Контрольная «Деятельность редактора Брюсова Валерий Яковлевича» по Основам редактирования (Сухорукова Е. М.)

Кирилл Николоев пт, 14.09.2018 13:56

Валерий Яковлевич Брюсов известен как русский поэт, прозаик, драматург, переводчик и литературовед. Но мало кто знает, что В.Я. Брюсов был выдающимся редактором и издателем, который заботился о сохранении редакционно-издательских традиций. Период его деятельности пришелся на советские годы.

Советский редакторский опыт в полной мере отражает специфику социально-общественного развития, он вобрал в себя все достижения и просчеты, характерные для этой сферы деятельности. Редакторский опыт в присущей для него форме, повторял все те противоречивые изгибы и повороты исторического пути, по которому двигалась вся страна.

Одной из наиболее ярких и заметных проблем становится проблема «новый читатель - постоянно обогащающийся производственный материал – автор», поскольку не все автор-специалисты были способны писать так, чтобы было понятно не только таким же специалистам, но и простым рабочим и крестьянам, а многие неспециалисты-популяризаторы часто до крайности упрощали изложение специфического материала, что, несомненно, снижало научную и практическую ценность такой литературы.

Отсутствие квалифицированных кадров среди редакторов, которые смогли бы оперативно и профессионально модернизировать арсенал редакторских средств, чтобы использовать их в нестандартных ситуациях, только усугубляли проблему, описанную выше. Другими словами, в редакторской деятельности советского периода не было преемственности, благодаря которой издатели могли бы оптимально использовать достижения редакторской школы прошлого.

Решение этой проблемы находили русские писатели и ученые, которые работали на стыке двух кардинально противоположных эпох и занимались профессиональной редакторской деятельностью, чей опыт стал связующим звеном между культурным наследием поколений.

Таким русским писателем был и В.Я. Брюсов, чья редакционно-издательская деятельность может послужить примером высококвалифицированной подготовки и издания произведений художественной литературы. Тема данной работы - «Деятельность В.Я. Брюсова-редактора» - актуальна и интересно достаточно узкому кругу, а вернее сказать редакторам, которым важно знать, как и какие приёмы использовались его предшественниками.

Задачи данной работы: изучить редакторскую деятельность В.Я. Брюсова; изучить то, каким он был редактором; выявить значимость В. Я. Брюсова для редакторского дела.   Валерий Яковлевич Брюсов Валерий Яковлевич Брюсов родился в 1873 году в Москве в семье купца Якова Кузьмича. Дед Брюсова - Валерий Кузьма Андреевич - был крепостным помещика Брюса. Отец Валерия Брюсова сочувствовал идеям революционеров-народников, часто публиковал стихотворения в журналах, поэтому знакомство с литературой будущий редактор и литератор завел еще в детстве, наблюдая пример отца.

Свое решение связать будущую жизнь с поэзией Брюсов принял в 13 лет, а его самые ранние известные поэтические работы датируются 1881 годом. Под псевдонимом Валерий Маслов с 1894 по 1895 год он издал целых три сборника Русские символисты, куда помимо чужих стихотворений (например, А. А. Миропольского, А. Добролюбова) вошли и его собственные. Когда в третьем выпуске «Русских символистов» было помещено брюсовское однострочное стихотворение «О закрой свои бледные ноги», оно вызвало неприятие критики и гомерический хохот публики в отношении сборников. И еще долго время имя Брюсова ассоциировалось именно с этим произведением.

В 1893 году Брюсов поступил на историко-филологический факультет Московского университета, а уже через 2 года выходит сборник исключительно его стихов – «Chefs doeuvre», в котором он ищет новые формы стиха, экзотические рифмы, необычные и неоднозначные образы. Сборник «Chefs doeuvre» («Шедевры») вызвало нападки со стороны критиков, которые считали, что уже само название сборника не соответствовало содержанию.

В целом для раннего творчества Брюсова характерна борьбы с дряхлым, отжившим миром патриархального купечества, стремление уйти от будничной действительности - к новому миру, рисовавшемуся ему в произведениях французских символистов.

В новом сборнике «Me eum esse», который вышел в 1897 году Брюсов незначительно прогрессирует. Правда автор все еще видится холодным и отстраненным мечтателем, который ненавидит этот грязный, ничтожный «внешний» мир.

В 1899 году Брюсов закончил университет, после чего целиком посвящает себя литературе. Так, во второй половине 1890-х годов он сближается поэтами-символистами (в частности с К. Д. Бальмонтом), а в 1899 году - С. А. Поляковым, который основывает «Скорпион». Вместе Брюсов и Поляков объединяют сторонников «нового искусства».

Именно «Скорпион» становится той площадкой, где начинается новый, «урбанистический» этап творчества Брюсова. В частности, именно «Скорпион» издает его новый сборник, посвященный Бальмонту, «Tertia Vigilia» («Третья стража»).

Скачать файлы

Похожие документы