Контрольная «Маньеризм как предшественник барокко» по Эстетике (Мещерина Е. Г.)

Кирилл Николоев ср, 16.01.2019 15:21

Маньеризм, как предшественник барокко Стилистическое направление в искусстве и культуре под названием «маньеризм» возникло в 16-м веке. Этот этап в развитии живописного, архитектурного и скульптурного искусства принято считать ранней стадией зарождающегося барокко.

Черты стиля На смену стилю Ренессанса в Италии 16-го столетия возникает стиль маньеризма, но широкое распространение он получил лишь в начале 17-го века. Направление, порожденное общественно-политическим кризисом в Европе, активно развивалось на территории Мантуи, Рима и Флоренции. Хотя маньеризм историками, как отдельный стиль не признан. Его более относят к раннему барокко. Позднее маньеризм в искусстве охватил Францию, Германию, Испанию и множество других европейских стран.

Интерьер В интерьере превалируют яркие орнаменты насыщенного гротеска, невообразимо утонченные образы и фантастические композиции. Для оформления декора использовались художественные работы. Маньеризм считается своеобразным переходным периодом к стилю барокко, который пропагандирует роскошь и величие изысканных форм. И для него характерно отсутствие конкретных принципов в организации пространств.

В светском интерьере используются настенные росписи — огромные картины полностью покрывают стены. Кроме того, стены и полотки украшаются псевдолепниной, псевдорельефами, а порой и псевдоскульптурами. Мода на такой дизайн помещений продержалась относительно недолго – всего пять лет. Однако за это время дворцы и палаццо стали походить на дорогостоящие шкатулки.

В конце 16-го столетия на поверхности стен начали изображать ложные окна, двери и портьеры, которые выглядели невероятно реалистично. Мебель, инкрустированная серебром, золотом и бронзой, подчеркивала вычурность общего интерьера и дорого выглядела в общей композиции залов.

Архитектура Для архитектуры маньеризма свойственно использование необычных решений структурного характера. Наблюдается нарушение сбалансированных идей эпохи Ренессанса: утрата гармонии во взаимодействии человека с природой, уравновешенности между телесным и духовным состоянием. Яркими представителями нового стиля стали примеры архитектуры:

Палаццо дель Те – площадь в Мантуя, спроектированная архитектором по имени Джулио Романо. Библиотека Лауренциана, возведенная Микеланджело во Флоренции. Лоджия Галерии Уффици. Сейчас же отблески маньеризма можно заметить в нарышкинском барокко, которое очень развито на территории России.

Скульптура Маньеризм в искусстве создания скульптурных композиций ярко выражен в работах Челлини Бенвенуто – ведущего скульптора того времени. Гениальный скульптор написал автобиографическую книгу «Жизнь Бенвенуто, сына маэстро Джованни Челлини, флорентийца, написанная им самим во Флоренции». Рукопись, в которой описывается жизнь и творческое становление автора, находится в библиотеке Лауренциана.

Наиболее известные скульптурные творения, сохранившиеся во Флоренции: Статуэтка «Борзая», «Козимо Медичи», «Нарцисс», «Аполлон и Гиацинт» (Барджелло). «Персей» (Лоджия деи Ланци). «Распятие» (Эскориал).

Мода Мужские наряды времен марьенизма. Направление модных тенденций маньеризма в корни отличались от ренессансного идеализирования фигуры человека. Теперь мода находится под мощным влиянием геометрических фигур, которые превалируют над плавными и естественными линиями человеческого тела. Одежда мужчин имеет преимущественно конусообразную форму, с основанием на уровне бедер. Ближе к плечам конус значительно сужается, а ноги плотно перетягиваются вязаными чулками. Наряд представителей сильного пола напоминал доспехи рыцарей, выполненные из ткани. Он состоял из батистовой белой рубашки, хубона, коротких штанов шаровидной формы (они надевались поверх длинных чулок), головного убора и длинного плаща. Мужчины носили туфли из атласа или бархата, а также мягкие невысокие сапоги. Идеалы женской красоты также подверглись изменениям – под платьями затягиваются тугие корсеты, создавая эффект узкой и тонкой талии. С ранних лет девочкам приходится носить свинцовые пластины, чтобы не допустить развития груди крупных форм. Но уже в 17-м веке женское тело перестали прятать под высокими корсетами: широкое декольте открывало плечи и грудь.

В 18-м веке появились первые корсеты на китовом усе. Они утягивали талию до 40 см, плавно сглаживая недостатки и подчеркивая пышность груди. Костюмы женщин напоминали силуэт двух конусов, которые соединялись вершинами в области талии. Юбки изготавливались на основе металлического воронкообразного каркаса (вертюгаден), по поверхности которого тонкий, но плотный слой конского волоса. Далее на каркас тщательно натягивалась тафта черного цвета, а уже после этого ткань самого платья.

Скачать файлы

Похожие документы