Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Студенческий документ № 091430 из МЭГУ

109. Действия, направленные на насильственное изменение или свержение конституционного строя или на захват государственной власти

1. Действия, совершенные с целью насильственному изменению или свержению конституционного строя или захват государственной власти, а также сговор о совершении таких действий -наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.

2. Публичные призывы к насильственному изменению или свержению конституционного строя или к захвату государственной власти, а также распространение материалов с призывами к совершению таких действий -наказываются ограничением свободы на срок до трех лет или лишением свободы на тот же срок.

3. Действия, предусмотренные частью второй настоящей статьи, совершенные лицом, которое является представителем власти, или повторно, или организованной группой, или с использованием средств массовой информации,-наказываются ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на тот же срок.

1. Объектом преступления является установленный Конституцией и законами Украины порядок создания и деятельности высших органов государственной власти, нарушение которого создает угрозу безопасности государства в политической сфере.

Конституционный строй включает установленные Конституцией Украины основная основы жизнедеятельности общества, государства и человека в Украине. Его составляющими являются: 1) суверенитет государства (верховенство и независимость государственной власти внутри страны и н независимость В международных отношениях); 2) форма правления (способ организации Государственной власти, за которым единственным органом законодательной власти в Украине является Верховная Совет Украины, главой государства - Президент Украины, высшим органом исполнительной власти - Кабинет Министров Украины и др.); 3) государственный строй (унитарный с соответствующим разделением властных полномочий между высшими и центральными и местными органами государственной власти) и целостность территории; 4) государственный режим (демократический, что, в частности, предусматривает возможность осуществления народного волеизъявления через выборы, референдум и другие формы непосредственной демократии, гарантии местного самоуправления, защита государством прав и свобод человека и гражданина, грунтование общественной жизни на принципах политического, экономического и идеологического многообразия).

Государственная власть - это система сформированных в порядке, предусмотренном Конституцией и законами Украины, органов, которые олицетворяют собой власть главы государства, законодательную, исполнительную и судебную власть - Президент, парламент, высшие, центральные и местные органи.виконавчої власти, высшие и местные органы судебной власти, а также органы местного самоуправления и контрольно-надзорные и некоторые другие органы, которые, пользуясь определенной независимостью, dejure не принадлежат к трем главных ветвей власти (прокуратура Украины, Национальный банк Украины, Счетная палата Украины, Высший совет юстиции Украины и т.п.). Таким образом, существующая в Украине государственная власть является частью ее конституционного строя.

В диспозиции ст. 109 понятие "государственная власть" применяется, так сказать, в узком смысле. Другими словами, речь можно вести о уголовную ответственность за действия, совершенные с целью неконституционного захвата власти Президента Украины, высшей законодательной, исполнительной или высшей судебной власти Украины, поскольку только при условии получения такой власти группа лиц может существенно повлиять на суверенитет государства, его форму правления, государственное устройство и государственный режим и причинить вред государственной безопасности в масштабе государства. Действия, совершенные с целью захвата власти на уровне местного самоуправления, или заговор о совершении таких действий могут быть квалифицированы как превышение власти или самоуправство. Такие действия, как провозглашение определенной административно-территориальной единицы Украины суверенным государством, квалифицируются по ст. 110 как посягательство на территориальную целостность Украины.Под государственной властью в ст. 109 следует понимать лишь легитимную власть. Поэтому действия, направленные на захват ранее узурпированной другими лицами, нелегитимной государственной власти, не содержат состава рассматриваемого преступления, и, если фактически совершенное деяние не содержит состава другого преступления, должны рассматриваться только в политической, а не правовой плоскости.

2. С объективной стороны преступление может оказаться в таких формах: 1) действия, совершенные с целью насильственному изменению или свержению конституционного строя или захват государственной власти; 2) заговор о совершении таких действий (ч. 1 ст. 109); 3) публичные призывы к насильственному изменению или свержению конституционного строя или к захвату государственной власти; 4) распространение материалов с призывами к. совершение таких действий (ч. 2 ст. 109).

До действий, совершенных с целью насильственному изменению или свержению конституционного строя или захват государственной власти, можно отнести создание с указанного целью не предусмотренных законодательством военизированных или вооруженных формирований или групп, захвата и удержания зданий или сооружений, обеспечивающих деятельность органов государственной власти (скажем, зданий, где расположены ВР, Администрация Президента Украины, KM), организация крупномасштабных массовых беспорядков (в этих случаях действия виновного должны квалифицироваться по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 109 и ст. ст. 260, 341 или 294 ), а так же фактическое создание незаконных высших органов государственной власти и др. В законе не указывается даже примерный перечень соответствующих действий, однако, исходя из цели их совершения, к ним можно отнести лишь такие действия, совершение которых фактически может быть средством ее достижения.

По конструкции диспозиции ч. 1 ст. 109 способ совершения действий, направленных на изменение или свержение конституционного строя, всегда является насильственным, а для действий, совершенных с целью захвата государственной власти, такой способ не является обязательным.

Заговор в ст. 109 предусматривает соглашение, достигнутое между двумя или более лицами, совершение совместных действий с целью насильственному изменению или свержению конституционного строя или захват государственной власти, которая содержит определенные существенные условия, касающиеся способа указанных действий, сил и средств. Заговор является законченным с момента достижения соглашения с указанных существенных условий. Группу лиц, достигших указанного выше соглашения, можно рассматривать как обычную группу лиц, которые имеют предварительный сговор на совершение преступления (в данном случае это уже является преступлением, состав которого построен как усеченный), но не. как организованную группу, а тем более преступную организацию.

Публичные призывы предусматривают хотя бы одно открытое обращение к неопределенному, но значительного круга лиц, в котором высказываются идеи, взгляды или требования, направленные на то, чтобы путем распространения их среди населения или его отдельных категорий (представителей власти, военнослужащих и т.д.) склонить определенное количество лиц к определенным действиям. Если такие призывы обращены к конкретной личности, они квалифицируются как подстрекательство к совершению действий, целью которых является насильственное изменение или свержение конституционного строя или захопленая государственной власти. Публичность является оценочной признаку, и вопрос о наличии ее должен решаться в каждом конкретном случае с учетом времени, места, обстановки осуществления призывов и т.д.

Призывы следует отличать от распространения ложных слухов, Которые могут вызвать панику среди населения или нарушение общественного порядка, ответственность за которое предусмотрена ст. 173-1 КАП.

Преступление в этой форме является оконченным с момента высказывания виновным соответствующего призыва, направленного на его восприятие более или менее широкой аудиторией. Единичный факт высказывания соответствующих идей нескольким лицам не может рассматриваться как публичные призывы.

Распространение материалов - это действия, целью которых является доведение содержания соответствующих материалов к сведению многих людей (неаизначеної их количества или определенного круга).

Для квалификации этого преступления имеет значение способ публичных Призывов и распространения материалов. Публичные призывы могут иметь место на митинге, собрании и т.п., а распространение материалов - осуществляться путем подбрасывания листовок в почтовых ящиков, расклейка их на досках для объявлений, рассылка

писем определенным группам адресатов и т.п. и только в этом случае квалифицируются по ч. 2 ст. 109. Публичные призывы и распространение материалов с использованием средств массовой информации влекут ответственность по ч. Из ст. 109.

Материалы - письменные или зафиксированы на другом носителе информации (дискете, аудио-или видео-кассете) обращение, листовки, плакаты, газеты, журналы и т.п. - здесь выступают средствами совершения преступления. Ведь они являются вещами, которые находятся в динамическом (а не в статическом, в отличие от предмета преступления) состоянии и с помощью них субъект воздействует на объект этого преступления. Поскольку законодатель использует этот термин в множественном числе, распространение одного экземпляра соответствующего материала не содержит состава преступления.

Распространение материалов является оконченным преступлением с момента, когда хотя бы доля указанных подготовленных материалов попала до адресатов. Изготовление, хранение, ношение таких материалов с целью их распространения квалифицируется как приготовление к совершению преступления за.ст. 14 и ч. 2 ст. 109.

3. Субъект преступления общий.

4. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Кроме того, для этого преступления в первых двух его формах характерной является специальная цель: насильственная смена;или свержение конституционного строя или захват государственной власти Насильственным следует считать такой способ действий, для которого характерно применение силы, в том числе вооруженной, других средств незаконного принуждения.

Для публичных призывов к насильственному изменению или свержению конституционного строя или к захвату государственной власти и распространение материалов с призывами к совершению таких действий закон не предусматривает указанную цель как обязательный признак состава: ответственность за эти действия должен нести и лицо, совершившее их по поручению других лиц за денежное вознаграждение, то есть с корыстной целью.

5. Ч. Из ст. 109 предусматривает признаки, которые обременяют рассматриваемый преступление, если оно совершено в формах, указанных в ч. 2 этой статьи. Согласно них квалифицированными видами публичных призывов к насильственному изменению или свержению конституционного строя или к захвату государственной власти, а так же распространение материалов с призывами к совершению таких действий, кроме их совершения с использованием средств массовой информации, о чем уже говорилось выше, есть также совершение таких действий представителем власти, или повторно, или организованной группой лиц.О понятии представитель власти, повторность, организованная группа см. комментарий, соответственно, к ст. ст. 364, 32, 28. Повторными в ст. 109 следует считать публичные призывы к насильственному изменению или свержению конституционного строя или к захвату государственной власти, а также распространение материалов с призывами к таким действиям, совершенные лицом, ранее уже совершил подобное преступление в указанных формах. Под средствами массовой информации надо понимать печатные средства массовой информации - периодические печатные издания (прессу) - газеты, журналы, бюллетени, сведения, информационные листки. и разовые издания с определенным тиражом, а также аудиовизуальные средства массовой информации - радио, телевидение, кино, аудио, видео и т.д. Их использование для совершения указанных выше действий означает выступления у них со статьями, докладами, интервью и т.д.

Ст.110

Посягательство на территориальную целостность и неприкосновенность Украины

Государственную границу Украины - это линия и вертикальная поверхность, проходящая по этой линии, которые определяют пределы территории Украины, а именно: пределы суши, вод. недр, воздушного пространства. Государственную границу Украины определяется решениями Верховной Рады Украины И международными договорами Украины. Линия государственной границы подробно описывается в соответствующем международном договоре, а также наносится на карту, которая является неотъемлемой частью того или иного Договора (делимитация). Эта линия проходит: на суше - по характерным точкам и линиям рельефа или ясно видимым ориентирам, на море - по внешней границе территориального моря Украины, а также определенным образом на реках, озерах и других водоемах, на мостах, плотинах и других сооружениях, и обозначается на местности четко видимыми пограничными знаками (демаркация). Для обозначения линии границы на местности сопредельными государствами обычно создается смешанная комиссия.

3. Объективная сторона преступления характеризуется активными действиями, которые могут проявиться в таких формах: 1) действия, совершенные с целью изменения границ территории" или с целью изменения государственной границы Украины в нарушение порядка, установленного Конституцией Украины;

2) публичные призывы к совершению действий, целью которых является изменение границ территории (государственной границы Украины; 3) распространение материалов с призывами к совершению действий, целью которых является изменение границ территории (границы) Украины,

Действия, совершенные с целью изменения границ территории Украины в нарушение порядка, установленного Конституцией Украины, - это любые действия, " направленные на передачу части территории Украины под юрисдикцию другого государства или на уменьшение территории Украины путем создания на ЕЕ территории другого суверенного государства. Вопрос об изменении территории Украины решаются исключительно всеукраинским референдумом, который может быть назначен только ВР. Логическое толкование словосочетание "изменение границ территории" может означать и увеличение территории Украины за счет территории другого государства или нейтральной территории (но, поскольку Украина строит свою внешнеполитическую деятельность на общепризнанных принципах и нормах международного права, в частности отказывается от любой территориальной экспансии, в данном случае под изменением территории следует понимать только ее возможное уменьшение).

Примерами указанных действий могут быть назначения всеукраинского референдума по данному вопросу не Верховной Радой Украины, а другим государственным органом или должностным лицом, или назначении местного референдума или проведения по данному вопросу опроса населения, провозглашение определенной административно-территориальной единицы Украины суверенным государством и др. В то же время, скажем, военный переворот с провозглашением всей территории Украины территорией другого государства должно квалифицироваться по ст. 109 как действия, направленные на насильственное изменение или повалння конституционного строя или захват государственной власти. Не обязательно, чтобыдействия, совершенные с целью изменения границ территории или изменения государственной границы Украины, вчинювались насильственным способом, однако конструкция состава преступления не исключает этого. Поэтому к указанным действиям можно отнести создание с указанной целью не предусмотренных законодательством военизированных или вооруженных формирований или групп, захвата и удержания пунктов пропуска через государственную границу и т.п. (в этих случаях действия виновного должны квалифицироваться по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 1 или 3 ст. 110 и ст. ст. 260 или 341). Относительно действий, направленных на изменение государственной границы Украины в нарушение порядка, установленного Конституцией Украины, то Конституция Украины не устанавливает порядка изменения государственной границы.

О понятии публичные призывы, распространение материалов 'см. комментарий к ст. 109. Соответствующие материалы - письменные или зафиксированы на другом носителе информации листовки, плакаты, газеты и т.д. - здесь выступают средствами совершения преступления.

Преступление считается оконченным с момента совершения любого из указанных в ч. 1 ст. 110 действий.

4. Субъект преступления общий. Если же это преступление совершается представителем власти, это является квалифицирующим признаком состава преступления и требует квалификации действий виновного лица по ч. 2 ст. 110, О понятии представитель власти см. комментарий к ст. 364.

5. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. При этом для первой формы этого преступления характерной е также наличие специальной цели - изменить границы территории (государственной границы Украины.

Если лицо совершает определенные действия с целью изменения границ территории областей, других административных единиц без попытки изменить внешние пределы территории Украины, ответственность по ст. 110 исключается, В случае, когда такие действия совершены должностным лицом, они могут быть квалифицированы по ст. ст. 364, 365, 366, а военным служебным лицом - за стст. 423, 424, 366.

Для публичных призывов к совершению действий, направленных на изменение границ территории (государственной границы Украины, и для распространения материалов с призывами к совершению таких действий указанная цель не является обязательным признаком состава. Ответственность за эти действия должен нести и лицо, которое лично не имеет такой цели.

Психическое отношение виновного к последствий, предусмотренных в ч. Из ст. 110, может характеризоваться как умыслом, так и неосторожности.

6. Квалифицирующими признаками преступления (ч. 2 ст. 108), кроме указанной выше, совершение его повторно (о содержании этой признаки см. комментарий к ст. 32), по предварительному сговору группой лиц (см. комментарий к ст. 28) и сочетание соответствующих действий с разжиганием национальной или религиозной вражды.

Под разжиганием национальной или религиозной вражды надо понимать доведение до высокой степени, предельное усиление среди определенных групп населения настроений неприязни, ненависти к представителям других этнических групп и конфессий или к атеистам. В этом случае квалификация по совокупности с преступлением, предусмотренным ст. 161, не нужна.

7. Особо квалифицирующим признаком преступления является наступление в результате его совершения таких общественно опасных последствий, как гибель людей или иные тяжкие последствия (ч. Из ст. 110). Под гибелью людей понимается гибель хотя бы одного человека.

Убийство по неосторожности, совершенное во время совершения действий, целью которых является незаконная изменение границ территории или государственной границы Украины, полностью охватывается ст. 110, а умышленное убийство требует дополнительной квалификации по соответствующей части ст. 115 или другой статье УК, предусматривающей ответственность за умышленное убийство.

Под иными тяжкими последствиями в преступлении, предусмотренном ст. 110, надо понимать наступления крупного материального ущерба, разрушения или повреждения пограничных инженерных сооружений или иных важных объектов, возникновения массовых беспорядков, разрыв или существенное ухудшение дипломатических отношений с другим государством, причинение потерпевшим тяжких телесных повреждений и т.п.

Статья 111. Государственная измена

1. Объектом преступления является национальная безопасность Украины преимущественно в сфере государственной безопасности, информационной, экономической, научно-технологической и военной сферах.

Согласно законодательству Украины национальная безопасность Украины означает уровень защищенности жизненно важных интересов человека и гражданина, общества и государства, при котором обеспечивается устойчивое развитие общества.

Суверенитет государства означает верховенство государственной власти, ее самостоятельность внутри страны и независимость в международных отношениях, которая может быть ограничена лишь необходимостью выполнять договоры и обязательства в области международных отношений.

Территориальная целостность государства предусматривает, что все составляющие территории государства (административно-территориальные единицы) находятся в неразрывной взаимосвязи, характеризуются единством и не имеют собственного суверенитета.

Территориальная неприкосновенность - это защищенность территории страны в существующих границах от любых посягательств, которые могут касаться незаконного изменения территории Украины, определенной решениями Верховной Рады Украины и международными договорами Украины.

Обороноспособность означает подготовленность государства к защите от внешней вооруженной агрессии или вооруженного конфликта. Составляющими такой подготовленности есть совокупность экономического, политического, социального, научного, морально-психологического и чисто военного потенциалов. Состояние обороноспособности Украины отражают ее мобилизационные возможности, количество и качество Вооруженных Сил Украины, их способность быстро переходить на военное положение, организовано вступать в военные действия и успешно выполнять задачи по обороне от агрессии.

Государственная безопасность - это защищенность государственного суверенитета, конституционного строя, территориальной целостности Украины, ее экономического, научно-технического и оборонного потенциала, государственной тайны, правопорядка, государственной границы, жизненно важной инфраструктуры и населения от розвідувально-подрывной деятельности иностранных специальных служб, а также от террористических и других особо опасных посягательств со стороны преступных организаций, групп или лиц.

Среди других использованных в диспозиции ст. 111 понятий, с помощью которых определяется объект этого преступления, понятие "государственная безопасность" является наиболее широким, поскольку оно охватывает отсутствие угрозы суверенитету, территориальной целостности и неприкосновенности, обороноспособности государства. Однако оно является более узким, чем понятие "национальная безопасность", которое охватывает, кроме безопасности государства, также безопасность общества и личности.

Экономическая безопасность предусматривает защищенность интересов Украины в сфере экономики. Ее содержанием является, в частности, учета национальных интересов Украины при выборе методов и механизмов реформирования экономики, стабильность в правовом регулировании отношений в сфере экономики, в т. ч. финансовой политики государства, наличие эффективной программы предотвращения финансовых кризисов, значительные объемы инвестиционной и инновационной деятельности, независимость национальной экономики от конъюнктуры внешних рынков, высокие темпы расширения внутреннего рынка, отсутствие долговой зависимости государства, мобилизационная готовность национальной экономики и т.д.

Информационная безопасность в целом - это защищенность интересов Украины в сфере коммуникаций, информационных систем, информационной собственности. Ее обеспечивают, в частности, отсутствие технического и технологического отставания от развитых стран мира в информационной сфере, а также проявлений монополизации этой сферы, отсутствие проявлений ограничения свободы слова и доступа граждан к информации, соблюдение режима функционирования важных с точки зрения национальной безопасности и жизнеобеспечения населения, информационно-коммуникативных сетей и систем управления, отсутствие манипулирования общественным сознанием со стороны отдельных субъектов политического влияния. В контексте ст. 111 информационная безопасность прежде всего означает защищенность Украины от утечки информации, которая составляет государственную тайну.

2. С объективной стороны государственная измена может оказаться в таких формах:

1) переход на сторону врага в условиях военного положения или в период вооруженного конфликта;

2) шпионаж;

3) предоставление иностранному государству, иностранной организации или их представителям помощи в проведении подрывной деятельности против Украины.

Переход на сторону врага означает, что гражданин Украины оказывает непосредственную помощь государстве, с которым Украина в то время находится в состоянии войны или вооруженного конфликта. В конкретных случаях это преступление может заключаться в поступлении на службу в определенных военных или иных формирований враждебного государства (полиции, карательных отрядов, разведки), предоставлении средств для совершения преступлений агентам спецслужб иностранных государств, устранении препятствий для их совершения или предоставлении указанным агентам другой помощи.

Переход на сторону врага является оконченным преступлением с того момента, когда гражданин Украины выполнил в интересах врага определенные действия в ущерб Украины. Один лишь факт предоставления согласия выполнить следующие действия (например, поступить на службу в полиции) является лишь приготовлением к совершению преступления и оставляет возможность добровольно отказаться от доведения преступления до конца. Совершение гражданином Украины в интересах враждебного государства общественно опасных действий, предусмотренных другими статьями УК, например, диверсии, посягательство на жизнь государственного деятеля и т.п., требует квалификации по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 111 и, соответственно, статьями 113, 112.

Спецификой этой формы государственной измены является то, что она может быть совершена только в условиях военного положения или, хотя и в мирное время, но в период вооруженного конфликта.

Военное положение - это особый правовой режим (политико-экономическая ситуация), что вводится в Украине или в отдельных ее местностях в случае вооруженной агрессии или угрозы нападения, опасности для государственной независимости Украины, ее территориальной целостности и предусматривает предоставление соответствующим органам государственной власти, военному командованию и органам местного самоуправления полномочий, необходимых для предотвращения угрозы и обеспечение национальной безопасности, а также временное, обусловленное угрозой, ограничение конституционных прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов юридических лиц с указанием срока действия этих ограничений.

Военное положение в Украине или в отдельных ее местностях вводится по предложению Совета национальной безопасности и обороны Украины указом Президента Украины, который подлежит утверждению Верховным Советом Украины в течение двух дней с момента обращения Президента Украины. Режим военного положения существует, в частности, во временных пределах от дня и времени объявления Верховной Радой Украины по представлению Президента Украины состояния войны и до дня и времени объявления Верховной Радой Украины по представлению Президента Украины о заключении мира.

Понятие вооруженный конфликт имеет самостоятельное правовое значение для квалификации, если такой конфликт происходит вне военного положения - в случае фактического начала военных действий, но еще до объявления военного положения, или вообще в мирное время. В контексте ст. 111 это понятие является юридическим синонимом понятия боевая обстановка, содержание которого раскрыто в комментарии к ст. 402.

Не являются враждебными незаконные формирования сепаратистской, ультрареакційного характера, которые ведут борьбу с легитимными органами власти Украины. Однако переход на сторону врага в период вооруженного конфликта может иметь место и в форме вступления гражданина Украины к группировок террористического характера, диверсионных отрядов, которые разжигают пограничные конфликты, нарушают неприкосновенность морского пространства Украины и т.д.

Переход на сторону врага, совмещенный с переправкой человека (например, военачальника или известного ученого в области вооружения) через государственную границу Украины для возмездной передачи с целью, например, использование в вооруженных конфликтах или принудительного труда, требует дополнительной квалификации по статьям 149 и 332.

О понятии шпионаж, его предмет, объективную и субъективную стороны см. комментарий к ст. 114.

Предоставление иностранному государству, иностранной организации или их представителям помощи в проведении подрывной деятельности против Украины заключается в содействии их возможным ли действительным усилиям причинить вред национальной безопасности Украины.

Подрывной следует признавать любую деятельность, связанную:

с попыткой изменения системы высших органов государственной власти нелегитимным путем (это могут быть действия, направленные на насильственное изменение или свержение конституционного строя или на захват государственной власти, посягательство на жизнь государственного деятеля и т. п.);

с вмешательством во внешнюю политику Украины (несанкционированное соответствующими органами государственной власти Украины разрыв дипломатических или консульских отношений с другим государством, срыв важных межгосударственных переговоров или глобальных межгосударственных форумов);с вмешательством во внутреннюю политику (скажем, организация межконфессиональных, межэтнических и других конфликтов, разжигание сепаратистских настроений среди населения отдельных регионов, финансирование, оборудование и иное обеспечение незаконных вооруженных формирований на территории Украины, организация информационной экспансии со стороны других государств);с попыткой изменения территории Украины (путем, например, организации не предусмотренных Конституцией Украины референдумов по территориальным вопросам);

с попыткой снизить обороноспособность Украины (организация и совершения диверсий в форме действий, направленных на разрушение объектов, имеющих важное оборонное значение, принятие решений о свертывании научных исследований в области военной науки и техники, сознательное торможение приведения мобилизационных планов в соответствие к современным условиям, изобретение специальных вирусов или внесение их в компьютерные системы с целью затруднение их работы или уничтожения накопленной на магнитных носителях важной для выполнения задач по защите информации и т.п.);

с созданием условий для деятельности на территории Украины иностранных разведок (вербовка агентуры среди жителей Украины, подбор кандидатов для вербовки и заблаговременный подкуп должностных лиц, в частности тех, которые допущены к информации "особой важности", подготовка явочных квартир, оказание помощи в приобретении документов прикрытия для иностранных разведчиков, устройство их на должности, связанные с возможностью доступа к конфиденциальной информации);

с принятием мер по усиление экономической зависимости от других государств (инициирование разрыва торговых связей Украины с другими государствами, подписание от имени Украины явно экономически невыгодных для нее внешнеэкономических контрактов, совершения диверсий в форме действий, направленных на разрушение объектов, имеющих важное народнохозяйственное значение) и т.д.

В целом совершение любых действий, которые создают угрозу национальной безопасности Украины, может быть расценено как подрывная деятельность против Украины. Согласно законодательству Украины угрозы национальной безопасности - это существующие и потенциально возможные явления и факторы, отрицательно влияющие на состояние национальной безопасности, усложняют реализацию национальных интересов Украины во внешнеполитической и внутриполитической сферах, в сфере государственной безопасности, в экономической, социальной и гуманитарной, научно-технологической, экологической, информационной и военной сферах.

Таким образом, виды подрывной деятельности против Украины могут быть разнообразными. Различный вид может иметь и помощь в проведении такой деятельности. Она может предоставляться путем организации или выполнения конкретного преступления, склонение к государственной измене других лиц, устранение препятствий для совершения определенных действий.

Оконченным преступление в этой форме есть с момента совершения соответствующего деяния, которым лицо оказала помощь в проведении подрывной деятельности против Украины.

Совершение гражданином Украины для предоставления иностранному государству, иностранной организации или их представителям помощи в проведении подрывной деятельности против Украины других преступлений, например, действий, направленных на насильственное изменение или свержение конституционного строя или на захват государственной власти, посягательство на жизнь государственного деятеля, посягательство на жизнь представителя иностранного государства, диверсии, пропаганды войны, организации массовых беспорядков, создание не предусмотренных законодательством военизированных формирований, требует дополнительной квалификации по соответствующим статьям Особенной части УК.

В случаях, когда определенные действия гражданина Украины, связанные с фактическим предоставлением помощи в проведении подрывной деятельности против Украины путем совершения других преступлений, совершенных по его собственной инициативе с целью продемонстрировать свою лояльность к иностранному государству, иностранной организации или их представителя и с помощью этого установить связь с ними, их в случае реальной совокупности преступлений также следует квалифицировать по ст. 111 и другими соответствующими статьями Особенной части УК.

Заговор виновного с другим лицом о насильственную смену или свержение конституционного строя или захват государственной власти квалифицируется только по ч. 1 ст. 109, однако заговор гражданина Украины с представителем иностранного государства или иностранной организации, содержанием которой является полученное первым от второго задания совершить действия по насильственному изменению или свержению конституционного строя или к захвату государственной власти, квалифицируются по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 109 и ч. 1 ст. 111. Иностранное государство - это любое государство, кроме Украины, независимо от того, будет ли она признана Украиной как суверенное и имеет ли Украина с ней дипломатические отношения.

Под иностранной организацией, как следует из содержания диспозиции ст. 111, следует понимать любую государственную или негосударственную учреждение, предприятие, объединение, орган другой страны, в т. ч. политическую партию, религиозную организацию, коммерческое предприятие, а также межгосударственное или международную организацию, в т. ч. неофициальную, нелегитимную или преступную ("теневое" правительство в изгнании, международная террористическая организация и т.д.), кроме официальной международной организации, членом которой является Украина. Иностранной организацией является также военная, политическая, экономическая, финансовая, пограничная или другая разведка.

Представитель иностранного государства или иностранной организации - это лицо, уполномоченное выражать интересы той или другого иностранного государства (иностранной организации) и действует от ее имени или представляет ее по специальному полномочию, в т. ч. тайным (неофициальным). К представителей иностранных государств следует относить, в частности: глав и членов дипломатических представительств (послов, посланников, поверенных в делах, советников, атташе), консульских учреждений (генеральных консулов, консулов, вице-консулов, консульских агентов), лиц, включенных в парламентских и правительственных делегаций иностранных государств как их члены, и находятся на территории Украины с официальным или неофициальным поручениями. Не имеет значения, представляет лицо государство, признанное или не признана Украиной как суверенное, или организацию, которая является законной или незаконной.

Кроме того, иностранным при определенных обстоятельствах может быть признана и организация, зарегистрированная в Украине, а представителем иностранной организации не обязательно является иностранец или лицо без гражданства.

3. Субъектом государственной измены в любой ее форме может быть только гражданин Украины, достигший 16-летнего возраста. О понятии гражданин Украины см. комментарий к ст. 7.

Если во время производства по делу будет установлено, что лицо, которое обвиняется в государственной измене, имеет, кроме украинского, еще и гражданство другого государства, следует исходить из того, что обретения ею иностранного гражданства исключает его из числа граждан Украины. Поэтому совершенные ею шпионские действия следует квалифицировать по ст. 114, а деяния, совершенные ею в других формах из числа предусмотренных ст. 111 - за другими соответствующими статьями Особенной части УК, если фактически совершенное содержит состав иного преступления.

По совокупности преступлений, предусмотренных статьями 111 и 114, деяние может быть квалифицировано только в случае, если шпионские действия в течение определенного периода лицо совершало, будучи гражданином Украины, а в течение другого периода - будучи иностранцем.

Факт отъезда гражданина Украины даже для постоянного проживания в другой стране еще не исключает его из сферы отношений с Украинским государством. Поэтому, например, передача таким лицом представителям иностранного государства сведений, составляющих государственную тайну, квалифицируется по ст. 111.

Вопрос о привлечении к ответственности за статьями 27 и 111 качестве организаторов, подстрекателей или пособников государственной измены представителей иностранного государства или иностранной организации обычно возникает только в том случае, когда законодательство Украины и международные договоры не исключают возможности их подсудности в уголовных делах судам Украины в связи с дипломатической неприкосновенностью или другим основаниям (см. комментарий к ст. 6).

Если изменяет государстве должностное лицо, используя при этом власть или служебное положение, его действия следует квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных статьями 111 и 364 (423), а если она это делает за взятку, то дополнительно и по ст. 368.

4. Субъективная сторона государственной измены характеризуется виной в виде прямого умысла. При совершении государственной измены виновный осознает, что он осуществляет переход на сторону врага в условиях военного положения или в период вооруженного конфликта (совершает шпионские действия, предоставляет иностранному государству, иностранной организации или их представителям помощь в проведении подрывной деятельности против Украины) и желает этого.

Слова "в ущерб суверенитету, территориальной целостности и неприкосновенности, обороноспособности, государственной, экономической или информационной безопасности Украины" определяют субъективную направленность действий виновного и не является характеристикой общественно опасных последствий деяния. Факт причинение указанного вреда не имеет значения для квалификации деяния по ст. 111. Однако фактическое причинение действиями виновного такого вреда создает основания для дополнительной квалификации его деяния по другой статье УК (например, по ст. 112).

Отдельного внимания требует установления цели совершения соответствующих действий при государственной измене. При совершении этого преступления в первой и второй его формах цель совершения соответствующих действий должно учитываться для правильной квалификации.

5. Часть 2 ст. 111 определяет специальную основание освобождения от уголовной ответственности, которое может иметь место при наличии трех условий в их совокупности: 1) субъектом увольнения является только такой гражданин Украины, который вступил в связь с иностранным государством, иностранной организации или их представителями и получил их преступную задачи; 2) этот гражданин не совершил никаких действий на выполнение преступного задания иностранному государству, иностранной организации или их представителей; 3) он добровольно заявил органам власти Украины о своем связь с иностранным государством, иностранной организации или их представителями и о полученном задании.

Из указанного следует, что указанные условия делают практически невозможным применение на практике нормы ч. 2 ст. 111, поскольку:

а) само по себе установление связи с иностранным государством, иностранной организации или их представителями и получения от них преступного задания при прямом умысле на государственную измену является приготовлением к государственной измене (без такого умысла - лишь выявлением намерения). Поэтому, если гражданин Украины, установив указанный связь и получив соответствующее преступную задачи, не совершил никаких действий и добровольно отказался от продолжения реализации своего намерения, то - независимо от того, заявил он органам государственной власти о указанный связь или не сделал этого,- оснований для привлечения его к уголовной ответственности по ст. 111 нет (согласно ст. 17 УК дело должно быть закрыто по п. 2 ст. 6 Уголовно-процессуального кодекса Украины от 28 декабря 1960 г.);

б) гражданин, который совершил государственную измену по собственной инициативе, без соответствующего задания иностранному государству, иностранной организации или их представителей, должен быть привлечен к ответственности по ст. 111. Норма ч. 2 ст. 111 на такого гражданина не распространяется;

в) в случае законченной государственной измены лицо также должно быть привлечен к ответственности по ст. 111. При этом следует иметь в виду, что государственная измена является оконченным преступлением с момента установления связи с иностранным государством, иностранной организации или их представителями или с момента получения от них преступного задания, а с момента совершения определенных конкретных действий во вред Украине: вступления в ряды вражеской армии, начала собирание сведений, составляющих государственную тайну, с целью их последующей передачи указанному адресату. Если же привязывать момент окончания преступления до момента установления указанного связи, то соответствующие деяния, совершенные гражданином Украины по собственной инициативе, будут выходить за пределы состав этого преступления и, при отсутствии противоправности как обязательного признака преступления (ст. 11), не могут потянуть уголовной ответственности, разве что фактически совершенное деяние содержит состав иного преступления.

Следовательно, норма ч. 2 ст. 111 должно быть применена только в случае, когда гражданин Украины, получив преступную задачи иностранному государству, иностранной организации или их представителей, добровольно заявил органам государственной власти о своем связь с ними и о полученное задание и, хотя и не поступил на его выполнение никаких действий, но не отказался окончательно от его выполнения.

Добровольность в ч. 2 ст. 111 означает, что лицо не понуждается к указанному заявлению органами государственной власти, должностными лицами, делает ее не в результате насилия или принуждения и не для отвода глаз, и что она имеет возможность и в дальнейшем определенный (возможно, довольно продолжительное) время скрывать от них факт своего связи с иностранным государством, иностранной организации или их представителями. Добровольной заявление будет и тогда, когда лицо сделала ее под влиянием своих родственников или близких, в т.ч. и тех, которые являются представителями компетентных органов власти Украины. Добровольность не будет иметь места, если лицо призналась об связь с иностранным государством, иностранной организации или их представителями после предъявления ей доказательств такой связи после начала проведения досудебного расследования по уголовному делу.

Под органами государственной власти Украины, о которых идет речь в ч. 2 ст. 111, следует понимать, прежде всего, органы Службы безопасности Украины и прокуратуры. Во время пребывания гражданина Украины за рубежом такими органами власти для гражданина Украины могут быть дипломатические представительства и консульские учреждения Украины.

Ст.112 Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля

1. Основным непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 112, национальная безопасность в политической сфере (в сфере осуществления высшей государственной власти, которая обеспечивает ее нормальное функционирование, и в сфере деятельности политических партий). Кроме того, это преступление имеет и обязательный дополнительный объект - жизнь человека.

2. Специфическим признаком преступления является потерпевший.

Им может быть только государственный или общественный деятель, указанный в диспозиции ст. 112, избран (назначен) на должность в установленном Конституцией и законами Украины порядке. Одно и то же лицо может быть одновременно и государственным и общественным деятелем (например, народным депутатом Украины и руководителем политической партии), что необходимо учитывать в юридическом формулировке обвинения.

Руководителем политической партии является лицо, которое единолично возглавляет партию или является членом создаваемого ею исполнительного органа и выполняет в ней организационно-распорядительные функции. О понятии политической партии см. комментарий к ст. 170.

Правильная квалификация действий виновного по ст. 112 требует установления временных рамок, в которых то или иное лицо осуществляет полномочия государственного или общественного деятеля. Согласно Конституции и законов Украины государственными (общественными) деятелями как потерпевшими в соответствии со ст. 112 в соответствующих начальных и конечных временных рамках:

Президент Украины - глава государства - с момента принесения им присяги народу и к моменту составления такой присяги новоизбранным Президентом Украины или досрочного прекращения полномочий Президента Украины;

Председатель Верховной Рады Украины - с момента принятия (он же является и моментом вступления в силу) постановления Верховной Рады Украины о его избрания Председателем Верховной Рады Украины и до момента принятия постановления Верховной Рады Украины о его отзыве;

народный депутат Украины - избран в соответствии с законом представитель Украинского народа в Верховной Раде Украины и уполномоченный им в течение срока депутатских полномочий осуществлять полномочия, предусмотренные Конституцией Украины и законами Украины - с момента принесения им присяги и до момента прекращения полномочий Верховной Радой Украины, или принятия решения о досрочном прекращении полномочий народного депутата Украины (принимается Верховной Радой Украины или судом - в зависимости от оснований такого прекращения полномочий);

Премьер-министр Украины - с момента принятия (он же является и моментом вступления в силу) решения Верховной Рады Украины о его назначение (по представлению Президента Украины) и до момента принятия Верховной Радой Украины решения о его отставке, или до сложения полномочий перед новоизбранной Верховной Радой Украины;

член Кабинета Министров Украины (кроме Премьер-министра Украины, членов Кабинета Министров Украины Первый вице-премьер-министр, вице-премьер-министры и министры Украины) - с момента принятия решения Верховной Радой Украины о назначении и до момента принятия решения Верховной Радой Украины о отставку, или с момента отставки Премьер-министра Украины (поскольку он имеет за собой отставку всего состава Кабинета Министров Украины), а при продолжении выполнения Кабинетом Министров Украины своих полномочий после сложения полномочий перед новоизбранной Верховной Радой Украины или при принятии ею отставки, - до начала работы новосформированного Кабинета Министров Украины;

Председатель Конституционного Суда Украины - с момента его избрания на специальном пленарном заседании Конституционного Суда Украины и до момента избрания нового Председателя Конституционного Суда Украины или принятия решения о досрочном увольнении с этой должности, а судья Конституционного Суда Украины - с момента принесения присяги судьи Конституционного Суда Украины после его назначения и до момента принятия решения о прекращении его полномочий Конституционным Судом Украины или Верховная Рада Украины - в зависимости от оснований прекращения полномочий;Председатель Верховного Суда Украины - с момента его избрания и до момента освобождения Пленумом Верховного Суда Украины, а судья Верховного Суда Украины - с момента избрания его на эту должность Верховной Радой Украины и до момента принятия Верховной Радой Украины решения о прекращении его полномочий;Генеральный прокурор Украины - с момента назначения на должность Президентом Украины по согласию Верховной Рады Украины и до момента увольнения с должности по решению Президента Украины и по согласию Верховной Рады Украины или отставки с должности в связи с выражением Верховной Радой Украины недоверия;Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека - с момента принесения присяги после принятия постановления Верховной Рады Украины о его назначении на эту должность и до момента принесения присяги новоизбранным Уполномоченным, или подачи заявления о сложении полномочий, или вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении него или решением суда о признании лица, занимающего должность Уполномоченного, безвестно отсутствующим или объявления его умершим, или принятия постановления Верховной Радой Украины об освобождении от должности;Председатель Счетной палаты Украины - с момента принятия Верховной Радой Украины постановления о назначении на должность и до момента назначения нового Председателя Счетной палаты Украины по окончании срока полномочий предыдущего, или принятия Верховной Радой Украины постановления о досрочном освобождении, или приостановлении деятельности Счетной палаты Украины;

Председатель Национального банка Украины - с момента принятия Верховной Радой Украины по представлению Президента Украины постановления о назначении на должность и до момента принятия в таком же порядке постановления об увольнении с должности;

руководитель политической партии - с момента избрания на эту должность и до момента увольнения с должности в порядке, установленном законами Украины и уставом соответствующей партии.

Перечень лиц, которые могут быть потерпевшими в соответствии со ст. 112, является исчерпывающим. Поэтому посягательство на жизнь других высших должностных лиц Украины (например, Председателя Центральной избирательной комиссии Украины, Председателя Высшего совета юстиции Украины, Секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины и т.д.) по мотивам их государственной деятельности не влечет ответственности по ст. 112 и при соответствующих обстоятельствах квалифицируется по п. 8 ч. 2 ст. 115.

Не может квалифицироваться по ст. 112 и посягательство на жизнь лиц, которые являются членами семьи соответствующего государственного деятеля или временно исполняют обязанности, скажем, Генерального прокурора, Председателя Национального банка Украины, министра и т.д. Убийство или покушение на убийство лица, временно исполняющее обязанности Генерального прокурора и Министра внутренних дел Украины, а так же близкого родственника Генерального прокурора, Министра внутренних дел Украины в связи с выполнением ими служебных обязанностей квалифицируется по ст. 348.

Убийство или покушение на убийство государственного деятеля, который одновременно является членом Правительства Украины и работником правоохранительного органа (министром внутренних дел Украины), или на жизнь Генерального прокурора Украины (который также является работником правоохранительного органа) в связи с выполнением им служебных обязанностей квалифицируется только по ст. 112.

Посягательство на жизнь бывших Президента Украины, Председателя Верховной Рады Украины, народного депутата Украины и других, совершенное в связи с их прежней государственной деятельностью (например, из мести за нее), следует квалифицировать по п. 8 ч. 2 ст. 115, поскольку при квалификации деяния важным является не только мотив преступления, но и фактический статус потерпевшего.

3. С объективной стороны рассматриваемое преступление заключается в посягательстве на жизнь государственного или общественного деятеля, что означает убийство или покушение (как закончен, так и незаконченное) на убийство государственного или общественного деятеля, которые могут проявиться в действиях (осуществление выстрела, нанесение удара ножом, вложения радиоактивных веществ в рабочее кресло и т.п.) или в бездействии (например, несовершение необходимой медицинской процедуры). Способ посягательства значения для квалификации не имеет. Подробнее о понятии убийство см. комментарий к ст. 115.

Преступление является оконченным с момента непосредственного осуществления покушения, независимо от наступления фактических последствий (вред здоровью государственного деятеля может быть не причинен совсем). Причинение вреда здоровью государственного или общественного деятеля, даже и по мотиву его государственной или общественной деятельности, которое заведомо для виновного не могло повлечь смерть, квалифицируется как соответствующее преступление, предусмотренное разделами II, XV или иным разделом Особенной части УК.

4. Субъектом преступления, предусмотренного ст. 112, является вменяемое лицо, которому на момент совершения преступления исполнилось 14 лет.

5. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом: лицо осознает, что оно посягает на жизнь государственного или общественного деятеля, и желает вызвать его смерть.

Мотивами совершения этого преступления могут быть только такие: желание не допустить или прекратить государственную или общественную деятельность определенного лица, изменить ее характер, или месть за такую деятельность.

В любом случае для квалификации преступления по ст. 112 достаточно, чтобы инициатор посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (организатор, подстрекатель, в т. ч. заказчик, или хотя бы один из исполнителей, когда их двое и более) руководствовался указанным выше мотивам. Другие соучастники могут действовать с корыстным мотивом, из желания помочь инициатору и т.д. В отдельных случаях это может иметь значение для квалификации их действий.

Государственная деятельность - это такая, что входит в круг ее полномочий, деятельность соответствующего должностного лица в масштабах государства. Круг полномочий указанных в ст. 112 служебных лиц определяется законами, указами Президента Украины, постановлениями Кабинета Министров Украины и некоторыми другими нормативно-правовыми актами.

Общественной деятельностью в составе преступления, предусмотренного ст. 112, признается деятельность гражданина, обусловлена его принадлежности к политической партии и направлена на реализацию функций и выполнения задач, которые стоят перед ней.

Посягательство на жизнь государственного деятеля не квалифицируется по ст. 112, когда оно совершено для сведения личных счетов, или его мотивам есть ревность, попытки избежать ответственности, хулиганский мотив.

Наличие у лица соответствующего цели находится за пределами состава преступления, предусмотренного ст. 112, и может свидетельствовать о необходимости квалификации его действий по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 111 (в форме предоставление иностранному государству, иностранной организации или их представителям помощи в проведении подрывной деятельности против Украины) или ст. 109 (в форме действий, совершенных с целью насильственному изменению или свержению конституционного строя или захват государственной власти) и ст. 112.

Посягательство на жизнь соответствующего государственного или общественного деятеля, совершенное в связи с его государственной или общественной деятельностью, полностью охватывается ст. 112 и дополнительной квалификации по п. 8 ч. 2 ст. 115 не нуждается.

Если виноват, желая убить потерпевшего, указанного в диспозиции ст. 112, в связи с его государственной или общественной деятельностью, ошибся и лишил жизни другого человека (скажем, схожую по внешним видом), его действия следует квалифицировать по правилам фактической ошибки: по статьям 15 и 112 как покушение на преступление, которое он пытался совершить, и по соответствующей части ст. 115.

6. Определенные сложности может вызвать квалификация посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, когда это преступление совершается на заказ.

В ситуации, когда непосредственный исполнитель преступления не знает, кого именно и при каких первичных мотивов заказчика он убивает, его действия не могут квалифицироваться по ст. 112. Поскольку непосредственный исполнитель не понимал истинного значения совершаемых им действий, но его намерением охоплювалось то, что он совершает убийство на заказ, он должен нести ответственность по п. 11 ст. 115. Совершение такого убийства не только на заказ, но и из корыстных побуждений требует дополнительной квалификации действий исполнителя по п. 6 ст. 115. Когда непосредственный исполнитель преступления осознает, что убивает государственного или общественного деятеля в связи с его государственной или общественной деятельностью, его действия следует квалифицировать по ст. 112, а действия заказчика как организацию или подстрекательство к совершению этого преступления по статьям 27 и 112. Дополнительной квалификации по п. 11 ст. 115 в таком случае не нужно, поскольку посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля охватывает любые объективные признаки умышленного убийства при обстоятельств, отягчающих наказание, кроме убийства из корыстных побуждений.

В целом в случаях, когда виновное лицо, вчинюючи умышленное убийство государственного или общественного деятеля, руководствовалась не одним, а несколькими мотивами, Пленум Верховного Суда Украины рекомендует судам выяснять, какой из них был доминирующим, и квалифицировать преступные действия по ст. 112 или по соответствующим пунктом ч. 2 ст. 115, или по другой статье Особенной части УК, которой установлена ответственность за совершение убийства именно с такого мотива. Вместе с тем, как отмечает Пленум Верховного Суда Украины, в отдельных случаях в зависимости от конкретных обстоятельств дела возможна квалификация действий виновного лица и по ст. 112, и дополнительно еще по нескольким пунктам ч. 2 ст. 115, если будет установлено, что предусмотренные ими мотивы (цель) в равной степени вызвали у виновного решимость совершить убийство.

7. В случае, когда виновный совершил посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля и в то же время убийство других людей путем взрыва или других общеопасных действий, ответственность наступает по совокупности преступлений, предусмотренных статьями 112 и 113 или пунктами 1, 5 ч. 2 ст. 115. Во всех других случаях, когда преднамеренное убийство или покушение на убийство государственного или общественного деятеля совершенные при отягчающих обстоятельствах, предусмотренных ч. 2 ст. 115, действия виновного квалифицируются по ст. 112 и дополнительно за соответствующими пунктами данной статьи.

Умышленное убийство или покушение на убийство государственного или общественного деятеля надлежит квалифицировать только по ст. 112. Вместе с тем, когда преднамеренное убийство указанных лиц или покушение на него совершенные других отягчающих обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 115, действия виновного лица дополнительно квалифицируются и за соответствующими пунктами данной статьи.

Ст.113 Дивверсия

1. Основной непосредственный объект диверсии - национальная безопасность в экономической, экологической и военной сферах в соответствии с направленности конкретного акта диверсии. Кроме того, для этого преступления характерным является обязательный дополнительный объект, который является альтернативным и имеет разный смысл в разных формах этого преступления: это жизнь и здоровье лица, собственность, окружающей среды.

2. Предметом диверсии могут быть:

1) здания, сооружения и другие объекты, имеющие важное народнохозяйственное и оборонное значение, от деятельности которых зависит жизнедеятельность определенных регионов или других крупных территорий, надлежащее функционирование определенных отраслей экономики, структур государственного управления (электростанции, водо-, нефте-, газо-, нефтепродуктопроводы, мосты, дамбы, плотины, системы информационных коммуникаций, вокзалы, аэропорты, морские или речные порты, метрополитены, предприятия по производству денежных знаков Украины или другие важные предприятия, независимо от формы собственности, воинские части и т.п.), в т. ч. предприятия, разрушения или повреждения которых само по себе является фактором опасности (химические, биологические предприятия, предприятия по изготовлению ядовитых, взрывчатых материалов, веществ и изделий, пожароопасные производства или хранилища, производства с непрерывными технологическими процессами в химической, микробиологической промышленности и т.д.);

2) земельные угодья, водоемы, леса и т.п.;

3) стада и коллекции животных, рыба, которая водится в озерах и других водоемах, большие пасеки и т.п.;

4) посевы сельскохозяйственных или иных культур, лесные массивы и т.д.

3. Объективная сторона диверсии проявляется в совершении общественно опасных действий (в частности, взрывов и поджогов), направленных на:

1) массовое уничтожение людей, причинение телесных повреждений или иного вреда их здоровью;

2) разрушение или повреждение объектов, имеющих важное народнохозяйственное и оборонное значение;

3) радиоактивное загрязнение;

4) массовое отравление;

5) распространение: эпидемий; эпизоотий; эпифитотий.

Диверсия является законченным с момента совершения взрыва, поджога, затопления, обвала или иных действий соответствующей направленности, независимо от того, фактически наступили те или иные последствия (например, в результате взрыва в связи со слабой прочностью заряда может вообще не наступить каких-либо заметных последствий, через дождь может не загореться подожженное хранилище или яд или патоген окажутся неэффективными). Наличие и тяжесть фактических последствий в виде гибели людей, причинение вреда их здоровью, разрушение или повреждение определенных объектов, радиоактивного загрязнения, массового отравления, эпидемий, эпизоотий и эпифитотий учитывается судом при назначении наказания.

Взрыв предусматривает занятия определенных объектов вследствие мгновенного химического распада соответствующих химических веществ или их смесей и создание слишком нагретых газов, а поджог - это сознательное применение источника огня в определенных объектов. О понятии взрыва см. также комментарий к ст. 273.

В других действий, направленных на массовое уничтожение людей, причинения телесных повреждений или иного вреда их здоровью, на разрушение или повреждение объектов, имеющих важное народнохозяйственное и оборонное значение, можно отнести, скажем, повреждения плотины гидроэлектростанции, которое повлекло затопления населенного пункта, выключение сигнала маяка, следствием чего стала гибель корабля, пуск ракеты, направленной на важный народнохозяйственный или военный объект, помещение в воду в месте массового отдыха людей провода высоковольтной линии электропередач, организацию катастрофы, внесение вирусов в компьютерные системы с целью затруднения их работы или уничтожения накопленной на магнитных носителях важной информации и т.д.

Массовое уничтожение людей - это лишение жизни многих людей. Конкретное количество людей, уничтожение которых можно признать массовым, определяется с учетом обстоятельств дела. Это может быть как несколько тысяч человек, что скученные в одном месте во время, например, демонстрации, так и несколько десятков человек, которые находятся, скажем, в здании посольства, в городском транспорте, детском саду, в больнице, в отделении милиции, другом общественном месте.

Под телесными повреждениями понимается нарушение анатомической целостности тканей, органов и их функций, что возникает как следствие действия одного или нескольких внешних ушкоджуючих факторов - физических, химических, биологических, психических, а под другим ущербом здоровью людей - неврологическое расстройство, потеря трудоспособности и т.д. Подробнее о понятии телесные повреждения см. комментарий к статьям 121, 122, 125. К действиям, направленным на радиоактивное загрязнение, могут быть отнесены, например, разрушения или повреждения ядерных установок, источников ионизирующего излучения, нарушение корпуса, оболочки агрегата, изделия, где находятся радиоактивные вещества, путем его разборки или поджигания и т.д.

Под массовыми отравлениями понимается причинение вреда жизни и здоровью сравнительно широких кругов населения путем их отравления. Массовое отравление животных и растений должно квалифицироваться по ст. 441 как экоцид. Действия, направленные на массовое отравление, заключаются в домішуванні токсичных (ядовитых) веществ в воды, воздуха, продуктов питания, лекарственных средств и др.

Эпидемия - такой, что происходит на значительной территории за относительно короткий промежуток времени, процесс массового распространения заразных заболеваний людей (чумы, холеры, оспы, тифа, дифтерии, туберкулеза, полиомиелита, коклюша, гриппа, столбняка, кори, нетипичной пневмонии и т.д.), когда показатель инфекционной заболеваемости среди населения определенной местности и в определенное время превышает обычный уровень, характерный для данной инфекционной болезни, и характеризуется соответствующей динамикой. Отдельные случаи заболевания людей, даже на особо опасные инфекционные болезни или экзотические ли непроявленной этиологии болезни, не могут признаваться эпидемией. При этом умышленное заражение одной, двух или нескольких лиц венерической болезнью квалифицируется по ст. 133, а вирусом иммунодефицита человека или другой неизлечимой инфекционной болезни - по ст. 130. Гибель людей в результате эпидемии охватывается составом этого преступления и дополнительной квалификации не требует.

Эпизоотия - это такой, который характеризуется непрерывностью на значительной территории за относительно короткий промежуток времени, процесс массового распространения заразных (инфекционных и паразитарных заболеваний (бешенства, чумы, ящура, вирусного энтерита, сапа, туберкулеза, сибирской язвы, бруцеллеза и т.д.) сельскохозяйственных, домашних, зоопарковых, лабораторных, диких, цирковых животных и пушных зверей, домашней и дикой птицы, пчел, рыб, лягушек, моллюсков, раков, шелкопрядов, других представителей фауны, а также эмбрионов, инкубационных яиц, оплодотворенной икры, зиготы, спермы и т.д.

Епіфітотія заключается в значительном распространении грибковых, вирусных или бактериальных заболеваний сельскохозяйственных растительных культур, лесных насаждений, водных и других растений (фомопсису подсолнечника, гельминтоспориоза кукурузы, риса или сорго, ожога плодовых, болезни Пирса винограда, стеблевой и желтой ржавчины пшеницы, пірікуляріозу риса и т.д.). Такие заболевания могут быть вызваны действием вредителей (насекомых, клещей, микроорганизмов) или фитопатогенов (вирусов, бактерий, грибов).

Действия, направленные на распространение эпидемии, эпизоотии или епіфітотії, могут заключаться в распространении любым способом на территории Украины возбудителей и переносчиков соответствующих болезней (грызунов, насекомых, клещей и т.п.) или в попытке такого распространения.

4. Субъектом преступления является вменяемое лицо, которому исполнилось 14 лет.

5. Субъективная сторона диверсии характеризуется виной в виде прямого умысла и специальной целью. Характерным признаком диверсии является то, что совершения указанных выше действий не является самоцелью, а используется виновным как средство достижения его главной цели - ослабление государства. Именно по признаку специальной цели (не считая некоторых других признаков) диверсию надо отделять от таких смежных умышленных преступлений, как, например, умышленное убийство двух или более лиц либо способом, опасным для жизни многих лиц, террористический акт, повреждение путей сообщения и транспортных средств, умышленное уничтожение или повреждение имущества, загрязнение моря, выпуск или реализация недоброкачественной продукции, заражение венерической болезнью, экоцид.

Указанная цель означает наличие стремление снизить экономический, научно-технический, военный потенциал государства. При этом не требуется, чтобы виновный пытался существенно ослабить государство (свергнуть, подорвать ее), достаточно его желание хотя бы определенным образом повлиять на ту или иную составляющую ее потенциала. Состав преступления построен как формальный, а потому на первый план выступает не фактический результат (ослабление государства или по крайней мере реальная угроза такого ослабления), а именно враждебное отношение лица к государству.

Ст.114 Шпионаж

1. Непосредственным объектом преступления является национальная безопасность Украины в информационной, а также политической, экономической, военной и научно-технологической сферах.

2. Предметом шпионажа есть сведения, составляющие государственную тайну, которые материализованы в соответствующем документе или изделии.

Сведения, составляющие государственную тайну, - это информация в сфере обороны, экономики, науки и техники, внешних отношений, государственной безопасности и охраны правопорядка, разглашение которой может нанести ущерб национальной безопасности Украины и решению государственных экспертов по вопросам тайн признано государственной тайной и включены в Свод сведений, составляющих государственную тайну (SSGT). С момента опубликования указанного Свода (изменений к нему) эти сведения подлежат охране со стороны государства как таковые, составляющих государственную тайну, хотя бы на это время они еще не были материализованы.

Внешней (материальной) признаком отнесения документа, изделия или другого материального носителя информации к предметов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, является предоставленный ему гриф секретности - реквизит материального носителя секретной информации, показывающий степень ее секретности ("особой важности", "совершенно секретно", "секретно"). Срок, в течение которого действует решение об отнесении информации к государственной тайне, устанавливается Государственным экспертом по вопросам тайн, но не может превышать для указанных видов информации в соответствии 30, 10 и 5 лет. Однако после окончания указанного срока он может быть продлен.

Конкретные виды информации, которая относится к государственной тайне, перечисленные в Законе Украины "О государственной тайне". Ими являются информация: 1) в сфере обороны; 2) в сфере экономики, науки и техники; 3) в сфере внешних отношений; 4) в сфере государственной безопасности и охраны правопорядка.

В соответствии с прямыми указаниями законов Украины "О контрразведывательной деятельности" и "О разведывательных органах Украины" государственную тайну составляют сведения: а) об организации, планы, содержание, формы, методы, средства, финансирование и материально-техническое обеспечение, результаты контрразведывательной деятельности, научных и научно-технических разработок по вопросам обеспечения государственной безопасности, а также о лицах, сотрудничающих или ранее сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами и подразделениями Службы безопасности Украины, осуществляющими контрразведывательную деятельность, обобщающие сведения об личный состав этих органов и подразделений; б) сведения о личном составе, который осуществляет разведывательную деятельность, средства, содержание, планы, организацию, финансирование и материально-техническое обеспечение, формы, методы и результаты разведывательной деятельности, а также о лицах, сотрудничающих или ранее сотрудничавших на конфиденциальной основе с разведывательными органами.

Конкретные сведения могут быть отнесены к государственной тайне по степеням секретности "особой важности", "совершенно секретно" и "секретно" лишь при условии, что они принадлежат к указанных четырех категорий и их разглашение будет наносить ущерб интересам национальной безопасности Украины.

Запрещается отнесение к государственной тайне любых сведений, если этим звужуватимуться объем и содержание конституционных прав и свобод человека и гражданина, будет наноситься вред здоровью и безопасности населения.

Не относится к государственной тайне информация: о состоянии окружающей среды, о качестве пищевых продуктов и предметов быта; об аварии, катастрофы, опасные природные явления и другие чрезвычайные события, которые произошли или могут произойти и угрожают безопасности граждан; о состоянии здоровья населения, его жизненном уровне, включая питание, одежду, жилье, медицинское обслуживание и социальное обеспечение, а также о социально-демографических показателях, состоянии правопорядка, образования и культуры населения; о фактах нарушений прав и свобод человека и гражданина; о незаконных действиях органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц; другая информация, которая в соответствии с законами и международными договорами, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, не может быть засекречена. Передача или собирание с целью передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям такой информации не может квалифицироваться как шпионаж.

Сведения в различных сферах, которые признаны государственной тайной, конкретизируются в Своде сведений, составляющих государственную тайну. Вопрос о том, представляют ли те или иные сведения государственную тайну, в каждом уголовном деле должен решаться на основании заключения экспертизы.

Кроме непосредственно сведений, составляющих государственную тайну Украины, Украина взяла обязательства перед странами СНГ обеспечивать сохранность государственных секретов стран СНГ, переданных ими в рамках осуществления политического, экономического, научно-технического и военного сотрудничества, а также секретов, которые создаются в процессе совместных работ. Однако передача или собирание с целью передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, которые являются межгосударственными секретами, но при этом не составляют государственной тайны Украины, не создают оснований для квалификации этих действий как шпионажа.

Не влекут ответственности по УК Украины и совершенные на территории Украины передача или собирание с целью передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну другой страны. Отсутствие соответствующей нормы дает возможность использовать территорию Украины как плацдарм для осуществления шпионских действий относительно других стран.

Передача или собирание иностранцем или лицом без гражданства с целью передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям любых других сведений, кроме тех, что составляют государственную тайну, в т. ч. в получении которых заинтересована иностранная разведка (скажем, сведений о вместимость того или другого аэродрома гражданской авиации, о пропускную способность того или иного направления железной дороги, о необходимости определенной отрасли народного хозяйства в драгоценных металлах и природных алмазах, номенклатуру, объем и финансирования конкретной операции экспорта, импорта определенных видов сырья и продукции, о научно-техническое сотрудничество Украины с отдельным иностранным государством, сведений о специалистов в области военных наук, о системе охраны конкретного военного арсенала, о производственную мощность конкретного предприятия по ремонту вооружения и т.д.) и которые, на ее взгляд, могут быть пригодны для использования в ущерб интересам Украины (для совершения диверсий или иного использования в условиях военного положения или в другой период, или для выполнения перспективных вербовочных заданий и т.п.), не содержит состава преступления, предусмотренного ст. 114.

Передача или собирание с целью передачи иностранным организациям, предприятиям, учреждениям или их представителям экономических, научно-технических или других сведений, составляющих конфиденциальную информацию, которая является собственностью государства, в т. ч. совершенные иностранцем или лицом без гражданства, которому эти сведения были доверены или стали известны в связи с выполнением служебных обязанностей, квалифицируется по ст. 330, а передача иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений о меры безопасности в отношении лица, взятого под защиту, совершенные, скажем, лицом, осуществляющим эти меры, при определенных обстоятельствах, - по ст. 381. Собирание с целью передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих коммерческую тайну, если это повлекло существенный вред субъекту хозяйственной деятельности, квалифицируется по ст. 231.

3. С объективной стороны шпионаж заключается в следующих действиях:

1) передача иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну;

2) собирание с целью передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну.

Инициатива сбора или передачи соответствующих сведений может принадлежать как исполнителю, так и адресату шпионажа. Для квалификации преступления это значения не имеет.

Передача сведений - это их устное сообщение (непосредственно, по радио, по телефону) иностранному государству, иностранной организации, их представителям, вручения определенных документов, изделий или других материальных носителей информации (непосредственно, через посредников, с использованием тайников и т.д.) или их пересылки (с использованием почтовой, электронной связи, с помощью животных и т.д.).

Сбор указанных сведений заключается в их поиску и добыче (путем опроса определенных лиц, визуального наблюдения и підслухування, снятие информации с каналов связи, проникновение в компьютерных систем, изготовление копий документов и т.д.), приобретении любым способом (тайное или открытое похищение, покупка, обмен документов или образцов оружия, боеприпасов, макетов секретного объекта и т.п.) с последующим сосредоточением их в одном или нескольких местах.

В отдельных случаях способами собирание сведений, составляющих государственную тайну, могут быть "благотворительные" акции, направленные якобы на выявление талантливых молодых ученых или на определение возможных объектов инвестиций (опрос, анкетирование, конкурсы и др.). Не исключается и такой способ, как использование специальных космических (спутниковых), воздушных, морских и наземных технических средств.

Если шпионаж совершенное путем незаконного вмешательства в работу автоматизированных электронно-вычислительных машин, их систем или компьютерных сетей, это требует дополнительной квалификации по ст. 361, а путем похищение, присвоение, вымогательство компьютерной информации или завладение ею путем мошенничества или злоупотребления должностного лица своим служебным положением, - по ст. 362.

Если лицом похищен с целью передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям предметы, сведения о которых составляют государственную тайну (образцы военной оружия, специальной техники, криптографической или другого оборудования, радиоактивные материалы и т.п.), или официальные документы, которые находятся на государственных предприятиях и содержат государственную тайну, эти действия, в зависимости от их конкретного способа, а также от особенностей предмета и субъекта, следует дополнительно квалифицировать по статьям 185 - 191, 262, 357, 410.

Шпионаж, соединенное с незаконным использованием специальных технических средств негласного получения информации, при наличии оснований квалифицируется по совокупности преступлений, предусмотренных статьями 114 (111) и ч. 2 ст. 359.

В случаях, когда определенные сведения были доверены лицу или стали известны ей во время службы, работы, общения с носителями таких сведений, которые незаконно разгласили их, или когда лицо случайно нашла или иным образом получила соответствующие документы, изделия и т.п., потребности в их сборке фактически не существует. Таким образом, шпионаж может заключаться как в сборе указанных сведений с последующей их передачей соответствующим адресатам, так и только в сборе их с целью такой передачи или только в их передачи. В случае, если шпионаж совершается группой лиц с распределением ролей между ними, то законченный состав преступления будет иметь место и в действиях лица, которое только добывает соответствующую информацию, и в действиях лица, которое только сохраняет ее с целью передачи, и в действиях лица, которое только передает ее адресату. Если же действия группы прервано на стадии передачи информации адресату шпионажа, третья из указанных членов группы лицо должно нести ответственность за покушение на шпионаж, а первые две - за закончено шпионаж.

Иностранное государство в данном случае понятие собирательное. Передача иностранному государству определенных сведений предусматривает передачу их не государству как субстанции, а официальному государственному органу, в т. ч. разведывательном. О понятии иностранная организация, представитель иностранного государства или иностранной организации см. комментарий к ст. 111.

Шпионаж является законченным, если оно совершено в виде передачи определенных сведений,- с момента их фактического сообщение (вручения материалов, которые их содержат), отправления адресату или посреднику, заделки в тайник, передачи предмета, который открывает доступ к ним,- согласно обусловленности с адресатом, а в виде уборки - с момента сосредоточение в любом месте (при лице, в ее жилище, в тайнике) хотя бы части соответствующей информации при наличии цели передать ее соответствующей иностранному государству, иностранной организации или их представителям.

Незаконное изготовление или приобретение специальных технических средств негласного получения информации (различных преобразователей, аппаратных, программно-аппаратных средств и т.п.) с целью их использования для сбора соответствующей информации в зависимости от конкретной направленности намерения лица должно квалифицироваться по статьям 14 и 114, 14 и 231 или 14 и 330 (как приготовление, соответственно, к шпионажу, до коммерческого шпионажа или собирание с целью передачи иностранным организациям или их представителям сведений, составляющих конфиденциальную информацию, которая является собственностью государства).

4. Субъектом преступления, предусмотренного ст. 114, есть только иностранец или лицо без гражданства (о содержании соответствующих понятий см. комментарий к статьям 7 и 8). Шпионаж, совершенное гражданином Украины, квалифицируется по ст. 111.

Согласно международным договорам Украины в условиях военного конфликта лицо из состава вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, не считается такой, что занимается шпионажем, и не может быть привлечена к уголовной ответственности по ст. 114, если она: а) от имени этой стороны собирает информацию на территории, которая контролируется противоположной стороной, но, действуя таким образом, носит форменную одежду своих вооруженных сил (лазутчик); б) проживая на территории, оккупированной противоположной стороной, от имени стороны, от которого она зависит, собирает на этой территории информацию, что имеет военное значение, но при этом не действует обманным путем или намеренно не удается до тайных действий; в) не проживая на территории, оккупированной противоположной стороной, фактически занимается шпионажем на этой территории, но ее не захвачено до того, как она снова присоединилась к вооруженных сил, к которым она принадлежит.

5. Часть 2 ст. 114 предусматривает специальную основание освобождения от уголовной ответственности лица, которая уже передала ли собрала для передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну.

Таким основанием является совокупность трех условий, из которых только две полностью зависят от воли указанного лица: а) лицо прекратила ранее начатую шпионскую деятельность; б) она добровольно сообщила органы государственной власти Украины о совершенном ею во вред интересам Украины; в) в результате исполнения лицом первых двух условий и принятых органами государственной власти Украины (возможно, с участием этой же лица) мероприятий было предотвращено вред интересам Украины.

В случае, когда лицо собрала для передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям определенные сведения, но добровольно передала их компетентным органам власти Украины, она может быть освобождена от ответственности на основании ч. 2 ст. 114.

В случае же, когда она уже передала хотя бы часть указанных сведений указанным адресатам, после чего прекратила свою шпионскую деятельность и добровольно сообщила органы власти Украины о содеянном, оснований для освобождения его от уголовной ответственности по ч. 2 ст. 114 нет, поскольку вред интересам Украины уже причинен самим фактом получения указанных сведений их адресатом и отвлечь ее практически невозможно (фактор несвоевременности). В отдельных случаях, когда, скажем, на время передачи сведений, составляющих государственную тайну, почти истек установленный законодательством срок их засекречивания или объем этих сведений был чрезвычайно малым, тем более, если компетентным органам власти с определенной долей вероятности удалось убедить иностранную организацию, что полученные ею сведения являются дезинформацией, речь может идти о том, что соответствующие действия лица в силу малозначительности не представляют общественной опасности (ч. 2 ст. 11).

О понятии добровольность и органы государственной власти см. комментарий к ст. 111.

Следует иметь в виду, что шпионаж является оконченным преступлением с момента установления связи с иностранным государством, иностранной организации или их представителями или получения задания от иностранной разведки, а с момента совершения определенных конкретных действий во вред Украине. Если лицо, получив задание иностранной разведки, не совершила никаких действий и добровольно и окончательно отказалось от его выполнения, то независимо от того, заявила она органам государственной власти о своей связи с иностранной разведкой или не сделала этого,- она должна быть освобождена от уголовной ответственности на основании ст. 17.

Показать полностью… https://vk.com/doc-19760378_133183593
67 Кб, 23 октября 2012 в 20:18 - Россия, Москва, МЭГУ, 2012 г., docx
Рекомендуемые документы в приложении