Курсовая «Сущность трагедии Дориана Грея» по Зарубежной литературе (Аликина О. В.)

Кирилл Николоев чт, 12.10.2017 15:13

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что роман Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея» по сей день пользуется огромным успехом у читателя. Недаром он постоянно экранизируется. Затронутая в нем проблема о соотношении красоты и морали как никогда актуальна для современной молодежи. В сегодняшнем обществе слишком многие мечтают о красивой обеспеченной жизни, зачастую не осознавая, насколько высокой может стать заплаченная за нее цена.

Не менее актуальна и проблема погони за вечной молодостью. Правда, достигается она не с помощью живописи, а с помощью косметических процедур и пластических операций, постепенно превращающих живое человеческое лицо в застывшую маску.

Герой романа – Дориан Грей – кажется невероятно удачливым человеком. Природа подарила ему необычайную красоту, а написавший его портрет художник Бэзил Холлуорд, сам того не ведая, дал Дориану возможность сделать ее неувядаемой. Однако внешняя красота в сочетании с внутренней порочностью не смогла сделать героя счастливым и привела его к трагическому финалу.

Объект исследования – роман Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея». Предмет исследования – образ Дориана Грея. Цель исследования – проанализировать образ главного героя романа Уайльда, выявить причины его трагедии.

Задачи исследования: - познакомиться с литературой, посвященной творчеству Оскара Уайльда и его роману «Портрет Дориана Грея»; - проанализировать текст романа; - проанализировать центральные образы романа;

- исследовать обстоятельства, приведшие к трагическому финалу. В ходе проведения исследования нами была выдвинута гипотеза: трагедия Дориана Грея заключается в том, что, желая сохранить вечную молодость и красоту, он готов пожертвовать чистотой своей души.

В процессе подготовки исследования были использованы следующие методы: анализ, аналогия, обобщение, сравнение. Структура курсовой работы состоит из введения, 2-х глав, заключения и списка литературы.  

1. Оскар Уайльд как крупнейший представитель эстетизма Оскар Уайльд был сыном ирландского хирурга, удостоенного за выдающиеся заслуги в медицине титула баронета, и англичанки-поэтессы. С детских лет он впитал артистический дух литературного салона своей матери. После окончания колледжа Святой Троицы в Дублине будущий писатель поступил в Оксфордский университет, где слушал лекции философов Джона Рескина и Уолтера Пейтера, чьи идеи усвоил на всю жизнь. Эстетическая доктрина Рескина требовала связи красоты и правды, красоты и добра, красоты и справедливости. В свою очередь, Пейгер никогда не определял красоту как основополагающую категорию эстетики, заставляя молодых творцов гореть, «как самоцветный камень, пламенем, всегда сохранять в себе этот экстаз» [4]; 182.

Разностороннее дарование Оскара Уайльда первоначально проявилось в поэзии. Уже за свои студенческие стихи он получил высшую награду и почетное звание профессора эстетики [4]; 182. Художественные искания Уайльда были связаны с европейскими идеалами «искусства для искусства». Уайльд утверждал самоценность художественного творчества, его независимость от политических и общественных требований. Кроме того, он полностью отрицал зависимость искусства от морали, разделял этику и эстетику не только творца, но и обыкновенного человека: «Ни у какого художника не бывает этических пристрастий. Этические пристрастия в художнике есть непростительная манерность стиля» [4]; 183.

В жизни Оскар Уайльд предпочитал эпатировать публику, как своим блестящим остроумием, так и экстравагантным обликом. Он предпочитал необычно одеваться: «то короткие штаны с шелковыми чулками, то расшитый цветами жилет, то лимонные перчатки в сочетании с пышным кружевным жабо. И непременно гвоздика в петлице, окрашенная в зелёное. И перстень в форме жука-скарабея» [6]. «Я вложил свой гений в свою жизнь, и всего лишь свой талант — в свои книги», - говорил блистательный писатель.

В предисловии к роману «Портрет Дориана Грея» Уайльд пишет: «Всякое искусство совершенно бесполезно». Он имеет в виду, что искусство не оказывает влияния на жизнь общества, не несет в себе морализаторского начала, ибо существует по собственным законам.

Однако в своих произведениях он постоянно противоречил основной концепции эстетизма, ведь показывая персонажей, отличающихся безупречной внешностью, Уайльд не уставал подчеркивать, что уродство души способно погубить любую, даже, казалось бы, идеальную красоту. Впервые эта тема появилась на страницах его сказки «Мальчик-звезда». В ней необыкновенно красивый мальчик отказывается от своей матери – уродливой нищенки – и сам превращается в урода. Только пережив много горестей, отыскав свою мать и попросив у нее прощения, мальчик-звезда возвращает себе прежнюю красоту.

Скачать файлы

Похожие документы