Шпаргалка «Цитатник» по Зарубежной литературе (Шевякова Э. Н.)

Кирилл Николоев вс, 19.03.2017 13:12

Творчество Корнеля Корнель (Corneille) Пьер (6 июня 1606, Руан – 1 октября 1684, Париж), французский драматург, представитель классицизма. Сборник стихов «Поэтическая смесь» (1632). Трагический конфликт страсти и долга в основе трагикомедии «Сид» (поста-новка и издание 1637), первого образца классицистического театра. Тема государства как высшего начала жизни (вопло-щение разума и общенациональных интересов), торжество героической воли в трагедиях «Гораций» (постановка 1640), «Цинна» (постановка 1640–1641). Разочарование в абсолютизме в трагедиях «Мученик Полиевкт» (1643), «Смерть Помпея» (1644). Следы эстетики барокко в «Родогуне» (1647) и других трагедиях Корнеля кон. 40-х гг., в пьесе «Никомед» (постанов-ка и издание 1651) и др.

Начальный период творчества. Корнель происходил из нормандских судейских. Сын адвоката, он получил прекрасное классическое образование в иезуитском коллеже своего родного города Руана, затем изучал право и в 1628–1650 занимал пост королевского советника в местном отделении управления вод и лесов. Его первая пьеса – комедия «Мелита» – в 1629 была поставлена в Руане, а в следующем году в Париже. Дебют оказался успешным, и Корнель продолжал писать комедии: одна за другой вышли пьесы «Клитандр» (1632), «Вдова» (1633), «Галерея суда» (1633), «Субретка» (1634), «Королевская площадь» (1634), которые намного превосходили популярные фарсы того времени. В это время началось движение за со-здание «подлинной трагедии» на основе трех единств – времени, места и действия. Теория «единств» пришла из Италии, а первой «правильной» трагедией во Франции стала «Софонисба» Жана Мере (1634). В 1635 Корнель впервые обратился к трагедии в «Медее», избрав уже использованный Еврипидом и Сенекой сюжет, но большого успеха не снискал.

Анализ трагедии Корнеля по выбору (Сид) В конце декабря 1636 или в начале января 1637 появился «Сид» – первая великая трагедия Корнеля и первая французская пьеса, ставшая событием общенационального значения. Энтузиазм публики не знал границ: в качестве отклика на поста-новку возникло выражение «прекрасно, как «Сид». Корнель в значительной степени использовал сюжет трагикомедии ис-панского драматурга Гильена де Кастро «Подвиги Сида» (1618), однако кардинально изменил проблематику, поставив в центр трагический конфликт между страстью и долгом. Молодые герои любят друг друга, но отец Химены наносит оскорб-ление отцу Родриго, и тот убивает обидчика на дуэли. Химена требует покарать возлюбленного, который тем временем со-вершает подвиги в войне с маврами, получает прозвище «Сид» и становится опорой государства. Король не желает преда-вать смерти героя и убеждается в том, что Химена его по-прежнему любит. Финал пьесы остается открытым: Химена долж-на выйти замуж за Родриго через год.

Сид (Le Cid) – Трагедия (1637) Воспитательница Эльвира приносит донье Химене приятную весть: из двух влюбленных в нее юных дворян – дона Родриго и дона Санчо – отец Химены граф Гормас желает иметь зятем первого; а именно дону Родриго отданы чувства и помыслы девушки.

В того же Родриго давно пылко влюблена подруга Химены, дочь Кастильского короля донья Уррака. Но она невольница своего высокого положения: долг велит ей сделать своим избранником только равного по рождению – короля или принца крови. Дабы прекратить страдания, каковые причиняет ей заведомо неутолимая страсть, инфанта делала все, чтобы пла-менная любовь связала Родриго и Химену. Старания ее возымели успех, и теперь донья Уррака ждет не дождется дня свадь-бы, после которого в сердце ее должны угаснуть последние искры надежды, и она сможет воскреснуть духом.

Отцы Родриго и Химены – дон Диего и граф Гормас – славные гранды и верные слуги короля. Но если граф и поныне являет собой надежнейшую опору кастильского престола, время великих подвигов дона Диего уже позади – в свои годы он больше не может как прежде водить христианские полки в походы против неверных.

Когда перед королем Фердинандом встал вопрос о выборе наставника для сына, он отдал предпочтение умудренному опы-том дону Диего, чем невольно подверг испытанию дружбу двух вельмож. Граф Гормас счел выбор государя несправедли-вым, дон Диего, напротив, вознес хвалу мудрости монарха, безошибочно отмечающего человека наиболее достойного.

Слово за слово, и рассуждения о достоинствах одного и другого гранда переходят в спор, а затем и в ссору. Сыплются вза-имные оскорбления, и в конце концов граф дает дону Диего пощечину; тот выхватывает шпагу. Противник без труда выби-вает ее из ослабевших рук дона Диего, однако не продолжает схватки, ибо для него, славного графа Гормаса, было бы ве-личайшим позором заколоть дряхлого беззащитного старика.

Скачать файлы

Похожие документы