Лекция «Культурологические школы» по Культурологии (Якушкина Н. В.)

Кирилл Николоев пн, 27.03.2017 22:26

Основные школы и течения в культурологии XX века сложились на базе всего предшествующего знания, обогащенного достижениями разных наук: философии, истории, этики, эстетики, антропологии , этнографии , социологии , социальной психологии , этнической или национальной психологии, демографии , а также фрейдизма и семиотики .

Задача создания некой единой и самоценной теории культуры, самостоятельной науки - культуроведения или культурологии - впервые была поставлена американским ученым - культурантропологом Лесли Уайтом /1900-1975/ .

1.Общественно-историческая школа. Эта школа имеет наиболее давние традиции (восходит к Канту, Гегелю, Гумбольту), объединяет преимущественно историков и философов. Н. Я. Данилевский отрицает существование единства историко-культурного процесса. Он предлагает концепцию локальных «культурно-исторических типов», которые в своем развитии проходят стадии рождения, расцвета, упадка и гибели.

Данилевский одним из первых подошел к классификации культур с позиции деятельностной природы культуры. Н. Я. Данилевский основной критерий своей типологии видит в преобладании в той или иной конкретной культуре определенного (или определенных) видов деятельности, обеспечивающих доминирование соответствующих им культурных ценностей. Сходство в доминировании того или иного вида деятельности и его результатов позволяют объединить те или иные культуры в группы, отнести их к какому-то определенному типу культуры.

Н. Я. Данилевский выделяет четыре основных вида деятельности: 1. Религиозная деятельность (отношение человека к Богу), которая лежит в основе нравственной и всякой другой деятельности. 2. Собственно культурная деятельность (отношение человека к внешнему миру), наука, искусство, техника.

3. Политическая деятельность (деятельность по поводу власти), включающая в себя внутреннюю и внешнюю политику. 4. Экономическая деятельность (создание определенных экономических отношений и систем). На основе доминирования какого-либо вида деятельности Н. Я. Данилевский и дает классификацию культур. Поскольку формирование и развитие указанных видов деятельности осуществляется постепенно, эта классификация приложима к уже развитым культурам. Культуры на стадии зарождения имеют первичный или подготовительный характер, где вырабатываются, по мнению Данилевского, условия, при которых вообще возможна жизнь, и здесь ни один из видов деятельности не является достаточно развитым и доминирующим. К таким первичным культурам Данилевский относит: египетскую, китайскую, вавилонскую, индийскую, иранскую. Именно они заложили основы последующего культурно-деятельного развития.

Если рассматривать культуры на стадии расцвета, в развитой форме, то соответственно указанным видам деятельности и доминированию в той или иной культуре можно выделить три типа культур в дополнение к первичному.

Первый тип составляют одноосновные культуры, которые следовали за подготовительными стадиями. В них ярко проявился преимущественно один из видов деятельности. В еврейской культуре доминировала религиозно-мировоззренческая деятельность: она дала миру монотеистическую религию, ставшую основой христианства. Греческая культура воплотила собственно культурную деятельность, где ведущими были искусство и философия. В римской культуре преобладала политико-правовая деятельность: она подарила миру классическую систему права и государственности, сохраняющую свою значимость и до сих пор.

Затем следуют двухосновные культуры. К этому типу Данилевский относит германо-романскую, или европейскую, культуру. Ее он называет политико-культурным типом, так как эти два вида деятельности — политическая и собственно культурная — стали основой всей творческой деятельности европейских народов. Европа подарила миру парламент и колониальную систему и колоссальное развитие науки, техники, искусства. По его мнению, в экономической деятельности европейцы преуспели в меньшей степени, так как созданные ими экономические отношения не отражали идеала справедливости.

Данилевский полагал, что тенденции культуры движутся к третьему – четырехосновному - типу. Тип этот только формируется, но за ним — будущее. В нем реализуются все четыре вида деятельности, он обеспечит гармонию всех основных видов ценностей: истинной веры, политической и экономической справедливости, свободы, науки (истины) и искусства (красоты). Это будет совершенный гармоничный общественный строй, который не удалось создать всем предшествующим культурам. Таким типом может стать славянский культурно-исторический тип, если он не поддастся соблазну слепо принимать готовые культурные формы от европейцев.

Скачать файлы

Похожие документы