыграла интроспективная психология. Позднее ее развитие определялось бихевиористским направлением, которое предлагало в воспитании ориентироваться на жесткую "модификацию поведения". В основе современной отечественной педагогической психологии лежит фундаментальное положение о том, что сущностью индивидуального психического развития человека является усвоение им общественно-исторического опыта, зафиксированного в предметах материальной и духовной культуры. В то же время это усвоение осуществляется посредством активной деятельности человека, а средства и способы этой деятельности актуализируются в общении с другими людьми. По сферам применения педагогическую психологию можно разделить на психологию дошкольного воспитания, психологию обучения и воспитания в школьном возрасте с разделением на младший, средний и старший школьный возраст, психологию профессионального обучения, психологию высшей школы.

Очень близка к педагогической психологии следующая отрасль психологической науки - возрастная психология, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности от рождения до старости. Так же как и педагогическая психология, возрастная психология оформилась в качестве самостоятельной отрасли психологической науки в конце XIX в. Возникнув как детская психология, возрастная психология в процессе своего развития стала решать задачи целостного анализа онтогенетических процессов. В настоящее время основными разделами возрастной психологии являются: психология детства, психология юности, психология зрелого возраста, геронтопсихология. Возрастная психология изучает возрастную динамику психических процессов, что невозможно без учета влияния на индивидуальное развитие человека культурно-исторических, этнических и социально-экономических условий. Кроме того, для возрастной психологии имеют большое значение дифференциально-психологические различия, к которым относятся половозрастные и типологические свойства, поэтому очень часто исследования в возрастной психологии осуществляются с использованием приемов дифференциальной психологии.

Дифференциальная психология - отрасль психологической науки, изучающая различия как между индивидами, так и между группами, а также причины и последствия этих различий. Предпосылкой возникновения дифференциальной психологии явилось внедрение в психологию эксперимента, генетических и математических методов. Начало разработке данной отрасли психологии положил Ф. Гальтон, создавший ряд приемов и приборов для изучения индивидуальных различий и для статистического анализа данных. Термин "дифференциальная психология" был предложен в 1900 г. В. Штерном. Основными методами дифференциальной психологии стали тесты. Первоначально это были индивидуальные тесты, затем появились групповые, а позднее и проективные.

Поскольку и педагогическая, и возрастная, и дифференциальная психология оперируют понятием "группа", в тесной связи с ними находится социальная психология, изучающая закономерности поведения И деятельности людей, обусловленные фактом их включения в группы, а также психологические характеристики самих групп. Длительное время социально-психологические взгляды разрабатывались в рамках философии, и лишь к концу XIX в. появились первые самостоятельные социально-психологические концепции, такие как "психология пародов" (М. Лацарус, X. Штейпгаль, В. Вундт), "психология масс" (С. Сигле, Г. Лебон), теория "инстинктов социального поведения" (У. Макдугалл).

Началом самостоятельного существования социальной психологии считается 1908 г., когда одновременно появились работы английского психолога У.Макдугалла и американского социолога Э. Росса. В названиях этих работ содержался термин "социальная психология". Современная социальная психология как самостоятельная наука включает в себя следующие основные разделы: закономерности общения и взаимодействия людей (здесь исследуется, в частности, роль общения в системе общественных и межличностных отношений); психологические характеристики социальных групп, как больших (классы, нации), так и малых (где изучаются такие явления, как сплоченность, лидерство и т. д.); психология личности (сюда относятся проблемы социальной установки, социализации и др.).

В свою очередь, с социальной психологией тесно связаны политическая психология и психология искусства, так как в той или иной мере они рассматривают явления не только индивидуального, но и социального плана. Политическая психология - это отрасль психологии, изучающая психологические компоненты политической жизни и деятельности людей, их настроения, мнения, чувства, ценностные ориентации и т.п. Эти психологические феномены формируются и проявляются на уровне политического сознания наций, классов, социальных групп, правительств, индивидов и реализуются в их конкретных политических действиях.

Психология искусства - отрасль психологической науки, предметом которой являются свойства и состояния личности или группы лиц, обусловливающие создание и восприятие художественных ценностей, а также влияние этих ценностей на жизнедеятельность отдельной личности и общества в целом.

Рассмотренные прикладные отрасли психологической науки в той или иной степени связаны с образованием, воспитанием и, в целом, с развитием человека и человеческого общества. Кроме того, существуют отрасли психологии, которые занимаются решением других задач. Одна из таких отраслей - медицинская психология, изучающая психологические аспекты гигиены, профилактики, диагностики, лечения, экспертизы и реабилитации больных. В область исследований медицинской психологии входит широкий спектр вопросов, связанных с возникновением, развитием и течением болезни, влиянием тех или иных болезней на психику человека и, наоборот, влиянием психики на болезнь. Поэтому среди важнейших проблем медицинской психологии - взаимодействие психических и соматических процессов, закономерности формирования у больного представления о своем заболевании, изучение динамики осознания своего состояния у больного, использование компенсаторных и защитных механизмов личности в терапевтических целях, изучение психологического воздействия лечебных методов и средств.

Структура медицинской психологии включает ряд разделов, некоторые из них мы уже называли. Наиболее общими являются: клиническая психология, включающая патопсихологию, нейропсихологию, соматопсихологию; общая медицинская психология; психопрофилактика и психогигиена; психокоррекция.

Психология труда изучает психологические особенности трудовой деятельности, в частности профессионально важные качества личности определенной специальности, психологические основы организации и повышения продуктивности труда; отношения в трудовом коллективе, профессиональную мотивацию, определение профпригодности.

Не менее значимой для решения практических задач экономического развития общества и технического прогресса является инженерная психология - отрасль психологии, исследующая процессы и средства взаимодействия между человеком и машиной. Инженерная психология как самостоятельная наука возникла под влиянием научно-технической революции, преобразовавшей психологическую структуру производственных процессов. Ускорение технического развития, наблюдаемого во второй половине XIX и первой половине XX в., поставило вопрос о необходимости изучения психических возможностей человека в производственном процессе и определения средств и способов его взаимодействия с техникой. Основными проблемами, решаемыми инженерной психологией, являются: анализ задач человека в системах управления, распределение функций между человеком и автоматическими устройствами; исследование совместной деятельности операторов, информационного взаимодействия между ними и процессов общения; анализ психологической структуры деятельности операторов; исследование факторов, влияющих на эффективность, качество и надежность деятельности операторов: исследование процессов приема человеком информации; анализ процессов переработки информации человеком, ее хранения и принятия решений; разработка методов психодиагностики способностей человека в интересах решения задач профессионального психологического отбора и профессиональной ориентации; анализ процессов оптимизации обучения операторов.

Юридическая психология исследует отношения представителей правоохранительных специальностей с подсудимыми, осужденными и др., в частности психологию допросов и показаний, а также психологию исправления. Она также изучает психологию формирования противоправных аспектов деятельности и возможность предупреждения их.

Мы познакомились лишь с небольшим количеством отраслей психологической науки. Помимо названных существуют и другие, не менее интересные для научных исследований и не менее значимые для практической деятельности человека отрасли психологии, в том числе: спортивная психология, авиационная и космическая психология, военная психология, психология компьютеризации, экспериментальная психология. Однако все эти отрасли психологии являются не только самостоятельными направлениями, но и элементами единой комплексной науки - психологии - и используют единые подходы к решению своих специфических задач. Таким образом, для того чтобы получить специализацию в конкретной области психологической науки, необходимо прежде всего ознакомиться с ее фундаментальными основами.

Особое место занимает практическая психология, которая строится на базе специальных отраслей.

К сфере деятельности практического психолога относятся психологическая диагностика (т.е. описание состояния объектов, которыми, в зависимости от области работы, могут выступать личность - в различных отношениях, группы, организации; описание это осуществляется на основе специально разрабатываемых методов, о которых речь ниже), выработка рекомендаций по изменению ситуации и непосредственная работа с людьми, основанная на использовании специальных психологических техник - систем приемов, позволяющих, в зависимости от конкретной проблемы, улучшить взаимоотношения между людьми, облегчить страдания, помочь овладеть приемами организации собственной деятельности и др. (Выбор техник зависит преимущественно от того, на какую психологическую систему - теорию деятельности, психоанализ, бихевиоризм, гуманистическая психология и т.д. ориентирован психолог).

В нашей стране практический психолог работает преимущественно в структуре психологической службы учреждения (иногда представляя эту службу в одиночку!) или центра психологического консультирования, причем в последнее время развиваются и негосударственные психологические консультации.

Психологические службы - особые подразделения в структуре предприятий и организаций. Наибольшее развитие они нашли в промышленности и образовании.

Задачи психологических служб достаточно разнообразны. Так, на промышленных предприятиях психологи занимаются разработкой и проведением в жизнь мероприятий, направленных на повышение эффективности производства - естественно, мероприятий психологического плана, связанных с изменением психологического климата в группах (бригадах, сменах, цехах и др.), взаимоотношений на различных уровнях управления, межличностных взаимодействий, отношения к труду, совершенствованием рабочих мест, организации труда, подбора кадров и др. В задачу психологов входит разрешение межличностных конфликтов, консультирование сотрудников по поводу взаимоотношений на производстве и в семье, личностным проблемам.

Во многом аналогична психологическая служба школы (подразумевается не только средняя общеобразовательная школа, но и детский сад, учреждения профессионального технического образования, детские дома), но, естественно, со своей спецификой: в центре ее внимания - создание таких условий, при которых было бы возможно максимально гармоническое развитие личности ребенка. Следовательно, психологу приходится работать с такими условиями, бытиями, ситуациями, обстоятельствами, которые не позволяют ребенку полноценно личностно и интеллектуально совершенствоваться; именно это и вызывает необходимость психологического вмешательства. Причины, вызывающие зачастую очень печальные психологические последствия для ребенка, многообразны. Это могут быть взаимоотношения ребенка с учителем, отсутствие или неправильное применение индивидуального подхода в учебно-воспитательной работе, отвержение ребенка классом или важными для него соучениками, в целом плохой социально-психологический климат в классе и школе, семейные проблемы. Соответственно, в задачи психолога входит контроль за состоянием ребенка, группы (психодиагностика), предотвращение возможных причин негативных состояний ребенка (психопрофилактика, прежде всего в форме работы с родителями и учителями по их "психологическому просвещению" и в форме работы с ребенком - его психологической подготовке к возможным потенциально-травматическим ситуациям; отреагированию в работе с психологом тех личностных проблем, которые могут стать причиной межличностных конфликтов и др.), практическая работа по "выправлению" негативной психологической ситуации (психокоррекция). В связи с этим распространенной формой работы психолога выступает психологическое консультирование детей, родителей, учителей по личным, семейным, профессиональным проблемам. Важная задача школьного психолога - подготовка детей к жизни после школы; одним из основных направлений здесь выступает профессиональная ориентация с учетом склонностей и способностей ребенка.

Основные понятия и ключевые слова: философия, социология, история, физиология, биология, невропатология, психиатрия, физика, технологические процессы, общая психология, педагогическая психология, возрастная психология, дифференциальная психология, социальная психология, политическая психология, психология искусства, психология труда, юридическая психология, практическая психология.

Рекомендованная литература:

1. Немов Р.С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии. - М.: Владос, 1998.

2. Загальна психологія: Підручник / О.В.Скрипченко, Л.В.Долинська та ін. - К.: Либідь, 2005. - 464 с.

3. Маклаков А.Т. Общая психология. - СПб.; Питер, 2001. - 592 с.

4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию - М., 1997.

5. Рубинштейн С.Л. Основи общей психологии - СПб.: 1999.

6. Максименко С.Д., Соловієнко В.О. Загальна психологія - К.: МАУБ, 2000.

Вопросы для самоконтроля:

1. Как взаимосвязаны философия и психология?

2. Какие проблемы решают совместно психология и социология?

3. Каково значение связи психологии с историей?

4. Что связывает психологию с языковедением?

5. В чем находит соприкосновение психология и искусствоведение?

6. В чем проявляется взаимосвязь педагогики и психологии?

7. Чем обуславливается взаимосвязь психологии с медицинскими и биологическими науками?

8. Как связана психология с физикой и химией?

9. Какие проблемы решает психология в технологических и производственных процессах?

10. Какие задачи решает общая психология?

11. На какие цели направлена возрастная психология?

12. Какие задачи стоят перед дифференциальной психологией?

13. Какие задачи решает социальная психология?

14. В чем заключаются особенности политической психологии и психологии искусства?

15. Что изучает психология труда?

16. На что направлена практическая психология?

Тестовые задания:

1. Какое утверждение относится к совместным проблемам философии и психологии?

А) проблемы формирования речи, анализ языка в связи с мышлением, содержательная и экспрессивная сторона речевого общения;

Б) интерес к особенностям душевного облика в различные эпохи и в различных культурах;

В) заимствует методы изучения личности и человеческих отношений;

Г) проблемы сущности и происхождения человеческого сознания, природы высших форм человеческого мышления, методологические проблемы психологии.

2. Какое высказывание относится к связи социологии и психологии?

А) проблемы сущности и происхождения человеческого сознания, природы высших форм человеческого мышления, методологические проблемы психологии;

Б) заимствует методы изучения личности и человеческих отношений;

В) проблемы формирования речи, анализ языка в связи с мышлением, содержательная и экспрессивная сторона речевого общения;

Г) интерес к особенностям душевного облика в различные эпохи и в различных культурах.

3. Какое утверждение относится к связи психологии с историей?

А) интерес к особенностям душевного облика в различные эпохи и в различных культурах;

Б) проблемы сущности и происхождения человеческого сознания, природы высших форм человеческого мышления, методологические проблемы психологии;

В) проблемы формирования речи, анализ языка в связи с мышлением, содержательная и экспрессивная сторона речевого общения;

Г) заимствует методы изучения личности и человеческих отношений.

4. Как связано языкознание с психологией?

А) заимствует методы изучения личности и человеческих отношений;

Б) интерес к особенностям душевного облика в различные эпохи и в различных культурах;

В) проблемы формирования речи, анализ языка в связи с мышлением, содержательная и экспрессивная сторона речевого общения;

5. Какое высказывание говорит о связи психологии с искусствоведением?

А) воспитание и обучение детей не может не учитывать психологические особенности личности;

Б) соприкосновение в подходах к проблемам художественного творчества и личности художника, восприятие художественных произведений;

В) физиологические знания используются в психологии для того, чтобы лучше понять механизмы психических явлений;

Г) психология развивалась вместе с естествознанием и отражала то мировоззрение, которое объясняло картину окружающего мира;

Д) человек является участником всех технологических и производственных процессов.

6. Какое утверждение относится к связи психологии с педагогикой?

А) человек является участником всех технологических и производственных процессов;

Б) психология развивалась вместе с естествознанием и отражала то мировоззрение, которое объясняло картину окружающего мира;

В) соприкосновение в подходах к проблемам художественного творчества и личности художника, восприятие художественных произведений;

Г) физиологические знания используются в психологии для того, чтобы лучше понять механизмы психических явлений;

Д) воспитание и обучение детей не может не учитывать психологические особенности личности.

7. Какое утверждение относится к связи психологии с медицинскими и биологическими науками?

А) физиологические знания используются в психологии для того, чтобы лучше понять механизмы психических явлений;

Б) воспитание и обучение детей не может не учитывать психологические особенности личности;

В) человек является участником всех технологических и производственных процессов;

Г) соприкосновение в подходах к проблемам художественного творчества и личности художника, восприятие художественных произведений;

Д) психология развивалась вместе с естествознанием и отражала то мировоззрение, которое объясняло картину окружающего мира.

8. Какое высказывание относится к связи психологии с техническими науками?

А) психология развивалась вместе с естествознанием и отражала то мировоззрение, которое объясняло картину окружающего мира;

Б) соприкосновение творчества и личности художника, восприятие художественных произведений;

В) человек является участником всех технологических и производственных процессов;

Г) физиологические знания используются в психологии для того, чтобы лучше понять механизмы психических явлений;

Д) воспитание и обучение детей не может не учитывать психологические особенности личности.

9. Какое утверждение относится к связи психологии с физикой и химией?

А) воспитание и обучение детей не может не учитывать психологические особенности личности;

Б) психология развивалась вместе с естествознанием и отражала то мировоззрение, которое объясняло картину окружающего мира;

В) человек является участником всех технологических и производственных процессов;

Г) физиологические знания используются в психологии для того, чтобы лучше понять механизмы психических явлений;

Д) соприкосновение творчества и личности художника, восприятие художественных произведений.

10. Какие задачи решает общая психология?

А) изучает психологические компоненты общественной жизни и деятельности людей, их настроения, мнения, чувства, ценностные ориентации и т.п.;

Б) изучает закономерности общения и взаимодействия людей, психологические характеристики различных групп, психологию личности;

В) изучает различия между индивидами, а также причины и последствия этих различий;

Г) выявление наиболее общих психологических закономерностей, теоретические принципы и методы психологии, ее основные понятия и категории;

Д) изучает закономерности этапов психического развития и формирования личности от рождения и до смерти.

11. На что направлена возрастная психология?

А) выявление наиболее общих психологических закономерностей, теоретические принципы и методы психологии, ее основные понятия и категории;

Б) изучает различия между индивидами, а также причины и последствия этих различий;

В) изучает закономерности этапов психического развития и формирования личности от рождения и до смерти;

Г) выявление наиболее общих психологических закономерностей, теоретические принципы и методы психологии, ее основные понятия и категории;

Д) изучает закономерности общения и взаимодействия людей, психологические характеристики различных групп, психологию личности.

12. Какое высказывание относится к дифференциальной психологии?

А) изучает различия между индивидами, а также причины и последствия этих различий;

Б) изучает закономерности этапов психического развития и формирования личности от рождения и до смерти;

В) выявляет наиболее общие психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии, ее основные понятия и категории;

Г) изучает закономерности общения и взаимодействия людей, психологические характеристики различных групп, психологию личности;

Д) изучает общественные компоненты общественной жизни и деятельности людей, их настроения, мнения, чувства, ценностные ориентации и т.п.

13. Что относится к социальной психологии?

А) изучает общественные компоненты общественной жизни и деятельности людей, их настроения, мнения, чувства, ценностные ориентации и т.п.;

Б) изучает различия между индивидами, а также причины и последствия этих различий;

В) выявляет наиболее общие психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии, ее основные понятия и категории;

Г) изучает закономерности этапов психического развития и формирования личности от рождения и до смерти;

Д) изучает закономерности общения и взаимодействия людей, психологические характеристики различных групп, психологию личности.

14. Что изучает политическая психология?

А) закономерности этапов психического развития и формирования личности от рождения и до смерти;

Б) изучает закономерности общения и взаимодействия людей, психологические характеристики различных групп, психологию личности;

В) изучает психологические компоненты общественной жизни и деятельности людей, их настроения, мнения, чувства, ценностные ориентации и т.п.;

Г) изучает различия между индивидами, а также причины и последствия этих различий;

Д) выявляет наиболее общие психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии, ее основные понятия и категории.

15. Какое высказывание относится к психологии искусства?

А) выработка рекомендаций и непосредственная работа с людьми, направленная на улучшение взаимоотношений между людьми, облегчение страдания и др.;

Б) исследует отношения представителей правоохранительных специальностей с подсудимыми, осужденными и др.;

В) изучает психологические особенности профессиональной деятельности и качества личности для определенных специальностей, профессиональную мотивацию и др.;

Г) изучения свойств и состояний личности или группы лиц, обуславливающие сознание и восприятие художественных ценностей;

Д) изучает психологические аспекты гигиены, профилактики, диагностики, лечения и реабилитации больных.

16. Какое утверждение относится к медицинской психологии?

А) изучает психологические особенности профессиональной деятельности и качества личности для определенных специальностей, профессиональную мотивацию и др.;

Б) исследует отношения представителей правоохранительных специальностей с подсудимыми, осужденными и др.;

В) изучает психологические аспекты гигиены, профилактики, диагностики, лечения и реабилитации больных;

Г) изучения свойств и состояний личности или группы лиц, обуславливающие сознание и восприятие художественных ценностей;

Д) выработка рекомендаций и непосредственная работа с людьми, направленная на улучшение взаимоотношений между людьми, облегчение страдания и др.

17. Что относится к психологии труда?

А) изучает психологические аспекты гигиены, профилактики, диагностики, лечения и реабилитации больных;

Б) изучения свойств и состояний личности или группы лиц, обуславливающие сознание и восприятие художественных ценностей;

В) исследует отношения представителей правоохранительных специальностей с подсудимыми, осужденными и др.;

Г) изучает психологические особенности профессиональной деятельности и качества личности для определенных специальностей, профессиональную мотивацию и др.;

Д) выработка рекомендаций и непосредственная работа с людьми, направленная на улучшение взаимоотношений между людьми, облегчение страдания и др.

18. Какое утверждение относится к юридической психологии?

А) изучает психологические особенности профессиональной деятельности и качества личности для определенных специальностей, профессиональную мотивацию и др.;

Б) выработка рекомендаций и непосредственная работа с людьми, направленная на улучшение взаимоотношений между людьми, облегчение страдания и др.;

В) исследует отношения представителей правоохранительных специальностей с подсудимыми, осужденными и др.;

Г) изучает психологические аспекты гигиены, профилактики, диагностики, лечения и реабилитации больных;

Д) изучения свойств и состояний личности или группы лиц, обуславливающие сознание и восприятие художественных ценностей.

19. Какое высказывание относится к практической психологии?

А) выработка рекомендаций и непосредственная работа с людьми, направленная на улучшение взаимоотношений между людьми, облегчение страдания и др.;

Б) изучает психологические аспекты гигиены, профилактики, диагностики, лечения и реабилитации больных;

В) изучения свойств и состояний личности или группы лиц, обуславливающие сознание и восприятие художественных ценностей;

Г) изучает психологические особенности профессиональной деятельности и качества личности для определенных специальностей, профессиональную мотивацию и др.;

Д) исследует отношения представителей правоохранительных специальностей с подсудимыми, осужденными и др.

2

Показать полностью… https://vk.com/doc5444989_238638769
164 Кб, 10 ноября 2013 в 21:50 - Россия, Москва, МЭГУ, 2013 г., doc
Рекомендуемые документы в приложении