Лекция «Культурология в России» по Культурологии (Якушкина Н. В.)

Кирилл Николоев пн, 27.03.2017 22:28

Культурология в России ХIХ-ХХ вв. - неотъемлемая часть мировой культурологической мысли. В качестве самостоятельной отрасли знаний она развивалась с опозданием. Она обладает определенным своеобразием, что связано со спецификой социального, национального и исторического самосознания России в данную историческую эпоху.

Ей предстояло определиться среди народов и культур Запада и Востока; это необходимо было сделать в процессе быстро протекавшего обновления ее собственной культурной традиции. Ощущение неустойчивости, нестабильности, неопределенности и нервозности в новой русской культуре нарастало и по той причине, что сам Запад (в сторону которого все более клонилось историческое движение России) в это время переживал обновление ориентационных идеалов и целей (от католицизма - к протестантизму, гуманизму, просветительству, рационализму, утилитаризму, либерализму, демократизму, социализму).

Становление отечественной культурологии имело следующие особенности: - она возникала в недрах философии и художественной литературы : основы новой науки закладывали первые русские философы и классическая русская литература (Гоголь, Толстой, Достоевский);

- понимание сущности культуры было тесно связано с религиозным видением мира, с православием и шире — с христианством; - культурологическая мысль имела патриотический характер, была сосредоточена на раскрытии своеобразия исторической судьбы России, часто переплеталась с политикой.

- на нее оказывали влияние социальные сдвиги и революционные катаклизмы, в особенности события 1917 года. Первые попытки самосознания русской национальной культуры восходят к реформам Петра I, когда было пробито «окно в Европу» и русские задумались над тем, «какие они» и «какие мы». В XIX—XX вв. культурологическая мысль получила новые импульсы в результате крупных исторических событий. Это Отечественная война 1812 года, восстание декабристов, отмена крепостного права, три русские революции, послеоктябрьский период «социалистического строительства», Великая Отечественная война 1941—1945 гг. и нынешний этап, когда на очередном витке истории с новым содержанием опять возрождается старый спор между славянофильством и западничеством.

П. Я. Чаадаев Тема культуры в русской мысли впервые получает серьезное теоретическое осмысление, начиная с «Философических писем» П. Л. Чаадаева и спора вокруг них между славянофилами и западниками. «Общественно-культурные споры 40-х гг., - полагают В. К. Кантор и А. Л. Осповат, - были в известном смысле реакцией и ответом на вопрос-вызов Чаадаева. В эти годы для многих русских мыслителей проблема национальной культуры становится их личной проблемой. Они ставят себе задачу понять и осознать роль и место России, говоря словами Чаадаева, в общем порядке мира». Или, говоря словами В. С. Соловьева (в его парижской лекции 1888 г. «Русская идея»), - как «вопрос о смысле существования России во всемирной истории».

Мыслитель и публицист, друг А.С. Пушкина Петр Яковлевич Чаадаев (1794 — 1856) родился в дворянской семье, стал офицером лейб-гвардии, участвовал в Бородинском сражении и заграничных походах русской армии в 1813 — 1815 гг., вступив позднее в Северное общество декабристов. Активного участия в заговоре он не принимал, вскоре вышел в отставку и на три года уехал за границу, где познакомился с Ф. Шеллингом и в дальнейшем вел с ним переписку. Контраст между передовым европейским обществом и застойной действительностью России того времени настолько поразил его, что он, вернувшись на родину уже после разгрома декабристов, создает между 1829 — 1831 гг. свои знаменитые «Философические письма».

Первое из них (а всего их было 8), опубликованное в журнале «Телескоп» в 1836 г., произвело эффект разорвавшейся бомбы: это был обвинительный акт против собственного народа, которому приписывались такие пороки, как умственная и духовная отсталость, неразвитость представлений о долге, справедливости, праве и порядке; отсутствие какой-либо самобытной человеческой «идеи», когда, как писал Чаадаев, «ни одна великая истина не вышла из нашей среды». «Народы — существа нравственные, — утверждал он, — точно так же, как и отдельные личности. Их воспитывают века, как людей воспитывают годы. Про нас можно сказать, что мы составляем исключение среди народов. Мы принадлежим к тем из них, которые как бы не входят составной частью в род человеческий, а существуют лишь для того, чтобы преподать великий урок миру». Общественное мнение в целом было не на стороне Чаадаева. Пушкин ответил ему в письме: «ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал». Но Чаадаев и сам неоднократно подчеркивал, что, критикуя Россию, он делал это из высоких побуждений, опираясь на некую общечеловеческую правду и желая родине только блага.

Скачать файлы

Похожие документы