Лекции по Издательскому делу и редактированию (Гушанская Е. М.)

Кирилл Николоев сб, 12.03.2016 18:44

1. Сущность понятия «редактирование» Основные функции редактора: 1. организационная (работа с авторами, сотрудниками, сбор материала — заявки, замыслы, проекты; формирование редакционного и издательского портфеля);

2. работа над текстом: подготовка и совершенствование авторского текста, как по авторской рукописи, так и в различных формах публикаций; 3. работа над изданием, то есть на книгой, как формой текста. Работа редактора — единый творческий процесс, в котором слиты подготовительная, литературная и техническая стороны дела; и происходит этот процесс в рамках редакционно-издательского процесса.

Редакционно-издательский процесс — создание книги, которое происходит по традиционной незыблемой схеме — от рождения замысла у автора (заявки) до материального воплощения замысла (сигнал). Процесс неизменен при любой организации дела вне зависимости от идеологических установок и технологий, и влючает 3 этапа:

1. подготовка 2. редакционный этап 3. производство Редактирование это: 1. род профессиональной деятельности, связанный с подготовкой текстов и изданий 2. грань литературного труда 3. научная дисциплина, предполагающая изучение редакторского опыта в исторических и персональных аспектах.

Редакционно-издательский процесс: 1. Подготовительный этап 1. обсуждение авторской заявки или редакционного проекта 2. внутреннее рецензирование поступивших рукописей 3. написание редакционных заключений

4. обсуждение с автором договорных условий 1. Редакционный этап 1. непосредственная работа редактора с текстом, книгой. 2. корректура, технический редактор, решение вопросов 1. Производство (при технологической модели корректурного обмена)

1. приемка художественного оформления 2. чтение первой корректуры (верстка или гранки) 3. вторая корректура — сверка 4. третья корректура — чтение «чистых листов» 5. подписание сигнального экземпляра 6. 2. Основные аспекты редакторского анализа

7. 1)Идейно-тематический. Оценка актуальности темы, соответствие тема-жанр. 8. 2)Содержательный (оценка содержания( понятийная и художественная литература)) 9. Художественный вымысел, стилевая точка зрения, художественная достоверность, точность, понятность фактического содержания, художественная композиция(аспекты редакт. ан.)

10. Научная - актуальность, логичность изложения, структурирование(от частного к сложному, от сложного к частному и т.д.) 3. Основные типовые признаки печатных изданий Издание: 1)прошедшее редакционно-издательскую обработку,

2)полученное печатанием или тиснением, 3)полиграфически самостоятельно оформленное, 4)имеющее выходные сведения. Печатное издание — совокупность таких субъектов журналистской деятельности, как: газеты — печатное периодическое издание, выходящее под постоянным названием не реже одного раза в месяц. Название «газета» произошло от наименования мелкой итальянской монеты — итал. gazzetta (гасета).

журналы — периодическое журнальное издание, имеющее постоянную рубрикацию и содержащее статьи или рефераты по различным общественно-политическим, научным, производственным и др. вопросам, литературно-художественные произведения.

альманахи — (от араб. астрономический календарь) — разновидность сериального издания, продолжающийся сборник литературно-художественных или научно-популярных произведений, объединённых по какому-либо признаку (тематическому, жанровому, идейно-художественному и т. п.).

В отличие от журнала, обычно выходит реже, не всегда с одной и той же периодичностью или вовсе представляет собой непериодический сборник, содержащий сведения из различных областей общественной деятельности, обычно с указанием литературных новинок, научных достижений, законодательных изменений и т. д., приближаясь к типу календарей-справочников.

Примеры альманахов: «Полярная звезда» (1823—1825). «Северная лира» С. Е. Раича и Д. П. Ознобишина (Москва, 1827). «Северные цветы» (1825—1831). сборники — начиная с 50—60-ых годов XIX в., один из наиболее распространенных видов собирательной литературы — изданий, представляющих собой соединение произведений различных авторов. От альманахов, особенно популярных в двадцатые, тридцатые годы 19 века, — литературный сборник отличается тем, что в нем уделялось больше места критике и публицистике; от толстых журналов — непериодичностью появления.

Примеры сборников: Московские сборники Складчина бюллетени — периодическое специализированное издание (сборник официальных актов, распоряжений, постановлений) 1. Русская рукописная книга: история становления и жанры рукописной книги

2. Элементы редактирования в рукописной книге Несмотря на отсутствие документальных свидетельств, можно все же с достаточной уверенностью предполагать, что редактирование древних рукописных книг проводилось.

Скачать файлы

Похожие документы