Лекция «Культура Европы XIX века» по Культурологии (Якушкина Н. В.)

Кирилл Николоев пн, 27.03.2017 22:22

В XIX веке буржуазная цивилизация достигает зрелости и вступает в стадию кризиса. Она базируется на ценностях Нового времени — рационализм, антропоцентризм, сциентизм, европоцентризм. Но мир теперь стал качественно иным и культура избирает путь переоценки ценностей.

Совершался культурный поворот, сопоставимый по значимости с переходом человечества от древности к средневековью, а затем к новому времени. Хосе Ортега-и-Гассет писал: «Мы стоим перед радикальным изменением человеческой судьбы, произведенным XIX в Три фактора сделали возможным создание этого нового мира: демократия, экспериментальная наука и индустриализация. Второй и третий можно объединить под именем «техника». Все эти факторы появились на два столетия раньше; XIX век провел их в жизнь».

Нижнюю границу новой эпохи (смещенную в XVIII в.) составили три события - промышленный переворот в Англии, Война за независимостъ североамериканских колоний и Великая французская буржуазная революция. Верхняя граница — август 1914 г., — конечный пункт прибытия культуры нового времени с ее рационализмом и оптимизмом, верой в безграничный прогресс и добрую природу человека.

Результатом промышленной революции стало образование индустриального общества, где «труд и производство становятся идеалом, а затем и идолом» и вместе с образованием, демократией и наукой превращаются в доминанты культурного процесса (И. Хейзинга). По образу и подобию машины моделируется вся общественная жизнь (Анри де Сен-Симон мечтает об обществе, организованном как огромная фабрика, во главе которой стоят промышленники и ученые).

Индустриальная цивилизация отличалась от прежних этапов буржуазного развития. Фабрика сменила мануфактуру, приведя к росту производительности общественного труда, производство дегуманизировалось, освобождалось от духовных ценностей.

Возрос уровень качества жизни. В быт людей входят телефон, телеграф, фотография, кинематограф; новые транспортные средства — паровоз, пароход, автомобиль, электрический трамвай, метро. Появляются паровое и водяное отопление, центральное водоснабжение и канализация. Формируется средний класс (служащие государственных учреждений и частных кампаний, лица свободных профессий, мелкая буржуазия) по признаку устойчивого материального положения. Именно «средний класс» придает устойчивость обществу.

Складывается новая система ценностей. Главной ценностью индустриальной цивилизации стал технический прогресс, вместе с наукой обеспечивающий человечеству благосостояние. Польза, достаток, комфорт — эти ориентиры «чувственной» культуры доминируют в общественном сознании, прогресс культуры отождествляется с экономическим прогрессом. Это вело к противопоставлению «передовой» западной цивилизации «отсталым» цивилизациям других стран.

В пересмотре этой точки зрения трудно переоценить роль Войны за независимость североамериканских колоний. Во-первых, принятая 4 июля 1776 г. Декларация независимости, опередив Европу, воплотила в законодательство принципы либерализма, послужив образцом для французской Декларации прав человека и гражданина, для конституций европейских государств. Во-вторых, поражение в войне первой промышленной державы Европы и отпадение важнейшего звена от могущественной британской империи способствовало развитию национального самосознания других народов. Войны за независимость (1810—1826), прокатившиеся под влиянием американской революции по Латинской Америке, разрушили одну из старейших колониальных империй. И хотя на протяжении XIX в. шел раздел мира, складывались новые колониальные империи (к 1900 г. площадь колониальных владений составляла 54,9% всех территории, там проживало 35% населения Земли) и итоги национально-освободительной борьбы были часто неутешительны, судьба колониализма была предрешена.

США продемонстрировали всему миру перспективы ускоренного развития ранее зависимых народов по пути капитализма, минуя феодализм. Капитализм вышел за пределы Европы. Складывание мировой системы капиталистического хозяйства, мирового рынка охватило оба полушария, стало всеохватывающим и более однородным. Шел процесс формирования мировой культуры как целого, как единства многообразия — национальных культур, художественных школ. В этот процесс включаются и традиционные общества, возникает проблема диалога культур.

Хотя уже лидеры американской революции вдохновлялись идеалами английского и французского Просвещения, классический политическим переворотом буржуазного типа была французская буржуазная революция 1789— 1793 гг. Воплотив в жизнь идеи просветителей, она обозначила кризис культуры Просвещения, неспособной обеспечить адаптацию человеческой деятельности к новым формам реальности. Принятая 26 августа 1789 г. Декларация прав человека и гражданина провозглашала, что люди «рождаются и остаются свободными и равными в правах», среди которых в качестве важнейших и неотъемлемых фигурируют «собственность, безопасность и сопротивление угнетению».

Скачать файлы

Похожие документы