Контрольная «Обзорный доклад» по Истории России (Демидов А. В.)

Кирилл Николоев вс, 26.03.2017 19:05

1.Дайте определение понятия племенное ополчение. Переходной ступенью к образованию государства у восточных славян был период военной демократии. Военная демократия предполагает выделение военной знати (князь и дружина), которая сосредотачивает в своих руках значительные материальные ценности и политическую власть, однако вече еще продолжает играть определенную роль в жизни племени. Князь-военный вождь, первоначально племени, а затем - общий для союза племен . Дружина - профессиональное войско, постоянное занятие которого война . Вече - племенное собрание, в котором первоначально участвовали практически все мужчины, а затем только боеспособные; верховный орган племенного самоуправления и суда. Общее племенное ополчение - боеспособная часть мужского населения племени, участвующая в военных действиях в случае крайней необходимости.

2.Каковы были функции князя в Новгороде? Ярослав Мудрый не отдал Новгород никому: он не создал «Новгородского княжества», а оставил город под управлением киевских князей. На некоторое время Новгород стал придатком к великому княжению: киевский князь, как правило, либо посылал для управления городом сына либо назначал посадника (наместника) и тысяцкого (начальника ополчения), а также взимал дань со всей Новгородской земли.

Так продолжалось до второй четверти XII в. Вплоть до этого времени киевские князья без особого успеха боролись с древней, ещё племенной традицией вечевой власти Новгорода, постепенно отдавая городу всё больше прав. К концу XI в. всё новгородское население уже было не подсудно князю. Тогда же посадники перестали назначаться из Киева, а выбирались вечем (общегородским собранием). В 1136 г. боярство и купечество Новгорода, используя народное движение, добились политической независимости от Киева. Новгород стал столицей Новгородской республики - особого государства, просуществовавшего до 1478 г.

Князь более не был полновластным господином в Новгороде. Новгородцы приглашали князей сами, придирчиво выбирая наиболее подходящего из кандидатов и ограничивая его пребывание в городе жёсткими рамками: приглашённым князьям запрещалось приобретать земельные владения для себя и своей дружины, они не могли пользоваться доходами сверх строго установленных размеров и распоряжаться городской казной.

Князь не правил городом, а служил ему, являясь третейским судьёй в важнейших судебных разбирательствах и наёмным военачальником. Если князь был строптив и не желал подчиняться принятым в городе порядкам или же проявлял себя неудачливым полководцем, новгородцы ему «указывали путь чист», т.е. попросту выгоняли из города.

Каждая улица и каждый конец города управлялись «уличанским» или «кончанским» вечем, на котором собиралось всё свободное мужское население, т.е. все, кроме слуг, холопов и др. зависимых людей. На общегородском вече, обладавшее высшей властью во всём Новгороде, приходили «300 золотых поясов» - 300 представителей знатнейших и богатейших боярских семейств Новгорода. Собиралось вече на городской площади, и его решения были известны всем и каждому. Этот высший орган власти имел право объявлять войну и заключать мир, утверждать договоры и законодательные акты, приглашать и изгонять князей; здесь выбирались главнейшие должностные лица: посадник, тысяцкий и епископ (позднее архиепископ). Последний помимо духовной власти обладал и властью светской: он ведал городской казной, внешними сношениями Новгородской республики, имел право суда. Но высшая светская власть находилась в руках посадника. Он был по современным понятиям, главой правительства Новгорода, руководил вечем и представлял интересы новгородских бояр.

Скачать файлы

Похожие документы