Лекции по Концепциям современного естествознания (Горбачёв В. В.)

Кирилл Николоев пн, 27.03.2017 22:03

Лекция 1. Общие представления об естествознании. Термин «естествознание» означает «естество» (природа) и знание о нем. В настоящее время под современным естествознанием понимается точное естествознание, отражающее в математическом виде общие закономерности природы, всех процессов, происходящих в микро- и макромире.

Современное естествознание затрагивает собственно не только естественно – научные проблемы, но и гуманитарные, потому что в нем рассматриваются научные методы и пути познания человеком природы. Естествознание является до известной степени основой всякого знания – и естественно – научного, и технического, и гуманитарного.

Современное естествознание, применяя так называемый антропный принцип, предполагает, что познание идет, преломляясь через познание человека, его понимание мира. Поэтому наука, которая не соизмерима с человеческим фактором, ему не нужна, она бесполезна. Антропный принцип – рассмотрение законов Вселенной и ее строения на основе того, что познание ведется человеком разумным. Природа такова, как она есть, только потому, что в ней живет человек.

Современное естествознание как научная мировоззренческая парадигма опирается на физические представления. Это определяется тем, что, обладая научным методом и формулируя представления о природе на количественном уровне в виде фундаментальных законов и принципов, физика создала базу объяснения реального физического мира.

Современное естествознание как совокупность многих наук о мире само является обобщенной интегративной целостной наукой. Концепция современного естествознания должна создаваться на холистической основе взаимосвязи естественных и гуманитарных культур, непредвзятого объективного взгляда на окружающий и внутренний мир человека.

Естествознание, выступая в качестве основного источника научного знания, оказывало на протяжении своей истории заметное влияние на развитие гуманитарной сферы знания. Основным фактором воздействия выступали научный метод, методологическая установка, общее мировоззренческое представление, идея. Большую роль в изучении окружающего нас мира играет представление о методологии научного познания. Особенно проявляется это воздействие по отношению к человеческим ценностям в век научно – технической революции и информатизации. Науки о природе отстаивают принципы объективной истины, рациональности аргументов и доводов доказательств, идеологической нейтральности мировоззренческих представлений, рассматривают объяснение как главную образовательную процедуру.

Слово «концепция» означает определенный способ понимания, трактовку какого-либо предмета, явления, процесса, основную точку зрения на эти сущности, руководящую идею для их систематического изложения и освещения.

В результате построения концепции современного естествознания и создается научная картина мира или научная парадигма. Парадигма (греч. – пример, образец) – научное представление, воплощенное в систему понятий, выражающих существенные черты действительности, исходную концептуальную модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течении определенного времени в научном сообществе и дающих новые представления о мире. Смена парадигм и происходит в ходе научных революций.

В физической методологии уже давно установилась практика описания материальных явлений, используя теоретические модели этих явлений. Для создания физической модели используются три исходных положения:

все явления природы (а сейчас в рамках синергетических представлений сложных отрытых систем к ним относятся процессы и организация социально – экономических и живых систем) могут быть объяснены физическими законами, выраженными в математической форме;

эти физические законы универсальны и не зависят от времени и пространства; все основные законы должны быть простыми. Этапы развития и становления естествознания Наука о природе зародилась в древней Греции более 2500 лет тому назад как единая натуральная философия. Естественной базой ее возникновения и развития явились наблюдения пытливых людей над окружающим их миром. Из этих наблюдений делались заключения и обобщения и строились теории. Поскольку в начальный период становления единой науки не было измерений, а были лишь наблюдения и рассуждения, то первые исследователи облекали свои выводы в некие философские категории.

Скачать файлы

Похожие документы