Лекции по Концепциям современного естествознания (Белкова Ю. А.)

Кирилл Николоев сб, 11.03.2017 22:18

I. Две стороны развития науки II. Некоторые особенности современного этапа научного знания III. Определения понятия наука. Естествознание как особая форма освоения объективной реальностью IV. Система наук

V. Развитие современного естествознания I. В конце XX века гамлетовский вопрос быть или не быть приобрел глобальный характер. Что это означает? Наука рельефней чем когда-либо в истории цивилизации выявляет две свои диаметрально противоположные стороны.

С одной стороны именно с развитием науки связывается реализация позитивных перспектив цивилизации, а именно: мирный атом освобождает человечество от энергетической зависимости от природных ресурсов, генетика открывает возможности для создания высокопроизводительных форм органического мира, химия создает новые искусственные синтетические материалы, которые превосходят по свойствам природные соединения, а также происходит развитие космических исследований.

С другой стороны сложившиеся формы развития науки вызывают все большую обеспокоенность общественности, беспокоят общественность результаты и перспективы реализации научных открытий. Что сюда входит? В атомной энергетике это проблема и угроза повторение Чернобыльской аварии. Продолжение генетических исследований грозит возможностью манипулирования человеческой личностью. Создание искусственных синтетических соединений может вызвать усиление химизации среды обитания человека. Также еще большая проблема – наркотическое порабощение человека. Исследования космоса угрожают, они могут породить планетные изменения глобальной экосистемы. То есть вопрос перерос в вопрос наука это зло или добро?, ее результаты направлены на благо или угрожают человеку и (био)сфере, а также перспективному развитию цивилизации?. Ну понятно, что происходят принципиальные изменения в системе современного научного знания. Меняется взаимосвязь науки с социокультурными условиями ее развития.

II. Особенности: 1. Сложившаяся система науки включает в себя не только науки о природе, но и человеке, обществе, технике, находящихся в диалектической взаимосвязи. 2. Усиливается практизация науки, т.е. усиливается зависимость науки от потребностей и целевых установок социума.

3. Усиливаются интеграционные тенденции в системе естественных и гуманитарных наук. 4. Укрепляется синергетическое направление в науке, в рамках которого постепенно формируется новый стиль мышления, основанный на принципах синергетики (см. лекцию № 1 – нелинейность, бифуркационность, …)

Новые проблемы возникают в процессе осмысления феномена устойчивого развития. Именно с наукой нового типа связывают преодоление возникающих противоречий в системе человек–общество–биосфера, создание научных предпосылок для вхождения не только в XXI век, но и в 3-е тысячелетие.

III. Определения 1. Наука – это одна из форм общественного сознания (и философия, и религия и многие другие – тоже формы общественного сознания; поэтому одна из), которая ориентируется на получение и систематизацию знаний об объективной реальности, включая деятельность по выработке нового знания, а также ее результат.

2. Наука – это исторически развивающаяся система знаний о свойствах и отношениях изучаемых объектов: природа, социум, человеческое мышление. Конкретизация науки позволяет выделить некоторые из ее направлений:

1) формирование логически непротиворечивой системы знаний об объективной картине мира; 2) создание и разработка специальных средств познавательной деятельности: математическое методы, исследовательское оборудование;

3) функционирование специальной системы организаций и учреждений, занимающихся получением, хранением, распространением и внедрением полученных знаний (библиотеки, информационные центры и прочее). IV. К ХХ веку сложилась следующая система наук, а именно:

1. Математические и естественные науки – это система наук о природе. 2. Социальные науки – это система наук о человеке и обществе. 3. Технические науки – это система наук, наиболее тесно связанных с реализацией теоретических знаний.

Скачать файлы

Похожие документы