Курсовая «Диалектика добра и зла в образе Мефистофеля» по Зарубежной литературе (Шевякова Э. Н.)

Кирилл Николоев вс, 19.03.2017 13:07

Настоящая работа посвящена проблеме диалектике добра и зла в образе героя трагедии «Фауст» Гете – Мефистофеля. Несмотря на то, что тема диалектики добра и зла в образе Мефистофеля по трагедии Гете Фауст уже анализировалась у различных авторов в различных изданиях: учебниках, монографиях, периодических изданиях и в интернете. Тем не менее, при изучении литературы и источников отмечается недостаточное количество полных и явных исследований тематики Диалектика добра и зла в образе Мефистофеля по трагедии Гете Фауст.

Цель работы – изучение темы Диалектика добра и зла в образе Мефистофеля по трагедии Гете Фауст. Поставленная цель определила решение следующих задач: 1) Рассмотреть образ Мефистофеля как одного из главных героев «Фауста»;

2) Описать Мефистофеля как главного искусителя Фауста; 3) Рассмотреть диалектику добра и зла в образе Мефистофеля. Объект работы - система реализации Диалектика добра и зла в образе Мефистофеля по трагедии Гете Фауст.

Предмет исследования – частные вопросы деятельности системы Диалектика добра и зла в образе Мефистофеля по трагедии Гете Фауст. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Глава 1. Общий обзор и характеристика образа Мефистофеля

1.1 Мефистофель: общая характеристика героя Прежде чем описать образ одного из главных героев «Фауста» Гете, следует сказать, что «Фауст» — величайшее явление поэзии. Богатство словесных образов, многообразие форм поэтической речи, все оттенки звучания стиха, разнообразие мелодического строя использованы в «Фаусте» с поразительным мастерством. В немецкой литературе нет произведения, равного «Фаусту» по богатству поэтического строя. Интимная лирика, гражданский пафос, философские раздумья, острая сатира, народная баллада, описания природы, народный юмор — все это наполняет универсальное творение Гёте. От живых разговорных интонаций до трагической патетики, от колких эпиграмм до захватывающих душу величественных гимнов – все богатство чувств, которые способна выразить человеческая речь, воплощено в поэзии «Фауста».

Имя Мефистофель возможно, греч. происхождения — «ненавидящий свет», от me — не, phos — свет и phílos — любящий; по др. версии, древнеевр. происхождения — от мефиц — распространяющий (разносящий) и тофель — скверна, грех. В Библии оно не фигурирует. Появилось, скорее всего, в эпоху Ренессанса, с этого времени используется как альтернатива пугающим словам сатана или дьявол. Облик Мефистофеля обладает достаточно ярко выраженными чертами, благодаря чему даже используются выражения «мефистофелевская внешность», «мефистофелевский профиль», «мефистофелевская бородка» .

Мефистофель является вторым главным действующим лицом «Фауста». Вообще Мефистофель – это дьявол, образ злого духа в фольклоре и художественном творчестве народов Европы, а в «Фаусте» Мефистофель предстает в образе спутника и искусителя Фауста, предлагающего ему власть, знания, земные блага в обмен на душу.

Мефистофель – это наименование одного из духов зла, демона, чёрта, беса, дьявола, чаще всего, по преданию, падшего ангела, сатаны. Прилагательные мефистофелевский и мефистофельский означают — язвительный, злобно-насмешливый. Фольклор и художественная литература разных стран и народов нередко использовали мотив заключения союза между демоном — духом зла и человеком. Иногда поэтов привлекала история «падения», «изгнания из рая» библейского сатаны, иногда — его бунт против бога (Дж. Мильтон, Дж. Г. Байрон, М. Ю. Лермонтов). Бытовали и фарсы, близкие фольклорным источникам, дьяволу в них отводилось место озорника, весёлого обманщика, часто попадавшего впросак. Именно в такой роли Мефистофель выступает чаще и именно в такой роли он предстает в трагедии «Фауст» .

В трагедии Мефистофель на протяжении всей легенды обманывает Фауста, а островной конфликт можно было бы сформулировать так: «конфликт между добром и злом», без дальнейших разбирательств, что есть добро, а что зло… Мефистофель, здесь представляет сторону зла, предлагал знание и вместе с ним могущество, а от Фауста требовалось лишь отречение от христианства. Мефистофель был лишь одним из демонов, но отнюдь не особенным.

В трагедии представляясь впервые Фаусту, Мефистофель характеризует себя: Часть силы той, что без числа Творит добро, всему желая зла. Это ложь. Что бы ни говорил о себе Мефистофель, мы знаем: от него нельзя ждать добра, в нем нет творческого начала, одни интриги, цинизм и обман. Фауст быстро его раскусил: «Помесь грязи и огня». В Мефистофеле, пояснял Гёте Эккерману, нет «демонических черт», ибо он «слишком отрицательное существо; демоническое же проявляется исключительно в положительной энергии».

Скачать файлы

Похожие документы