Лекция «Потребительское поведение и условия потребительского равновесия» по Экономике (Мышленник Г. В.)

Кирилл Николоев чт, 17.03.2016 21:33

Семинар 5 По экономике Тема: Потребительское поведение и условия потребительского равновесия 1. Сущность понятия полезности и главные факторы потребительского выбора 2. Совокупная предельная полезность, законы убывающей предельной полезности

3. Парадокс А. Смита с точки зрения общей и предельной полезности 4. Бюджетная линия и линии безразличия. Аналитическое выражение бюджетной линии. 5. Понятие рационального поведения. Три проблемы в теории потребительского

поведения рационального потребителя. 6. Сущность количественной или кардиналистической теории потребительского поведения. 7. Понятие потребительского равновесия, правило максимизации полезности на практике.

8. Порядковая или ординалистическая теория потребительского поведения. 9. Условия оптимизации выбора потребителя (бюджетная линия и карта безразличия). 10. Эффект замещения и предельная норма замещения MRSx.ye

11. Взаимосвязь реального дохода потребителя и структуры потребностей, кривая Энгеля. 12. Цена равновесия под воздействием спроса и предложения, график равновесия на рынке. 13. Рыночный механизм спроса и предложения.

14. Нарисуйте кривые безразличия: · для полностью взаимозаменяемых благ: · для абсолютно взаимодополняемых благ; · для иллюстрации абсолютного безразличия потребителя к одному из благ.

Практические задачи на тему: Эластичность спроса и предложения будут даны на семинаре ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ для проработки вопросов Тема 3. (дополнительный материал к сам. раб. № 5 ) Принципы рационального поведения потребителя. Потребительские

предпочтения. Кривая безразличия и карта безразличия. Изучение поведения потребителя, несмотря на то что производители представляются “главными действующими лицами” в экономических отношениях является важной проблемой макроэкономики, т.к. потребитель выполняет активную роль в рыночной

Экономике. В экономке важен вопрос “суверенитета потребителя”, или его способности воздействовать на производителя через свободный выбор и приобретение товара или отказ от его покупки. В анализе потребительского поведения опираются на рациональное поведение потребителя, то есть стремлении потребителя максимизировать полезность при его

ограниченном доходе, на том , что он старается расходовать имеющиеся у него средства самым эффективным способом. Таким образом, приходится сталкиваться с проблемой полезности и ее измерения. В экономическом анализе эти концепции было использованы экономистами маржиналистского направления, важное место исследования которых занимала проблема количественного измерения величин предельной полезности.

В зависимости от ответа на вопрос об измерителе полезности, экономисты разделились на два основных направления. Кардиналисты сформулировали количественную теорию, были сторонниками поиска абсолютных показателей измерения полезности, представители которых были У. Джевонс, А. Маршалл и др. Ординалисты считали достаточным сопоставление благ по их полезности. Их взгляды являются в н.в. наиболее признанными и сформулированы как порядковая теория полезности. Наибольший вклад в разработку порядковой теории полезности внесли Ф. Эджуорт, В. Парето, И. Фишер. Эта теория приобрела более развитый вид в работах Р. Аллена и Дж. Хикса.

На базе этой теории можно сделать следующие предположения: 1) Предпочтения сформированы: потребитель может сравнивать и упорядочивать различные наборы данных с точки зрения их предпочтительности, большей или меньшей полезности для него (аксиома полной упорядоченности):

A предпочтительнее B, если A >B; А хуже В, если АB, а В>С, то А>С (аксиома транзитивности). 3) Предпочтение всегда отдается большему количеству любого товара: (аксиома Ненасыщаемости).

Для примера 1 возьмем следующие комбинации благ. Таблица I. Наборы потребительских товаров Таблица 1. Распределение продуктов питания и одежды по ассортиментам продукции № п/п Ассортиментные наборы благ Количество продукции по видам продукции

Продукты питания Одежда 1 А 20 30 2 B 10 55 3 C 40 20 4 D 30 45 5 E 10 20 6 F 10 45 Пр При анализе рассмотрим двумерные графики, но однако основные выводы, Лег могут быть сделаны на со сколь угодно большим числе товаров.

тов Рисунок 1. Кривая безразличия На рис.1 набор А более предпочтителен, чем набор Е (по трем предпосылкам анализа), набор D более предпочтителен, чем набор А. Набор А легко сравнивать с наборами в заштрихованных областях: в области I более предпочтительные,

Скачать файлы

Похожие документы