Курсовая «Понятия интертекста и текста в тексте» по Издательскому делу и редактированию (Мороз О. Н.)

Кирилл Николоев вс, 26.03.2017 15:36

Для современного общества характерна высокая степень сложности протекающих в нем изменений. Человек, взаимодействуя с окружающей средой, создает в результате познания новую информационную модель мира. Любое современное общество вплетено в сложную сеть коммуникативных процессов. Коммуникация представляет собой многоуровневый процесс, основой которого служит текст и его интерпретация. Текст является полем методологических операций, в результате которой происходит социальное действие.

Актуальность темы исследования определяется развитием новых информационных технологий, протекающих в современной культуре и воздействующих на формирование нового типа социальной интеракции индивидов. Происходит изменение и в способах коммуникации и трансляции, информации. Появляется новая текстовая форма - гипертекст, который модифицирует социальное пространство.

Социальный аспект гипертекста на сегодняшний день практически не изучен. Нам представляется актуальным анализ гипертекста через рассмотрение текстовых практик в социальном пространстве, поскольку гипертекст как форма организации текстового материала находит свое отражение в формировании новых способов коммуникации.

Наряду с гипертекстом важными текстовыми формами являются интертекст и «текст в тексте». Актуальность исследования обусловлена значимостью этих понятий для решения проблем соотношения традиций и новаторства в художественной литературе.

Пристальное внимание современных ученых к проблеме интертекста и интертекстуальности обусловлено значимостью для современной литературы проблем изучения смысловой стороны художественного текста с учетом не только его внутриструктурных связей, но и связей внешних, обнаруживающихся на уровне какого-либо литературного направления, национальной литературы или даже мировой культуры в целом.

Готовый образ, избитая фраза, известный фразеологизм, крылатое выражение, а следовательно «текст в тексте», в целом – прецедентные тексты в современных публикациях распространяются все шире и шире. Старые, привычные фразы, часто известные со школьных лет литературные цитаты рождают новые современные образы, но «играют» они именно на фоне старого, узнаваемого. В современных текстах, особенно в СМИ, явно ощущается тяга к переосмыслению старых речевых структур. В каком-то смысле это стремление объясняется «речевой вольницей» сегодняшнего дня, желанием переиначить старые выражения, сообщив им смысловой негатив, свободно поиграть со словами, блеснуть остроумием.

Явления интертекста, гипертекста и «текста в тексте» в последнее время стали настолько распространены, что вызывают серьезный интерес на уровне исследовательской деятельности. Объектом данного исследования являются художественные тексты, содержащие в себе признаки интертекста, гипертекста и «текста в тексте».

Целью данной работы является определение взаимодействия между понятиями интертекст, гипертекст и «текст в тексте». Задачи работы: - определение понятий текст, интертекст, гипертекст и «текст в тексте»;

- выявление взаимодействия понятий интертекст, гипертекст и «текст в тексте»; - рассмотрение понятий интертекст, гипертекст и «текст в тексте» на основе художественных текстов. Методы и приёмы исследования. Основным методом исследования является описательный метод (сбор и систематизация информации по интересующей теме), ведущим приемом которого в работе выступает наблюдение и сопоставление.

Структура работы определяется целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка. Во введении обосновывается актуальность темы, определяются цель и задачи исследования, объект и предмет, а также методы исследования. В первой главе приведены понятия текста, интертекста, гипертекста и «текста в тексте», а также их взаимосвязь. Во второй главе эти понятия рассматриваются на примере художественных текстов.

Глава 1. Понятия интертекста, гипертекста, текста в тексте. 1.1. Интертекст. 1.1.1. Понятие интертекста. Интертекст – основной вид и способ построения художественного текста в искусстве модернизма и постмодернизма, состоящий в том, что текст строится из цитат и реминисценций к другим текстам. (1)

Интертекст – всегда сжатый парафраз текста-источника, возникающий не непосредственно из самого текста-источника, а опосредованно – через представление о тексте-источнике в культурном тезаурусе (от греч. thesaurus – сокровище, сокровищница) читателя». Любые варианты интертекста оказывают в той или иной мере воздействие на формирование подтекста – «дополнительного семантического образования, возникающего в пределах текстового материала и в определенной степени скрытого в нем, всегда неявного, требующего домысливания.

Скачать файлы

Похожие документы