Курсовая «Издательская аудитория средств массовой информации» по Исследованию и менеджменту в связях с общественностью (Андреева О. В.)

Кирилл Николоев пн, 18.04.2016 21:22

Актуальность темы данной работы связана с кризисным состоянием многих российских печатных СМИ после вступления в рынок. Новые социально-экономические условия заставили издания из партийных и государственных органов превратиться в товар, который выставляется на рынок и либо находит своего покупателя, либо приносит убытки и разорение своему производителю. У большинства российских изданий были непроработанные стратегии развития. В результате, вступление в рынок привело к катастрофическому падению тиражей большинства издаваемых в России газет и журналов. Так в 2001 году по сравнению с 1990 средний разовый тираж издаваемой в России газеты (данная статистика относится ко всем видам газет страны, общенациональным, региональным, городским и районным) снизился с 34,4 тыс. экземпляров до 18,1 тыс. экземпляров. А у общенациональной прессы тиражи упали почти в тридцать раз - с 2577,0 тыс. экземпляров до 96,8 тыс. экземпляров. Наличие у издания концепции, разработанной с учетом особенностей целевой аудитории, позволит изданию не только завоевать, но и удержать читателей.

Данная курсовая работа посвящена проблемам учета целевой аудитории печатных СМИ. Поэтому объектами исследования в данной работе будут аудитория СМИ, причем аудитория СМИ прежде всего в смысле «целевой аудитории», на которую «нацелено» издание. Механизм сознательной «настройки» издания на свою аудиторию наиболее ярко проявляет себя при создании его концепции. В полном виде концепция издания охватывает множество сторон его деятельности, от содержания до организационной структуры редакции и заданных финансовых показателей.

Предмет данной работы - те стороны концепции издания, которые связаны с влиянием на обращение аудитории к данному печатному СМИ, предпочтение данного издания другому при наличии выбора. Для реализации цели курсовой работы необходимо выполнить следующие задачи:

1. Исследование читательской аудитории СМИ 2. Разделение аудитории СМИ на группы потребителей 3. Нахождение связи между СМИ и ее читательской аудиторией 4. Исследование рынка СМИ 5. Исследование целей и стратегий изданий на конкретных примерах

6. Создание печатного СМИ с учетом целевой аудитории Глава 1. Аудитория СМИ как объект социологического исследования 1.1. Исследование связи аудитории и СМИ Характеристика аудитории, которая определяет предпочтение одного средства массовой информации другому - это неодинаковая способность различных групп аудитории к усваиванию информации. При оценке привлекательности в глазах аудитории представленной в СМИ информации играет значительную роль не только тема сообщения и затрагиваемые в ней вопросы, но и форма представления данной информации, соответствие этой формы особенностям восприятия аудитории. Для успешности коммуникации работа над формой зачастую оказывается даже важнее работы над содержанием. Так гендиректор телекомпании НТВ О. Добродеев говорит, что «колоссальное время тратится на адаптацию новостей, на их очеловечивание. Гораздо проще делать новости для информационных эстетов. Можно многое опускать, не давать развернутые справки, не отсылать к тому, что было, не тратить столько сил для размягчения материала и складывания кирпичиков».

Проводимые социологами исследования аудитории СМИ делятся на фундаментальные и прикладные. Целью фундаментальных исследований является изучение механизмов, определяющих поведение человека в мире массовой информации, изучение состава и особенностей информационных интересов различных групп общества, роли СМИ в становлении и развитии личности человека. Примером фундаментального исследования аудитории СМИ является проведенное в 1967-1974 годах в Таганроге под руководством Б. Грушина комплексное исследование деятельности СМИ и участия населения в информационном процессе.

В результате взаимодействие аудитории со СМИ Б.А. Грушиным было разделено на 6 этапов: 1) контакт со СМИ; 2) контакт с информацией, содержащейся в данном СМИ; 3) прием информации; 4) освоение информации;

5) «выработка» отношения к информации; 6) запоминание информации. Причем взаимодействие человека со СМИ может прерваться на любом из этапов. Так, взяв в руки газету, человек может не захотеть ее раскрыть. Раскрыв - отказаться читать опубликованные в ней статьи. Прочитав, признать изложенную в них информацию неважной, недостойной запоминания, обдумывания, а саму газету - повторного обращения к ней. На этом примере проявляется преимущество фундаментальных исследований над исследованиями с целью определения рейтинга СМИ (см. ниже), где учитывается лишь факт контакта человека со СМИ, но не принимается во внимание глубина этого контакта, действительное взаимодействие человека с информацией, отношение человека к взаимодействию с данным СМИ.

Скачать файлы

Похожие документы