Лекция «Культура Возрождения в Западной Европе» по Культурологии (Якушкина Н. В.)

Кирилл Николоев пн, 27.03.2017 22:21

Термин «возрождение» в литературе впервые употребил Джорджо Вазари, имея в виду возрождение античных традиций в искусстве (Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих», XVI в.) С XVIII века этот термин означал возрождение традиций гуманизма (от лат. «гуманитас» - человеческая природа, человеческое достоинство).

Основными чертами нового мировоззрения стали: - антропоцентризм; - гуманизм (идея развития творческих сил личности); - модификация средневековой традиции; - особое отношение к античности (возрождение памятников, традиций, философских идей);

- - новое отношение к миру. У истоков нового идейного течения – гуманизма – творчество флорентийского поэта Данте Алигьери, создателя «нового сладостного стиля» полного искренних чувств и в то же время углубленного философского содержания. Его стихи посвящены максимально одухотворенной земной любви к рано умершей Беатриче Партинари. Новое качество его творчества - понимание ценности человеческой жизни, красоты мира. Эта тема звучала на живом итальянском языке (язык народа - «простой хлеб» по сравнению с изысканным пшеничным).

Франческо Петрарка, тосканец, считал человека хозяином своей судьбы: «Истинно благородный человек не рождается с великой душой, но сам себя делает таковым великолепными делами». Ученики Петрарки ввели понятие «гуманизма», позаимствовав слово из античных трудов. Чертами новой идеологии стали:

- изучение античности; - попытки демифологизации гуманитарной науки (например, написание «Истории Флоренции», свободной от мифов); - светский характер развития искусства (изобразительного, театрального)

- попытки изменить характер образования (например, создание «Школы радости» Витторино де Фельтре); - прославление радостей жизни. Периодизация Возрождения в Италии: XIII в. (дученто) и XIV в. (треченто) – Проторенессанс;

XV в. (кватроченто) - Раннее Возрождение; XVI в. (чинквеченто) – Высокое Возрождение. В XVI веке, в связи с тяжелой ситуацией в Италии, многие гуманисты уезжают в Германию, Францию, Англию, Испанию, Нидерланды, обогатив культуру новыми темами и ускорив перемены, назревающие там. Особенности новой идеологии так называемого «Северного возрождения»:

- пробуждение национального самосознания (развитие языка, интерес к истории, чувство гордости за свой народ); - попытки переустройства общества ; - вера в безграничные возможности человека. Становление нового мироощущения человека в Италии определялось в основном особенностями социально-экономического развития. Нового человека создала городская культура.

В IX – XI вв. итальянские города, освободившись от власти церковных и светских феодалов, становятся свободными коммунами, расцветают политически и экономически. Возрождаются разнообразные ремесла - кузнечное дело, стеклоделие, ткачество, шитье одежды, резьба по дереву, ювелирное искусство. Начинается каменное строительство. Города активно включаются в мировую торговлю. Через земли Италии проходили торговые пути на Восток, и перепродажа восточных 'товаров (шелк, пряности, сахар, хлопок, вина, краски, драгоценные камни, ковры, зеркала) была очень выгодной. Венеция и Генуя, а затем и Флоренция становятся прежде всего торговыми центрами. В Х111 веке все три республики начинают чеканить свою золотую монету (бжековин, флорин, венецианский дукат), появляются цехи и крупные банки, ссужающие деньгами королей и Пап.

Города-государства были коммунами: Генуя и Флоренция - во главе с консулами, Венеция — во главе с дожем, выбираемым пожизненно. Политическая ситуация осложнялась борьбой партий «гвельфов», которые поддерживали Папу, и «гибеллинов», стоявших за императора в борьбе за общеевропейское господство. При этом идеалом гвельфов были торговля и республика, социальной основой – «пополаны» - торговцы, ремесленники, банкиры. Гибеллины же выражали интересы феодалов – «грандов», «нобилей»; их идеал - землевладение и монархия. Одних интересовала «власть над землей», других - власть над морскими путями. Интересы сословий переплетались, не имели четких границ, и поэтому борьба партий была очень драматичной.

Несмотря на изменение ориентации культуры с мира Божественного на мир живой реальности и собственно человеческих чувств и дел, самоутверждение личности носило не однозначно материалистический, а скорее духовный характер. Решающее влияние на этот процесс оказывала христианская традиция; тогда еще «во всех проявлениях жизни царила, хотя и расшатанная, католическая церковность». (Кареев). Новая концепция человека нуждалась в авторитетной мировоззренческой опоре, в качестве которой и была использована классическая древность

Из философских учений наиболее притягательными оказались платонизм и неоплатонизм, переосмысленные с новых позиций. В результате этого мир, в котором пребывает человек, предстает насыщенным божественным смыслом, а человек – личностью, стремящейся абсолютизировать себя, самоосуществиться «в своем гордом индивидуализме» (Лосев).

Скачать файлы

Похожие документы