Лекция «Культурогенез» по Культурологии (Якушкина Н. В.)

Кирилл Николоев пн, 27.03.2017 22:25

Первобытная эпоха человечества – каменный век – включает: - палеолит – древний каменный век (2,5 млн. - 12 тыс. лет до н.э.); - мезолит – средний каменный век (12 – 8 тыс. лет до н.э.); - неолит – новый каменный век (8 – 3 тыс. лет до н.э.).

Палеолит делится на : - ранний (нижний); - поздний (верхний) (с 35 тыс. лет до н.э.). Указанное разделение в археологии появилось в ХIХ веке и отражало идею о роли технологии в развитии человека и специфику археологического материала дописьменной эпохи – неуничтожимый камень служил источником датировок, классификаций, гипотез о древности.

Рубеж нижнего и верхнего палеолита занимает ключевое положение в каменном веке: на рубеже нижнего и верхнего палеолита заканчивается эволюция ископаемых гоминид и появляется homo sapiens sapiens; скачкообразно увеличивается разнообразие каменных и других орудий, появляются составные - вкладыши, наконечники; сшитая одежда;

главная социальная инновация - экзогамия ; появились род и семья. Замена эволюционного типа развития на исторический принесла радикальные изменения в сжатые (по сравнению с темпами антропогенеза) сроки, поэтому ее часто называют палеолитической революцией. Продуктом этой «революции» стало фундаментальное антропологическое, психофизиологическое, психосоциальное, духовное единство человечества, которое сохраняется в истории вопреки расхождениям в экономическом, политическом, социальном, языковом, бытовом развитии человеческих сообществ. Сознание, речь, религия, искусство возникли примерно одновременно в итоге мощного переворота, завершившего трехмиллионнолетнюю эволюцию гоминид. Эпохи человека разумного живут последствиями этого события, поэтому все люди познаваемы друг для друга и в пределах 30-40 тыс. лет – современники. Культура начинается там, куда простирается символическая традиция, где есть материал для человеческого понимания.

Археологическая культура - общность материальных памятников, относящихся к одному времени и находящихся на определенной территории. Название культуре, как правило, дает наиболее известное или первое открытие – местонахождение.

Археологическая классификация верхнего палеолита создана на материале местонахождений, расположенных на юге Франции и севере Испании. По франко-кантабрийскому району верхний палеолит продолжается от 35 до 10 тыс. лет тому назад. Классификация верхнего палеолита, предложенная в начале ХХ века А.Брейлем, в основном сохраняет свое значение до сих пор.

Название периода Время Орудия Изображения Перигорд 35-20 тыс. лет до н.э Кремневые пластинки с ретушированными краями, костяные шилья, наконечники копий. Ранний Перигорд – нет изображений. Нарезки и насечки на костях, украшения, краски. Поздний Перигорд – барельефы, изображения животных и человека.

Ориньяк 30-19 тыс. лет до н.э Кремневые ретушированные пластины, скребки, резцы, костяные наконечники. Лампы-светильники, чашечки для приготовления краски. Контуры и отпечатки рук. «Меандры» («макароны»). Контурные рисунки. Маленькие статуэтки из камня и бивня мамонта. Много знаков женского пола. Конец Ориньяка – так называемые «палеолитические Венеры» (см. рис.1)

Солютре 18-15 тыс. лет до н.э. . Самая высокая техника обработки камня. Наконечники в форме ивового и лаврового листа, ножи, кинжалы. Скребки, резцы, проколки. Костяные наконечники, иглы, жезлы. Статуэтки, гравюры на камне и кости.

Мадлен 15-10 тыс. лет до н.э. . Исчезает высокая техника отжимной ретуши и кремневые наконечники. Много изделий из кости: гарпуны, наконечники копий и дротиков, жезлы, иглы, шила. Из кремня – резцы, проколки, скребки. Поздний Мадлен – период «микролитов». Богатый символизм: круг, спираль, меандр, свастика. Наскальная живопись (пещеры Альтамира, Ласко, Монтеспан) . К концу периода наскальная живопись исчезает, уступая место стилю новой эпохи – орнаменту.

Ранний исторический процесс, по-видимому, был связан с двумя первичными очагами антропогенеза и расообразования, восходящими к нижнему палеолиту. Гипотеза децентризма, сменившая гипотезу моноцентризма , помещает человечество в двух локусах: афроевропейском и азиатском. Между двумя первичными очагами поддерживаются контакты, а внутри формируются культурно-территориальные провинции со своим расовым, технологическим, хозяйственным типом.

Характеризовать культуру этого периода сложно, «комплекс ментальности» палеолитического человека локален, погружен в узкие ниши местных культур и в то же время скрыт от взгляда как глубокая бессознательная основа современности. В этой эпохе берут начало все элементы духовной организации любой культуры: язык, верования, изобразительная и пластическая образность, графический символизм. Реконструкция позднепалеолитических культур носит гипотетический характер и в значительной степени основывается на этнографических аналогиях.

Скачать файлы

Похожие документы