Лекция «Миф и мифология» по Культурологии (Якушкина Н. В.)

Кирилл Николоев пн, 27.03.2017 22:31

Миф - общее понятие, обозначающее символическое повествование в религии (в отличие от символического поведения (культ, ритуал), и символических объектов (храм, иконы)). Слово «мифология» означает и изучение мифа, и систему мифов, относящихся к определенной религиозной традиции.

Мифы - это специфические описания богов или сверхчеловеческих существ, вовлеченных в необычайные события или обстоятельства, во времена неопределенные, но понимаемые как далеко отстоящие от обыденного человеческого опыта.

Миф предстает как авторитетное фактическое повествование, вне зависимости от того, насколько описываемые события расходятся с естес-твенным законом или обыденным опытом. Миф, таким образом, черпает свою авторитетность не в доказательстве, а в показывании себя. Слово «миф» происходит от греческого «mythos» - слово, говорение, рассказ, повествование. Бесспорная компетентность «мифа» противостоит «логосу», компетентность или истинность которого может быть доказана.

Мифы существуют во всяком обществе; их можно рассматривать как главную составляющую человеческой культуры. Сравнительно-историческое изучение широкого круга мифов поз-волило установить, что в мифах различных народов мира, при всем их многообразии, ряд основных тем и мотивов повторяется.

К числу наиболее древних и примитивных принадлежат мифы о животных, самые элементарные из них представляют собой лишь объяснение отдельных признаков животных. Архаичны мифы о происхождении животных от людей или мифологические представления о том, что люда были некогда животными. Представления о зооантропоморфных предках, имеющие тотемические черты, и мифы о превращении людей в животных и в растения известны едва ли не всем народам земного шара.

К числу архаичных принадлежат также солярные, лунарные, астральные мифы (о происхождении Солнца, Луны и звезд). Центральную группу мифов у народов с развитыми мифологическими системами составляют космогонические (о происхождении мира) и антропогонические (о происхождении человека) мифы. Очень типичные мифы о происхождении мира и людей известны у полинезийцев, североамериканских индейцев, у народов Древнего Востока и Средиземноморья. В этих мифах выделяются две идеи - идея творения и идея развития. Согласно одним мифологическим представлениям - креационным - мир создан каким-либо сверхъестественным существом (богом, демиургом, великим колдуном и т.п.), согласно другим - эволюционным - мир постепенно развился из некоего первобытного бесформенного состояния (хаоса, мрака, либо из воды, яйца и пр.).

В числе широко распространенных мифологических мотивов - мифы о чудесном рождении, о происхождении смерти. Сравнительно поздно возникли мифологические представления о загробном мире и о судьбе. К космогоническим мифам примыкают также встречающиеся на сравнительно высокой ступени развития эсхатологические мифы - рассказы-пророчества о «конце мира» (например, у майя и ацтеков, в иранской мифологии, в христианстве, в германо-скандинавской микологии, в талмудическом иудаизме, в исламе).

Особое место занимают мифы о происхождении и введении культурных благ - о добывании огня, изобретении ремесел, земледелия, об установлении среди людей определенных социальных институтов, брачных правил, обычаев и обрядов. Их введение обычно приписывается культурным героям.

К мифам о культурных героях примыкают «близнечные» мифы, где образ культурного героя как бы раздваивается: это два брата-близнеца , наделенные противоположными чертами. Один брат – добрый, а другой – злой, один делает все хорошо, учит людей полезным вещам, а второй только портит и озорничает.

В мифологии развитых аграрных народов существенное место за-нимают календарные мифы, символически воспроизводящие природные циклы. Аграрный миф об умирающем и воскресающем боге очень хорошо известен в мифологии Древнего Востока , хотя самая ранняя форма этого мифа зародилась еще на почве первобытного охотничьего хозяйства (миф об умирающем и воскресающем звере).

На ранних стадиях развития мифы более примитивны, кратки, элементарны, по содержанию, лишены связной фабулы. Позднее, на пороге классового общества, постепенно создаются более сложные мифы, образы и мотивы переплетаются, мифы превращаются в развернутые повествования, связываются друг с другом, образуя циклы.

Мифология охватывает широчайший, «глобальный» круг коренных вопросов мироздания. Миф выражает мироощущение и миропонимание эпохи его создания. В первобытном обществе мифология представляла основной способ понимания мира.

Скачать файлы

Похожие документы