Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
doc

Студенческий документ № 091300 из МЭГУ

І СЕМЕСТР

МОДУЛЬ 3

Лекция № 4 (10)

Тема: "Сознание, его структура и функции"

План

1. Сущность сознания человека.

2. Возникновение и развитие сознания.

3. Сознательное и бессознательное.

4. Сознание и самосознание.

1. Сущность сознания.

Существенное отличие человека как вида от животных состоит в его способности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически оценивая его и думать о будущем, разрабатывая и реализуя рассчитанные на него планы и программы. Все это вместе взятое связано со сферой человеческого сознания.

Сознание является высшим уровнем отражения человеком действительности, если психику рассматривают с материалистических позиции. С точки зрения идеалистической позиции сознание является собственно человеческой формой психического начала бытия. В истории психологической науки сознание явилось труднейшей проблемой, которую до сих пор не удалось решить до конца ни с материалистической, ни с идеалистической позиции.

Однако, независимо от философских позиций исследователи сознания, с ним неизбежно связывали так называемую рефлексивную способность, т.е. готовность сознания к познанию других психических явлений и самого себя. Наличие у человека такой способности является основанием для существования и развития психологических наук, ибо без нее данный класс, феноменов был бы закрыт для познания.

Психологическая характеристика сознания человека включает:

* ощущение себя познающим субъектом;

* способность мысленно представлять существующую и воображаемую действительность;

* контролировать собственные психические и поведенческие состояния, управлять ими;

* способность видеть и воспринимать в форме образов окружающую действительность.

Ощущение себя познающим субъектом означает, что человек осознает себя как отделенное от остального мира существо, готовое и способное к изучению и познанию этого мира, т.е. к получению более или менее достоверных знаний о нем. Человек осознает эти знания как феномены, отличные от объектов, к которым они относятся, может сформулировать эти знания, выразив их в словах, понятиях, разнообразной иной символике, передать другому человеку и будущим поколениям людей, хранить, воспроизводить, работать со знаниями как с особым объектом.

Мысленное представление и воображение действительности, - вторая важная психологическая характеристика сознания. Она, как и сознание, в целом, тесным образом связана с волей. О сознательном управлении представлениями и воображением говорят обычно тогда, когда они порождаются и изменяются усилием воли. Волевые управления психическими процессами и состояниями всегда связывалось с сознанием.

Сознание тесным образом связано с речью и без нее в высших своих формах не существует. Сознательное отражение характеризуется рядом специфических свойств. Это, прежде всего, осмысленность представляемого, или осознаваемого, т.е. его словесно-понятийная означенность, наделенность определенным смыслом, в сознании отражаются не все и не случайные, а только основные, главные, существенные характеристики предметов, событий, явлений т.е. то, что характерно именно для них и отличает от других, иногда внешне похожие на них предметов и явлений.

Особенностью человеческого сознания также является его способность к коммуникации, т.е. передаче другим людям того, что осознает данный человек с помощью языка и других языковых систем.

Итак, сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в:

1. обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении;

2. конструктивно-творческом преобразовании действительности;

3. в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов;

4. в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.

Наряду с сознательными формами отражения и деятельности для человека характерны и такие, которые находятся как бы за "порогом" сознания. Это отдельная проблема требует специального рассмотрения.

2. Возникновение и развитие сознания.

Сознание человека возникло и развивалось в общественный период его существования и история становления сознания не выходит за рамки тех нескольких десятков тысяч лет, которые мы относим к истории человеческого общества. Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей, т.е. труд. Эта деятельность предполагает создание такого продукта, который всеми участниками совместной деятельности осознается как цель их сотрудничества. Индивидуальное сознание возникло, вероятно, в процессе коллективной деятельности, как необходимое условие ее организации, каждый представляет цель в совместной деятельности.

Точно также, по-видимому, в онтогенезе возникает и начинает развиваться индивидуальное сознание ребенка. Для его становления также необходимы совместная деятельность и общение взрослого с ребенком, выделение, осознание и словесное обозначение цели взаимодействия. С самого начала фило- и онтогенетического возникновения и развития человеческого сознания его субъективным носителем становилась речь, которая вначале выступает как средство общения (сообщения), а затем становятся средством мышления (обобщения). Индивидуальное сознание ребенка формируется на базе и при условии существования коллективного сознания путем его присвоения (интериоризация, социализация).

Особое значение для развития человеческого сознания имеет продуктивный, творческий характер человеческой деятельности. Образы, мысли, представления и чувства людей материально воплощаются в предметах их творческого труда и при последующем восприятии этих предметов именно как воплотивших в себе психологию творцов становятся осознанными. Поэтому творчество есть путь и средство самосознания и развития сознания человека через восприятие им своих собственных творений.

В начале своего развития сознание человека было направленно на внешний мир. Позднее появилась рефлексивная способность, т.е. осознание и того, что сам человек для себя может и должен стать объектом познания. Данное направление в развитии сознания можно обозначить как рефлексивное.

Второе направление связанно с мышлением и постепенным соединением мысли со словом. Слова языка наполняются глубинным смыслом и превращаются в понятия.

Слово - понятие и есть единица сознания, а направление, в русле которого оно возникает, можно обозначить как понятийное.

Каждая новая историческая эпоха своеобразно отражается в сознании современников и с изменением исторических условий существования людей меняется их сознание. Филогенез его развития можно представить в историческом плане. Но, то, же самое можно утверждать и в отношении сознания человека, в ходе его онтогенетического развития, когда благодаря произведениям культуры, созданными людьми, индивид все глубже проникает в психологию живших до него народов. Это, например, в развитии сознания обозначается как исторический.

В данный момент истории сознания людей продолжается развиваться и развитие идет с определенным ускорением, вызванное ускоренными темпами научного, культурного и технического прогресса.

Происходит также расширение сферы осознаваемого человеком в себе и окружающем мире.

3. Сознание и бессознательное.

Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека, и далеко не все, что воспринимается и управляет поведением человека, актуально осознается им. Кроме сознания у человека есть бессознательное. Это те явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действию на поведение похожи на осознаваемые психические, но актуально человеком не рефлексируются, т.е. не осознаются.

Бессознательное начало так или иначе представлено практически во всех психических процессах, свойствах, состояниях человека. Есть бессознательные ощущения, к которым относятся равновесия, проприоцептивные (мышечные) ощущения.

Неосознаваемые образы восприятия проявляются в феноменах, связанные с узнаванием ранее виденного, в чувстве знакомости.

Бессознательная память - это та память, которая управляет мышлением, воображением, вниманием, определяя содержание мыслей в данный момент времени, его образы, объекты, на которые направленно внимание.

Бессознательная мотивация, влияющая на направленность и характер. поступков. Главный интерес для психологии представляет так называемое личностное проявление бессознательного, в котором помимо желания, сознания и воли человека, оно проявляется в своих наиболее глубоких чертах. Большой вклад в разработку проблемы личностного бессознательного внес З.Фрейд.

Бессознательное в личности человека - это те качества, интересы, потребности и т.п., которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях. Одно из таких явлений - ошибочные действия: оговорки, описки, ошибки при написании или слушании слов.

В основе другой группы бессознательных явлений лежит непроизвольное забывание имен, обещаний, намерений, предметов, событий и др., что прямо или косвенно связанно для человека с непринятыми переживаниями.

Третья группа бессознательных явлений личностного характера относится к разряду представлений и связана с восприятием, памятью, и воображением: сновидения, грезы, мечты. Содержание сновидений, по З.Фрейду, связано с бессознательными желаниями, чувствами, намерениями человека, его неудовлетворение или вполне удовлетворение важными жизненными потребностями.

В своем сюжетно-тематическом содержании сновидения почти всегда связаны с неудовлетворением желаний и является символической способностью устранения нарушающих нормальный сон импульсов порождаемых этими желаниями. Во сне неудовлетворение потребностей получают галлюцинаторную реализацию. Если соответствующие мотивы поведения неприменимы для человека, то они даже во сне блокируются нормами морали, так называемой цензурой. Действия цензуры искажают, запутывают содержание сновидений, делает их алогичными, непонятыми и странными. Для их расшифровки требуется специальная интерпретация, называемая психоанализом.

Сознательное управление самыми сложными формами поведения, требующие постоянного контроля и внимания, включается в следующих случаях:

а) когда неожиданно возникают сложные интеллектуальные проблемы;

б) когда требуется преодолеть психическое или сопротивление;

в) когда надо найти выход из конфликтной ситуации;

г) в ситуации потенциальной угрозы.

Такие ситуации возникают практически беспрерывно, Поэтому сознание как высший уровень психической регуляции поведения постоянно присутствует и функционирует. Однако наряду с ним многие поведенческие акты осуществляются на уровне пред- и бессознательной регуляции.

Существуют разные типы бессознательных психических явлений, которые по-разному соотносятся с сознанием:

1. Бессознательные психические явления, находящиеся в области предсознания, т.е. факты, связанные с более низким уровнем психической регуляции поведения, чем сознание. Это бессознательные ощущения, восприятие, память, мотивы, установки.

2. Бессознательные психические явления, которые раньше осознавались человеком, но со временем ушли в среду бессознательного. К ним относятся, например, двигательные умения и навыки, которые в начале своего формирования представляют собой сознательно контролируемые действия (ходьба, речь, умения писать, пользоваться различными инструментами).

3. Третий тип бессознательных явлений - относится к личностным явлениям. Это - желания, мысли, намерения, потребности, вытесненные из сферы человеческого сознания под влиянием цензуры. Каждый из типов бессознательных явлений по-разному связаны с поведением человека и его сознательной регуляцией.

4. Сознание и самосознание.

Одним из важнейших вопросов при анализе проблемы самосознания является выяснение соотношения сознания и самосознания. Большинство "философов и психологов считают, что по своему происхождению это однопорядковые явления психики. Несмотря на специфику проявлений и развития, разделить их можно только в абстракции, поскольку в реальной жизнедеятельности индивида они внутренне едины - в процессах сознания Самосознание присутствует в форме осознавания отнесенности акта сознания именно моему Я, а процессы самосознания могут осуществляться только на основе сознания.

Интерес человека к себе, к своему "Я", издавна был предметом особого внимания. И кто знает, может быть, именно из этого интереса и возникла сама психология как наука. Поведение человека всегда, так или иначе, сочетается с его представлением о себе ("образ "Я"") и с тем, каким он хотел бы быть. Изучение свойств самосознания адекватности самооценок представляется любопытным в связи с формированием жизненной позиции личности.

Проблема самосознания человека чрезмерно сложна. Каждый человек имеет множество образов своего "Я", существующих в разных ракурсах: каким воспринимает себя сам человек в настоящий момент, каким он мыслит идеал своего "Я", каким это "Я" выглядит в глазах других людей и т.д. Будучи субъектом познания, человек вместе с тем выступает и как объект для самого себя.

Что же такое самосознание? Один из самых авторитетных исследователей феномена самосознания И.С.Кон дает следующее определение: "Совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а его представления о самом себе складываются в определенный "образ "Я"".

Психологическую сущность "Я" другой видный отечественный исследователь А.Г.Спиркин охарактеризовал следующим образом: "Под понятием "Я" имеется в виду личность, освещенная светом своего собственного самосознания, то есть такая личность, какой сама она воспринимает, знает и чувствует себя. "Я" - это регулятивный принцип психической жизни, самоконтролирующая сила духа, это все, чем мы являемся и для мира, и для других людей в своей сущности и прежде всего для самих себя в своем самосознании, самооценке и самопознания. "Я" предполагает знание и отношение к объективной реальности и постоянное ощущение в ней самого себя".

И.С.Кон также считает, что "образ "Я" - это не просто отражение в форме представления или понятия, а социальная установка, отношение личности к самой себе, которое включает, как и любая установка, три компонента:

1) познавательный (когнитивный) - это знание себя;

2) эмоциональный (оценка своих качеств);

3) поведенческий (практическое отношение к себе).

И.И.Чеснокова в структуре самосознания также выделяет 3 взаимосвязанных компонента: самопознание, эмоционально-ценностное отношение к себе и саморегулирование поведения личности. Как видно, выделенные ею компоненты фактически совпадают со структурой самосознания, намеченной И.С.Коном.

Мы уже отмечали, что образ "Я" - не статическое, а чрезвычайно динамическое образование личности. Образ "Я" может переживаться как представление о себе в момент самого переживания, обычно обозначаемое в психологии как "реальное Я". Но образ "Я" вместе с тем и "идеальное Я" субъекта, то, каким он должен был быть, стать, чтобы соответствовать социальным нормам и ожиданиям окружающих. Возможно еще и "фантастическое Я" - то, каким субъект желал бы стать, если бы это оказалось для него возможным. Естественно, что преобладание в структуре личности фантастических представлений о себе, не сопровождающихся поступками, которые способствовали бы осуществлению желаемого, дезорганизует деятельность и самосознание человека и, в конце концов, может его жестоко травмировать, ввиду очевидного несовпадения желаемого и действительного.

Степень адекватности образа "Я" выясняется при изучении одного из важнейших его аспектов - самооценки личности, т.е. оценки личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Это наиболее существенная и наиболее изученная в психологии сторона самосознания личности.

С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.

Как же личность осуществляет самооценку? Человек, как известно, становится личностью в результате совместной деятельности и общения, Все, что сложилось и отстоялось в личности, возникло благодаря совместной с другими людьми деятельности и в общении с ними. Человек включается в деятельность и общение и там черпает некоторые существенно важные ориентиры для своего поведения, все время сверяет то, что он делает, с тем, чего от него ожидают окружающие. В конечном счете, если оставить в стороне удовлетворение естественных потребностей, все, что человек делает для себя, он делает это вместе с тем и для других, даже в том случае, когда ему кажется, что он делает что-то только для себя. Уже сложившиеся оценки собственного "Я" есть результат постоянного сопоставления того, что личность наблюдает в себе, с тем, что видит в других людях. Человек, уже зная кое-что о себе, присматривается к другому человеку, сравнивает себя с ним, предполагает, что тот небезразличен к его личностным качествам, поступкам; и все это входит в самооценку личности и определяет ее психологическое самочувствие. Другими словами, у личности всегда имеется референтная группа, с которой она считается, в которой черпает свои ценностные ориентации, идеалы которой являются ее идеалами, интересы - ее интересами.

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний личности. Уровень притязаний - это желаемый уровень самооценки личности (уровень образа "Я", проявляющийся в степени трудности цели, которую индивид ставит перед собой). Стремление к повышению самооценки в том случае, когда человек имеет возможность свободно выбирать степень трудности очередного действия, порождает конфликт двух тенденций: с одной стороны, стремление повысить притязания, чтобы пережить максимальный успех, а с другой - снизить притязания, чтобы избежать неудачи. В случае успеха уровень притязаний обычно повышается, человек проявляет готовность решать, более сложные задачи, при неуспехе - соответственно снижается. Уровень притязания личности в конкретной деятельности может быть определен довольно точно.

Экспериментально показано, что уровень своих притязаний личность устанавливает где-то между чересчур трудными и чересчур легкими задачами и целями таким образом, чтобы сохранить на должной высоте свою самооценку. Формирование уровня притязаний определяется не только предвосхищением успеха или неудачи, но прежде всего учетом и оценкой прошлых успехов и неудач.

Основные понятия и ключевые слова: Сознание, рефлексивная способность, познающий субъект, мысленное представление, связь сознания с речью, способность к коммуникации, способность сознания к управлению, бессознательное в психике, предсознание, самосознание, образ "Я", уровень притязания.

Рекомендуемая литература:

1. Бернс Р.В. Развитие Я-концепции и восприятие. М.: 1986.

2. Гримак Л.В. Резервы человеческой психики: Введение в сихологию активности. М.: Политиздат, 1989.

3. Дельгадо Х. Мозг и сознание / Пер. с англ. под ред. Г.Д.Смирнова. - М.: Мир, 1971.

4. Загальна психологія: Підручник / О.В.Скрипченко, Л.В.Долинська та ін.. - К.: Либідь, 2005.

5. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М.: 1984.

6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: 1975.

7. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2001.

8. Немов Р.С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3-х кн. Кн. 1 : Общие основы психологии: 2-е изд. - М.: Владос, 1998.

9. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. - М., 1957.

10. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М.: 1972.

11. Столин В.В. Самосознание личности. - М.: 1983.

12. Чеснокова И.И. Проблема самосзнания в психологии. - М.: 1977.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что означает рефлексивная способность сознания?

2. В чем заключается ощущение себя познающим субъектом?

3. Что относится к мысленному представлению существующей и воображаемой действительности?

4. В чем проявляется связь сознания с речью?

5. Что послужило причиной возникновения и развития сознания?

6. В чем проявляется бессознательное в личности человека?

7. В каких случаях проявляется сознательное управление сложными формами поведения?

8. Какие существуют типы бессознательных психических явлений?

9. В каких взаимоотношениях находятся сознание и самосознание?

10. Дайте общую характеристику самосознания.

11. В чем заключается самооценка личности?

12. Что означает уровень притязания личности и как он соотносится с самооценкой?

Тестовые задания:

1. Какое высказывание характеризует рефлексивную способность сознания?

А) осмысленность представляемого, т.е. его словесно-понятийная означеность;

Б) о сознательном управлении представлениями и воображением говорят обычно тогда, когда они порождаются и изменяются усилием воли;

В) готовность сознания к познанию других психических явлений и самого себя;

Г) человек осознает себя как отдельное от остального мира существо, готовое и способное к изучению и познанию мира.

2. Какое утверждение относится к такому качеству сознания как к ощущению себя познающим субъектом?

А) готовность сознания к познанию других психических явлений и самого себя;

Б) человек осознает себя как отдельное от остального мира существо, готовое и способное к изучению и познанию мира;

В) осмысленность представляемого, т.е. его словесно-понятийная означеность;

Г) о сознательном управлении представлениями и воображением говорят обычно тогда, когда они порождаются и изменяются усилием воли.

3. Что относится к такому качеству сознания как мысленное представление существующей и воображаемой действительности?

А) о сознательном управлении представлениями и воображением говорят обычно тогда, когда они порождаются и изменяются усилием воли;

Б) осмысленность представляемого, т.е. его словесно-понятийная означеность;

В) человек осознает себя как отдельное от остального мира существо, готовое и способное к изучению и познанию мира;

Г) готовность сознания к познанию других психических явлений и самого себя.

4. Какое утверждение подчеркивает тесную связь сознания с речью?

А) готовность сознания к познанию других психических явлений и самого себя;

Б) человек осознает себя как отдельное от остального мира существо, готовое и способное к изучению и познанию мира;

В) осмысленность представляемого, т.е. его словесно-понятийная означеность;

Г) о сознательном управлении представлениями и воображением говорят обычно тогда, когда они порождаются и изменяются усилием воли.

5. Какое высказывание характеризует способность сознания коммуникации?

А) разумное регулирование и самоконтроль поведения человека;

Б) готовность сознания к познанию других психических явлений;

В) передаче другим людям того, что осознает данный человек с помощью языка и других языковых систем;

Г) высшая свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности.

6. Какое высказывание относится к способности сознания к управлению собственной психикой и поведением?

А) готовность сознания к познанию других психических явлений;

Б) передаче другим людям того, что осознает данный человек с помощью языка и других языковых систем;

В) высшая свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности.

Г) разумное регулирование и самоконтроль поведения человека.

7. В каком утверждении дается общая характеристика сознания?

А) высшая свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности;

Б) готовность сознания к познанию других психических явлений;

В) разумное регулирование и самоконтроль поведения человека;

Г) передаче другим людям того, что осознает данный человек с помощью языка и других языковых систем.

8. Что относится к бессознательным ощущениям?

А) качества, интересы, потребности и т.п., которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются в непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях (описки, оговорки, ошибки при написании слов; забывание имен, обещаний, предметов и событий, связанных с неприятными переживаниями);

Б) относятся ощущения равновесия, проприоцептивные (мышечные) ощущения;

В) влияет на направленность и характер поступков;

Г) управляет мышлением, воображением, внимаем, определяя содержание мыслей, образы объекты, на которые направлено внимание;

9. Какое высказывание относится к бессознательной памяти?

А) качества, интересы, потребности и т.п., которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются в непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях (описки, оговорки, ошибки при написании слов; забывание имен, обещаний, предметов и событий, связанных с неприятными переживаниями);

Б) относятся ощущения равновесия, проприоцептивные (мышечные) ощущения;

В) влияет на направленность и характер поступков;

Г) управляет мышлением, воображением, внимаем, определяя содержание мыслей, образы объекты, на которые направлено внимание.

10. Что относится к бессознательной мотивации?

А) управляет мышлением, воображением, внимаем, определяя содержание мыслей, образы объекты, на которые направлено внимание;

Б) влияет на направленность и характер поступков;

В) относятся ощущения равновесия, проприоцептивные (мышечные) ощущения;

Г) качества, интересы, потребности и т.п., которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются в непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях (описки, оговорки, ошибки при написании слов; забывание имен, обещаний, предметов и событий, связанных с неприятными переживаниями).

11. Какое утверждение характеризует бессознательное в личности человека?

А) влияет на направленность и характер поступков;

Б) качества, интересы, потребности и т.п., которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются в непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях (описки, оговорки, ошибки при написании слов; забывание имен, обещаний, предметов и событий, связанных с неприятными переживаниями);

В) управляет мышлением, воображением, внимаем, определяя содержание мыслей, образы объекты, на которые направлено внимание;

Г) относятся ощущения равновесия, проприоцептивные (мышечные) ощущения.

12. Какое утверждение относится к бессознательным психическим явлениям, которые находятся в области подсознания?

А) желания, мысли, намерения, потребности, вытесненные из сознания под влиянием цензуры;

Б) двигательные навыки и умения - ходьба, речь, умение писать, пользоваться инструментами;

В) факты, связанные с более низким уровнем психической регуляции - ощущения, восприятие, память, мотивы, установки.

13. Какое высказывание характеризует бессознательные психические явления, которые осознавались человеком, но со временем ушли в сферу бессознательного?

А) двигательные навыки и умения - ходьба, речь, умение писать, пользоваться инструментами;

Б) желания, мысли, намерения, потребности, вытесненные из сознания под влиянием цензуры;

В) факты, связанные с более низким уровнем психической регуляции - ощущения, восприятие, память, мотивы, установки.

14. Что относится к типу личностных бессознательных явлений?

А) факты, связанные с более низким уровнем психической регуляции - ощущения, восприятие, память, мотивы, установки;

Б) двигательные навыки и умения - ходьба, речь, умение писать, пользоваться инструментами;

В) желания, мысли, намерения, потребности, вытесненные из сознания под влиянием цензуры.

15. В каком высказывании дается определение самосознанию?

А) самосознание (когнитивный), эмоционально-ценностное отношение к себе и саморегулирование;

Б) совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности;

В) личность какой сама она воспринимает, знает и чувствует себя.

16. Какое утверждение относится к понятию "образ Я"?

А) личность какой сама она воспринимает, знает и чувствует себя;

Б) самосознание (когнитивный), эмоционально-ценностное отношение к себе и саморегулирование;

В) совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности.

17. В каком высказывании раскрывается структура самосознания?

А) совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности;

Б) личность какой сама она воспринимает, знает и чувствует себя;

В) самосознание (когнитивный), эмоционально-ценностное отношение к себе и саморегулирование.

18. Какое утверждение относится к "реальному Я"?

А) желаемый уровень самооценки личности, проявляющийся в степени трудности цели, которую индивид ставит перед собой;

Б) образ "Я" переживается как представление о себе в момент самого переживания;

В) то, каким субъект желал бы стать, если бы это оказалось для него возможным;

Г) каким субъект должен был быть, стать, чтобы соответствовать социальным нормам и ожиданиям окружающих;

Д) определение личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

19. Какое высказывание характеризует "идеальное Я"?

А) каким субъект должен был быть, стать, чтобы соответствовать социальным нормам и ожиданиям окружающих;

Б) образ "Я" переживается как представление о себе в момент самого переживания;

В) то, каким субъект желал бы стать, если бы это оказалось для него возможным;

Г) определение личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей;

Д) желаемый уровень самооценки личности, проявляющийся в степени трудности цели, которую индивид ставит перед собой.

20. Что относится к определению "фантастическое Я"?

А) каким субъект должен был быть, стать, чтобы соответствовать социальным нормам и ожиданиям окружающих;

Б) образ "Я" переживается как представление о себе в момент самого переживания;

В) определение личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей;

Г) каким субъект желал бы стать, если бы это оказалось для него возможным;

Д) желаемый уровень самооценки личности, проявляющийся в степени трудности цели, которую индивид ставит перед собой.

21. Что относится к определению самооценки личности?

А) каким субъект должен был быть, стать, чтобы соответствовать социальным нормам и ожиданиям окружающих;

Б) желаемый уровень самооценки личности, проявляющийся в степени трудности цели, которую индивид ставит перед собой;

В) образ "Я" переживается как представление о себе в момент самого переживания;

Г) определение личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей;

Д) то, каким субъект желал бы стать, если бы это оказалось для него возможным.

22. Какое утверждение относится к уровню притязаний личности?

А) определение личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей;

Б) образ "Я" переживается как представление о себе в момент самого переживания;

В) желаемый уровень самооценки личности, проявляющийся в степени трудности цели, которую индивид ставит перед собой;

Г) то, каким субъект желал бы стать, если бы это оказалось для него возможным;

Д) каким субъект должен был быть, стать, чтобы соответствовать социальным нормам и ожиданиям окружающих.

7

Показать полностью… https://vk.com/doc5444989_238639170
107 Кб, 10 ноября 2013 в 21:50 - Россия, Москва, МЭГУ, 2013 г., doc
Рекомендуемые документы в приложении