Лекция «Культура Китая» по Культурологии (Якушкина Н. В.)

Кирилл Николоев пн, 27.03.2017 22:24

Подобно Индии, Китай можно назвать «вечной цивилизацией». Древнейшие поселения земледельцев (культура Яншао) появляются в долине реки Хуанхэ около 5 тыс. лет до н. э. После периода земледельческих культур Китаем стали управлять первые династии (к XXII в. до н. э. относятся начало правления династии Ся, а к XVIII в. до н. э. — династии Шан). Вся дальнейшая история Китая также была связана с правлением династий императоров. Одни из них правили сотни лет, другие — десятки. Основателями новых династий чаще становились потомки древнейших аристократических родов, но были в истории Китая случаи, когда императорами провозглашали себя простолюдины, возглавившие крестьянские восстания.

В отличие от Индии, где почти отсутствуют исторические документы, в Китае письменность возникла очень рано (во II тыс. до н. э.) и необозримое количество письменных источников представляет богатейший материал для реконструкции исторических событий. Многие ранние тексты были канонизированы, обросли комментариями и часто трудно отделить реальные исторические факты от их более поздней интерпретации. Так, правление первой китайской династии Ся сопровождается такими легендами об авторитете и добродетельности правителей, что исследователи сомневаются в историческом факте ее существования и предполагают, что династия Ся могла быть неким золотым веком, идеалом древности, скорее мифическим, нежели достоверным.

В качестве исторических периодов выделяются этапы правления династий, переживавших подъем, стабильность и спад. Можно говорить об особой «династической цикличности» в истории Китая. Среди династий, период правления которых оставил наибольший след в истории, следует выделить Чжоу, Цинь, Тан и Сун, Цин.

Эпоха Чжоу (около XI—III вв. до н. э.), несмотря на войны, стала временем экономического роста и торгового подъема. Правителям из этой династии удалось укрепить власть, создать эффективную централизованную администрацию, разработать систему наследственных земельных наделов. В эпоху Чжоу возникло конфуцианство как этико-политическое учение.

С VIII в. до н. э. авторитет и влияние династии Чжоу стали падать. За власть боролись мелкие царства, затем образовались крупные государства. В течение следующих 250 лет они постоянно вели войны друг с другом (в истории Китая этот период называется Чжаньго - «Борющихся царств»). Победителем над всеми стало царство Цинь. Циньский ван принял новый титул «хуанди» (император) и стал первым императором Цинь Шихуанди, завершив объединение Китая. Император добился больших успехов не только в объединении китайских земель, но и в совершенствовании законодательной и исполнительной системы. Он ввел единую денежную систему, начал строительство Великой китайской стены, которая должна была защищать страну от набегов кочевников. Империя Цинь просуществовала недолго (с 221 по 207 г. до н.э.). После ее падения в результате народного возмущения началась ожесточенная борьба предводителей восставших за власть. В 202 г. до н.э. крестьянин Лю Бан провозгласил себя императором новой династии Хань.

Страна переживала времена гражданского мира и кровопролитных крестьянских восстаний, единства и раздробленности, процветания и бедствий. Китайские историки заметили, что в чередовании этих периодов существует своего рода закономерность. Каждая новая династия вначале действовала успешно, но затем спустя более или менее длительное время крестьянство постепенно разорялось, а среди чиновников росла коррупция. Центральная власть ослабевала, и начиналось восстание, участники которого требовали смены правящей династии. Реформы обычно сводились к гигантскому переделу земли, когда каждый трудоспособный крестьянин получал свой участок. Количество собираемых налогов возрастало, и империя вновь вступала в период стабильности.

Эпохой истинного расцвета Китая, золотым веком ее культуры называют периоды правления династий Тан (с начала VII по начало X в.) и династии Сун (X—XIII вв.). В эту эпоху страна не только переживала экономический расцвет, но и необыкновенный культурный подъем, особенно в области искусства и поэзии.

Последней китайской династией стала династия Цин. Империю Цин возглавляли маньчжурские правители, быстро «китаизировавшиеся» и этнически, и культурно. Династия Цин просуществовала до 1911г., когда в Китае была установлена республика. Китай под властью Цин на протяжении веков (с середины XVII в.) успешно развивался, но к концу XIX в. империя явно клонилась к упадку, завершившемуся поражением цинского Китая в опиумной войне.

Скачать файлы

Похожие документы