Всё для Учёбы — студенческий файлообменник
1 монета
docx

Студенческий документ № 096246 из ИТТИ

Образовательная программа Баухауза

Гармоничны:

Красный цвет с квадратом

Желтый с техуголиником

Синий с кругом.

Средства передвижения

Действие цвета проходит через глаза

Теории цвета Гете, Рунге, Бецольда, Шевреля, Хельцеля.

Интуиция и вдохновение

Цвіт - это дитя света, и свет - его мать.

Форма и ее цвіт это носители трансцендентальной сущности.

В искустве живописи оптическое, эмоциональное и духовне проявления цвета взаимосвязаны.

Аспекты воздействия цвета:

- Чувственно-оптический (импрессивный)

- Психический (экспрессивное)

- Інтелектуально-символическому (конструктивному)

ФИЗИКА ЦВЕТА

Ньтон - опит - солнечный свет пропустить через узкую щель и он попадал на призму. В призме луч белого цвета расслаивался на отдельные спектральне цвета. Спект на экране отобразился как цветная лента, СЛОЖЕНИЕ:

Красный

Оранжевый

Желтый

Зеленый

Синий

Фиолетовый.

Каждый цвет является ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ по отношению к другому цвету, потом у что, обьединенние двух цветов дает белый цвет.

Комплиментарными, или дополнительными, контрастными, являются цвета, расположенные на противоположных сторонах цветового круга Иттена.

Каждый цвет является дополнительным по отношению к смеси всех остальных цветов спектра.

Каждый цвет спектра характеризуется своей длинной волны или частоты колебания. Цвет возникает при восприятии волн человнческим гласом и мозгом.

КОРПУСНЫЙ цвет, например: поставить фильтр, пропускающий красный цвет, и фильтр, пропускающий зеленный, перед дуговой лампой, то оба фильтра вместе дадут черней цвет или темноту. Потом учто они поглощают все лучи спектра. Поглощаемые цвета называются также ВЫЧИТАЕМЫМИ.

В живописи краски являються ПИГМЕНТНЫМИ или ВЕЩЕСТВЕННЫМИ.

Психофизиологическая реальность цвета - есть цветовым воздействием. Цвет и цветовое воздействие идентичны только при гармоничном созвучии. Во всех других случаях цвет мгновенно приобретает измененное состояние, новое качество.

ЦВЕТОВАЯ ГАРМОНИЯ

Понятие цветовой гармонии долино бать изьято из области субъективных чувств и перенесенно в область ОБЪЕКТИВНЫХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ.

Гармонія это Равновесие, симетрія сил.

Физиологическое изучение цветов.

СИМУЛЬТАННЫЙ контраст это чистое цвета окрашивают другие хроматические цвета в свой дополнительный цвет.

Последовательный и симультанный контрасты указывают на то, что глаз получает удовлетворение и ощущение равновесия только на основе ЗАКОН о ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЦВЕТАХ.

Желтый, красный и синий представляют собой общую цветовую суммарность. Глазу для его удовлетворения требуется эта общая цветовая связка, и только в этом случае восприятие цвета достигает гармоничного равновесия.

Два и болем цвета являються гармоничными, если их смесь представляет собой нейтральный серый цвет.

Все другие сочетания, которые не дают нам серого цвета, по своему характеру становятся экспрессивными или дисгармоничными.

Значение имеет:

- расположение цветов относительно друг друга,

- их количественное соотношение,

- степень чистоты и светлоты.

Основной закон ГАРМОНИЯ=ПОРЯДОК.

Важной основой эстетической теории цвета является цветовой круг, поскольку он дает систему расположения цветов. Художник работает с цветовыми пігментами, порядок круга должен бать построен согласно законам пигментных цветовых смесей. Это значить что діаметрально противоположные цвета должны бать дополнительными, они при смешивании дают серій цвет.

На основе СВЕТЛОТЫ, выведена формула количественного соотношения желтого:красного:синего=3:6:8.

ВЫВОД

Все пары дополнительных цветов, все сочетания трех цветов в двенадцатичастотном цветовом круге, которые связаны друг с другом через равносторонние или равнобедренные трехугольники, квадраты, прямоугольники, являються ГАРМОНИЧНЫМИ.

Эти фигуры можно вращать в пределах круга.

ЦВЕТОВОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ

Інтелектуально-конструктивное обдумывание замысла - это "повозка", которая доставляет художника к новой реальности.

ДВЕНАДЦАТИЧАСТИЧНЫЙ ЦВЕТОВОЙ КРУГ

Цвета ПЕРВОГО порядка:

- Желтый

- Красный

- Синий

Цвета ВТОРОГО порядка:

- оранжевый

- фиолетовый

- зеленый

Цвета ТРЕТЬЕГО порядка:

- желто-оранжевый

-красно - оранжевый

- красно - фиолетовый

- сине - фиолетовый

- сине - зеленый

-желто - зеленый.

Колорист - ДЕЛАКРУА, Шеврель - "симультанне контрачты"

КОНТРАСТ (сем типов контрастов):

1. Контраст по цвету (цвет-к-цвету). Черней и белый образуют самый сильный контраст светлого и темного.

Контраст по цвету самий сильный - желтый, красный синий. Контраст создает впечатление - пестроты, силы, решительности. Незатемненные цвета первого и второго порядка вызывают ощущение первородних космически-светоносных сил и жизнеутверждающей материальности. Контраст дает естественную радость, глубокое горе, земную первородность и космическую универсальность.

Интенсивности контраста УМЕНЬШАЕТСЯ по мере того, как выбранные цвета удаляются от основних трех.

Оранжевый, зеленый, фиолетовый менее контрастны. А цвета третього порядка еще меньше.

Если каждый из цветов отделить друг от друга ЧЕРНЫМИ или БЕЛЫМИ линиями, то их индивидуальный характер становится выраженым болем резко, а взаимные излучения и взаимные влияния тем самым уменшаються. Каждый цвет проявляет реальную конкретность.

Контрастне цвета можно делать более выразительнее и более тускнеее.

БЕЛЫЙ цвет ОСЛАБЕВАЕТ прилегающие к нему цвета и делает их болем темными.

ЧЕРНЫЙ цвет УСИЛИВАЕТ и делает их болем светлыми.

Примеры картин: Воскресение Христа - Грюневальд, Положение во гроб - Ботичелли, янтарное ожерелье - Маттис, синий всадник - Кандинский, Церковь в Эфесе, коронація Марии - Е.Шаронтон, прогулка в майський день.

2. Контраст светлого и темного

Белый и черней цвета противоположны, но между ними расположены области серах тонов и весь ряд хроматического цвета. Любой цвет может вывести серый нейтральный цвет в цветовой ряд, придав ему тот оттенок, который является дополнительным по отношению к цвету, пробудившему его (серый цвет). Серый цвет поглощает силу противоположный.

Серый цвет получается при смешивании дополнительных цветов.

КАЛИГРАФИЧЕСКОЕ ПИСЬМО - шрифтове рисунки.

УПРАЖНЕНИЕ разить способность на сколько один цвет светлее или темне другого - к желтому цвету подобрать стольне темне и стольне светлые цвета, это СВЕТЛОТА.

СВЕТЛОТА или одинаковая темнота делают цвета родственными. Благодаря одинаковой тональности они становятся как бы связаными и объединенными между собой. Холодне цвета производят впечатление прозрачности и легкости. Тепле цвета производят впечатления их непрозрачности, исполняются темными.

Ахроматические цвета отличаются друг от друга только степенью светлоты. Взяв два различных серых цвета, мы всегда увидим, какой из них светлее, а какой темнее, так как это легко определяется на глаз. Глаз человека способен различить более 300 переходов ахроматических цветов.

Все ахроматические цвета можно расположить в ряд, начав с самого светлого и кончая самым темным. Образуется так называемый один непрерывный ряд по светлоте. На одном его конце находится белый цвет, на другом - черный.

ХРОМАТИЧЕСКИЕ ЦВЕТА ОТЛИЧАЮТСЯ ДРУГ ОТ ДРУГА ТРЕМЯ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ: цветовым тоном, светлотой и насыщенностью.

Цветовым тоном называется такой признак хроматического цвета, по которому один цвет отличается от других. Например, один цвет мы называем зеленым, другой - красным, третий - синим.

Цветовых тонов существует гораздо больше, чем названий для них. Так, о цветах, расположенных между желтым и красным, часто говорят оранжевые, как будто у них один цветовой тон. Но каждый из этих цветов характеризуется своей длиной волны и, значит, имеет свой цветовой тон. Распространенным названием этой характеристики среди художников является не цветовой тон, а цветовой оттенок, чтобы не было путаницы с названием "тон", под которым художники подразумевают светлоту цвета.

ахроматический ряд

Светлоту хроматического цвета, так же как и светлоту ахроматического цвета, определяют коэффициентом отражения лучей света. Любому хроматическому цвету всегда можно найти такой ахроматический цвет, который будет равен ему по светлоте.

Насыщенностью хроматического цвета называют степень отличия его от ахроматического цвета, одинакового с ним по светлоте. Следовательно, насыщенность цвета - это степень выраженности его цветового тона. Например, если мы прибавим к чисто-красному цвету немного серого, одинакового с ним по светлоте, то новый красный цвет будет заметно отличаться от исходного. Цветовой тон этого нового цвета не изменится, светлота не изменится тоже. Изменится только насыщенность цвета, т. е. его цветность.

Между любым чистым максимально насыщенным хроматическим цветом и равным ему по светлоте серым мы можем вставить ряд промежуточных цветов разной степени насыщенности.

Если к хроматическому цвету примешать ахроматический цвет разной светлоты (белый, серый с постепенным переходом к черному), то изменяется одновременно и насыщенность хроматического цвета, и его светлота. Например, прибавив белый цвет к красному, мы уменьшим его насыщенность, а светлоту увеличим. Таким образом мы получаем множество светлых цветов, так называемых пастельных.

Примешивая более темные по светлоте ахроматические цвета к хроматическому цвету, мы уменьшаем его светлоту и насыщенность одновременно.

Пример контраста світлого и темного: лимоны, апельсины и розы - Сурбаран; мужчина с золотым шлемом - Рембрандт, "гитара на камне - Пикассо.

3. Контраст холодного и теплого

можно представить в сопоставлениях:

Холодный-теплый

Теневой-солнечный

Прозрачный-непрозрачный

Успокаювающий-возбуждающий

Жидкий-густой

Воздушный-земной

Далекий-близкий

Легкий-тяжелый

Влажный-сухой.

Примеры: витражи Шартрского собора, хор Ангелов Маттиаса Грюневальда, Лондонский парламент в тумане - Моне,

.

4. Контраст дополнительных цветов

- цвета расположены напротив друг-друга, при смешивании дают серій цвет.

желтый-фиолетовый

жерто-оранжевый-сине-фиолетовый

оранжевый-синий

красно-оранжевый-сине-зеленый

красный-зеленый

красно-фиолетовый-желто-зеленый.

В этих парах дополнительных цветов ВСЕГДА присутствует три основних цвета: желтый, красный, синий.

Смесь желтого, красного и синего тоже даст серій цвет.

Закон дополнительных цветов является основой композиционной гармонии, потому что при его соблюдении в глазах создается ощущение полного РАВНОВЕСИЯ.

Дополнительные цвета, в их пропорционально правильном соотношении, придают произведению СТАТИЧЕСКУЮ прочную основу воздействия. При этом каждый цвет остается неизменным в своей интенсивности.

Но, каждая пара дополнительных цветов обладает и другими особенностями. Например:

- Желтый и фиолетовый представляет собой также контраст світлого и темного.

- Красно-оранжевый и сине зеленый, также создают контраст холодного и теплого;

- Красный и зеленый равнозначны по своей светлоте.

Примеры: Мадона канцлера Ролена - Яна ван Эйка, цар Соломон, встречающий царицу Савскую - Лувр, Ареццо, гора Сен-Виктор - Сезанн.

цар Соломон, встречающий царицу Савскую - Лувр,

5. Симулятанный контраст

обозначачет явление, при котором наш глаз при восприятии какого-либо цвета тотчас требует ПОЧВЛЕНИЯ его дополнительного цвета, и если такового нет, то симультанно, то есть ОДНОВРЕМЕННО порождает его сам. Этот факт означает, что ОСНОВНОЙ ЗАКОН цветовой гармонии базируется на законе о дополнительных цветах. Симультанно порожденные цвета возникают лиш как ощущение и объективно не существуют. Они не богут бать сфотографированы.

Стимультанный контраст возникает не только при сочетании серого и какого-либо чистого хроматического цвета, но и при сочетании двух чистых цветов, не являющихся строго дополнительными. Каждый из этих цветов будет стремиться СДВИНУТЬ другого в направлении к его дополнительному, причем в большенстве случав оба цвета ТЕРЯЮТ нетто от присущего им характера и ПРИОБРЕТАЮТ нове оттенки. В этих условиях цвета получают МАКСИМАЛЬНО ДИНАМИЧЕСКУЮ АКТИВНОСТЬ. Они переходять в состояние ИЗМЕНЧЕВОЙ ВИБРАЦИИ. Цвета переходять из своей реальности в новое НЕРЕАЛЬНОЕ измерение. Цвет начинает терять свою МАТЕРИАЛЬНОСТЬ.

При налички контраста светлого и темного возможность возникновения симультанного контраста уменьшается.

Пример: композиція построєна из желтого и красного цвета на синем, то она гармонически спокійна. Если вместо синего взять сине-зеленый, то это приведет к к симультанной игре, красный и желтый будут симультанно возбуждаться и будут проявлять себя сов сем иначе, чем на синем.

Примеры: сатана и саранча, срывание одежд с Христа - Греко, ночное кафе - Гога.

6. Контраст по насыщенности

это качество цвета. Цвета когут терять свою чистоту четырмя способами:

- чистый цвет может бать смешан с БЕЛЫМ, что придает ему холодный характер. Картинно-красный цвет при его смешивании с белым приобретает синеватый оттенок и резко менует свой характер. Желтый + белый, становится холоднее. Синий + белый, неменяется. Фиолетовый + белый=лиловый и производит приятное и спокойное впечатление.

- Чистый цвет можно смешать с ЧЕРНЫМ. Желтый приобретает болезненность и ядовитость (умалишенный - Жерико). Фиолетовый становится мрачным, безвольным и уводит в темноту. Ярко-красный кармин становится фиолетовым. Красный кіновар становится красно-коричневым. Синий заменяется черням.

- Насыщенный цвет может бать ослаблен благодаря добавлению к нему смеси черного и белого, то есть СЕРОГО. Подмешивание серого цвета дает болем блеклые чем первоначальный цвет, оттенки и делает их "слепыми"

- Чисте цвета когут бать изменены путем добавления соотвестыующих дополнительных цветов. Фиолет+желтый=промежуточные тона чветло-жолтый и темно-фиолетовый. Зеленый+красный переходять в серо-черный. Смеси двух дополнительных цветов при осветлении дают РЕДКОСТНЫЕ по своей сложности оттенки.

При смешивании трех цветов первого порядка когут бать получены все степени БЛЕКЛОСТИ. То же относится и к цветам второго порядка.

Примеры: новорожденный - Тура.

7. Контраст по площади цветовых пятен силу воздействия цвета определяют два фактора. Во-первых, СВЕТЛОТА цвета и, во-вторых РАЗМЕР цветового пятна.

Светлота определяется на нейтрально сером фоне.

Степень светлоты можно представить системой соотношений по Гете:

Желтый:9

Оранжевый:8

Красный:6

Фиолетовый:3

Синий:4

Зеленый:6

Соотношение светлоты дополнительных цветов:

Желтый:фиолетовый=9:3=3:1=3/4:1/4

Оранжевый:синий=8:4=2:1=2/3:1/3

Красный:зеленый=6:6=1:1=1/2:1/2

Тоесто желтый цвет, будучи в три раза светлее, должен занимать лиш одну треть пространства, занимаемого фиолетовым цвітом.

Для гармоничных соотношений пятен, заполненных дополнительными цветами, характерны следующие пропорции:

Желтый:фиолетовый=1/4:3/4

Оранжевый:синий=1/3:2/3

Красный:зеленый=1/2:1/2

Таким образом, гармоничные размеры плоскостей для основних и дополнительных цветов выражены в цифровом соотношении:

Желтый:3

Оранжевый:4

Красный:6

Фиолетовый:9

Синий:8

Зеленый:6

Или Желтый:оранжевый=3:4

Желтый:красный=3:6

Желтый:фиолетовый=3:9

Желтый:синий=3:8

Желтый:красный:синий=3:6:8

Оранжевый:фиолетовый:зеленый=4:9:6

Эта система имеет силу при использовании цветов в их максимальной насыщенности.

СМЕШИВАНИЕ ЦВЕТОВ

Такая таблица применяется в различных сферах искусства - изобразительном, лепке, и прочих. Также может использоваться в строительстве при смешивании красок и штукатурок.Пример Требующийся цвет Основной цвет + Инструкция по смешиванию

Розовый Белый + добавить немного красного

Каштановый Красный + добавить чёрный или коричневый

Королевский красный Красный +добавить голубой

Красный Красный + Белый для осветления, жёлтый, чтобы получить оранжево-красный

Оранжевый Жёлтый + добавить красный

Золотой Жёлтый + капля красного или коричневого

Жёлтый Жёлтый + белый для осветления, красный или коричневый для получения тёмного оттенка

Бледно-зелёный Жёлтый + добавить синий / чёрный для глубины

Травянисто-зелёный Жёлтый + добавить синий и зелёный

Оливковый Зеленый + добавить желтый

Светло-зеленый Зеленый + добавить белый / желтый

Бирюзово-зеленый Зеленый + добавить синий

Бутылочно-зеленый Желтый + добавить синий

Хвойный Зеленый + добавить желтый и черный

Бирюзово-синий Синий + добавить немного зелёного

Бело-синий Белый + добавить синий

Веджвуд-синий Белый + добавить синий и каплю чёрного

Королевский синий Синий + добавить чёрный и каплю зелёного

Тёмно-синий Синий + добавить чёрный и каплю зелёного

Серый Белый + Добавить немного чёрного

Перламутрово-серый Белый + Добавить чёрный, немного синего

Средний коричневый Жёлтый + Добавить красный и синий, белый для осветления, чёрный для тёмного.

Красно-коричневый Красный & жёлтый + Добавить синий и белый для осветления

Золотисто-коричневый Жёлтый + Добавить красный, синий, белый. Больше жёлтого для контрастности

Горчичный Жёлтый + Добавить красный, чёрный и немного зелёного

Бежевый Взять коричневый и постепенно добавлять белый до получения бежевого цвета. Добавлять жёлтый для яркости.

Не совсем белый Белый + Добавить коричневый или чёрный

Розово-серый Белый + Капля красного или чёрного

Серо-голубой Белый + Добавить светло-серый плюс капля синего

Зелёно-серый Белый + Добавить светло-серый плюс капля зелёного

Серый уголь Белый + добавить чёрный

Лимонно-жёлтый Жёлтый + добавить белый, немного зелёного

Светло-коричневый Жёлтый + добавить белый, чёрный, коричневый

Цвет зелёного папоротника Белый + добавить зелёный, чёрный и белый

Цвет лесной зелени Зелёный + добавить чёрный

Изумрудно-зелёный Жёлтый + добавить зелёный и белый

Салатовый Жёлтый + добавить белый и зелёный

Цвет морской волны Белый + добавить зелёный и чёрный

Авокадо Желтый + добавить коричневый и чёрный

Королевский пурпурный Красный + добавить синий и жёлтый

Тёмно-пурпурный Красный + добавить синий и чёрный

Томатно-красный Красный + добавить жёлтый и коричневый

Мандарин, оранжевый Жёлтый + добавить красный и коричневый

Рыжевато-каштановый Красный + добавить коричневый и чёрный

Оранжевый Белый + добавить оранжевый и коричневый

Цвет красного бургундского Красный + добавить коричневый, чёрный и жёлтый

Малиновый Синий + добавить белый, красный и коричневый

Сливовый Красный + добавить белый, синий и чёрный

Каштановый Жёлтый + красный, чёрный и белый

Цвет мёда Белый, жёлтый и тёмно-коричневый

Тёмно-коричневый Жёлтый + красный, чёрный и белый

Медно-серый Чёрный + добавить белый и красный

Цвет яичной скорлупы Белый + жёлтый, немного коричневого

Чёрный Чёрный Использовать чёрный как смоль.

ЦВЕТОВОЙ КРУГ

ЦВЕТОВОЕ СОЗВУЧИЕ

Созвучие ДВУХ цветов противоположные цвета образуют гармоничное сочетание.

Созвучие ТРЕХ цветов по РАВНОСТОРОНЕМУ трехугольнику. Если в созвучии пары дополнительных цветов, взять два соседних цвета от одного из дополнительных цветов, это созвучие будет тоже гармоничным. В основе лежит РАВНОБЕДРЕННЫЙ трехугольник.

Созвучие ЧЕТЫРЕХ цветов по равносторонему квадрату, прямоугольнику и трапеции. По трапеции - два цвета расположенные рядом друг с другом, а две противоположные находяться справа и слева от их дополнительных цветов. Подобное сочетание стреляться к симультанному изменению, хотя явлю гармоничными, образуя при смешивании серо-черный цвет.

СОЧЕТАЕМ ЦВЕТА ПРАВИЛЬНО!

30 цветов от белого до чёрного.

1. Белый: сочетается со всем. Наилучшее сочетание с синим, красным и черным.

2. Бежевый: с голубым, коричневым, изумрудным, черным, красным, белым.

3. Серый: базовый цвет, хорошо сочетается с капризными цветами: фуксия, красный, фиолетовый, розовый, синий.

4. Розовый: с коричневым, белым, цветом зеленой мяты, оливковым, серым, бирюзовым, нежно - голубым.

5. Фуксия (темно - розовый): с серым, желто-коричневым, зеленым лаймом, зеленой мятой, коричневый.

6. Красный: подходит к желтым, белым, бурым, зеленым, синим и черным.

7. Томатно-красный: голубой, зеленая мята, песчаный, сливочно - белый, серый.

8. Вишнево-красный: лазурный, серый, светло-оранжевый, песчаный, бледно-желтый, бежевый.

9. Малиново-красный: белый, черный, цвет дамасской розы.

10. Коричневый: ярко-голубой, кремовый, розовый, палевый, зеленый, бежевый.

11. Светло-коричневый: бледно-желтый, кремово-белый, синий, зеленый, пурпурный, красный.

12. Темно-коричневый: лимонно-желтый, голубой, зеленая мята, пурпурно-розовый, зеленый лайм.

13. Рыжевато-коричневый: розовый, темно-коричневый, синий, зеленый, пурпурный.

14. Оранжевый: голубой, синий, лиловый, фиолетовый, белый, черный.

15. Светло-оранжевый: серый, коричневый, оливковый.

16. Темно-оранжевый: бледно - желтый, оливковый, коричневый, вишнёвый.

17. Желтый: синий, лиловый, светло-голубой, фиолетовый, серый, черный.

18. Лимонно-желтый: вишнево-красный, коричневый, синий, серый.

19. Бледно-желтый: фуксия, серый, коричневый, оттенки красного, желтовато-коричневый, синий, пурпурный.

20. Золотисто-желтый: серый, коричневый, лазурный, красный, черный.

21. Оливковый: апельсиновый, светло-коричневый, коричневый.

22. Зеленый: золотисто-коричневый, оранжевый, салатный, желтый, коричневый, серый, кремовый, черный, сливочно-белый.

23. Салатовый цвет: коричневый, желтовато-коричневый, палевый, серый, темно-синий, красный, серый.

24. Бирюзовый: фуксия, вишнево-красный, желтый, коричневый, кремовый, темно-фиолетовый.

25. Электрик красив с золотисто-желтым, коричневым, светло-коричневым, серым или серебряным

26. Голубой: красный, серый, коричневый, оранжевый, розовый, белый, желтый.

27. Темно-синий: светло-лиловый, голубой, желтовато-зеленый, коричневый, серый, бледно-желтый, оранжевый, зеленый, красный, белый.

28. Лиловый: оранжевый, розовый, темно-фиолетовый, оливковый, серый, желтый, белый.

29. Темно-фиолетовый: золотисто-коричневый, бледно-желтый, серый, бирюзовый, зеленая мята, светло-оранжевый.

30. Черный универсален, элегантен, смотрится во всех очетаниях, лучше всего с оранжевым, розовым, салатным, белым, красным, сиреневатым или желтым.

Созвучие шести цветов

В наш двенадцатичастный цветовой круг можно вписать два различных шестиугольника: желтый, оранжевый, красный, фиолетовый, синий, зеленый; желто-оранжевый, красно-оранжевый, красно-фиолетовый, сине-фиолетовый, сине-зеленый, желто-зеленый. Количество доступных цветовых сочетаний существенно расширится, если мы будем использовать цветовой круг не из 12 цветов как у нас, а, например, из 24 цветов.

Вышеизложенные примеры показывают, что теория гармоничных созвучий не стремится ограничить наше воображение, а скорее открывает более широкие возможности достижения различных выразительных проявлений цвета.

Созвучие шести цветов.

Шестиугольники могут быть получены двумя различными путями.

В двенадцатичастный цветовой круг можно вместо треугольника или квадрата вписать шестиугольник. И тогда гармоничное шестизвучие будет базироваться на трёх парах дополнительных цветов. В него можно вписать два таких шестиугольника, состоящих из жёлтого, фиолетового, оранжевого, синего, красного, зелёного и жёлто-оранжевого, сине-фиолетового, красно-оранжевого, красно-фиолетового, жёлто-зелёного и сине-зелёного. Эти шестиугольники можно поместить в цветовой шар, и вращая их, получить на основе осветлённых или затемнённых тонов интересные цветовые комбинации. Другой способ получения шестиугольника заключается в присоединении чёрного и белого цвета к четырём чистым цветам. Мы помещаем квадрат в экваториальный пояс цветового шара и получаем четырёхзвучие, основанное на двух парах дополнительных цветов. Затем каждый угол квадрата соединяем с белым цветом вверху и с чёрным внизу, как показано на рисунке 56. В результате мы получаем октаэдр. Любое четырёхцветное созвучие, которое может быть построено в экваториальной зоне, может быть превращено за счет включения в него белого и чёрного цвета в созвучие из шести цветов. Вместо квадрата может быть также использован и просто четырёхугольник.

С помощью треугольника, который как основная фигура комбинируется с белым и чёрным цветом, можно получить созвучие пяти цветов. Оно может состоять, например, из следующих цветов: жёлтого, красного, синего, чёрного и белого или оранжевого, фиолетового, зелёного, белого и чёрного.

ФОРМА и ЦВЕТ

Квадрат - пряме линии, пряме квадраты, "поле" иероглиф - это статика, тяжесть и непрозрачность. Красный цвет матери.

Трехугольник возникает из трех пересекающих діагоналей. Углы боевые и агресивны. Символ мысли и его невесомый характер - світло-желтый цвет.

Круг это постоянное движение вокруг точки на одном растоянии. Создает чувство отдыха и ослабления напряжения.. круг - символ постоянко подвижной духовности.

Оранжевый - трапеція.

Зеленый - сферический трехугольник.

Фиолетовый - элипс.

Синий - круг.

ПРОСТРАНСТВЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ЦВЕТА

12. Пространственное воздействие цвета

Пространственное воздействие цвета может зависеть от различных компонентов. В самом цвете есть силы, способные выявлять глубину. Это происходит за счёт контраста светлого и тёмного, а также возможностей изменения насыщенности цвета и его распространения. Помимо этого изменения пространственных ощущений можно добиться с помощью диагоналей и всевозможных пересечений.

Когда шесть цветов - желтый, оранжевый, красный, фиолетовый, синий и зелёный расположены на чёрном фоне один возле другого без интервалов, то совершенно явно видно, что светлый жёлтый цвет кажется выступающим, а фиолетовый погружается в глубину чёрного фона. Остальные цвета образуют промежуточные ступени между жёлтым и фиолетовым. При использовании белого фона впечатление глубины меняется. Фиолетовый цвет выталкивается белым фоном и кажется выступающим вперёд, в то время как жёлтый цвет удерживается белым в качестве "близкого и родственного". Эти наблюдения доказывают, что для оценки впечатления глубины, общий цвет фона столь же важен, как и отдельный цвет.

Принцип золотого сечения основан на том, что самый маленький отрезок относится к самому большому, как самый большой к их общей сумме. Если расстояние АВ разделено по принципу золотого сечения в точке С, то это означает, что АС относится к СВ как СВ к АВ. В области цвета это означает следующее: если мы поместим оранжевый цвет между жёлтым и красным, каждый из которых имеет свою степень глубины, то разница глубины между жёлто-оранжевым и оранжево-красным будет соответствовать отношениям "меньшего" к "большему". То же отношение "меньшего" к "большему" существует между жёлто-красно-оранжевым и красно-оранжево-синим. В тех же пропорциях золотого сечения находятся жёлто-красный и красно-фиолетовый цвет, как и жёлто-зелёный и зелено-синий.

Жёлтый, красно-оранжевый и синий на чёрном фоне имеют следующую картину заглубления: жёлтый сильно выступает вперёд, красный в меньшей степени, а синий кажется почти столь же глубоким, как чёрный. На белом фоне возникает обратное впечатление: синий сильно выступает вперёд, красно-оранжевый остаётся почти на месте, а жёлтый только слегка выдвигается вперёд. Отношения глубин между жёлтым и красно-оранжевым, красно-оранжевым и синим соответствуют отношениям "большего" к "меньшему".

Все светлые тона на чёрном фоне будут выступать вперёд в соответствии со степенью их светлости. На белом фоне впечатление будет обратное: светлые тона остаются на уровне белого фона, а тёмные постепенно выступают вперёд.

Что касается холодных и тёплых цветов одинаковой светлоты, то тёплые цвета будут выступать вперёд, а холодные стремиться в глубину. Если встречается контраст светлого и тёмного, то ощущения глубины будут или увеличиваться благодаря цвету, или нейтрализуются, или же будут действовать в обратном направлении. Одинаково светлые сине-зелёный и красно-оранжевый ведут себя на чёрном фоне следующим образом - красно-оранжевый выступает вперёд, а сине-зелёный уходит вглубь.

Если красно-оранжевый будет осветлён, то он выступит вперёд ещё сильнее. Если слегка осветлить сине-зелёный, то он произведёт то же впечатление глубины, что и красно-оранжевый, а если он будет осветлён ещё сильнее, то выступит вперёд, а красно-оранжевый, наоборот, отступит назад.

Контраст насыщения вызывает следующие ощущения в восприятии цвета: яркие цвета будут выступать вперёд по сравнению с одинаково светлыми, но притуплёнными цветами. Как только к этому контрасту прибавляется контраст светлого и тёмного или холодного и тёплого, впечатление глубины снова изменяется. Контраст распространения или контраст размеров цветовых плоскостей играет большую роль в создании впечатления глубины. Когда на большой красной поверхности имеется маленькое жёлтое пятно, то красный цвет становится как бы фоном и жёлтый цвет в этом случае выступает вперёд. Если мы будем увеличивать площадь, занятую жёлтым цветом, и уменьшать, занятую красным, то может настать такой момент, когда жёлтый цвет будет играть более значительную роль, чем красный. Жёлтый цвет может стать фоном и вытеснить красный вперёд.

Особо сильного ощущения глубины картины можно добиться, используя взаимодействие цвета, вертикальных и горизонтальных направлений и пространственных планов композиции между собой. Чаще всего пространство картины строится за счет двух, трёх и большего количества планов. Например, Клод Лоррен пространство своих пейзажей строит на использовании пяти планов. Но наиболее распространённый вариант плоскостно-изобразительной передачи пространства основан на двух планах.

ТЕОРИЯ ЦВЕТОВЫХ ВПЕЧАТЛЕНИЙ

Исходной точкой теории цветовых впечатлений является исследование цветовых проявлений в природе. Это значит, что нам следует изучать впечатления, которые цветные объекты производят на наше зрение.

Каждый художник в соответствии со своими наклонностями должен определить для себя меру своей работы по изучению природы. Однако было бы неразумно пренебрегать внешним миром из-за избытка нашего внутреннего. Природа в своём ритме времён года, обращённом то наружу, то внутрь себя. могла бы служить нам идеальным примером. Весной и летом силы земли выходят наружу, воплощаясь в росте и созревании, а осенью и зимой возвращаются снова назад и обновляются для будущего роста.

Рассмотрим теперь проблему цвета в природе. С позиций физики все предметы сами по себе цвета не имеют. Когда белый свет - под которым мы подразумеваем солнечный свет - освещает поверхность какого-либо предмета, то последний в соответствии со своим молекулярным составом поглощает одни световые волны определённой длины, или цвета, и отражает другие. В разделе "Физика цвета" было установлено, что цвета спектра могут быть разделены на две группы, причём каждая из этих групп может быть объединена в один цвете помощью собирательной линзы. Полученные таким путём два цвета взаимно дополняют друг друга. Таким образом, отражённые поверхностью предмета световые лучи оказываются цветом, дополнительным по отношению к сумме поглощённых лучей. Отражённый цвет кажется нам тем локальным цветом, который присущ данному предмету.

Тело, которое отражает все лучи белого света и не поглощает ни одного, выглядит белым. Тело, которое поглощает все лучи белого света и не отражает ни одного, кажется нам чёрным.

Если мы осветим синее тело оранжевым светом, то оно будет казаться чёрным, ибо в оранжевом нет синего, который могло бы отразить это тело. Отсюда можно судить о громадном значении цвета освещения. Изменение цвета освещения меняет и локальные цвета освещённых предметов. Чем хроматичнее освещение, тем сильнее меняется локальный цвет. Чем цвет освещения ближе к белому, тем интенсивнее отражаются непоглощённые предметами цвета и тем более чистым покажется нам их локальный цвет. При изучении цвета в природе чрезвычайно важными оказываются наблюдения за цветом освещения. В этой связи было бы полезно обратиться к методам работы импрессионистов, которые непрестанно изучали изменения локальных цветов под действием меняющегося освещения. Само собой разумеется, что важен не только цвет освещения, но и его интенсивность. Свет не только придает окраску предмету, но и материализует его пластически. Для передачи этих качеств необходимо, по крайней мере, иметь ввиду три различные градации силы света: свет, обладающий полной силой, средней силой и свет, обеспечивающий ощущение тени. При освещении светом средней силы локальные цвета предметов приобретают особую чёткость, также как и фактурные особенности поверхностей становятся более очевидными. При свете в полную силу цвет предмета высветляется, а в тени - воспринимается смутным и затемнённым.

Отражённые цветовые лучи весьма сильно изменяют локальные цвета предметов.

Локальный цвет, как уже было замечено, возникает благодаря тому что цветовые лучи отражаются и переходят в окружающее пространство. Если данный предмет имеет красный цвет и его красные лучи падают на рядом стоящий белый предмет, то на последнем заметно красноватое отражение. Если красные лучи упадут на зелёный предмет, то мы увидим на нём серо-чёрное отражение, ибо взаимодействие красного и зелёного цвета ведет к уничтожению друг друга. Если красные лучи падают на чёрную поверхность, то на ней видны черно-коричневые рефлексы.

Чем более глянцевыми будут поверхности предметов, тем сильнее и ощутимее будет отражение. Изучая изменения собственно цвета предметов при непрерывном изменении цвета солнечного света и цвета отражений, импрессионисты пришли к заключению, что локальные цвета растворяются в общей цветовой атмосфере. Это означает, что при изучении цветовых впечатлений следует обратить внимание на четыре главных момента: локальный цвет предмета, цвет освещения, цвет при интенсивном и теневом освещении.

Предмет может быть представлен различным образом. Он может быть изображён сверху спереди и сбоку в самых точных его пропорциях. И это будет аналитической формой его изображения. Затем предмет может быть вычерчен согласно законам перспективы или же передан пластически с помощью света и теней. Красная ваза и жёлтый ящик могут быть нарисованы в перспективе и плоско покрыты каждый своим локальным цветом. Затем форма и цвет с помощью светлых и тёмных тонов могут получить пластическую проработку. При этом пластическая интерпретация может быть превращена в плоскостную, если цвет предметов по своему тону и светлоте будет связан с цветом и светлотой фона. Именно таким образом достигается тональная связь изображённых предметов с плоскостью картины. Если каждый предмет и каждую плоскость изобразить в соответствии с их реальным природным цветом, то можно добиться вполне реалистически конкретного изображения. Но такая композиция будет состоять из множества отдельных частей, которые неохотно будут стремиться к объединению.

Если же цвет предметов выступает как локальный цвет живописной композиции в целом, и объект обретает здесь свой собственный цвет как красное в общем красном или жёлтое в общем жёлтом, то предметы теряют свою изолированность. Они растворяются в своей собственной атмосфере, которая становится живописной атмосферой картины.

Пластического впечатления можно добиться благодаря модуляциям холодных и тёплых тонов, которые способствуют растворению локальных цветов. В этом случае места, решённые в светотеневых отношениях, занимаются равными им по тональности холодными или тёплыми вариациями локальных цветов. При этом контраст света и тени в значительной мере смягчается, вызывая ощущение повышенной живописности. При изучении локальных цветов следует обратить внимание на изменения, обусловленные и цветом самого освещающего света. Так, при голубоватом освещении зелёная ваза будет выглядеть сине-зелёной, ибо локальные цвета смешиваются с цветовым тоном освещения. Отражённые цвета растворяют локальные тона, освобождают форму и цвет предметов от жёсткой определённости, превращая всё в полифонию цветовых пятен. Делакруа говорил в связи с этим, что "вся природа есть отражение".

К области изучения импрессионистических проявлений цвета относится также и проблема цветных теней. Если в летний вечер в оранжевом свете заходящего солнца и при голубом небе на востоке наблюдать за тенями деревьев, то очень отчётливо виден их голубой цвет. Ещё заметнее цветные тени зимой, когда все улицы покрыты белым снегом. Под тёмно-синим ночным небом в оранжевом свете уличных фонарей тени на снегу приобретают глубокий, светящийся синий цвет. Проходя зимним вечером после снегопада по улице, освещённой пестрой цветной рекламой, легко заметить красные, зеленые, синие и жёлтые тени, лежащие на белой земле.

В живописи эти природные явления были освоены импрессионистами. Синие тени деревьев, появившиеся в их картинах, вызвали большое волнение среди посетителей выставок. Поскольку до этого царило всеобщее мнение, что тени должны иметь серо-чёрный цвет. Хотя импрессионисты пришли к изображению цветных теней, опираясь только на тщательные наблюдения за природой.

Исследования цветных теней, предпринятые в последующих опытах, дали поразительные результаты.

1. При красно-оранжевом цвете освещения при отсутствии дневного света получается чёрная тень. При синем или зелёном цвете освещения тени также оказываются чёрными.

2. Освещение предмета при отсутствии дневного света двумя цветными лучами дало такие результаты:

- при красном и зелёном свете, красные лучи отбрасывали зелёные тени, а зелёные лучи отбрасывали красные. Перекрещивающиеся тени давали чёрный цвет, а смесь зелёного и красного света была жёлтой;

- при опыте красно-оранжевым и зелено-синим светом, красно-оранжевый отбрасывал синюю тень, а зелено-синий - красно-оранжевую. Два луча пересекающихся теней давали чёрный цвет, а смешанный цвет двух освещающих лучей - пурпурно-розовый;

- когда для освещения использовался зелёный и синий цвет, то зелёный отбрасывал синюю тень, а синий - зелёную. Пересечение теней отбрасывало чёрную тень, а тень от смеси двух освещающих лучей была сине-зелёной.

3. Если для опыта взять три разных освещения, а именно - красно-оранжевое, зелёное и сине-зелёное, то при красно-оранжевом цвете освещения отбрасывается тень сине-зелёного цвета, зелёный луч даёт тень пурпурно-розового цвета, а сине-зелёный - жёлтую. При пересечении всех трёх цветных теней получался чёрный цвет, а совмещение самих цветовых лучей давало просто белый фон.

ТЕОРИЯ ЦВЕТОВОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Оптическим, электромагнитным и химическим процессам, происходящим в наших глазах и в сознании при наблюдении за цветом, соответствуют нередко параллельные процессы в психологической сфере человека. Переживания, обусловленные восприятием цвета, могут проникать глубоко в мозговые центры и определять эмоциональное и духовное восприятие. Гёте неслучайно говорил о чувственно-нравственном воздействии цвета.

Краснота лица выдает ярость или лихорадку, синеватый, зеленоватый или желтоватый его цвет говорят о болезненном состоянии человека, хотя в каждом из этих чистых цветов нет ничего болезненного. Красный цвет неба угрожает плохой погодой, а синее, зелёное или жёлтое небо обещает хорошую погоду. На основе подобных житейских наблюдений казалось бы невозможно перейти к простым и точным умозаключениям о выразительности цвета. Жёлтые тени, фиолетовый свет, сине-зелёный огонь, красно-оранжевый лёд - всё это казалось бы стоит в явном противоречии с нашим опытом и создаёт впечатление какой-то потусторонности. И только люди, умеющие глубоко и восхищённо реагировать, способны воспринимать цвет и его сочетания, не соотнося их собственно с предметами.

С позиции четырёх времён года это означает, что для каждого из них нам следует находить те цвета в цветовом шаре, которые в целом ясно выражают его характер.

Весна, сияющее юностью и радостью пробуждение природы, обычно выражается красками, пронизанными светом. Это, конечно, жёлтый цвет как самый близкий к белому, и жёлто-зелёный как высшая степень проявления жёлтого. Светло-розовые и светло-голубые тона усиливают и обогащают это звучание. А жёлтый, розовый и лиловый воспринимаются цветом распускающихся почек.

Цвета осени резко контрастируют с весенними. Осенью зелень растений отмирает и приобретает коричневые и фиолетовые оттенки, Обещания весны реализуются в зрелости лета. Летом природа словно находит своё выражение в изобилии и пышности форм и силе цвета, достигает пластической полноты своей созидающей мощи. Тёплые, насыщенные, активные цвета, которые находятся только в определённой части цветового круга, обладая особой силой и энергией, становятся главными для выражения цветовой интенсивности лета. При этом различные зелёные тона усиливают здесь лишь оттенки красного, а синие тона - звучание дополнительного к ним оранжевого цвета.

Для изображения зимы, которая в своём магнитическом притяжении сил земли погружает природу в пассивное состояние, требуются цвета холодные, сияющие внутренней глубиной, прозрачные и одухотворённые. Величественный цикл дыхания природы, совершающийся в смене времён года, находит таким образом себе чёткое объективное цветовое выражение. Если при выборе цветовых сочетаний отказаться от наших познаний и не иметь постоянно перед глазами всего мира красок, то наш удел - это только безвкусные, ограниченные решения и потеря истинных и правдивых. По-видимому, нет иного пути для появления правильного суждения о выразительных качествах цвета, чем исследование его отношений с каким-либо другим цветом или их совокупностью.

Для понимания психологически духовной выразительности каждого цвета, свойственной только ему, необходимы сравнения.

опишем их взаимоотношения, чтобы точно определить их психологическую и духовную выразительность.

Жёлтый.

Жёлтый цвет - самый светлый изо всех цветов. Он теряет это качество, как только его затемняют серым, чёрным или фиолетовым цветом. Жёлтый представляет собой как бы уплотнённый и более материальный белый цвет. Чем глубже этот ставший жёлтым свет проникает в толщу непрозрачных материалов, тем в большей степени он уподобляется жёлто-оранжевому, оранжевому и красно-оранжевому. Красный цвет является его границей, которую жёлтый перейти не может. В середине пути от жёлтого к красному стоит оранжевый, самая сильная и наиболее концентрированная степень проникновения света в материю. Золотой цвет представляет собой максимальную сублимацию материи силой света, неуловимо излучающегося, непрозрачного и лёгкого как чистая вибрация. В прежние времена золото часто использовалось в живописи. Оно означало светящуюся, излучающую свет материю. Золотые мозаичные своды византийских соборов, как и задние планы картин старых мастеров выступали в роли символического пространства нездешнего мира, чудесного царства солнца и света. Золотой нимб святых являлся признаком их особого озарения. Состояние святости постигалось как озарение светом, погружаясь в который, они почти лишались дыхания. Символом небесного света могло быть только золото.

Конрад Витц написал "Синагогу"

Затуманенная правда - тусклый жёлтый цвет будет выражать зависть, предательство, двуличие, сомнение, недоверие и безумие. В картине Джотто "Поцелуй Иуды" и в "Тайной вечере" Гольбейна Иуда, картине Эль Греко "Срывание одежд с Христа",

Когда жёлтый цвет наложен на оранжевый, то он производит впечатление очищенного светло-оранжевого тона. Оба цвета рядом напоминают о сиянии яркого утреннего солнца над полем зреющей пшеницы. Если жёлтый цвет дан на зелёном фоне, то он сияет, затмевая зелёный. Так как зелёный цвет представляет собой смесь жёлтого и синего, то жёлтый выглядит здесь, словно в гостях у родных.

Жёлтый цвет на фиолетовом фоне приобретает чрезвычайно большую силу, суровую и безжалостную. Но когда жёлтый смешивают с фиолетовым, он немедленно теряет свой характер и становится болезненным, коричневатым и безразличным.

Жёлтый на средне-осветлённом синем сияет, но как чужой и потерянный. Нежно чувственный светло-синий с трудом переносит рядом с собой светлое познающее начало жёлтого. Жёлтый на красном создаёт мощный, громкий аккорд, вызывающий в памяти звуки органа в пасхальное утро. Его великолепие излучает богатство познания и бытия. Жёлтый цвет на белом фоне (рис. 58) производит впечатление тёмного цвета, потерявшего свою лучистость. Белый цвет оттесняет его и ставит в положение подчинённого цвета. Если мы заменим белый цвет фона жёлтым, а жёлтый цвет белым, то оба цвета изменят своё выражение.

Жёлтый цвет на чёрном фоне проявляет себя в самом ярком и агрессивном блеске. Он резок и остр, бескомпромиссен

Красный.

Красный цвет на цветовом круге не имеет ни желтоватого, ни синеватого оттенка. Его мощную, неотразимую яркость нелегко затмить, но он чрезвычайно изменчив и легко принимает самые различные характеры. Он становится весьма восприимчивым, когда принимает желтоватый или синеватый тон. Как желтоватый, так и синевато-красный тон отличается большими возможностями своих модуляций.

Красно-оранжевый цвет плотен и непрозрачен, но так ярок, словно наполнен внутренним жаром. Теплота красного цвета повышается в красно-оранжевом до силы пламени.

Красно-оранжевый свет благотворно влияет на рост растений и усиливает деятельность органических функций. При правильном подборе контрастных цветов красно-оранжевый цвет становится выражением лихорадочной, воинственной страсти. Ассоциируясь с планетой Марс, красный цвет связан с представлениями о войнах и демонических мирах. И неслучайно одежда воинов была красно-оранжевой в знак их кровавого ремесла.

Знамена революций были также окрашены в красно-оранжевый цвет. В этом цвете пылает жар страстной физической любви. Чистый красный цвет означает любовь духовную. Так, Шаронтон в своей картине "Коронация Марии" написал Бога-Отца и Сына в красных мантиях.

Мадонна Изенхеймского алтаря и "Штуппахская мадонна" Грюневальда изображены в красных одеждах.

В пурпурно-красном - цвете кардиналов - объединена светская и духовная власть.

Меняя контрастирующие цвета, я постараюсь показать, как может в связи с этими изменениями меняться выразительность красно-оранжевого цвета. На оранжевом фоне красно-оранжевый кажется тлеющим, тёмным и безжизненным, словно засохшим.

Если мы углубим оранжевый цвет до тёмно-коричневого, то красный огонь вспыхнет в нём сухим жаром; но только в контрасте с чёрным цветом красно-оранжевый развернёт свою высшую, непобедимую, демоническую страстность.

На зелёном он будет действовать как дерзкий, раздражённый агрессор, банальный и шумный.

На сине-зелёном фоне покажется разгоревшиеся огнём, а на холодном красном - угасающим жаром, принуждающим холодный красный к сильному, активному сопротивлению.

Различные проявления красно-оранжевого цвета в наших опытах дают лишь слабое представление о его выразительных возможностях.

В противоположность жёлтому цвету красный имеет очень много модуляций, поскольку его можно варьировать в контрастах тёплого и холодного, притупления и яркости, света и темноты, не разрушая его красной цветовой основы. Красный цвет, от демонически мрачного оранжево-красного на чёрном фоне, до ангельски-нежного розового, может выражать все промежуточные градации ощущений царства подземного и небесного. Для него закрыт только путь к эстетически-духовному миру, прозрачному и воздушному, ибо там господствует синий цвет.

Синий.

Чистым синим цветом называют цвет, в котором нет ни желтоватых, ни красноватых оттенков. Если красный всегда активен, то синий всегда пассивен, если относиться к нему сточки зрения материального пространства. Сточки зрения духовной нематериальности синий, наоборот, производит активное впечатление, а красный цвет - пассивное. Всё дело здесь заключается в "направлении взгляда".

Синий цвет всегда холодный, красный всегда тёплый. Синий цвет словно сжат и сосредоточен в себе, он интровертен. И если красный подчинён крови, то синий подчинён нервам. Люди, которые в своих субъективных цветовых предпочтениях тяготеют к синим тонам, в большинстве отличаются бледным цветом лица и слабым кровообращением. Зато их нервная система выносливее. Синий цвет обладает мощью, подобной силам природы зимой, когда всё, скрытое в темноте и тишине, копит энергию для зарождения и роста. Синий всегда производит впечатление тени, а в зените своего великолепия стремится к темноте. Синий - это неуловимое ничто, которое всё же постоянно присутствует как прозрачная атмосфера. В земной атмосфере синий цвет разлит, начиная от светлейшей небесной лазури до глубочайшей синей черноты ночного неба. Синий привлекает нас трепетностью веры в бесконечную духовность. Для нас синий цвет - символ веры, как для китайцев он - символ бессмертия.

Когда синий затенён, то его тусклый цвет вызывает в нас чувство суеверия, боязни, ощущение потерянности и печали, но вместе с тем этот цвет всегда указывает путь к сверхчувственно-духовному, трансцендентному.

Если синий цвет дан на жёлтом, то он кажется очень тёмным и потерявшим свою яркость. Там, где господствует ясный интеллект, там вера кажется тупой и тёмной.

Когда синий цвет осветлён до светлоты жёлтого цвета, он излучает холодный свет. Его прозрачность превращает жёлтый в плотный материальный тон.

Синий на чёрном фоне светится в полной своей чистоте и силе. Там, где господствует чёрное невежество, синий цвет чистой веры сияет подобно далёкому свету.

Если мы поместим синий на лиловом фоне, то он покажется отчуждённым, пустым и бессильным. Лиловый отнимает у него значимость большой материальной силы, "осуществляющей веру". Когда лиловый становится более тёмным, к синему возвращается его блеск.

На тёмно-коричневом (тускло-оранжевом) синий возбуждается до сильной вибрации, а рядом с коричневым цветом, как симультанном к нему, он обретает живую силу, а считавшийся "мёртвым" коричневый начинает праздновать своё воскрешение.

На красно-оранжевом фоне синий сохраняет свою тёмную силу, которая находит себе выход в ярком излучении. Здесь синий цвет утверждает и оправдывает себя в своей странной нереальности.

Синий на фоне спокойного зелёного цвета приобретает сильный красноватый оттенок. И только благодаря подобной склонности спасается от парализующей насыщенности зелёного цвета, сохраняя при этом своё живое воздействие.

Синий, склонный по своей природе к выражению уединения, тихого смирения и глубокой веры, часто используется в картинах, изображающих Благовещение.

Зелёный.

Зелёный представляет собой промежуточный цвет между жёлтым и синим. В зависимости от того содержит ли он больше жёлтого или синего, меняется и характер его выразительности. Зелёный является одним из дополнительных цветов, который получается при смешении двух основных - жёлтого и синего цвета, но эту операцию трудно осуществить с той точностью, при которой ни один бы из них не преобладал. Зелёный - это цвет растительного мира, образующийся благодаря фотосинтезу таинственного хлорофилла. Когда свет попадает на землю, а вода и воздух высвобождают свои элементы, тогда силы, сосредоточенные в зелёном стремятся выйти наружу. Плодородие и удовлетворённость, покой и надежда определяют выразительные достоинства зелёного цвета, в котором соединяются познание и вера.

Если сияющий зелёный затемняется серым цветом, то у зрителя легко возникает чувство ленивой вялости.

Если зелёный принимает жёлтые оттенки, приближаясь к жёлто-зелёному цвету, то это создаёт впечатление юных весенних сил природы. Весеннее утро или утро раннего лета без жёлто-зелёного цвета, без надежды и радостного ожидания летних плодов немыслимо.

Жёлто-зелёный может быть активизирован до своего предела путём добавления оранжевого цвета, хотя в этом случае он легко приобретает грубый, вульгарный характер.

Если зелёный принимает синий оттенок, то это приводит к увеличению его духовной значимости. Марганцевый синий обладает наиболее богатым сине-зелёным тоном. Этот ледяной тон представляет собой полюс холода, подобно тому, как красно-оранжевый является в мире цвета полюсом тепла.

Сине-зелёный цвет в противоположность к зелёному и синему производит впечатление сильной холодной агрессивности. Амплитуда модуляций зелёного цвета весьма велика и с помощью контрастных сопоставлений можно добиться его самых различных выразительных проявлений.

Оранжевый.

Оранжевый цвет - смесь жёлтого с красным - расположен в фокусе максимальной активной яркости. В материальной сфере он обладает яркостью солнечного света, достигая в красно-оранжевом тоне максимума активной, тёплой энергии. Праздничный оранжевый цвет легко принимает опенок гордой, внешней пышности. В разбелённом виде он быстро теряет свой характер, а затемнённый чёрным цветом тускнеет и переходит в тупой, ничего не говорящий и сухой коричневый. Если этот коричневый осветлить, то мы получим бежевые тона, создающие своим дружелюбием тёплую, благотворную атмосферу.

Фиолетовый.

Крайне трудно установить точный фиолетовый цвет, который не имел бы ни красноватого, ни синеватого оттенка. Многие люди не обладают способностью разбираться в оттенках фиолетового. В качестве антипода жёлтого цвета - цвета познания - фиолетовый является цветом бессознательного и таинственного, то угрожающего, то ободряющего, но всегда впечатляющего. В зависимости от соседних контрастирующих тонов он нередко может вызвать у зрителя даже гнетущее настроение.

Фиолетовый - это цвет бессознательного благочестия, который в затемнённом или более тусклом виде становится цветом тёмного суеверия. Из тёмно-фиолетового как бы прорываются таящиеся в нём катастрофы.

Но как только он осветлён, когда свет и познание озаряют его суровое благочестие, то мы начинаем восхищаться его прекрасными нежными тонами.

Жёлтый: фиолетовый = ясное познание: тёмное, эмоциональное благочестие.

Синий: оранжевый = смиренная вера: гордое самосознание.

Красный: зелёный = материальная сила: сочувствие.

Когда два цвета смешаны, то истолкование вновь возникшей смеси также должно соответствовать истолкованиям каждого из её компонентов.

Красный + жёлтый = оранжевый = сила и познание порождает гордое самосознание.

Красный + синий - фиолетовый = любовь и вера порождают эмоциональное благочестие.

Жёлтый + сине - зелёный = познание и вера порождают сочувствие (сострадание).

Каждый цвет может изменяться в пяти аспектах:

- в характере цвета, когда зелёный может стать более желтоватым или синеватым, а оранжевый может принять более красный или более жёлтый опенок;

- в яркости, когда красный цвет может быть розовым, красным, тёмно-красным, а синий - голубым, синим и тёмно-синим;

- в насыщенности, когда синий цвет может быть более или менее осветлен белым или затемнён чёрным, серым или его дополнительным - оранжевым цветом;

- в количественном отношении или в распространении цвета, когда, к примеру, большое пространство зелёного цвета располагается рядом с маленьким пространством жёлтого цвета, или на полотне много жёлтого цвета по сравнению с зелёным, или же на полотне столько же жёлтого, сколько и зелёного;

- в результате возникновения симультанных контрастных воздействий.

Использование выразительных возможностей цвета Конрада Витца "Цезарь и Антипатр", "Давид и Абишай", "Синагога", Питера Брейгеля Старшего "Притча о слепых", Маттиаса Грюневальда (1475-1528) "Воскресение Христа"

КОМПОЗИЦИЯ

Компоновать в цвете значит расположить рядом два или несколько цветов таким образом, чтобы их сочетание было предельно выразительным. Для общего решения цветовой композиции имеет значение выбор цветов, их отношение друг к другу, их место и направление в пределах данной композиции, конфигурация форм, симультанные связи, размеры цветовых площадей и контрастные отношения в целом.

В разделе, посвящённом цветовым созвучиям, уже говорилось о возможностях создания гармоничной композиции. При рассмотрении выразительных свойств цвета мы установили необходимые конкретные условия и отношения, которые могли бы выявить в каждом цвете характерную для него выразительность. Характер и воздействие цвета определяется его расположением по отношению к сопутствующим ему цветам. Цвет никогда не бывает одинок, он всегда воспринимается в окружении других цветов.

Чем дальше по цветовому кругу один цвет удалён от другого, тем сильнее они контрастируют друг с другом. Однако ценность и значение каждого цвета в картине определяется не только окружающими его цветами. Качество и размеры цветовых плоскостей также чрезвычайно важны для впечатления, производимого тем или иным цветом.

В композиции картины важно также место расположения цвета и направление цветового мазка. Синий цвет в композиции производит различное впечатление в зависимости оттого, расположен ли он в верхней или нижней части картины, слева или справа. В нижней части композиции синий цвет тяжёл, в верхней же кажется лёгким. Тёмно-красный цвет в верхней части картины производит впечатление чего-то тяжёлого, неминуемого и грозного, а в нижней - он кажется спокойным и само собой разумеющимся. Жёлтый в верхней части произведения производит впечатление лёгкости и невесомости, в нижней же - он бунтует словно в заточении. Одной из самых существенных задач композиции является обеспечение равновесия цветовых масс. Подобно тому, как коромыслу весов для равновесия нужна точка опоры, так и в картине необходима вертикальная ось равновесия, по обе стороны которой распределяется "вес" цветовых масс.

Существуют различные способы акцентирования направлений внутри пространства картины - горизонтальные, вертикальные, диагональные, круговые или их сочетания. Каждое из этих направлений имеет свой особый выразительный смысл. "Горизонтальное" - подчёркивает тяжесть, протяженность пространства и его ширину. "Вертикальное" является полной противоположностью "горизонтальному" и выражает лёгкость, высоту и глубину. Точка пересечения горизонтали и вертикали предстает особо акцентированным местом. Оба эти направления носят плоскостной характер и при одновременном использовании создают чувство равновесия, прочности и материальной устойчивости. "Диагональные" направления создают движение и развивают пространство картины в глубину. На грюневальдовском "Воскресении" диагональное расположение одеяний отрывает наш взгляд от горизонтально построенного переднего плана и уводит его вверх, погружая в созерцание сияющего торжества. Живописцы эпохи Барокко с помощью диагоналей добивались в своих фресках иллюзий глубокой перспективы. Эль Греко, Лисе и Маульпертш, используя в своих работах контрасты направлений в движении цвета и форм и отдавая предпочтение диагональным мотивам, достигали особой экспрессивной выразительности. Китайские живописцы наряду с вертикальными осями сознательно использовали и движение по диагонали, чтобы уводить взор зрителя в глубины ландшафта, причём эти диагонали часто терялись в заоблачных далях. Кубисты использовали диагональные ориентации и треугольники с совершенно иными целями усиления впечатления рельефной глубины работ.

Круг, принадлежащий к "циркульным" формам, заставляет зрителя концентрировать своё внимание и одновременно вызывает ощущение движения. Превосходным примером кругового движения может служить композиционное решение облаков в картине Альтдорфера "Победа Александра", которое повторяет и усиливает динамику батальной сцены. Тициан во многих своих картинах использовал контрасты светлых и тёмных тонов как в горизонтальных, так и в вертикальных направлениях. В связи с чем этот его приём стал называться "формулой Тициана". С этой же целью он размещал в композиции фигуры в диагональном или круговом движении.

Одна из особенностей нашего зрения заключается в том, что оно склонно объединять подобное с подобным и воспринимать их вместе. Эти тождества фиксируются в цвете, в размерах, в сравнении тёмных пятен, в фактурах и в акцентированных центрах композиций. На основе этих подобий в глазах зрителя при рассматривании произведения образуется своеобразная "конфигурация", свой образ. Его можно считать "симультанным", ибо этот образ возникает на основе умозрительного объединения зафиксированных подобий и не имеет материальной выраженности. Симультанные формы могут возникать даже при обозрении двух участков различного цвета и размера. С другой стороны, глаз, склонный видеть одинаковые цвета вместе, в ситуации сложного колорита может порождать сразу несколько симультанных образов. От характера направлений и расстояний симультанных форм зависит общее воздействие композиции. Все возникающие симультанные формы должны занимать по отношению друг к другу своё определённое положение. Тот факт, что тождества создают свои симультанные формы, означает появление в картине ещё и дополнительных систем порядка и разграничения.

Порядок в картине кроме этого может быть достигнут и за счёт организации холодных и тёплых, светлых и тёмных цветовых групп в чётко определённые пятна и массы. Предпосылкой удачной композиции является ясное и чёткое расположение и распределение главных контрастов. Совсем особое значение в организации картины имеет согласованность направлений или параллелей. С их помощью могут быть связаны между собой самые разные изобразительные группы. Когда цвет используется как масса или пятно, он может быть усилен посредством так называемых "перемещений". Красный и зелёный цвет образуют две массы, которые могут быть внедрены одна в другую, и если часть красного перемещается на зелёный, то и часть зелёного должна войти в красное. Главное, чтобы эти перемещения масс и пятен не разрушали ни друг друга, ни основного замысла.

Столь же важно решить, должна ли цветовая форма быть статичной, динамичной или свободно парящей. Так, одна форма может свободно парить в пространстве и не быть ничем связанной. Подобная же форма может быть "прикреплённой" слева и справа к краям картины, или к верхнему, или нижнему её краю, или сразу к обоим. Это "прикрепление" называется "растяжением" цвета или формы. В настенной живописи этот приём имеет важное значение для стабилизации композиции. И это особенно заметно во фресках Джотто. Та же самая устойчивость может быть достигнута и за счёт подчёркивания вертикалей или горизонталей внутри любой свободной формы. Эти акценты, благодаря их параллельности краям картины, также обеспечивают чувство устойчивости. Построенные по такому принципу картины кажутся замкнутыми в себе мирами. В тех же случаях, когда подобное отчуждение нежелательно и картина должна быть объединена с окружающим миром и бесконечностью его форм и цвета, границы произведения не акцентируются и картина компонуется по возможности без акцентирования чётко выраженной направленности ограничивающих линий. Здесь было перечислено много способов создания цветовых композиций.

Показать полностью… https://vk.com/doc189494115_391580288
2 Мб, 17 мая 2015 в 15:56 - Россия, Москва, ИТТИ, 2015 г., docx
Рекомендуемые документы в приложении